Пост охраны в школе что включено как оборудовано
Пост охраны в школе что включено как оборудовано
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обеспечение безопасности образовательных организаций
ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ НА ОБЪЕКТАХ ДОШКОЛЬНЫХ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Security in educational organizations. Provision of security services at preschool, comprehensive and professional facilities of educational organizations. General requirements
Дата введения 2019-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой из представителей Саморегулируемой организации «Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» (СРО «Ассоциация «Школа без опасности»), Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), Ассоциации ветеранов органов государственной охраны «Девятичи» (Ассоциация «Девятичи»), Общества с ограниченной ответственностью «Эталон» (ООО «Эталон»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 208 «Охранная деятельность»
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
1.2 Требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных:
с защитой жизни и здоровья граждан;
осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечением порядка в местах проведения массовых мероприятий [1].
Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования.
Особенности оказания охранных услуг на различных видах объектов определяются федеральным законодательством, регламентирующим осуществление частной охранной деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 52551 Системы охраны и безопасности. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52551, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дежурный администратор: Лицо, назначаемое руководителем образовательной организации из числа работников администрации и (или) педагогических работников (внештатная должность), на которое возлагается обязанность регулирования образовательно-воспитательного процесса, вопросов осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, контроля над соблюдением мер антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и охраны труда.
3.2 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
3.3 начальник охраны (объекта, участка): Специалист среднего звена охранной организации, за которым закрепляется зона профессиональной ответственности в виде одного либо нескольких охраняемых объектов, на которой он организует деятельность по обеспечению охраны, подбор и расстановку работников и решение всех вопросов взаимодействия охранной организации с администрацией образовательной организации и правоохранительными органами.
3.4 образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
3.5 общеобразовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
3.6 объекты образования: Комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
3.7 охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций): Работник охранной организации, обладающий необходимой подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций на постах охраны образовательных организаций.
3.8 пост охраны: Территория либо часть территории охраняемого объекта, включая охранную зону и зону оперативного внимания, располагающуюся внутри периметра забора, ограждения двора образовательной организации, а также прилегающая к периметру территория, на которой могут возникнуть угрозы охраняемым интересам получателя охранной услуги.
3.9 профессиональная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.
3.10 стационарный пост охраны (рабочее место охранника): Основная рабочая зона (локальная часть поста охраны), где охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций) исполняет большую часть своей трудовой функции (технический мониторинг уровня угроз и осуществление пропускного режима), где могут быть расположены индикаторы технических средств охраны и постовая документация.
3.11 техническое задание на оказание охранных услуг: Документ, разработанный заказчиком охранных услуг, в котором изложены основные условия и требования к системе охраны объекта, его параметры и эксплуатационные характеристики.
3.12 уполномоченные исполнительные органы власти в сфере образования: Федеральные органы государственной власти в сфере образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по решению вопросов местного значения.
4 Общие положения по организации охраны на объектах образования
4.1 На всех объектах образования следует организовывать охранные мероприятия в зависимости от степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения [3].
4.2 Охрана объектов образования может осуществляться охранными организациями, указанными в 1.3 на основании договоров на оказание охранных услуг с образовательными организациями и техническим заданием на оказание охранных услуг [3].
Охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования и по охране имущества образовательной организации.
В договоре на оказание охранных услуг надлежит указывать основания и условия для ведения режимов усиления охраны, а также должностных лиц, полномочных принимать решение на их введение.
4.3 Работники охранной организации, исполняющие обязанности охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций) и выполняющие охранные функции на объектах образования, а также начальники охраны таких объектов или участков должны иметь документ, подтверждающий прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций (при их наличии) [4].
4.4 Контроль за организацией охраны объектов образования должен осуществляться уполномоченными исполнительными органами власти в сфере образования и руководством образовательной организации.
Руководству охранных организаций по согласованию с руководством образовательной организации рекомендуется осуществлять дополнительные контрольные мероприятия (проверки) по вопросам обеспечения охраны на объектах охраны и разрабатывать совместные планы их проведения.
К контрольным мероприятиям (проверкам) могут привлекаться общественные организации, объединения работодателей и саморегулируемые организации (при их наличии), работающие в сфере охраны и безопасности.
4.5 Руководство охранной организации либо начальник охраны (объекта, участка) должны обеспечивать периодический обмен информацией (не реже одного раза в неделю) с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, по вопросам обеспечения охраны объекта, имеющихся либо потенциальных рисков возникновения угроз, связанных с охраной образовательной организации.
4.6 Ответственность за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования может быть возложена на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство их деятельностью [3].
4.7 Перед началом оказания охранных услуг начальнику охраны (объекта, участка) либо руководителю охранной организации совместно с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, в соответствии с техническим заданием на оказание охранных услуг рекомендуется проводить обследование объекта охраны.
5 Проведение обследований объектов образования
5.1 При проведении обследования должны быть установлены:
— возможность обеспечения надежности его охраны с учетом имеющихся рисков и угроз различного характера;
— наличие и состояние инженерно-технических средств защиты (ограда, двери, окна и пр.);
— наличие и состояние технических средств охраны (охранного видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, системы сигнализации и связи и пр.);
— наличие и состояние помещений для оборудования контрольно-пропускных пунктов и стационарных постов охраны.
5.2 При оценке возможности обеспечения надежности охраны объекта следует учитывать следующие параметры:
— объем задач, возлагаемый на охрану;
— площадь объекта охраны;
— площадь зоны ответственности охраны;
— посещаемость объекта (количество сотрудников, учащихся или воспитанников, посетителей, время их планового входа-выхода и постоянного нахождения на объекте);
— объем материальных ценностей, находящихся на объекте и подлежащих охране, а также места их расположения (хранения) и степень защищенности данных мест от несанкционированных проникновений;
— степень внешних и внутренних угроз, связанных с возможностью хищения и повреждения охраняемого имущества, нарушений пропускного и внутриобъектового режимов, а также возникновения чрезвычайных ситуаций;
— возможность организации взаимодействия с правоохранительными органами и подразделениями охранной организации для усиления охраны.
Что должно быть в безопасном детском саду и школе
И что делать, если нет охранника
Пока дети находятся дома, в гостях у бабушки или гуляют во дворе, за их безопасность отвечают родители.
Но когда они на учебе или в детсаду — ответственность за их жизнь и здоровье несет образовательное учреждение. Так говорит закон об образовании.
К сожалению, не все требования закона исполняются. Иногда закон «соблюдают» для галочки — вроде формально все как положено, а на самом деле ничего не работает как надо.
Рассказываем, на что смотреть в образовательном учреждении и на какие законы ссылаться, чтобы по-настоящему обезопасить ребенка в детском саду или школе.
Что за безопасность такая
Безопасность образовательной организации — это такие меры, при которых детям и работникам ничего не угрожает извне. Это значит, что здание не загорится, на территорию не попадет посторонний человек, а ребенку на детской площадке ничего не упадет на голову. Эти меры обеспечивает как сама организация, так и государство.
Кто отвечает за безопасность
За безопасность в учебном заведении отвечают местные власти и администрация образовательного учреждения. А перед открытием школы или садика специальная комиссия решает, соответствует учреждение всем требованиям или нет. Если не соответствует — оно не откроется, пока все недостатки не устранят.
В каждом учебном заведении есть должностное лицо, которое отвечает за антитеррористическую защиту, противопожарную безопасность и безопасность детей в целом. Как правило, это заведующий или директор. Имя ответственного должно быть в специальном приказе, с которым родители имеют право ознакомиться.
Бывает, что администрация не считает нужным знакомить родителей с такими приказами. Но я рекомендую все же настоять на своем: так вы будете знать, что предъявлять претензии нужно не учителям и воспитателям — у них нет полномочий устранять недостатки в обеспечении безопасности, — а сразу ответственному лицу.
Что должно быть в учебном заведении
Забор. Территорию образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений — если у школы и детского сада есть собственная территория.
Если забора нет вообще — жалуйтесь в прокуратуру. Если прокурорское представление на директора или заведующего не подействует, прокуратура сможет добиться восстановления ограждения через суд.
Освещение. Территории детских садов и школ должны иметь наружное электрическое освещение — уличные фонари или мощные лампы. Уровень освещенности на земле должен быть не менее 10 люкс. Это можно сравнить с тем освещением, которое дают ночью уличные фонари на тротуаре.
Просто установить светильники во дворе недостаточно. Родители могут контролировать, своевременно ли включается освещение. А если это делать забывают и на территории темно — требовать включения светильников.
Охрана, тревожная сигнализация и видеонаблюдение. В России все образовательные учреждения делятся на три категории опасности и в зависимости от категории могут по-разному обеспечить охрану.
Причем, чтобы признать садик или школу объектом первой категории, должно выполняться хотя бы одно условие, а не все сразу — например, если учеников и сотрудников больше 500 человек.
Категория опасности | Теракты за последний год в регионе | Сколько людей может пострадать | Возможный материальный ущерб |
---|---|---|---|
Первая категория | 3 и более | более 500 | более 50 млн рублей |
Вторая категория | менее 3 | от 100 до 500 | от 5 до 50 млн рублей |
Третья категория | нет | менее 100 | менее 5 млн рублей |
Школы и детские сады первой и второй категории обязаны заключить договор с частными охранными организациями. Но так делают не всегда.
Объекты третьей категории могут охранять собственными силами, например нанять сторожа и вахтера. Но в любом случае там должен быть организован пропускной режим и установлены технические средства охраны, например сигнализация и видеонаблюдение.
Посмотреть, к какой категории относится учебное заведение, можно в его паспорте безопасности. Этот документ есть в каждом садике и школе, и родители имеют право с ним ознакомиться. А еще в этом паспорте можно узнать следующую информацию:
Часто охрана — слабое место образовательного учреждения. Если в садике или школе охранник по совместительству работает еще и дворником или разнорабочим — это значит, что, когда дверь за родителями закрывается, он снимает куртку с надписью «секьюрити» и идет мести двор. Для детского сада или школы это хорошо — не нужно дополнительно платить ЧОПу, а вот для безопасности детей — не очень.
Что делать, если требования безопасности не выполняются
Жаловаться в прокуратуру. Прокурор проверит, все ли в порядке с охраной, и, если сочтет, что права детей нарушены, обратится в суд.
Такая практика является обычной. Вот пример: школа в Мурманской области должна была заключить договор с охранным предприятием, но вместо этого организовала охрану собственными силами. Прокуратура сочла, что права учащихся на безопасность нарушены, и обратилась с иском в суд.
Представитель школы в суде заявила, что никаких нарушений на самом деле нет. Есть методические рекомендации, но это только рекомендации и обязанности исполнять их у школы нет. Да и деньги на охрану в бюджет не заложены. А принудить заключить договор с охранным предприятием нельзя. И вообще, школа за свой счет поставила целых две видеокамеры снаружи и еще четыре внутри — что еще нужно для безопасности?
Но суд с представителем школы не согласился. Он изучил документы и увидел, что с 8 до 14 часов школу охраняет уборщик. Он же пропускает посетителей на территорию. И этот вахтер, уборщик и охранник — женщина пенсионного возраста. Значит, школу охраняет человек, не прошедший специального обучения.
Поэтому суд решил требования прокуратуры удовлетворить. И обязал городскую администрацию выделить деньги школе, чтобы та уже заключила договор с охранным предприятием. Так что родителям платить за охрану не пришлось.
ПОЛОЖЕНИЕ об организации охраны и защиты муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Ишемгул
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ишемгул
Зианчуринского района Республики Башкортостан
Протокол от « 4 » декабря 2015 г. № 3
Приказом МОБУ СОШ с.Ишемгул
от « 4 » декабря 2015 г
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации охраны и защиты
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с.Ишемгул
Общие положения
Настоящее положение разработано в целях усиления безопасности жизнедеятельности МОБУ СОШ с.Ишемгул в связи с возрастанием случаев возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях, возможных террористических акций и содействует обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся и работников школы и в соответствии с требованиями ФЗ от 15.11.2010 г №289, от 15.11.2010 г. №301 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной деятельности в Российской Федерации».
Безопасное функционирование школы заключается в создании условий, при которых осуществляется плановая работа персонала школы, необходимое функционирование систем жизнеобеспечения, соблюдение установленного учебного процесса.
Задача руководства школы заключается в создании условий, при которых не нарушались бы основные нормы безопасности (противопожарные, строительные, нормы при проведении учебных занятий и т.д.)
Для школы актуальны следующие мероприятия по обеспечению безопасности:
Охранные:
Обеспечение контрольно-пропускного режима;
Охрана имущества школы;
Охрана имущества обучающихся (гардероб);
Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.
Организационно-технические:
Установка охранно-пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»;
Установка систем контроля доступа и систем видео наблюдения.
Профилактические:
Проведение тренировок с персоналом школы по действиям при ЧС;
Периодические осмотры охраняемого объекта;
Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «школьному» хулиганству, в т.ч. телефонному терроризму) и общественными организациями.
За соблюдение мер безопасности на занятиях отвечает педагогический персонал школы.
2. Способы осуществления охранной деятельности
Охранная деятельность школы осуществляется штатными школьными сторожами (в ночное время и в выходные, праздничные дни) и частным охранным предприятием в соответствии с муниципальным контрактом на оказание услуг по охране объектов (в дневное рабочее время школы).
Оказывать охранные услуги разрешается только предприятиям, организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) или законное право на охранную деятельность.
Требования к качеству и объему охранных услуг устанавливаются муниципальным контрактом на оказание услуг по охране объектов, настоящим положением и положением об организации пропускного режима в МОБУ СОШ с.Ишемгул.
Использование вооруженной охраны в школе запрещено.
Полномочия, предоставленные ЧОПам Законами РФ, позволяют директору школы обязать сотрудников охраны выполнять полный комплекс охранных мероприятий по обеспечению безопасности. Объем и качество охранных услуг установлены Законодательством РФ.
Охранники ЧОП при выполнении обязанностей должны быть в форме. К охране объектов допускаются только сотрудники ЧОП, прошедшие обучение в специальных школах и имеющие удостоверение охранника, выданное органами внутренних дел. Если охрана использует специальные средства, сотрудник ЧОП обязан знать статьи законов, регламентирующие применение таких средств.
3. Права и обязанности лиц, осуществляющих охрану школы
Контролировать соблюдение установленного в школе порядка доступа обучающихся, работников школы и посетителей, а также вноса и выноса материальных средств.
Контролировать соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка.
Контролировать соблюдение установленного порядка сдачи отдельных помещений школы под охрану и снятия с охраны.
Контролировать сохранность входных дверей, запорных устройств, решеток и пломб опечатанных помещений, сданных под охрану.
Принимать меры адекватного реагирования на действия лиц, нарушающие установленный порядок посещения школы либо правила внутреннего распорядка, а также носящие признаки противоправных деяний, своевременно информировать о таких фактах руководство школы и в случае необходимости — правоохранительные органы.
Оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка на территории школы. Совместно с правоохранительными органами принимать участие в обеспечении безопасности обучающихся и преподавательского состава при проведении массовых мероприятий.
Лица осуществляющие охранную деятельность школы вправе давать руководству школы предложения по совершенствованию системы мер по обеспечению сохранности имущества и техническому осн ащению, а также рекомендации по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
Пост охраны в школе должен быть обеспечен документацией в соответствии с положением об организации пропускного режима в МОУ «Основная общеобразовательная школа №8», оборудован необходимой мебелью, телефонной связью.
3. Права и обязанности руководителя школы
Информирует лиц, осуществляющих охрану об у становленном порядке посещения школы и правилах внутреннего распорядка в виде издания соответствующих документов, знакомит сотрудников и обеспечивает возможность ознакомления с ними посетителей объекта.
Утверждает правила сдачи под охрану помещений и имущества, доводит их до сведения сотрудников и обеспечивает практическую возможность их соблюдения.
Несет личную ответственность и повышает ответственность педагогического коллектива за содержание инженерно-технических средств и оборудования, обеспечивающих безопасность и защищенность образовательного учреждения.
Проводит практические занятия с педагогическим коллективом и обучающимися по осуществлению правильных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Совершенствует организацию взаимодействия с правоохранительными органами и государственными структурами по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения в повседневной деятельности и при проведении массовых мероприятий;
Широко привлекает родительскую общественность и старшеклассников к организации дежурств при проведении массовых мероприятий, оказанию помощи сотрудникам охраны образовательного учреждения и дежурным постам милиции.