Послушайте современную версию звучания хора половецких девушек в чем необычность такого исполнения
Послушайте современную версию звучания хора половецких девушек «Улетай на крыльях ветра».
В современной музыке видно, что используется больше инструментов, используется больше эффектов в музыке.Так и есть
Первые сведения об этом инструменте принято относить к 1511 году, поэтому считают, что возник он в XVI веке. Однако чуть позднее появилась новая информация о том, что в итальянском источнике 1397 года («Декамерон» Дж. Боккачо) также имеются сведения об инструменте. Самое древнее изображение датируется 1425 годом – на алтаре в Миндене.
В свое время, клавесин был очень популярен и его успешно использовали в ансамблях, оркестре. В XVII – XVIII вв инструмент получил широкое распространение именно как сольный. Своеобразный тембр клавесина, как нельзя лучше соответствовал этому галантному времени. К началу XIX века инструмент практически вышел из обихода, пока культура игры на нем не возродилась на рубеже XIX-XX вв.
2)Бах Иоганн Себастьян (1685—1750), немецкий композитор и органист.
Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке.
К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).
Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.
В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная). В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.).
Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его «Хорошо темперированном клавире» (1722—1744 гг.) каждой тональности соответствуют отдельные прелюдия и фуга.
В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие — каждый раз неповторимо — одну и ту же тему.
Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747— 1749 гг.).
Скончался 28 июля 1750 г. в Лейпциге, где жил постоянно с момента переезда туда.
Конспект урока «Ария князя Игоря, портрет половцев, плач Ярославны»
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)
· С какой оперой начали знакомство?
· Какое литературное произведение лежит в основе оперы «Князь Игорь»?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) На прошлом уроке мы начали с вами знакомство с оперой «Князь Игорь»
Учитель: Сегодня мы продолжим работу с ней, познакомимся с музыкальными характеристиками образов главных героев оперы. И тема урока звучит так: (Слайд 4)
Тема урока: «Опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря, портрет половцев, плач Ярославны »
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 5) Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды,
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»
Учитель: (Слайд 6) Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.
Учитель: (Слайд 7) Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ.
Учитель: (Слайд 8) Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в арии из II действия оперы. Князь в плену, но он пользуется уважением половцев — они видят в нём бесстрашного воина. Но ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине.
Ария – главная песня героя в опере, его мысли высказанные вслух.
Учитель: (Слайд 10) Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжёлые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье.
Учитель: Перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена.
Учитель: Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.
Учитель: (Слайд 11) Послушайте арию князя Игоря. Как можно охарактеризовать его образ? Каково настроение героя? (Мрачное)
Слушание арии князя Игоря из оперы «Князь Игорь»
Учитель: О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне).
Учитель: (Слайд 12) Вспомните арию Ивана Сусанина из одноименной оперы М. Глинки. Что их роднит? Что отличает?
Слушание фрагмента арии Ивана Сусанина
Учитель: (Слайд 13) Во II действии оперы А. Бородин рисует стан кочевников, создаёт блещущий буйными красками обобщённый портрет половцев. Композитор видит в половцах людей с другим укладом жизни. С особым мастерством он воспроизводит восточный колорит музыки, создаёт мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами.
Учитель: Тем самым композитор показывает не только воинственность, непримиримость половцев, но и своеобразие их характеров, зажигательный темперамент. Как и Глинка, Бородин, создавая контрастные образы русских людей и их недругов, с уважением относится к национальным культурам других народов.
Учитель: (Слайд 14) Звучит завораживающая слух мелодия хора половецких девушек-невольниц. Песня половецких сменяется воинственной пляской мужчин. Ее подхватывает хор половцев, славящий хана.
Учитель: (Слайд 15) Послушайте хор половецких девушек. Какие интонационно-образные особенности придают музыке восточный колорит? (Восточный колорит придают мелодия, с распевами, повторяющимися, мотивами, укачивающим аккомпанементом).
Слушание хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь»
Учитель: Какими чувствами наполнена эта музыка? (Нежностью, загадочностью).
Учитель: Какими выразительными средствами пользуется А. Бородин, чтобы передать такие качества половцев, как сила, мощь, порывистость, напористость, воинственность? (Использовал духовые инструменты, играющие в низких регистрах, устрашающее звучание)
Учитель: (Слайд 16) Послушайте современную версию звучания хора половецких девушек «Улетай на крыльях ветра». В чем необычность звучания этого хора в современной обработке?
Слушание «Улетай на крыльях ветра» в современном исполнении.
Учитель: (Слайд 17) Поэтичный образ жены князя Игоря Ярославны рисует А. Бородин в IV действии оперы. В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).
Учитель: (Слайд 18) Мелодию вступления, как будто выросшую из молчания опустошенной врагами родной земли, подхватывает голос Ярославны.
Послушаем плач Ярославны. Каким предстает перед нами ее образ? (простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края).
Слушание плач Ярославны
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: Подведем итог нашего урока.
· Назовите оперу, с которой продолжили знакомство?
Конспект урока «Опера»Князь Игорь» ч.2
Тема урока: Опера «Князь Игорь» Бородина.
Цели урока:
– Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.
Образовательные задачи урока:
– Развить интерес к изучению жанра оперы.
Воспитательные задачи урока:
– Воспитание любви к классической музыке
– Воспитание эстетического вкуса
– Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины
– Развить интерес к изучению музыкальной литературы
Мультимедийный экран для презентации.
Проверка по журналу
Проверка Д/З: рисунки на тему «Афиша для оперы»
Повторение пройденного материала:
Чей это портрет? Бородина
Кем он был по профессии? (химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор)
С каким произведением А.П. Бородина мы с вами сейчас знакомимся? (Опера «Князь Игорь»)
Музыка и либретто написаны? (А.П. Бородиным)
Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)
Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)
Сколько действий? (4 действия)
Где происходит действие оперы? В городе Путивле и в половецком стане
Какие музыкальные номера мы послушали и посмотрели? Хор «Солнцу красному слава», сцена затмения и Ария Князя Игоря
Какой тембр голоса исполняет арию? баритон
И так, мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который «оживил», дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой «Князь Игорь».
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы.
Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.
И так, второе действие посвящается половцем. Князь Игорь томится в плену, а в это время половецкие девушки песням и плясками стараются отвлечь и развеселить дочь хана Кончака.
Образы врагов – половцев – композитор раскрывает во втором действии оперы, в сцене половецких плясок с хором.
В половцах композитор видит людей с другим строем и укладом жизни, другими привычками, но это достойные соперники.
С особым мастерством он воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии с красивым узором и запоминающимся ритмом.
А в какой опере, и какой композитор показывает в разных действиях и русских и врагов, рисуя их уклад и жизнь? Глинка «Иван Сусанин»
Как и Глинка, Бородин создает контрастные образы русских людей и их недругов, с уважение относиться к их национальной культуре.
Просмотр видеофрагмента хора половецких девушек
«Улетай на крыльях ветра»
Какими чувствами наполнена эта музыка?
Нежностью, загадочностью, чувствуется восточный колорит.
Какие интонационно-образные особенности придают музыке восточный колорит?
Звучит выразительное вступление, далее манящая, загадочная и таинственная мелодия. В плавных движениях танцующих девушек чувствуется невесомость, зыбкость.
Давайте послушаем современную версию этого хора.
Звучит современная версия хора «Улетай на крыльях ветра»
В чем необычность звучания этого хора?
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» являются частью мировой музыкальной сокровищницы.
Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…» Начинается большая сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор.
«Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных.
После половецких девушек сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.
Просмотр видеофрагмента «Половецкие пляски с хором
Какие качества половцев подчеркивает композитор?
Показывая воинственность и жестокость половцев, их силу и мощь, А.Бородин раскрывает и их благородство, своеобразие характера.
Какими выразительными средствами композитор добивается этого?
Витиеватая мелодия, острый четкий ритм, подчеркнутый ударными инструментами оркестра, неудержимый порыв хора, который в буйном веселье славит хана Кончака, в звучании хора и оркестра вкрапляется его голос.
Какой принцип показа образов использует в этой сцене композитор?
Главным принципом драматургии сцены, рисующей образы половцев, является контраст.
Лирическим центром оперы является «Плач Ярославны» их четвертого действия.
В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народной мелодии, но она пронизана интонациями древних песенных народных жанров: плача, причета.
Пришло время познакомиться нам и с княгиней. Давайте послушаем
Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них тонкой мелодической орнаментикой.
В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами.
Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.
Просмотр видеофрагмента «Плач Ярославны»
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы
в половецкий край дорогу
Там насады Святослава до кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милого,
Чтоб не лить мне горьких слёз,
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце;
Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло,
И колчаны им истомой горем запекло?
Каким предстает перед нами образ Ярославны?
Простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.
С чего начинается плач? С вступления
Какой образ создает одиноко звучащая мелодия? Какие инструменты ее исполняют?
Мелодия создает образ страдающей женщины, переживающей за судьбу своего мужа. Ее исполняют тихо-тихо то флейта, то кларнет на фоне одиноко звучащей ноты. После светлого мажорного аккорда женский голос подхватывает напев, который словно рождается из молчания опустошенной земли. Ярославна горестно причитает.
К каким силам обращается героиня за помощью?
К силам природы: к ветру, к Днепру. Природа одухотворена в «Слове о полку Игореве».
Какая знакомая мелодия звучит в средней части этой музыки? Какие черты образа подчеркивает композитор этой темой?
В средней части появляется новая мелодия. Ее мы слышали в арии князя Игоря. Это тема любви и беззаветного самоотвержения, верности, нежного зова. Она словно символ победы духовного начала над, казалось бы, непобедимыми силами зла и разрушения.
Учащиеся рассматривают репродукции полотен «Ожидание», «Свияжск» К.Васильева, «После побоища» В.Васнецова, фрагмент росписи ларца А.Кожухиной на стр.24-25 учебника. Обращают внимание не только на их сюжеты, но и на выразительность красок, линий, созвучность музыке оперы.
Что роднит женские образы, запечатленные на картинах различных художников?
Они ждут, страдают, переживают за судьбу своего возлюбленного.
С какими музыкальными образами в творчестве других композиторов можно сравнить «Плач Ярославны»?
«Плач Ярославны» созвучен образу девушки из картины «Мертвое поле» кантаты С.Прокофьева и образу Сольвейг Э.Грига из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Почему Асафьев назвал оперу «Князь Игорь» одним из произведений, которые составляют славу русской музыки?
События, отраженные в опере, развертываются по всем правилам эпического повествования: неторопливый зачин, сбор в дальнюю дорогу, зловещее предзнаменование, трудный и долгий путь, смертельные опасности, роковое событие, тягостный плен, человеческие и природные силы, которые помогают герою бежать и спастись, счастливое возвращение на Родину.
Чем же заканчивается вся опера:
Раннее утро. Ярославна проливает горькие слёзы, тоскуя по любимому мужу и глядя на разорённые ханом Гзаком окрестности.
Всматриваясь вдаль, замечает двух всадников. Они приближаются. И о, радость! Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к княгине. Овлур с конями отходит в сторону. Князь Игорь и Ярославна счастливы встречей. Колокольный звон разносит радостную весть. Собирается народ и величает князя и княгиню.
Однако, Игорь не может быть спокоен, пока враг не сломлен. Он готов идти в новый поход.
Почему близки нам, людям 21 века, сюжеты, которые отстранены от нас и духовным складом, и пространством, и временем?
Мы сострадаем героям, чувствуем их переживания за судьбу своей Родины, за судьбу своих возлюбленных.
В нашей современной жизни тоже можно встретить героев, которые словно повторяют судьбу персонажей русской истории.
Таинство объединения душ – сострадание и сочувствие, таинство объединения времени и вечности. «Дела давно минувших дней» и события дней сегодняшних едва ли не тождественны. Создается ощущение, что наши собственные жизни будто повторяют судьбы персонажей русской истории.
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.
— Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)
-Приведите примеры таких песен и докажите.
(День победы, Священная война, Здесь птицы не поют).
— А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?
(мужественный, сильный и т.д.)
Таким образом, драматические события 1185 года, связанные с ними мысли и переживания, свидетельствовавшие о трудном времени разобщенности и раздробленности Руси XII века, 700 лет спустя вдохновили А.П. Бородина на создание удивительного музыкального произведения – оперы «Князь Игорь».
Еще спустя сто лет, в 1969 году, был снят одноименный фильм-опера – «Князь Игорь».
На этом мы заканчиваем разговор о опере и будет Д/З
Домашнее задание:
Подготовиться к опросу по опере «Князь Игорь» и ее музыкальным номерам.