Последствие результата то к чему привело достижение результата
Результативность и эффекты внеурочной деятельности.
В явном виде (зафиксировано в ФГОС НОО) внеурочная деятельность взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования.
Остановимся особо на понимании результатов и эффектов воспитательной деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.
Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.
Уточним понятие результата, рассмотрим его уровненную структуру. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Здесь нужно оговориться, что в случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
— формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
Уровни результатов внеурочной деятельности позволяют в стоимостном выражении оценить как сами программы внеурочной деятельности (программы, обеспечивающие первый уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающие второй уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников).
Организационно-методической основой реализации внеурочной деятельности может стать методический конструктор. Используя этот конструктор, можно самостоятельно учитывать имеющиеся ресурсы, желаемые результаты, специфику образовательного учреждения при проектировании образовательных программ внеурочной деятельности.
Для каждого направления внеурочной деятельности в методический конструктор входит:
— краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности;
— описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут этот вид внеурочной деятельности;
— представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.
Краткое описание методического конструктора для некоторых видов деятельности представлено в Приложении 2.
Итак, выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
во-первых, разрабатывать программы курсов внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Просмотр содержимого документа
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
достижения воспитательных результатов
Кафедра воспитания и
Результат и эффект воспитательной деятельности
Первый уровень результатов: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень результатов : формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Третий уровень результатов : получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», детские исследовательские проекты социальной направленности
Внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб, детские исследовательские проекты
с элементами социального проектирования
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Развлекательные, интеллектуальные, ролевые игры, организуемые педагогом
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Деловые игры, организуемые педагогом; развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД
Социально моделирующие игры, организуемые педагогом;
игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей и для представителей окружающего школу социума
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Беседы о социальной реальности; тренинги формирования социальных навыков
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Тренинги личностного роста; дебаты по различным проблемам; свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей
Беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами ОУ
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Культпоходы, досугово-развлекательные акции (праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Досугово-развлекательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Кружковые и пр. занятия;
художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, выставки и т.п.), организуемые педагогом
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД
Художественные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Социальное творчество (социально преобразующая деятельность)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Социально-ориентированные коллективные творческие дела
волонтерство (неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо отдельных людей и общества в целом)
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Трудовая (производственная) деятельность
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел, детская производственная бригада под руководством взрослого
Трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме;
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов»
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия; образовательная экскурсия, туристическая поездка
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Походы выходного дня; туристские многодневные походы; спортивные туристские походы
Туристско-краеведческие экспедиции; поисково-краеведческие экспедиции; природоохранные и природовосстановительные экспедиции
П римеры из предметных областей знания:
— Как улучшить качество питьевой воды в школе?
— Исчезающие животные нашего региона: стратегии спасения
— Способы преодоления агрессии в школе
— Химический состав популярных напитков и проблемы здоровья
— Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей и т.п.
Ориентация на результаты третьего уровня: организация взаимодействия школьника с другими социальными субъектами
Ориентация на результаты второго уровня: акцентирование внимания на ценностном аспекте получаемых знаний
Ориентация на результаты первого уровня: знакомство школьников с основными социальными нормами, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни
Художественное творчество (на примере школьного театра)
Ориентация на результаты третьего уровня: организация гастролей школьного театра в другой школе, в детском доме, в колонии и т.п. с обязательным обсуждением пьесы со зрителями
Ориентация на результаты второго уровня: выбор для постановки пьесы, где поднимаются нравственные проблемы, обсуждение (во время подготовки спектакля) этих проблем со школьниками, выработка собственного к ним отношения, обсуждение их со зрителями после преставления.
Ориентация на результаты первого уровня: знакомство с правилами поведения в театре и поло-ролевым этикетом (в процессе посещения спектаклей в профессиональных театрах), нормами трудовой этики (во время репетиций), с образцами социально приемлемого или неприемлемого поведения (через разбор содержания готовящейся пьесы) и т.п.
Возможности и перспективы использования методического конструктора
Возможности и перспективы использования методического конструктора
Нормативные основания организации внеурочной деятельности
В том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. №1241
Критерии анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы. 1–9-е классы
1. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.
На наш взгляд, образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
4. Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеурочной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.
5. В основу наших методических рекомендаций мы положили Методический конструктор внеурочной деятельности (его содержательная модель представлена в Таблице 1). Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).
Каждый блок включает в себя:
Ниже будет приведено описание трех блоков – познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностного общения.
С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ: