Скидка за дистанционное обучение в вузе
Минобрнауки назвало способ снизить стоимость обучения в вузах на удаленке
У российских вузов есть право самостоятельно устанавливать плату для студентов за обучение, заявили «РИА Новости» в пресс-службе Минобрнауки. Так ведомство прокомментировало возможную подачу студентов МГУ исков к университету.
«Законодательством закреплена автономия вузов в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги», — сообщили там.
В министерстве, однако, отметили, что вузы обладают автономией и могут снижать стоимость платных образовательных услуг по соответствующему договору за счет своего бюджета.
В ведомстве подчеркнули, что при переходе на дистанционное обучение основным требованием министерства остается сохранение качества образовательного процесса. Как указало Минобрнауки, из-за недостаточной финансовой обеспеченности образовательной программы у вуза может возникнуть дефицит средств, а качество образовательных услуг может снизиться.
Согласно распоряжению Минобрнауки, из-за распространения коронавирусной инфекции подведомственные вузы в Москве и Санкт-Петербурге с 13 ноября перешли на дистанционный формат обучения. Ограничение будет действовать до 6 февраля. Региональным вузам власти рекомендовали принимать меры, исходя из эпидемиологической ситуации.
18 ноября Telegram-канал «Первый университетский» сообщил, что студенты МГУ, которые учатся на платной основе, подготовили к вузу коллективный иск и потребовали пересмотреть расценки на образовательные услуги в связи с переходом на удаленку. Студенты-контрактники отметили, что качество учебного процесса снизилось, поскольку прекратился или стал ограниченным доступ к учебным материалам и практическим занятиям, но им по-прежнему приходится платить от 240 тыс. до 570 тыс. руб. в год.
В МГУ РБК заявили, что вуз принимает все меры для обеспечения непрерывности образовательного процесса в условиях коронавируса. Университет также добавил, что дистанционная форма обучения — это разновидность очной, и это нужно учитывать, говоря о возможности снижения стоимости образовательных услуг в период пандемии.
На следующий день вуз сообщил, что выделит на поддержку учащихся около 30 млн руб.: по 10 тыс. руб. получат студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры и получающие государственную социальную стипендию. Также помощь выплатят нуждающимся студентам, которые учатся по платным программам.
Идею пересчитать стоимость обучения поддержала уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова. В тематическом докладе она отметила, что студенты при переводе на удаленку сталкивались с большим числом сложностей, в том числе из-за недостаточного технического оснащения. По словам омбудсмена, всего она получила 19 жалоб на нарушение прав, связанных с высшим образованием.
Москалькова поддержала скидки для студентов при дистанционном обучении
Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова поддерживает идею о пересчете стоимости обучения для студентов, переведенных на дистанционное образование. Об этом говорится в ее докладе «Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», опубликованном на сайте омбудсмена.
«В сфере высшего образования представляется целесообразным решить вопрос о механизме перерасчета оплаты стоимости, произведенной за очную форму обучения, но фактически не полученную, в связи с переходом образовательных организаций на дистанционный формат обучения», — говорится в докладе.
В документе отмечено, что при переводе на дистанционную форму обучения из-за ограничительных мер студенты сталкивались с большим количеством сложностей. «Проблемы, с которыми столкнулись системы образования в критической ситуации, в большинстве своем обусловлены недостаточным техническим оснащением (неготовностью инфраструктуры массового дистанционного образования), отсутствием или слабой подготовкой педагогов в работе в новых условиях», — указано в тексте.
Всего в период действия ограничительных мер омбудсмену поступило 19 жалоб на нарушение прав, связанных с высшим образованием.
Накануне стало известно, что иск в суд руководству МГУ готовят студенты вуза, учащиеся на платном отделении. Они сочли, что из-за дистанционного образования качество обучения снизилось, в то время как плата за обучение — нет. Обучение в МГУ для контрактников стоит от 240 тыс. до 570 тыс. руб. в год. Учащиеся жалуются на неготовность онлайн-платформ вуза к переходу на дистанционное образование, неготовность педагогов к подобной форме учебного процесса, отсутствие практических занятий, необходимых на ряде специальностей, и невозможность доступа к ресурсам университета — библиотеке, лабораториям и т.д. В связи с этим обучение в МГУ фактически превратилось в самообразование, указали авторы иска.
В МГУ с требованиями не согласились, заявив, что дистанционное образование является формой очного обучения.
Вопрос дня: должны ли вузы давать скидки за дистанционное образование студентов?
Дарья Вознесенская
Министерство науки и высшего образования РФ пока не рассматривает вопрос о переводе всех вузов полностью на дистанционную форму обучения. По словам министра Валерия Фалькова, ситуация динамична и все зависит от эпидемиологической обстановки в конкретном регионе. «Мы мониторим ситуацию в ежедневном режиме по каждому из регионов», — сказал он.
В большинстве случаев вузы самостоятельно принимают решение о формате обучения. Например, в Башкирии занятия в высших образовательных учреждениях очно посещают только первые курсы бакалавриата, специалитета и магистратуры, пишет Mkset.ru. Остальные учатся онлайн.
В связи с этим у многих возникает вопрос: почему за дистанционное образование нужно платить столько же, сколько за очное? Так, уфимка Ольга Михайлова, сын которой учится в УГАТУ за 100 тысяч рублей в год, попросила сделать перерасчет в связи с переходом на онлайн-обучение. «Закрыли всех дома, студенты расслабляются. Ни о какой учебе речь здесь не идет. Можно подключиться к лекции и дальше спать или заниматься своими делами. Онлайн-образование дешевле, заочное обучение дешевле. Так почему мы платим также?», — возмущалась она.
Однако вуз отказал уфимке в перерасчете, так как «все занятия проходят по расписанию и знания передаются в полной мере». Начальник отдела развития информационных образовательных технологий другого вуза — БашГУ — Наиль Байрамгулов полагает, что требование о перерасчете в любом образовательном учреждении республики неправомерно.
Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, напротив, считает, что вопрос о перерасчете поставлен справедливо. По ее словам, сейчас во всем мире идет диалог о том, как правильно просчитать издержки при переходе на дистанционку.
«Этот вопрос очень серьезный, потому что дистанционное образование у нас не приравнено к заочному. Дистанционное образование всегда считалось технологиями, и никаких понижающих коэффициентов в зависимости от технологий не установлено. Более того, вузы сегодня вынуждены очень много инвестировать в создание онлайн-продуктов — курсов, модулей, проверки работ. Кроме того, вузы сейчас вынуждены инвестировать в переоборудование общежитий, чтобы студенты могли учиться, в том числе, и в общежитиях удаленно. Потому что многие вузы отметили, что 1 сентября не все студенты смогли вернуться — даже из регионов России», — рассказала Абанкина в разговоре с «Новыми Известиями».
При этом она отмечает, что, действительно, дистанционные технологии могли бы быть дешевле. Но вопрос достаточно сложный, так как дистанционное образование не равно заочному — студенты продолжают обучаться в ежедневном режиме, взаимодействуют с преподавателями, выполняют задания. «Соответственно, это дополнительные расходы, которые закладывает университет. Например, для того, чтобы оплатить возможности связи. Все знают, насколько дорого проводить занятия в Zoom. Сейчас уже вузы переходят на другие платформы, но они тоже не бесплатны. Очень многие российские платформы, которые весной были предложены, не выдерживают напряжения в массовый пик. В таком режиме случалось много обвалов, очень многое не масштабируется», — добавила Абанкина.
Сейчас многое в качестве полученных знаний зависит не только от студентов, которые зачастую любят халяву, но и от преподавателей. Допущенные ошибки на выходе могут вырастить поколение плохо образованных кадров.
«Раньше преподаватель мог реально оценить каждого обучающегося, его реальный уровень знаний, узнать, на что студент вообще способен, акцентировать внимание на слабых его сторонах. В процессе дистанционного обучения сделать это достаточно проблематично. Преподаватель не может только через экран своего компьютера оценить студента. К тому же у студента теперь больше возможности „списать“, „обмануть“», — говорит заведующий кафедрой судебной медицины БГМУ Айрат Халиков.
Профессор и преподаватель Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Андрей Дахин соглашается, что возможность списать существует, но есть и другие методы для выяснения знаний студента. «Можно провести собеседование, как это было и в очном формате. Можно провести разговор со студентом по теме. Тогда все сразу станет понятно», — полагает он.
Штатный преподаватель кафедры журналистики в БашГУ Юлия Саитбатталова отметила, что дурной пример студентам показывает несерьезное отношение некоторых преподавателей к дистанционному обучению. По ее словам, многие студенты в итоге считают, что онлайн-лекции можно игнорировать. «Не секрет, что некоторые не стремятся проводить полноценные занятия… Впрочем, мне кажется, что эти люди и при контактной работе не особо, скажем, напрягались», — говорит она.
«Соглашусь, что от преподавателей тоже очень много зависит. Насколько правильно он подберет современный формат, включающий оперативную связь, возможность проверки работ, серьезного консультирования при выполнении заданий, оказания помощи не в группе, а буквально каждому из студентов. Здесь уже общей проверкой контрольной не обойдешься. Надо помогать в построении индивидуальной образовательной траектории», — добавила директор института развития образования НИУ ВШЭ Абанкина.
Дахин считает, что для улучшения качества дистанционного образования необходимо менять нагрузку на преподавателей, чтобы она была адекватной. «Дистанционные форматы могут работать, но при этом должен существовать другой расчет затраты времени, затрат труда преподавателей. Сохранять старую сетку, как при очном формате работы, значит перемешивать кислое со сладким. Конечно, это будет снижать репутацию. Если делать все по уму, то для дистанционного обучения нужна новая сетка работ. Одна из задач, которая стоит в этом случае, — это сокращение количества студентов на одного преподавателя. Продуктивности нет, если группа 30 человек, а преподаватель один. Нужно идти к сокращению, чтобы преподаватель мог с каждым студентом проработать тему. Необходимо не только проинформировать студента, но и воспитать его, сформировать гражданскую и жизненную позицию. А это требует дополнительного времени», — рассказал он в беседе с «Новыми Известиями».
Другой вопрос, который встает в связи с переходом на дистанционное образование, — а как быть с теми, чьи профессии подразумевают личное присутствие, практические занятия? В будущем нас будут лечить врачи, которые получили только онлайн-знания?
«Это, конечно, более сложная вещь. Там, где обязательным является присутствие в какой-то специально оборудованной лаборатории, использование каких-то специальных средств, инструментов, я думаю, что решение проблемы в малых группах», — говорит Дахин.
«В будущем, если все так продолжится, многие профессии претерпят изменения, а живое общение станет роскошью, недоступной для основной массы населения», — считает кандидат социологических наук Тимур Мухтаров.
Пока в России еще не определились с форматом обучения на ближайшее время, в Бразилии уже разработали рекомендации по организации учебного процесса в 2020–2021 гг. В частности, удаленный режим обучения в школах и вузах советуют продлить до декабря следующего года. При этом предыдущие полгода онлайн-обучения выявили ряд серьезных проблем: бедные семьи не могут позволить себе компьютеры и интернет. Поэтому еще в мае в стране стартовала кампания по сбору старых гаджетов — для передачи их нуждающимся детям. Но таких оказалось слишком много…
Как снизить плату за обучение, если вуз перевел студентов на дистанционку?
Я учусь в платном вузе по договору, стоимость обучения — 42 000 Р за семестр.
Дистанционный формат обучения лишает студентов возможности получать тот объем и качество образовательных услуг, на которые они рассчитывали, когда заключали с вузом договор. Поэтому требование пересчитать и уменьшить плату за обучение справедливо.
Но в законах нет прямых норм, которые обязывают вузы снизить стоимость обучения, если изменился его формат, — в этом основная проблема. Студентам приходится либо рассчитывать на уступки учебного заведения, либо принуждать к этому через претензии и жалобы. Расскажу про все возможные варианты.
Заявление с просьбой о перерасчете
Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:
В финальной части заявления зафиксируйте главный довод: дистанционное обучение не аналог очной учебы, оно не может полноценно ее заменить, поэтому стоимость обучения вуз должен снизить.
Наверняка многие, если не все, ваши одногруппники и однокурсники, которые учатся платно, тоже заинтересованы в снижении стоимости обучения. Более эффективно действовать сообща. Подготовьте и направьте в ректорат как можно больше заявлений или одно коллективное — так выше шансы, что вас услышат и пойдут на уступки.
Претензия с требованием о перерасчете
Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.
Если решите писать претензию, обратите внимание на то, что это запуск досудебного урегулирования спора. Поэтому если в вашем договоре с вузом есть порядок досудебного урегулирования, то нужно его придерживаться. Если про претензию в договоре ничего нет, пишите ее в свободной форме.
Главная сложность — найти в договоре такие нарушения, которые послужили бы основанием требовать уменьшения платы за обучение. Среди таких оснований точно нет перевода на дистанционное обучение. Поэтому можно рассмотреть два варианта, как обосновать претензию и сформулировать требования:
По закону если студент докажет ненадлежащее качество обучения, то сможет потребовать соразмерно уменьшить его стоимость.
Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:
Доказать наличие недостатков качества образовательных услуг вы можете с помощью свидетельств одногруппников об этом, жалоб студентов на проблемы с учебным процессом. Пригодятся и заявления студентов с просьбой пересчитать плату за обучение, которые вы направили в ректорат.
Также можно ссылаться на приказы и распоряжения вуза, которыми вносились изменения в программы и учебные планы из-за перевода студентов на удаленку.
Технические сбои можно подтвердить скриншотами онлайн-занятий, на которых зафиксированы проблемы со связью.
К претензии можно приложить мнение о качестве обучения специалиста — преподавателя другого вуза по той же специальности со схожей программой обучения.
Кроме того, чтобы оценить качество образовательных услуг и помочь защитить свои права, можно привлечь студенческое объединение, общественный совет или иную организацию, которая занимается разрешением споров между студентами и вашим учебным заведением.
Если по вашей специализации есть не только очная, но и заочная или очно-заочная формы обучения, можно сравнить их стоимость. Очное обучение всегда дороже. Соглашаясь на его стоимость, студент изначально рассчитывал, что формат обучения не изменится.
Решение изменить договор в сторону уменьшения платы за обучение не может быть односторонним. Либо студент и вуз договорятся, либо вопрос придется решать в суде.
Ненадлежащее качество образовательных услуг и изменение существенных условий договора проще доказывать, когда обучение по определенной специальности исключает какие-либо иные формы, кроме очной. При этом изначально делается акцент на том, что только очная форма обеспечивает надлежащее качество обучения. Яркий пример — учеба на медицинском факультете.
Обращение в суд
Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.
Но есть хорошая новость: в Госдуму в конце октября 2020 года внесли законопроект, который направлен именно на решение проблемы возврата денег за платное обучение студентов-очников. Законопроект появился как раз из-за большого числа жалоб студентов на отказ вузов снижать стоимость обучения при переводе на удаленку.
Если закон примут, то плату за обучение при переводе на дистанционный формат обязаны будут снизить. Основания и порядок снижения стоимости будет определять Минобрнауки.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Студенты МГУ потребуют в суде скидку из-за дистанционного обучения
Студенты-контрактники, обучающиеся в МГУ, решили подать в суд иск с требованием пересмотреть расценки на обучение в связи с переходом на дистанционное образование. Первым об этом сообщил Telegram-канал «Первый университетский», на это обратил внимание «Коммерсантъ».
Как писал Telegram-канал, решение обратиться в суд было принято после онлайн-конференции студентов МГУ и членов адвокатской палаты города Москвы 19 октября. С помощью коллективного иска студенты намерены добиваться скидки на обучение.
Как следует из данных приемной комиссии МГУ на 2019 год, стоимость обучения в вузе варьируется от более чем 240 тыс. руб. в год (некоторые программы магистратуры) до 570 тыс. руб. (бакалаврская программа по менеджменту в Высшей школе бизнеса). Всего в МГУ, по данным сайта университета, обучаются более 38 тыс. человек. Как отмечает «Коммерсантъ», ректор вуза Виктор Садовничий ранее указывал, что 20% среди них обучаются на платной основе.
В исковом заявлении, которое пересказывает «Коммерсантъ», указано, что из-за карантина весной студенты не могли посещать библиотеки, общаться лично с преподавателями, отсутствовала возможность проведения полноценной практической и лабораторной работы, им был закрыт доступ к научно-исследовательскому оборудованию. Преподаватели, как и студенты, оказались не готовы к переводу обучения в дистанционный формат, «в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования», указывают истцы.
На качество обучения на «дистанте» также повлияло то, что из-за неготовности интернет-ресурсов к массовому переходу на удаленное обучение возникали многочисленные технические сбои.
При этом в договорах студентов, подписавших контракт с вузом, прописано, что обучение должно быть очным. В связи с этим студенты просят обязать МГУ частично вернуть выплаченные ими средства за весенний семестр 2019–2020 учебного года и осенний семестр 2020–2021 учебного года.
Иск планируют подать в суд до конца недели.
В МГУ в ответ на запрос РБК заявили, что с марта 2020 года «в московском университете были оперативно приняты все возможные меры, направленные, с одной стороны, на исполнение соответствующих предписаний и рекомендаций, а с другой — на сохранение непрерывности образовательного процесса, обеспечения его максимального соответствия утвержденным стандартам и программам». В частности, в пресс-службе упомянули запущенную еще до начала пандемии платформу онлайн-образования «Университет без границ».
«Говоря о возможных мерах социальной поддержки обучающихся в вузе, в том числе о возможности снижения стоимости обучения в период пандемии для студентов, обучающихся на договорной форме обучения, при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать тот факт, что дистанционная форма обучения является разновидностью очной формы образовательного процесса», — заявили в МГУ.
Один из инициаторов иска, студент третьего курса философского факультета МГУ Семен Беляев, рассказал, что всего в качестве истцов заявлен 21 студент вуза. «Остальные, к сожалению, боятся заниматься судебным разбирательством против главного вуза страны, переживают, что процесс замнут, а их потом отчислят как несогласных, либо возьмут на карандаш, — говорит он. По его словам, истцы рассчитывают на скидку минимум в 50%, хотя, «по ощущениям, продуктивность обучения упала на 70–80% точно».
Беляев в разговоре с РБК озвучил ряд претензий к руководству вуза, в их числе — неготовность технических платформ к массовому переходу на дистанционное образование, в том числе и «Университета без границ», на который ссылается пресс-служба вуза. «Весной мы вообще занимались на платформах Zoom и Skype, «Университета без границ» еще не было. Однако с его появлением в этом семестре ситуация не сильно изменилась: сервера не выдерживают лекции с большим количеством людей, звук скачет, видео виснет, качество того и другого — ниже среднего. Иногда из-за проблем с нагрузкой на серверы могут отмениться все пары», — объяснил он.
Проблемы есть и с тем, насколько сами преподаватели готовы к «дистанту». «Не все преподаватели умеют [правильно] обращаться с техникой, использовать интернет. Например, некоторые преподаватели звук не могут включить или презентацию вывести на экран. Они не виноваты и, наверное, в их трудовых договорах не прописан необходимый уровень технической грамотности. Но мы-то тоже не виноваты, а страдает от этого качество нашего образования», — говорит Беляев. Наконец, претензии есть и качеству учебных материалов. «Например, по одному предмету весной нам скидывали на почту презентации и какие-то задания. Презентация — это набор тезисов, сопутствующих лекции. Презентация нужна лишь для наглядности, чтобы было проще запомнить, но это не полноценная информация, по которой можно освоить материал», — пояснил студент. Подобный формат обучения он сравнил с самообразованием. «С таким же успехом можно просто смотреть лекции на YouTube или в любом онлайн-университете», — заключил он.
Студентка МГУ Анастасия Колесникова подтвердила наличие претензий, о которых говорил Беляев. Она отметила, что на некоторых специальностях «должна была быть практика «в поле», выезды в определенные места, для изучения практических дисциплин». «Но всего этого учащиеся были лишены».
«Про физкультуру и говорить стыдно. Это превратилось в вакханалию. Студентам предлагалось сидеть и строчить огромные и бессмысленные рефераты про физическую культуру, строение мышц и тому подобное. Как вы понимаете, постоянное сидение за компьютером укреплению здоровья не помогает. А еще и отнимает время от работы над более важными дисциплинами. Потом нужно было снимать/фотографировать себя во время выполнения определенного комплекса упражнений и высылать это преподавателям», — говорит она.
Проблемы возникали и со сдачей экзаменов через интернет. «На экзаменах у многих ребят были технические перебои. И не все преподаватели принимали это за форс-мажор, обвиняли в списывании. Простой взгляд куда-то в сторону или отвлечение на что-то происходящее в доме студента тоже истолковывались порой неверно, как подсматривание куда-то», — пояснила она.
«Мы хотим донести такую мысль, что не обвиняем всех преподавателей. Им тоже оказалось очень сложно. Мы понимаем. Но проблема в том, что их работа не была правильно организована свыше. Многие старались изо всех сил не снижать качество. Пожилым преподавателям отдельное уважение, что они с этим справлялись как могли», — заключила Колесникова.
10 ноября мэр Москвы Сергей Собянин распорядился о переводе на удаленку студентов городских колледжей и университетов. Министерство науки и высшего образования в связи с распространением коронавирусной инфекции также распорядилось перевести подведомственные вузы в Москве и Санкт-Петербурге на дистанционное обучение с 13 ноября по 6 февраля.
С критикой качества дистанционного обучения ранее неоднократно выступали родители школьников, многие из которых были переведены на дистанционное обучение в связи с эпидемией. Более 80% опрошенных во время осеннего исследования центра социального проектирования «Платформа», заявили, что дистанционное обучение не сможет в ближайшем будущем полностью заменить очное образование. По данным исследования, опыт пандемии показал, что такой формат преподавания создает дефицит контроля и контакта с аудиторией.