После крещения ребенок стал беспокойным что делать
После крещения ребенок стал беспокойным что делать
Устали от частых ночных пробуждений?
Короткие сны? Истерики? Ночные гуляния?⠀
Стоимость 390 рублей вместо 3500
Православное христианство — одна из самых распространенных религий в нашей стране. Согласно статистическим данным, его исповедуют более 70% населения России. Путь человека в любой религии начинается с религиозного обращения — отождествления себя с этой религией. В православии обряд религиозного обращения называется крещением.
Издавна было принято крестить человека вскоре после рождения, так как считалось, что это влияет на духовное развитие человека и защищает его от недобрых сил. В настоящее время родители зачастую принимают решение не крестить младенца, предоставив ему право самостоятельно выбрать религию позднее, когда у него сформируются собственные взгляды и убеждения.
Однако многие предпочитают следовать традициям и крестить ребенка в младенческом возрасте. Это особенно важно для воцерковленных родителей, которые живут в соответствии с системой ценностей данной религии, соблюдая ее правила и собираются соответственно воспитывать детей. Есть и те, кто принимает решение крестить ребенка по совету бабушек или других родственников в попытке решить некие проблемы: например, если ребенок часто болеет, или плохо спит.
Если родители принимают решение крестить ребенка в младенчестве, то стоит знать, что традиции православной церкви рекомендуют делать это на восьмой или сороковой день жизни ребенка. Это не строгая рекомендация, но такое раннее крещение удобно тем, что малыш еще не делит людей на «своих» и «чужих», а значит меньше вероятность, что он испугается крестных, да и процесс в целом принесет меньше стресса. Кроме того, до трех месяцев у ребенка еще не угас рефлекс, благодаря которому он задержит дыхание в воде, когда его будут окунать в купель.
Влияние крещения на сон младенца
Некоторые родители, страдающие от частых ночных пробуждений и проблем с укладыванием, уставшие бороться за сон ребенка, слышат совет крестить малыша, чтобы он лучше спал. Не существует исследований, указывающих на то, что крещение в православную веру (или обращение в любую другую веру) влияет на сон младенца, и чаще всего сон ребенка после крещения не меняется.
Однако на многочисленных интернет-форумах можно встретить истории о малышах, чей сон наладился после крещения. Можно объяснить это тем, что крещение младенца положительно повлияло на спокойствие и настроение его мамы. Поскольку дети особенно чувствительны к состоянию матери, снижение уровня ее тревожности положительно сказалось и на ребенке, повлияв на качество сна.
Встречаются и противоположные ситуации, когда после крещения дети наоборот, становятся капризными, начинают плохо спать. «Ребенка как подменили» — ужасаются родители, и сожалеют о решении крестить младенца. Тем не менее, в данном случае изменения в поведении малыша связаны, скорее всего, не с самим таинством, а с вполне объяснимыми причинами.
Давайте рассмотрим, как проходит таинство крещения.
Обряд состоит из нескольких этапов и продолжается всего около 40 минут:
После таинства, если ребенок уже старше сорока дней, проводят обряд воцерковления: священник проносит младенца по церкви, прикладывает к иконам Спасителя и Божьей матери. Завершает обряд таинство причастия.
Почему ребенок после крещения стал плохо спать?
Чаще всего причиной служит испуг во время таинства: непривычная обстановка, малыш испугался холодной воды, или его напугала борода священника. Возможных причин испуга масса. Для кого-то из детей это послужит лишь временной причиной для капризов, а кто-то испытает настолько сильный стресс, что это надолго испортит сон малыша.
Кроме того, причиной временного нарушения сна может быть кагор — сладкое крепленое вино, символизирующее кровь Христову. Его дают во время причастия и, несмотря на то, что напиток разбавлен, в нем содержится алкоголь. Для маленького человека, ЖКТ которого находится только на стадии формирования, даже мизерное количество алкоголя может вызвать интоксикацию, знакомую нам под названием «похмелье». Из-за этого ребенок может проспать весь день после крещения, либо наоборот — много капризничать и сопротивляться укладыванию. Скорее всего, это состояние пройдет через день-два, когда токсины выйдут из организма.
Отдельно отметим: огромное количество исследований указывает, что алкоголь в любом количестве вреден для неокрепшего организма. В связи с этим, ведущие медицинские организации не рекомендуют употребление алкоголя до достижения 18 лет.
Помимо указанных выше причин, может иметь место простое совпадение: начало прорезывания зубов, скачок роста, влияние погодных условий. Необязательно именно крещение младенца повлияло на его сон.
Итак, вы взвесили все за и против и решили крестить ребенка.
Что стоит учесть, чтобы уменьшить стресс для ребенка, и минимизировать риск нарушения сна:
Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний
В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых кли
В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых клинических признаков болезни. В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов и удаление их из организма. Продромальный период представляет собой временной интервал от первых симптомов заболевания до полного проявления. Период выраженных проявлений заболевания характеризуется полным развитием клинической картины. При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка, что клинически проявляется синдромом нейротоксикоза. Нейротоксикоз — ответная неспецифическая реакция детского организма на воздействие вирусной, бактериальной или вирусно-бактериальной флоры, характеризующаяся преимущественным поражением центральной (ЦНС) и вегетативной нервной системы. С истощением функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, особенно нервной системы при ее перенапряжении, а также вследствие аутоинтоксикации или экзогенного токсикоза связывают возникновение астенического синдрома. Это наиболее частое клиническое проявление периода реконвалесценции. Утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется полным восстановлением, вызывает синдром перегрузки, следом за которым развивается состояние истощения. Субъективно ощущаемое чувство утомления — прежде всего сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессорного воздействия на организм, вызывающего нарушение функций регуляторных систем — вегетативной, эндокринной и иммунной. Если стрессорные факторы действуют в течение длительного времени, может развиться реакция организма, при которой возможны функциональные изменения в виде вегетативной дисфункции [1, 6]. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) включает в себя проявление всех форм нарушения вегетативной регуляции. Наряду с соматическими проявлениями: головокружением, головными болями, сердцебиением, одышкой, жаждой, булимией, рвотой после еды, непереносимостью отдельных видов пищи, субфебрилитетом неясного происхождения, кожными высыпаниями и др., у пациентов с СВД выявляют эмоциональные расстройства разной степени выраженности в виде тревожности, нарушения сна, беспричинного плача, а также расстройства поведения, в частности, импульсивности, повышенной двигательной активности и возбудимости, дефицита внимания, что клинически определяется как астеновегетативный или психовегетативный синдром [Вейн А. М., 1981].
Интерес и сложность проблемы астеновегетативного синдрома заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Однако все специалисты сходятся в том, что такое состояние существует, его необходимо диагностировать и правильно корректировать.
Задачи исследования
Данное исследование посвящено изучению динамики состояния вегетативной нервной системы детей с астеновегетативным синдромом после перенесенных инфекционных заболеваний, а также оценке эффективности препарата Тенотен детский при названной патологии.
Тенотен детский содержит сверхмалые дозы антител к мозгоспецифическому белку S-100, создан по особой технологии специально для детского возраста, оказывает успокаивающее, нормализующее настроение и поведение действие, а также выраженное вегетостабилизирующий эффект [3, 5].
Критерии включения больных в исследование:
Критерии исключения больных из исследования:
Материал исследования
В МУЗ «5 Детская инфекционная больница г. Саратова» наблюдалось 50 детей в возрасте от 3 до 8 лет (4,54 ± 0,18 года), из них 52% мальчиков, 48% девочек, перенесших осложненные респираторные вирусные и другие воздушно-капельные инфекции, протекающие в основном с синдромом нейротоксикоза, а также часто болеющие дети, состоящие на диспансерном наблюдении в поликлинике.
Для исследования методом случайной выборки дети были распределены в две группы. В основной группе (30 человек) дети в периоде реконвалесценции наряду с симптоматической витаминотерапией получали Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день в течение 4 недель в сочетании со стандартной терапией. В контрольную группу (20 человек) вошли дети, получавшие стандартную витаминотерапию и симптоматическую терапию за исключением препаратов, обладающих вегетотропной активностью.
Достоверных различий по половозрастным показателям между основной и контрольной группами детей не было.
По спектру перенесенных заболеваний, их тяжести, характеру осложнений выделенные группы детей также значительно не отличались. Спектр заболеваний включал вирусные и вирусно-бактериальные инфекции дыхательных путей (этиологически подтвержденные формы гриппа и другие респираторные вирусные инфекции, тяжелые формы бронхитов и пневмоний и др.), острые средние отиты, тяжелые и осложненные формы инфекционного мононуклеоза, висцеральные формы ветряной оспы, протекающие с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. Данные о заболеваниях приведены в таблице.
Диагностическое обследование включало в себя клиническую оценку проявлений вегетативной дисфункции, психологическое исследование, неврологическое обследование, электрокардиографию (ЭКГ).
Состояние вегетативной нервной системы определялось по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характеризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивался по анализу субъективных жалоб и объективных параметров. Оценивалась степень выраженности психопатологических проявлений: утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость и др. (модифицированный опросник А. М. Вейна). Определялся внутрисистемный вегетативный тонус по индексу Кердо и межсистемный вегетативный тонус по коэффициенту Хильдебранта. Для оценки вегетативного обеспечения деятельности, отражающего в основном состояние автономной системы регуляции, проводилась клиноортостатическая проба (КОП). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных электрокардиографии.
Уровень внимания оценивался с использованием шкалы SNAP-IV, таблиц Шульте, по результатам модифицированного метода Пьерона–Рузерапо. Выявление расстройств кратковременной и долговременной памяти, косвенно отражающей выраженность астении, проводилось с помощью методики 10 слов и пиктограммы.
Для определения состояния эмоциональной сферы обследуемых (тревоги, депрессии) использовался ахроматический и цветовой тесты Люшера.
После окончания лечения всем детям было проведено повторное комплексное обследование для оценки эффективности терапии. Кроме того, родителям детей предлагалось оценить результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы, где 0 — это очень плохая оценка, 10 — очень хорошая.
Результаты исследования
Перед началом исследования у всех обследуемых детей (без достоверных различий в обеих группах) с помощью опросника А. М. Вейна определялись умеренно выраженные психопатологические расстройства, в виде неустойчивости эмоционального фона (84%), повышенной тревожности (34%), утомляемости (38%), отвлекаемости (86%), нарушений сна (74%), снижения памяти, а также различные соматические проявления в виде периодических головных болей (52%), головокружения (24%), метеозависимости (12%), снижения аппетита (64%), диспептических нарушений в виде тошноты, рвоты, вздутия живота (44%).
Индекс Кердо позволил определить наличие внутрисистемной дистонии у детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, он составил в среднем 32,89 ± 0,99 в обеих исследованных группах, что свидетельствовало о превалировании симпатических влияний на организм в покое.
Межсистемный вегетативный тонус, оцениваемый с помощью коэффициента Хильдебранта (средние значения составили 3,98 ± 0,03), имел, в основном, эйтонический характер.
КОП, определяющая вегетативное обеспечение автономной системы регуляции, наряду с нормальным симпатикотоническим вариантом КОП, отражающим устойчивость гемодинамики в ортостазе (14% случаев), выявила и патологические варианты. Гиперсимпатикотонический вариант КОП, характеризующийся резким повышением систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) и обусловленный избыточным включением симпатико-адреналовой системы, встречался в преобладающем количестве случаев — у 58% детей. Асимпатикотонический вариант КОП, обусловленный недостаточным подключением симпатического отдела вегетативной нервной системы, при котором САД и ДАД не изменяются или падают, ЧСС остается нормальной или компенсаторно увеличивается, встречался у 28% детей с СВД. Астеносимпатический вариант КОП с падением САД и ДАД и резким увеличением ЧСС в первые минуты ортостаза, с последующей гиперсимпатикотонической реакцией был выявлен в 2% случаев.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных ЭКГ. Синусовая тахикардия по данным ЭКГ была обнаружена у детей в 70% случаев, по-видимому, как результат экстракардиальных влияний (усиление симпатической иннервации сердца или ослабления вагусной на фоне психоэмоционального возбуждения) при отсутствии органической патологии сердца, так называемая «нервная тахикардия».
Основными психопатологическими проявлениями СВД являлись невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Их оценка производилась с помощью шкалы-опросника SNAP-IV (Swanson J., 1992). Показатель невнимательности в двух группах по этой шкале достоверно не отличался и составил в среднем 53,33% (норма (Swanson J., 1992) — 0,40–1,82), средний показатель гиперактивности — 1,96 ± 0,32 (норма (Swanson J., 1992) — 0,27–1,59) и импульсивности 2,13 ± 0,37 (норма (Swanson J., 1992) — 0,26–1,52) (p
Е. В. Михайлова, доктор медицинских наук, профессор
Т. Ильичева
Cаратовская областная детская инфекционная клиническая больница,
Саратовский государственный медицинский университет, Саратов
Хорошо или плохо, когда ребенок плачет во время крещения: как считали русские
Как известно, наши предки верили в то, что некрещеные дети после смерти превращаются в кикимор и русалок. Поэтому русские связывали плач ребенка во время крещения в первую очередь с нечистой силой, которая имеет над ним власть. Однако назвать в данном случае крик младенца исключительно добрым знаком тоже нельзя.
Крещение новорожденных и его причины
Издревле русские стремились крестить детей как можно раньше. Дело в том, что, как пишет Иван Панкеев в своей книге «Тайны русских суеверий», считалось, что только после этого таинства у ребенка появляется ангел-хранитель. А вот до этого момента новорожденный не был защищен, подвержен сглазу и порче. Именно с подобными поверьями была связана традиция, согласно которой до крещения младенцев называли временными именами. Некрещеных детей на Руси именовали Богданами, Адамами и Евами, Иванами и Марьями. Постоянным же именем младенцев нарекали во время крещения.
Желание родителей быстрее окрестить младенцев было обусловлено также и высокой детской смертностью. Дело в том, что русские верили в то, что после смерти некрещеных детей ожидает незавидная участь. Считалось, что души таких новорожденных не попадут в рай, не получат христианского спасения, а навеки останутся во власти нечистой силы и станут демонами. Некрещеные младенцы, по мнению наших предков, после смерти становились кикиморами, русалками и прочей нечистью. Мало того, детей, не успевших пройти таинство крещения, не хоронили на кладбищах, их тела закапывали на перекрестках дорог или под деревьями, топили в болотах, а нередко просто погребали под полом прямо в доме.
Предсказание судьбы во время таинства
Между тем, даже в том случае, когда крещение осуществлялось вовремя, родители продолжали беспокоиться о судьбе своих детей. Об этом говорят многочисленные приметы и гадания, благодаря которым в процессе таинства русские узнавали о том, какое будущее ожидает того или иного ребенка. Так, постриженные волосы ребенка заворачивали в воск и бросали в купель. Затем наблюдали, утонет воск или нет. Если воск всплывал, то считалось, что ребенок встретит старость, а утонувший воск воспринимался как предвестник скорой гибели младенца.
Кроме того, считалось, что младенец, который при проведении обряда сжимался и чихал, проживет долгую жизнь. А вот малыши, которые вели себя равнодушно во время крещения, молчали, вытягивались в воде или же излишне радовались, вызывали особое беспокойство. На Руси верили, что такие дети скоро умрут. Вообще, как утверждает И.И. Шангина, автор издания «Русские дети: основы народной педагогики», в народе, а в частности среди жителей Тульской губернии, бытовало поверье, что живучий ребенок при любом контакте с водой (в том числе во время крещения) должен непременно сопротивляться и плакать.
Плачущие младенцы
Вообще, плач воспринимался на Руси неоднозначно. С одной стороны он считался выражением просьбы о помощи. Так, согласно поверьям, некрещеные дети, ставшие русалками, тоже издают печальные звуки, похожие на мяуканье котят. Так плачут их души, горюя о том, что не приобщились к Господу, и просят крещения. Мало того, жалобный плач можно услышать и приложившись ухом к могиле некрещеного малыша. Для того, чтобы его успокоить необходимо было произнести: «Будь Иван или Степан», если покойный был мужского пола, и «Будь Анна или Мария», если женского. Иными словами, утешить беспокойную душу, находящуюся во власти темных сил, можно было только с помощью имянаречения, которое раньше происходило во время крещения.
Плач ребенка во время совершения таинства крещения, который можно назвать признаком победы добра в борьбе со злом, неким предсмертным стоном нечистой силы, представлялся русским доброй приметой. Плач считался не только знаком того, что младенец будет иметь крепкое здоровье и долго проживет, но и того, что отныне дьявол из его души изгнан. Впрочем, если ребенок при крещении и окунании в купель слишком громко и долго плакал, так, что его невозможно было унять, старики говорили, что он проживет непутевую жизнь. Примечательно, что кубанские казаки, напротив, верили в то, что если новорожденный кричит во время крещения, значит он проживет недолго.
Если ребенок боится крещения
Крестить ли маленького ребенка, если ему года три-четыре, а то и пять, если он против, если во время крещения начинает плакать, капризничать? А если родители против крещения, а бабушка привела внучку или внука в храм для совершения этого таинства? Отвечает протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии.
Протоиерей Андрей Лоргус
К сожалению, раньше часто бывало (сейчас – гораздо реже), когда священник, семья и ребенок впервые встречаются во время таинства крещения. Ребенок, конечно, пугается незнакомого человека, пугается незнакомой и очень отличающейся от повседневной жизни обстановки, все это оказывает на него удручающее впечатление, и он протестует.
В моей практике был такой случай. Крещение, маленькая комната приходского дома, где для крещения пришло шесть – семь семей с маленькими детьми, естественно, что многие из них кричали, было очень тесно и душно. В итоге мальчик лет пяти напрочь отказался креститься, начал плакать. Он был только с бабушкой и я сказал, что не буду его крестить. Поскольку бабушка медлила уходить, я предложил мальчику посмотреть на таинство крещения со стороны.
Он согласился, я посадил его на фисгармонию, и он мог смотреть на происходящее с некоторого возвышения. Смотрел он на все очень спокойно, заинтересованно, и после того, как все ушли, он остался и не торопился уйти, и мы с ним чуть-чуть поговорили. Я у него спросил: «Теперь ты знаешь, что такое крещение?» Он утвердительно кивнул. «Теперь ты хочешь креститься?», – задал я ему еще один вопрос. «Приходи через два дня в среду, никого не будет, и после службы мы тебя покрестим». В среду они действительно пришли.
Крестины прошли не только тихо и спокойно, но я был радостно удивлен тем, что мальчик осознано, насколько это возможно, участвовал в происходящем.
Думаю, если детей подготовить, если священник знает семью хоть чуть-чуть, подобная ситуация просто не будет иметь места.
Я несколько раз отказывался от крестин в ситуациях, когда ребенок начинал капризничать, равно как и отказывался причащать детей в таких случаях.
Обижаются ли родители? Я не могу отвечать за их чувства, поэтому, если они хотят обидеться, они обидятся. Во всяком случае, когда родители приходят так редко с ребенком в храм и так мало могут объяснить, что они собираются делать в церкви, то им грех обижаться, что ребенок противится и противостоит непонятной ему воле родителей.
Что касается вопроса, когда бабушки или кто-то еще крестят против воли родителей… Таких ситуаций было много и до перестройки, и в 80-х, и в начале 90-х. Сейчас такие ситуации почти исключения.
Весной этого года у меня было крещение мальчика, довольно уже большого, ему было года три. Мама хотела покрестить его сразу после рождения, но папа был против. Мы встречались с папой неоднократно, и он говорил о своем отрицательном мнении. Я предложил семье дождаться того момента, когда они согласуют свои намерения. Они согласовали, и крещение прошло спустя три года тихо, спокойно, я бы сказал, молитвенно. Для меня очень важно, чтобы воля отца не нарушалась. Это залог и будущего семьи, и залог будущей ценности супружеского союза, цельности отцовско-детских отношений.
А вот вопрос взаимоотношения с родителями жены и мужа – это вопрос, я думаю, второстепенный. Все-таки решение о крещении принадлежит родителям, поскольку именно они несут ответственность за ребенка. Когда в такую ситуацию вмешивается старшее поколение, то, по сути дела, это преступление против семьи, потому что оно вносит раздор, раскол между супругами, раскол в детско-родительские отношения. И здесь обязанность мужа – соблюдать и охранять границы семьи, охранять их, в том числе, от своих родителей и от родителей жены.
Когда мы говорим, что муж – защитник семьи – он защитник, в том числе, от бабушек и дедушек, от их неумеренного вторжения в те вопросы, которые подлежат сугубо ответственности родителей.
Если сейчас ко мне придет лишь бабушка с внуком, я поинтересуюсь мнением родителей обязательно. До перестройки или в начале 90-х годов с этим было сложнее.
Были случаи в моем служении в психоневрологическом интернате, где многие из детей были отказники, а некоторые – «родительские», но находились на государственном обеспечении и жили в интернате постоянно. Там было несколько ситуаций, когда мы покрестили детей, а родители были против, их было немного, но они были. И когда они заявляли свой протест директору интерната, а потом встречались со мной, то я принимал их упреки и видел, что и по законодательству, и по человеческой совести они правы.
Но после разговоров, в которых я объяснял им, почему мы пошли на такую меру, они соглашались. Во-первых, они крайне редко приезжали и навещали своих детей, во-вторых, они не хотели заботиться об их духовном воспитании по одной простой причине: им казалось, что дети их никак не участвуют в духовной жизни, и участвовать никогда не будут. Многие не участвовали еще и по своей собственной религиозной безграмотности. В итоге они все-таки соглашались с тем, что мы крестили их детей.
Но два случая были нарушениями канонического права с моей стороны, хотя я получил на это устное благословение от Святейшего Патриарха и от благочинного. В одном случае мы крестили девочку из мусульманской семьи, в другом случае мы крестили ребенка третьим крещением. Просто сведений о крещении ребенка у нас не было, он был привезен из другого интерната. А в том, другом интернате, как потом признались родители, его крестили по ошибке дважды. Первый раз его крестили родители, потом они отдали ребенка в интернат и не приходили два года.
В том интернате его покрестили по ошибке второй раз, а я покрестил третий, тоже ничего не зная о крещении предыдущем, хотя узнать не мог, потому что информации нигде не было, ни в истории болезни, ни в личном деле. Я спрашивал, мне сказали, что телефона родителей нет, хотя это не совсем была правда, и, в конце концов, родители объявились. Вот такие случаи бывают.
Но их можно избежать. Безусловно, и канонически, и по закону, и по гражданским представлениям, и по человеческой совести, сначала нужно все взвесить и добыть полную информацию. Если крещение совершается страха ради смертного, тогда другое дело, если нет – тогда надо разбираться. Священник должен поговорить с родителями и с бабушками.