После крещения что нужно делать
Как и когда проходит обряд причастия после крещения ребенка, обязательно ли
Многие родители задаются вопросом: действительно ли необходимо совершать обряд причастия после крещения ребенка. Православное учение утверждает, что в процессе совершения таинства Крещения человек обретает членство церкви Христовой. Чтобы с достоинством нести полученное христианское звание нужно участвовать в церковных Литургиях и осуществлении таинств, к которым относится Причастие.
Общая информация о таинстве причастия
Таинство Причастия среди православных носит название Евхаристия, что дословно переводится как «благодарение». Совершая его, верующие обретают благодать, посредством единения с Христом, становятся обладателями вечной жизни. Процедура предполагает вкушение верующими Тела и Крови Господа Иисуса Христа в виде хлеба и вина. В результате происходит чудотворное единение людей с Богом. Осмысление таинства Причастия преобладает над человеческим разумом, носит глубокий духовный смысл.
После Крещения ребенка на родителей и крестных возлагается огромная ответственность за его духовную жизнь, поэтому они должны прилагать старания к обязательному подношению дитя таинству Причастия.
При отсутствии возможности поднести малыша к святой чаше с Причастием в день крестин, лучше осуществить это в самое ближайшее время.
Большинство священников советуют причащать детей на каждом воскресном богослужении. Желательно разделять Евхаристию вместе с чадом, ведь это великое благо, дарованное самим Господом, а также первый шаг к активной духовной жизни.
Как готовятся к причащению взрослые
Подготовку к Евхаристии следует начинать за несколько дней до ее совершения. Человеку, имеющему намерения подобающим образом причаститься, надобно заранее соблюсти искреннее покаяние и смирение, обрести желание исправиться и вести благочестивый образ жизни. Для этого нужно кушать постную пищу, с большим усердием молиться, посещать вечернее богослужение в канун дня Причастия для исповедования.
В процессе приготовлений к таинству Причастия важно:
Вместе с молитвами лучше соединять пост, продолжительностью от 1 до 3 суток, который предполагает воздержанность от неблагопристойной пищи: мясных и молочных блюд, масла, яиц.
При суровом выдерживании поста не стоит употреблять рыбные блюда, придерживаться меры в еде и питье.
Исповедь
Неукоснительным условием для осуществления Причастия есть Исповедь, совершаемая накануне либо утром до Литургии. Перед исповеданием необходимо помириться с обидчиками и обиженными, со смирением и осознанностью попросить прощения. В процессе исповедования надлежит сердечно покаяться в свершенных грехах и деяниях.
Молитва
Подготовка к причащению неизбежно сопровождается усердными молитвами и чтением покаянного канона к Господу нашему Иисусу Христу, молитвенного канона к Пресвятой Богородице, а также канона Ангелу Хранителю, канона к святому Причащении и последование к святому Причащению.
Говение взрослого после крестин
Говение – определенная подготовка к Евхаристии, состоящая из чтения определенных молитв, выдерживания поста и покаяния.
Чтобы правильно поговеть, необходимо соблюдать следующие правила:
Говение – неотъемлемая часть жизни христианина, обязательно предшествующая таинству Причастия.
Как проводится обряд в церкви
Таинство Причастия совершается каждое воскресение во всех храмах. А в местах служения более чем одного священника – ежедневно, кроме особенных дней Церковного Устава. Обряд проходит после Литургии, проводимой в утреннее время. По завершении пения молитвы «Отче наш» и закрытия Царских врат у алтаря собирается очередь. Детей и родителей с малышами пропускают вперед – они причащаются первыми.
При совершении Евхаристии следует соблюдать некоторые простые правила:
В день совершения таинства следует воздержаться от развлечений, вести себя благочестиво, посвятить остаток дня приятному общению с близкими, чтению духовной литературы, спокойным прогулкам.
Подготовка ребенка к причастию
Подходы к организации причащения ребенка зависят от возрастных особенностей. Единым требованием для всех является отсутствие громких разговоров, криков, шума и беготни в доме Божием. Таинство Причастия доступно только крещеным родителям и детям, на которых должен быть надет нательный крест.
Груднички
Первое причащение ребенка после Крещения не имеет принципиальных отличий от последующих. Взрослые должны приспособиться к его собственным нуждам, расписанию и требованиям церкви, сохранить благодушие и положительный настрой во время посещения Литургии. Малышей принято приносить к самому Причастию. В будние дни оно начинается приблизительно через 50 минут или час от начала службы, а в праздничные дни чуть позже. Удобнее совершать обряд не в период праздников, когда не слишком многолюдно.
Для участия в Евхаристии не требуется особой подготовки. Необходимо доставить дитя в храм, обеспечить ему максимальный комфорт: одеть в случае замерзания либо наоборот раздеть, если жарко, держать на руках, не давать расплакаться. Грудничков рекомендуется накормить за несколько часов до совершения таинства. При подношении малыша к чаше, нужно положить его на правую руку, а левой придерживать, чтобы он случайно не толкнул священника.
С 3-летнего возраста
В отличие от грудничков, дети старшего возраста уже более смышленые, поэтому родители должны им объяснять смысл таинства Причастия, рассказывать о Христе и его благих деяниях. Приходить в храм лучше за 10-15 минут до начала обряда. Детям от 3 до 5 лет не стоит употреблять пищу утром накануне причащения, а с 5 лет уже можно соблюдать нестрогий пост накануне. Он предполагает отказ от мясных блюд, конфет, просмотра мультфильмов, послушания. Но нужно оценивать состояние ребенка, наличие еды и питья не является проявлением греховности.
Не лишним будет чтение молитв вместе со взрослыми.
Родители обязаны обучать детей правильным подходам к причащению и соблюдению правил:
Для детей важно ощутить торжественность происходящего, побыть в роли взрослых.
После 7 лет
Позволительно приводить дитя на исповедь, которой предшествует предварительный рассказ взрослых об этом таинстве. Заранее стоит предупредить священника о первой исповеди ребенка, согласовать с ним все нюансы. С этого возраста стоит постепенно приучать детей к остальным требованиям Евхаристии.
Пост лучше начинать соблюдать накануне Причастия, затем непринужденно приучать выдерживать до 3 дней.
Что можно сделать, если младенец не хочет причащаться
В случаях категорического протеста со стороны ребенка многие священники советуют подождать, но, ни в коем случае, не прекращать попыток. В любой сложной ситуации лучше посоветоваться со священнослужителем и четко следовать его рекомендациям. Если с раннего возраста приобщать ребенка к таинствам церкви правильно, то в дальнейшем можно избежать возникновения многих духовных проблем.
Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы
Как крестить ребенка? Какие существуют правила обряда крещения? Сколько это стоит? На эти и другие вопросы Вам ответит редакция портала «Православие и мир».
Крещение ребенка
Если жизнь ребенка в опасности
Крестить ли зимой
Сколько платить? И зачем платить?
Обязательно ли называть по святцам
Где крестить?
Фотографирование на крещение
Если Вы решите нанять на крестины фотографа, обязательно узнайте заранее разрешат ли ему снимать, использовать вспышку. Некоторые батюшки очень негативно относятся к съемкам Таинств и вас может ждать неприятный сюрприз.
Как правило, нигде фото и видео-съемку не запрещают. Фотографии с крещения — большая радость на долгие годы для всей семьи, так что если в храме снимать нельзя, то надо поискать храм, где снимать можно (но даже в старообрядческих храмах разрешают снимать на крестинах)
В некоторых случаях ребенка можно крестить и дома. Главное договориться об этом с батюшкой.
Крестные
Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.
Ответ простой: крестный должны быть человеком
— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);
— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);
— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);
— крестным не может быть монашествующий.
Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. Подробнее про крестных, их права-обязанности итд можно прочитать тут.
Беседа перед крещением
На беседу прийти надо, это не экзамен. обычно священник рассказывает о Христе, Евангелии, напоминает, что Евангелие надо прочитать самостоятельно Выглядит это как-то вот так.
Зачастую необходимость беседы вызывает негодование у родственников и многие пытаются их «обойти». Кто-то, жалуясь на недостаток времени, а то и просто желания, ищет священников, которые могут пренебречь этим правилом. Но в первую очередь эта информация нужна самим крестным, ведь предлагая им стать крестными своего ребенка вы налагаете на них большую ответственность и неплохо бы было им об этом узнать. Если крестные не хотят тратить на это время, то это повод для вас задуматься, а нужны ли ребенку восприемники, которое не могут пожертвовать ради него всего парой своих вечеров.
Если крестные живут в другом городе и могут приехать только в день таинства, то беседы они могут пройти в любом храме, в котором удобно. По окончании им дадут справку с которой они смогут участвовать в таинстве где угодно.
Очень хорошо крестным, если они еще не знают, выучить Символ Веры — эта молитва трижды читается во время крещения и, вполне вероятно, что и крестных попросят ее прочитать.
Что купить?
Для крещения ребенку нужна новая крестильная рубашка, крестик и полотенце. Все это можно купить в любой церковной лавке и, как правило, это задача крестных. Крестильная рубашечка потом хранится вместе с другими памятными вещами малыша. В зарубежных магазинах есть целая линия потрясающе красивой одежды для крещения, можно использовать и какой-то красивый комплект на выписку.
Имя при крещении
Мы приехали в храм, что дальше?
В церковной лавке Вас попросят оплатить пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше покормить, чтоб ему было комфортнее и спокойнее.
Кормить в храме МОЖНО, хорошо для этого быть в кормительной одежде или иметь с собой фартук. Если нужно уединение — можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место.
Единственное — если малыш кормится долго, лучше иметь с собой бутылочку-поильник-шприц с едой, чтобы не получилось так, что малыш проголодался в середине службы и надо или ждать полчаса, пока он поест или он будет плакать от голода.
Во время таинства ребенка держат на руках крестные, родители могут только наблюдать. Продолжительность Крещения обычно около часа.
Полезно заранее ознакомиться с тем, что будет происходить на службе, чтобы понимать смысл происходящего. Вот схема богослужения святого Крещения.
А вот мам на крещение пускают не везде — лучше тогда этот вопрос заранее уточнить.
Холодная вода?
В купели вода ТЕПЛАЯ. Сначала туда обычно заливается горячая вода, перед Таинством ее разбавляют холодной. Но вода в купели теплая 🙂
Должен ли ребенок носить крестик постоянно?
Часто родителей волнует вопрос безопасности ношения ребенком крестика. Кто-то боится что ребенок может пострадать от верёвки или ленточки, на которой крестик висит. Многие волнуются, что ребенок крестик может потерять или его могут украсть, например, в саду. Как правило крестик носят на недлинной тесемочке, которая нигде не может запутаться. А для детского сада можно заготовить специальной недорогой крестик.
А говорят, что….
Крещение, как и многое другое в нашей жизни окружено множеством глупых суеверий и предрассудков. Старшие родственники могут добавить забот и волнений рассказами о плохих приметах и запретах. Любые сомнительные вопросы лучше прояснять со священником, не доверяя, пусть даже очень опытным, бабушкам.
Можно ли отмечать крещение?
Вполне логично, что родственникам, которые соберутся на Крещение, захочется продолжить праздник дома или в ресторане. Главное, чтоб во время праздника не забыли повод из-за которого все собрались.
Ребенка крестили. Как потом причащать?
Каждый праздник, воскресный, а порой и будний день в любом православном храме можно наблюдать длинную очередь из мам и бабушек, реже — отцов с детьми на руках, следующих ко Святой Чаше. Крестив свое дитя, все они услышали совет: «А теперь приносите причащать». Но как это сделать, когда и зачем? Об этом рассказал священноигумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви Московского патриархата.
Евхаристия — Жертва и Трапеза Христа, которую Он предлагает нам. На этой Трапезе Он даёт Себя нам в пищу, дабы мы жили и существовали Им, в Свете Его Присутствия. Без участия в Евхаристии немыслима жизнь в Церкви, без Евхаристии нет Церкви.
Но если трапеза есть выражение любви того, кто её накрывает, то и участие в трапезе без ответной любви преступно. На трапезу Христа невозможно «согнать». Человек сам должен жаждать и алкать этой Небесной Пищи. Это, к слову, является и ответом на вопрос: «А сколько раз в месяц причащаться»? А сколько хочешь, только лишь бы это «хотение» было выражением всего существа, всей горячей любви. Когда есть такое желание, то и вопроса не возникает, так как жажда богообщения не знает пресыщения. Если мы пресытились, значит, перестали любить. Преступно приступать к Евхаристии без этого внутреннего чувства любви и жажды встречи с Богом.
Если таково условие участия в Трапезе Христа, то как быть с Причастием детей?
Если ваш ребенок — совсем кроха
Как и в случае с Крещением, Причастие младенцев основывается на их участии в жизни Церкви по вере Церкви, выраженной в лице восприемников (иначе именуемых «крёстными родителями»). Эта вера — не абстракция, а живое и реальное переживание взрослыми людьми религиозной истины, исповедуемой Церковью. Эти люди берутся донести — на уровне поступков, слов и примера — эту истину до детей. Они берут на себя ответственность за привитие младенцам основ религиозности. Младенец — существо весьма чуткое. И хотя он лишен «сознания» в нашем понимании этого смысла, у него существует богатый внутренний мир подсознания, его внутреннее самосознание, хотя еще и не дифференцировано, но «работает» на непостижимом для нас уровне. Ребенок в состоянии «бессознательного бытия» впитывает окружающую его среду, как губка. Именно в это время формируется психика ребенка, закладываются черты его характера. И в это время важно всё, что его окружает — поступки родителей, их слова, эмоциональный фон в семье. Ребенок, не умея «понять», подсознательно ощущает боль и переживания родителей.
На этом фоне важна религиозная атмосфера в семье. Чтобы Евхаристия и молитва для этого ребенка стала в будущем действительно желанной и любимой реальностью, он должен чувствовать молитвенную атмосферу своих родителей, всей своей семьи. Многие, «принося детей к причастию», а сами стоя в храме ровным счётом как дикари, потом задают вопрос: «Почему наши дети так кричат, когда мы их несём к причастию»? Да потому что их родители сами не понимают, для чего они принесли своих детей в храм и чего они сами тут забыли! Я уже не первый год служу в сане священства и имею возможность наблюдать, что, когда родители сами глубоко воцерковлены, сами регулярно причащаются, их дети ведут себя в храме как ангелы. Потому что религиозность впитывается с молоком матери — не только в переносном, но и в буквальном смысле этой фразы. Семья, по мысли христианских писателей древности, «малая Церковь», то есть, ячейка Церкви (советские социологи часто любили повторять, что семья — «ячейка общества» — по сути, терминология взята из христианского взгляда на семью). Христианская жизнь не терпит формализма. Христианская Церковь — это Семья Христова. Ей надо жить, а не «забегать изредка», чтобы вложить в уста младенцев Божественные Таинства и убежать снова к своим грехам и заблуждениям. Христианство начинается с изменения сознания. Когда младенцы чувствуют «отсутствие души» в поступках родителей (а они это чувствуют), они начинают протестовать против этой фальши. Они протестуют не против Бога и Таинств. Они протестуют против того, ощущение святости чего им не привили своим примером родители. Они протестуют против бездушия. Играть в религию недопустимо. И дети против такой игры, когда видят, что в эту игру играют родители.
Что делать? Известное дело: воцерковляться всей семьёй. Или, по крайней мере, начинать воцерковляться матери (если другая половина не соглашается идти путем религии). Родители дома должны ежедневно совершать свои молитвы к Богу, читать Слово Божье — даже в присутствие маленьких детей. Молиться о них в их же присутствии. Но главное, чтобы все это делалось с душой, от сердца. Тогда и будет создаваться духовная среда в семье. И эту духовную среду будут впитывать души детей. Родители могут передать детям свою любовь к богослужению, молитве. Дети тоже почувствуют это.
Если малыш задает вопросы
Все чаще и чаще сталкиваюсь с оторванностью жизни наших прихожан от Церкви, с оторванностью Евхаристии от реальной духовной жизни нашего народа. Евхаристия не воспринимается большинством причастников как та встреча со Христом, которую они постоянно ждут, жаждут и которой живут. Они, в большинстве своем, даже не знают, для чего они причащаются и Чего (Кого) они причащаются. Массовая тотальная профанация особенно чувствительна на причастии детей, которых приводят «благочестивые бабульки» к Причастию со словами «сейчас батюшка сладенькое лекарство даст». Бывают такие ситуации, что священник просто теряет дар речи. Из личного опыта хотелось бы привести два случая. В первом случае бабушка ведёт внучка и увещает: «Ты ротик открой, а батюшка тебе микстурку даст», на что проворный внучек отвечает чуть не с руганью (в тоне явного отторжения): «А я что, не могу дома из бутылки микстуру выпить? Чего ты меня сюда притащила?». Пришлось прямо у Чаши «заградить уста» старой наставнице юного поколения, а отроку задать вопрос:
— А чего ж ты сюда пришел?
— Так вот она (показывает на свою бабушку) притащила.
Причащать его, естественно, не стал. Ибо такое причастие не только ему на пользу не пойдёт, но еще в детской душе заложит основы протеста против религии.
Другой случай закончился, правда, отрадней. Тоже бабушка привела отрока лет 8-9 причащаться «сладенького медку», и тоже был вопрос: «А чего мне дома меду не дали?» Но мальчик оказался весьма проворным и любознательным. Пока я причащаю грудных младенцев, слышу, как отрок проворно бабушке возражает: «Это же храм, ты мне что-то говорить не хочешь, почему? Я уже взрослый, и я хочу знать, что это тут дает батюшка». Но вместо здравого религиозного ответа, идущего от любящего сердца, со стороны старушки последовал ответ, словно его породило каменное бесчувствие: «Тебе это не обязательно знать, ты, главное, покушай это, а потом вырастешь — узнаешь». Опять я отстраняю в сторону эту наставницу, а мальчику прямо у Чаши провожу первое поучение о Таинстве:
— Верю, и даже молюсь, как умею.
— Молодец. А вот здесь, в Чаше, Дар Христа — это Его Таинства, приобщение к Его Жизни, к Его Телу и Крови. Знаешь кто такие доноры?
— Да, в школе говорили, они кровь сдают для других.
— Ну так вот, самый совершенный и самый настоящий Донор — Христос, Он отдал всю Свою жизнь, чтобы мы ее принимая в Себя, жили Им.
— Здорово! И мне можно принять То, что Он дал тебе в эту Чашу?
Как подготовить детей к Причастию
Фото привью: obitel-st-elisaveta.ru
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Православная Жизнь
К сожалению, часто православный христианин или его родители после Таинства Крещения ставят жирную точку.
Покрестили, слава Богу! Необходимый минимум совершили. Обязанность перед Господом и душой ребенка выполнили. Дальше только земное: воспитание, здоровье, учеба, работа, армия, женитьба. Ну, еще в церковь можно зайти два раза в год: на Пасху посвятить куличи, мяса да яйца и на Крещение Господне – водички свяченой набрать. Тот, у кого вера сильнее (если, конечно же, будет время!) еще на Вербное воскресение посвятит вербу, на медовый Спас мед и на яблочный Спас яблоки и виноград. Ну, теперь-то уже точно хватит.
Далее батюшку нужно будет позвать, когда вперед ногами из избы понесут на кладбище.
В сознании такого человека православие – всего лишь старая добрая бабушкина традиция. Не более. А вся таинственная спасительная жизнь Церкви проходит мимо и совершенно незаметно для него.
Но нужно понять, что Таинство Крещения – это не конец, а НАЧАЛО. Это дверь в преогромный и глубочайший мир Церкви – мир православия. Меня крестили, и я стал на первой ступеньке лестницы в небо. Сам Христос меня взял за руку, и вместо того, чтобы вырвать ее из Его отеческой длани и уйти снова как ни в чем не бывало в мир с его спешкой, пустотой и страстями, благодать Святого Духа, полученная в крещенской купели, зовет меня вверх – в Царствие Небесное шажок за шажком, ступенька за ступенькой, секунда за секундой. Все вверх и вверх, а не вниз и вниз.
Таинство Крещения – это не только огромная благодать, но и колоссальная ответственность. Я в Крещении и Миропомазании получил дар, привился к лозе Христовой, соединился через Него с Богом Отцом и получил благодатные дары Святого Духа для твердой и решительной жизни в христианстве. Я – новая тварь, не ветхий уже человек, но обновленный земной ангел, гражданин Царствия Небесного. С меня смыты все грехи, со мной случилось здесь – в крещенской купели – чудо моего личного воскресения. Произошло рождение нового богоподобного существа – сына или дочери Божиих – бога с маленькой буквы. Вот что такое Таинство Крещения.
Но вместо того чтобы затрепетать от благоговейного и священного ужаса перед неизмеримой глубиной Таинства, я воспринимаю его как чистейшую формальность – как штамп в паспорте и иду жить-грешить дальше…
Это, дорогие мои братья и сестры, то же, что положить святую икону в грязь и затоптать ее ногами. Ведь что такое Таинство Крещения как не образ Божий в сердце и душе человека?! И тот, кто не очищает, не приукрашает его, не ставит его на престоле своего внутреннего сердечного алтаря – совершает страшный кощунственный грех.
Потому что Господь мне дал преогромный дар, и с меня взыщется и спросится: «КАК и НА ЧТО я этот дар употребил?»
Сейчас, с точки зрения божественной церковной икономии (снисхождения), мы получаем великий дар Таинства Крещения просто так. Но так было не всегда. Когда-то за него умирало множество православных, а чтобы стать христианином, нужно было пройти искус-оглашение, чтобы в полном сознании святыни Крещения войти в воду и выйти из нее НОВЫМ человеком.
То же можно сказать о восприемниках (в народе «кумовьях»). Вы берете на себя ответственность за душу ребенка. Отныне и навсегда вы будете связаны с ним родительскими узами – духовной невидимой связью. Перед Святым Престолом вы даете клятву, что будете воспитывать дитя в православной вере. Говоря образно, вы с ребенком похожи на альпинистов, идущих в связке по горе жизни. Вырастет малютка, станет плохим человеком и после смерти оборвется, полетит вниз – в ад, вполне возможно, за ним отправитесь и вы. Потому что в том ваше упущение. Или, наоборот, станет добрым православным христианином и после смерти попадет в рай, за ним, может быть, попадете и вы, потому что в том и ваша заслуга.
Отговорки типа «я уже старый и живу в Украине, а крестнику моему шестьдесят, и, по слухам, он в Австралии» не принимаются. Вы дали за него клятву перед Богом. Как духовный родитель, вы, по крайней мере, должны молиться за него.
Потому родители, как биологические, так и духовные, не должны мыслить после Таинства Крещения: «Фу-у-у-х! Наконец-то закончилось, теперь за стол и по домам». Но надо думать: «А что дальше? Как теперь жить? Как возгревать дар, полученный в Крещении?»
Ответ прост. Чаще входить под высокие своды храма. И жить церковной жизнью. А далее Господь подскажет.
Маме с ребенком нужно прийти после Крещения в храм и провести обряд воцерковления. Следует самим родителям выучить главные молитвы «Отче наш» и «Символ веры», научить этим молитвам ребенка. Подарить ему иконочку его небесного покровителя. Конечно же, следует молиться за дитя. Нужно помнить, что главная святыня православия – Тело и Кровь Христовы. И, по словам Спасителя, «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Взрослому человеку нужно долго готовиться, чтобы причаститься, а крещеного младенца можно просто принести под Чашу, чтобы он воспринял величайшую святыню Евхаристии. Это очень важно. Тело и Кровь Христовы, принятые ребенком, будут всемерно очищать и просвещать его, подавая духовное и телесное здравие. Конечно, после этого нужно прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении.
И вообще надо стремиться каждое воскресенье с ребенком посещать храм, чтобы церковь стала для него не пугающим непривычным местом, но родным домом. И так постепенно шаг за шагом восходить из меры в меру, открывая для себя удивительный и глубокий мир православия. Ведь, в сущности, Таинство Крещения – это только начало путешествия. Далее вас ждет длинная сияющая дорога. Ступив на нее, мы обретем такие дары Святого Духа, перед которыми померкнут все сокровища мира.