Послание к коринфянам что это
1-е Коринфянам введение
Фрагмент церковной истории, подобного которому нет. Вайзекер
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Первое послание к Коринфянам — это «книга проблем» в том смысле, что Павел рассматривает в нем проблемы («Что же касается. »), которые стояли перед общиной в порочном городе Коринфе. В этом качестве книга особенно нужна сегодняшним церквам, раздираемым проблемами. Разделение, поклонение руководителям, как героям, безнравственность, споры о законе, проблемы брака, сомнительная практика и предписания о духовных дарах — все это здесь рассматривается. Однако было бы неверно думать, что вся книга посвящена проблемам! В этом же Послании есть самое прекрасное произведение о любви не только в Библии, но и во всей мировой литературе (гл. 13); замечательное учение о воскресении — и Христовом, и нашем (гл. 15); поучения о причастии (гл. 11); заповедь принимать участие в материальных пожертвованиях. Без этого Послания мы были бы намного беднее. Это сокровищница практического христианского учения.
II. АВТОРСТВО
Все ученые согласны, что названное нами Первoe послание к Коринфянам вышло из-под пера Павла. Некоторые (главным образом либеральные) исследователи полагают, что в письме есть некие «чужие вставки», но эти субъективные предположения не подкрепляются доказательствами-рукописями. 1 Коринфянам 5:9, видимо, ссылается на предыдущее (неканоническое) письмо Павла, которое было неправильно понято коринфянами.
Внешнее свидетельство в пользу 1 Коринфянам очень раннее. Климент Римский (около 95 г. н. э.) говорит о книге как о «послании благословенного апостола Павла». Книгу цитировали и такие ранние церковные авторы, как Поликарп, Юстин Мученик, Афенагор, Ириней, Климент Александрийский и Тертуллиан. Она входит в список канона Муратори и следует за Посланием к Галатам в еретическом каноне Маркиона «Апостоликон».
Внутреннее свидетельство также очень сильно. Помимо того, что автор сам называет себя Павлом в 1:1 и 16:21, его доводы в 1:12−17; 3:4.6.22 также доказывают авторство Павла. Совпадения с Деяниями и другими посланиями Павла и сильный дух искренней апостольской озабоченности исключают подделку и делают аргументы в пользу подлинности его авторства более чем достаточными.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Павел говорит нам, что пишет из Ефеса (16:8−9, ср. ст. 19). Поскольку он трудился там в течение трех лет, скорее всего, 1 Коринфянам было написано во второй половине этого продолжительного служения, то есть где-то в 55 или 56 г. н. э. Некоторые ученые датируют Послание даже более ранним сроком.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Древний Коринф находился (и находится) в южной Греции, к западу от Афин. Во времена Павла его расположение было выгодным: через город проходили торговые пути. Он стал крупным центром международной торговли, в него прибывало множество транспорта. Поскольку религия народа была извращенной, город вскоре превратился и в центр худших форм безнравственности, так что само название «Коринф» стало олицетворением всего нечистого и чувственного. Он пользовался репутацией города настолько распутного, что даже появился новый глагол «korinthiazomai», означавший «вести порочный образ жизни».
Апостол Павел впервые посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 18). Сначала он с Прискиллой и Акилой, которые, как и он, делали палатки, трудился среди иудеев. Но когда большинство иудеев отвергло его проповедь, он обратился к коринфским язычникам. Души спаслись проповедью Евангелия, и образовалась новая церковь.
Примерно через три года, когда Павел проповедовал в Ефесе, он получил из Коринфа письмо, сообщающее о серьезных проблемах, с которыми столкнулась община. В письме также были заданы разные вопросы о христианской жизни. В ответ на это письмо он и написал Первое послание к Коринфянам.
Тема Послания — как исправить мирскую и плотскую церковь, которая легкомысленно относится к тем умонастроениям, ошибкам и действиям, которые так тревожили апостола Павла. По меткому выражению Моффатта, «церковь была в миру, как и должно быть, но мир был в церкви, чего быть не должно».
Поскольку такая ситуация до сих пор не редкость в некоторых общинах, значение Первого послания к Коринфянам остается непреходящим.
План
II. Неурядицы в церкви (1:10 — 6:20)
А. Разделения среди верующих (1:10 — 4:21)
Б. Безнравственность среди верующих (гл. 5)
В. Тяжбы между верующими (6:1−11)
Г. Нравственная распущенность среди верующих (6:12−20)
III. Ответ Апостола на вопросы о церкви (гл. 7−14)
А. О браке и безбрачии (Гл. 7)
Б. Об идоложертвенных яствах (8:1 — 11:1)
В. О покрывале для женщин (11:2−16)
Г. О Вечере Господней (11:17−34)
Д. О дарах Духа и их использовании в Церкви (Гл. 12−14)
IV. Ответ Павла отрицающим воскресение (гл. 15)
А. Несомненность воскресения (15:1−34)
Б. Опровержение доводов против воскресения (15:35−57)
В. Заключительный призыв в свете воскресения (15:58)
V. Заключительные наставления (гл. 16)
А. О сборах (16:1−4)
Б. О своих личных планах (16:5−9)
В. Заключительные наставления и приветствия (16:10−24)
комментарии МакДональда на 1-е послание Коринфянам, введение
1 Коринфянам введение
ВВЕДЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
ВЕЛИЧИЕ КОРИНФА
Уже один взгляд на карту показывает, что Коринфу было уготовано важное место. Южная Греция представляет собой почти остров. На западе Коринфский залив глубоко вдается в сушу, а на востоке граничит с Сардоническим заливом. И вот, на этом узком перешейке, между двумя заливами, стоит город Коринф. Такое положение города неизбежно привело к тому, что Коринф стал одним из величайших торговых и коммерческих центров античного мира. Все пути сообщения из Афин и северной Греции в Спарту и на Пелопоннесский полуостров проходили через Коринф.
Через Коринф проходили не только пути сообщения между южной и северной Грецией, но большая часть торговых путей из западного Средиземноморья в восточное. Крайняя южная точка Греции была известна под названием мыс Малеа (ныне мыс Матапан). Это был опасный мыс, и «обойти вокруг мыса Малеа» звучало в те времена так же, как звучало позднее «обойти вокруг мыса Горн». У греков было две поговорки, ясно показывающие их мнение об этом: «Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, забудет свой дом», и «Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, сначала составит свое завещание».
Вследствие этого моряки выбирали один из двух путей. Они поднимались по Сардоническому заливу и, если их суда были достаточно малы, перетаскивали их волоком через перешеек и потом спускали их в Коринфский залив. Перешеек назывался Диолкос — место, через которое волокут. Если же судно было слишком большим, то груз выгружали, переносили носильщиками через перешеек на другое судно, стоящее по другую сторону перешейка. Эти семь километров через перешеек, где теперь проходит Коринфский канал, сокращали путь на 325 км, и избавляли от опасностей путешествия вокруг мыса Малеа.
Понятно, каким крупным коммерческим центром являлся Коринф. Сообщение между южной и северной Грецией проходило через него. Сообщение же между восточным и западным Средиземноморьем, еще более интенсивное, чаще всего осуществлялось через перешеек. Вокруг Коринфа находились еще три города: Лехэуле — у западного побережья, Кенхрея — на восточном побережье и Скоэнус — на небольшом расстоянии от Коринфа. Фаррар пишет так: «Предметы роскоши вскоре появились на рынках, которые посещали все народы цивилизованного мира — арабский бальзам, финикийские финики, слоновая кость из Ливии, вавилонские ковры, козий пух из Киликии, шерсть из Лаконии, рабы из Фригии».
Коринф, по выражению Фаррара, был ярмаркой тщеславия античного мира. Люди называли его Греческим мостом, его называли также Злачным местом Греции. Кто-то однажды сказал, что если человек простоит довольно долгое время на Пикадилли в Лондоне, то он может, в конце концов, увидеть каждого жителя страны. Коринф был Пикадилли Средиземноморья. В дополнение к этому там проводились также и Истмийские игры, которые уступали по своей известности лишь Олимпийским. Коринф был богатым многолюдным городом, одним из крупнейших торговых центров древнего мира.
ПОРОЧНОСТЬ КОРИНФА
Коринф получил всеобщую известность благодаря своему торговому процветанию, но он стал также и олицетворением безнравственной жизни. Само слово «коринфовать», то есть жить по-коринфски, вошло в греческий язык и означало вести пьяную и развратную жизнь. Это слово вошло и в английский язык, и во времена регенства коринфянами звали молодых людей, ведших разгульный и безрассудный образ жизни. Греческий писатель Элиан говорит, что, если когда-либо на сцене в греческой драме появлялся коринфянин, то он обязательно был пьяным. Само название Коринф было синонимом разгула. Город был источником зла, известным во всем цивилизованном мире. Над перешейком возвышался холм Акрополь, а на нем стоял большой храм богини Афродиты. При храме жила тысяча жриц богини Афродиты, жриц любви, священных проституток, которые спускались по вечерам с Акрополя и предлагали себя каждому за деньги на улицах Коринфа, пока у греков не возникла новая поговорка: «Не каждый мужчина может позволить себе поехать в Коринф». Помимо этих грубых грехов в Коринфе процветали еще более утонченные пороки, которые привезли с собой купцы и моряки со всех концов известного в то время мира. И поэтому Коринф стал не только синонимом богатства и роскоши, пьянства и невоздержанности, но и синонимом мерзости и разврата.
ИСТОРИЯ КОРИНФА
История Коринфа делится на два периода. Коринф — древний город. Фукидид, древнегреческий историк, утверждает, что первые триремы, боевые греческие корабли, были построены в Коринфе. Согласно легенде, в Коринфе был построен и корабль аргонавтов Арго. Но в 235 году до Р. Х. Коринф постигла трагедия. Рим был занят завоеванием мира. Когда римляне пытались покорить Грецию, Коринф возглавлял сопротивление. Но греки не могли выстоять против дисциплинированного и хорошо организованного римского войска, и в том же году генерал Луций Мумий захватил Коринф и превратил его в груду развалин.
Но место, с таким географическим положением не могло вечно пустовать. Почти ровно через сто лет после разрушения Коринфа, в 35 году до Р. Х., Юлий Цезарь восстановил его из руин, и Коринф стал римской колонией. Более того, он стал столицей, центром римской провинции Ахаиа, в которую входила почти вся Греция.
Во времена апостола Павла население Коринфа было очень пестрым:
1) В нем жили ветераны римской армии, которых поселил здесь Юлий Цезарь. Отслужив свой срок, солдат получал римское гражданство, после чего его посылали в какой-то новый город, давали ему земельный надел, с тем, чтобы он поселился там. Такие римские колонии устраивали во всем мире, и основной костяк населения в них составляли ветераны регулярной римской армии, получившие за свою верную службу римское гражданство.
2) Как только Коринф возродился вновь, в город вернулись купцы, поскольку его отличное географическое положение давало ему существенные преимущества.
3) Среди населения Коринфа было много иудеев. Во вновь построенном городе открывались прекрасные коммерческие перспективы, и они стремились воспользоваться ими.
4) Жили там и небольшие группы финикийцев, фригийцев и народов с востока, со странными и историческими манерами. Фаррар говорит об этом так: «Это смешанное и разнородное население, состоящее из греческих авантюристов и римских горожан, с разлагающей примесью финикийцев. Там жила масса иудеев, отставных солдат, философов, купцов, моряков, вольноотпущенников, рабов, ремесленников, торговцев, маклеров». Он характеризует Коринф как колонию без аристократии, традиций и авторитетных граждан.
И вот, зная, что прошлое Коринфа и само его название были синонимами богатства и роскоши, пьянства, разврата и порока, прочтем 1Кор 6:9−10:
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?
Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».
В этом рассаднике порока, в самом, казалось бы, для этого малопригодном городе во всей Греции, совершил Павел одно из своих величайших деяний, и в нем была одержана одна из величайших побед христианства.
ПАВЕЛ В КОРИНФЕ
Не считая Ефеса, Павел оставался в Коринфе дольше, чем в каком-либо другом городе. С опасностью для жизни покинул он Македонию и перебрался в Афины. Здесь многого он не достиг, и потому пошел дальше в Коринф, где и оставался в течение восемнадцати месяцев. Нам станет ясней, как мало мы знаем о его работе, когда узнаем, что все события об этих восемнадцати месяцах сведены в 17 стихов (Деян 18:1−17).
По прибытии в Коринф Павел поселился у Акилы и Прискиллы. С большим успехом проповедовал он в синагоге. После прибытия Тимофея и Силы из Македонии Павел удвоил свои усилия, но иудеи были столь враждебны и непримиримы, что ему пришлось уйти из синагоги. Он переселился к Иусту, жившему по соседству с синагогой. Самым известным из обращенных им в веру Христову был Крисп, начальник синагоги; а среди народа проповеди Павла тоже имели большой успех.
В 52 году в Коринф прибыл новый губернатор, римлянин Галлион, известный своим обаянием и благородством. Иудеи попытались воспользоваться его неосведомленностью и добротой и привели к нему на суд Павла, обвиняя его в том, «что он учит людей чтить Бога не по закону». Но Галлион, сообразуясь с беспристрастностью римского правосудия, отказался разбирать их обвинение и не принял никаких мер. Поэтому Павел смог завершить здесь свое дело и потом отправился в Сирию.
ПЕРЕПИСКА С КОРИНФОМ
Находясь в Ефесе, Павел узнал в 55 году, что в Коринфе не все благополучно, и потому написал тамошней церковной общине. Вполне вероятно, что коринфская переписка Павла, которой мы располагаем, является неполной и что компоновка ее нарушена. Надобно помнить, что лишь в 90 году, или около этого письма и послания Павла были впервые собраны. Кажется, они имелись в различных церковных общинах лишь на кусках папируса и, поэтому, было трудно их собирать. Когда собирали послания к Коринфянам, их, по-видимому, нашли не все, собрали не полностью и расположили их не в первоначальной последовательности. Попытаемся представить себе, как это все происходило:
1) Имелось письмо, написанное до Первого послания Коринфянам. В 1Кор 5:9 Павел пишет: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками». Очевидно, что это указание на ранее написанное письмо. Некоторые ученые полагают, что это письмо бесследно утеряно. Другие считают, что оно содержится во 2Кор 6:14 — 2Кор 7:1. И действительно, этот отрывок перекликается с вышеупомянутой темой. В контексте же Второго послания к Коринфянам этот отрывок как-то не читается. Если же перейдем непосредственно от 2Кор 6:13 ко 2Кор 7:2, то увидим, что смысл и связь отлично сохраняются. Ученые называют этот отрывок «Предыдущим посланием». Первоначально, в посланиях не было деления на главы и стихи. Деление на главы было предпринято не ранее тринадцатого столетия, деление же на стихи не ранее шестнадцатого. Поэтому упорядочение собранных писем представляло большие трудности.
2) Различные источники сообщали Павлу о том, что в Коринфе не все ладно. а) Такие сведения доходили от домашних Хлоиных (1Кор 1:11). Они сообщали о ссорах, раздирающих церковную общину. б) Новости эти дошли до Павла и с прибытием в Ефес Стефана, Фортуната и Ахаика (1Кор 16:17). Которые личными контактами дополняли настоящее положение дел. в) Сведения эти пришли с письмом, в котором коринфская община просила Павла дать указания по различным вопросам. 1Кор 7:1 начинается словами «О чем вы писали ко мне. » В ответ на все эти сообщения Павел написал Первое послание к Коринфянам и отправил его к коринфской церкви с Тимофеем (1Кор 4:17).
3) Это послание вызвало, однако, дальнейшее ухудшение отношений между членами церкви, и, хотя у нас нет об этом письменных сведений, мы можем заключить, что Павел лично посетил Коринф. Во 2Кор 12:14 мы читаем: «И вот в третий раз я готов идти к вам». Во 2Кор 13:1,2 он снова пишет им, что придет к ним в третий раз. Ну, а если было третье посещение, то должно было быть и второе. Мы же знаем лишь об одном, изложенном в Деян 18:1−17. У нас нет никаких сведений о втором посещении Павлом Коринфа, но ведь он находился от Ефеса всего в двух-трех днях плавания на корабле.
4) Это посещение ни к чему хорошему не привело. Дела лишь обострились и, в конечном счете, Павел написал строгое послание. О нем мы узнаем из некоторых отрывков Второго послания к Коринфянам. Во 2Кор 2:4 Павел пишет: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами. » Во 2Кор 7:8 он пишет: «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время». Это письмо, как результат душевных страданий, было столь суровым, что он опечалился, послав его.
Ученые называют это послание Строгим посланием. Имеем ли мы его? Очевидно, что это не Первое послание к Коринфянам, потому что оно не душераздирающее и не мучительное. Очевидно также, что во время составления этого послания положение не было безнадежным. Если же мы перечтем теперь Второе послание к Коринфянам, то столкнемся со странным обстоятельством. Из глав 1−9 видно полное примирение, но с 10-ой главы происходит резкий перелом. Главы 10−13 содержат самое душераздирающее, что Павел когда-либо писал. Они ясно показывают, что ему причинили острую боль, что он был оскорблен как никогда ни до, ни после этого. Нападкам и критике подвергаются его внешность, его речь, его апостольство, его честь.
Большинство ученых полагают, что главы 10−13 — и есть Строгое послание, и, что при составлении собрания посланий Павла, оно попало не на свое место. Если мы хотим иметь точное представление о переписке Павла с Коринфской церковью, нам надо читать сначала главы 10−13 Второго послания, а главы 1−9 после них. Мы знаем, что Строгое послание Павел переслал в Коринф с Титом (2Кор 2:13; 2Кор 7:13).
5) Павла волновало все, что было связано с этим посланием. Он не мог дождаться, когда Тит вернется с ответом, и отправился встретить его (2Кор 2:13; 2Кор 7:5,13). Он встретил его где-то в Македонии и узнал, что все обошлось хорошо и, возможно, в Филиппах, он написал Второе послание к Коринфянам, главы 1−9, — письмо примирения.
Сталкер говорил, что послания Павла снимают покрывало неизвестности с раннехристианских общин, сообщая нам, что происходит внутри их. Лучше всего это высказывание характеризует послания к Коринфянам. Здесь мы видим, что значили для Павла слова «забота о всех церквах». Мы видим здесь и сокрушенное сердце и радости. Мы видим Павла, пастыря своей паствы, принимающего близко к сердцу ее заботы и печали.
ПЕРЕПИСКА С КОРИНФОМ
Прежде чем приступить к детальному разбору посланий, составим хронологию переписки с Коринфской общиной.
1) Предшествовавшее послание, которое, может быть, составляет 2Кор 6:4−7:1.
2) Прибытие домочадцев Хлоиных, Стефана, Фортуната и Ахаика и получение Павлом послания Коринфской церкви.
3) В ответ на все это написано Первое послание Коринфянам и отправлено с Тимофеем в Коринф.
4) Положение ухудшается еще больше, и Павел лично посещает Коринф. Это посещение оказывается неудачным. Оно тяжело сокрушило его сердце.
5) В результате этого Павел пишет Строгое послание, которое, вероятно. составляет главы 10−13 Второго послания к Коринфянам, и было переслано с Титом.
6) Не в состоянии вынести ожидания ответа, Павел отправляется в путь, чтобы встретить Тита. Он встречает его в Македонии, узнает, что все образовалось и, возможно, в Филиппах пишет главы 1−9 Второго послания к Коринфянам: Послание примирения.
В первых четырех главах Первого послания к Коринфянам рассматривается вопрос о расхождениях в Божьей церкви в Коринфе. Вместо того чтобы быть единой во Христе, она была расколота на секты и партии, отождествляющие себя с различными христианскими руководителями и учителями. Именно учение Павла вызвало этот раскол, ввиду того, что Коринфяне слишком много думали о мудрости и знании человеческом и слишком мало о чистом милосердии Божием. В действительности же, несмотря на всю их, якобы, мудрость, они еще находились в незрелом состоянии. Они думали, что они мудрые, но, в сущности, они были не лучше детей.
комментарии Баркли на 1 послание Коринфянам, введение
Послания к коринфянам
I. АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ
Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап. Павлом ( 1Кор. 1:1 ; 2Кор. 1:1 ). Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния ( Деян. 18:1–17 ; Деян. 20:1–5 ), позволяют нам составить довольно отчетливое представление о жизни одной из раннехрист. общин:
1) Павел пришел в ⇒ Коринф из Афин во время своего второго миссионерского путешествия, причем сначала он был один. Здесь он нашел приют у ⇒ Акилы и Прискиллы ( Деян. 18:1–3 ), а после прибытия своих сотрудников Силы и Тимофея он «побуждаем был духом» проповедовать Христа ( Деян. 18:5 ; 2Кор. 1:19 ). После того как местные иудеи отвергли Благую Весть, Павел расстался с ними и переселился к Титию Иусту (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), дом которого находился рядом с синагогой. В течение полутора лет Павел продолжал свою успешную (отдельные иудеи и множество неиудеев пришли к вере; Деян. 18:5–8 ), но явно небезопасную для него деятельность (ср. Деян. 18:9 ). Разгневанные иудеи обратились с жалобой на него к проконсулу ⇒ Галлиону, но не добились успеха ( Деян. 18:11–17 ). Павел получил возможность продолжить свое служение и покинул Коринф лишь некоторое время спустя (ст. 18); его работа была продолжена ⇒ Аполлосом ( Деян. 18:27 ; Деян. 19:1 );
2) когда Павел, совершая свое третье миссионерское путешествие, находился в Эфесе (осень 52 г. – лето 55 г. по Р.Х.), он, вероятно, направил коринфянам некое, не дошедшее до нас послание, в котором призывал их к нравств. чистоте ( 1Кор. 5:9 ). В ответ на это коринфяне попросили его о дальнейших наставлениях ( 1Кор. 7:1 ) и направили в Эфес своих посланцев ( 1Кор. 16:17 ). Павлу стало известно, что в Коринфской церкви образовались отдельные группы, которые в спорах ссылаются на разных учителей (Павла, Аполлоса и др.) ( 1Кор. 1:11 ). Протестуя против подобного разделения, одна из групп назвала себя «Христовой», т.е. принадлежащей Христу. К разногласиям такого рода ( 1Кор. 3:3 ) добавлялись личные споры, тяжбы на языч. суде ( 1Кор. 6:1–8 ), недостойное поведение при совершении Вечери Господней ( 1Кор. 11:17 ) и отрицание воскресения из мертвых ( 1Кор. 15:12 ). Греховные привычки, мирское мировоззрение и пристрастие к философским спорам пагубно влияли на молодую церковь;
3) ранее Павел направил Тимофея в Коринф, по-видимому, каким-то окольным путем ( 1Кор. 4:17 ; 1Кор. 16:10 ). Находясь в Эфесе ( 1Кор. 16:8 ), Павел пишет свое второе послание (известное нам как Первое П.кК.), в котором еще раз высказывает свое мнение о происходящем в Коринфской церкви и отвечает на вопросы коринфян. Здесь же, в Эфесе, находится ⇒ Аполлос, который пока еще не намерен возвращаться в Коринф ( 1Кор. 16:12 ). Апостол требует безусловного удаления из церкви всего греховного ( 1Кор. 5:13 ), призывает к единству ( 1Кор. 1:10.12 ) и к любви ( 1Кор. 13:1 ; 1Кор. 16:14 ). Послание, вероятно, было написано незадолго до праздника Пятидесятницы (ср. 1Кор. 16:8 ), возможно, в 54 или 55 г. по Р.Х.;
6) три месяца, проведенные Павлом в Греции ( Деян. 20:2.3 ; зима 55/56 гг.), вероятно, стали намеченной им зимовкой в Коринфе (см. 1Кор. 16:6 ), где он и написал ⇒ Послание к Римлянам (см. Рим. 16:23 ).
II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич. советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк. общин. Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из которого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить ( 1Кор. 11:16 ). Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры ( 1Кор. 1:11 ). Эти споры буквально разрывали церк. общину на части. Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель которого – восстановить и укрепить церковь на общей основе – на Иисусе Христе.
Обращение, приветствие и благодарение ( 1Кор. 1:1–9 ).
I. Обеспечение единства Церкви ( 1Кор. 1 – 1Кор. 8:13 ):
2. Противопоставление распятого Христа тщетной премудрости мира ( 1Кор. 1:18–25 ).
3. Единое правило Божьего призвания и избрания ( 1Кор. 1:26–31 ).
5. Единая возможность понимания Божьего откровения ( 1Кор. 2:6–16 ).
2. Опасность, содержащаяся в ложном почитании работников Божьих ( 1Кор. 3:5–15 ).
3. Опасность человеч. мудрствования ( 1Кор. 3:16–23 ).
4. Опасность присвоения прав Бога ( 1Кор. 4:1–5 ).
5. Предупреждение опасностей через смирение ( 1Кор. 4:6–13 ).
6. Надлежащее отношение к апостолу и его вести ( 1Кор. 4:14–21 ).
В. Угроза со стороны мира ( 1Кор. 5 – 1Кор. 8:13 ):
3. Церковь должна самостоят. справляться с мирскими тяжбами ( 1Кор. 6:1–11 ).
4. Человеч. тело также принадлежит Христу и должно быть храмом Св. Духа ( 1Кор. 6:12–20 ).
5. Отношения между полами и нерушимость брака ( 1Кор. 7:1–40 ).
6. Свобода и совесть в вопросе об идоложертв. яствах ( 1Кор. 8:1–13 ).
б) отказ от этих прав ( 1Кор. 9:15–23 ).
2. Устремленность к цели – важнейшая предпосылка церк. порядка ( 1Кор. 9 – 1Кор. 10:13 ):
а) сосредоточенность на цели ( 1Кор. 9:24–27 );
б) предостережение от неправедных путей отцов ( 1Кор. 10:1–13 ).
а) Вечеря Господня и идолопоклонство несовместимы ( 1Кор. 10:14–22 );
б) свобода не должна вредить совести ближнего ( 1Кор. 10:23–33 ).
4. Собрания верующих в церкви ( 1Кор. 11:1–34 ):
а) поведение мужчины и женщины в церк. собрании ( 1Кор. 11:1–15 );
б) вечеря любви и Вечеря Господня ( 1Кор. 11:16–34 ).
1. Единство в многообразии даров ( 1Кор. 12:1–11 ):
б) разнообразие в проявлениях дарований ( 1Кор. 12:7–11 ).
2. Необходимость многообразия даров ( 1Кор. 12:12–31 ):
б) различное предназначение членов Тела ( 1Кор. 12:27–31 ).
3. Любовь как основа всех даров ( 1Кор. 13:1–13 ):
а) благочестие и любовь ( 1Кор. 13:1–3 );
б) признаки истинной любви ( 1Кор. 13:4–7 );
в) начальное и совершенное ( 1Кор. 13:8–13 ).
а) дар пророчества и говорения на иных языках ( 1Кор. 14:1–14 );
б) надлежащее использование дарований ( 1Кор. 14:15–40 ).
В. Основополагающая надежда церкви ( 1Кор. 15:1–58 ):
1. Основное содержание Евангелия ( 1Кор. 15:1–19 ):
а) истинность воскресения Христа ( 1Кор. 15:1–11 );
б) значение воскресения мертвых ( 1Кор. 15:12–19 ).
б) следствие веры в воскресение ( 1Кор. 15:29–34 ).
Заключит. часть послания ( 1Кор. 16:1–24 ): уведомления, рекомендации, приветствия, благословения.
2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Несмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое П.кК. представляет собой единое целое. Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви. К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников. Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя «духовную» свободу и презирая узаконенные брач. союзы, занималась откровенным блудом. К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд. тяжбы. Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви. В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину «единым телом», чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего ⇒ Тела (VI) во славу Господа. Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом П.к К. только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на котором только и может быть все установлено ( 1Кор. 3:11 ).
III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
Это послание, темой которого является служение, можно поставить в один ряд с Посланием к Филиппийцам. Касаясь одного и того же вопроса, оба послания рассматривают его с разных сторон. В Послании к Филиппийцам автор призывает церковь активнее включаться в работу для своего Господа; во Втором П.кК. Павел говорит как служитель Христа, которому уже приходилось обращаться к своей церкви с нелестными словами.
Обращение и приветствие ( 2Кор. 1:1 ).
1. Бог – утешитель во всякой скорби ( 2Кор. 1:3–5 ).
2. Общность в страдании, заступничестве и славе ( 2Кор. 1:6–14 ).
4. Горькие обличения как путь к радости ( 2Кор. 1:23 – 2Кор. 2:4 ).
5. Прощение восстанавливает общность ( 2Кор. 2:5–11 ).
II. Праведное служение Христу ( 2Кор. 2 – 2Кор. 6:10 ):
А. Характеристика служения ( 2Кор. 2 – 2Кор. 4:18 ):
1. Предназначение благовестника ( 2Кор. 2:12–17 ).