Справочное бюро русского языка региональная акция к международному дню распространения грамотности
Великолукская центральная городская библиотека
имени М.И. Семевского
Справочное бюро русского языка
10 сентября городская детская библиотека им. А. П. Гайдара приняла участие в областной акции «Справочное бюро русского языка». Она приурочена к Международному дню грамотности, который ежегодно отмечается 8 сентября по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года. Библиотеки Псковской области традиционно рассматриваются как площадки сохранения русского языка и активно принимают участие в этом дне.
Основной целью областной акции «Справочное бюро русского языка» является воспитание любви к русскому языку через книгу и чтение, формирование духовно-нравственной личности, гражданина своего Отечества.
Для шестиклассников школы № 9 (кл. руководитель Кошелева Ольга Ивановна) сотрудник библиотеки Купцова Анна Владимировна разработала и провела познавательно – игровую программу о словарях. В слайд – презентации были представлены различные виды словарей. Особое внимание было уделено знаменитым словарям и их создателям – «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона». Были озвучены занимательные факты по теме. Так, например, дети узнали, что в мире существуют особые словари – словари языка великих писателей. Есть словарь языка У. Шекспира, Ч. Диккенса, А. С. Пушкина и других писателей. В России День Словарей и Энциклопедий отмечается 22 ноября. Это день рождения В. И. Даля.
Ребята выполняли различные задания при помощи словарей, вспоминали пословицы, «золотые» и праздные слова. Заинтересовали ребят задания, где надо было составить слова из 11 заданных букв или предложение, где все слова начинаются на одну и ту же букву. Для проведения мероприятия была оформлена выставка книг о русском языке «Родной язык – Отечества основа».
Детская библиотека имени А. П. Гайдара приняла участие в акции «Справочное бюро русского языка»
10 сентября городская детская библиотека имени А. П. Гайдара приняла участие в областной акции «Справочное бюро русского языка». Она приурочена к Международному дню грамотности, который ежегодно отмечается 8 сентября по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года. Библиотеки Псковской области традиционно рассматриваются как площадки сохранения русского языка и активно принимают участие в этом дне.
Основной целью областной акции «Справочное бюро русского языка» является воспитание любви к русскому языку через книгу и чтение, формирование духовно-нравственной личности, гражданина своего Отечества.
Для шестиклассников школы № 9 (кл. руководитель Кошелева Ольга Ивановна) сотрудник библиотеки Купцова Анна Владимировна разработала и провела познавательно–игровую программу о словарях. В слайд–презентации были представлены различные виды словарей. Особое внимание было уделено знаменитым словарям и их создателям — «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона». Были озвучены занимательные факты по теме. Так, например, дети узнали, что в мире существуют особые словари — словари языка великих писателей. Есть словарь языка У. Шекспира, Ч. Диккенса, А. С. Пушкина и других писателей. В России День Словарей и Энциклопедий отмечается 22 ноября. Это день рождения В.И. Даля.
Ребята выполняли различные задания при помощи словарей, вспоминали пословицы, «золотые» и праздные слова. Заинтересовали ребят задания, где надо было составить слова из 11 заданных букв или предложение, где все слова начинаются на одну и ту же букву. Для проведения мероприятия была оформлена выставка книг о русском языке «Родной язык — Отечества основа».
Информационный портал iLuki.ru
Ученики великолукского педагогического лицея приняли участие в региональной акции «Справочное бюро русского языка»
Цели и задачи мероприятия: популяризация родного языка; расширение кругозора аудитории; стимулирование интереса к словообразованию; обращение к значению отдельных слов русского языка.
Сотрудник городской детской библиотеки им. А. Гайдара Купцова Анна Владимировна в слайд – беседе привела интересные факты о русском языке. Например: русский язык входит в пятерку самых переводимых языков мира; русский язык ‒ самый распространенный из славянских языков и самый многочисленный язык Европы (как географически, так и по числу носителей языка как родного); русский язык является международным космическим языком: его изучение является обязательным для космонавтов, отправляющихся на Международную космическую станцию.
А затем Анна Владимировна предложила ребятам разгадывать тайны родного языка, начиная с путешествия в стародавние времена. Ребята познакомились со словами, значения которых изменились; полистали фразеологический и толковый словари; узнали историю буквы «Ё»; поучились говорить правильно; поучаствовали в занимательной игротеке по русскому языку. Победителями лингвистической игры стали Калабухова Оля и Гринцевич Саша, они получили в подарок ручки.
Для проведения мероприятия была оформлена книжная выставка «Великий и могучий русский язык». Заведующая школьной библиотекой педагогического лицея Трунилова Софья Сергеевна также приняла участие в этом мероприятии.
«Знания границ не знают!»: областная просветительская акция, приуроченная к Международному дню грамотности
Международный день распространения грамотности (International Literacy Day) отмечается по решению ЮНЕСКО с 8 сентября 1966 года. В нашей стране День грамотности отмечается с 2000 года.
Главная цель Международного дня грамотности – активизировать усилия общества по распространению грамотности, которая формируется умением читать, понимать, интерпретировать и оценивать тексты, особенно художественные. В тоже время грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Основные темы и вопросы, которые можно затронуть в рамках акции: «История праздника», «Русский язык», «Говорим и пишем грамотно», «Цифровая и медийно-информационная грамотность».
Известно, что основным источником в освоении грамотности была и остается КНИГА. Поэтому в рамках акции могут пройти мероприятия так или иначе связанные с историей книги, знакомством со словарями, крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Различные игровые формы работы помогут участникам проверить свои знания и умения.
Оформите библиотеку, разместив на стенах цитаты, афоризмы или плакаты:
· «Грамоте учиться всегда пригодится»,
· «Без грамоты, как в потемках»,
· «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать»,
· «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь»,
· «Грамотными не рождаются, грамотными становятся»
или пословицы :
Дополнительные материалы в помощь организации и проведению акции:
День грамотности: сценарий
По вопросам обращаться в Научно-методический отдел
А странный все-таки русский язык! Завтра Международный день грамотности
«Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке», — так говорила остроумная Фаина Раневская. Международный день грамотности, который отмечается 8 сентября, как раз служит поводом вспомнить или выучить правила. В конце статьи предлагаем пройти тест и проверить, насколько хорошо вы знаете русский язык.
Безграмотность всегда была и остается темой анекдотов. «А странный все-таки русский язык! «К вам» пишется раздельно, а «квас» — вместе!» «Зачем русскому языку буквы Ь и Ъ? Чтобы отличать грамотных от неграмотных». «Только в русском языке можно составить предложение из трех гласных букв: э, а я?» «Дэти, русский язык очень трудный! Настя – это дэвушка, а ненастя — плохая погода!»
Несмотря на то, что русский язык по сложности занимает второе место после китайского, подавляющее большинство россиян умеют читать и писать на родном языке. В России уровень грамотности один из самых высоких в мире. Практически все взрослые россияне умеют хотя бы начальное образование. По статистике ООН, Россия находится на 15-м месте по грамотности в мире с 95,5% населения, умеющего читать и писать.
Примерно 800 миллионов человек на планете не владеют простейшими навыками чтения и письма. Исследования показали, что подавляющая часть неграмотных сосредоточена в десяти странах Азии и Африки. Так, в Индии их почти 300 миллионов. Практически не умеют читать и писать в Афганистане, Мали, Нигере и Буркина-Фасо.
В русском языке насчитывается порядка 500 тысяч слов, при этом он постоянно растет и расширяется. Согласно исследованиям лингвистов, в лексикон среднестатистического россиянина входит 10 000 слов, а в повседневной жизни мы используем всего 2000-3000. Такого словарного запаса вполне хватает, чтобы понятно изъясняться, общаться с другими людьми и даже писать книги и научные работы. Хотя и в произношении и написании этих 2000-3000 слов даже люди с высшим образованием иногда допускают нелепые орфографические и грамматические ошибки.
Российская система государственного школьного образования имеет 300-летнюю историю, однако массово его стали получать лишь в конце XIX — начале XX века, а ликвидацию безграмотности в нашей стране декларировали в 1959 году — всего 61 год назад. Перепись, прошедшая в 1959 году, подтвердила, что в СССР практически полностью ликвидировали безграмотность: 98,8% людей в возрасте 9-49 лет умели читать и писать.
Стопроцентного показателя грамотности в России не достигли и по сей день, если не сказать, что в последние годы наблюдается обратный процесс.
Почему важно быть грамотным?
В современном обществе, где каждый создает и обрабатывает множество текстов, а коммуникация преимущественно осуществляется письменно, грамотность стала очень важна. Личный успех человека зачастую зависит от того, насколько четко и правильно он сможет донести мысль до собеседника. Согласитесь, резюме, написанное с ошибками, может оставить плохое впечатление даже о самом хорошем кандидате, а неграмотно составленные сотрудниками деловые письма негативно отражаются на имидже компаний.
Как повысить свою грамотность?
Ирина Политова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ГСГУ:
«Слово «грамотность» произведено от слова «грамотный», что в свою очередь от слова «грамота». Грамота – изначально это умение читать и писать. Чтобы грамотно писать, мы 11 лет в школе, а потом и в вузе учим правила, развиваем орфографическую зоркость, пишем упражнения и диктанты. Казалось бы, все должны быть грамотными. Между тем для одних грамотное письмо не проблема, для других – непосильная задача. Проблема грамотного письма остро стоит в современном мире, однако это вовсе не означает, что сейчас все сплошь неграмотные. Я считаю, что уровень грамотности населения средний. Как можно повысить свою грамотность? В любом возрасте повышать грамотность можно и нужно. Обязательно приобрести бумажный или цифровой орфографический словарь. Не лениться туда заглядывать, выписывать некоторые трудные слова в отдельную тетрадь или блокнот. Познакомиться с порталом «Грамота.ру» — там много полезного и интересного, а главное, достоверного материала. Поискать в интернет-пространстве онлайн-курсы по повышению грамотности. Советую обратиться к официальному сайту «Тотального диктанта» — totaldict.ru
А еще проверить уровень грамотности можно на «Тотальном диктанте», который ежегодно проходит во всех регионах нашей страны. На площадках диктанта в его преддверии проходят бесплатные занятия по орфографии и пунктуации. В этом году «Тотальный диктант» в связи с эпидемией коронавируса в апреле был отменен и состоится 17 октября 2020 года».
Татьяна Капырина, и. о. декана филологического факультета ГСГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы:
«Уровень грамотности населения не измерить опросами жителей или количеством купленных и прочитанных книг, он глубже. Это умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, это в том числе умение коммуницировать. Современные дети растут с телефоном в руке. Они много общаются в соцсетях, и, разумеется, это в основном происходит письменно. Родители переживают, что их дети искажают графический облик слов, что может повлиять на их уровень грамотности. Во-первых, игры со словами у детей существовали всегда — и в эпоху Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина, и до них. Во-вторых, сейчас стало модно быть грамотным. Во многих спорах и дискуссиях в соцсетях безграмотные речи критикуются и даже резко осуждаются. Конечно, чтобы повысить грамотность, надо вдумчиво и много читать, причем те книги, которые прошли редакторскую и корректорскую правку».
Самую радикальную реформу орфографии в нашей стране провели после Октябрьской революции. Из алфавита был исключены несколько букв (в частности, ять и фита). В конце слов больше не нужно было использовать твердый знак, на смену сложным словоформам пришли простые. Кроме того, по всей стране организовали ликпункты, где новым правилам обучали за несколько месяцев. В итоге реформа привела к небывалому подъему уровня грамотности населения.
Подготовила Ольга БАЛАШОВА
Ссылки по теме
3 сентября в Коломенском городском округе прошла патриотическая акция «Диктант Победы». Задания выполнили 2330 жителей…
4 апреля коломенский Государственный социально-гуманитарный университет в шестой раз примет в своих стенах участников Всемирной…
4 апреля в Государственном социально-гуманитарном университете в шестой раз состоится Всемирная акция «Тотальный диктант». Подготовиться…