Популяризация классической музыки что это

Как продать классическую музыку?

Популяризация классической музыки что это

Недавно мне написала Мария Бондаренко, управляющий партнер GP solutions и, в то же время, идейный вдохновитель проекта «Мир классической музыки». Он спросила о том, как открыть людям классическую музыку, как лучше рассказать о белорусских инициативах в этом направлении без лишнего шума.

Поскольку тема для меня совершенно новая, я был приглашен на вечер музыкотерапии в «Арт- пространство мира классической музыки» недалеко то Зыбицкой.

Впечатления остались очень необычные. Мероприятие проходило в небольшой комнате, задрапированной красной тканью, с роялем и множеством свечей на нем. Внимание привлекал стол со множеством необычных предметов, вызывающих в памяти образ шамана тайного культа.

Вспомнилось посещение масонской ложи Монреаля. Вероятно, потому, что там были похожие интерьеры. Подумалось: «Вряд ли это искусство для широкой публики».

Популяризация классической музыки что это

Это были поющие чаши, чакрофоны и прочие нетрадиционные инструменты, с которым виртуозно работала ведущая мероприятия— музыковед, магистр искусствоведения, звукотерапевт Калерия Чубат.

Исполнялись некоторые классические произведения.

За роялем — пианист, солист Белгосфилармонии Артём Шаплыко

Популяризация классической музыки что это

После завершения вечера я побеседовал со Марией и рассказал о своих впечатлениях. Ее интересовал честный взгляд со стороны, мнение не вовлечённого человека о том, как можно популяризировать классическую музыку.

Честно говоря, думаю до об этом сих пор. Заставить всех и каждого полюбить классическую музыку, научить получать от нее удовольствие – это как объять необъятное. Я наивно полагал, что если удалось заставить человечество полюбить табак, газировку, кофе, и многое другое, что при первом знакомстве вызывает отвращение, то возможно это сделать и с музыкой.

Популяризация классической музыки что это

Какая то-ясность появилась после заочного знакомства с белорусским импресарио и соавтором проекта “Классика у Ратуши» Александром Чаховским. Многое я почерпнул после прослушивания подкаcта с его участием.

Он тоже хотел популяризировать классическую музыку для широкой публики, особенно для детей, но отказался от этой идеи как чересчур ресурсоемкой.

Вместо этого он предпочел сосредоточится на двух направлениях, в которых его действия в качестве импресарио, менеджера, который представляет артистов и продвигает их выступления, будут наиболее эффективными. Точнее, на двух аудиториях.

Целевая аудитория для классической музыки

Первая аудитория – это люди, которые уже вовлечены в мир классической музыки, любят ее с детства, с удовольствием слушают и посещают концерты. Это наиболее простая аудитория. До нее нужно просто донести информацию о каком-либо концерте и выступлении. Александр особенно подчеркивает, что это должно быть действительно качественное выступление, поскольку оно ориентировано она на людей, которые разбираются в музыке.

Если вы заметили, Мария и Александр в детстве посещали музыкальную школу, именно из детства идет их любовь к классической музыке. Я думаю, что большинство людей, активно посещающих концерты, тоже познакомились с классической музыкой именно в детстве.

Вторая аудитория – это те, кто не был близко знаком с классической музыкой, но осознал, что классика – это неотъемлемая часть духовно развитой личности. Возможно, эти люди еще не научились понимать классическую музыку и получать от нее удовольствие, но готовы попытаться это сделать. Эта аудитория рассматривает концерт классической музыки как разновидность культурного досуга, одного из многих.

Александр отметил, что продвижение выступлений – очень затратное занятие и не всегда окупается, более того, может легко привести к убыткам.

Совершенно согласен с Александром Чаховским. Если цель именно «продать» классическую музыку, то имеет смысл сосредоточится на тех аудиториях, которым классическая музыка интересна.

Если же цель – популяризировать классическую музыку, то нужно обратиться к широким аудиториям.

Что можно сделать для популяризации классической музыки?

Для того, чтобы полюбить классическую музыку, человек, для начала, должен ее услышать, а затем начать слушать целенаправленно. Скажите, как часто вы слышите классическую музыку? Не в рекламе, не в качестве звонка на телефоне, а хотя бы в наушниках?

В «живой природе» она встречается нечасто. А раз так, то все, что можно и нужно сделать – это познакомить человека с классической музыкой. И тогда у него попятится выбор: слушать ее или нет. В качестве примера подобной тактики можно привести организацию выступления пианиста Артема Шаплыко в ПВТ.

Классическая музыка офисах

А почему бы не попытаться использовать классическую музыку в офисах для расслабления сотрудников? Стресс на рабочем месте – одна из самых частых проблем, не только в IT. Как минимум, классическую музыка может звучать в рекреационных зонах, местах приема пищи компаний.

Это поможет снизить уровень стресса, сбалансировать эмоциональное состояние, будет способствовать расслаблению и перезагрузке, развитию творческого потенциала.

Как вариант, в офисе можно организовать место для кратковременной медитации и релаксации под музыку.

Кроме того, как оказалось, музыка может помочь не только расслабится, но и сосредоточится, улучшить продуктивность работы.

Исследование, проведённое в Университете Виндзора (Канада) показало, что фоновая музыка положительно влияет на работоспособность и интерес к поставленным задачам у работников ИТ-индустрии, в частности, разработчиков. В тех случаях, где музыка отсутствовала сотрудники, показывали более низкие KPI.

Классическая музыка в школах

А какая вы отнесетесь к тому, если классическая музыка будет звучать на школьных переменах? Это не так сложно организовать.

Лично я буду всеми руками за. Мозг не приемлет пустоты. Эксперименты показывают, что если лишить человека возможности воспринимать ощущения извне, мозг начнет их создавать «изнутри». Думаю, лучше формировать вкус ребенка на основе классической музыки.

Классика в современном варианте

Возможно, все, что нужно сделать, это изменить форму подачи. Если в классических спектаклях герои Шекспира выходят в джинсах, то почему бы музыке не быть ближе к народу?

Как вам вот такая классика?

Чувствуете энергию? Это тоже классика, только в современной форме.

Возможно, это станет началом новой моды? Кто знает …

Популяризация классической музыки – цель, которая вызывает уважение, как и люди, которые пытаются этой цели достичь.

Очень непросто заставить полюбить классическую музыку даже самого себя. Да и зачем? Надо просто слушать. Послушайте:

Мне понравилось. А вам?

Подробнее о влияние музыки — в следущей статье Музыка и мозг.

Источник

«Чем сложнее мир вокруг, тем выше спрос на Баха». Ляля Кандаурова о моде на классику


Ɔ. В мире в этом году классическая музыка, назовем ее так, пережила заметный рост, особенно среди молодых: весной число прослушиваний выросло на 11%. А самые популярные «новые звезды» — Моцарт и Бах. Этот интерес к классике может быть связан с карантином? Все-таки люди стали больше времени проводить дома, может быть, привычная музыка надоела, раскрылись вкусовые границы?

Я даже видела статистику — по-моему, музыка для танцев и воркаута пошла вниз, а классика — вверх. Не знаю, с чем это связано. Возможно, с тем, что люди больше времени проводят дома. Да и в целом смутные времена всегда сопровождает сложная музыка. Она требует сосредоточения, как чтение. Ты не можешь ее слушать фоном, ну может, кроме инструментального барокко. Очень сложно слушать классику, когда ты куда-то едешь, бежишь.

Существует расхожее мнение, что классика успокаивает, — глубоко ошибочное. Для нашего проекта с «Яндекс.Музыкой» я делала плейлист с полуночными записями, под которые, по задумке, можно заснуть. И это был самый мучительный для меня плейлист: классика содержательная, разнообразная и царапающая, но совсем не успокаивающая.


Ɔ. Сколько всего в проекте плейлистов? И по какому принципу приходилось систематизировать классику? Это для секса, это для спорта, а это для работы?

Всего я сделала три плейлиста — по самым популярным запросам. «Шедевры классики для новичков», «Шедевры классики на ночь» и даже «Шедевры классики для самых маленьких». Когда сперва мне сказали, что это опять будет все то, что я так люблю: релаксирующая классика, классика для малышей, классика для беременных и прочая удручающая хрень — я прям приуныла. Но потом подумала, что ведь даже внутри такого запроса человек имеет право наткнуться на что-то классное и неожиданное. И не «Детский альбом» Чайковского в тысячный раз услышать, а детские пьесы Бартока. Ведь может такое быть, да? Так что я восприняла проект как страшно интересную задачу. Все плейлисты я составила с большой любовью и выдумкой, они прям «мои» получились, особенные.


Ɔ. Предложение от «Яндекс.Музыки» систематизировать шедевры классики для неискушенных — тоже часть карантинной моды на самообразование?

Возможно, но что в этом плохого. Вообще в связи с пандемией у меня стало гораздо больше работы. Я читаю просветительские лекции о музыке, пишу на эту тему книжки, веду паблик-токи, записываю подкаст о музыке и вообще обо всем, что связано с классикой. И такой бомбардировки работой, какую я испытала с марта по сентябрь, у меня не было никогда. Я успела десять тысяч раз за это время выгореть и вообще обо всем пожалеть. Когда карантин только начался, у меня было ощущение, что мир летит в тартарары и надо обязательно соглашаться на работу. Потом я так делать перестала, но вообще — да, запрос был грандиозный.


Ɔ. Для людей это осмысленный интерес к классике или сиюминутная мода на лекции в зуме? Полгода мы поинтересовались чем-то новым, но, едва начали открываться театры, кино и музеи, интерес к классике упал?

Мне сложно ответить на этот вопрос. Было бы классно, если бы на слушателях лекций загорался и светил разным светом индикатор, в зависимости от осмысленности. Мне кажется, большинство людей по-прежнему воспринимают классическую музыку в двух ракурсах: во-первых, как что-то нужное и должное, как таблетку самоулучшения, которую любой ценой надо скормить ребенку или хотя бы себе, для общего развития — «сижу дома два месяца, начну-ка учить испанский и смотреть оперные трансляции». Я думала, что для всех, как для меня, это намерение осталось в плоскости «. и займусь спортом с понедельника», но по своим подписчикам вижу, что популярные весной телеконцерты, показы спектаклей, прямые включения и прочее правда всколыхнули интерес к музыке. И во-вторых, люди почему-то рассматривают классическую музыку как релаксант, приятную расслабляющую штуку, которая навевает сентиментальные раздумья. Мы сейчас оставим в стороне ошибочность и некоторый комизм этой установки, но все равно так выходит. И чем сложнее мир вокруг, тем выше спрос на Баха.


Ɔ. Мне кажется, самая главная проблема пропаганды умной музыки заключается в том, что люди ее побаиваются. Этот страх стал меньше? Люди начали позволять себе идти в классике чуть дальше, чем привыкли? Мол, нет-нет, это все не для меня, а для высоколобой интеллигенции, такое только в смокинге в филармонии богатые дяди слушают.

Могу сказать только, что вижу серьезно растущий запрос. Я начала заниматься продвижением классики в 2013 году, и с тех пор интерес к ней становится только шире, больше, интенсивнее и качественнее — вот это абсолютно точно. Возможно, он достиг какого-то апогея во времена карантина. Если честно, мне сложно представить сейчас высоколобое искусство не для всех. Все стало очень близко и очень легко, можно настроить свой телеграм так, чтобы тебе оттуда по три раза в день на полном серьезе рассказывали про Шнитке и Пёрселла с эмодзи и картинками.


Ɔ. Когда мы говорим про классическую музыку, мы понимаем, что это довольно широкое определение, мутное и сложное. Какие бы вы слова использовали, чтобы ее описать?

Я вообще ужасно не люблю это определение, всегда говорю «так называемая классическая музыка» и все время пытаюсь как-то смягчить формулировку, подстелить соломки. Мне кажется ужасно глупым объединять под одним заголовком, в одно понятие вещи, которые вообще никаким образом не пересекаются друг с другом. Ренессансные мотеты, симфонии Чайковского, академическая электроника со своим шипом и свистом — что в них общего? Тем не менее это все как бы классика.

В бесчисленном количестве интервью, в собственных текстах я пыталась найти какой-то знаменатель, который бы все это собрал под один зонт. Но так и не смогла этого сделать. Иногда говорят «академическая музыка», имея в виду музыку «умную», содержательную. Но и это тоже не очень хорошее определение, потому что под него не попадают, например, простые, прикладные вещи вроде раннебарочных танцев: в них нет никакой претензии на интеллектуализм, а есть голая функциональность — под них надо плясать. Классика ли это? Конечно.

Говорить «классическая» и подразумевать каких-то тяжеловесов, классиков, созданных советским репертуарным каноном (Бетховен, Чайковский и так далее), тоже не совсем правильно, потому что за этими большими именами остаются другие, хуже известные потребителю, но не менее гениальные.

Да, это просто колоссальное поле. А когда ты хотя бы пару шагов вперед делаешь и понимаешь, какие это бездны, какие это терабайты информации, насколько эта музыка разнообразна, как абсолютно любой человек может найти в ней свое, то, что ему по нраву, — становится еще удивительнее.

Популяризация классической музыки что этоФото: Екатерина Кожевникова


Ɔ. Насколько велика проблема «опопсения» классической музыки в сознании не очень искушенного слушателя? Когда все знают, любят и бесконечно скачивают только Бетховена с Моцартом и на этом останавливаются, редко дотягиваясь до Малера.

На мой взгляд, сложнее Малера нет ничего. Даже самые лихо закрученные музыкальные вещи, которые, как нам кажется, испытывают наш слух на гибкость и способность к восприятию нового, все, что вытворяли все эти лютые послевоенные авангардисты, — все это гораздо легче, чем Малер. Сложность, богатство, насыщенность его языка, то, как все в нем подведено к возможному пределу, не поддаются сравнению, пожалуй, ни с чем.

Конечно, существуют «классические хит-парады». Помогает ли любовь к классическим «нетленкам» кому-то переступить через барьер, о котором мы говорили, — я не знаю. Это, наверное, зависит от человека и его готовности испытывать дискомфорт в столкновении с чем-то новым. Я встречала людей, которые делали шаг и от «Времен года» Вивальди к другой музыке Вивальди, а потом — к Корелли, а потом к музыке Скарлатти, а затем от итальянского барокко — к английскому. Встречала и людей, которые слушали те же «Времена года» и испытывали страшный дискомфорт оттого, что у Вивальди есть еще какая-то музыка, кроме скрипичного концерта «Зима».


Ɔ. Существуют авторы, непризнанность которых вам кажется несправедливой? Или слава богу, что их недооценили, хотя бы не случится того же, что с Бетховеном, когда каждое второе его произведение ассоциируется со звонком мобильного.

Хороший вопрос. Да, у меня есть пара любимцев, которых я не устаю двигать в массы. Среди них, на самом деле, есть фамилии, услышав которые, опытные слушатели скажут: «Пфф, да он играет из каждого утюга»; но на самом деле это не так.

Интерес к подобным недооцененным авторам в условиях карантина вырос. В офлайне люди дай бог готовы на Чайковского и Моцарта, в онлайне же — и на Берлиоза, и на русское барокко, и на Форе — и это совершенно удивительно.


Ɔ. Есть ли в вашем списке «шедевров» место современным академическим композиторам?

Если мы говорим о русской музыке, то, боюсь, мой выбор будет ужасно очевидным. Моим наиболее горячо любимым современником является, конечно, Леонид Десятников. Он живой классик, и был громадным явлением в отечественной музыке уже тридцать лет назад, но, наверное, это единственный пример современника, который бьет не в зону какого-то интеллектуального любопытства, а туда, куда бьет, например, музыка Шуберта, и с той же силой.


Ɔ. Любить классику становится модно? Грубо говоря, покупает ли себе человек, который пару лет назад тусовался в «Симачеве», абонемент в филармонию?

Да, но просто в «Симачеве» тусовалось в большей степени поколение 30-летних, у которых ожог детской музыкальной школы, наконец-то, прошел и затянулся. И появилось ощущение, что неплохо было бы узнать что-то глубже, дальше в интеллектуальном смысле, что-то новое испытать.

Это даже не вопрос крутости, а скорее естественное любопытство. Мне 33, и среди моих ровесников, которые не занимаются классикой, все меньше нелепого и комичного убеждения, что «классика — это для бабушек».


Ɔ. «Классика для бабушек» — сегодня это зачастую еще и очень дорого.

Да, было бы неплохо, если бы бабушки занимали первые ряды на концертах MusicAeterna (оркестр и хор под руководством дирижера Теодора Курентзиса. — Прим. ред.). Хотя на своих лекциях я часто вижу пожилых людей. Но не только их: и вчерашних школьников, и своих ровесников (чаще всего), и пожилых. Они всегда трогательно радуются тому, что я «молодая, но красиво говорю». Мне кажется, они ностальгируют по эпохе всеобщей советской аристократизации, когда каждый второй цитировал, напевал и узнавал на слух. При всем уродстве советского насильственного обмузыкаливания, при всем унынии, которое навевал гипсовый бюст Чайковского на входе в музыкальную школу, информированность у бабушек, конечно, выше.


Ɔ. Раз уж заговорили про «наше все», Теодора Курентзиса. Существует ли проблема искусственной моды на отдельные имена? Что, мол, Теодор — это круто, а все остальное — нафталин и пыль? Сегодня есть пара имен, куда идет вся светская Москва, Ксения Собчак и телеграм-канал «Антиглянец», а все остальное — засаленные бумажные билетики, на которых ручкой написано место.

Есть такое, но это во всем есть. И в театре, и в неклассической музыке — всегда есть молодая, бесстрашная и ретивая андеграундная культура, известная в своем кругу. А есть раскрученные имена. Но очень сложно стать раскрученным, ничего собой не представляя. Я считаю, что Теодор — абсолютнейший гений, но да, количество бессмысленного бомонда на концертах меня смешит. Кстати, сейчас эта проблема почти полностью исчезла из-за того, что залы не могут наполняться ни ценителями, ни случайными светскими почитателями. Наконец-то лишь пустота, духовность и гуляющее эхо.

Подготовили Ренат Давлетгильдеев, Мария Яковлева

Источник

Классическая музыка идёт в массы, но не так, как хотелось бы её исполнителям

Пролёт валькирий

Ещё несколько лет назад в России был настоящий бум на классическую музыку. Так, диск с произведениями Моцарта, Гайдна и Рахманинова побил все рекорды продаж – более 200 тыс. экземпляров. Однако сейчас фирмы звукозаписи сокращают выпуск дисков серьёзной музыки, а крупные магазины, в свою очередь, их закупку. В то же время всё отчётливее проявляется тенденция использования произведений классики для рекламы тех или иных товаров. Нам предлагают покупать замороженные овощи под увертюру из «Вильгельма Телля» Россини, а лапшу – под музыку Моцарта. Что происходит сейчас на рынке классики, попытался выяснить корреспондент «Нашей Версии».

Подчас россияне слушают классику, даже об этом не догадываясь. Так, производители пива «Стелла Артуа» много лет использовали в своих рекламных роликах отрывок из оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы». Альфа-банк привлекал клиентов под Carmina Burana Карла Орфа. Имидж авиакомпании United Airlines теперь неразрывно связан с «Голубой рапсодией» Гершвина, British Airways – с «Цветочным дуэтом» из оперы «Лакме» Делиба. Контрапункты из «Искусства фуги» Баха – одной из его сложнейших вещей – стали саундтреком в ролике сети ресторанов Pizza Hut. Однако более всех, как и прежде, популярен Моцарт. Совсем недавно вышел ролик лапши быстрого приготовления, где используется его музыка из «Волшебной флейты».

Но это, так сказать, дела коммерческие. Да и аранжировку того или иного произведения, сделанную для того или иного ролика, подчас и узнать невозможно. В целом же интерес к классической музыке падает и в России, и в мире. Крупнейшие фирмы звукозаписи терпят убытки. Падают и продажи классической музыки. Впрочем, не стоит забывать, что классика всегда была музыкой не для всех.

По России точных данных нет, однако, как нам сообщили в компании «Союз», наш музыкальный рынок очень сильно зависит от западного. «В последнее время небольшие лейблы, которые занимаются выпуском классической музыки, подняли цены. Если ещё недавно диск можно было купить за 500 рублей, то теперь он стоит 700 рублей. Мало кто может позволить себе покупать диск по такой цене в нашей стране. Продукция таких крупных компаний, как Sony, Universal, Warner или Emi, стоит дешевле, но ненамного. Но в последнее время они сильно сократили ассортимент именно в части классической музыки, – говорит менеджер компании Владимир Яковлев. – В то же время запросы российского слушателя отличаются от западного. Когда в Германии какое-то молодое дарование выигрывает престижный конкурс, диски с его записями начинают пользоваться спросом по всей стране. Но когда мне предлагают его продавать в России, я отказываюсь. У нас интерес вызывают только раскрученные бренды, такие как Спиваков, Башмет и т. п. Словом, если концерт того же Рахманинова будет играть никому не известный музыкант, то его вряд ли раскупят», – резюмирует Яковлев.

Как результат большинство фирм, в том числе и российских, предпочитают зарабатывать деньги на «лёгкой классике» (сборники классических шлягеров ) и сольными альбомами звёзд (те же классические шлягеры, только в исполнении одного артиста).

В советское время классическая музыка лилась из радиоприёмников к месту и не к месту. В концертные залы организованно водили солдат, школьников, ударников труда и т. д. А в школах обязательно были уроки музыки. Концертные залы не пустуют и сегодня, а вот музыкальные вкусы рядовых россиян формируются преимущественно благодаря телевидению и радио, где, как известно, превалирует «попса».

«У нас классика – это сундук, пропитанный нафталином, – говорит известный музыкант, виолончелист Денис Шаповалов. – Над имиджем классической музыки, её подачей никто не работает. В рейтинговое время, чтобы приличному человеку появиться на 40 секунд на экране, надо заплатить не одну тысячу долларов. А мелкого бандита в наручниках три минуты будут показывать в прайм-тайм абсолютно бесплатно. Единственный канал, по которому можно что-то узнать о классической музыке и посмотреть записи концертов, – это канал «Культура», но и там своя политика».

Популяризация классической музыки что это

По словам учёного-вирусолога Даниэль Андерсон, которая работала в китайском Ухане, не стоит исключать версию о лабораторном происхождении коронавируса.

Иными словами, у «попсы» есть возможность для расширения информационного пространства: благодаря рейтингам, чартам, топам человек может хоть как-то ориентироваться, что ему слушать, а что нет. В сфере же классической музыки человеку, недавно вышедшему из подросткового возраста, просто неоткуда узнать о том, что происходит в этом мире. В том, разумеется, случае, если ему с детства не прививали любовь к классике и он не студент консерватории.

Неудивительно, что интерес к классической музыке характерен преимущественно для людей немолодых. А вот поклонников серьёзного жанра среди «поколения пепси» можно пересчитать по пальцам.

Неудивительно, что для популяризации классической музыки порой приходится идти на хитрости. Так, несколько лет назад чуть ли не половина отечественных мобильных телефонов Ericsson звонила «Полётом валькирий» из оперы Вагнера. Прохожие стали узнавать Моцарта и Баха в «мобильных аранжировках», а самые продвинутые могут скачать из Интернета звонки с мелодиями любых серьёзных композиторов.

На Западе внимание к классике привлекают и вовсе необычными способами. Так, в своё время фирма Philips Classics выпустила в продажу дебютный диск русской виолончелистки Нины Котовой. Бывшая москвичка сделала на Западе блестящую карьеру как фотомодель, и тут её менеджеры вспомнили, что она окончила консерваторию по классу виолончели.

А одним из самых популярных артистов в Европе сегодня является слепой итальянский тенор Андреа Бочелли. Голос у него сильный, но трудно поверить, что звездой он стал исключительно благодаря ему – в Старом Свете немало теноров уровня Бочелли. Промоутеры сделали акцент именно на его слепоте, и вот на музыкальном олимпе засверкала ещё одна звезда.

«К сожалению, таким образом любой мыльный пузырь можно раздуть до невероятных размеров, и все будут это кушать, – считает Денис Шаповалов. – Раньше в классике такого не было вообще, а сейчас 9 из 10 звёзд – мыльные пузыри с отличными пиар-агентами. В основе всего – желание заработать, не прикладывая усилий».

Любовь к классической музыке надо прививать с детства, считает Владимир Спиваков. «Что касается классики, то я считаю, что нужно её популяризировать, – говорит известный дирижёр. – Дмитрий Шостакович гениально и просто выразил свою мысль, которая является и моей мечтой: «Я бы хотел, чтобы в детских школах обучали не только букве и цифре, но и ноте». В этом большая правда. Во многих странах это поняли. Например, в Венгрии даже в самом маленьком городишке дети из обычных школ поют трёхголосные фуги. Это говорит об очень высокой культуре нации. В Америке классическая музыка также активно пропагандируется. Там есть скидки для пенсионеров, для школьников. Нам тоже нужно этим заниматься», – заявляет маэстро.

Кроме того, во многих странах серьёзную музыку поддерживают спонсоры. Но у нас, увы, эта практика пока не прижилась. «Продюсеры умеют считать деньги: если они вкладывают рубль, то хотят получить хотя бы рубль и пять копеек, – рассказал композитор Фарадж Караев. – Ни для кого не секрет, что серьёзная музыка, в общем, дохода не приносит. Бюджет всемирно известного театра «Ла Скала» на 25% складывается из денег муниципалитета и на 75% – из спонсорских средств. И это при том, что билеты там очень дорогие. Но постановки не окупаются из-за своей дороговизны. Мы, со своей стороны, уже имели дело с продюсерами, которые хотели заработать деньги на классике, но они сбегали буквально через месяц-другой. Конечно, есть такие гениальные инструменталисты, как Башмет или Спиваков. Это бренд, это раскручено и престижно. Всем остальным приходится очень нелегко».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *