Понятие совершенной конкуренции предполагает что
Совершенная конкуренция
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.
Полезное
Смотреть что такое «Совершенная конкуренция» в других словарях:
Совершенная конкуренция — идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся: присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей); возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его; равным доступом к… … Финансовый словарь
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (perfect competition) Идеальное состояние рынка, на котором присутствуют много продавцов и покупателей с равным доступом к информации, так что каждый из них может выступать как лицо, согласное с данной ценой, и готов продавать и получать любое… … Экономический словарь
Совершенная Конкуренция — См. Конкуренция совершенная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (perfect competition) (Политэкономия) понятие свободного рынка идеального типа, на котором (а) существует множество покупателей и множество продавцов, (б) товарные единицы однородны, (в) закупки любого покупателя заметно не влияют на рыночную… … Большой толковый социологический словарь
Совершенная конкуренция — 1) функционирование рыночного механизма при наличии большого количества продавцов, высоком качестве товаров, отсутствии ограничений для нового производства в условиях полной информированности потребителей и производителей о конъюнктуре рынка.… … Словарь по экономической теории
совершенная конкуренция — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая… … Словарь экономических терминов
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (см. ИДЕАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Совершенная конкуренция — Идеализированная конъюнктура рынка, при которой каждый участник рынка слишком мал для того, чтобы влиять своими действиями на рыночную цену акций … Инвестиционный словарь
Совершенная конкуренция — тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный … Экономика: глоссарий
Совершенная конкуренция — вид соперничества на рынке однородной продукции, где много продавцов и покупателей, причем ни один из них в отдельности не может влиять на рыночные цены и не обладает полным знанием состояния рынка … Словарь экономических терминов и иностранных слов
Понятие совершенной конкуренции предполагает что
Что такое рынок совершенной конкуренции?
Совершенная конкуренция (также называемая чистой конкуренцией) — это рыночная структура, характеризующаяся отсутствием барьеров для входа или выхода, большим количеством участников ценового рынка и однородным продуктом.
Совершенно конкурентные рынки редки. Именно на них – и только на них – действует та самая «невидимая рука Адама Смита». Рассматриваемая модель максимизирует размер излишка потребителя и излишка производителя.
Очень похожими на идеальную конкуренцию считаются, например, рынки сельскохозяйственных товаров, финансовых или жилищно-коммунальных услуг.
Чтобы вести речь о совершенной конкуренции, необходимо соблюдение, как минимум, трех значимых условий.
Во-первых, на таком рынке должно вращаться неограниченное количество производителей товаров и услуг.
Во-вторых, все перечисленные предприятия и организации должны выпускать типичную, стандартизированную продукцию.
И, в-третьих, никто ни при каких обстоятельствах не должен иметь влияния на цены внутри рынка. Все цены на товары и услуги в пределах рынка должны формироваться исключительно под влиянием текущего пересечения спроса и предложения.
Понятно, что в государствах с жестким государственным регулированием экономики (при авторитарных и тоталитарных режимах, например) рынок совершенной конкуренции не может существовать в принципе.
Но и в странах, ориентированных на демократические идеалы, далеко не всегда удается создать надлежащие условия для чистой конкуренции. Это особенно заметно на примерах национальных экономик с ярко выраженной социальной направленностью.
Условия рынка совершенной конкуренции
Основные признаки рынка совершенной конкуренции мы перечислили. Это необходимые и достаточные условия их возникновения и функционирования. На что здесь стоит обратить внимание?
[1]. «СТИХИЙНОЕ», хаотичное формирование цен на продукцию. Любая экспансия со стороны более крупных производителей может обернуться неоправданно резким ростом или падением цен, что противоречит условиям, при которых возможно существование чистой конкуренции.
Удельный вес каждого (даже самого крупного) участника рынка совершенной конкуренции должен быть НЕЗНАЧИТЕЛЕН и в идеале сводиться к арифметической погрешности.
Ни один из участников физически не должен влиять на формирование цен на те или иные продукты. Спрос на продукцию должен характеризоваться абсолютной эластичностью. Графически такому спросу соответствует горизонтальная линия (параллельная оси абсцисс).
[2]. МОБИЛЬНОСТЬ участников рынка. Каждый из них должен иметь возможность свободно войти и так же свободно выйти за пределы рынка. Причем в любое время и при любых обстоятельствах.
[3]. ОДНОРОДНОСТЬ и стандартность конкретной разновидности товара или услуги: очень много фирм выпускают одни и те же микросхемы, бейсбольные биты или шариковые ручки. При этом стоимость продукции не всегда будет одинакова.
Цена на эти товары в сильной степени будет зависеть от производительности труда на конкретных предприятиях-производителях, уровня заработной платы и прочих издержек, себестоимости продукции (то есть исключительно от экономических, а не административных факторов).
[4]. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ участников рынка совершенной конкуренции о ценах на товары и услуги является следующим условием его существования.
Все без исключения покупатели и продавцы должны иметь равный доступ к соответствующим сведениям и принимать решения о приобретении или продаже товара (в том числе инвестиционные решения) в условиях абсолютной ясности и определенности.
[5]. РАВЕНСТВО возможностей и полномочий у каждого из его участников и СПРАВЕДЛИВОСТЬ конкуренции.
Никто не должен пользоваться неоправданными преимуществами или льготами либо вступать в нелегальный сговор с другими участниками рынка с целью «расшатывания» цен на товары и услуги в ту или иную сторону.
Отмеченные выше особенности являются краеугольными условиями возникновения, функционирования и поддержания в работоспособном, так сказать, состоянии любого рынка совершенной конкуренции.
Углубленные характеристики совершенной конкуренции
Модель совершенной конкуренции основана на трех допущениях: (1) ценообразующий характер всех участников рынка, (2) недифференцированные/стандартизированные продукты и (3) отсутствие барьеров для входа или выхода.
#1. Принятие цен как данность
При совершенной конкуренции влияние на образование цены оказывают все участники рынка (как производители, так и потребители). Каждый из них принимает рыночную цену как данность.
Если производитель попытается продать продукт по цене выше рыночной, он ничего не сможет продать. В условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не способна самостоятельно формировать рыночную цену.
Это не значит, что рыночная цена не может измениться. Она может измениться только в результате коллективного движения рынка в целом, а не в результате действий какого-то одного производителя или потребителя.
Даже если кривая рыночного спроса имеет нисходящий наклон, кривая спроса, с которой сталкивается каждая отдельная фирма, является горизонтальной.
Для каждой фирмы маржинальный доход (дополнительный доход, полученный от продажи одной дополнительной единицы) равен текущей рыночной цене.
#2. Однородность продукта
Вторым по важности фактором, определяющим совершенную конкуренцию, является характер продукта.
Совершенная конкуренция возникает только в том случае, когда продукт, торгуемый на рынке, является однородным, то есть стандартизированным таким образом, что покупатель не может определить разницу между продуктами фирмы А и фирмы В.
Из-за стандартизированной природы продукта единицы, производимые фирмой А и фирмой В, являются совершенными заменителями.
Если есть разница между качеством или даже восприятием разницы, потребители могут быть готовы платить премию фирме, качество которой они считают более высоким.
Если совершенно конкурентный рынок вводит дифференцированные продукты, то это больше похоже на монополистическую конкуренцию.
#3. Отсутствие барьеров для входа и выхода
При совершенной конкуренции действующие компании не могут помешать новым фирмам выйти на рынок или существующим фирмам покинуть рынок.
Нет никаких патентов, авторских прав, других юридических или экономических препятствий, таких как экономия от масштаба, увеличение отдачи от масштаба и так далее, для вхождения на рынок новых участников.
Ни одна фирма не получит положительной экономической прибыли в долгосрочной перспективе. Если рынок будет прибыльным в краткосрочной перспективе, на него выйдут новые фирмы, и это вернет рынок к нулевой экономической прибыли.
Если существующие фирмы понесут убытки, некоторые из них уйдут с рынка, а остальные фирмы начнут получать нулевую экономическую прибыль.
Пример совершенной конкуренции в сельском хозяйстве
Предприятие «Буренка» является одним из 250 точно таких же предприятий в аграрном секторе, которые занимаются выращиванием пшеницы.
Есть около 50 компаний, которые покупают пшеницу на рынке, в том числе пекари, мукомольные заводы, оптовые торговцы, розничные торговцы и так далее.
При определении того, является ли рынок совершенно конкурентным, нужно задать следующие три вопроса:
Что произойдет, если «Буренка» попытается продать пшеницу по 200 долларов за тонну, в то время как все остальные фермы будут продавать ее по 180 долларов? Никто не будет покупать у «Буренки», пока они могут покупать по цене 180 долларов.
Таким образом, «Буренка» не может влиять на рыночную цену. Наше первое условие совершенной конкуренции выполнено.
Поскольку в аграрном секторе нет ограничений по типу урожая, фермеры могут перейти с других культур на пшеницу или с пшеницы на другие культуры. Это обстоятельство удовлетворяет второму требованию модели совершенной конкуренции.
Поскольку пшеница — это пшеница, потребитель не может разумно предпочесть пшеницу с фермы А пшенице с фермы В. Это значит, что третье условие также выполняется.
Можно сделать вывод, что описанный выше рынок олицетворяет собой совершенную конкуренцию.
Пример из сферы переработки сахара
Теперь давайте рассмотрим компании, специализирующиеся на производстве сахарного тростника. Пусть на 100 таких компаний в округе есть только один сахарный завод. При этом стоимость транспортировки сахарного тростника в любой другой район слишком велика.
Поскольку есть только один покупатель, рынок не удовлетворяет первому условию совершенной конкуренции. Это фактически монопсония, рыночная структура, в которой есть только один покупатель и несколько производителей.
Послесловие
Рынок совершенной конкуренции – это кристально чистый образ идеальных взаимоотношений покупателя и продавца. Такие рынки столь же редки, как успехи сборной России по футболу в открытых первенствах Европы и мира.
С некоторыми натяжками к их числу можно отнести валютный рынок, рынок зерна, фруктов и овощей, рынок отдельных видов пищевой или текстильной продукции, рынок ценных бумаг.
Совершенная конкуренция является мегаудобной площадкой, этаким научным полигоном для кропотливого анализа сложнейших экономических процессов и явлений.
Благодаря механизмам, запрятанным глубоко внутри классического рынка совершенной конкуренции, на практике удается максимально эффективно удовлетворять потребности потребителей продукции, равно как и защитить интересы ее производителей, стремящихся к бесконечному росту производительности и экономической эффективности производства.
Совершенная конкуренция
Понятие конкуренции и ее виды
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ТЕМА 5.
Понятие конкуренции и ее виды.
Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции
5.3.1 Чистая монополия
5.3.2 Монополистическая конкуренция
5.4 Ценовая дискриминация
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. Выделяют четыре основных типа конкуренции (табл. 5.1.1)
Совершенная конкуренция предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, свободные условия входа на рынок, однородный тип продукции. Все фирмы на этом рынке приспосабливаются к общим условиям рынка, цена в этом случае выступает как заданная для каждого производителя, т. е. он выступает в роли ценополучателя. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы абсолютно эластична (рис. 5.2.1).
Рынок совершенной конкуренции появился в XVII – XVIII вв. В качестве основных предпосылок его образования можно отметить однородность товаров и услуг, мобильность ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. В XX веке в связи с развитием и укрупнением производства совершенная конкуренция, как уже отмечалось выше, встречается довольно редко. Можно сказать, что некоторые рынки приближаются к ней. Это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок иностранных валют.
Назва-ние типа рынка | Количество и размер фирм | Условия входа / выхода в отрасль | Доступность информации | Тип продукции | Эластич-ность спроса | Пример |
1. Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Свобод-ные | Сво-бодная | Однород-ная | Абсо-лютно элас-тичный | Рынок сельско-хоз. продук-ции |
2. Несовершенная конкуренция | ||||||
2.1.Монополия | Одна крупная | Высокие входные барьеры | Информация недоступна | Уникаль-ная для данной местности | Неэлас-тичный | АО «Красно-ярск-энерго» |
2.2.Олигополия | Несколько крупных фирм (до 10) захватыва-ют отрасль | Высокие входные барьеры | Информация недо-ступна | Может быть как однород-ной, так и разнород-ной | Неэластичный | ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти) |
2.3.Моно-полис-тичес-кая конку-ренция | Множество средних фирм (но их меньше, чем при совершенной конкуренции) | Нужно предло-жить про-дукцию, имеющую принципи-альное отличие от существу-ющей | Отно-ситель-но свобод-на | Разнород-ная (дифференцированая) | Эластич-ный | Рынок косметики |
К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующие характеристики.
1. Как было отмечено в предыдущей главе, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR=MC=AC=P. Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конкуренции является бесприбыльным, то есть цена для потребителя на этом рынке минимальна.
2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.
3. Производство осуществляется таким образом, что издержки становятся минимальными.
К недостаткам рынка совершенной конкуренции относятся.
1. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.
2. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число мелких фирм не способная обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для финансирования крупномасштабных проектов.
3. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, таких как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.
Рис. 5.2.1 Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции
Современная экономическая теория предполагает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельная выручка равна предельным издержкам (MR=MC). Объем производства, при котором достигается это равенство считается оптимальным. Иллюстрируется это положение с помощью кривых издержек производства.
В условиях совершенной конкуренции фирма может наращивать производство до точки N=k (точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (MC=P). В условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается ей как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Если MC
P, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис. 5.2.2 валовой доход , равен площади прямоугольника OGKN. Валовые издержки TC равны площади OHSN, максимум общей прибыли (
) представляет собой прямоугольник GKSH.
Рис. 5.2.2 Издержки и прибыль конкурентной фирмы
Часть кривой предельных издержек, которая расположена правее минимума средних валовых издержек, представляет собой кривую предложения фирмы, или индивидуального предложения. Горизонтальное суммирование таких кривых по отрасли в целом дает уже известную кривую предложения, имеющую положительный наклон: с ростом цены предложение увеличивается.
В краткосрочном периоде можно выделить четыре типа фирм Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC=P) называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть “на плаву” лишь недолгое время. В случае достаточного повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные) издержки, но и все издержки (средние валовые издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма), где ATC=P.
В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрыть даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где ACP>P). Если цена больше средних общих издержек (ATC
Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурсы может не подняться. В этом случае положительная экономическая прибыль типичной фирмы, работающей в данной отрасли, привлекает и другие фирмы. Это ведет к росту предложения и, следовательно, к понижению рыночной цены. Цена может снижаться только до тех пор, пока она покрывает средние издержки. Поэтому для долгосрочного периода помимо универсального равенства P=MC, характеризующего рациональное поведение каждой фирмы, для типичной фирмы отрасли выполняется также равенство цены средним валовым издержкам (P=ATC) (Рис. 5.2.4).
Если спрос на благо меняется под влиянием долгосрочных факторов, то после естественного изменения цены и при отсутствии барьеров для входа в отрасль и выхода из нее устремляются новые фирмы или, наоборот, часть фирм ее покинет. При неизменных технологиях производства это означает, что со временем цена это означает, что со временем цена вернется на прежний уровень, равный минимальным средним издержкам.
|
|
Рис. 5.2.4 Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Таким образом, цена, в конечном счете, определяется средними издержками. Однако это бывает не всегда, а только в условиях совершенной конкуренции и при дополнительном условии, что ресурсы, используемые в отрасли, не являются специфическими и изменение отраслевого спроса не ведет к изменениям цен на них. В противоположном случае долгосрочная кривая предложения также становится положительно наклоненной, как и в краткосрочном периоде, а потому спрос будет влиять на уровень цены в долгосрочном периоде.
Понятие совершенной конкуренции предполагает, что
1) все предыдущие ответы верны
2) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускает стандартные товары
3) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене
4) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке
5) нет верного ответа
В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится
1) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше
2) максимизировать прибыль
3) производить продукции больше, а цену устанавливать выше
4) нет верного ответа
Рост экономической прибыли на конкурентном рынке не способствует
1) повышению рыночной цены продукта
2) расширению производства в действующих фирмах
3) притоку в отрасль новых фирм
4) повышению цен на используемые ресурсы
5) все ответы верны
14. Если предприниматели одной отрасли создают совместное предприятие по продаже продукции, а в остальном действуют самостоятельно, то такой монополией будет
Понятие «предельный» в микроэкономике означает
1) дополнительное изменение измеряемой величины
2) небольшое изменение измеряемой величины
3) несущественное изменение измеряемой величины
4) пограничное изменение измеряемой величины
5) нет верного ответа
Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль
1) настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену
2) устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля
3) проводя активную неценовую конкуренцию
4) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля
5) нет верного ответа
Естественная монополия возникает в том случае, если
1) одно предприятие обслуживает рынок более эффективно, чем это способны делать несколько конкурирующих между собой фирм
2) предприятие остается на рынке в единственном лице
3) предприятие производит продукцию, качество которой выше, чем у других предприятий
4) предприятие добывает или владеет редкими ресурсами
5) нет верного ответа
Что из перечисленного является признаком только монопольного рынка
2) большие постоянные издержки
3) несколько крупных продавцов
4) дифференциация продукта
5) отсутствие барьеров входа-выхода
Конкуренция – это
1) все ответы верны
2) борьба производителей за получение наивысшей прибыли
3) движущая сила рынка
4) экономическая состязательность за достижение наилучших результатов
5) борьба покупателей за право покупать товары по более низким ценам
Продажа одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам – это
1) ценовая дискриминация
2) научно-техническое соперничество
3) неценовая дискриминация
4) промышленно-производственное соперничество
На рынке монополистической конкуренции
1) производители предлагают товар с некоторыми отличиями
2) отдельный покупатель может влиять на цену продукции
3) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка
4) на рынке действует ограниченное число фирм
Не соответствует условиям совершенной конкуренции рынок
1) городской метрополитен
2) канцелярских товаров
4) косметических услуг
Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется
1) олигополистическая конкуренция
2) совершенной конкуренцией
3) монополистической конкуренцией
4) монополией и синдикатом
Совершенная конкуренция – это рыночная ситуация, где действует
1) множество независимых производителей однородных товаров и услуг
2) только одна крупная фирма, которая является единственным производителем данного продукта
3) много небольших производителей, которые предлагают похожую, но неодинаковую продукцию
4) несколько крупных фирм, конкурирующих между собой