Понимание детьми процесса обучения и чему обучаться как структурировать учебный процесс
Новые подходы в преподавании и обучении
Предлагаю вниманию коллег краткое содержание модуля Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан (третий базовый уровень). Данная информация взята из «Руководства для учителя».
Просмотр содержимого документа
«Новые подходы в преподавании и обучении»
Новые подходы в преподавании и обучении:
учителя обучают тому, как учиться
Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность учащихся к обучению. В числе задействованных педагогических механизмов можно выделить следующие:
— понимание принципа обучения, принятие во внимание стилей обучения, осознание необходимости и выбор методов личного самообучения на протяжении всей жизни;
— систематическое обучение мышлению;
— исследование и выявление собственных творческих талантов и путей их оптимального использования;
— любовь к обучению ради самого процесса обучения и в качестве способа самопознания;
— грамотное владение речью, вычислением и наличие пространственного мышления;
— высокая компетентность в области цифровых технологий.
Обучение тому, как учиться
Движущей силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание». Иными словами, существует обучение, но вместе с ним, существует и обучение обучению. Под «метапознанием» понимается способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. Обучение обучению можно охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения, и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения. В этом процессе, преподаватель помогает обучающемуся:
— понимать требования, предъявляемые образовательной задачей;
— изучать отдельные мыслительные процессы, и принцип их работы;
— разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи;
— выбирать стратегии, наиболее подходящие для конкретной задачи.
Создание образовательной среды «обучение обучению» в классе
Ключевыми факторами, определяющими пользу учебного процесса в классе, являются следующие:
— понимание детьми процесса обучения;
— понимание того, чему учить;
— представление о том, как структурировать учебный процесс;
— как оценить результативность обучения.
Классы являются отдельными составляющими всей образовательной системы, и эта связь должна быть учтена. Результатом будет являться поддержка учащихся со стороны их семей, а также повышение их образовательного потенциала внутри школы и за ее пределами.
Принимать во внимание то, как дети учатся
На уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения.
Пирамида обучения (Национальные учебные лаборатории, Бефель, США)
90% передача знаний
Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель» (внутреннюю мотивацию) или «самомотивацию».
Важность специфики учебного материала и разработки учебного плана
Учителя должны помогать ученикам обобщать полученные знания, стимулируя рефлексию и обдумывание их собственных идей. Такие методы, как открытые опросы, обмен образовательными задачами, оказывают сильное воздействие на способность учеников к активному участию в своем обучении. Среди учеников поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух. Они работают в группах, в которых внимание уделяется жестикуляции, уважительному оппонированию, способности слушать. Оценка должна быть гуманной.
Метапознание и обучение тому, как учиться
Метапознавательные навыки дают обучающимся некую автономность, позволяя им изучать новые темы, предметы и предметные области быстрее обучающихся, не имеющих таких способностей. Метапознавательные способности дают обучающимся независимость в их обучении и:
— различают понятия «запоминание» и «понимание» материала;
— способны анализировать материал и дифференцировать его по уровню сложности;
— способны проверять и тестировать самих себя;
— понимают, когда необходимо вмешательство преподавателя.
Самыми эффективными обучающимися будут те, кто по мере преодоления новых этапов овладели способностью сокращать зависимость от посторонних.
Новые подходы в преподавании и обучении:
важность диалога в классе
Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Мерсер и Литлтон, 2007).
Модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя.
Учитель – ученик и ученик – ученик.
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
— позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
— помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
— содействует аргументированию ученикам своих идей;
— помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить.
Развитие диалогической беседы в классе
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты.
Беседа-дебаты, в которой:
— существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;
— предпринимается небольшое число попыток объединить ресурсы;
— атмосфера скорее конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.
Кумулятивная беседа, в которой:
— каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие;
— беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других.
Исследовательская беседа, в которой:
— каждый предлагает уместную информацию;
— идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку;
— участники задают друг другу вопросы;
— участники спрашивают и обосновывают то, что сказано;
— участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).
Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям.
Есть мнение, что существуют в большинстве своем два типа вопросов, которые учителя используют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы низкого порядка называют «закрытыми» или «буквальными». Они направлены только на запоминание и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать, и анализировать информацию каким-либо образом). Вопросы можно дифференцировать так, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников.
Слушать и отвечать ученикам
Важны не только первоначальные вопросы учителей, но и те вопросы, которые возникают после внимательного ознакомления с ответами учеников.
Рэг и Браун (2001) предлагают несколько типов реакций на ответы и комментарии учеников. Учителя могут:
— игнорировать ответ, переводить внимание на другого ученика, тему или вопрос;
— признавать ответ, брать его за основу следующей беседы;
— дословно повторять ответ для усиления смысла или, чтобы его услышали другие;
— повторять часть ответа, чтобы подчеркнуть определенный элемент;
— перефразировать ответ для большей ясности и акцентирования так, чтобы он стал частью текущей или последующей беседы;
— похвалить ответ (прямо или косвенно);
— направлять учеников к поиску дальнейшей информации или объяснения;
— помогать ученикам акцентировать внимание на важных аспектах.
Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы достигнет такое обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос.
Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров:
— продолжительность ответов учеников;
— количество добровольных ответов;
— частота вопросов учеников;
— количество ответов от менее способных учеников;
— взаимодействие по типу «ученик-ученик»;
— частота дискуссионных ответов.
Для того, чтобы выявить знания и «незнания» учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки и чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад.
Новые подходы в преподавании и обучении:
обучение тому, как учиться
«Обучение тому, как учиться» относится к процессу «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания. Развитие данных навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления детей успешными учениками.
Что такое метапознание?
Термин «метапознание» применяется к целому ряду процессов, которые влияют на осознание своих собственных знаний и мышления (Flavell, 1976). Метапознание может определяться как знание, понимание и регулирование когнитивных процессов или размышлений о них, включая возможность распознавать ошибки и регулировать мышление.
Как учитель может стимулировать саморегулируемое обучение?
Особенно важными могут быть три элемента саморегулируемого обучения (Perry et al, 2002):
— самонаправленность в процессе работы над заданиями;
— самостоятельное определение учеником проблемы и цели;
— самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.
Общение с учениками по вопросам преподавания и обучения способствует развитию в учениках саморегулирования. Осуществление контроля над своим обучением, способность к рассуждению о нем и чувство уверенности в том, что они способны усовершенствовать свое обучение, является положительным результатом общения с учениками по всем вопросам относительно работы школы и класса.
Новые подходы в преподавании и обучении
Ирина Коркина
Новые подходы в преподавании и обучении
Тема:«Новые подходы в преподавании и обучении»
«Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий».
Важность воспитания молодого поколения и создание конкурентоспособного личности описано в Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана и также является основной целью 12-летнего общего среднего образования [2]. Поэтому очень важно научить сегодняшнего школьника не только тому материалу, которым он должен владеть по школьной программе, но также и научить его учиться самостоятельно. Исходя из этого, идеи данного модуля должны прослеживаться на каждом уроке.
В настоящее время в классе предшкольной подготовки стоит проблема низкого уровня знаний. Причины этому имеют разный характер. 1. Возрастные особенности детей, это когда в группе собираются дети разного возраста. 2. Применение обычных технологий при использовании которых дети часто забывают материал потому, что получают его в готовом виде Даже игровая форма обучения не дает тот объем знаний детям, который смог бы прочным фундаментом отложиться в их памяти.
Как сделать так, чтобы процесс обучения стал не только интересен дошкольникам, но и запомнился им? Чтобы в дальнейшем, при переходе в начальную школу они могли апеллировать полученными знаниями. Как добиться раскрепощения, коммуникативности, креативности? На эти и другие проблемы я нашла ответ в изучении программы «Новые подходы в преподавании и обучении». Необходимо повысить роль дошкольников в современном образовании, дать возможность им работать в комфортной обстановке и принимать участие в процессе обучения. Преподавателям дошкольникам необходимо создать образовательную среду благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. (1,с. 138). Я полностью согласна с этим утверждением потому, что пассивное участие дошкольника не дает нам никакого результата. Роль дошкольника целиком зависит от воспитателя, так как воспитатель сам ставит цель, задачи, готовит материал, предлагает детям выполнять те, или иные задания, доминирующая роль тоже достается педагогу. У детей зачастую не остается выбора. Все это необходимо менять.Для изучения мы выбрали тему: Новые подходы в обучении. Данный модуль является одним из основополагающих и объединяет в себе методы и подходы, которые помогают вовлечь воспитанников в процесс обучения, повышают роль и его мотивацию. Весь педагогический процесс основан на интересе воспитанника к процессу своего обучения, или так называемой мотивации. Большинство традиционных уроков в настоящее время не преследуют цель эффективного обучения дошкольников, а нацелены, чаще всего, на заучивание большого объема информации и выполнение различных вычислений по шаблону, не развивающих функциональную грамотность детей. Именно поэтому очень важно использовать идеи этого модуля в своей педагогической практике.
Применяя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» мы ожидаем повышение мотивированности дошкольников, а также активное вовлечение их в свой процесс обучения. Современный мир, очень быстро развивается и те знания, которые даются детям в предшколе, начальной школе, в основной школе и даже в Вузе, иногда недостаточны для того, что бы вырастить из современной молодежи конкурентоспособную личность.
Создание коллаборативной обстановки требует от воспитателя серьезной подготовки, поэтому перед проведением занятия необходимо тщательно продумать какие трудности могут возникнуть и пути их преодоления.
Прежде всего, это сотрудничество детей. Взаимодействие друг с другом. У детей развивается диалогическая речь. Каждый ребенок может взять на себя роль ведущего, тем самым проявить свои качества лидера. В сотрудничестве между собой у детей нередко возникают креативные решения. Дети учатся помогать друг другу, обмениваются мнениями, высказывают свою точку зрения.
Как мы создаем группы.
В моем классе 16 детей. Пять девочек и одиннадцать мальчиков. Среди моих воспитанников есть сильные ученики, и есть слабые. Обычно я создаю четыре группы, в каждой из которых есть сильный ученик и слабый. Почему я так делаю? Для того, чтобы сильные ученики могли объяснить слабым ученикам, то, что они не поняли на занятии.
После того, как я создаю группы, я обговариваю с детьми правила работы в группе. Это можно сделать несколькими способами. Например, при помощи картинок. Если ребенок взял картинку «микрофон» значит, он будет выступать от всей группы, «карандаш», значит главный художник, «губы», обсуждаешь, доказываешь. Главным правилом в моих группах является то, что каждый ребенок в команде должен участвовать, иначе во время оценивания команда не наберет нужное количество баллов. Но мне пришлось столкнуться с рядом трудностей! Мне казалось, что у меня ничего не получиться! На занятии по математике предложив каждой группе составить состав определенного числа, и обговорив при этом правила. Я раздала им счетный материал. Дети не понимали, что значит работать совместно. Они забирали материал каждый себе! Они хотели, оценки воспитателя только для себя лично! Таким образом, я три занятия провела безрезультатно! Часть детей, уже понимала, что работать нужно сообща, но были дети, которые несмотря ни на что хотели лидерства. Я стала искать причины в себе. Что я делаю не так! На следующем занятии я распределила роли. При выполнении которых, каждый ребенок был задействован. Например, при получении числа 5 каждый из пяти должен был предложить команде свой вариант. Один ребенок был назначен проверяющим. Результат получился успешным. Я увидела работу детей, диалог между собой.
На занятии по экологии дети совместно работали по временам года. Сначала я предложила каждой группе изучить определенное время года по картинкам. Затем перемешала детей организовав новые группы. Раздала раскраски 4 времени года. В каждую группу попал ребенок, который очень хорошо изучил определенное время года. Здесь всем досталось место лидера. Каждый из детей рассказывал другим о своем времени года. Аналогично прошло занятие по изучению животных, птиц, насекомых, предметов одежды, мебели, фрукты, ягоды и т. д.
На занятиях по обучению грамоте я также использовала групповую форму работы с детьми. Каждой группе предлагался ряд заданий. Придумай слова с твердым и мягким звуком, выполни звуковой анализ слова по цепочке, каждый участник группы закрашивал и определял один звук в слове передавая карточку, раздели слово по слогам, поставь ударение. Не сказать, что эта работа была выполнена мною хорошо. Многие дети как всегда затруднялись определить нужный звук. Приходилась больше работать сильным ученикам, при произношении звуков иногда было шумно и другим детям было сложнее сосредоточить внимание. Я старалась донести до детей тот факт, что они должны помогать друг другу, объяснять, доказывать. Некоторые дети не включались в работу и отсиживались.
Я стала посещать уроки коллег, мною были просмотрены уроки именно по работе в группах. Мои коллеги уже два года проводят такие занятия с учениками и поэтому дети уверенно ведут работу на уроке. Учитель мало говорит. Говорят дети. Наблюдая свои занятия через видео, я увидела свои недостатки со стороны. Почему-то я продолжаю иногда много говорить и решать за детей. По методике учитель направляет работу групп, организовывает ее.
Так же работая в данном направлении я учила детей оцениванию друг друга.
Дети учились оценивать работу друг друга и работу других групп. Если они выражали свое несогласие, то должны были выразить свое объяснение, почему не согласны. Оценивание проходила сигнальными карточками, или поднятием пальчика вверх и вниз. Детям понравился прием оценки. Они стали чувствовать себя уверенно. Стали больше высказываться.
Я продолжаю само совершенствовать свои знания в области коллаборативного обучения. Данная методика мне очень интересна и она интересна моим воспитанникам. Уровень знаний и запоминание материала улучшился. Дети стали увереннее в себе. Не боятся высказывать свою точку зрения. Они самостоятельно обучаются при правильном направлении с моей стороны. От меня как от педагога нужна большая подготовка и направленность воспитанников. Подборка материалов должна соответствовать поставленной цели и задачам.
Самое главное в том, что дети лучше усваивают знания, общаясь в группах. Эти знания у них более прочные. Детям интереснее работать сообща, чем по одиночке. Даже теперь на переменах я заметила, что во время игр дети сами образуют группы и играют в разные игры. Почти у всех детей к концу учебного года проявились лидерские качества, улучшилась речь.
Я считаю, что использование идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» должно быть обязательным для каждого преподавателя. И считаю своей целью не только внедрить идеи данного модуля в свою педагогическую практику, но и также убедить своих коллег в обязательном применении данных идей в организации учебного процесса учащихся.
1. Образовательная программа профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике». Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства «Назарбаев интеллектуальные школы».2016г.
2. Руководство по работе в группе. «Назарбаев интеллектуальные школы».2016г
3. Раздаточный материал. «Назарбаев интеллектуальные школы».2016г
4. Издательство «Вита-Пресс»
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. Москва, Педагогика, 1985.
6. Якиманская И. С. Развивающее обучение. Москва. Педагогика, 1979.
7. Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, Пеленг, 1992.
8. Формирование и развитие математических способностей дошкольников Белошистая А. В.
Доклад к конференции «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном.
Инновационные подходы в обучении детей с ОВЗ Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, иногда ребенок рождается с какими-либо.
Новые подходы в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Новые подходы в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время в нашей стране реализуется.
Новые подходы к адаптации детей в детском саду Впервые приходя в детский сад малыш попадает в другой мир, так непохожий на привычный. Меняется все: режим, питание, температура и окружение,.
Опыт работы по теме «Здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Автор опыта.
Презентация к конференции «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном.
Новые логопедические технологии в коррекционном обучении Новые логопедические технологии в коррекционном обучении Современные требования к дошкольному образованию ставят акцент на необходимости.
Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала Статья «Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала» В настоящее время в сфере.
Выступление на ГМО музыкальных руководителей «ФГОС до: новые подходы в работе музыкального руководителя» Музыкальный руководитель Байправ Т. Н. ТМБДОУ «Белоснежка»Заседание ГМО музыкальных руководителей 2017-2018 учебный год Руководитель: Байправ.
Первый модуль в обучении. Новые подходы в преподавании и обучении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Первый модуль обучения
Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение – это целостный комплекс педагогических механизмов:
— понимание принципа обучения, принятие во внимание стилей обучения, осознание необходимости и выбор методов личного самообучения на протяжении всей жизни;
— систематическое развитие мышления;
— исследование и выявления собственных творческих талантов и путей их оптимального использования;
— эмоционально – положительное отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания;
— грамотное владение речью, вычислением и наличие пространственного мышления;
— высокая компетентность в области цифровых технологий.
Обучение тому, как учиться
обучение обучение обучению
мыслить думать о мышлении
познание познание о познании
— изменять то, как индивид мыслит и учится.
Преподаватель помогает учащемуся
— понимать требования, предъявляемые образовательной задачей
— изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы
— разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи
— выбирать стратегии, наиболее подходящие для конкретной задачи.
Чтобы реализовать эти задачи, учащиеся должны научиться обучению.
Преподаватели должны сосредоточить всё внимание
не на собственном А на развитии у обучающихся
преподавании умения обучаться
Поэтому преподаватель должен создать
в которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе,
а не пассивно принимать информацию
но знание и понимание формируются у самого обучающегося
Преподаватель должен оказывать помощь в этом процессе!
Создание образовательной среды
«обучения обучению» в классе
— понимание детьми процесса обучения
— понимание того, чему обучать
— представление о том, КАК структурировать учебный процесс и КАК оценивать результативность обучения.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БЫЛИ ЛИ ВЫ
Принимать во внимание то,
как дети обучаются
— связывают обучение с имеющимися знаниями
— с возможными ошибочными суждениями
— с поиском методов их исправления.
Успех обучения зависит от данных « отправных точек » учителя и ученика.
Если данные «отправные точки» учителя и ученика кардинально отличаются, то успех обучения находится под вопросом
будут запоминать полученные И забудут их практически сразу
знания после проведения с ними тестов
Ученики активно участвуют во всех аспектах учебного процесса:
— они будут формировать свои собственные гипотезы и вопросы
— консультировать друг друга
— ставить цели для себя
— отслеживать полученные результаты
— экспериментировать с идеями
— рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения.
Средний процент удержания
полученной информации учениками
____ 10 % ______Чтение______
________ 20% ____________Аудио-визуал__
__________ 30% ________________ Демонстрация
_____________ 50% ____________________Обсуждение
_________________ 75% ________________________Практика
__________________ 90% __________________________Передача
Задача учителя – сделать учебный процесс достаточно сложным и разнообразным с целью удерживания внимания учеников,
— предоставлять им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач
— создать такие условия, при которых ученики имеют то, называют внутренней мотивацией.
Условия для формирования в учениках «самоцели »
С этой целью учителя включают систему достижений целей в рабочий процесс, поэтому ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого – либо результата.
— развивалась способность к фокусированию внимания на подробностях и длительной концентрации внимания
— системно усваивался материал последовательности уроков.
вовлекать учащихся в работу позволять учащимся
принимать активное участие
во всём, что происходит
— прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого – ученик
— в рамках личностно – ориентированного образования учитель понимает: ученики способны выстроить свои собственные суждения, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс
— учебный процесс основывается на « строительстве моста », соединяющего учебный материал с учеником
— учителя, координирующие этот процесс, должны следить за обеими сторонами « моста »
Учителя должны понять
— что ученики уже знают и умеют
— какие у них интересы и увлечения
— что каждый отдельно взятый ученик знает, любит,
умеет и желает делать.
Обучение новому зависит от того, ЧТО человек уже знает и понимает.
Обучение будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и умения и нацелено на их расширение.
Следует в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития и укрепления этих связей.
Учителю необходимо отводить для учеников время на построение, осмысления и апробирование гипотез.
Предоставляйте ученикам возможность взаимообучаться.
Согласованность содержания преподавания и процесса планирования серии последовательных уроков
« Тактическое обучение », в интересах которого – лишь отметка усвоения материала в интересах успешного прохождения тестирования, представляет собой лишь вершину айсберга в обучении тому, как обучаться.
Тактика обучения и оценивания результатов
Учителя, знающие свой предмет, понимающие логику предмета и методику подачи в индивидуально удобном для учеников темпе, способны преподнести его ученикам таким образом, чтобы те смогли составить своё толкование и мнение.
Ученики будут учиться
— применять свои навыки, а также понимать структуру предметов, их содержание;
— понимать принципы, лежащие в основе предмета, основную идею.
Учителя в учебном процессе, ориентированном на знании
содействуют более основательному обучению учеников
Ученики в таком процессе
— комментируют, предоставляя повод для размышления
— задают наводящие вопросы
— озвучивают решения проблем
— анализируют свои идеи и идеи других учеников.
Ученики не боятся рисковать: «быть в тупике» для них – очередной повод что – либо узнать.
Объём учебного материала, предназначенного для работы в определённую единицу времени, ограничен.
Учителя должны помогать ученикам в обобщении полученных знаний, стимулируя рефлексию и обдумывание их собственных идей.
для обучения обучения
формативное оценивание суммативное оценивание
такое оценивание – полезный инструмент в обучении
процесс, в ходе которого ученики
— сами оценивают уровень своих знаний за период времени
— определяют с помощью учителя следующие шаги на пути самосовершенствования.
Рекомендуется использовать следующие методы :
— обмен образовательными задачами.
Учащиеся в паре или самостоятельно
имеют возможность оценивать имеют возможность
свой уровень образования понимать, как они его
Ученики оценивают себя и друг друга
это способствует более глубокому
Ученики знают свой уровень успеваемости и идут к последующей цели.
Не осуществляется изолированно существует понятие
позиционируют себя как
В подобной среде обучающихся поощряется
Большое внимание уделяется
Эта философия характеризуется
взаимоуважением развитием самоуправления
В итоге – формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении всей жизни.
Людям необходима обратная связь и поощрение для комфортного обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным.
Метапознание и обучение тому, как учиться
Методы оценивание для обучения учителя поможет ученикам
— отслеживать и оценивать своё дальнейшее обучение посредством обратной связи относительно успешности выбранных стратегий в достижении поставленных целей.
Эффективное обучение возможно, если
учителя смогут разработать
учебный процесс, чтобы
ученики усвоили ученики могли развивать
образовательную программу свою способность к
Учителя для оказания помощи ученикам работают над пополнением метапознавательного потенциала
— изменять то, как они мыслят и учатся
Это всё – краеугольный камень
Метапознавательные способности дают обучающимся назависимость в их обучении и позволяют:
— различать понятия « запоминание » и « понимание » материала, осознавая их принципиальную разницу
Могу ли я это запомнить?
Нужно ли мне это запомнить?
Действительно ли я усвоил эту тему?
— анализировать материал и дифференцировать его по уровню сложности и степени концентрации внимания
Этот фрагмент простой, а вот на
следующий необходимо обратить внимание и т. д.
— проверить и протестировать самих себя, определяя степень усвоения материала
Хорошо ли я понял это?
— установить ситуации, требующие вмешательства учителя
Я в тупике, и мои старания оказались
безрезультатными, поэтому мне необходима
Последний пункт особенно важен, т. к. несколько учеников просят помощи у учителя практически постоянно. ПОЧЕМУ?
всякий раз, когда сталкиваются с взаимодействуют с учителем
трудностями на равных и сами выполняют
Если обучающиеся научатся контролировать свой процесс обучения, просить помощи только в случае необходимости, то учителей будет намного больше времени на то, более продуктивно сделать учебный процесс индивидуализированным.
Обеспечение назависимости в образовании является решающим критерием индивидуализации обучения.
Учитель в некоторых образовательных моделях занимает излишне доминирующую позицию в учебном процессе:
— выбирает образовательные задачи и конкретные способы их реализации;
— курирует ученика в процессе их решения;
— устанавливает временной регламент работы;
— определяет ожидаемые результаты работы;
— даёт оценку и отзывы по работе ученика.
Ученик становится зависимым от преподавателя!
— определять индивидуальную ценность работы,
— определять режим и регламент обучения,
— сам выстраивать ожидаемые результаты.
5. Обе модели работы имеют свои плюсы и приемлемы в конкретных ситуациях
по мере взросления обучающихся, необходимость в их независимости возрастает, ввиду повышения сложности образования и вовлечения в профессиональную деятельность.
Независимость непрерывного обучения в течение всей жизни в условиях динамично развивающегося мира требует от нас способности к независимому обучению.
Таким образом, самыми эффективными обучающимися будут те, кто по мере преодоления новых этапов овладели способностью сокращать зависимость от посторонних.
Независимые учащиеся располагают комплексом подходов, качеств, навыков и знаний, которые они могут задействовать в любой ситуации, если им необходимо чему – либо обучиться.
Ученик, по мере взросления,
— всё более нуждается в независимости;
— каждый этап образования он начинает с положения зависимого;
— затем (в благоприятном случае, при поддержке и поощрении учителя)переходит к большей степени самостоятельности и независимости.
Таким образом, метакогнитивные способности к самоуправлению развиваются с опытом и временем.
Важность диалога в классе
Диалог занимает центральное место на уроке.
интеллектуальному развитию результативности в обучении
Интерактивное общение со взрослыми
совместная работа со сверстниками
способствуют обучению детей и их когнитивному развитию
Л. Выготский характеризует детей младшего возраста как учеников, у которых
когнитивное развитие происходит в процессе
в момент, когда учеников обучают более
взрослым способам мышления путём их общения с
более способными И взаимодействия с
учениками окружающей культурой и
Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие более эффективное в период, когда ученики работают в
« Зоне ближайшего развития » (ЗБР).
— навыки и способности, которые развивает ученик;
— диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно.
Для выполнения таких заданий нужна помощь
взрослых или более компетентных лиц
Данная поддержка включает общение
(Л. Выготский: речь – главный инструмент обучения )
Модель обучения Л. Выготского предполагает –
приобретение знаний в результате вовлечения ученика в диалог.
Роль учителя в поддержке социальной вовлечённости в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика.
в роли которых выступают одноклассники или учителя.
посредством пассивного в результате использования
слушания учителя вербальных средств:
Совместная беседа учеников приносит большую пользу, т. к.
— позволяет ученикам выражать своё понимание темы;
— помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
— содействует аргументированию учениками своих идей;
— помогает ученикам понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Развитие диалогической беседы в классе
приобретение знаний в процесс
он будет достигнут
через диалог с учениками.
Типы бесед, используемые в обучении
Существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению.
Предпринимается небольшое число попыток объединить ресурсы.
Атмосфера, скорее, конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.
Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие.
Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других.
Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.
Исследовательская беседа, в которой
Каждый предлагает уместную информацию.
Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку.
Участники задают друг другу вопросы.
Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе.
Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).
— имеют общую проблему
— создают совместное её понимание
— обмениваются идеями и мнениями
— обсуждают и оценивают идеи друг друга
— создают коллективное знание и понимание.
При вовлечении учеников в исследовательскую беседу
— ученики размышляют вслух
— выдвигают гипотезы и рассуждают.
В беседе могут быть использованы
— такие фразы и обороты :
«возможно», «если», «может быть», «вероятно»;
— ищут поддержку со стороны группы, задавая такие вопросы, как – « Не так ли? ».
слушают друг друга обсуждают свои ответы.
вопросы низкого порядка вопросы высокого порядка
«закрытые», «буквальные» Они направлены на умение
информацию каким- либо
необходимо формулировать так, можно
чтобы они соответствовали дифференцировать в
потребностям обучения учеников соответствии с разными
возможностями и разными
Различные техники постановки вопросов
— упрощение формулировки вопроса
— возвращение к пройденному материалу
— частичное принятие того, что правильно,
Вопросы для апробирования формулируются таким образом, чтобы помочь ученикам
— давать более полные ответы
— ясно выражать свои мысли
— развивать свои идеи.
Кроме того, подобные вопросы направляют ученика в процессе решения задач.
«Вы не могли бы предложить нам пример?»
Вопрос – перенаправление другим ученикам.
«Кто – нибудь может помочь?»
Значение вопросов в диалогическом подходе
для развития обучения определяется в
стимулировании учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям;
развитии у учеников неподдельного интереса и положительных эмоций к обучению, любознательности и стимула к исследованиям;
содействии формированию и вербализации знаний;
поддержке креативного мышления;
развитии критического мышления;
развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников;
углублении и концентрации мышления и действий посредством разговора и размышлений;
выявлении особых сложностей или недопонимания, которые могут затруднять обучение.
Слушать и отвечать ученикам
В процессе обучения важны не только первоначальные вопросы учителей, но и те вопросы, которые возникают после внимательного ознакомления с ответами учеников.
Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность ученикам
— развивать своё мышление,
— расширять свои знания.
Типы реакций на ответы учеников
игнорировать ответ, переводить внимание на другого ученика, тему или вопрос;
признавать ответ, принимать его за основу последующей беседы;
дословно повторять ответ для усиления смысла или для знакомства с ним других;
повторять часть ответа, чтобы подчеркнуть определённый элемент;
перефразировать ответ для большей ясности и акцентирования таким образом, чтобы он стал частью текущей или последующей беседы;
похвалить ответ (прямо или косвенно, применив его в текущей или последующей беседе);
направлять учеников к поиску дальнейшей информации или к объяснению;
помогать ученикам в акцентировании внимания на важных аспектах.
— давать ученикам время отвечать,
— по возможности строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят.
Учитель ждёт около двух секунд перед тем, как
-либо повторить вопрос,
— перефразировать его или
-задать другому ученику,
— либо уточнить его самому.
Увеличение времени ожидания с тёх до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров :
продолжительность ответов учеников;
количество добровольных ответов;
частота вопросов учеников;
количество ответов от менее способных учеников;
частота дискуссионных ответов.
Увеличение времени на размышление позволяет ученикам
— «шлифовать» свои ответы.
Обучение тому, как учиться
Название модуля « Обучение тому, как учиться » согласуется с процессом « саморегулирования », в котором ученики развивают
— способности к пониманию,
— отслеживанию опыта обучения
Ученики в самом раннем возрасте
— начинают осмысливать своё обучение,
— могут выстраивать свой подход к обучающим заданиям,
— начинают воспринимать себя в качестве ученика.
Развитие данных навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками.
Сущностная характеристика метапознания
Метапознание определяется как
— регулирование когнитивных процессов или размышлений о них, включая возможность распознавать ошибки и регулировать мышление.
При отсутствии инструкций от учителя ученики будут тратить учебное время непродуктивно. Флейвелл приписывает такой негативный результат как «дефицит продуктивности».
Категоризация аспектов метапознания
Флейвелл описал три компонента для анализа и мониторинга детского метапознания:
познание себя в качестве ученика;
знание, понимание и оценка целей и заданий;
знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.
Это личностные знания:
— познание себя в качестве ученика;
— осознание своих сильных и слабых сторон;
— понимание того, что нравится и что не нравится в отношении процесса обучения;
— способность устанавливать личные цели
Знание, понимание и оценка целей и заданий
Это ориентированные знания:
— связь со знаниями обучающегося;
— оцениванием целей и заданий.
Этот аспект метапознания отражает то, как ученики анализируют и оценивают задания или сравнивают уровни их сложности.
Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий
Это знания и мониторинг стратегий, требуемых для выполнения задания.
— определяют задачи, которые необходимо решить;
— составляют план реализации одной или нескольких стратегий решения задач;
— производят оценивание эффективности разных стратегий;
— обосновывают свои действия.
Шанк и Циммерман делают акцент на формировании самостоятельности детей в процессе мониторинга и контроля своего обучения.
Успешность процесса обучения обусловлена сложным взаимодействием между мотивацией, социальными и эмоциональными факторами, а также метакогнитивным знанием.
Способны ли ученики младшего возраста
Флейвелл утверждает, что
— возможности метапознания у учеников младшего возраста крайне ограничены;
— они не всегда способны к управлению своей памятью, разрешению проблем и принятию решений.
Ученики по мере взросления
— становятся способными выбирать определённый вид работы или задания, навыки, соответствующие их уровню,
— использовать эффективные стратегии для их выполнения,
— отслеживать ход их выполнения,
— корректировать свой подход,
— просить о помощи в случае необходимости,
— не прекращать «процесс», пока он не завершён, или не достигнута цель.
Как учитель может стимулировать саморегулируемое обучение?
По мере развития обучения степень и вид оказываемой поддержки руководителя изменяется и модифицируется в целях обеспечения эффективной мотивации, направленности концептуальных основ развития.
Этот процесс (Жером Брунер) назван
постепенно усиливающаяся поддержка,
при которой руководитель «подталкивает» учеников
к завершению выполнения задания.
Реакция руководителя на достижения ученика
Три элемента саморегулируемого обучения:
самонаправленность в процессе работы над заданиями;
самостоятельное определение учеником проблемы и цели;
самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.
Избранные задания должны способствовать реализации саморегулируемых стратегий.
Принятие во внимание мнений учеников
Джин Раддок пишет, что общение с с учениками имеет своей целью
постижение сущности обучения поиски путей
с точки зрения его восприятия самосовершенствования
обучения для отдельных
Общение с учениками способствует:
положительному содействию в развитии самоуважения у учеников;
позитивному отношению к школе и обучению;
формированию эмоционально положительного отношения к учителям.
Ученики признали преимущества общения, отметив, что в результате
убедились, что их мнение учитывается при решении вопросов;
почувствовали обретение контроля над собственным обучением;
выделили спектр вопросов, касающихся их собственного обучения;
укрепили уверенность в том, как улучшить обучение;
сформировали положительное отношение к обучению и школе.
Общение с учениками способствует развитию в учениках саморегуляции.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-042214
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.