Понимает ли он что совершил осознает ли сенька свой поступок
Урок по теме «Человек на войне» (по рассказу В.Некрасова «Сенька»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ В.П.Некрасов Человек на войне ( по рассказу Сенька).ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Человек на войне» по рассказу В.П.Некрасова «Сенька»
Цели: Познакомить учащихся с краткой биографией В.П.Некрасова. Показать поведение, поступки, чувства героя рассказа В.П.Некрасова Сеньки перед лицом смерти. Проследить по тексту рассказа нравственное возрождение героя. Продолжить работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина
Основная тема творчества В.П.Некрасова – поведение человека в экстремальных условиях войны, его умение или неумение противостоять трусости, подлости, напряжению фронтовых будней.
Основные произведения В.П.Некрасова: «Сенька» «Рядовой Лютиков» «Переправа» «Судак» «Новичок» «Случай на Мамаевом Кургане» «Посвящается Хэмингуэю»
Характеристика Семена Короткова: Внешне сильный, выносливый; Родился и вырос в Сибири; В учебке был на хорошем счету; Рядовой, сразу после учебки попал на фронт; Немца живого никогда не видел.
1) Каким мы видим Сеньку в начале рассказа? 2) Почему он стал самострелом?
Композиция рассказа В рассказе «Сенька» показан мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.
Нравственное возрождение героя. 4 палатка-символ души героя Встреча с самострелом Ахрамеевым Лицо-зеркало поступка Сеньки(отражение отвратительного предательства) Герой осознал свою ошибку( 1 ступень выхода из ямы) Знакомство с сержантом Николаем Для Сеньки стал идеалом солдата Сенька видит в Николае свое идеальное отражение, к которому стремится его душа. Нравственный выбор героя: Убежать с Ахрамеевым, навсегда запятнав свою честь. Нравственный выбор героя: Остаться и понести суровое наказание.
Нравственный выбор героя Отказавшись от побега, Сенька полностью раскаялся и залечил свои нравственные раны, с болью вырвав из сердца занозу предательства.
Попав на передовую, Сенька проявляет свои лучшие качества. Герой, окончательно очищаясь и возрождаясь к новой, настоящей жизни, осознаёт своё предназначение и осуществляет его, останавливая продвижение вражеских танков. «Клубящийся чёрный столб дыма медленно расползался по ослепительно голубому небу». Так рассеивается и дым совершённого Сенькой греха, и из-под него явственно проступает чистота воскресшей души героя.
Волнует сердце праздничный салют, В нём весь наш путь, все битвы и победы, Дела отцов в нём дети узнают, И молодость свою в нём видят деды…
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Человек на войне (по рассказу В.Некрасова Сенька).doc
Урок по теме « Человек на войне » ( по рассказу В. П. Некрасова « Сенька » )
Цели урока:
1) познакомить учащихся с краткой биографией В. П. Некрасова;
2) проанализировать поведение, поступки, чувства героя рассказа Сеньки перед лицом смерти;
3) проследить по тексту рассказа нравственное возрождение героя;
4) продолжить работу по формированию учения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Оформление:
1) презентация к уроку;
2) выставка книг « ВОВ в художественной литературе ».
Музыкальное оформление:
1) « Священная война » муз. Александрова,
2) « До свидания, мальчики » в исп. Б. Окуджавы,
3) « День Победы » в исп. М. Магомаева.
Эпиграф к уроку:
« Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне » Ю. Друнина.
( Слайд 3 )
Тема нашего урока – « Человек на войне » по рассказу В. П. Некрасова « Сенька ».
( записать число, тему в тетрадь )
( Слайд 4 )
Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией В. П. Некрасова; проанализируем поведение, поступки, чувства героя рассказа В. Некрасова Сеньки перед лицом смерти; проследим по тексту рассказа нравственное возрождение героя; продолжим работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме.
( Слайд 5 )
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известной поэтессы, фронтовика,
Ю. Друниной. ( см. эпиграф, записать в тетрадь )
Чем живёт человек на войне, его мысли, чувства, поступки – всё это легло в основу произведений В. Некрасова, в основу его рассказа « Сенька ». В. П. Некрасов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны и первым поведавшее правду о войне как о трагедии.
— биография В. П. Некрасова ( сообщение ученика )
( Слайд 7 )
произведения В. П. Некрасова.
( Слайд 7 + муз. )
Песня Б. Окуджавы « До свидания, мальчики » ( 1 купл. ) ( прослушать )
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушёл на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далёкого сибирского села.
— Что вы ещё сможете сказать о главном герое рассказа? ( ответы учащихся )
( Слайд 9 )
После учебки Сенька попадает в совершенно другой мир, страшный, неизвестный.
Он на передовой, один в окопчике.
( Слайд 11 )
В рассказе « Сенька » показан мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.
А теперь давайте проследим, как происходит нравственное возрождение героя.
( Слайд 12 )
После « ранения » Сенька попадает в 4 палатку. 4 палатка – это своеобразное символическое изображение души героя.
— С кем встречается здесь Сенька?
(сначала он находится в палатке с таким же самострельщиком Ахрамеевым, т. е его душа заполнена только предательством. Затем палатка наполняется ранеными бойцами, так же,
как и душа Сенька наполняется болью, раскаянием и желанием искупить свою вину ).
Автор представляет своему герою возможность посмотреть на других людей как в зеркало. В лице – зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного предательства.
— Почему именно Николай, а не Ахрамеев становится для Сеньки идеалом солдата? ( в Николае, как в нравственном зеркале, Сенька видит своё идеальное отражение, к которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха ).
— читать разговор между Николаем и Сенькой ( гл. 6, стр. 60 ).
Похвала Николая стала для Сеньки « голубым ослепительным куском неба », забрезжившим в тёмной палатке излечивающейся души.
« Сенька почувствовал…» (стр. 60).
Но для полного очищения этого мало. Судьба устами красноармейца, вызвавшего Сеньку на допрос и обнарувшего перед ничего не подозревающим Николаем Сенькино предательство, зачитывает свой приговор…
— Как повёл себя Николай, узнав, что Сенька – самострельщик?
(чит. гл.6, стр. 61)
— Изменилось ли отношение к Сеньке в палатке?
( чит.гл.7, стр.62)
( внешне ничего не изменилось, но возникла стена молчаливого отчуждения. А самым страшным для Сеньки было молчание Николая).
Так поэтапно Некрасов подводит нас к кульминации рассказа. Автор ставит героя перед нравственным выбором.
— Перед каким нравственным выбором поставлен Сенька? ( убежать с Ахрамеевым, навсегда запятнав свою честь и такой ценой сохранить себе жизнь, или остаться, понести суровое наказание, возможно, вплоть до расстрела, но при малейшей возможности попытаться искупить свою вину). (записать в тетрадь).
( Слайд 14)
Попав на передовую, Сенька проявляет свои лучшие качества. Герой, окончательно очищаясь и возрождаясь к новой, настоящей жизни, осознаёт своё предназначение и осуществляет его, останавливая продвижение вражеских танков.
« Клубящийся чёрный столб дыма медленно расползался по ослепительно голубому небу».
Так рассеивается и дым совершённого Сенькой греха, и из-под него явственно проступает чистота воскресшей души героя.
Таким же дымом расползается и война, которая никогда не сможет сделать чёрным голубое небо мира, если люди найдут в себе силы и мужество сделать правильный нравственный выбор.
Урок внеклассного чтения по теме: «Человек на войне» (по рассказу В.П. Некрасова «Сенька»). 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
1) Познакомить учащихся с краткой биографией В.П.Некрасова.
2) Показать поведение, поступки, чувства героя рассказа В. П. Некрасова Сеньки перед лицом смерти.
3) Продолжить работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме.
1) Выставка книг «ВОВ в художественной литературе».
2) Портрет В. П. Некрасова.
3) Иллюстрации к рассказу: «Налет вражеской авиации»,
1) «Священная война» музыка Александрова
2) «До свидания, мальчики» в исп. Б. Окуджавы.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина.
Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное
величие человека, бросающего вызов своему
сильнейшему врагу-смерти.
Генрих Гейне.
Ход урока
I. Вступительная часть.
Звучит мелодия «Вставай, страна огромная».
— Какому событию в истории нашей страны посвящена эта песня?
— Когда началась война?
— Кто встал на защиту Отечества?
Эта песня стала своеобразным народным гимном, объединившим все силы страны на борьбу с гитлеровским фашизмом. И в наши дни эта песня хорошо известна всем и является символом нашей победы.
— Ребята, а откуда вам известно о ВОВ?
Подтверждением ваших ответов прозвучит стихотворение Николая Старшинова:
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в наилучших фильмах.
Война! Твой горький след-
И в книгах, и на полках…
С каждым днем становятся все дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Скоро наш народ будет отмечать 62-ю годовщину Победы над фашисткой Германией. Это уже более полувека.
Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений.
По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, прозаики, надевшие военную форму.
Мы подготовили выставку книг писателей – фронтовиков, с творчеством которых вы уже знакомы и будете знакомиться на уроках. Перед вами книги Г. Бакланова, Василя Быкова, М. Шолохова, В. Астафьева, А. Твардовского, В. Некрасова.
Писатели – фронтовики основной темой своего творчества избрали тему: «Человек на войне». Именно об этом мы сегодня будем говорить на уроке.
Тема нашего внеклассного чтения – «Человек на войне» по рассказу В. П. Некрасова «Сенька».
Чем живет человек на войне, его мысли, чувства, поступки, переживания – все это легло в основу произведений В. П. Некрасова, в основу его рассказа «Сенька». В. П. Некрасов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опаленное огнем войны.
а) Семиклассник приготовил небольшое сообщение о В.П.Некрасове (доклад).
б) Работа с текстом.
Звучит песня Б. Окуджавы.
Ах, война,
Что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики…
Постарайтесь вернуться назад…
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.
— Что еще вы можете сказать о главном герое рассказа?
И вот Сенька попадает в совершенно другой мир, страшный, неизвестный. Он на передовой, один в окопчике.
— Вспомните, каким эпизодом автор начинает рассказ? Почему?
Что изображено на иллюстрации?
— Какое чувство охватывает Сеньку?
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Автором этих слов является поэтесса, фронтовик Юлия Дунина.
— Какое слово является главным, ключевым в этих строчках?
Именно чувство страха испытывает герой рассказа Сенька, оставшись в окопчике один.
— Чему учили Сеньку перед тем, как отправить на передовую?
Хочу привести воспоминание В. П. Некрасова о том, как он, будучи 30-летним, попадает впервые на фронт.
— Учили одному, а получалось совсем другое. Найдите подтверждение в тексте.
Страх постепенно овладевает Сенькой. Автор стремится к максимальной точности в передаче чувств и мыслей Сеньки.
— Какая мелькнула мысль у Сеньки, когда он увидел проползающего Титкова?
Сейчас Титкова перевяжут, и он будет лежать в медсанбате на соломе.
— Какой поступок совершает Сенька?
— Понимает ли он, что совершил, осознает ли Сенька свой поступок?
— Что движет Сенькой, когда он простреливает себе руку?
Только страх, ни о чем другом Сенька и не думает.
— Слышит ли Сенька, что о его поступке говорят окружающие?
— Вспомните слова лейтенанта, доктора.
— Каким выражением описывает автор психологическое состояние Сеньки?
Осознание того, что он совершил, происходит позднее. И слова, сказанные лейтенантом, только потом доходят до Сенькиного мозга.
— Куда попадает Сенька после «ранения»?
— Чем палатка №4 отличается от других палаток?
— С кем встречается здесь Сенька?
— Что узнаем мы об Ахрамееве из рассказа?
Сенька и Ахрамеев – оба «леворучники».
— Можно ли между ними поставить знак равенства? Если нет, то почему?
— С кем еще встречается в «санбате» Сенька?
— Что мы знаем о Николае?
— Почему Сенька тянется к Николаю, а Ахрамеев вызывает чувство брезгливости?
Важно вспомнить о том, какие взаимоотношения складывались у Сеньки с окружающими до совершения проступка, и как они изменились после того, как все узнали, что Сенька – «леворучник».
Внешне ничего не изменилось, но возникла стена молчаливого отчуждения. А самое страшное – это молчание Николая.
— Как воспринимает это молчание Сенька?
— Что происходит дальше с героем?
(Ученик подробно рассказывает эпизод, который изображен на этой иллюстрации).
Сенька не просто попадает на передовую, он совершает подвиг, при этом не осознавая того, что это подвиг.
— Через что сумел перешагнуть Сенька?
Через свой страх, Сенька сумел победить в себе свой страх.
— Можно ли высказывание немецкого поэта Генриха Гейне (2 эпиграф) отнести к Сеньке?
Да, Сенька сумел обнаружить в себе духовное величие, поборов в себе страх, бросив вызов своему врагу – смерти.
Более шестидесяти лет отделяет наше поколение от тех трагических событий, почему нужно вновь и вновь говорить о страшной войне?
Потому что опять идут кровопролитные войны.
Звучит песня дальше «До свидания, мальчики».
— Почему и для чего поведал Некрасов судьбу Сеньки?
И сегодня есть судьбы, похожие на судьбу Сеньки. Идут на войну его ровесники. И им страшно, и им нужно преодолеть, перешагнуть свой страх, и они опять стоят перед выбором: выжить или умереть. Работают суды, ведутся следствия по делу «леворучников».
Рассказ «Сенька» был написан В. П. Некрасовым в 1956 году. Но он как нельзя подходит к событиям наших дней.
III. Домашнее задание:
1) Дописать рассказ о судьбе Сеньки.
2) Подбор материалов из газет об участниках сегодняшних войн, об их судьбах, похожих на судьбу Сеньки.
помогите. анализ произведения рассказа В. Некрасов «Сенька»
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.
В начале произведения мы видим охваченного мелкой противной дрожью, загнанного малярией страха в щель, похожего на скрученную им самим тонкую и жалкую цигарку не человека даже, а какое-то его отдалённое подобие. Винтовка в глазах Сеньки становится ненужной палкой, ничтожной в борьбе против “целой кучи” самолётов, которую “ни штыком, ни гранатой не достанешь”. Чувствуя леденящее дыхание смерти, он неосознанно простреливает себе руку, чтобы уйти туда, где нет “вздутых, с раскоряченными ногами лошадей, валявшихся на дороге”, почти непрерывно пикировавших на него “самолётов с красными лапами”, бойца “с остановившимися, немигающими глазами”. В этот момент Сенька стал подобен одному из телеграфных столбов, увиденных им: все “провода”, связывающие его с окружающим миром, обрываются.
Композиция рассказа — это мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.
Автор предоставляет возможность своему герою посмотреть на других людей как в зеркало. В лице-зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного поступка, у него возникает желание ударить по этому “жёлтому морщинистому лицу” кулаком, ударить, по сути, самого себя и разбить это кривое зеркало. “Солдату нельзя так говорить”, — возражает он дезертиру Ахрамееву и себе самому, постепенно начиная осознавать долг солдата — защитника Родины, её лесов, полей и рек, среди которых и его родной Енисей, женщин, стариков и детей — мира, воспоминанием о котором звучала в Сенькином сне гармошка. Осознание ошибки стало первой ступенькой из ямы. Следующая ступенька нравственного преображения Сеньки — знакомство с Николаем, ставшим для него идеалом солдата. Худенький сержант-разведчик, совсем мальчишка, с тоненькими, как у девочки, руками, выведенный из строя пятью вражескими осколками, больше всего жалел о том, что не может быть рядом со своими товарищами, обороняющими родную землю. В Николае, как в нравственном зеркале, Сенька увидел своё идеальное отражение, то, к которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха.
Понимает ли он что совершил осознает ли сенька свой поступок
Ответ:
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.
В начале произведения мы видим охваченного мелкой противной дрожью, загнанного малярией страха в щель, похожего на скрученную им самим тонкую и жалкую цигарку не человека даже, а какое-то его отдалённое подобие. Винтовка в глазах Сеньки становится ненужной палкой, ничтожной в борьбе против “целой кучи” самолётов, которую “ни штыком, ни гранатой не достанешь”. Чувствуя леденящее дыхание смерти, он неосознанно простреливает себе руку, чтобы уйти туда, где нет “вздутых, с раскоряченными ногами лошадей, валявшихся на дороге”, почти непрерывно пикировавших на него “самолётов с красными лапами”, бойца “с остановившимися, немигающими глазами”. В этот момент Сенька стал подобен одному из телеграфных столбов, увиденных им: все “провода”, связывающие его с окружающим миром, обрываются.
Композиция рассказа — это мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.
Автор предоставляет возможность своему герою посмотреть на других людей как в зеркало. В лице-зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного поступка, у него возникает желание ударить по этому “жёлтому морщинистому лицу” кулаком, ударить, по сути, самого себя и разбить это кривое зеркало. “Солдату нельзя так говорить”, — возражает он дезертиру Ахрамееву и себе самому, постепенно начиная осознавать долг солдата — защитника Родины, её лесов, полей и рек, среди которых и его родной Енисей, женщин, стариков и детей — мира, воспоминанием о котором звучала в Сенькином сне гармошка. Осознание ошибки стало первой ступенькой из ямы. Следующая ступенька нравственного преображения Сеньки — знакомство с Николаем, ставшим для него идеалом солдата. Худенький сержант-разведчик, совсем мальчишка, с тоненькими, как у девочки, руками, выведенный из строя пятью вражескими осколками, больше всего жалел о том, что не может быть рядом со своими товарищами, обороняющими родную землю. В Николае, как в нравственном зеркале, Сенька увидел своё идеальное отражение, то, к которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха.
Нравственные испытания человека на войне (по рассказам В. Быкова «Одна ночь», В. Некрасова «Сенька»)
Разделы: Литература
В. Быков «Одна ночь»
В. Некрасов «Сенька»
В.П.Некрасов войну знает не понаслышке. С 1941 по 1944 год шел он ее дорогами. Выстрадал ее в горькой и колючей правде окружений и отступлений 1941-1942 годов. Он пережил, как и любой наш солдат, ужас надвигающихся фашистских танков, против которых у нас в 1941 году не было ничего, кроме бутылок с горючей смесью. Это было время военной безысходности, стратегических и тактических ошибок командования, влекущих за собой огромные человеческие жертвы. В горнило войны были брошены миллионы молодых пареньков, которые были до войны простыми хлеборобами, трактористами, рабочими.
Но каждый готов был отдать свою жизнь в борьбе с фашистами. Но оказавшись лицом к лицу с реальной войной, не все сразу стали храбрыми и смелыми. Многим пришлось пройти через преодоление панического страха пред надвигающейся армадой юнкерсов, когда хотелось только одного: зарыться как можно глубже в землю и защитить голову, охватив ее ослабевшими руками. Много было и таких, которые не выдерживали и, поддавшись минутной слабости, забыв о том, что давали присягу, увечили себя добровольно, лишь бы только отправили из того ада в тыл.
В своем рассказе «Сенька» В.Некрасов с потрясающей силой писателя-очевидца показывает нам образ паренька, который только вчера попал на передовую, в самое пекло, да в такое, что «трехдневную норму табаку искурил за полдня». И когда «густая, удушливая пыль» закрыла все, и «ничего не было видно: ни неба, ни рощи. он снял винтовку с бруствера, зажал ее меж колен, взвел курок, положил руку на дуло, зажмурил глаза и нажал на крючок. Сенька безразлично смотрел на подбежавшего командира взвода, ему было все равно, что с ним сделают, главное – он сейчас вылезет из этой щели и уйдет туда, где нет самолетов».
А дальше В.Некрасов поразительно тонко ведет своего героя на встречу с людьми, которые своим отношением к солдатскому долгу пробудят в Сеньке глубокие и потаенные чувства собственного достоинства и готовности идти навстречу опасности, не боясь за свою шкуру.
Первый урок Сеньке преподал в медсанбате самострел Ахрамеев, который успокоил: «С месячишко отдохнем, а там. мало-мало заживем, и стрекача дадим. » Сенька сначала слушает рассуждения Ахрамеева о том, что « по-бестолковому никому умирать не охота», но постепенно в нем поднимается волна ненависти к самострелу. «Сенька вдруг почувствовал, что еще минута – и он ударит кулаком по этому морщинистому лицу». Это было начало. А дальше его одолевают мысли о тех ребятах (Тимошка, Синцов), которые остались на передовой: « А может, их уже и в живых нет?»
Но всю тяжесть своего позора Сенька почувствовал при встречи со старшиной Пушковым. Писатель передает весь трагизм положения солдата через его внутренний диалог и диалог со старшиной. Но старшина не хочет с ним не только разговаривать, но и смотреть на него. И когда на Сенькину отчаянную просьбу старшине забрать его с собой в взвод, он услышал презрительное: «Тебя?» – он понял, что его больше за человека не считают. «Во рту у него пересохло, язык стал большой и неповоротливый. Он ушел в палатку и до обеда лежал, уткнувшись лицом в солому». В.Некрасов сумел своим точным, мастерским языком показать нам душевные метания и поиски солдата, струсившего, но не потерявшего совесть.
Крутой перелом произошел с Сенькой, когда рядом с ним положили «худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика, раненного в обе ноги». Сеньке было стыдно, когда он сравнивал свою мускулистую жилистую руку с тоненькой рукой сержанта.
«Смелый, должно быть, – подумал Сенька, – по морде видать, что смелый. А ведь такой худенький, хлипкий». Николай, так звали разведчика, не знал, что Сенька «леворучник», проникается к нему доверием и уважением. Но говорит про самострелов с такой гадливость, что мы чувствуем, как сжимается душа Сеньки. Но он тянется к Николаю. Больше всего сейчас ему хочется быть помкомвзвода у Николая, потому что тот сказал, что из Сеньки – сибиряка-охотника – получится хороший разведчик. Так постепенно у ненароком струсившего солдата формируется чувство собственной значимости на войне.
В.Некрасов как истинно талантливый писатель тонкими художественными приемами раскрывает перед Николаем тайну Сеньки. Это стало и трагедией для самого Николая: он, разведчик, и не разгадал мерзавца. Но он и не догадывался, что он сделал с Сенькой. Даже отвернувшись от Сеньки, Николай был для него тем теплым лучом, который освещал Сеньке дорогу к очищению от скверны. И когда в неразберихе погрузили на грузовики всех, кто мог стоять, и повезли на передовую, Сенька обрадовался. Это была победа. Он больше не боялся.
«Он думал о Николае, и ему хотелось обнять его изо всех сил и сказать, что сегодня что-то произойдет. Что именно, он и сам еще не знал, но что-то очень важное». И произошло: Сенька добровольно взял связку гранат и пошел на танки. Некрасов подробно описывает все действия Сеньки в его поединке с танками, его быстро проносящиеся мысли, и мы видим уже настоящего солдата, осознавшего слова присяги и свое место на войне.
Некрасов убедительно раскрывает тему войны. Чего греха таить – много было трусов, дезертиров и предателей, которые не мучились совестью от своих поступков. Но Некрасов показал человека, который осудил себя сам. А это самый справедливый суд чести.
Рассказ несет на себе нравственную истину. Он учит тому, что человек все может, если поднимет в себе те огромные внутренние силы, которые есть в каждом из нас.
Беседа по рассказам
В.Быков «Одна ночь»
– Расскажите о столкновении Волока с немцем:
– завязавшаяся борьба с врагом;
– вдвоем в заваленном подвале;
– помощь немцу. Почему Волока оказал помощь? (гл. 1,2).
– Расскажите об отношении между Волоком и немцем, когда они были в подвале.
– Какие чувства испытывали друг к другу?
– Какое желание подавил в себе Волок?
– О чем разговаривали?
– Каков смысл этой сцены?
– Ваше отношение к последней сцене рассказа?
В.Некрасов «Сенька»
– Что толкнуло Сеньку на этот шаг?
– Какую роль сыграл Николай в судьбе Сеньки?
– Почему Сенька стал ухаживать за раненым Николаем?
– Какие чувства испытывал Сенька, когда в палатке узнали о его «ранении»
– Искупил ли Сенька свою вину перед товарищами, Родиной?