Помогают ли образы катьки ваньки узнать еще что нибудь о красногвардейцах
«Двенадцать» (А. Блок)
Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».
История создания
Поэма была написана через два месяца после Октябрьского переворота. Все находились тогда в каком-то лихорадочном предчувствии новой жизни, желая её и в то же время пугаясь. Будучи гениальным поэтом, Александр Блок острее других ощущал дух времени и чувствовал необходимость отразить его. Закончив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я — гений».
Проблематика:
Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:
Литературное направление: модернизм (символизм).
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: «Двенадцать» можно было бы назвать исторической поэмой, однако здесь важно учитывать, что Александр Александрович Блок создавал свои произведения, руководствуясь эстетикой символизма. Таким образом, нам представлен не событийный ряд, как это было бы, к примеру, в реалистической поэме, а некая музыка того времени, из которой мы, возможно, узнаём больше, чем из хроники.
Время и место действия: действие поэмы происходит в Петербурге (Петрограде) после революции 1917 г. В городе комендантский час, и двенадцать красноармейцев патрулируют территорию.
Действующие лица
Персонажей поэмы можно условно разделить на представителей старой жизни («дополуночной», жизни до двенадцати) представителей нового времени. Представители старой жизни все представлены читателю в первой главе. Это:
Итого — двенадцать персонажей.
Им противопоставлены представители нового времени — двенадцать патрульных красноармейцев.
Не относятся ни к старому, ни к новому миру такие персонажи, как Катька и Ванька (они из вневременного пространства любви).
В поэме очень много загадок, но мы всё же не можем не упомянуть, что впереди красноармейцев — Иисус Христос. Превращает он золотое число «12» в роковое «13» или нет, ответить сложно.
Краткое содержание
Глава 1
В Петрограде холодно, снежно. Людей валит с ног свирепый ветер. Упоминаются все двенадцать представителей старого мира. Они ругают большевиков и новый мир не принимают.
Глава 2
По улице идут двенадцать красноармейцев. Они готовы бороться за новый мир, пусть даже старый при этом будет разрушен.
По дороге красноармейцы обсуждают знакомого Ваньку, у которого роман с состоятельной Катей, и ругают его за то, что всё время проводит в кабаках.
Глава 3
Вся глава — это песня, которую, по всей видимости, исполняют красноармейцы. Речь в песне идёт фактически о них — о ребятах, которые вернулись после войны, ничего за плечами не имея, и стремятся уничтожить буржуазию в огне мирового пожара.
Глава 4
Описывается влюблённая пара: Ванька и Катька. Они весело несутся на извозчике по Петрограду.
Глава 5
Тональность разговора Ваньки с Катей меняется. Он припоминает женщине, что в прошлом та была проституткой, намекает на убийство некоего офицера.
Глава 6
Экипаж Ваньки и Катьки сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Из контекста ясно, что один из красноармейцев, Петруха, в прошлом состоял с Катькой в близких отношениях. Красноармейцы угрожают Ваньке как разрушителю отношений Петрухи и Катьки и стреляют в него. Но Ванька бежит, а вот Катя убита.
Глава 7
Отряд идёт дальше. Петруха печалится и тоскует по Катьке, но его осаживают товарищи: «не такое нынче время». Пётр веселеет: в отряде идут разговоры о будущих грабежах и гулянках.
Глава 8
Глава 9
Представляет собой песню о разрушении старого мира. Важный образ этой песни — буржуй, который мёрзнет на перекрёстке вместо городового (городовой — символ старого мира; обнищавший буржуй — нового). Рядом с буржуем — бродячий пёс (символ старого мира).
Глава 10
Петруха упоминает Бога, говоря о метели. Красноармейцы напоминают ему, что на Петрухе уже грех Катькиной смерти, а значит, о Боге разговора быть не может.
Глава 11
Красноармейцы движутся вперёд, несмотря на вьюгу. Их шествие становится словно бы бесконечным.
Глава 12
За красноармейцами увязывается тот самый пёс, который упоминался в главах 1 и 9 (символ старого мира). Они пытаются отогнать пса, но тот не уходит. Внезапно отряд замечает какую-то фигуру впереди. Они стреляют в этого человека, но он продолжает идти перед красноармейцами.
Автор отмечает: «позади — голодный пёс, впереди — Исус Христос».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите литературное направление, приверженцем которого был Александр Блок и которое нашло отражение в поэме «Двенадцать».
Ответ. Символизм.
Какой персонаж поэмы символизирует старый мир?
Вопросы и ответы по поэме Блока «Двенадцать»
Вопросы по 1-й главе.
Какие цвета доминируют в главе, почему? Какую картину рисует поэт? Закономерно ли её появление в поэме? Почему? Какие образы появляются и каков принцип их изображения? Почему именно таков?
Глава начинается с обозначения полярной цветовой гаммы — чёрно-белой. Чёрный цвет — символ тьмы («чёрный вечер», «чёрная злоба»), белый цвет («белый снег») – символ света. В поэме разворачивается космическая драма столкновения света и тьмы. Автор рисует картину разыгравшейся снежной бури. Это стихия природы, символизирующая революционную бурю космического размаха.
Ветер становится действующим героем. Он «завивает» «белый снежок», «крутит подолы», косит прохожих, рвёт, мнёт, носит» плакат. Ветер охватывает всё пространство поэмы: «Ветер, ветер – на всем Божьем свете!» В разыгравшейся снежной стихии возникают карикатурные образы: старушка, напуганная бурей, длинноволосый писатель, долгополый поп, барыня в каракуле.
Образы даны сатирически («старушка как курица»; «помнишь, как бывало брюхом шёл вперед, и крестом сияло брюхо на народ» и т. д.).
Герои статичны. Это образы старого мира, поэтому в них нет движения. Такое изображение связано с авторской оценкой персонажей.
Вопросы ко 2-й и З-й главам.
Какова обстановка, в которой появляются двенадцать?
Как автор решает их образ? Почему именно так? Какова ритмическая структура глав, какую роль она выполняет? Каково отношение двенадцати к Ваньке и Катьке? Как вы понимает призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»
Двенадцать появляются в снежном кружении метели. Они легко входят в разгулявшуюся стихию. Их образ един. Портретный ряд, сопровождающий героев, — цигарка, картуз, бубновый туз — ассоциируется с анархией. Поэтому и возникает мотив стихийной свободы «без креста». Блок видит, как чёрная злоба вызывает к жизни вседозволенность, разнузданность диких инстинктов. Двенадцать «идут без имени святого», покушаются на святую Русь:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в святую Русь —
В кондовую.
В избяную,
В толстозадую!
Двенадцать олицетворяют собой стихию истории. Стихийное начало подчёркнуто и ритмом глав. Первоначальный ритм марша (ямб) меняется на свободный стих, а в 3-й главе звучат частушечные мотивы. Это подчёркивает отсутствие строгого организующего
начала у двенадцати. Важен и рассказ о Ваньке и Катьке. Двенадцать завидуют героям, которые развлекаются в кабаке, в то время как красногвардейцы мёрзнут («холодно, товарищи, холодно!»).
Призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» напоминает скорее не о внешнем, а о внутреннем враге, заставляющем завидовать Ваньке и Катьке. Частушечные мотивы третьей главы вводят новый цветовой символ — красный: «Мировой пожар в крови». Этот ход автора возвращает читателя к мысли, что схватка тьмы и света приведёт к крови.
Вопросы к 4-6-й главам.
Почему Блок вводит историю с любовным треугольником в сюжет поэмы? Как автор создаёт образы Ваньки, Петрухи и Катьки? Почему он использует именно эти приёмы?
С любовным треугольником в поэму входит стихия любви. Именно стихии природы, истории и любви — предвестники прихода Духа Музыки. Без этой темы разрушилась бы концепция революции Блока.
Образы Ваньки и Катьки создаются через портретные характеристики. Ванька — красавец. Он речист, плечист, крутит чёрный ус. Он напоминает героя лубочных картинок. Автор награждает Ваньку «физиономией дурацкой», так как за внешней красотой — внутренняя
пустота. Не случайно описания глаз героя нет. О Катьке также говорится нелестно — «дура». Её дурость связана с наивной доверчивостью, которая не позволила увидеть в
Ваньке соблазнителя. Портрет Катьки ярок: «запрокинулась лицом, зубки блещут жемчугом».
Характер Петрухи раскрывается в его воспоминаниях, через внутренний поток сознания. Встреча с Катькой пробудила в Петьке лирические чувства, разбудила дремлющие страсти. Ревность пробуждает в душе жестокость. Демонстративное поведение
Ваньки приводит к психологическому срыву. Терпение красногвардейцев лопается, внутренний «неугомонный враг» просыпается, и они решают отомстить Ваньке за предательство.
Вопросы к 7-8-й главам.
Какие чувства переполняют душу Петрухи? Как сложная гамма чувств передана в ритмике поэмы? Как реагируют красногвардейцы на поведение Петрухи?
Перед читателем разворачивается душевная драма Петрухи. Вначале герой не понимает, что произошло: «А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова!» Затем в приступе чёрной злобы рождается оценка: «Что, Катька, рада? — Ни гу-гу … Лежи ты, падаль, на снегу!» Связавшись с офицером, юнкерьём и с Ванькой, она нравственно всё больше падала вниз. Отсюда и вывод — «падаль».
— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил …
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил …
— Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча … ах!
Исповедь героя поэтична. Образ Катьки приобретает высокое звучание. «Огненные очи» придают героине роковую страстность. Петруха и Катька созвучны героям раннего Блока. Красногвардейцам непонятна исповедь Петьки. Они заняты думами об общем: «Потяжелее будет бремя нам, товарищ дорогой».
Петька, желая справиться с муками совести, пускается в буйный разгул: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба. Это буйство влечёт за собой душевную опустошённость и депрессию: «Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, смертная»
Возникает желание мести Ваньке: «Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку … » Весь этот комплекс разных чувств ведёт героя к очищению и душевному просветлению.
Вопросы к 9-й главе.
Каково состояние Петьки в начале главы? Почему появляется образ буржуя после драмы Петрухи? Как это связано с любовным треугольником? Почему
возникает образ пса?
Глава начинается с описания тишины. Это тишина в душе Петьки. Наступает отрезвление. Заканчивается духовное очищение героя. Революция для Блока — это циклон очистительной силы, обновляющий душу человека. Появляется образ буржуя: черты Ваньки в нём утрачиваются, зато образ приобретает социальную определённость. А позже сливается с образом пса — символом старого мира. Образ безродного пса развенчивает старый мир.
Вопросы к 10-12-й главам.
Почему опять появляется образ вьюги? Изменился ли облик двенадцати? Как он передан в ритмической структуре глав? Почему возникает образ голодного пса? Почему появляется образ Иисуса Христа?
Разгулявшаяся вьюга возвращает читателя к стихии природы. Твёрже становится поступь двенадцати, что передано в ритмике стиха, напоминающего чёткий шаг: «В очи бьётся красный флаг. Раздаётся мерный шаг». Но идут они «без имени святого», так как готовы убивать: «Трах-тах-тах! — И только эхо откликается в домах … » Движение стихии истории направлено вперёд. Позади остаётся пёс — символ старого мира. Впереди — невидимый Иисус Христос.
Явление Христа напоминает нам о нравственном очищении Петрухи, служит олицетворённым символом всеобщего обновления жизни, прихода Духа Музыки. Для Блока революция — это явление не столько социальное, сколько нравственно-психологическое, связанное с духовной жизнью человека.
Почему поэма имеет такое название? Как оно отразилось в композиции произведения?
Двенадцать красноармейцев вызывают разные ассоциации. Двенадцать апостолов несли в мир учение Христа. Двенадцать разбойников — герои «Легенды О двух великих грешниках» (поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В ней повествуется о правоте народного мщения: Бог снимает с Кудеяра грех невинной крови не только за убийство ещё более грешного, но за искреннее покаяние и муки проснувшейся совести.
Замысел поэмы отразился и в композиции: в «Двенадцати» — 12 глав. Единство формы и содержания делает поэму целостным поэтическим полотном, в котором отражён отклик души поэта на стихию революции.
Разделы: Литература
Задачи:
Эпиграфы:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент: Запись темы « Поэма А.Блока «Двенадцать» (январь 1918г.)
2. Слово учителя.
Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.
Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли.
После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.
Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.
Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».
— Какой видит Блок Россию в статье «Интеллигенция и революция?»
В статье он писал, что перед ним сейчас та Россия, « которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский, та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.»
(Обращение к эпиграфу 1) Эти словам стали пророческими, это мы сейчас точно знаем.
— Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?
— Что сам Блок пишет о «Двенадцать?»
Поэма Блока «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. В центре внимания автора – вопросы духовного состояния мира.
Блок так хотел, чтобы «Двенадцать» прочли когда- нибудь не в его время.
Сегодня, спустя 91 год со дня написания поэмы, мы будем искать ответы на вопросы, поставленные современниками Блока и вами в тексте произведения.
-Что же услышал Блок в музыке революции?
— Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?
— Какой видится Россия
— Как раскрывается проблема исторической судьбы России…
3. Анализ поэмы
— Присутствует ли сюжет в поэме «Двенадцать»?
— При чтении и анализе обратите внимание на жанровые особенности поэмы: сочетание лиро – эпического начала с повествовательно – драматическим сюжетом. Перед нами живые, движущиеся, озвученные картины реальности. Главы калейдоскопически сменяют друг друга, складываются в масштабную панораму.
— Чтение учителем 1 главы:
Вопросы:
Вывод: «Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.
— Самостоятельная работа в группах.
Вопрос: Обсудите в группах 2, 3, 7, 11 главы. Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?
(Гуляет ветер, порхает снег
Идут двенадцать человек.
Двенадцать героев, непохожих на окружающих, призванных исполнять некое предназначение, шагают через городскую сутолоку, где нет ничего неслучайного. Каждая глава притчеобразна. Мир предстает в состоянии конца – начала. В нем присутствуют черты и приметы Апокалипсиса.
С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию). Люди не под крышей дома, они несут службу, сознательно или скорее бессознательно бросились в стихию снега, ветра, тьмы. Они проходят мимо всех, кто считал себя состоятельным в прежнем мире.
— Прочитайте 4-5 главы. Вопросы:
— Прочитайте 6-7 главы. Вопросы:
(Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаивание вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он пять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь – полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: « Запирайте етажи, нынче будут грабежи»).
— Прочитайте 8 главу. Вопрос: Какие ритмы преобладают? (Народно-песенные. Продолжается бесчинство, разгул. В один ряд поставлены « скука скучная, смертная»и желание провести «времячко», а затем – «Уж я семячки полущу, полущу! Уж я ножичком полосну…». Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мира).
— Прочитайте 9 главу. Вопрос: Что породила свобода, данная революцией? (От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост»).
— Перечитайте 10 главу. Вопросы:
(В первых 4-х строках проявляется усиление стихии, но не она слепит. идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Не в состоянии удержать от темных и страшных проявлений и вера в Бога. Она тоже потеряна. Но убийство не только из-за любви, в нем проявилась и социальная стихия: разгул, разбой, бунт «голытьбы». Они не просто бунтуют, они пришли к власти. И тут возникает вопрос, как мог Блок благословить этот разбой и разгул? Многое в позиции Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан на традициях русской интеллигентской культуры 20 века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины перед народом. Поэтому разгул народной стихии, который приобретал такие уродливые черты, поэт воспринимал как возмездие. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности- такой предстает Россия в поэме. Но Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, преисподнюю, но в этом же ее очищение. Россия должна миновать это страшное, погрузившись на самое дно, вознестись к небу).
— Перечитайте 12 главу. Вопрос:
4. Итог урока:
— Просмотр презентации (Приложение 2)
— Обсуждение вопросов:
Выводы по поэме:
Блоку так увиделось. Он продолжает: «Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа» (дневниковая запись от 25 февраля 1918г.)
Да, многое в поэме ошеломляюще неожиданно. Мерцающий смысл поэмы не подчиняется законам логики. Читатель испытывает резкое смешение чувств. Лексика поэмы отличается злободневностью: политический и блатной жаргон, смешение высокого и низкого. В поэме звучат интонации марша, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично смешалось в единое целое, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня я – гений».
Главной внутренней темой поэмы является вопрос о вере, совести, шаткости убеждений, русской бесшабашной склонности к греху и покаянию.
В поэме «Двенадцать» Блок заострил вопрос о духовной сущности вершителей новой истории 20 века. В центре поэмы – состояние душ. Финал поэмы подчеркивает, что вопрос о вере, объективном присутствии Бога в русской истории 20 века для автора – главный.
Вопрос: Как вы понимаете высказывание В.М.Журмунского?
Вот так высоко оценил смысловой итог поэмы один из лучших знатоков блоковского творчества В.М.Журмунский: « Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы…- но не раскрыл… трагических противоречий и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими современниками».
— Обращение к эпиграфу: « Бессмертная как фольклор». ( О.Мандельштам)
Вопрос: Согласны ли вы с оценкой поэмы О.Мандельштамом?
Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. « Мы умираем, а искусство остается,- заметил Блок на торжественном собрании, посвященном Пушкину.
Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако, Блок утверждал, что не угрюмость суть его творчества, она в служении будущему.
В своем последнем стихотворении «Пушкинскому дому» ( февраль 1921 г.) поэт снова напоминает нам об этом:
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине- розовый туман.
«Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день» (А.Блок)
5. Домашнее задание: Проанализируйте финальную главу поэмы и ответьте на вопрос: «Как решается тема исторического пути России в поэме Блока. «Двенадцать».
Урок литературы 11 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»
Проект урока литературы в 11 классе
Тема: «Поэма А. Блока «Двенадцать – пророчество о 20 веке»
Номинация: личностно-ориентированный урок
Автор работы: учитель русского языка
и литературы Фурсова Галина Дмитриевна
1.Выявить жанровое своеобразие поэмы;
2.Проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции;
3.Определить роль образов – символов и художественных деталей;
4.Показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;
1.Оценить провидческий характер поэмы, понять многозначительность финала
3.Воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.
«Невиданные перемены, неслыханные мятежи» (А.Блок)
«Бессмертная, как фольклор» (О.Мандельштам о поэме «Двенадцать»)
«Эпиграф столетия» (современные исследователи творчества Блока)
Компьютер, мультимедийное оборудование.
1. Организационный момент: Запись темы « Поэма А.Блока «Двенадцать» (январь 1918г.)
2. Слово учителя. (Слайд1,2)
Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.
Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли.
После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.
Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.
Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».
— Какой видит Блок Россию в статье «Интеллигенция и революция?»
В статье он писал, что перед ним сейчас та Россия, « которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский, та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.»
(Обращение к эпиграфу 1) Эти слова стали пророческими, это мы сейчас точно знаем. (Слайд4)
— Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?
— Что сам Блок пишет о поэме «Двенадцать?» (Слайд 5)
Поэма Блока «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. В центре внимания автора – вопросы духовного состояния мира.
Блок так хотел, чтобы «Двенадцать» прочли когда- нибудь не в его время.
Сегодня, спустя век со дня написания поэмы, мы будем искать ответы на вопросы, поставленные современниками Блока и вами в тексте произведения.
-Что же услышал Блок в музыке революции? (Слайд6)
— Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?
— Какой видится Россия?
— Как раскрывается проблема исторической судьбы России…
— При чтении и анализе обратите внимание на жанровые особенности поэмы: сочетание лиро – эпического начала с повествовательно – драматическим сюжетом. Перед нами живые, движущиеся, озвученные картины реальности. Главы калейдоскопически сменяют друг друга, складываются в масштабную панораму.
— Чтение учителем 1 главы:
(«На всем божьем свете» на фоне разбушевавшихся природных стихий.Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме.)
Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества.
( Он всевидящее, всезнающее существо, таящее в своей хаотичности источники всеведения.Он завивает, ветер хлесткий, ветер веселый и зол, и рад, он гуляет, свищет, рвет, мнет. Возникают сопутствующие образы снега и вьюги. Это образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре. Кругом хаос и беспорядок, где идет схватка добра и зла, черного (старый мир) и белого (новый мир)
О чем свидетельствует контраст, заложенный в 1-х строках?
Как изображен старый мир?Чьими глазами мы его видим? (Слайд 10)
Вывод: «Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.
— Самостоятельная работа в группах.
Вопрос: Обсудите в группах 2, 3, 7, 11 главы. Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?
Гуляет ветер, порхает снег
Идут двенадцать человек.
Двенадцать героев, непохожих на окружающих, призванных исполнять некое предназначение, шагают через городскую сутолоку, где нет ничего неслучайного. Каждая глава притчеобразна. Мир предстает в состоянии конца – начала. В нем присутствуют черты и приметы Апокалипсиса.
Это образ нового мира, появляющегося из бури и сливающегося с ней.Двенадцати красногвардейцам надлежит навести порядок в стране. Но этот образ крайне противоречив, многолик. С одной стороны, эти люди в рваных пальтишках готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг. Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».
С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию. Люди не под крышей дома, они несут службу, сознательно или скорее бессознательно бросились в стихию снега, ветра, тьмы. Они проходят мимо всех, кто считал себя состоятельным в прежнем мире.
— Прочитайте 4-5 главы. Вопросы: ( Слайд11)
Находит ли в этих главах развитие сюжетная линия? ( Слайд 11)
Помогают ли образы Катьки, Ваньки узнать еще что – нибудь о красногвардейцах?
Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала».
— Прочитайте 6-7 главы. Вопросы:
Какое событие лежит в основе 6 гл.?
Убийство Катьки, как стихийный акт, – кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы.
Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?
Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаяние вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, пристыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он пять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь – полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: « Запирайте етажи, нынче будут грабежи».
— Прочитайте 8 главу. Вопрос: Какие ритмы преобладают?
Народно-песенные. Продолжается бесчинство, разгул. В один ряд поставлены « скука скучная, смертная»и желание провести «времячко», а затем – «Уж я семячки полущу, полущу! Уж я ножичком полосну…». Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мира.
— Прочитайте 9 главу. Вопрос: Что породила свобода, данная революцией?
От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост»).
— Перечитайте 10 главу. Вопросы:
Как реагирует природа на происходящее? Найдите образы-символы?
Какой предстает Россия?
В первых 4-х строках проявляется усиление стихии, но не она слепит, идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Не в состоянии удержать от темных и страшных проявлений и вера в Бога. Она тоже потеряна. Но убийство не только из-за любви, в нем проявилась и социальная стихия: разгул, разбой, бунт «голытьбы». Они не просто бунтуют, они пришли к власти. И тут возникает вопрос, как мог Блок благословить этот разбой и разгул? Многое в позиции Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан на традициях русской интеллигентской культуры 20 века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины перед народом. Поэтому разгул народной стихии, который приобретал такие уродливые черты, поэт воспринимал как возмездие. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности- такой предстает Россия в поэме. Но Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, преисподнюю, но в этом же ее очищение. Россия должна миновать это страшное, погрузившись на самое дно, вознестись к небу.
— Прочитайте 11 главу. Вопрос: Кто герой поэмы?
— Перечитайте 12 главу. Вопрос:
Мотивировано ли появление Христа в финальной строке? (Слайд12)
Познакомьтесь и оцените высказывания об образе Христа в поэме «Двенадцать» (Приложение 1) (Слайд17,18)
Как вы считаете,почему поэт так высоко оценил поэму?
Что же услышал Блок в музыке революции? (Слайд19)
Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?
Какой видится Россия?
Как раскрывается проблема исторической судьбы России …
Всю тяжесть исторического возмездия двенадцать берут на себя. «Они» персонажи поэмы, остаются грешниками на продуваемой ветрами земле, «он»- над ними и независим от них, над вьюгой, хаосом, над историей. Мороз, ночь, разрозненные крики, выстрелы, огни – создают картину хаоса, некоего вселенского апокалипсиса, а образ Христа, который находится над «бушующим миром» «невидим», «невредим», «россыпью жемчужной» впереди несет начало светлое, гармоничное. Идеальный образ Христа подчеркивает сопровождающий Христа белый цвет («белый венчик из роз», снег, жемчуг). Но в то же время финал поэмы содержит дерзкую, богохульную рифму в гармоничном сочетании: «роз- Христос», появляется сниженное «пес», отрицающее идеализированное представление о том, что впереди, что ждет всех после событий, перевернувших все. Но двенадцать не идут за Христом, а преследуют Христа: «Все равно тебя добуду. Лучше сдайся мне живым.трах-тах-тах (это выстрелы в него, что тоже символично). И, беря в руки кровавый флаг, Христос возлагает на себя грехи революции и выводит заблудших из мрака и кровопролития, но он все же выше их. Он идет не по земле, а «нежной поступью надвьюжной», но впереди (а может быть и душах, в бытовых оговорах «Господи, благослови), увлекая за собой грешных.
Именно в образе Христа Блок воплотил и свое ожидание революции, и свою веру в ее очистительную силу, и свое разочарование в ней, и обретение новой веры – веры в нравственное перерождение людей.
Блоку так увиделось. Он продолжает: «Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа» (дневниковая запись от 25 февраля 1918г.)
Да, многое в поэме ошеломляюще неожиданно. Мерцающий смысл поэмы не подчиняется законам логики. Читатель испытывает резкое смешение чувств. Лексика поэмы отличается злободневностью: политический и блатной жаргон, смешение высокого и низкого. В поэме звучат интонации марша, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично смешалось в единое целое, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня я – гений».
Главной внутренней темой поэмы является вопрос о вере, совести, шаткости убеждений, русской бесшабашной склонности к греху и покаянию.
В поэме «Двенадцать» Блок заострил вопрос о духовной сущности вершителей новой истории 20 века. В центре поэмы – состояние душ. Финал поэмы подчеркивает, что вопрос о вере, объективном присутствии Бога в русской истории 20 века для автора – главный.
Вопрос: Как вы понимаете высказывание В.М.Журмунского?
Вот так высоко оценил смысловой итог поэмы один из лучших знатоков блоковского творчества В.М.Журмунский: « Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы…- но не раскрыл… трагических противоречий и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими современниками».
— Обращение к эпиграфу: « Бессмертная, как фольклор». ( О.Мандельштам)
Вопрос: Согласны ли вы с оценкой поэмы О.Мандельштамом?
Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. « Мы умираем, а искусство остается,- заметил Блок на торжественном собрании, посвященном Пушкину.
Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако Блок утверждал, что не угрюмость суть его творчества, она в служении будущему.
В своем последнем стихотворении «Пушкинскому дому» ( февраль 1921 г.) поэт снова напоминает нам об этом:
Пропуская дней гнетущих
Прозревали дней грядущих
Сине- розовый туман.
«Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день» (А.Блок)
5. Домашнее задание: Проанализируйте финальную главу поэмы и ответьте на вопрос: «Как решается тема исторического пути России в поэме Блока «Двенадцать».