Поминание 40 дней что готовить
Что готовят на поминки 40 дней
Что такое поминки
Когда человек умирает, то близким людям приходится сталкиваться с множеством организационных вопросов. В том числе и как организовать поминальную трапезу (поминки). Поминки – это трапеза, за которой собираются близкие люди усопшего. Они молятся за упокой его души и во время подкрепления телесных сил вспоминают умершего. В православной традиции поминальную трапезу устраивают в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Особенно важен 40-й день. Поэтому вопрос “что готовят на поминки 40 дней?” актуален и в наши дни.
“40 дней после смерти — особое время, когда определяется участь души усопшего до Страшного Суда. И какой будет для нее эта наступающая вечность, отчасти зависит от нашей молитвы, любви, милосердия. В эти дни после смерти надлежит с особым вниманием относится ко всем движениям своей души. Стараться воздерживаться не только от греховных поступков, но и от самих злых и грязных мыслей…
Во дни сорокоуста, в течение 40 дней после смерти, мы отвечаем уже не только за себя. Тем самым мы призваны не оставлять молитвенное правило, никого не обижать. Не злиться и раздражаться втайне, не впадать в плотские грехи, изменяя даже в мыслях. Не завидовать, не превозноситься, не отдавать свое время кумирам и идолам, будь то гаджеты, шопинги или иные соблазны. В общем, всему находить свою меру, во главу угла ставя служение Богу и ближнему. А уж если это не удалось, не откладывая просить прощения у Господа и людей, пострадавших от нас, чтобы в мире молиться об усопшем” (иеромонах Димитрий (Першин)).
Для чего нужно поминать умерших
“Если умирает человек, это не значит, что душа его перестает существовать. Тело уничтожается, а душа бессмертна. Она жива, хотя живет не с нами, живет иной жизнью, как иной жизнью живут и святые” (святитель Лука Крымский).
Где она окажется после смерти (в раю или аду), зависит не только от того, как человек провел земную жизнь. Хотя состояние души человека, обусловленное его земным путем, важнее всего. Также большое значение имеет и наша молитва за умершего, дела милосердия, милостыня, поминальная трапеза. Тем самым мы можем умолить Бога о милости для покойного. Ведь именно в первых 40 дней решается, куда попадет душа после смерти.
“В первую очередь надо молиться о тех усопших, которые в своей земной жизни опечалили Бога. Чтобы Он помиловал и их, особенно если кто-то был злым или жестоким человеком. А если к тому же его жизнь была греховной, то мы должны весьма много за него молиться, заказывать поминовение за литургией, сорокоусты и подавать бедным милостыню о упокоении его души, чтобы, услышав их молитву: «Упокой, Господи, душу его», — Бог смиловался над ним. Так мы сможем сделать за этого человека то, чего не сделал он сам. А человек добрый, даже если его жизнь была не особенно благочестивой, даже от незначительных молитв о его душе получает большое облегчение. Потому что он имел склонность к добру” (преподобный Паисий Святогорец).
Как молятся и что готовят на поминки 40 дней
Согласно Православному Преданию, в первые три дня после смерти душа имеет свободу передвижения. Она может находиться возле тела умершего, в доме, либо путешествовать по различным местам. В третий день душа покидает землю и впервые предстает перед Богом. Именно поэтому принято совершать погребения на третий день.
“Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих» (преподобный Макарий Александрийский “О исходе душ праведных и грешных”).
Затем умерший начинает свой путь к Богу. Он видит райские обители и адскую бездну. Также душа проходит мытарства – своеобразные препятствия, обусловленные присущими ей грехами и страстями. И лишь преодолев одно мытарство, покойный переходит к следующему. На 9-й день душа прибывает на поклонение Богу второй раз. Этот путь длится вплоть до сорокового дня после смерти. Затем душа предстает перед Богом. В этот день решается где душа умершего будет находиться до Страшного Суда. Только во время Второго Пришествия будет окончательно определено место ее вечного пребывания. Поэтому так важна молитва за усопшего именно в первые 40 дней. Родные могут просьбами к Богу и добрыми делами “упросить” Его о милости к умершему.
На сороковой день по православной традиции принято посещать богослужение и заказывать в храме панихиду. Также необходимо подавать милостыню и организовывать поминки в память об умершем.
Посещение храма в дни траура
Насколько необходима молитва за усопших во время Божественной Литургии, можно судить из нескольких случаев. Когда Феодосий Черниговский не был прославлен в лике святых, старец Алексий задремал у мощей. Во время сна ему явился Святой. Он попросил старца во время Литургии помянуть родителей святого. И назвал их по именам (Никита и Мария).
«Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» – спросил иеромонах Алексий.
«Да, это верно, – ответил святой Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв».
Вот насколько важна молитва об упокоении души именно в храме во время Литургии.
Святой Григорий Великий отвечает, «есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти»:
Какими поминки быть не должны
Даже среди верующих людей нередко поминальная трапеза подменяется обычным застольем, а порой и пьянкой. За столом собираются родственники, которые не видели друг друга долгое время. Они проводят время за сиюминутными разговорами, забывая о духовном смысле поминок, о молитве за усопшего. Для них проблема, что готовят на поминки 40 дней, заслоняет память о покойном.
Что же точно не нужно делать в 40-й день?
Не благословляется подавать на стол большого количества алкогольных напитков, исключением может быть лишь немного кагора. Так как поминальная трапеза — это не пиршество, и не застолье.
Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова говорит об алкоголе на поминках:
“Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться. Нужно даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой доброе дело, направленное на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего”.
Не следует тратить время на приготовление еды в ущерб богослужению и молитве. Не должна быть главной мысль, что готовят на поминки 40 дней. Никакой пользе для души умершего не принесут поминки, перетекающие в шумное застолье или пьянку.
“К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы” (иеромонах Дорофей (Баранов)).
Что готовят на поминки 40 дней
Поминальный обед на 40 дней начинается с подачи на стол освященной в храме кутии (коливо). Это отваренные зерна пшеницы, иногда риса, заправленные медом. Пшеница ознаменовывает воскресение покойного: попадая в землю, она со временем превращается в растение. Так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни. Мед является символом вечного блаженства в Небесном Царстве. Традиционно подаются блины и сладкий кисель.
В постные дни еда на столе также должна быть постной.
В разных регионах существуют свои особенности в организации поминок. Во многих местах в течение 40 дней на окне или в красном углу стоял стакан воды и лежал хлеб или блин. На Смоленщине существовала благочестивая традиция в канун сорокового дня совершать особое заупокойное молитвенное правило, читались молитвы, пелись псалмы. На утро родные шли на кладбище и завершали день трапезой.
В южных регионах к поминкам пекли “лестницы” (мучное изделие в форме лестницы) как символ восхождения на Небо. В Рязани у ворот дома накрывали стол, ставили кисель и разведенный в воде мед, оставляли ложки. Каждый мог подойти, отведать угощение, помянуть умершего и забрать ложку с собой.
Как правильно провести поминки — мнения и советы священников
Протоиерей Сергий Васин советует:
“Для умершего человека 40 день после смерти — один из самых главных в его жизни. Понятно, что наше время и вечность, в которой времени не существует, это все большая условность. Тем не менее, для нас Господь определил именно таким образом, чтобы мы исходя из своего времени, находясь здесь, на земле, молились особенно за новопреставленного. Это важно, потому что решается предварительная участь усопшего, наступает предварительный суд над душой. Поэтому обязательно нужно в течение 40 дней усиленно молиться за эту душу. И поминать ее на 9-й день, когда душа из райских обителей переходит и ей показывается ад. Особенно молиться перед 40-м днем: обязательно нужно заказать обедню (когда частица за этого человека погружается в кровь Христову с молитвой, омыть грехи этого человека) и панихиду в храме — это самое главное.
Трапеза все-таки вторична. Она имеет значение, но в современном виде она, конечно, вообще потеряла свою основную цель. Так что вопрос, что готовят на поминки 40 дней, не принципиален. Изначально поминальная трапеза — это жертва Богу за душу человека, когда стараются накормить нуждающихся, голодных людей, умножить любовь в этом мире и поделиться любовью с новопреставленным. Так должно быть, по-настоящему”.
Протоиерей Андрей Ефанов напоминает:
“Самое главное в 40-й день — это помолиться об усопшем человеке. Что касается обеда, что готовят на поминки 40 дней, тоон не имеет никакой священной нагрузки. По сути, это просто обед, чтобы подкрепить силы родных и друзей. Они собираются в первую очередь для совместной молитвы. А потом и обедают, потому что без еды-то человеку трудно. И так как это последний день, то обед должен быть постным, то есть без продуктов животного происхождения. Если сказать проще, то в пост мы едим овощи и фрукты”.
Молитвы до 40 и после 40 дней
Псалом 90
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Молитва за усопшего 1-я
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Молитва за усопшего 2-я
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (рабы Твоей), (имярек), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
MasterRitual.ru
Информационный портал о похоронах и ритуалах
Меню для поминок на 40 дней
Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:
Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.
Сороковины и их значение в культуре
Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.
Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.
Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:
Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.
Порядок поминовения
Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.
Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:
В канун сороковин в некоторых местностях было принято:
Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:
Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:
Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.
Меню сороковин
Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:
Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:
Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.
Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.
Некоторые рецепты поминального стола
Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.
О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:
Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:
Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:
С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.
Заключение
Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:
И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.
Меню на 40 дней после смерти
Традиционные христианские поминальные дни – это своеобразные рубежи, которые проходит душа перед тем, как оказаться в вечном сиянии небесных чертогов. В ряду этих событий сороковины являются решающим днем, своеобразным судом, на котором окончательно решается попадет ли душа в рай после поседения рая и ада. На этой третьей аудиенции с Господом душа умершего требует поддержки родных и близких, которые собираясь за столом молятся и дорогом усопшем и вспоминают о нем самое хорошее. Важно помнить, что поминки – это не званый пир, а семейный скорбный день, поэтому поминальная трапеза на 40 дней должна быть скромной и по-домашнему простой.
Поминать душу умершего за столом могут не только родственники, а также друзья и знакомые. Поддержка всех близких важна и желанна в этот день.
Что приготовить на поминальный обед 40 дней
Меню в дни поминовения безусловно зависит от региона и предпочтений семьи умершего, но есть основные моменты, на которых держится трапеза в сороковины.
Меню поминального обеда на 40 дней мало чем отличается от других дней поминовения. Как и на 3 и на 9 дней на стол ставят:
Не рекомендуется включать в поминальный обед на 40 дней блюда, которые едят руками. Так, например, мясо на кости лучше заменить отбивными или котлетами, рыбу – заливным, запеченным филе или сварить юшку.
По усмотрению семьи можно приготовить любимое блюдо умершего и поставить для него отдельный прибор. Рядом поставить стакан с водой, ломоть черного хлеба и свечу. Наливать водку в стакан умершего не стоит.
Священнослужители единогласно придерживаются мнения, что поминальная трапеза не время для пьянства. Вместо алкоголя лучшим решением будет прочесть молитву в память об усопшем. Но если никак не обойтись без крепких напитков, то лучше отдавать предпочтения простым не сладким их разновидностям. Лучше всего подойдет кагор или красное вино, коньяк и водка.
Постный поминальный обед на 40 дней
Нам не приходится выбирать даты рождения и даты смерти, часто так случается, что сороковины припадают на дни поста. Если так произошло, то поминальный обед обязательно должен быть постным, несмотря на то, поститься семья и приглашенные или нет. Это значит, что на столе не должно быть мяса, рыбы, яиц, словом никаких продуктов животного происхождения.
Какие блюда подойдут для постного поминального обеда:
Постные рецепты для трапезы
К вашему вниманию некоторые рецепты для поминального обеда на 40 дней в пост.
Постные пирожки с капустой
Для их приготовления возьмите:
В теплой воде распустить дрожжи, сахар и пару столовых ложек муки. Оставить смесь в тепле на 10-15 минут. За это время просеять муку в большую миску, сделать по центру углубление. Влить поднявшуюся дрожжевую смесь и замесить мягкое тесто. Дать тесту настояться в тепле. Дальше можно лепить пирожки с любой начинкой, дать им отстояться 10-15 минут и выпекать 10 минут при температуре 200°.
Овсяный кисель
Это блюдо готовиться из:
Воду нагреть до 35°, всыпать в нее хлопья и оставить на 12 часов на столе. После процедить через мелкое сито, хорошо отжимая хлопья и довести жидкость до кипения. Все, кисель можно разливать по формам, давать застыть и кушать с медом и орехами.
Овощные котлеты
Для приготовления котлет понадобится взять:
2-3 картофелины отварить и размять, остальное натереть на терке. Баклажан, лук и чеснок пропустить через мясорубку, смешать все ингредиенты, соль, специи и манку, замесить «фарш». Сформировать котлетки, обвалять в панировке и обжарить в масле.
Поминальная трапеза на 40 дней подается в простой неяркой посуде. Едят как правило ложками, а упавшие приборы из-под стола не поднимают. Пироги разламывают руками.
Смотрите еще видео рассказ священнослужителя о том, как проводяться поминки на 40 день после смерти: