Поместное значение цифр это что значит
Конспект урока по математике «Поместное значение цифр» (с. 8)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раздел: Числа от 1 до 100. Нумерация
Тема: Поместное значение цифр
Цели: научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершать вычислительные навыки и умения сравнивать именованные числа; развивать логическое мышление и умение решать задачи.
— предметные: научатся считать десятки и единицы, называть числа; получат возможность научиться выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
— регулятивные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию;
— познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использование схем при решении задач;
— коммуникативные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
— личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Конспект урока-сказки по математике во 2 классе «Поместное значение цифры»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок-сказка по математике во 2 классе по теме
«Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.»
Цель: научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать именованные числа; развивать логическое мышление и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся считать десятки и единицы; называть числа; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: Рисунки героев к сказке «Гуси-лебеди», рабочая тетрадь, учебник «Математика» Моро М.И.
1. Организационный момент
1.1. Проверка готовности к уроку
1.2. Представление гостей урока
— Предлагаю внимательно посмотреть на рисунке, которые я буду открывать на доске, а вы должны сказать из какой это сказки. (Яблоня, печка, река — кисельные берега)
— Правильно, это герои из русской народной сказки «Гуси-лебеди». А что они сделали в этой сказке?
— Сегодня мы поможем Алёнушке спасти своего брата Иванушку. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам нужно серьезно приготовиться. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся в нашем путешествии? (смекалка, умение решать, считать, смелость, оказывать друг другу помощь…)
— Предлагаю в начале нашего путешествия размяться и выполнить задание, которое предлагаем Алёнушка.
2. Актуализация знаний
2.1. Минутка чистописания
Сегодня, милые ребятки,
Цифра спряталась в загадке:
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
А со мню вся семья. (5)
— Пропишите цифру 5 всю строку.
— Сосчитайте от 34 до 42, от 54 до 61, от 66 до 74.
— Назовите число, в котором 3 десятка и 4 единицы, 4 десятка и 3 единицы, 7 десятков, 5 десятков, 6 единиц, 8 десятков и 4 единицы.
— На доске записаны числа. Прочтите их.
57, 30, 66, 92, 42, 24, 19, 91, 74, 87.
— Какое из чисел самое большое?
— Какое число самое маленькое?
— Назовите соседей числа, в котором 0 единиц.
— Назовите предыдущее число для числа, в котором десятков и единиц поровну.
— Чем похожи и чем отличаются числа 42 и 24?
Молодцы, ребята. Отправляемся в наше трудное и серьёзное путешествие. А чтобы Алёнушке небыло скучно в дороге, решим задачу.
Маша, Катя и Ира в платьях разных цветов — синее, жёлтое и белое. У Кати платье не белое и не жёлтое. У Маши платье не белое. Какого цвета платье у каждой девочки?
3. Самоопределение к деятельности.
Вот и пришли мы с вами к домику Быбы Яги. Вон на лужайке и братец Иванушка сидит. Чтобы нам его забрать, нужно правильно решить задачу.
День рожденья у Оксаны.
Я принёс ей 3 тюльпана,
Ровно 9 штук принёс.
Вот беда — она не может
Сосчитать свои цветы.
Кто ребята ей поможет?
— Что в числе 12 обозначает цифра 1?
— Назовите число, которое при счете идёт за числом 12.
— Что обозначает каждая цифра в записи этого числа?
— Кто уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?
— Откройте учебник на с.8. Проверьте свои предположения, прочитайте задачу урока.
4. Работа по теме урока.
Молодцы ребята. Но нас не пропускает собачка,. Чтобы мы могли пройти, нам надо выполнить ещё задание.
— Выложите с помощью геометрических фигур число 42. Десятки обозначьте треугольниками, а единицы — квадратами.
— Сколько в этом числе десятков?
— Как записать это число?
— Какую цифру вы записали на первом месте справа?
— Что она обозначает?
— Какую цифру вы записали на втором месте справа?
— Что она обозначает?
— Как вы думаете, что произойдёт, если цифры захотят поменяться местами?
Выложите модель этого числа из геометрических фигур.
— Сколько в новом числе единиц и десятков?
— Какой можно сделать вывод?
— Какое место занимают единицы?
— Какое место занимают десятки?
— Выложите числа 45, 81, 18. Сколько в каждом десятков и единиц?
Запишите числа, в которых 5 десятков и 3 единицы, 3 десятка и 5 единиц, 9 десятков, 1 десяток.
— Чему мы с вами учились? (записывать двузначные числа).
Молодцы ребята. Собачка нас пропустила и теперь наша задача состоит в том, чтобы добраться до дома и нас не схватили гуси-лебеди. А теперь бегом до дому.
6. Закрепление изученного материала
Ой, ребята, у нас кажется беда. Следом за нами летят гуси-лебеди. Но вот, посмотрите, недалеко яблоня. Спрячемся под деревом. Но, ребята, яблоня просит сначала выполнить задание.
Работа по учебнику. №2, №3 с.8
Ребята с этим заданием вы справились быстро. И гуси-лебеди нас не заметили. Побежали дальше.
Ребята, гуси-лебеди возвращаются. Нам срочно нужно спрятаться. А вот и река — кисельные берега. Но прежде, чем она нас спрячет, мы должны выполнить задание.
Работа по учебнику. № 4 с.8
Гуси-лебеди нас не заметили. Можно бежать дальше. Но кажется они возвращаются. А вон и печка. Выполним задание.
Работа по учебнику. № 5 с.8
Молодцы. А вот и дом наш. Скоро и родители Алёнушки и Иванушки вернутся. А Аленушка ещё не все задания, данные родителями выполнила. Поможем ей?
«Проверь себя» (учебник с.8) (самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске).
— Оцените свою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока
— А теперь давайте вспомним задачу урока.
— Кто может сказать, что уже научился записывать двузначные числа?
— Кто ещё сомневается?
— Что на уроке показалось самым простым?
— Что пока ещё кажется сложным?
Урока математики во 2 классе по учебнику математики М.И. Моро «Школа России». Тема урока: «Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока математики во 2 классе по учебнику математики М.И. Моро «Школа России».
Тема урока: «Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр»
Цель: научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать именованные числа.
— образовательная – научить учащихся читать десятки, единицы;
Тип урока: комбинированный.
— самостоятельно организовывать свое рабочее место,
— определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
— определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя,
— оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изученного раздела; определять круг своего незнания,
— отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные – сотрудничать в совместном решении задачи
Учебник математики М.И. Моро 2 класс 1 часть, тетрадь.
для устного счета наглядность
57, 30, 66, 92,42,24, 19,91,74, 87.
— Здравствуйте, меня зовут Юлия Юрьевна, сегодня я у вас проведу урок математики.
Надеюсь, он пойдет вам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать.
Дети готовы к уроку
2. Актуализации знаний детей, повторение устного счета, работа на закрепление знаний.
1. Логическая разминка
Маша, Катя и Ира одеты в платья разных цветов – синее, желтое и белое. У Кати платье не белое и не желтое. У Маши платье не белое. Какого цвета платье у каждой девочки. Решение можно записать в виде таблицы.
На доске написаны числа
Задание: Найдется ли среди трех чисел такое, которое является значением разности двух других
2. Геометрический материал (На доске рисунок.)
— Сколько четырехугольников на рисунке?
— Сосчитайте от 34 до 42, от 54 до 61, от 66 до 74.
— Назовите число, в котором 3 десятка и 4 единицы, 4 десятка и 3 единицы, 7 десятков, 5 десятков, 6 единиц, 8 десятков и 4 единицы.
(На доске записаны числа.) 57, 30, 66, 92,42,24, 19,91,74, 87.
— Какое из чисел самое большое?
— Какое число самое маленькое?
— Назовите соседей числа, в котором 0 единиц.
— Назовите предыдущее число для числа, в котором десятков и единиц поровну.
— Чем похожи и чем отличаются числа 42 и 24?
— Выполняют задание устно, работают вместе с учителем.
— У Кати –синее, у Маши – желтое, у Иры – белое.
57, 30, 66, 92,42,24, 19,91,74, 87
— Состоят из одинаковых цифр, но эти цифры стоят в разных разрядах
Самоопределение к деятельности
Этап изучения нового материала:
4.Закрепление изученного материала
День рожденья у Оксаны. Я принес ей три тюльпана, А Сережа алых роз Ровно девять штук принес. Вот беда — она не может сосчитать свои цветы. Кто ребята ей поможет?
— что в числе 12 обозначает цифра 1?
— назовите число, которое при счете идет за числом 12.
— Что обозначает каждая цифра в записи этого числа?
— Кто уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?
Откройте учебник на с. 8. Проверьте свои предположения, прочитайте задачу урока.
— Выложите с помощью геометрических фигур число 42. Десятки обозначьте треугольниками, а единицы — точками.
— Сколько в этом числе десятков? Сколько единиц?
— Как записать это число?
— Какую цифру записали на втором месте справа?
— Что она обозначает?
— Как вы думаете, что произойдет, если цифры захотят поменяться местами?
— Выложите модель этого числа из геометрических фигур.
— Сколько в новом числе единиц и десятков?
— Какой можно сделать вывод?
— Какое место занимают единицы?
— Какое место занимают десятки?
Отложите числа 45, 81, 18. Сколько в каждом десятков и единиц?
— Отложите числа, в которых 5 десятков и 3 единицы, 3 десятка и 5 единиц, 9 десятков, 1 десяток.
— Чему мы с вами учились?
На реке живет енот, Чешет лапкой он живот, Своим хвостиком виляет, Кверху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет И запас под корень прячет. Он среди воды живет, Добродушный наш енот.
4. Минутка чистописания
— Сегодня, милые ребятки, Цифра спряталась в загадке: Есть, друзья, такая птица: Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья.
(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 5.)
— Устно опишите последовательность написания цифры 5.
— Запишите в тетради « Классная работа». Пропишите цифру 5 на целую строчку.
5. Работа по учебнику
— Прочитайте первый вопрос задачи.—
— Можем ли мы сразу ответить на первый вопрос задачи?
— Каким действием будете решать задачу?
— Как ответить на второй вопрос?
— Прочитайте задачу. Какое правило нужно вспомнить, чтобы ответить на вопрос?
— Какое число здесь большее?
— Запишите решение задачи и ответ. Проверка.
Оцените свою работу на уроке.
— VIII. Подведение итогов урока
— вспомните задачу урока.
— Кто может сказать, что уже научился записывать двузначные числа?
— Кто еще сомневается?
— Что на уроке показалось самым простым?
— Что пока еще кажется сложным?
—— Домашнее задание Учебник: № 7 (с. 8).
Прописывают и характеризуют число.
**
— 4десятка и 2 единицы
Один ученик записывает на доске
— Изменится число. Будет 24
****
-2 десятка и 4 единицы
— Каждая цифра в записи занимает определенное место
— 4 десятка 5 единиц, 8 десяток 1 единица, 1 десяток 8 единиц.
-Записывать двузначные числа
— дети выполняют движения
— Примерный ответ. Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки выводят малый правый полуовал, такой же, как второй элемент цифры 3. Затем вверху слева направо пишется последний элемент — слегка выгнутая вниз палочка. Начало ее совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки
— дети делают запись в тетради
— Один ученик выполняет задание на доске с объяснением
-Учащиеся, которые знают, как решать задачу, записывают решение самостоятельно, остальные — под руководством учителя
— Сколько цифр он написал во второй строке?
— так как во второй строке меньше цифр
— Чтобы узнать, сколько всего цифр написал Юра, нужно сложить количество цифр в первой и во второй строк
— Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее
— Ученик, решивший задачу первым, записывает решение и ответ на доске
— Научиться записывать двузначные числа
— Записывают домашнее задание
Обеспечена мотивация к изучению нового материала, активизирован опыт детей для дальнейшей работы.
Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.
Обучающиеся поняли и усвоили, как правильно необходимо выполнить д/з.
1. « Поурочные разработки по математике»
2. Учебник математики 2 класс для общеобразовательных учреждений часть 1, М.И. Моро, М.А. Бантова.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-230123
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Математика. 2 класс
Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 4. Поместное значение цифр в записи числа
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как же образуются числа от 21 до 99?
— Как определять поместное значение цифр в записи числа?
Разряд (позиция, место). Разряд является «рабочим местом» цифры в числе. Десятки, единицы – это разрядные единицы.
Единицы – это наименьший разряд в записи любого числа.
Десяток – это второй разряд в записи числа. Один десяток содержит 10 единиц.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1.–8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.8
2. Волкова А. Д. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017, – с. 4-8
3. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018. – с.9
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, как образовывались числа второго десятка?
Присчитыванием по одному.
Оказывается, этот закон действует и для образования других чисел.
Возьмем два пучка палочек.
Это – 2 десятка, или 20.
Будем присчитывать по одному:
2 дес. 1 ед. – двадцать один, 21
2 дес. 2 ед. – двадцать два, 22
2 дес. 3 ед. – двадцать три, 23
2 дес. 4 ед. – двадцать четыре, 24 2 дес. 5 ед. – двадцать пять, 25 2 дес. 6 ед. – двадцать шесть, 26 2 дес. 7 ед. – двадцать семь, 27 2 дес. 8 ед. – двадцать восемь, 28
2 дес. 9 ед. – двадцать девять, 29
2 дес. 10 ед. – тридцать, 30
Число десятков, кроме последнего – одинаковое, а единицы постоянно увеличиваются на 1.
Считать десятками мы уже с вами умеем.
10 единиц – 1 десяток, а 2 десятка, да ещё 1 десяток – 3 десятка или 30 и т.д.
Вывод: числа третьего десятка образуются точно так же, как числа от 11 до 20.
Двузначные числа содержат в своём составе разряд десятков и разряд единиц. Разряды считают слева направо. На первом месте справа стоят единицы. В двузначном числе на первом месте слева стоят десятки.
Однозначные числа содержат только разряд единиц.
Поучимся записывать числа от 21 до 99.
Посмотрим на числа 54, 36, 70.
У них на первом месте слева записана цифра, которая обозначает десятки. А на первом месте справа цифра, которая обозначает единицы.
В числе 70 отсутствуют отдельные единицы. Поэтому пишем на месте единиц нуль.
Вывод: двузначные числа содержат в своём составе разряд десятков и разряд единиц. Значение цифры зависит от ее места в записи числа.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Что такое поместная нумерация?
Честно говоря, с термином «поместная нумерация» я никогда прежде не сталкивался. Зато термин «позиционная система счисления» мне (и всякому, кто изучал математику) известен очень хорошо.
Позиционная система счисления (или, если угодно, поместная нумерация) это такой способ изображения на письме чисел, при котором, во-первых, для записи любого числа используется ограниченное количество знаков (цифр), а во-вторых, значение каждой цифры в записи зависит от его места (позиции) в записи.
Например, привычная для нас десятичная система счисления использует при записи любого числа 10 цифр, включая цифру 0, которая означает отсутствие числа в данной позиции. Если цифра стоит в первой позиции, если считать справа, она обозначает количество единиц в изображаемом числе. Цифра во второй позиции – это количество десятков, в третьей – количество сотен, и так далее.
117409 = 9*1 + 0*10 + 4*100 + 7*1000 + 1*10000 + 1*100000
Позиционная система счисления (поместная нумерация) обладает следующими достоинствами:
1. Компактность. Для записи числа используется ограниченное и небольшое число цифр.
2. Универсальность. С помощью позиционной системы можно записать любое сколь угодно большое число.
3. Однозначность. Одной записи всегда соответствует одно и только одно число.
4. Удобство при вычислениях. Правила арифметических действий с числами, записанными в позиционной системе счисления, становятся настолько простыми, что их могут освоить даже первоклашки. А попробуйте-ка сложить два числа в непозиционной римской системе счисления! Сколько будет LX + XL? Ответ: С.
Все перечисленные достоинства сохраняются независимо от того, какое число является основанием позиционной системы счисления. Кроме десятичной системы счисления наиболее распространены следующие:
1. Двоичная. Ее достоинство в том, что для записи любого числа используются только две цифры, которые чаще всего обозначают 0 и 1. Поскольку 1 можно трактовать, как наличие сигнала, а 0 – как его отсутствие, то эту систему издавна применяют в компьютерной технике.
2. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления также применяются в вычислительной технике, поскольку позволяют сократить длинные записи чисел в двоичной системе и сделать их более удобными для восприятия человеком.
3. Двенадцатеричная система счисления во многих смыслах удобнее общепринятой десятичной. В двенадцатеричной записи проще делить, поскольку гораздо больше чисел делятся без остатка. Дюжину можно разделить нацело на 2, на 3, на 4, на 6 и на 12 частей, в то время, как десяток делится без остатка только на 2, на 5 и на 10. Аргумент, что у нас десятичная система счисления, потому что первоначально считали на пальцах, не вполне хорош. В Древней Месопотамии была принята двенадцатеричная система счисления именно потому, что там считали на пальцах. Вернее на фалангах четырех «длинных» пальцев руки. Их как раз двенадцать. «Короткий» большой палец использовался как указатель при счете. На другой руке можно было считать дюжины, и таким образом максимальное число, которое можно было посчитать на пальцах, оказывалось 144 = 12*12.
4. Двадцатеричная система как бы является продолжением десятеричной. Считали до двадцати по пальцам рук, сначала загибая пальцы, а потом разгибая. Во многих языках сохранилась нумерация по двадцаткам (например, в кельтских, в датском, во французском, в грузинском и в албанском)
5. Шестидесятеричная система счисления как бы является продолжением двенадцатеричной. Она, как и двенадцатеричная система счисления применялась в Древней Месопотамии и особенно удобной оказалась для астрономических расчетов. Именно с тех пор дугу круга принято делить на 360 градусов, каждый градус – на 60 минут, а каждую минуту – на 60 секунд.
Позиционная система счисления была разработана индийскими и арабскими математиками, а в Европу попала достаточно позно, в начале 13-го века. Большая заслуга в «импорте» и в популяризации этого удобного математического изобретения принадлежит итальянскому ученому Леонардо Пизанскому (1170 — 1250) по прозвищу Фибоначчи. О нем я уже упоминал в своей статье «Кто придумал отрицательные числа?»