Поместная церковь что это

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. В православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.

Вне ка­но­нических гра­ниц всех поместных церквей (например, в современной Западной Ев­ро­пе) тер­ри­то­ри­аль­ный прин­цип не мо­жет стро­го со­блю­дать­ся: раз­ные поместные церкви име­ют па­рал­лель­ную юрис­дик­цию на од­ной и той же тер­ри­то­рии.

Ав­то­ном­ные церк­ви об­ла­да­ют весь­ма ши­ро­кой, но не пол­ной са­мо­стоя­тель­но­стью. Главное раз­ли­чие ме­ж­ду ав­то­ке­фаль­ны­ми и ав­то­ном­ны­ми церк­ва­ми за­клю­ча­ет­ся в том, что пер­вые име­ют са­мо­сто­ятельную цепь апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва: епи­ско­пы ав­то­ке­фаль­ной Церк­ви, вклю­чая пер­во­го сре­ди них, по­став­ля­ют­ся епи­ско­па­ми са­мой этой Церк­ви, а по­став­ле­ние пер­во­го епи­ско­па ав­то­ном­ной Церк­ви санк­цио­ни­ру­ет­ся свя­щен­но­на­ча­ли­ем Церк­ви, пре­дос­та­вив­шей ав­то­но­мию (цер­ко­вью-ма­те­рью, ки­ри­ар­халь­ной Цер­ко­вью). Из это­го вы­те­ка­ют и другие ог­ра­ни­че­ния са­мо­стоя­тель­но­сти ав­то­ном­ной Церк­ви: её ста­тус, ус­тав ут­вер­жда­ют­ся выс­шей вла­стью ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви; её пер­вый епи­скоп под­су­ден выс­шей су­деб­ной вла­сти ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви; от­но­ше­ния с другими церк­ва­ми ав­то­ном­ная Цер­ковь осу­ще­ст­в­ля­ет че­рез по­сред­ст­во ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви (ав­то­ном­ные церк­ви мо­гут уча­ст­во­вать в меж­цер­ков­ных кон­так­тах, в том числе и на все­пра­во­слав­ном уров­не, да­же са­мо­стоя­тель­но, но при без­ус­лов­ном со­гла­со­ва­нии сво­ей по­зи­ции с ки­ри­ар­халь­ной Цер­ко­вью). Ос­но­ва­ни­ем для про­воз­гла­ше­ния ав­то­но­мии мо­гут слу­жить раз­ные фак­то­ры: ча­ще все­го на­хо­ж­де­ние Церк­ви в пре­де­лах ино­го го­су­дар­ства, не­же­ли ки­ри­ар­халь­ная Цер­ковь, а так­же гео­гра­фическая уда­лён­ность и эт­ническое свое­об­ра­зие тер­ри­то­рии. Ис­то­ри­че­ски про­воз­гла­ше­ние ав­то­но­мии час­то сле­до­ва­ло за при­об­ре­те­ни­ем го­су­дар­ст­вом, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го на­хо­дит­ся Цер­ковь, по­ли­тической са­мо­стоя­тель­но­сти. Ут­ра­та же государственной са­мо­стоя­тель­но­сти тер­ри­то­рии обыч­но ве­дёт и к уп­разд­не­нию цер­ков­ной ав­то­но­мии.

Тер­мин «ав­то­ном­ная Цер­ковь» но­вый, но яв­ле­ние это бы­ло из­вест­но и в древ­но­сти, и в Сред­не­ве­ко­вье. В сущ­но­сти, при­ме­ром цер­ков­ной ав­то­но­мии мо­жет слу­жить Русская цер­ковь до на­ча­ла её ав­то­ке­фа­лии (1448), ко­гда она, тер­ри­то­ри­аль­но, эт­ни­че­ски и по­ли­ти­че­ски обо­соб­лен­ная от ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви (Кон­стан­ти­но­поль­ская пра­во­слав­ная цер­ковь), име­ла лишь ог­ра­ни­чен­ную за­ви­си­мость от неё, чем ре­ши­тель­но от­ли­ча­лась от других ми­тро­по­лий Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви.

На начало XXI века су­ще­ст­ву­ют 4 ав­то­ном­ные церк­ви: Си­най­ская ар­хи­епи­ско­пия в юрис­дик­ции Ие­ру­са­лим­ской церк­ви, Фин­лянд­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви, Япон­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь и Ки­тай­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь в юрис­дик­ции РПЦ.

В ка­то­ли­циз­ме его уни­вер­са­ли­ст­ский цен­тра­лизм ис­клю­ча­ет ту сте­пень са­мо­стоя­тель­но­сти ме­ст­ных церк­вей, ка­кая име­ет ме­сто в пра­во­сла­вии. По­это­му в ка­то­ли­циз­ме не су­ще­ст­ву­ет по­ме­ст­ных ав­то­ке­фаль­ных церк­вей. Од­на­ко в современной Рим­ско-ка­то­лической церк­ви до­пус­ка­ет­ся оп­ре­де­лён­ная по­ме­ст­ная ав­то­но­мия (пра­во ми­тро­по­ли­тов на ка­но­нический над­зор за под­ве­дом­ст­вен­ны­ми епар­хия­ми, оп­ре­де­лён­ные пра­ва про­вин­ци­аль­ных епи­скоп­ских со­бо­ров и кон­фе­рен­ций, осо­бый ста­тус восточных ка­то­лических церк­вей).

Источник

Поместные Православные Церкви

Еди­ная по суще­ству Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь состо­ит из 15 Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Каж­дая из Помест­ных Церк­вей име­ет адми­ни­стра­тив­ную неза­ви­си­мость (авто­ке­фа­лию) от дру­гих и воз­глав­ля­ет­ся соб­ствен­ным Пред­сто­я­те­лем – пат­ри­ар­хом, архи­епи­ско­пом или мит­ро­по­ли­том. Гла­вой всей Все­лен­ской Церк­ви явля­ет­ся Гос­подь Иисус Христос.

Назва­ние церквиОсно­ва­ниеПред­сто­я­тельГлав­ный городКален­дарьЯзы­ки богослужения
1. Кон­стан­ти­но­поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь381 год; пат­ри­ар­хат с 451 годапат­ри­арх ВарфоломейСтам­булново­юли­ан­ский 1)гре­че­ский, наци­о­наль­ные языки
2. Алек­сан­дрий­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (ап. Марк); пат­ри­ар­хат с 451 г.пат­ри­арх Фео­дор II.Алек­сан­дрияново­юли­ан­скийгре­че­ский, араб­ский, наци­о­наль­ные язы­ки Афри­ки, англий­ский и африкаанс
3. Антио­хий­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (апп. Петр и Павел); пат­ри­ар­хат с 451 г.пат­ри­арх Иоанн ХДамаскново­юли­ан­скийараб­ский
4. Иеру­са­лим­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI век; пат­ри­ар­хат с 451 годапат­ри­арх Фео­фил IIIИеру­са­лимюли­ан­скийгре­че­ский и арабский
5. Рус­ская Пра­во­слав­ная Церковь988 г. – Киев­ская мит­ро­по­лия в соста­ве Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви; авто­ке­фа­лия с 1448 г.пат­ри­арх КириллМоскваюли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский, наци­о­наль­ные языки
6. Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. – авто­ке­фа­лия от Антио­хий­ской Церквипат­ри­арх Илия IIТби­ли­сиюли­ан­скийста­ро­гру­зин­ский
7. Серб­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьIV в.; 1219г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх ИринейБел­градюли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский и сербский
8. Румын­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьIV в.; 1885г.— авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх ДаниилБуха­рестново­юли­ан­скийрумын­ский
9. Бол­гар­ская Пра­во­слав­ная Церковь865 г.; 919 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх НеофитСофияново­юли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский и болгарский
10. Кипр­ская Пра­во­слав­ная Церковь47 г. (ап. Варнава)архи­епи­скоп Хри­зо­стом IIНико­сияново­юли­ан­скийгре­че­ский
11. Эллад­ская (Гре­че­ская) Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (ап. Павел); 1850 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквиархи­епи­скоп Иеро­ним IIАфи­ныново­юли­ан­скийгре­че­ский
12. Албан­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьX в.; 1937 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквиархи­епи­скоп АнастасийТира­наново­юли­ан­скийалбан­ский, гре­че­ский и ару­мын­ский (влах­ский)
13. Поль­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьX в.; 1948 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит СавваВар­ша­ваюли­ан­скийполь­ский, цер­ков­но­сла­вян­ский, укра­ин­ский, в Бра­зи­лии – португальский
14. Пра­во­слав­ная Цер­ковь Чеш­ских земель и СловакииIX в. (свв. Кирилл и Мефо­дий); 1951 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит РостиславПре­шовюли­ан­ский, григорианскийцер­ков­но­сла­вян­ский, чеш­ский, словацкий
15. Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Америке1970 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит ТихонВашинг­тонново­юли­ан­скийанглий­ский

[1] Ново­юли­ан­ский кален­дарь – моди­фи­ка­ция юли­ан­ско­го кален­да­ря, раз­ра­бо­тан­ная серб­ским аст­ро­но­мом и мате­ма­ти­ком Милу­ти­ном Милан­ко­ви­чем. До 2800 года будет пол­но­стью сов­па­дать с гри­го­ри­ан­ским кален­да­рем. – Ред.

Источник

Что такое поместная Церковь

Введение. В протестантской «христианской» среде очень распространено мнение, обосновываемое ими цитатами из Нового завета, что их проповедническая деятельность обязательно должна проявляться в этом мире созданием собраний, на которых люди, находящиеся в одном ключе верований и мышления должны собираться вместе для общения. Однако эти горе проповедники почему-то упускают из виду самый главный принцип совершения подобных действий апостолами, который записан в Ев. от Луки 24:49. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше».

К чему же это приводит и вообще, что является причиной подобных действий? А причиной всего этого является человеческое невежество в вопросе, что такое его я ложное живущее по своим, идущим вразрез с Божьими, законам существования и его Я истинное живущее жизнью Бога Отца влитой в Него Иисусом Христом посредством Святого Духа. Рассмотрим хотя бы вкратце, чем же отличаются действия «я» (человеческой души) от действий Я (человеческого духа слитого с Духом Святым).

1. Во-первых, отличительной чертой «я» является почти полное отсутствие внутри него (внутри значит не в душе, а в духе человека, связь с которым у «я» отсутствует) реальной уверенности в том, что все, что оно делает угодно Богу. Оно постоянно в этом сомневается, подкрепляя свою уверенность частым чтением Писания для насыщения своего ума (являющегося основной частью «я») и общением с людьми говорящими одни и те же слова (стереотипные и часто повторяющиеся). Именно это и является для людей, живущих по собственному усмотрению основной причиной для создания таких собраний (а по сути своих сект), потому что там они могут более реально погрузиться в иллюзию победы над собственными полу осознаваемыми сомнениями. Их часто гложет необъяснимое томление или ожидание чего-то нехорошего или наоборот хорошего часто ведущего их к излишней экзальтации, которое они склонны объяснять для себя действием Духа Святого якобы предупреждающего их об опасности. На самом деле это исходит из их подсознания, в которое они постоянно вытесняют из своего сознания всякие желания и мысли, считая их греховными и неугодными Богу, чем дают им возможность обретать там силу и оказывать на них сильное воздействие, которое они никогда за собой не замечают.

2.Во-вторых, такие люди отличаются исключительной набожностью и постоянными долгими молитвами, постами, ночными бдениями, участием в других ритуалах, постоянным уместным или неуместным поминанием имени Иисуса Христа придавая этим словам при этом какое-то почти магическое значение. Когда они так и не испытывают никаких реальных изменений в своей жизни из-за тщательного соблюдения этих ритуалов они начинают подсознательно верить в то что на самом деле эти действия нужно просто делать и всё, без всякой цели и без всякого осмысления их ими. Или же они сами себе выдумывают эти реальные изменения, но со временем они настолько им приедаются, теряют свою актуальность, становятся даже скучными, что они начинают считать, что Бог заносит им их в заслуги, благодаря которым Он обязательно поместит их после смерти в рай.

3.В-третьих, они отличаются усиленным поиском врагов постоянно старающихся по их «священному» и не подлежащему никакому обсуждению мнению навредить их «истинной» вере, им ведь и невдомёк начать искать этих врагов внутри себя, а не вовне, ведь они так и остаются обладателями чисто объективного восприятия окружающей реальности нисколько не меняющегося в результате их мнимого рождения свыше. Они не осознают что всё это продиктовано их внутренним страхом, инициируемым их ложным «я» и потому считают боязнь Бога нормальным и даже обязательным явлением в жизни «христианина» превращая этим Бога в некоего садиста сидящего где-то на небесах и только ждущего от людей беспрекословного подчинения Себе.

4.На начальных этапах это конечно весьма способствует освобождению ума человека от лишнего мыслительного «мусора» и обретению им контроля над своим мышлением. Однако это возможно только до тех пор, пока человек контролирует эти свои увлечения борьбой со своими внутренними сомнениями и имеет возможность остановиться. После того как человек теряет эту способность он подпадает под абсолютную власть своего «я» считая его самим собою и даже не пытаясь подвергать сомнению его мысли подкрепляемыми чувствами и даже психическими явлениями очень похожими на явления исходящие из духа и принимающиеся им ниспосланными Богом. Постепенно мотивируя свои действия словами Писания: «истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое, или трое собраны во имя моё, там Я посреди них» (Мтф. 18:19-20), эти люди приходят к выработке своих иллюзорных представлений о том, что такое присутствие Божье, распространяя его и на других членов собрания общающихся с ними. Таким образом, в этой узкой психической среде создаётся довольно сильное узкосектантское массовое сознание способное подчинять себе сознания отдельных индивидуумов невежественных в духовном отношении.

5.Мы все, приходя к живому общению с Богом при покаянии (греч. метанойя – новый или запредельный разум) начинаем испытывать внутренние ощущения связанные с этим, совершенно отличающиеся от всех ощущений испытанных нами ранее. Изначально это самые яркие и необыкновенные, самые глубинные ощущения, становящиеся для нас неким якорем, крепко связывающим нас с реальностью, в которой есть подлинное Божье присутствие. Это наше глубинное ощущение или чувствование, называемое в Писании чувствованием Христовым, есть наше осознание себя неотъемлемыми частями Божественного Сверхсознания, из которого мы дальше черпаем силу Божьей жизни для распространения Её в мире вокруг себя. Если человек до покаяния живший на довольно поверхностном психическом уровне самосознания (или просто осознания – термин введённый мною для обозначения духовных или энергетических восприятий себя, в отличие от восприятий чисто телесных, вещественных) и после покаяния не получает подлинно духовных глубинных ощущений своего естества, то для него потом оказывается уже невозможным обретение и подлинного рождения свыше.

7.Теперь рассмотрим ситуацию, когда в одном населённом пункте существует несколько подобных собраний относящих себя к различным учениям православной, протестантской или ещё какой-нибудь другой направленности. Какое из этих собраний наполненных духовно невежественными и не возрожденными людьми будет являться при этом поместной Церковью, являющей в этой местности Собою Божественную реальность? Да никакая. Принадлежность к поместной Церкви, как и принадлежность к истинной мистической Церкви Христовой являющейся Его Телом и проявляющей Его реальность в нашем мире определяется только Богом, а не людьми. И только если Бог захочет чтобы некоторые из людей знали это, то Он может дать этим людям мистическое подтверждение этого внутри них при помощи «уверенности в невидимом» или энергии Своей жизни приходящей к человеку из надсознания, то есть не полностью осознаваемой этим человеком своим чисто человеческим узким сознанием, но осознаваемой им при помощи своего нового постоянно расширяющегося сознания (которое называется в Писании умом Христовым).

8.Люди складывают свои представления о Церкви, (о собрании избранных) из слов, написанных о Ней в Новом завете изучая его при помощи своего чисто человеческого ума. И путей достижения этой Церкви в соответствии с Божьим водительством они естественно тоже не знают. Апостолы, приходя в некий населённый пункт, осуществляли проповедь, вникая в каких людях она «дала свои всходы» после чего осуществив перенос их сознаний в бытие в Божественной реальности, оставляли эту местность. Никаких назначений руководителей этих собраний в обычном понимании этого слова они не делали, потому что передаваемая ими этим людям Божественная реальность Сама осуществляла все иерархические установления в их среде. Эта Реальность по силе своего воздействия на сознание людей выявляла в их среде самых укоренённых в ней и наполняла других людей менее испытывавших на себе влияние Божьих откровений стремлением получить их больше через людей более просветлённых в этом плане. Также и людей больше наполненных ощущением Божьей реальности Она побуждала быть бдительными и чуткими к Её проявлениям в среде людей казавшихся менее продвинутыми в этом отношении. Не зря апостол Павел увещевает своих сподвижников в Эфесе воспринявших от него очень интенсивно бытие в Божественной реальности внимать себе и всему стаду (Деян 20:28), а апостол Пётр не господствовать над наследием Божьим подавая пример стаду (1 Пет. 5:1-3). Система погружения в Божественную реальность была саморегулирующейся и саморазвивающейся и потому не требовала какого-то дополнительного внешнего контроля со стороны апостолов. Только в редких случаях, когда некоторые люди составлявшие собрания попадали под власть своего ложного эго и оказывались неспособными самостоятельно выбраться из этого состояния, погружаясь в иллюзорную реальность, апостолы вынуждены были заниматься несколько насильственными с психологической точки зрения назначениями или отлучениями, однако происходило это опять же при совместном осознании этих моментов всем собранием.

9.Первоначальное чувство реального соединения, с Христом обретаемое при рождении свыше вело и управляло жизнью людей составлявших собрание и кроме этого проявлялось в них так, что у всех вокруг не было никакого сомнения в том, что эти люди святые и являются неотъемлемой частью Тела Христова. Поэтому, то массовое духовное состояние, которое мы имеем сейчас во время создания собраний людей ищущих Бога при отсутствии определённого учения о том, что такое покаяние и что такое плод достойный его вообще лишает нас какой-либо возможности решать, кто из нас составляет подлинно поместную Церковь. Ведь эти собрания строятся совершенно на другом принципе управления и организации людей, на принципе, возможно только создающим условия необходимые этим людям для обретения настоящего рождения свыше.

10.Однако что мы видим в реальности? Довольно большие массы проповедников трудящихся ради чисто земной награды создают самые разнообразные собрания из людей неутверждённых и легко попадающихся под психологическое воздействие и при этом похоже на апостольский труд? Или это имеет какое-то отношение к духовности, к глубоко интимным взаимоотношениям Бога с человеком? Попытки поставить проповедническую деятельность на поток ради обретения большого количества прихожан в ущерб духовному качеству этого труда ведёт к ещё большему погружению нашей нации в бездну бездуховности. И это беда не только наша это беда присущая всему человечеству это признак всё того же последнего времени и ничего общего с подлинным духовным пробуждением он не имеет.

11.Именно по причине наполнения собраний духовно невежественными людьми, охотящимися за устроением только нынешнего земного существования (построением психологического земного рая) мы и имеем сейчас ту массовую духовную деградацию, которая наблюдается сейчас. Люди стали ленивы и больше заботящимися о собственном благополучии совершенно не понимая того что полным их благополучие не станет до тех пор пока рядом с ними будут люди неблагополучные. Психологическое поле нации устроено таким образом, что если какие-то люди устраивают себе «райскую жизнь» то другая часть людей обязательно получает «жизнь адскую» компенсируя собой мнимое равновесие, существующее в обществе. По настоящему полным и нескончаемым снабжением всей нации большим притоком положительной духовной энергии тесно связанной с энергией психической можно только из реального Божественного источника. И осуществить создание канала для поступления такого количества жизненной энергии могут только люди, имеющие реальные взаимоотношения с Богом.

12.Именно такие люди и выстраивали в начальные времена жизни Церкви Христовой, на земле собрания, являвшиеся поместными Церквями составлявшими Тело Христово. И именно поэтому никакие преследования со стороны официальных властей не могли сломить дух этих людей, ведь дух их был Духом совершенно новым Духом Иисуса Христа или Духом Богочеловеческим способным отделять реально сознание каждого человека входившего с Ним в соприкосновение от бытия в посюсторонней двойственной (греховной) реальности. Именно поэтому они могли осознанно идти навстречу насильственной смерти, используя её для окончательного преображения своего бытия в бытие новое. И вместе с ними изменялся и окружающий мир, замиравший от удивления и восхищения мужеством этих людей. Хотя на самом деле для них это увлекательнейшим духовным путешествием, связанным с потрясающим преображением из нашего двойственного бытия в бытие многомерное наполненное Божьим присутствием так как «воды наполняют море».

«Сын Человеческий пришед найдёт ли веру?»
4.11.13г.

Источник

Немного о Поместных Православных Церквях

Что мы, православные, знаем о себе? Сколько нас? Из каких Поместных Церквей состоит единая Церковь Христова? Чем занимаются в каждой […]

Поместная церковь что это

Что мы, православные, знаем о себе? Сколько нас? Из каких Поместных Церквей состоит единая Церковь Христова? Чем занимаются в каждой из них? Данная публикация призвана немного прояснить этот вопрос.

Здесь вы не найдёте развёрнутых докладов о положении дел в той или иной Церкви, но немного статистики и интересных фактов дадут вам представление о том, чем и как живут Православные Церкви в разных странах мира.

Церковь Христова

Исторически сложилось так, что единая Церковь, основанная Спасителем, делится на ряд православных общин по территориальному принципу. Эти общины находятся между собой в общении через богослужение, молитвы друг за друга и дипломатические контакты. Они признают друг друга абсолютно равными и разрешают возникающие затруднения посредством совместных обсуждений на Церковных соборах.

Каждая канонически признанная часть единой Церкви имеет свою иерархию (епископов), непрерывная цепь рукоположений которых восходит к самим апостолам, и томос об автокефалии (особый документ о самостоятельности), выданный материнской Церковью или является древней кафедрой, напрямую основанной апостолами.

В настоящее время, в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей: Константинопольская Церковь, Александрийская Церковь, Антиохийская Церковь, Иерусалимская Церковь, Русская Церковь, Грузинская Церковь, Сербская Церковь, Болгарская Церковь, Румынская Церковь, Кипрская Церковь, Элладская Церковь, Албанская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии и Американская Церковь.

В совокупности, численность православных христиан в мире на сегодняшний день оценивается в 225-300 000 000 человек.

Самой крупной Церковью является Русская (180 000 000 верующих), самой древней — Иерусалимская (основана в день Пятидесятницы апостолами Петром и Иоанном), самой молодой — Американская (получила автокефалию в 1970 году), первенствующей по чести — Константинопольская (после отпадения Римской в 1054 году), первенствующей в миссионерстве — Александрийская (с конца 1930-х годов паства выросла в сотни раз).

Одной из крупнейших проблем современной Церкви является наличие у нескольких патриархатов епархий в диаспорах. Это приводит к существованию на одной и той же территории (например, в США, Канаде, Западной Европе или Австралии) одновременно епископов двух, трёх или даже шести разных Поместных Церквей, что создаёт благоприятную почву для конфликтов.

Русская Церковь

К канонической территории Русской Православной Церкви относится 16 государств: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, Китай, Япония и Монголия.

В Московский патриархат входит ряд самоуправляемых Церквей: Русская Православная Церковь за границей, Украинская Православная Церковь, Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь.

Русская Церковь насчитывает порядка 300 епархий, 1 000 монастырей, 35 000 приходов, 40 500 священнослужителей и около 180 000 000 верующих.

С конца XX столетия усилия Церкви сосредоточены на просвещении жителей на территории бывшего СССР, особенно молодёжи, за годы советской власти во многом утративших христианские традиции и веру. В последние годы Церковь также предпринимает шаги по возрождению Православия в Китае и занимается миссионерской деятельностью в Юго-Восточной Азии.

В 2009 году был преодолён долгий раскол с РПЦЗ, в результате чего последняя стала частью Русской Православной Церкви. За последние годы Русской Церкви удалось добиться значимого присутствия в армии, возродить институты тюремного духовенства и сестричеств милосердия при больницах, а также добиться введения в школах изучения курса «Основы православной культуры».

Церковь активно использует средства массовой информации (в том числе и собственные: телеканалы «Спас» и «Союз», радио «Вера», интернет-издания «Православие.ру», «Седмица.ру», «Православие и мир», «Фома» и др.).

Константинопольская Церковь

Константинопольский патриархат с давних пор пытается распространить свою каноническую территорию на все области, не входящие в канонические территории других Поместных Церквей. Константинопольский патриарх даже усвоил себе титул «Вселенский».

Однако фактически, территории Константинопольской Церкви включают в себя территорию Турции в Малой Азии, Стамбул с пригородами, некоторый острова Эгейского моря, полуостров Афон, остров Крит и епархии греческой диаспоры, существующие в тех или иных странах, а также Финляндия. Финляндская Церковь и архиепископия Крита пользуются правами широкой автономии. Также имеет спорную юрисдикцию в Эстонии.

Церковь насчитывает около 5 255 000 верующих на всех подконтрольных территориях, 63 епархии, около 60 монастырей, 3 200 приходов и 130 епископов. Возглавляет Церковь 232-й Константинопольский патриарх Варфоломей.

После отпадения в ересь Римской Церкви, Константинопольский патриарх имеет преимущество чести среди Предстоятелей Поместных Церквей. Преимущество чести даёт патриарху Константинополя право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными Церквами, а также решения споров между Поместными Церквями, если они обе апеллируют к нему, как к арбитру.

Из-за сложного материального положения не признаёт автокефалию Американской Православной Церкви, так как значительную часть денежных средств получает от приходов в США и Канаде.

Александрийская Церковь

Александрийского патриарха, как и первосвященника Рима, часто называют папой. Александрия является древней кафедрой, основанной самими апостолами, а также родиной монашества, с чем связан высокий авторитет Церкви в мире.

Несколько веков Церковь боролась с монофизитским расколом, затем находилась под недружественной властью различных мусульманских правительств и относительную свободу в своих действиях получила лишь в XX веке.

Канонической территорией Александрийского патриархата являются все страны Африки. С 1930-х годов Церковь ведёт активную миссию среди жителей континента и на текущий момент её паства насчитывает более 6 800 000 человек в 31 епархии.

Миссионеры Церкви ведут проповедь и совершают богослужения на греческом, арабском, французском и английском языках, а также на языках коренных народов Африки. Среди священников и епископов патриархата много чернокожих. Крупные православные общины уже сложились в Уганде, Кении, Танзании, Нигерии, ЮАР, Зимбабве, Камеруне, Заире, Гане и на Мадагаскаре.

Помимо христианской проповеди, патриархат занимается строительством учебных заведений и больниц, а также организацией гуманитарных акций. Среди недавних важных начинаний Церкви можно упомянуть открытие православного университета на Мадагаскаре.

Антиохийская Церковь

Также древняя апостольская кафедра, имеющая своим центром Дамаск и распространяющая юрисдикцию на Сирию, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар, а также некоторые православные общины в США и Западной Европе.

Несколько веков Церковь находилась в условиях официального доминирования ислама на канонической территории и запрета на проповедь христианства. В последнее время, в связи с дестабилизацией обстановки в регионе и деятельностью террористических групп, находится в исключительно тяжёлых условиях существования.

Несмотря на открытые исламистами гонения и геноцид христиан, Церковь насчитывает около 7 500 000 верующих, объединённых в 22 епархии и более чем 400 приходов. Основные богослужебные языки – арабский и греческий, а также английский.

Особенностью развития жизни Антиохийской Церкви в последние двадцать лет стала миссия среди жителей США и Канады и значительное увеличение численности патриархата из-за массового перехода в Православие англиканских и протестантских общин, для которых была создана особая митрополия западного обряда. Также приходы Антиохийской Церкви в США уже несколько десятилетий пополняются православными беженцами с Ближнего Востока.

Иерусалимский Патриархат

Иерусалимский патриархат был самой первой христианской общиной в мире, созданной ещё апостолами Петром и Иоанном Богословом в местах, где непосредственно проповедовал и жил Господь Иисус Христос. На территории патриархата располагается большинство наиболее значительных святынь всего Христианского мира.

Каноническая территория патриархата состоит из Израиля, Палестины и Иордании, а также Синайского полуострова. Автономная Синайская Церковь уникальна тем, что состоит из единственного монастыря святой Великомученицы Екатерины, возглавляемого архиепископом, которого рукополагает Иерусалимский патриарх.

Патриархат насчитывает около 130 000 верующих, в основном греков и арабов, на языках которых и совершается богослужение. В 4 епархиях патриархата действуют 65 приходов и 25 монастырей. Кафедральным собором патриарха является храм Гроба Господня.

Патриархату принадлежит около 18% всей территории в Иерусалиме. Одним из важнейших направлений в деятельности Иерусалимской Церкви является сохранение и поддержание в должном состоянии христианских святынь, а также организация доступа к ним и проживания в Израиле паломников со всего мира.

Грузинская Церковь

Каноническая территория этого патриархата довольно небольшая – Грузия и Абхазия. Также католикосу-патриарху всея Грузии подчиняются епархии в Европе, Северной Америке и Австралии.

Грузинская Церковь насчитывает около 3 500 000 верующих. 45 епархий объединяют под своими омофорами 170 монастырей и 550 приходов, в которых служат порядка 1300 священнослужителей. Это одна из наиболее древних Церквей в мире. Предание гласит, что именно территория Грузии выпала в качестве жребия для проповеди Божией Матери.

Богослужения в Церкви ведутся на грузинском языке, что является одной претензий абхазов и осетин, которые с давних пор имеют переводы богослужений и Евангелия на свои языки. Приходы в Абхазии в настоящее время заявили о своей автокефалии (которая имеет исторические основания в виде существования собственного патриархата) и находятся в расколе с Грузинской Церковью.

Грузинский патриарх Илия II придумал оригинальную меру по поддержке рождаемости в стране – он лично становится крёстным у каждого третьего и последующих детей.

Сербская Церковь

Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии, а в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.

Каноническая территория Сербского патриархата распространяется на несколько государств: Сербию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению, Хорватию и Черногорию, а также на несколько епархий в Венгрии, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

Церковь состоит из более чем 3 500 приходов, объединённых в 46 епархий и насчитывает 47 действующих епископов, около 1 900 священников и 1 300 монашествующих. Церковь возглавляется патриархом, резиденция которого находится в Белграде. В богослужении используются церковно-славянский и сербский языки.

С 1967 года несколько епархий Сербского патриархата находятся в расколе, объявив себя Македонской Православной Церковью, которая не признаётся другими Церквями. Эта ситуация очень болезненна для Сербской Церкви и она ведёт с отделившимися епархиями переговоры о воссоединении.

Румынская Церковь

Христианство на территории Румынии, в тогдашней Дакии, впервые появилось ещё в I веке. Предание гласит, что первую проповедь Евангелия сюда принёс апостол Андрей Первозванный.

Богослужения в Румынском патриархате ведутся на румынском и украинском языках. Церковь насчитывает более 18 800 000 верующих. Церковь состоит из 38 епархий, 11 674 приходов и 475 монастырей, в которых служат более 14 600 священнослужителей. Кафедра патриарха – в Бухаресте.

Православие в Румынии имеет статус государственной религии, и румынские священнослужители и церковнослужители находятся на содержании властей. В школах страны священниками официально преподаётся Закон Божий.

Румынская Церковь имеет юрисдикцию над самой Румынией, а также епархии в Северной Америке и Западной Европе, включающие в основном румынскую диаспору. Также патриархат стремится расширить свою каноническую территорию за счёт канонической территории Русской Церкви в Молдавии и на Украине.

Болгарская Церковь

В Болгарии более 8 000 000 православных христиан. В 15 епархиях Болгарского патриархата служит более 1 500 священнослужителей в 120 монастырях и 2600 приходах. Резиденция патриарха находится в столице страны Софии.

Канонической территорией Болгарского патриархата являются сама Болгария и епархии в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. Начало распространению христианства на территории Болгарии было положено ещё в I веке первыми учениками апостолов.

С 1992 года в Церкви, при посредстве властей, происходил большой раскол, уврачевать который смог лишь собор с участием Предстоятелей семи Поместных Церквей. Последний раскольнический иерарх принёс покаяние лишь в 2012 году, после чего раскол можно считать окончательно уврачёванным.

За богослужением во всех Православных Храмах в Болгарии, во время Великого входа до сих пор поминается император Александр II и русские воины, погибшие за освобождение Болгарии в войне с Турцией 1877-1878 годов.

Кипрская Церковь

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк, а позже епископов одного из кипрских городов был Лазарь Четверодневный, воскрешённый Спасителем.

В 1960 году Кипрская Республика провозгласила независимость, президентом которой стал Предстоятель Кипрской Церкви. Однако в 1974 году более трети территории острова было оккупировано турецкими войсками и до настоящего момента контролируется Турцией. При этом, епархии на оккупированной территории были упразднены, духовенство изгнано, а храмы закрыты, сожжены или обращены в мечети.

Кипрская Церковь с центром в Никосии возглавляется архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра и не имеет канонических территорий за пределами острова. В 9 епархиях Церкви числятся более 500 приходов и более 40 монастырей (в виду оккупации действуют 6 епархий и 9 монастырей). 600 священнослужителей окормляют примерно 450 000 православных верующих.

Элладская Церковь

Каноническая территория Элладской Церкви включает в себя территорию современной Греции и некоторых острова Эгейского моря, которые исторически были частью Константинополького патриархата, но в XIX веке получила автокефалию в связи с возникновением самостоятельного королевства Греция.

Канонический статус некоторых территорий до сих пор не урегулирован окончательно и они считаются «временно переданными» Элладской Церкви Константинопольским патриархатом.

Церковь в Греции находится на содержании государства, а в школах страны вполне официально преподаётся предмет «Закон Божий». Православие в Греции является государственной религией, которую исповедует около 85% населения страны.

Паства Церкви состоит из более чем 9 245 000 человек. В Элладской Церкви 81 епархия, 200 монастырей и около 9 300 священнослужителей. Богослужения совершаются на греческом языке. Церковь придерживается новоюлианского календаря. Возглавляет Церковь архиепископ Афинский и всея Эллады.

Албанская Церковь

Первые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III веку. Однако первая епископская кафедра Албанской Церкви учреждена в X веке благодаря миссионерским трудам учеников святых братьев Кирилла и Мефодия – Климента и Наума

Епархий в Албанской Церкви всего 4 и они возглавляются 4 епископами, старший из которых является Предстоятелем Церкви и носит титул архиепископа Тиранского и всей Албании. В Церкви около 100 приходов, около 100 священников и дьяконов и порядка 700 000 православных христиан.

Каноническая территория Церкви включает только Албанию, где православное население проживает преимущественно на юге страны. Богослужения совершаются на албанском, греческом и валахском языках. Автокефалия Церковью получена относительно недавно – в 1937 году от Константинопольского патриархата.

В 1991 году, после жестоких гонений коммунистического правительства, в Албании было лишь 15 священников. Прибывшему из Константинопольского патриархата митрополиту Анастасию пришлось приложить огромные усилия для восстановления церковной жизни в стране.

Была открыта духовная семинария, рукоположены ещё трое архиереев и несколько священников, составлен новый устав Албанской Церкви, а также восстановлено и освящено несколько церквей. На сегодняшний день церковная жизнь в Албании всё ещё восстанавливается.

Польская Церковь

Польскую Православную Церковь возглавляет митрополит Варшавский и всея Польши. Юрисдикция Церкви включает территорию Польши, а также епархии в Португалии и Бразилии.

После выхода Польши из состава Российской империи в 1918 году, епархии Русской Православной Церкви в Польше не могли нормально функционировать из-за двойного противодействия со стороны большевистских властей в России и националистического правительства в Польше. В итоге, в период домашнего ареста в России святого патриарха Тихона, Константинопольский патриарх самочинно даровал Польской Церкви автокефалию. Неканонический томос не был признан Русской Церковью и лишь в 1948 году Русская Церковь вторично, уже канонически, даровала Польской Церкви автокефалию.

Сегодня Польская Церковь насчитывает около 600 000 мирян в 8 епархиях, 11 монастырей и более 230 приходов. В Церкви 11 действующих епископов и более 410 священников и диаконов. Основная часть верующих проживает на Юго-Востоке Польши.

В 1990 году к Польской Церкви, на правах широкой автономии, присоединились несколько православных епархий и приходов в Португалии и Бразилии. Богослужения совершаются не только на польском и церковнославянском, но также на украинском и португальском языках.

С 1996 года Церковь много трудов посвящает социальному служению, открывая центры помощи малоимущим, организовывая гуманитарные акции и создавая сестричества при больницах. Также возрождён древний институт братств с определённой узкой специализацией (издательская деятельность, миссионерство, работа с молодёжью и т.п.), действующий как на уровне приходов, так и на уровне епархий или даже Церкви в целом.

Церковь Чешских земель и Словакии

Основателями Православной Церкви в Чехии и Словакии считаются просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, проповедовавшие в IX веке. Позднее католики почти полностью вытеснили или подчинили местных православных священнослужителей, и своё второе рождение Православие в Чехии и Словакии пережило в XIX столетии, когда на этой территории появились несколько епархий Сербской Церкви.

В период Второй Мировой войны Чехословацкая Церковь помогала народу сопротивляться немецким оккупантом, за что многие священнослужители были расстреляны или попали в заключение. После войны Чехословацкая Церковь перешла в юрисдикцию Русской Церкви, от которой получила автокефалию в 1951 году. Автокефалия не признавалась Константинопольским патриархом до 1998 года.

К канонической территории Церкви Чешских земель и Словакии относятся Чехия и Словакия. Резиденция митрополита находится в Праге. Языки богослужения – церковнославянский, словацкий и чешский.

К Чехословацкой Церкви себя причисляет около 100 000 православных христиан. Церковь делится на 4 епархии и имеет около 250 приходов и более 200 клириков. В последние два десятилетия Церковь в Чехии и Словакии очень быстро растёт за счёт перехода в Православие представителей других христианских деноминаций. Особенностью Церкви также является почти полное отсутствие монашествующих. Православные монастыри начали появляться лишь в последние несколько лет.

С 2013 года в Церкви начался раскол при активном вмешательстве Константинопольского патриархата, вследствие которого избранному Поместным собором Чехословацкой Церкви новому Предстоятелю митрополиту Ростиславу стал противостоять архиепископ Оломоуцкий Симеон, стремящийся создать альтернативный синод и возглавить Церковь. Раскол не урегулирован до сих пор.

Американская Церковь

Американская Православная Церковь получила автокефалию от материнской Русской Церкви в 1970 году. Основной язык богослужения – английский. Возглавляет Церковь архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады.

Автокефалию Американской Церкви признают Русская Церковь, Болгарская Церковь, Грузинская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии.

Православие в Америке стало распространяться благодаря усилиям миссионеров Русской Православной Церкви ещё в XVIII веке, среди жителей Аляски, Алеутских островов, Калифорнии и Гавайев. В XX столетии в США иммигрировало значительное количество православных христиан из стран бывшей Российской империи, которых окормляли иерархи, ранее направленные на кафедры от Русской Православной Церкви, а также иерархи РПЦЗ. Вскоре, благодаря активной миссионерской деятельности, паства Церкви заметно увеличилась за счёт местного англоговорящего населения.

В Американской Церкви 14 епархий, 25 монастырей, около 650 приходов и четыре крупных учебных заведения. Православная община Американской Церкви составляет более 1 000 000 человек и довольно быстро увеличивается. Каноническая территория включает в себя США, Канаду, а также некоторые приходы в Мексике, Южной Америке и Австралии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *