Помещение open space что это
Open space или кабинеты
Для офисного пространства используется три основных типа планировки: кабинетная, открытая (Open Space) и комбинированная. У каждого из них есть недостатки и достоинства, и ни один из типов не является универсальным.
Планировка начинается с анализа
Чтобы предложить оптимальный способ организации пространства в офисе или дизайн-проект, нужно изучить структуру компании и ее основные бизнес-процессы. В одном помещении можно размещать сотрудников, выполняющих схожие или связанные друг с другом задачи. Отдельные кабинеты лучше выделять для специалистов, которым важна максимальная концентрация, которые работают с приемом посетителей, занимают руководящие должности.
При анализе изучают списочный состав сотрудников компании, оценивают должностные обязанности каждого из них, формируют группы специалистов, которые могут работать в одном и том же кабинете. Количество таких групп соответствует числу помещений. Отдельно учитывают комнаты для сотрудников-«одиночек» (тех, кому желательно работать самостоятельно). Дополнительно предусматривают общие помещения: переговорные комнаты, залы для приема посетителей, проведения совещаний, отдыха.
Характеристики офисных помещений
Каждое из них оценивают по площади, форме, размещению окон. Оптимально, если кабинет прямоугольный, и окна расположены вдоль одной из длинных стен. Чаще встречается планировка, приближенная к квадрату. Наименее удобными считаются прямоугольные помещения с окном на «короткой» стене. Для каждой из комнат расстановку мебели, размещение перегородок планируют отдельно, так, чтобы обеспечить оптимальную освещенность и удобное использование кабинета. При этом стараются задействовать всю площадь, чтобы снизить затраты на эксплуатацию офиса. Исключение — «представительские» офисы, где свободное пространство «работает» на имидж компании.
Отдельно оценивают общую планировку офиса. Если в его составе есть несколько кабинетов, использовать всю площадь рационально не получится — часть будет израсходована на организацию проходов, коридоров. Средним считается «коридорный коэффициент» на уровне 14-18% от общей площади офиса. Если эта зона используется для размещения рецепции, в представительских целях, ее можно расширить, и это будет считаться рациональным.
Желательно, чтобы ширина помещения была не меньше 2,8 м. Более узкие кабинеты неудобны, потому что при установке рабочих столов проходы между ними оказываются слишком маленькими (меньше 80 см). Желательно, чтобы проход между двумя столами был не меньше 1 м. Если на торцах устанавливаются стулья для посетителей, его дополнительно увеличивают, чтобы свободным оставался метр пространства уже между ними.
Особенности базовых типов планировки
Кабинеты лучше группировать с учетом задач, которые выполняют сотрудники. Ближе к входной зоне размещают специалистов, работающих с посетителями, в центре — основной состав сотрудников, на максимальном удалении от входа — административные отделы. Использование кабинетной планировки повышает концентрацию специалистов на их задачах, снижает потери времени на общение. С другой стороны, такой подход усложняет контроль над продуктивностью, может провоцировать разобщенность коллектива, отсутствие групповой работы. Часто пространство используется недостаточно продуктивно: у компании вырастают издержки на содержание «лишних» квадратных метров.
Открытая. Open Space подходит для сотрудников среднего звена. Их группируют по выполняемым задачам. Отделы не стоит дробить слишком сильно, чтобы не возникало разобщенности. Ограничено и «слияние» сотрудников: желательно, чтобы в одной комнате работало не больше десяти человек, иначе будет слишком шумно, люди начнут мешать друг другу. Если Open Space рассчитан на большое количество специалистов, нужно использовать дополнительные приемы зонирования: легкие перегородки, установку высокой мебели, фитодизайн. Слишком большой открытый офис может стать причиной снижения темпа работы, высокой утомляемости сотрудников.
Комбинированный. При такой планировке используются и открытые пространства, и кабинеты. Это позволяет выделить комнаты для специалистов, руководства и обеспечить продуктивное решение коллективных задач. Комбинация форматов должна быть сбалансированной. Разрабатывая планировку, нужно учитывать, как взаимодействуют между собой сотрудники разных отделов, какие совместные задачи они должны решать. В одних случаях для организации коллективной работы достаточно создания общей переговорной или комнаты для совещаний, в других нужен полноценный коворкинг с установкой общих рабочих столов, проекционного оборудования и т.п.
Строительная компания «Олимпия» выполняет проектирование и разработку дизайн-проектов офисов при их реконструкции, ремонте, обустройстве. Мы предлагаем рациональные, удобные и экономичные решения, способные обеспечить комфортную и продуктивную работу в офисном пространстве.
Офисы с открытым общим пространством, или Open space. Можно ли работать эффективно у всех на виду
Офисы open space, или как их ещё называют, офисы открытого типа – это популярное сейчас решение, когда в качестве офиса используется единое помещение, где размещаются рабочие места для всех сотрудников – иногда с выделением одного-двух изолированных кабинетов для переговоров или размещения менеджеров среднего или высшего звена. Впервые такая система организации рабочего пространства появилась в 30-х годах в США, но широко распространена стала начиная с 50-60-х годов.
👨💻 Офисы open space в России
В России этот принцип был известен, однако, использовался раньше преимущественно в некоторых организациях. По старым советским фильмам можно вспомнить проектные институты с рядами кульманов или статистические учреждения с рядами письменных столов. Однако в качестве организации пространства для бизнеса открытые офисы впервые начали появляться в России во второй половине 90-х годов, с появлением местных отделений зарубежных компаний. Оттуда это мода распространилась сначала на российские издательства, затем – и на другие сферы бизнеса. Сейчас это один из распространённых способов организовать работу компании.
✅ Почему не всем компаниям подходят офисы открытого типа. Ожидание и реальность
Используя офисы открытого типа, компании надеются получить ряд преимуществ. Однако на практике не всё так радужно. Разберём несколько примеров.
Общение сотрудников
Ожидание. Более оживлённое общение сотрудников между собой на общей территории приведёт к тому, что коллектив станет более сплочённым, укрепится командный дух.
Реальность. Неформальность общения заодно приводит и к тому, что возникающие конфликты и недопонимания «растаскиваются» по всему коллективу, и в них поневоле начинают принимать участие и те сотрудники, чьи интересы не затронуты напрямую. Всё это приводит к падению работоспособности.
Отсутствие личного пространства (хотя бы на уровне кубикла* – выделенного лёгкими, не доходящими до потолка перегородками рабочего места) приводит не к повышению контактов и укреплению общего духа – а часто наоборот, к снижению числа контактов до минимума. В открытом офисе невозможно вести приватный разговор: всё, что будет сказано, неизбежно услышат окружающие.
*Кубикл – рабочее место, «ячейка» в офисе.
Решение рабочих проблем
Ожидание. Находясь в общем помещении, сотрудники активнее будут решать рабочие проблемы, контактируя с теми, кто работает в других отделах.
Реальность. Другая сторона таких оживлённых контактов – невозможность сосредоточиться на своих непосредственных обязанностях. Как показало в 2010 году исследование Калифорнийского университета в США (здесь его можно прочесть в английском оригинале), в среднем работнику нужно до 25 минут на то, чтобы вновь вникнуть в ту работу, которую он выполнял до того, как к нему обратились по совершенно другой проблеме. В результате получается, что если к человеку обратятся за день хотя бы раз 15 (вполне реальная ситуация) – он вообще за день не сделает ничего.
Крутые идеи в результате общения
Ожидание. В ходе живого общения люди начинают быстрее генерировать идеи и обмениваться ими, что приведёт к нестандартным и эффективным решениям в бизнесе.
Реальность. Люди – разные, и далеко не все могут неожиданно для себя выдать идею. Обычно требуется обдумывание, подготовка, сосредоточенность. Сосредоточиться же в открытом офисе довольно трудно: как бы все ни были вежливы и ни вели себя тихо – неизбежны шум, посторонние разговоры, прочие отвлекающие моменты. Работая в таком офисе, быстро привыкаешь не обращать на это внимание и мысленно отстраняться от того, что тебя не касается – но на это уходит и время, и определённые ресурсы мозга.
Экономия на размерах офиса
Ожидание. Экономия площади офиса. В одном помещении можно разместить всю фирму.
Реальность. Часть сотрудников придётся отделять. В отдельном кабинете нуждаются как минимум следующие категории:
В результате в любом офисе open space всё равно приходится выделять переговорные и комнаты для отдыха. Но когда компания становится достаточно крупной, переговорные практически постоянно будут заняты, а вести деловой разговор в общем пространстве очень трудно.
Комфортная атмосфера
Ожидание. В открытом офисе можно создать комфортную для всех атмосферу.
Реальность. Крайне трудно согласовать даже привычки нескольких человек по банальной температуре. Если один сотрудник открыл форточку, потому что ему жарко – другой потребует закрыть, потому что сквозняк. Кто-то выключает кондиционер, потому что холодно – другой потребует включить, потому что «жарко, дышать нечем». Такая картина наблюдается во всём.
Кроме того, не будем забывать и об инфекциях. Даже если не говорить о текущей ситуации с COVID-19, банальные ОРЗ (острые респираторные заболевания) и грипп никто не отменял. Один сотрудник пришёл на работу с насморком – вскоре болеть будет половина офиса.
Что такое open space офис? Open Space это: технология открытого пространства. Для кого подходит опенспейс офис
На смену традиционному представлению об офисе как о помещении с чередой коридоров и кабинетов приходят новые концепции. Так, несколько лет назад компании волновало, сколько сотрудников можно разместить в четырех стенах одной комнаты. Сегодня во многих компаниях заметен современный подход: единое офисное пространство. Этот подход предполагает, что большую часть помещения компании занимает зона, где сотрудники работают вместе. При этом зоны для отдыха, переговоров и ряд кабинетов отделены.
Open space это
Open Space это: технология открытого пространства. Технология open space успешно применима, когда сотрудник может в течение дня перемещаться, выбирая место, где возможно не только поработать за компьютером, но и поговорить с другими, встретиться с посетителями, подумать в тишине и т.д.
Что такое open space офис
Прозрачность, проницаемость, возможность зрительного контакта – вот основные характеристики опенспейс. В сериалах мы постоянно видим, как это пространство работает. В нем все устроено так, чтобы сотрудники чувствовали «биение пульса» своей компании, здесь и сейчас. Даже начальство находится там за стеклянной стенкой.
Во многих современных компаниях отсутствуют не только индивидуальные рабочие кабинеты для рядовых сотрудников, между ними даже нет перегородок. Немало есть и таких компаний, где за рядовыми сотрудниками не закреплено индивидуальное рабочее место. И все это – опенспейс.
Для оптимизации процесса рабочее пространство каждого сотрудника рекомендуется отделять невысокими (не выше 150 см) перегородками. Такой эрзац частного пространства позволяет решить две задачи. С одной стороны это – психологический фактор комфорта, что важно для человека, с другой – мера, при которой соблюдается экономия места.
Еще одной особенностью open space офиса являются «гибкие» рабочие зоны. Например, центральную общую зону оборудуют столами на колесах. Это помогает менять организацию пространства в зависимости от выполняемой работы — будь то групповой проект, рабочее совещание или мозговые штурмы.
Таким образом, open space офис – это интерактивное пространство, хорошо просматриваемое изнутри. В идеале оно способствует продуктивности компании и дает возможность сотрудникам выбирать между комфортным общением и приватностью. В случае неудачного решения опен спейс снижает продуктивность, заставляя сотрудников искать себе другое место работы. Строительная компания №1 знает, каких ошибок нужно избегать при организации такого типа офисного пространства и выполнит open space офис в соответствии с потребностями и пожеланиями заказчика.
Для кого подходит опенспейс офис
Лучше всего такая организация пространства подходит для компаний, сотрудники которой много взаимодействуют, и свобода их передвижения поощряется. Open Space предполагает определенную корпоративную культуру: если пространство удобно для работы и способствует ей, а люди научились друг другу не мешать, то такая организация всех устраивает. Если же работников просто усадили в большой зал, не спросив их мнения и не обеспечив тишину, то производительность труда снижается. Специалисты Строительной компании №1 профессионально подходят к этому вопросу и сразу скажут, подходит ли для вашей организации опенспейс офис.
Другой момент: опенспейс это место, не предназначенное для большого потока посетителей. Ведь мы сейчас говорим о месте работы, а не о пространстве для встреч. Данный тип организации пространства предназначен для компаний, где есть режим пропусков.
И еще: опенспейс устраивает сотрудников той компании, где сильны горизонтальные связи, где формируются команды с переменным составом и практикуется демократичный стиль руководства. Он идеально подходит для компаний, которые в основном заняты реализацией конкретных проектов. Ведь в этом случае все сотрудники на виду друг у друга, решают задачи сообща и очерчивают свои границы, только когда это необходимо.
Отдельно стоит упомянуть, что open space офис выбирают быстрорастущие компании, для которых на данном этапе экономия находится в приоритете. Такой офис сам по себе – иллюстрация динамики, мотивированности и духа коллективизма.
Что важно при проектировании опенспейс офиса
Еще на этапе проектирования необходимо решить сразу несколько задач: во-первых, пространственная организация должна быть ясно видна. Во-вторых, эргономичность должна быть достижима без ущерба для психологического комфорта сотрудников. В-третьих, офис должен соответствовать современным нормативам для рабочих площадей (вентиляция, уровень освещенности, звукопоглощение).
Что включает в себя планировка офиса open space
· Пространство должно быть организовано с учетом траектории передвижения людей. Поскольку в рабочей зоне стены как таковые отсутствуют, нужно, чтобы сотрудникам было максимально комфортно находиться на своих рабочих местах и не мешать другим, перемещаясь по офису.
· Пространство должно быть поделено на функциональные зоны. Учитывая, что на работе люди проводят большую часть дня, их КПД во многом зависит от возможности переключиться на разные виды активности либо на отдых. Таким образом, нужно запланировать места для частных переговоров, пространства для совещаний, зоны отдыха и т.д. Очень важно предусмотреть, где соблюдается тишина, а где можно вести себя более свободно.
· Количество приватных рабочих мест и зон. Где будут находиться кабинеты, так или иначе отделенные от общего пространства. Каким образом они будут зонированы, как там будет осуществляться вентиляция.
Что включает в себя дизайн офиса open space
· Каким образом будут размещаться рабочие столы – рядами, либо «островками», либо будут использованы разные варианты.
· Какой будет выбран стиль интерьера: от этого зависит и цвет стен, и стиль мебели, и форма столов, и даже выбор светильников.
· Какие виды перегородок будут использованы. От высоты перегородок зависит уровень шума в опенспейс офисе.
· Как оформить и какие идеи внедрить для дизайна тех зон, которые предназначены для отдыха и неформального общения.
Специалисты Строительной компании №1 применят свой многолетний успешный опыт разработки офисных пространств open space, дадут консультацию и предложат проект, наилучшим образом удовлетворяющий потребности компании-заказчика.
Создайте Open space офис одним звонком!
Позвоните нам по телефону 8 (495) 510-11-23! Вы можете отправить нам уже имеющийся у вас проект, и мы рассчитаем стоимость Open space офиса. Бесплатно. Ждем вас!
Готов дизайн-проект или есть план БТИ? Отправьте его нам и за 12 часов мы подготовим точную смету без выезда на объект. Бесплатно.
OPEN SPACE
Полезная статья об
офисах OPEN SPACE
СПЕЦИФИКА ОПЕН СПЕЙС ОФИСОВ
ВЫГОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕН СПЕЙС
НО СРЕДИ ПЛЮСОВ ЕСТЬ И НЕБОЛЬШИЕ МИНУСЫ OPEN SPACE
Выделим ряд небольших недостатков открытых офисов:
ПЛАНИРОВАНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ OPEN SPACE
В первую очередь изучается специфика бизнес-процессов компании. Технологические процессы, процессы взаимодействия и коммуникации в коллективе. Анализируются также связи и частота связей взаимодействия между различными службами и отделами.
Производится планировка зон рассадки персонала, определяются точки подачи электричества, систем коммуникации, интернет, системы проведения жизнеобеспечения.
Формируется план расстановки мебели, техники, оборудования.
Производится рассчет расстояний между зонами, рассчитывается время прохода специалистов между зонами. Далее определяется смета работ, сроки, стоимость материалов.
КАКИЕ МОМЕНТЫ НАДО ЕЩЕ УЧЕСТЬ ПРИ ЗАПУСКЕ РАБОТЫ OPEN SPACE ОФИСА?
КАК НУЖНО ВЕСТИ СЕБЯ В ОФИСЕ OPEN SPACE, ЧТОБЫ ПРОДУКТИВНО РАБОТАТЬ?
Регламент взаимодействия между специалистами прописывается в должностных инструкциях И разрабатывается топ-менеджентом компании. Рекомендуем в регламент внести следующие рекомендации сотрудникам:
Офис формата «Open Space» подчинён принципу общего пространства, дословно «открытое пространство». В таком офисном помещении отсутствуют индивидуальные рабочие кабинеты в привычном понимании. Отдел крупной компании или все сотрудники фирмы поменьше трудятся в одной огромной комнате с индивидуальными рабочими местами в виде стула, стола и установленного на нём компьютера, а иногда и без этого (рабочее место является универсальным и общим).
Многие, кто успел поработать в таком офисе или получил новость о подобной вакансии интересуются источником подобного «хаоса». Ответ очевиден – это западный порядок работы рядовых сотрудников и даже менеджеров среднего звена.
Зачем?
Исторически сложилось так, что подобная система организации рабочего пространства появилась с целью:
Но у офисного сотрудника старой закалки закономерно возникнет вопрос – а как же личное пространство? Ответ незамедлительный – его нет и для многих такой ответ может стать причиной снижения работоспособности, да и вообще у такого свободного офиса масса минусов… На первый взгляд!
Для частичного решения психологического дискомфорта многие владельцы компаний, например, прибегают к ограждению рабочего пространства небольшими перегородками, создающими видимость личного пространства и это верный ход к оптимизации рабочего процесса и психологического состояния сотрудников.
Время вносит свои коррективы
А вообще, современным офисным сотрудникам следует забывать времена личных кабинетов, ведь в составе компании каждый сотрудник – это аналог машины, призванной выполнять конкретные функции. Да, каждый сотрудник важен, но общий успех дела куда важнее личных неудобств, амбиций, особенностей характера и прочих прихотей. Не забываем, что некоторая работа и вовсе не может быть выполнена в замкнутом пространстве персональных кабинетов. Ведь принцип «одна голова – хорошо, а две – лучше» – это опыт поколений, с которым трудно состязаться. Ярчайшим примером успеха «нестандартного» во всех отношениях офиса является компания Google, вернее успех её деятельности.
Минусы офиса «Open Space»
Не требует долгих разъяснений процесс работы в месте, напоминающем общественное заведение с большим количеством людей и характерным шумом от них.
Помимо шума в «открытом пространстве» существуют и иные мало приятные ососбености:
Результатом и апогеем всего этого становится не торжество командного духа, а постоянные конфликты, срывы планов и проектов.
Но, смеем Вас заверить, что подобные неудобства решаемы и, кроме того, существует масса положительных моментов в подобной организации рабочего пространства и трудового процесса.
А может к лучшему?
В завершение статьи следует разбавить грустные краски сомнений, недовольства и полного краха офисной системы открытого типа. После детального знакомства со статистикой и особенностями отечественных офисов крупных компаний открывается совершенно иное восприятие офисов «Open Space»:
Всё это гарантируется в идеальных условиях, но все мы люди, личности и индивиды, а потому проявление конфликтных ситуаций никто искоренить не в силах. Однако есть несколько секретов, которые позволят нивелировать и сгладить львиную долю негатива.
Поработаем, товарищи! Вместо заключения
Правила
Коллективные правила, принимаемые сообща вырабатывают нормы общения и регулируют все спорные и негативные моменты совместного существования.
Разделение помещения функциональными зонами
Кухня поможет удобно перекусить, не раздражая сотрудников запахами. Комната развлечений и отдыха поможет отвлечься в обеденный перерыв, а с помощью спорта (аэрохоккей, пинг-понг) можно быстро и мирно решить спорные моменты.
Минимальная индивидуализация рабочего места
Уже упомянутые офисные перегородки, а также несколько приятных фото, сувенир помогут сделать рабочее пространство более уютным и приветливым. Можно даже попросить выкрасить панели рабочего места в любимый цвет (если это возможно).
Систематизировать телефонные звонки
Ограничить или отказаться вовсе от личных звонков в рабочее время. Отключить звук мобильника, а на рабочем поубавить громкость сигнала.
Звукоизоляция
Использование наушников позволит снять эмоциональную нагрузку, избавит от шума и позволит сосредоточиться на работе.
Запахи
Для обеда организуется кухня или столовая, отказ от сильных парфюмов и соблюдение личной гигиены легко решают и такой важный момент.