Помазанник божий что это значит
Христос: Помазанник
Толковый словарь с Юрием Пущаевым
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Его имя, которое «выше всякого имени» (Флп 2,9), представляет собой синтез двух языков. Имя «Иисус» происходит от древнегреческого ὁ Ἰησοῦς. Это эллинизированная форма еврейского имени «Иешуа», которое на иврите восходит к глаголу «спасать», «приходить на помощь». Поэтому «Иисус» в переводе с еврейского значит «Спаситель».
Имя же ὁ Χριστός (Christos) древнегреческое. Оно происходит от древнегреческого глагола χρίω (chriō), что значит «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания». И дословно «Христос» в переводе с древнегреческого значит «Помазанник», «получивший помазание».
Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. Помазанником также называли Мессию, о котором пророчествовало Писание и которого ждали иудеи. Собственно, «Мессия» по-древнееврейски значит то же самое, что по-древнегречески «Христос» – «Помазанник».
Как говорит Феофилакт Болгарский, «Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником». Таким образом, Христос – Царь Неба и земли, Мессия, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом.
Однако Его Пришествие радикальным образом отличалось от чаяний иудеев, изнывающих под гнетом римского владычества (Иудея была тогда захвачена римскими легионами и являлась римской провинцией). Они надеялись, что к ним в «шуме и ярости» придет великий вождь, который поведет их в бой против римских завоевателей и вернет Израилю былое могущество и славу. Если бы Мессия совершил великие земные деяния – это было бы понятно всем без исключения. Христос же пришел в наш мир как обычный человек, простой плотник.
Его Вочеловечение было первой ступенью самоуничижения Бога, Который соединил Себя с человеческом естеством. Христос родился в яслях рядом с домашними животными, вырос в бедности и трудах, скитался по Земле, не имея даже дома или пристанища, где мог бы преклонить голову. Тот, Кто правит абсолютно всем, добровольно избирает кротость и смирение: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф 12, 20).
На заставке фрагмент: Спас Нерукотворный (Спас на Убрусе); Балканы; XIII в.; местонахождение: Франция. Лаон
I Что такое Помазание
Данное Практическое Пособие состоит из Трех Тематических Исследований. Все они посвящены теме ИСПОЛНЕНИЯ ЛИЧНОГО ПРИЗВАНИЯ. Пособие рассчитано на людей, самостоятельно читающих и изучающих Библию. По-другому смысл данных исследований не может быть правильно воспринят.
I Что такое Помазание
В Первом Тематическом Исследовании мы вникнем в то, ЧТО ТАКОЕ ПОМАЗАНИЕ. Это Откровение является фундаментальным для любого Призвания и для понимание Нового Завета в принципе.
«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.»1Кор3:11
Думаю многие слышали, что ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ- ЭТО ХРИСТОС. Однако если в этом месте Писания перевести слово Христос с греческого, ОТКРОВЕНИЕ ФУНДАМЕНТА становится еще более ясным. На греческом языке оно звучит как ПОМАЗАННИК, являясь переводом еврейского слова МЕССИЯ.
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»Мф16:13-18
Петр не просто сказал, что Иисус Сын Бога Живого, он назвал Его ПОМАЗАННИКОМ! Следовательно, Откровение о том, что Иисус Сын Божий- это только ЧАСТЬ ФУНДАМЕНТА. Слово ХРИСТОС в нашем языке фактически не имеет никакого конкретного смысла и воспринимается просто как титул Иисуса. Его интерпретируют как Сын Божий, или Бог во плоти. К сожалению вошло в традицию НЕ ПЕРЕВОДИТЬ это слово с греческого, в то время как само это слово является ПЕРЕВОДОМ еврейского слова Мессия, с целью донесения его смысла греческим читателям Евангелия.
«Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос»Ин1:40-41
В теме Помазания в действительности нет ничего сложного. Все, что Иисус делал, он делал именно той Силой, которой Он был ПОМАЗАН! Как сказал Петр:
«Как Бог Духом Святым и силой ПОМАЗАЛ Иисуса из Назарета и Он ходил(именно Силой этого Помазания!) благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним(в виде как раз этого Помазания Святого Духа!)»Деян10:38
То есть верить в Иисуса, как в Христа, значит ВЕРИТЬ В СИЛУ ДУХА СВЯТОГО, КОТОРОЙ ОН ПОМАЗАН! И как ТЕЛО ХРИСТОВО(!), мы имеем все основания ожидать, что то же самое Помазание будет действовать и в нашем Служении людям! ВЕРА В ПОМАЗАНИЕ ИИСУСА в действительности анулирует многие сомнения. Но для этого нужно знать конкретно, НА КАКИЕ ДЕЛА ИИСУС ПОМАЗАН! Помазание ведь- это Божья Сила для КОНКРЕТНОГО ПОРУЧЕНИЯ!
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедывать лето Господне благоприятное.»Лк4:18-19
Как видите, Иисус был помазан НА КОНКРЕТНЫЕ ДЕЛА!
ВЕРА В ПОМАЗАНИЕ ИИСУСА- это то, что помогает нам сориентироваться и в своем индивидуальном Призвании. Мы призваны делать то же самое, что и Он, и ТОЙ ЖЕ САМОЙ СИЛОЙ! Каждый в разной мере, как это определил Господь лично ему. Поэтому можно прочитать теперь наше базовое место Писания так: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть ИИСУС, ПОМАЗАННЫЙ СИЛОЙ СВЯТОГО ДУХА ДЛЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОТ ВСЯКОГО САТАНИНСКОГО РАБСТВА. »
Исходя из всего вышесказанного, ВЕРИТЬ В ХРИСТА- ЗНАЧИТ УВЕРЕННО ОЖИДАТЬ ДЕЙСТВИЯ ЕГО ОСВОБОЖДАЮЩЕГО ПОМАЗАНИЯ ВО ВСЕХ СФЕРАХ СВОЕЙ ЖИЗНИ, А ТАКЖЕ БЫТЬ ОТКРЫТЫМ ПЕРЕДАВАТЬ ЭТО ПОМАЗАНИЕ НУЖДАЮЩИМСЯ.
В том, КАК ПЕРЕДАВАТЬ ПОМАЗАНИЕ, Иисус является лучшим Примером. Мы можем и должны учиться у Него, изучая Его Слово и позволяя Духу Святому открывать нам, как служить людям так, как служил Иисус.
Лично в своем Служении под Помазанием я понял такие важнейшие принципы:
1.В первую очередь нужно ПРОПОВЕДОВАТЬ СЛОВО БОЖЬЕ. Даже в Служении Иисуса то, как люди воспринимали ЕГО СЛОВО, определяло, как много Его Помазание могло для них сделать.
2.Нужно всегда хранить чистыми свои мотивы. Необходима ВЕРА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ, чтобы передавать Помазание. В Служении Иисуса были ситуации, где сказано, что СЖАЛИВШИСЬ, Он исцелил, или начал учить. СОСТРАДАНИЕ ВОЗГРЕВАЕТ ПОМАЗАНИЕ!
3.Никогда нельзя сомневаться в своем Посланничестве. Будут многие люди, которые, как и в Служении Иисуса, будут говорить, что ты слишком много на себя берешь, что ты возгордился, впал в бунт и пр. Но ЕСЛИ БОГ ЛИЧНО ТЕБЯ ПОСЛАЛ НА СЛУЖЕНИЕ, НИКОГДА НЕ СОМНЕВАЙСЯ В ЭТОМ.
Откровение о том, что такое Помазание и как оно работает- это важнейшее Откровение для любого Служения. Иисус сказал:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедывать лето Господне благоприятное.»Лк4:18-19
Этот отрывок содержит ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ о том, как исполнить свое Призвание.
Сегодня в Церкви много ложного учения о том, что якобы Служение Богу- это использовать свои таланты. Но тогда наверное Иисус должен был бы сказать: «Я ТАЛАНТЛИВ благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем» и т.д. Очень важно НЕ ПУТАТЬ ТАЛАНТ И ПОМАЗАНИЕ!
Если дать определение из Слова что такое Помазание, то, глядя на Служение Иисуса, можно сказать, что ПОМАЗАНИЕ- ЭТО ДУХ ГОСПОДЕНЬ НА ЧЕЛОВЕКЕ, ДАЮЩИЙ ЕМУ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ ИСПОЛНИТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ПОРУЧЕНИЕ. То есть это не просто какие-то естественные дары или способности самого человека, но это САМО ПРИСУТСТВИЕ БОГА НА НЕМ!
«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы»1Кор2:4
Хотя само слово Помазание нечасто используется в Писании, если не считать слово Помазанник(Христос), которое употребляется постоянно, при этом исползуются различные слова-синонимы, означающие Помазание. Например в приведенном выше отрывке, где говорится о ЯВЛЕНИИ ДУХА И СИЛЫ. Слово БЛАГОДАТЬ может также означать ПОМАЗАНИЕ. Например 1Кор15:9-10.
«Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.»
В этом месте, во-первых, Павел указывает на СПАСИТЕЛЬНУЮ БЛАГОДАТЬ, благодаря которой он из недостойного стал достойным Апостольства. Но он также говорит, что БЛАГОДАТЬ ПОТРУДИЛАСЬ. То есть он в этом месте называет Благодатью ПОМАЗАНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ.
В другом месте Писания Павел называет Помазанием БОЖЬЕ СОДЕЙСТВИЕ.
«ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников»Гал2:8
Это место Писания особенно примечательно тем, что мы видим ПРЯМУЮ СВЯЗЬ ПОМАЗАНИЯ И ПОРУЧЕНИЯ. Павел здесь не сказал, что Бог содействовал Петру ВО ВСЕМ, и не сказал что у него у самого было ВО ВСЕМ Божье Содействие! Поручения этих Апостолов отличались, поэтому отличалось то, в чем каждый из них переживал действие ПОМАЗАНИЯ(БЛАГОДАТИ).
Чтобы наглядно показать, что даже Павел не имел ВО ВСЕМ Божьего Содействия, или ПОМАЗАНИЯ, можно привести следующий отрывок из Деяний.
«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии.
Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.»Деян16:6-7
Этот отрывок может быть просто «шокирующим» для всех, кто думает например, что проповедовать Евангелие хорошо и правильно абсолютно везде, и что Бог всегда благословит и помажет любого человека в этом деле.
Мы видим в этом месте, что НЕ ВСЕГДА НАША ИНИЦИАТИВА ДАЖЕ В ХОРОШИХ ВЕЩАХ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ДУХОМ СВЯТЫМ! Этим я конечно же не хочу сказать, что Бог не хочет чтобы все услышали Евангелие. Просто необходимо подчеркнуть ЗАВИСИМОСТЬ ПОМАЗАНИЯ ОТ КОНКРЕТНОГО БОЖЕСТВЕННОГО ПОРУЧЕНИЯ И КОНКРЕТНОГО ВОДИТЕЛЬСТВА ДУХА СВЯТОГО В КАЖДОМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СЛУЧАЕ!
Еще, в заключение, интересно отметить, что если сравнить места о Духе Святом в Евангелии от Иоанна, с местами, где сказано о ПОМАЗАНИИ в его же Послании, можно увидеть, что ДУХ СВЯТОЙ И ПОМАЗАНИЕ- В СУЩНОСТИ ОДНО И ТО ЖЕ!
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.»Ин14:26
«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.»1Ин2:27
Если собрать вместе все места, прямо или косвенно говорящие о ПОМАЗАНИИ, можно сделать вывод, что ПОМАЗАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ТЕМОЙ ВСЕГО НОВОГО ЗАВЕТА! БЕЗ ПОМАЗАНИЯ не было бы ничего, что мы имеем ВО ХРИСТЕ(В ПОМАЗАННИКЕ)!
Глава 18. Помазанник Божий
Помазанник — библейский термин, означающий лицо,
которое чрез помазание елеем, в виде символа сообщения высших даров,
возводится на высшее ответственное служение — первосвященника, пророка и царя.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
§1. Сын Человеческий
§2. Победитель
§3. Наследник
§4. Свободный разум и « священное » сословие
§5. Нисхождение или восхождение?
§1. Сын Человеческий
Он не Нобелевский лауреат и вообще не учёный. Он оставил своё Откровение о судьбах мира и человечества и призвал к спасению избранных, но сам погиб почти 2 тысячи лет назад. Как может помочь мёртвый? Словом? Или делом? Его Слово не скальпель хирурга, вырезающего раковую опухоль, а лезвие бритвы, отсекающей добро от зла. Имеющий уши, да слышит. Его дело это не очередная проповедь добра и любви к ближнему, которых в человеческой истории было предостаточно, а миссия спасения путём собственной жертвы и Крещения Святым Духом и живой водой к вечной жизни. Миссия, и по сей день являющаяся в любом христианском каноне лишь бессмысленной догмой и иррациональным таинством. Кто же он, Месси́я, пришедший во исполнение великой, высшей миссии?
Месси́я (евр. מָשִׁיחַ— Маши́ах; др.-греч. — Χριστός, Христо́с) буквально означает «помазанник». В данном случае — «Помазанник Божий». Этот почётный титул во времена смены эпох был весьма популярен. «Помазанниками» в то далёкое время называли пророков, первосвященников и царей. Помазание особым маслом (елеем) было частью священной церемонии, символизирующей наделение избранного высшей властью от Бога.
Примерно два тысячелетия назад в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился младенец, которого родители назвали Иегошуа. Предание утверждает, что это событие произошло в Вифлееме 25 декабря года, который стал нулевым годом, отсчётом нового времени, новой эры, нашей эры. Координаты места и времени рождения Помазанника далеко не случайны.
«И ты Вифлеем, земля Иудина; из тебя произойдёт Вождь, который упасёт народ мой Израиля» (Матф,2: 6).
Дата рождения — 25 декабря, священный для древнего мира день, в который, по преданию, родились древнеегипетский бог Осирис, персидский бог Митра и древнегреческий Дионис. Евангелие от Матфея настаивает, что это событие произошло во время царствования царя Ирода Великого. В Евангелии от Луки же утверждается, что Христос родился при правителе Сирии Квиринии, который стал правителем спустя десять лет после смерти царя Ирода.
В этом же Евангелии сплошь и рядом действующими лицами являются такие явно неисторические персонажи как Ангелы. Знакомая схема обожествления и придания высшего авторитета людям и событиям. На людей с пережитками мифологического сознания действует безотказно. Родился в Вифлееме, который по преданию является колыбелью рода Давидова, значит, наполовину Месси́я. Мать девственница — Месси́я на 99%. Пришли на поклон волхвы, чтобы поклониться Царю Иудейскому, явились Ангелы, чтобы возвестить рождение Спасителя —100% Месси́я. А там — пойди, проверь. А лучше просто поверь.
Этой же цели служат и явно мифологическое родословное древо Иисуса в тех же евангелиях. Матфей считает от патриарха евреев — Авраама, Лука считает от Адама. У Матфея насчитывается 42 поколения предков, у Луки 56, но эти предки почему-то все абсолютно разные. Этой цели служит и предание о Вифлеемской звезде, которую якобы видели волхвы на востоке, и под которой некоторые исследователи подразумевают комету Галлея, прочертившую свой путь на звёздном небе в 12 году до новой эры. (То есть по этой версии Иисус родился не в 4 году до новой эры, а в 12 году.) Этой же цели, то есть слепой вере в чудо, тайну, авторитет древней традиции, служит и последующая дата рождения, приходящаяся на священный для древнего мира день 25 декабря.
Целевая аудитория этих евангелий — простодушные и наивные люди, для которых не имеет никакого значения, что царь Ирод Великий умер за 4 года до н.э., а Квириний стал правителем в 6 году нашей эры; что рождённый путём непорочного зачатия от Святого Духа не может быть потомком по мужской линии царя Давида (а древние евреи со времён Торы и до времён Талмуда вели родословную именно по мужской линии: «Родил Ноах трех сыновей: Шема, Хама и Йефета»); что фольклор Ветхого завета, известный всему древнему миру под названием «священного писания», не может претендовать на знание абсолютной истины, как и любой другой фольклор, любые книги, слова и речи. Миф и социальный заказ явно главенствуют в этих евангелиях в противовес фактам и истине.
В самом первом из евангелий, Евангелии от Марка, и в духовном Евангелии от Иоанна о рождении Иисуса нет ни слова. Так же, как и в Откровении Иоанна Богослова. Знамения книги Апокалипсиса повествуют вовсе не о рождении младенца Иегошуа, а о появлении «А́гнца как-бы закланного», который «победил и может раскрыть сию книгу (жизни) и снять семь печатей её».
Где был, что делал Иегошуа первые 30 лет своей жизни известно мало. Точнее говоря, практически ничего не известно. Вроде бы был вместе с родителями в Египте по одной из версий, изложенной в Евангелии от Матфея. По версии же евангелиста Луки, он прятался всё это время в Галилее. В Евангелии от Иоанна указывается, что он 4 раза на протяжении своей короткой жизни был в Иерусалиме на ежегодном праздновании еврейской Пасхи. Самые фантастичные версии склоняются к тому, что он путешествовал около 10 лет в Индии и Тибете, набираясь мудрости Вед и буддийских лам.
Факт в другом. Когда младенец подрос, то окружающие его услышали слова уже не мальчика, но мужа. К этим словам он шёл через уединение в пустыне, через самопознание, через путешествие в Духе по иным мирам и пространствам, исполненным высшей мудрости, через преодоление искушений красотами и соблазнами материального мира, через слияние с беспредельной небесной бесконечностью в храме своего малого и бренного тела. К 30 годам он достиг состояния просветления, Пробуждения сознания, к которому Сиддхартха Гаутама шёл 35 лет своей жизни. Евангелия передают это великое событие как Крещение в водах Иордана.
Хотя суть Крещения Спасителя вовсе не в омовении водой. Суть Крещения не водой, а Святым Духом — в новом качестве сознания, в познании истинно сущего мира. Символ Святого Духа в христианстве — голубь. При Крещении (Богоявлении) на Христа снизошёл Святой Дух в виде голубя, что отражено в христианской иконографии. Суть Крещения — не в омовении водой, а в нисхождении Святого Духа, что символизирует сначала новое сознание, а затем и новое, нетленное, могущественное, духовное тело. В любом событии содержание важнее формы, но человеческое сознание традиционно отдаёт предпочтение именно зримой форме вместо проникновения в суть скрытого содержания.
Что же было скрыто он глаза людского? Пробуждение сознания и познание мира таким, как он есть. Он познал бесконечно организованную полноту жизни. Он познал бесконечно организованную целостность бытия. Он познал закон Вселенной: всё во всём. Он познал, что царствие Божие — внутри любого человека, а не где-то на краю земли. Он познал, что Он и Отец небесный — одно единое, Целое, Холос.
Он шёл через пустыню, искушения и соблазны материального мира, чтобы достичь высшего состояния человеческого Духа. Индусы называют это состояние Самадхи, буддисты — Бодхи или Нирваной. Адепты же философии Вечной Жизни называют его «нелокальным квантово-информационным контуром», в котором человек обретает новое, космическое сознание, некое нелокальное «я» — вне тела и мозга, вне пространства и материи. В этом состоянии человек сливается со Вселенной, для него исчезает множественность форм, он видит первопричину всех вещей, он проникает в Суть мира, он обретает Гносис, то есть Высшее, недвойственное, абсолютное знание, которое дарует новую этику, этику Любви, и с этой новой этикой он идёт к своим соплеменникам.
Для иудеев то слияние с бесконечностью, о котором поведал им Иегошуа, ставший Помазанником и открывший книгу жизни, приобрело вербальное выражение: «Я и Отец — одно». Поклонник Брахмана сказал бы, что он достиг Мокши (санскр. मोक्ष mokṣa — «освобождение»). В состоянии Мокши индивидуальный дух, Атман, сливается с вселенским, Брахманом. Для Будды, являвшегося атеистом, тот же высший смысл несла Нирвана, состояние Пробуждения и космического покоя, куда уходит избранный, прервавший кармическую цепь перерождений. Слова, понятия, учения разные, суть — одна и та же. Хотя первичная информация, то есть что именно видел не глазами и познал в Духе не рассудком Мессия, утверждавший на словах «Я и Отец — одно», никому не ведомо. Ведомо лишь то, что за это кощунство, за возможность сравнивать себя с Богом его и приговорили к смерти.
Своими собственными усилиями, собственным стремлением к совершенству он обрёл Высшее Знание законов целостного Космоса, в котором «колокол звонит по тебе», в котором «ты — это то». Это абсолютное знание диктовало ему новые законы жизни, которые были больше законов Моисея, якобы записанных Яхве на горе Синай на каменных скрижалях. На место каменных скрижалей и твёрдокаменных запретов пришло живое слово Нового Завета. «Не человек для субботы, а суббота для человека», — понял и провозгласил просветлённый. На место «убойся!» пришло «возлюби!» На место «око за око» и «зуб за зуб» пришло непротивление злу и «подставь левую». Пришла Нагорная проповедь самосовершенствования и сострадания, воздаяния за истинную, непоказную, бесстрашную и бескорыстную веру, проповедь единства и взаимосвязи всего живого. Возлюби Творца этого мира, возлюби ближнего как самого себя, так как и ты, и ближний, и Творец суть одно и то же всеобъемлющее Духовное начало. Имеющий ухо, да услышит.
Новое знание, невыразимая и непередаваемая словами целостность бытия даровали сыну Иосифа и Марии невообразимую Духовную харизму. Так в христианстве называются дары Святого Духа. При соприкосновении с животворящей бесконечностью у него открылись дары исцеления. У него открылись дары чудотворения. У него открылось знание будущего. Знание было сладко снаружи и горько внутри. Он познал, что его современники его не поймут, один из учеников его предаст, один от него отречётся, а самого его ждёт скорая гибель, потому что в вопросах верховенства истины небесной и власти земной побеждает властный земной Князь Тьмы со своими приспешниками. Он знал это, но сознательно нёс свой крест по жизни, чтобы показать своим примером, что вечная жизнь стократ полнее и насыщеннее, чем мимолётная земная жизнь. Во имя истины он обрёк себя на крестные муки, но выдержал всё.
Он знал, что многие придут под его видом и именем, утверждая свою земную власть во имя своё. Он знал, что много лжепророков будет рядиться в его одежды. Он знал про костры инквизиции. Он знал, что церковь окостенеет в догмах и вместо того, чтобы нести живое Слово и учить познавать целостность бытия внутри себя, будет учить бить земные поклоны и молиться. Он знал, что немало званых будет разбивать при молитве твердокаменные лбы о каменные скрижали.
Но он также знал, что настанет время истины. Он знал это и завещал:
«и настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине,
ибо таких поклонников Отец ищет себе.
Он знал, что истинная свобода начинается только там, где кончается невежество, косность и глупость:
« и познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Иоанн, 8: 32).
Ещё до него это понял великий Сократ, и цена этого просветления была равна для него чаше с ядом, которую его заставила принять Афинская демократия. Ещё до него это понял Будда и провозгласил в своей проповеди необходимость испепелять невежество (Авидья).
Он, Мессия, знал, что человек не есть нечто устоявшееся раз и навсегда, не нечто застывшее, не некое закостеневшее «я», «эго». Он знал, что грядёт новое Духовное рождение, или, если хотите, преображение, которое зависит, в первую очередь, от самого человека:
«Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоанн, 3: 6-7).
Каждый человек проходит четыре стадии своего биологического развития, которое базируется на выживании и приобщении к окружающей природной и социальной среде. Но не все проходят последующие четыре ступени духовного развития. Для большинства же это просто пустой звук. Но тот, кто смог подняться выше в своём духовном развитии, становится избранным, чудотворцем, нелокальной личностью. Для этого человека духовный рост означает реальные физические процессы поглощения, накопления и приумножения изначальной, чудотворной, бессмертной, духовной стихии в своём тленном теле. Духовный рост даёт возможность посмотреть на мир иными глазами. Пелена иллюзий спадает с глаз долой. Ни материальная мишура, ни плотские животные инстинкты, ни иллюзии демона смерти, ничто не отвлекает от главной цели — познать мир во всей его полноте, увидеть невидимое, ощутить неощущаемое, объять необъятное. Для этого человека лозунгом по жизни становится соборный девиз: «Мой духовный рост вливается в духовный рост моей республики, планеты, Вселенной».
« Доколе хочешь ты лить неповинную кровь твоих верных людей и христиан? Доколе неправда будет царить в русском царстве? Татары и язычники, весь свет говорит, что у всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет. Во всём свете преступники, которые ищут милосердия у властей, находят его, а на Руси нет милосердия и для невинных и праведных… Бог взыщет с рук твоих невинную кровь. Камни под ногами твоими, если не живые души, возопиют и будут обвинять тебя и судить ».
За то заступничество за невинных, за правду и обличение неправды был задушен Филипп по приказу царя Малютой Скуратовым.)
Это путь познания истины, путь, предпочитающий любым самым волшебным зрелищам, мир такой, каков он есть. Это разговор по душам с Космическим разумом, с божественным Логосом, голос которого окликает, но не все его слышат, не все готовы ему следовать, не все согласны на тот путь терний, испытаний и лишений, который он ему готовит во имя познания Высшей истины.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит,
так бывает с каждым, рождённым от Духа» ( Иоанн, 3: 8).
(Напомним ещё раз в этой связи, что, согласно информационной модели мира и трансперсональной психологии, мозг является неким терминалом, скачивающим информацию из Интернета Вселенной. В этой информации может быть «слово знания», либо «слово мудрости», либо «чудотворения», либо «пророчества». Схожую теорию разрабатывает доктор физики Эванс Уокер, развивающий нео-бомовскую модель скрытой переменной, в которой сознание вообще не обладает локальностью. В его модели наш разум не находится в нашем головном мозге, а нелокально проницает пространство-время в целом. Наш мозг, таким образом, просто настраивает наше сознание на позывные Вселенной.)
Личное познание мира человеком, а не слепая вера в Бога или в Откровение — вот путь, который ведёт к Высшей Победе.
§2. Победитель
Подобный путь повторил Апокалиптический «лев от колена Иудина, корень Давидов», в отличие от которого никто не мог открыть книгу жизни. Этот «А́гнец закланный» «победил» и был удостоен престолонаследия «Сидящего на престоле и Живущего во веки веков»:
«Достоин А́гнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и всё, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и А́гнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откровение, 5:12-13).
А́гнец закланный, осужденный по земным законам к позорной смерти раба, по законам Космоса становится Богом-Сыном, садясь на престоле с Отцом своим:
« Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его » (Откровение, 3: 21).
Воскресение первенца из мёртвых и явление его своим ученикам в новом, неузнаваемом, духовном обличье знаменует рождение Бога-Сына. Отныне Бог-Отец, Сидящий на престоле Мира, Который «сотворил всё», имеет наследника, сумевшего «победить» и призванного завершить его дело: «Побеждающий наследует всё…»
То есть по логике вещей, которая явно прослеживается в самой ранней книге Нового завета, наследником Бога является человек! Именно к человеку все обращения, зовущие его к победе: «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (2:7), «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (2: 11), «побеждающему дам вкушать сокровенную манну» (2: 17), «побеждающий облечётся в белые одежды» (3: 5), «побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего» (3: 12), и САМОЕ ВАЖНОЕ: «побеждающему дам сесть со мною на престоле моём, как и я победил и сел с Отцом моим на престоле его» (3: 21). Везде главный фигурант — человек, точнее, сверхчеловек, который так не люб Александру Меню, а уж чтобы быть совсем точным — Человек-Бог.
«Результат кропотливого труда экспертов всколыхнул христианский мир: изображение человека на полотне — не рисунок! Туринский образ оказался результатом поверхностного окисления (потемнения) нитей на внутренней части полотна. Но как он возник, оставалось не понятным. Если это был результат обычного горения, то почему тончайшие нити, из которых соткан саван, не прожжены на всю глубину? Не согласуется с этой теорией и качество получившегося изображения — оно слишком точное и детальное. Это же касается и версии о том, что изображение нанесли с помощью кислоты или какой-либо другой субстанции — жидкость обязательно пропитала бы саван насквозь. По этому поводу американский химик Рэй Роджерс (Ray Rogers) заявил, что наиболее возможная технология появления подобного изображения — «мощная и короткая радиоактивная вспышка» . Что могло быть её источником?»
То, что изображение на плащанице это « результат вполне материальных физико-химических процессов», сомнения не вызывает. А чей это отпечаток и о чём он свидетельствует — большой вопрос. Ответить на этот вопрос можно, если попытаться привлечь к выяснению истины одну из трёх козырных карт причинной механики. А именно, что Время является стихией, несущей в себе организацию и творящей за счёт этой организации жизнь.
Эту карту ещё никто не разыгрывал при изучении плащаницы. Как не рассматривал и физико-химические процессы взаимодействия Жизненной силы Вселенной и материи (философской и льняной). Как не рассматривал физическое воздействие Святого Духа Помазанника на ткань посмертного савана. Как не рассматривал воздействие информации, несомой излучением Времени, на льняное полотно. Но всё когда-то происходит в первый раз. Поэтому пораскинем немножко мозгами и сделаем некоторые логические выводы:
О способе происхождения плащаницы.
Не был ли негативный отпечаток на полотне вызван излучением Времени, несущего в себе организацию, при гибели её носителя — храма тела человеческого? Подсказку к ответу возьмём из работы Н.А.Козырева «О воздействии времени на вещество»:
Излучение времени так же способно вызвать ускоренную дегидратацию полотна, как и нагревание, или радиация, или химическое воздействие, и так же оставит негативный отпечаток на находящемся вблизи полотне, как и любое другое излучение. Это прямой аналог «мощной и короткой радиоактивной вспышки» .
О времени происхождения плащаницы.
Не было ли излучение времени мощнейшим фактором, сдвинувшим данные радиоуглеродного анализа на тринадцать веков в будущее? Чудеса, творимые физическим временем, дают полное основание сделать такое допущение, которое должно быть проверено на практике.
О личности человека, завёрнутого в плащаницу.
Миллионы людей были облечены в посмертный саван, но ни у одного из них исходящий из тела Дух не оставил отпечатка на окружающем полотне. Что это значит? Это значит, по логике вещей, что Сын Человеческий, чьё изображение отпечаталось на плащанице, точнее мощность организации его Святого Духа, соприкоснувшегося с льняным полотном и оставившего след, многократно превосходит мощность (плотность) организации простого смертного, что вполне соответствует и объясняет те чудеса исцеления и повеления стихиями, с которыми можно познакомиться в евангелиях.
Насколько именно она превосходит и как это мощность организации соотносится с мощностью организации, сотворившей мир 13,7 миллиардов лет назад? Оставим этот вопрос открытым. Он должен быть уже решён не логическими спекуляциями, а уравнениями и научными опытами.
Если на все 3 вопроса будут получены положительные ответы в результате научных экспериментов, а не обычной игры ума и человеческой логики, то вопрос о подлинности как плащаницы, так и личности человека в неё завёрнутого, может считаться решённым. В этом случае вместо былинной развилки: «направо, налево, прямо…» останется лишь один путь — прямо. Прямиком к чуду Воскресения. Воскресения Человека-Победителя. К чуду «первого воскресения к вечной жизни» Богочеловечества. Ежели нет — то поплутать по неизведанным дорожкам со следами веры и разума, мифа и факта предстоит очень-очень долго.
Дело за малым — провести такие эксперименты.
§3. Наследник
А пока этих экспериментов никто не провёл, продолжим наш путь умозрения и логических спекуляций.
Весьма популярная в своё время фраза «Всё для человека» обретает в новом контексте, в новом тоннеле реальности новый смысл. В Космосе действительно всё настроено под человека с первых мгновений Большого взрыва. Чуть изменись одна из 26 основных констант и человека бы не возникло. Это что, случайность? Наука отвечает на этот сакраментальный вопрос утвердительно.
Но это далеко не единственный тоннель реальности. Если старые слова наполнить новым смыслом, то логика преподнесёт неожиданный для многих закостеневших в догме созданий неожиданный сюрприз. Изначально, через антропные параметры Космоса, космический Творец целенаправленно программирует рождение своего наследника, нового Творца нового Космоса, новых «неба» и «земли». Имя этому наследнику — Сын Человеческий, слабое и смертное, но разумное живое существо. Именно смертный земной человек, а не бессмертный Ангел с небес становится, согласно книге Откровения, Сыном Божиим. Именно человек наследует небесный престол. Именно человек обретает творческую потенцию своего Отца.
В этом плане христианство опять максимально сближается с буддизмом, согласно учению которого, именно человек занимает абсолютно исключительное место во всей Вселенной. Именно человек и только человек, осиливший до конца благородный восьмеричный путь, способен обрести состояние Нирваны. Именно слабый земной человек, а не могучие небожители — боги (дэва) и асуры. Человек-Победитель, а не Богочеловек.
Не Сын Божий спускается с небес на Землю, а наоборот, Сын Человеческий превращается в Сына Божьего, точнее, Бога-Сына! Это один из возможных ответов о причине и смысле антропного принципа в противовес утвердившемуся в науке тезису о случайности всего и вся в этом случайном и непредсказуемом мире. Человек играет исключительную роль в судьбах Космоса, в его жизни и смерти. Не случайно в нём появляется и наследует его творческую потенцию. Нет случайности, есть закономерность появления человека в Космосе.
(Напомним модель НЭС Космоса Бориса Соломина:
«Этот принцип легко объясняется нашей моделью, если органическая жизнь является необходимым промежуточным этапом развития организации материи. Данный принцип должен быть заложен высокоорганизованной «горячей точкой» на стадии «Большого взрыва».
То есть из состояния «горячей точки» материя после очередного «Большого взрыва» и новой длительной стадии эволюции опять неизбежно должна перейти в подобное высокоорганизованное состояние».
Согласно этой материалистической и технологической модели высокоорганизованная, негэнтропийная система (НЭС) Космоса изначально и целенаправленно программирует появление человека разумного для того, чтобы он с помощью высоких технологий воссоздал изначальную НЭС.
«Таким образом человечество своими руками начало как материнская система творить очередную дочернюю систему «жизни» на гораздо более универсальной, чем у него самого, материальной основе. Учитывая энергетическую и материальную «всеядность» автономных технологических систем, естественно предположить, что они смогут легко адаптироваться к любым внешним физическим условиям, в том числе и космическим. В их выход в космос неизбежен после исчерпания материальных и энергетических ресурсов Земли».
Только не совсем понятно, во-первых, откуда черпается организация в мире, где властвует второй закон термодинамики и, во-вторых, куда денется само человечество в условиях создаваемой им же «горячей точки». Зачем создавать адское пекло себе на погибель?)
Откровение Иоанна Богослова своими словами и символами проводит схожую мысль о воссоздании материнской НЭС. Только вместо материнской НЭС — Бог, Яхве, Иегова, Отец, а вместо мощнейшей технологической цивилизации — отдельный, слабый телом человек, Агнец закланный, который «достоин принять силу и богатство» и воссесть на небесном престоле, став наследником Отца.
В модели Откровения изначальная сверхорганизация, сотворившая Космос, переходит по наследству Победителю, открывшему книгу жизни. Для этого престолонаследия не нужно ни техники, ни технологии, нужны лишь неимоверные силы Духа в простом человеческом теле. Таков возможный ответ книги Откровения на вопрос о причине и смысле антропного принципа.
Однако этот ответ не был и не мог быть услышан 2 тысячи лет назад в Иудейском царстве. (Да и навряд ли найдёт адекватное понимание в наши дни.) Явное непонимание античным человеком тезиса о равенстве человека Богу началось ещё с древних иудеев, чей тоннель реальности полагал равенство человека и Бога неслыханной крамолой:
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит он, то и Сын творит также.
…Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну…
… Ибо, как Отец имеет жизнь вечную в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе;
И дал ему власть производить и суд, потому что он есть Сын Человеческий» (Евангелие от Иоанна, 5: 18-19, 21-22, 26-27).
Это непонимание перекочевало в другую авраамическую религию — ислам, в котором, как и в иудаизме, Бог «сам по себе», а человек «сам по себе». Всё остальное от лукавого, в данном случае — от Шайтана. Всемогущий Аллах волен породить бесконечное число творений, одним из которых является человек. В отличие от христианства человек в исламе даже не создан по образу и подобию Божьему. Слабый и смертный человек не может и на йоту сравниться с бесконечным в пространстве, времени и своей творческой потенции Аллахом. Он может к нему лишь приблизиться, чтобы постичь волю Бога. Это и есть путь пророка.
Бог ислама всемогущ и милосерден, но обычному смертному его не услышать и не понять. Услышал и понял его до конца лишь один человек — пророк Мухаммед. Услышал и прочёл небесную книгу — Коран — принесённую ему ангелом Джебраилом, хотя сам пророк ни читать, ни писать не умел. Он читал не слова в привычном понимании этого слова. Путём длительного поста, многочасовой молитвы, приводящей к духовному экстазу, и напряжённого самосозерцания он вошёл в контакт с нелокальным квантово-информационным контуром мира. Этот контур получил у него название верховного племенного бога кочевников арабов — Аллах. «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» — так начинается любая из 114 сур Корана. Суры рождались не разумом и логикой, а мистикой и иррациональным охватом бесконечности во время духовного экстаза. Это типичный путь пророка, стремящегося вверх, к совершенству, к потустороннему, к сверхсознанию, к слиянию с бесконечностью, с Брахманом, с Сущим, с Аллахом.
Пророк получает информацию, недоступную простому смертному. А дальше начинается если не самое сложное, то очень и очень сложное. Необходимо выразить эту сверхинформацию, да причём сделать это так, чтобы тебя поняли и поверили. Каковы паттерны твоего мышления, каково сознание твоей паствы — в такие слова и выливаются слова учения. Информация без слов, информация по ту сторону слов, информация недоступная органам чувств, рациональному разуму, здравому смыслу, передаётся привычными символами и непривычными притчами и аллегориями.
Если сознание человека не способно постичь ту же самую запредельную, потустороннюю, сверхсветовую информацию, то в ход идёт мощнейший инструмент убеждения по имени вера. Веруй! Так было в христианстве, так было в исламе. Слепая вера — мощнейшая власть над примитивным, омрачённым, профаническим сознанием. Слепая вера порождает свой канон, свою догматику и абсолютную истину, заключённую в «священном писании». Слепая вера это путь к крестовым походам и инквизиции, джихаду и шахидам, тоталитарным сектам и лжепророкам.
Но не все поклонники Аллаха были приверженцами слепой веры. Интеллектуальное и мистическое ядро ислама — суфизм — очень схоже с мистикой Индии и Дальнего Востока в той части, что человек познаёт Аллаха самостоятельно и иррационально, в момент духовной эйфории, а не благодаря заунывному чтению молитв (см. Е.А.Торчинов, « Профетизм и мистицизм в исламе (суфизм) »).
Само чтение молитвы у Мухаммеда несло значение очищения от скверны, от греха, от мирского зла. Это был путь концентрации и сосредоточения сознания на главном, на контакте со Всевышним. Но этот путь не единственный. У каждого пророка он свой. Свои пути изобретали индийские йоги, буддийские ламы, мусульманские дервиши.
Учение суфиев концентрировалось на постепенном приближении его вновь обращённого приверженца (мюрид) через мистическую любовь к познанию Бога и конечному слиянию с ним. Огромную роль играл старец-наставник (муршид), ведущий ученика по мистическому пути (тарика́т — араб. طريقه — « дорога», «путь ») до момента слияния с Богом. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, «умерщвление плоти» мюрида по указаниям старца. Основы учения были заложены в IX в. с целью установления высшей искренности перед Богом. Само учение противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства.
Разные учителя и разные школы суфизма развивали разные идеи о тождестве человека и Бога. Это было учение о «фана́» — мистическом растворении суфия, его личности, его «я» в Боге, ведущему к «сверхбытию» («бака») — вечности в Абсолюте. Это было учение о «хал» — мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к Богу. Это было учение о «хакикат» — мистическом постижение истины в Боге. Это был взлёт учения живого Духа в противовес учениям застывшего и непонятного слова:
«Мистики, непосредственно пережившие дух учения, становятся равнодушными к букве, к догме, к закону. И все хранители догмы чувствуют в мистицизме опасность. Это относится и к иудаизму, и к христианству, и к исламу» (Здесь и далее цитируется по З.Миркина, Г. Померанц, «Великие религии мира», М., 1995, стр. 173. )
Но скольким суфиям, облачившимся в рубище из верблюжьей шерсти (суф) и скольким дервишам это стоило мучительной казни! Одного из величайших суфиев древности звали Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур аль-Халладж. Он утверждал возможность реального единения духа суфия с Аллахом и в моменты экстаза восклицал: «Я есть Истинный» (то есть Бог); за это он был признан еретиком и казнён в Багдаде в 922 году .
«Его публично бичевали, отсекли кисти рук, повесили вниз головой, побили камнями, а в завершение отрубили ему голову и сожгли тело, чтобы оно не могло воскреснуть в день Страшного Суда. Ярость охранителей правоверия вызвало то, что аль-Халладж открыто пренебрегал обрядами, правилами, установленными Кораном. Когда его спрашивали, надо ли совершать паломничество в Мекку, он отвечал: «Обойди вокруг меня, во мне тоже есть Бог». Иногда в состоянии экстаза, он говорил слова, напоминавшие евангельские: «Я — истина». Для религии страха божьего это — невыносимое кощунство».
Так было во все времена. Почему-то ведический Восток, мистический Ориент не то что терпим к идее слияния человека с Божеством, безличным по имени Брахман или личным по имени Ишвара, но выдвигает это слияние (Мокша) на первое место в судьбах человека и называет его высшей целью и смыслом человеческой жизни. Брахман разлит повсюду, а Атман может его сконцентрировать в себе полностью, до последней капли. И тогда свершится высшее чудо — Освобождение, Мокша.
А на авраамическом Западе наоборот. Бог — отдельно, человек — отдельно, человек — раб Божий, не более того. Бог — над миром, человек — в мире. Предназначение человека — поклоняться Богу и следовать его указаниям. Максимум, на что человек может рассчитывать, — это дары Божества своему рабу или неразумному чаду: пророчество, исцеления, чудотворения, счастливый поворот судьбы, чудесное спасение от смерти, суженый-ряженый, дети, счастливая, безбедная жизнь и так далее.
В религиях чистого опыта целью верующих является «установка на регулярное воспроизведение трансперсонального опыта посредством занятий психотехникой, поскольку именно такой опыт признаётся единственным сотериологическим (спасительным) средством «.
В догматических же религиях
» тот трансперсональный опыт, который послужил им фундаментом, может считаться даже исключительной прерогативой их основателей (их могут обожествлять или сакрализовывать как пророков, посланников и т.п.). Такие религии в целом не сориентированы на развитие психотехники и воспроизведение трансперсональных переживаний, оказывающихся в них уделом особых сообществ или личностей (монашеств, мистических братств и орденов, отшельников и анахоретов), которые в зависимости от конфессии, конкретных исторических условий и т.п. могут рассматриваться или как элитарные (эзотерические), или как маргинальные (еретические). Для религий этого типа характерна высокая степень догматизации учения и социализованность (институциализация). В них психотехнический трансперсональный опыт основателя обычно рассматривается как харизма, которая, естественно, вскоре рутинизируется, как это было показано М.Вебером» (см. Е.А.Торчинов, « Религии мира: опыт запредельного »)).
Человеческое сознание конструирует бытие. В каждой человеческой голове информационная целостность и бесконечность трансформируется в окружающий материальный мир. Человеческое сознание конструирует мир видимый (Земля, Солнце, звёзды, рыбы, птицы, люди) и мир невидимый (небеса). Человеческое сознание конструирует Бога (либо языческих антропоморфных богов, либо всемогущего Творца и Вседержителя) и познаёт высшую, трансперсональную реальность. Сознание пророка уникально и аристократично, массовое сознание производно от сознания пророка.
Информация, доступная пророку, первична и свободна от искажений. Информация, доступная массовому сознанию, вторична и подвержена всем возможным искажениям смысла. Подобным образом в массовом сознании в мире видимом Солнце вращается вокруг Земли, а невидимый мир находился и находится над головой, а не по ту сторону энергетического барьера.
Первичная информация в христианстве принадлежала и принадлежит лишь самому Иисусу Христу, провозгласившему: «Я и Отец — одно». Весь христианский канон — не более чем вторичная, а то и третичная, искажённая, преломлённая через призму массового сознания, через стереотипы мышления, через паттерны места и времени, через социальный заказ информация. Из первичной информации родилась вторичная информация, которая в течение 3 столетий превратилась в догматику. В этой догматике изначальный А́гнец закланный трансформировался с течением времени в Богочеловека. Изначально никакого Богочеловека в проповеди Христа не было.
Догма о Богочеловеке успешно привилась на почве библейского и античного сознания, которое традиционно не приемлело идеи равенства Бога и человека. В устах человека из Средиземноморья эта идея издавна расценивалось как кощунство. Поклонение — да, жертвоприношение — да, покорность — да. Слияние воедино — нет, равенство — категорическое нет.
Есть Бог, есть человек, есть Посредник между Богом и людьми, он же Логос, он же Богочеловек. Каждому своё. Богочеловек древнего мира не selfmademan (человек, который сделал себя сам), а чудесным образом рождённый, как правило, в результате непорочного зачатия, избранник богов. Такова особенность человеческого сознания, подчёркивающего исключительность человека через акцентирование внимания на его божественном происхождении.
У всех античных полубогов и героев отцами являлись олимпийские боги. Языческие боги порождали своих детей в результате обыденного совокупления с земными женщинами и зачатия последними от их семени. Так родился, например, Геракл, сын Зевса и Алкмены — жены фиванского царя Амфитриона. Подобным образом дело было в Египте, где фараоны рождались от семени бога. Согласно легенде Будда родился в результате непорочного зачатия, хотя Богочеловеком он не стал по причине отсутствия в его учении Бога. Так было в Персии, где, по преданию, 25 декабря в пещере от непорочного зачатия родился бог Митра:
«Анигита — Мать Митры рассказывает: «Мой сын Митра появился на свет ещё тогда, когда о таком боге, как Иисусе Христе, на земле не было и слуха. Я родила Митру раньше, чем Майя Будду. Митра чудесно родился 25 декабря в пещере. Рождению моего сына предшествовало появление звезды. Увидев её, три мага пустились на поиски нового рождённого с дарами: золотом, ладаном и миррой, но первыми пришли пастухи, пасшие свои стада около пещеры. Они приветствовали спасителя как бога-страдальца и искупителя грехов, отдавшего жизнь за счастье человеческого рода. Он явился с пылающим факелом в одной руке и с мечом в другой. Митра после прощальной вечери умер распятым на дереве и был похоронен в пещере, но вскоре ожил и вышел из пещеры, отвалив тяжелый камень. Он вознёсся на небо, но появился, чтобы судить живых и мертвых» (Цит. по Волгин М.С., « Чудо непорочного зачатия Иисуса Христа »).
Боги умирали, но гибель богов не означала конца истории. Умирающий бог впоследствии воскресал. Так же как увядает и воскресает природа в зависимости от времени года. Умирающий и воскресающий бог — это общее культурное наследие древних земледельческих цивилизаций. Практически у всех у них он был рождён 25 декабря, в день зимнего солнцестояния.
Христианский канон целиком и полностью заимствовал логику и схему Боговоплощения из более ранних культов близлежащих народов. Место мудрого человека, пророка Иисуса Христа у иудео-христиан, место Божественного Логоса, не имеющего в себе вообще никакой человеческой природы у гностиков, занял Богочеловек Иисус Христос у христиан-ортодоксов. Место бесформенного А́гнца закланного в книге Апокалипсиса занял евангельский Богочеловек, изначально и необъяснимо сочетающий в себе природу Бога и человека. Место Человека-Победителя, идущего наверх, к абсолютному совершенству, занял Бог, который снизошёл с небес в облике простого смертного.
Бога лепит человеческое сознание. Примитивное мифологическое сознание лепит и созидает антропоморфных языческих богов. По мере развития сознания идея Бога всё более абстрагируется, всё больше теряя человеческие черты, всё более отдаляясь от человека. Бог всё больше и больше уносится в небесную высь, в бесконечность и неподвластную человеку стихию Духа. Ограниченному человеческому сознанию гораздо ближе и понятней имеющая древние корни идея нисхождения Бога и Боговоплощения, чем идея восхождения человека к высотам Духа и Человека-Бога. Точно так же, как ему ближе идея о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Поэтому Человек-Бог трансформируется в мифологическом сознании в Богочеловека. Трансформируется благодаря активным усилиям церковных иерархов, сформировавших канон единой, государственной христианской церкви.
Так привычней и доступней народу. Так больше почёта и уважения самому священному сословию. Так проще верить пастве. Верить, но не понимать. Древняя традиция неразвитого, «приземлённого», мифологического, профанного сознания глушит логику и высшую мудрость Откровения. Всё, что этому архаическому, младенческому сознанию противоречит — от лукавого, в данном случае от Сатаны и его ученика Антихриста. Так учит канон, опирающийся на власть земную. Но соответствует ли этот канон логике самих священных книг, из которых собственно и вылилось христианское учение?
И далее, если следовать логике всё того же Откровения, Человек-Бог, ставший Сыном Божьим, точнее Богом-Сыном, выполняет свою главную спасительную миссию, а именно — священный брак со Святым городом Иерусалимом и «первое воскресение к вечной жизни 144 тысяч праведников». Священный брак знаменует начало нового бытия, которое получило в раннем христианстве название Царствие Божие, а в позднем христианстве —Парусия. Именно скорое ожидание этого Божественного Царства было основной движущей силой раннего, первоначального, коммунистического христианства, в котором богатство считалось греховным, а во главе угла стояло полное отречение от мира.
Но на смену первоначальному христианству отверженных пришла государственная католическая (вселенская) церковь. Церковь обрела власть, сравнимую с властью светской, властью Кесаря, императора могущественной Римской империи. Власть государственная и власть церковная объединили свои усилия. В результате объединения и родился канон веры, представленный на суд императору Константину. В освящённом церковью и государством христианском каноне двухступенчатая логика движения к Царствию Божию, ясно видимая в книге Откровения, уже отсутствует напрочь, о первом воскресении церковь вообще не упоминает, а Человек-Победитель вызывает у «отцов церкви» чувство священного негодования. Так ранняя, коммунистическая христианская церковь трансформировалась в средневековую, феодальную церковь.
А затем на смену слепой вере пришёл свободный разум.
§4. Свободный разум и « священное » сословие
Свободный разум породил атеизм — полное отрицание Бога как мифического всемогущего существа, порождающего мир и управляющего миром своей сверхъестественной волей. Именно это существо якобы насылало на Землю потоп, избрало древних евреев богоизбранным народом, вело его на «землю обетованную», давало ему заповеди, уничтожало Содом и Гоморру, насылало на Египет жалящую мошкару, во время исхода из Египта сделало море сушей для евреев, а египтян потопило в морской пучине, кормило «манной небесной» евреев в пустыне. Истоки атеизма лежат в Просвещении энциклопедистов, достигают апогея в «научном» атеизма Маркса и Энгельса и воинствующем атеизме Ленина и Сталина, вырождаются в мещанское безразличие в эпоху общества потребления и прав человека.
Свободный разум в противовес Откровению породил деизм — веру в Бога как сверхъестественную первопричину мира, которая не вмешивается ни в развитие мира, ни в ход истории в отличие от ветхозаветного Яхве с его потопом, богоизбранным народом, ревностными заповедями и противоестественной кровожадностью. Согласно Канту: « у деистов совсем нет веры в Бога, а есть только признание первоначального существа или высшей причины ». Представителями деизма были Вольтер и Руссо во Франции, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин в США, многие учёные мужи в Англии, Германии и России.
К числу деистов можно отнести и Исаака Ньютона, который верил в Бога как Высшее духовное начало, которое порождает мир материи и его законы, творит вселенскую механику и впоследствии в неё не вмешивается. Бог запустил космический механизм, а человек в силе познать его законы, законы бездушного механизма, а не живого организма:
«И для Ньютона, и для Декарта понятие о Боге было существенным элементом философии и мировоззрения. Ньютон был глубоко духовной личностью, серьёзно интересовался астрологией, оккультизмом и алхимией. По словам его биографа Джона Мэйнарда Кейнса, он был последним из великих магов, а не первым великим учёным. Ньютон верил, что Вселенная материальна по природе, но не думал, что её происхождение может быть объяснено материальными причинами. Для него, Бог — это тот, кто изначально создал материальные частицы, силы между ними и законы, управляющие их движением. Однажды сотворённая Вселенная будет впредь функционировать как машина, а значит, её можно описать и понять в этих терминах» (Станислав Гроф, «За пределами мозга»).
Пантеизм восточный — это пантеизм мистический и религиозный, проглядывающий в Ведах, Упанишадах и Веданте. Мир целостен, но иллюзорен, не реален. Под иллюзорной пеленой разобщённой материи таится истинно сущее — Брахман.
«Когда применительно к какому-либо учению (религиозному или философскому) прилагают термин «пантеизм», то обычно исходят из тезиса, согласно которому пантеизм — это учение, провозглашающее тождество мира и Бога (Абсолюта). Такого рода учения бывают двух типов: первые говорят об имманентности божественности чувственному космосу как целому и в предельном варианте приходят к идее divina materia (божественной материи), самый яркий пример — Джордано Бруно; тогда как вторые говорят о полной нереальности и даже иллюзорности мира и единственной реальности Бога как безличного Абсолюта, самый яркий пример — адвайта-веданта Шанкары.
Если Джордано Бруно утверждал, что природа — это Бог, воплощенный в вещах, и практически воспринимал Бога как мир в качестве единого целого или же как внутреннюю суть универсума, то Шанкара, напротив, утверждал, что хотя мир и Абсолют (Брахман) тождественны, мир является чистой иллюзией (майя), кажущейся реальностью лишь в силу неведения (авидья): « Брахман реален, мир ложен, душа неотлична от Брахмана «. К натуралистическому холизму типа учения Бруно будет тяготеть, например, стоическая философия, а из новоевропейских учений – система Спинозы, тогда как к иллюзионистскому монизму веданты будет приближаться суфийская доктрина вахдат-ал-вуджуд (единство существования), разработанная Ибн ал-Араби (это учение рассматривает все уровни универсума как различные ступени или аспекты самоопределения Абсолютного духа)» (Е.А.Торчинов, «Религии мира, опыт запредельного»).
Модель БОГ близка к пантеизму в его восточном понимании.
— В. Существуют чудеса исцелений, чудотворений, пророчеств, таящиеся в активных свойствах времени и в целостности, голографичности мира.
— С. Есть обычный смертный человек, дитя своих родителей, сын своего земного отца, никак не связанный ни с Авраамом, ни с Моисеем, ни с царём Давидом, рождённый от Святого духа в той же мере, что и все остальные люди. Этот смертный человек становится Победителем, садится на престоле небесном и наследует власть своего небесного Отца — Творца и Вседержителя. Обычный смертный человек становится Богом-Сыном, наследником Творца мира. Нет Богочеловека, есть Человек-Бог.
Канон же стоит на своём. Со времён оных под страхом анафемы канон утверждает, что Иисус Христос, «сущий на небесах», родился чудесным образом от Святого Духа. Он не простой человек, он Богочеловек. В нём изначально и предвечно сочетается и природа Бога, и природа человека. Он сошёл с небес, принял человеческий образ, вочеловечился, являясь одновременно не слитно и нераздельно существующим с Отцом Небесным. Он — исключение из общих правил благодаря своей божественной природе и божественному происхождению.
«Я и Отец — одно», — так утверждает Библия, церковный канон, а с недавних пор и голографическая парадигма. Только смысл этого смелого утверждения в каждом тоннеле реальности свой. Смысл этого таинства в христианском каноне передаётся как единство уникального и неповторимого Богочеловека, Сына Божьего и самого Бога. В голографической парадигме это фундаментальное единство любого человека и всей Вселенной. В восточных же философиях Освобождения это универсальное единство Атмана и Брахмана.
Христианское таинство единства Помазанника и Бога далеко не уникально. Есть единство человека и Вселенной, есть единство микрокосма и макрокосма, есть единство Атмана и Брахмана. Однако интерпретация этого таинства в христианском каноне оригинальна и целиком направлена на укрепление слепой веры в Высшее Существо, которое является всемогущим и всеблагим Правителем мира. Приход в мир Спасителя, единосущного Отцу небесному, якобы продиктовано Высшим промыслом Бога в целях спасения человечества. В этих целях Бог приносит в жертву своего Сына, который спускается с небес на землю и воплощается в смертного человека.
Согласно канону, Спаситель приходит во славу Отца небесного, являет миру Высшее благо, божественное добро небесного Правителя, воплощённое в человеческом обличье. Этот пример — высший и абсолютный — призван якобы стать спасительным для человечества, направить его по пути Божьему, пути спасения. Если этого догмата нет, то рухнет всё здание веры в искупление от греха и смерти через Бога, воплотившегося в человека.
В христианской догматике Отец и Сын связаны неразрывно. Ведь если нет всеблагого Бога — Правителя мира, то в чём же тогда заключается высшая миссия Спасителя? Если нет Святой Троицы, во главе которой — Бог-Отец, Яхве Элоха, то кто воскрешает Спасителя? Кто воскрешает мёртвых в «день последний», судный день? В иудео-христианской традиции ответ на этот вопрос однозначен и категоричен — Бог.
Тот, кто с этим догматом не согласен, повинен если не смерти, то уж анафеме и отлучению от церкви наверняка. Первым таким отлучённым был Александрийский священник Арий. Последним — всемирно известный русский писатель:
« Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая.
В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека , Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мёртвых, отрицает бессемянное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии , не признаёт загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию . Всё сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною » (Из Определения Священного Синода от 22 февраля 1901 года №557 ).
Но Спаситель пришёл в мир не для того, чтобы от его имени люди в рясах и с распятиями в руках предавали проклятию людей без ряс и без крестов, даже если проклятые и преданные анафеме в миллион раз их достойнее. Спаситель всегда боролся за истину, даже ценой собственной жизни. Спаситель заповедовал царство правды и истины, а не чинопочитания и лизоблюдства, преклонения перед сильными и властными мира сего.
Эта великая христианская идея выхолостилась со временем в мёртворождённую догму, в поверхностность суждений вместо глубины осмысления, в закабаление покорной паствы Великим Инквизитором слепой верой в «чудо, тайну, авторитет», в формализм церковных таинств и обрядов.
С этим выхолощенным, примитивным и поверхностным содержанием, порождающим соответствующее сознание, боролись как французские материалисты и просветители XVIII века, так и великие русские представители религиозной философии XIX века, включая основателя философии всеединства Владимира Сергеевича Соловьёва и поборника идеи Народа-Богоносца Фёдора Михайловича Достоевского. Всегда ли люди в рясах, уверенные в своей непогрешимости и апостольской благодати, следуют торжеству истины?
«Принципиальные» донельзя люди в рясах продолжают твердить как заклинание про абсолютную истину, доступную якобы только им одним, про Любовь и Спасение, про небесные таинства и духовное Кредо, верша тем временем свои суетные земные меркантильные делишки, выбивая себе церковную десятину, приходы побогаче, церковное имущество, мигалки и налоговые льготы на импорт водки и сигарет.
Казалось бы — спору нет. Верую! Верую в высшую справедливость мира, но не верю в Высшее Существо, которое её творит! Верую в бессмертие Духа Животворящего, но не верю в Высшее Существо, которое воскрешает мёртвых «в конце времён» в полной телесности! Верую в Высший Суд, но не верю в Бога, который его творит! На то есть объективный и неумолимый закон Кармы, а не личная воля Бога, которого можно умолить о прощении грехов, милости, чуде или исцелении. Верую в победу над смертью, но эта Высшая победа достигается в первую очередь при помощи усилий самого человека, осознавшего благородный путь спасения от страдания! Верую в воскресение Помазанника, но убеждён, что это воскресение не даруется Богом предвечно, то есть ещё до сотворения мира, а заслуживается на тернистом жизненном пути самим смертным Человеком-Победителем.
И для этой веры мне не нужны охмуряющие меня священники, а достаточно лишь универсального вселенского Священного писания, которое таится не в книгах, а в коллективном бессознательном человечества, которое находится даже не в человеческом мозге и сознании, а за пределами мозга вообще, в сознании Вселенной, в котором истина одна, а мудрецы лишь называют её разными именами. Плюс нужна мне моя собственная голова на плечах, которой во времена господства инквизиции я быстренько бы лишился за такую крамолу. Нет человека — нет проблемы. Зато есть всемогущая церковь и слепая вера — орудие её ментального и социального могущества и господства.