Помазанник божий что это
Как стать и остаться помазанником Божьим
«Эта книга является благословением для Церкви Христовой. Она интересна и проста. Пастор Юрий раскрывает свое видение того, что является помазанием и кто такие современные помазанники. Я думаю, что книга будет полезна для каждого христианина, и, особенно, для тех, кто твердо решил следовать за Господом и служить Ему». – Хорощенко Андрей Александрович, епископ церквей Западно-Сибирского объединения РЦ ХВЕ.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать и остаться помазанником Божьим предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. КТО ТАКИЕ ПОМАЗАННИКИ БОЖЬИ?
Словарь: Помазанник (евр. машиах; греч. христос) — человек, призванный и посвящённый через помазание елеем на особое Божье служение. Помазание символизирует дарование Святого Духа, изменяющее человека и делающее его способным исполнять Божье служение.
Церковь — довольно интересное строение Божье. С одной стороны, мы претендуем на звание святой и непорочной, прекрасной невесты, а с другой… С такими несовершенными людьми, с такими внутренними противоречиями, обидами, соперничеством, наговорами и сплетнями друг про друга, с такой ленью и откровенной порой глупостью, мне кажется, хорошая невеста для Христа из нас не получится. По крайней мере, если бы моя невеста имела все те характеристики, которыми сегодня обладает церковь, я бы, пожалуй, не рискнул на ней жениться. Большая вероятность, что семейное счастье не получилось бы.
Даже не верится, что в вечности мы тоже будем все вместе. Не могу до конца понять, что же Христос находит во всех нас, по какому принципу избирает. Ведь если действительно вера — это Божий дар (Ин. 6:65), значит Он увидел нас, как-то оценил и дал этот подарок. Утешает одно, если из апостолов, которые тоже были не самыми лучшими в своём народе, что-то получилось, наверное, и из нас тоже что-то получится.
Смотря на церковь, каждый видит в ней что-то своё. Кто-то хорошие или плохие песни или проповеди, кто-то милых или злых людей, красивое или некрасивое здание, хорошую или плохую организацию, а я стараюсь увидеть или ощутить силу тех, на чьих плечах всё это строение держится. Это плечи Божьих помазанников, которых Он избрал и отделил для этого дела.
Хоть и говорят, что незаменимых людей не бывает, но мне всё же кажется, что они есть. Пожалуй, все люди незаменимы, ведь нет ни одного одинакового. Если из нас, как из живых камней (1 Пет. 2:5), строится Божий дом (именно из камней, а не из кирпичей, разница огромна), то заменить меня каким-то другим камнем просто невозможно, ведь и камней одинаковых в природе тоже не существует. Получается, что на моё место, конечно, может встать другой, но он не приляжет так ровно к другим камням и, скорее всего, появятся зазоры и неровности, которые не предполагались изначально. Другими словами, каждый должен занимать своё место в Божьем плане, в Его совершенной воле. Сдавая свои позиции, мы угрожаем гармонии всего строения.
Как же занять своё место, как найти его? Как понять, что ты занял именно своё место? Как удержаться на своём месте и не сдаться перед натиском трудностей? Хочется ответить словами Христа: «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Марк. 10:27). Бог взял на себя ответственность за наши жизни и наш успех. Живя в послушании Ему, доверяясь голосу Святого Духа, говорящему внутри нас, мы будем понимать своё место в Божьем плане и получать поддержку, чтобы не потерять своё достоинство. «Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит [сие]» (1 Фес. 5:17—24).
Наполнив нас Святым Духом, Бог словно поместил внутрь нас компас, который постоянно будет показывать направление к нашему призванию. Найти своё призвание — большое благословение для человека. Когда-то, живя без Бога, я не понимал зачем вообще нужна жизнь. Найдя же своё призвание, я словно прозрел, увидев как цель своей жизни, так и красоту самой жизни. Хочу подчеркнуть эту мысль: от нас требуется послушание, а ответственность Бога направить нас и ввести в наше предназначение. «Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведёт меня!» (Авв. 3:19)
Сила Божья, действующая в нас, чтобы мы были способны исполнить волю Божью, называется ПОМАЗАНИЕМ. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог» (2 Кор. 1:21).
Кого же мы можем назвать Божьими помазанниками? Это те люди, которые нашли своё предназначение в Божьем плане и день за днём, уповая на Божью силу, совершают тот труд, к которому Он их призвал. Я бы сравнил помазанников со звёздами. В нужное время они появляются на своём месте, удерживаемые какой-то неведомой силой на своей высоте, они светят всем вокруг, совершая то, для чего они были задуманы Творцом.
Не существует более значимых или менее значимых помазанников. Как мы не можем сказать, от какой звезды больше пользы на небе. Только Творец понимает их истинный вес и значение. Каждая из звёзд, находясь на своём месте дополняет собой общую картину. Если мы скажем, что самый главный помазанник в церкви — это пастор, то ошибёмся. Генерал не может быть без армии и верных помощников. Перед Богом, мы не знаем, кто имеет больший вес в духовном мире: проповедник за кафедрой или скромная старушка, молящаяся на коленях день и ночь за свою церковь.
Итак, Дух Святой будет направлять нас, а мы, если будем послушны, займём своё место в совершенном Божьем плане. Находясь на этом месте, совершая Божью работу, Божьей силой мы становимся помазанниками Божьими.
«…как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38).
I Что такое Помазание
Данное Практическое Пособие состоит из Трех Тематических Исследований. Все они посвящены теме ИСПОЛНЕНИЯ ЛИЧНОГО ПРИЗВАНИЯ. Пособие рассчитано на людей, самостоятельно читающих и изучающих Библию. По-другому смысл данных исследований не может быть правильно воспринят.
I Что такое Помазание
В Первом Тематическом Исследовании мы вникнем в то, ЧТО ТАКОЕ ПОМАЗАНИЕ. Это Откровение является фундаментальным для любого Призвания и для понимание Нового Завета в принципе.
«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.»1Кор3:11
Думаю многие слышали, что ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ- ЭТО ХРИСТОС. Однако если в этом месте Писания перевести слово Христос с греческого, ОТКРОВЕНИЕ ФУНДАМЕНТА становится еще более ясным. На греческом языке оно звучит как ПОМАЗАННИК, являясь переводом еврейского слова МЕССИЯ.
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»Мф16:13-18
Петр не просто сказал, что Иисус Сын Бога Живого, он назвал Его ПОМАЗАННИКОМ! Следовательно, Откровение о том, что Иисус Сын Божий- это только ЧАСТЬ ФУНДАМЕНТА. Слово ХРИСТОС в нашем языке фактически не имеет никакого конкретного смысла и воспринимается просто как титул Иисуса. Его интерпретируют как Сын Божий, или Бог во плоти. К сожалению вошло в традицию НЕ ПЕРЕВОДИТЬ это слово с греческого, в то время как само это слово является ПЕРЕВОДОМ еврейского слова Мессия, с целью донесения его смысла греческим читателям Евангелия.
«Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос»Ин1:40-41
В теме Помазания в действительности нет ничего сложного. Все, что Иисус делал, он делал именно той Силой, которой Он был ПОМАЗАН! Как сказал Петр:
«Как Бог Духом Святым и силой ПОМАЗАЛ Иисуса из Назарета и Он ходил(именно Силой этого Помазания!) благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним(в виде как раз этого Помазания Святого Духа!)»Деян10:38
То есть верить в Иисуса, как в Христа, значит ВЕРИТЬ В СИЛУ ДУХА СВЯТОГО, КОТОРОЙ ОН ПОМАЗАН! И как ТЕЛО ХРИСТОВО(!), мы имеем все основания ожидать, что то же самое Помазание будет действовать и в нашем Служении людям! ВЕРА В ПОМАЗАНИЕ ИИСУСА в действительности анулирует многие сомнения. Но для этого нужно знать конкретно, НА КАКИЕ ДЕЛА ИИСУС ПОМАЗАН! Помазание ведь- это Божья Сила для КОНКРЕТНОГО ПОРУЧЕНИЯ!
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедывать лето Господне благоприятное.»Лк4:18-19
Как видите, Иисус был помазан НА КОНКРЕТНЫЕ ДЕЛА!
ВЕРА В ПОМАЗАНИЕ ИИСУСА- это то, что помогает нам сориентироваться и в своем индивидуальном Призвании. Мы призваны делать то же самое, что и Он, и ТОЙ ЖЕ САМОЙ СИЛОЙ! Каждый в разной мере, как это определил Господь лично ему. Поэтому можно прочитать теперь наше базовое место Писания так: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть ИИСУС, ПОМАЗАННЫЙ СИЛОЙ СВЯТОГО ДУХА ДЛЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОТ ВСЯКОГО САТАНИНСКОГО РАБСТВА. »
Исходя из всего вышесказанного, ВЕРИТЬ В ХРИСТА- ЗНАЧИТ УВЕРЕННО ОЖИДАТЬ ДЕЙСТВИЯ ЕГО ОСВОБОЖДАЮЩЕГО ПОМАЗАНИЯ ВО ВСЕХ СФЕРАХ СВОЕЙ ЖИЗНИ, А ТАКЖЕ БЫТЬ ОТКРЫТЫМ ПЕРЕДАВАТЬ ЭТО ПОМАЗАНИЕ НУЖДАЮЩИМСЯ.
В том, КАК ПЕРЕДАВАТЬ ПОМАЗАНИЕ, Иисус является лучшим Примером. Мы можем и должны учиться у Него, изучая Его Слово и позволяя Духу Святому открывать нам, как служить людям так, как служил Иисус.
Лично в своем Служении под Помазанием я понял такие важнейшие принципы:
1.В первую очередь нужно ПРОПОВЕДОВАТЬ СЛОВО БОЖЬЕ. Даже в Служении Иисуса то, как люди воспринимали ЕГО СЛОВО, определяло, как много Его Помазание могло для них сделать.
2.Нужно всегда хранить чистыми свои мотивы. Необходима ВЕРА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ, чтобы передавать Помазание. В Служении Иисуса были ситуации, где сказано, что СЖАЛИВШИСЬ, Он исцелил, или начал учить. СОСТРАДАНИЕ ВОЗГРЕВАЕТ ПОМАЗАНИЕ!
3.Никогда нельзя сомневаться в своем Посланничестве. Будут многие люди, которые, как и в Служении Иисуса, будут говорить, что ты слишком много на себя берешь, что ты возгордился, впал в бунт и пр. Но ЕСЛИ БОГ ЛИЧНО ТЕБЯ ПОСЛАЛ НА СЛУЖЕНИЕ, НИКОГДА НЕ СОМНЕВАЙСЯ В ЭТОМ.
Откровение о том, что такое Помазание и как оно работает- это важнейшее Откровение для любого Служения. Иисус сказал:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедывать лето Господне благоприятное.»Лк4:18-19
Этот отрывок содержит ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ о том, как исполнить свое Призвание.
Сегодня в Церкви много ложного учения о том, что якобы Служение Богу- это использовать свои таланты. Но тогда наверное Иисус должен был бы сказать: «Я ТАЛАНТЛИВ благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем» и т.д. Очень важно НЕ ПУТАТЬ ТАЛАНТ И ПОМАЗАНИЕ!
Если дать определение из Слова что такое Помазание, то, глядя на Служение Иисуса, можно сказать, что ПОМАЗАНИЕ- ЭТО ДУХ ГОСПОДЕНЬ НА ЧЕЛОВЕКЕ, ДАЮЩИЙ ЕМУ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ ИСПОЛНИТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ПОРУЧЕНИЕ. То есть это не просто какие-то естественные дары или способности самого человека, но это САМО ПРИСУТСТВИЕ БОГА НА НЕМ!
«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы»1Кор2:4
Хотя само слово Помазание нечасто используется в Писании, если не считать слово Помазанник(Христос), которое употребляется постоянно, при этом исползуются различные слова-синонимы, означающие Помазание. Например в приведенном выше отрывке, где говорится о ЯВЛЕНИИ ДУХА И СИЛЫ. Слово БЛАГОДАТЬ может также означать ПОМАЗАНИЕ. Например 1Кор15:9-10.
«Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.»
В этом месте, во-первых, Павел указывает на СПАСИТЕЛЬНУЮ БЛАГОДАТЬ, благодаря которой он из недостойного стал достойным Апостольства. Но он также говорит, что БЛАГОДАТЬ ПОТРУДИЛАСЬ. То есть он в этом месте называет Благодатью ПОМАЗАНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ.
В другом месте Писания Павел называет Помазанием БОЖЬЕ СОДЕЙСТВИЕ.
«ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников»Гал2:8
Это место Писания особенно примечательно тем, что мы видим ПРЯМУЮ СВЯЗЬ ПОМАЗАНИЯ И ПОРУЧЕНИЯ. Павел здесь не сказал, что Бог содействовал Петру ВО ВСЕМ, и не сказал что у него у самого было ВО ВСЕМ Божье Содействие! Поручения этих Апостолов отличались, поэтому отличалось то, в чем каждый из них переживал действие ПОМАЗАНИЯ(БЛАГОДАТИ).
Чтобы наглядно показать, что даже Павел не имел ВО ВСЕМ Божьего Содействия, или ПОМАЗАНИЯ, можно привести следующий отрывок из Деяний.
«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии.
Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.»Деян16:6-7
Этот отрывок может быть просто «шокирующим» для всех, кто думает например, что проповедовать Евангелие хорошо и правильно абсолютно везде, и что Бог всегда благословит и помажет любого человека в этом деле.
Мы видим в этом месте, что НЕ ВСЕГДА НАША ИНИЦИАТИВА ДАЖЕ В ХОРОШИХ ВЕЩАХ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ДУХОМ СВЯТЫМ! Этим я конечно же не хочу сказать, что Бог не хочет чтобы все услышали Евангелие. Просто необходимо подчеркнуть ЗАВИСИМОСТЬ ПОМАЗАНИЯ ОТ КОНКРЕТНОГО БОЖЕСТВЕННОГО ПОРУЧЕНИЯ И КОНКРЕТНОГО ВОДИТЕЛЬСТВА ДУХА СВЯТОГО В КАЖДОМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СЛУЧАЕ!
Еще, в заключение, интересно отметить, что если сравнить места о Духе Святом в Евангелии от Иоанна, с местами, где сказано о ПОМАЗАНИИ в его же Послании, можно увидеть, что ДУХ СВЯТОЙ И ПОМАЗАНИЕ- В СУЩНОСТИ ОДНО И ТО ЖЕ!
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.»Ин14:26
«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.»1Ин2:27
Если собрать вместе все места, прямо или косвенно говорящие о ПОМАЗАНИИ, можно сделать вывод, что ПОМАЗАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ТЕМОЙ ВСЕГО НОВОГО ЗАВЕТА! БЕЗ ПОМАЗАНИЯ не было бы ничего, что мы имеем ВО ХРИСТЕ(В ПОМАЗАННИКЕ)!
Христос: Помазанник
Толковый словарь с Юрием Пущаевым
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Его имя, которое «выше всякого имени» (Флп 2,9), представляет собой синтез двух языков. Имя «Иисус» происходит от древнегреческого ὁ Ἰησοῦς. Это эллинизированная форма еврейского имени «Иешуа», которое на иврите восходит к глаголу «спасать», «приходить на помощь». Поэтому «Иисус» в переводе с еврейского значит «Спаситель».
Имя же ὁ Χριστός (Christos) древнегреческое. Оно происходит от древнегреческого глагола χρίω (chriō), что значит «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания». И дословно «Христос» в переводе с древнегреческого значит «Помазанник», «получивший помазание».
Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. Помазанником также называли Мессию, о котором пророчествовало Писание и которого ждали иудеи. Собственно, «Мессия» по-древнееврейски значит то же самое, что по-древнегречески «Христос» – «Помазанник».
Как говорит Феофилакт Болгарский, «Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником». Таким образом, Христос – Царь Неба и земли, Мессия, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом.
Однако Его Пришествие радикальным образом отличалось от чаяний иудеев, изнывающих под гнетом римского владычества (Иудея была тогда захвачена римскими легионами и являлась римской провинцией). Они надеялись, что к ним в «шуме и ярости» придет великий вождь, который поведет их в бой против римских завоевателей и вернет Израилю былое могущество и славу. Если бы Мессия совершил великие земные деяния – это было бы понятно всем без исключения. Христос же пришел в наш мир как обычный человек, простой плотник.
Его Вочеловечение было первой ступенью самоуничижения Бога, Который соединил Себя с человеческом естеством. Христос родился в яслях рядом с домашними животными, вырос в бедности и трудах, скитался по Земле, не имея даже дома или пристанища, где мог бы преклонить голову. Тот, Кто правит абсолютно всем, добровольно избирает кротость и смирение: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф 12, 20).
На заставке фрагмент: Спас Нерукотворный (Спас на Убрусе); Балканы; XIII в.; местонахождение: Франция. Лаон
Помазанник
Смотреть что такое «Помазанник» в других словарях:
Помазанник — Мессия (Христос) Царь как помазанник Божий, см. Помазание на царство Помазанник в терминологии Свидетелей Иеговы принимающий от символов … Википедия
ПОМАЗАННИК — ПОМАЗАННИК, лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. В иудаизме и христианстве помазанники первосвященники, монархи и др., для которых помазание символизирует акт избрания. В Новом Завете помазанником называется Иисус Христос. Смотри в… … Современная энциклопедия
ПОМАЗАННИК — ПОМАЗАННИК, помазанника, муж. (церк. и книжн. ритор. устар.). Лицо, над которым совершен обряд помазания (о монархах). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Помазанник — библейский термин, означающий лицо, которое чрезпомазание елеем, в виде символа сообщения высших даров, возводится навысшее ответственное служение первосвященника, пророка и царя. Первый библейский пример такогопомазания представляет история… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ПОМАЗАННИК — Божий. Книжн. Устар. О царе, императоре. БМС 1998, 461 … Большой словарь русских поговорок
Помазанник — ПОМАЗАННИК, лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. В иудаизме и христианстве помазанники первосвященники, монархи и др., для которых помазание символизирует акт избрания. В Новом Завете помазанником называется Иисус Христос. Смотри в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
помазанник — а; м. 1. Ист. Тот, над которым совершён обряд помазания на царство; монарх. П. Божий (о российском императоре). 2. [с прописной буквы] В христианстве: Спаситель человечества, Мессия; одно из имён Иисуса Христа. П. Божий (=Иисус Христос). ● От… … Энциклопедический словарь
Помазанник — лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. «Помазанник» термин библейский, символизирующий высшее ответственное служение Богу. Помазание производилось с первосвященниками, пророками, царями. Помазание на царство вошло в круг традиционного… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
помазанник — а; м. см. тж. помазанница 1) ист. Тот, над которым совершён обряд помазания на царство; монарх. Пома/занник Божий (о российском императоре) 2) Пома/занник В христианстве: Спаситель человечества, Месси/я; одно из имён Иисуса Христа. Пом … Словарь многих выражений
Помазанник — библейский термин, означающий лицо, которое через помазание елеем, в виде символа сообщения высших даров, возводится на высшее ответственное служение первосвященника, пророка и царя. Первый библейский пример такого помазания представляет история… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Убийство Помазанника Божия
Источник: Русский Дом
Валентин Серов. Портрет Императора Николая II. 1900 г. Святой Царь Николай II воспринимается нами сегодня как ангел, посланный Богом на землю накануне апокалиптических бурь в России и во всём мире. Он был дан, чтобы явить образец православного Государя на все времена, чтобы показать, чего мы лишаемся, теряя православную монархию. Вместо Помазанника Божия Россия получила помазанников сатанинских. Всё перевернулось, всё тут же смело. Всякие попытки удержать распад были напрасны. Даже либерал В. Набоков вынужден был констатировать, что как только восторжествовала «полная законность и справедливость», о которой мечтали либералы, тут-то и началось самое страшное кровавое беззаконие.
Убийство Царя Николая Александровича является, может быть, центральным событием истории XX столетия. Оно было подготовлено, как писал архимандрит Константин Зайцев, тем, что «мистического трепета перед Царской властью и религиозной уверенности, что Царь-Помазанник несёт с собой благодать Божию, от которой нельзя отпихиваться, заменяя её своими домыслами, уже не было, это исчезло». Как, добавим, ещё раньше исчезло во всём остальном мире.
Это не в один день произошло, и не в период правления Государя Николая Александровича началось. Уже в программе декабристов обязательным пунктом было уничтожение Царского рода, а английская и французская революции решили эту проблему ещё раньше. Идея строительства земного царства с отвержением Небесного постепенно развивается в глубине веков и в перспективе неминуемо должна отождествляться с последними апокалиптическими событиями истории. Нелепо обвинять, как это делают историки-прогрессисты, во всех бедах нашего святого Царя. Как будто не было ещё до его царствования нигилистов, как будто не подвергалась в последний период жизнь верных слуг Царя и Отечества каждодневной опасности от террористов, как будто не пророчествовали святые Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский о скорой и страшной катастрофе за грехи русского народа! Но на самом деле всё начинается гораздо раньше.
Русская Церковь знает такой вид святости, как страстотерпчество: прославляет тех, кто терпел страдания. В сердце русского народа святые князья-страстотерпцы занимают особое место. Они были замучены как будто не за исповедание своей веры, а стали жертвами политических амбиций, вызванных кризисом власти. Но это было страданием за верность Христу – за Христа! Поражает сходство их невинной смерти со страданиями Спасителя. Как Христос в Гефсимании, первые русские мученики Борис и Глеб были захвачены хитростью, но не проявили никакого сопротивления, несмотря на готовность их приближённых спасти их. Как Христос на Голгофе, они молились за своих палачей. Как Спаситель в предсмертной муке, они испытывали искушение поступить по своей воле, и, как Он, отвергли его. В сознании юной Русской Церкви это соединилось с образом той невинной жертвы, о которой говорит пророк Исаия: «как овца, Он был веден на заколение, и как непорочный агнец перед стрегущим его, безгласен». «Повар же Глеба по имени Турчин, — пишет летописец, — зарезал его, как ягненка». Точно такими же страстотерпцами были князья киевский и черниговский Игорь, тверской князь Михаил, царевич Дмитрий Угличский, и князь Андрей Боголюбский. В страданиях и смерти этих святых есть многое, объединяющее их с судьбой Царственных мучеников. И в обстоятельствах смерти святого князя Игоря, в том, что он был убит, когда не мог уже угрожать ничьей власти, в предсмертной молитве перед иконой Божией Матери, есть что-то до боли роднящее его с екатеринбургским пленником. Та же скорбь, и та же молитва, которой молились Царственные мученики за последним богослужением, те же наглые издевательства разнузданной стражи и звериная ярость толпы, как при убийстве святых князей Игоря, Михаила и Андрея, тот же ужас, вплоть до поразительного, более чем только внутреннего, совпадения подробностей. Кажется, вслушайся, и услышишь в глубине древних веков, как эхо, гремящие выстрелы наганов из подвала Ипатьевского дома. То же надругательство над мёртвыми телами и сатанинское неистовство, с которыми уничтожалась всякая память о них, и даже о доме, где произошло преступление.
Присутствие «тайны беззакония» зримо даже во внешних обстоятельствах екатеринбургского злодеяния. Как отмечал еще генерал Дитерихс, династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре Костромской губернии и кончилась в Ипатьевском доме города Екатеринбурга. Слугами веельзевула, которые скоро будут строить общественные туалеты на месте алтарей и взорванных храмов, сознательно было выбрано и место, и день преступления, совпавший с днем памяти святого Андрея Боголюбского – того князя, который если не по имени, то по существу был первым русским Царём.
Враги прекрасно понимали, что уничтожение «всей великой ектении», по выражению Ленина и Троцкого, явится поруганием той клятвы верности перед Крестом и Евангелием, которой поклялся русский народ на соборе 1613 года, строить жизнь во всех её сферах, в том числе государственной и политической, на христианских принципах.
Миллионы православных христиан в России, отрекшихся от своей веры, участвовали в этом преступлении. Великие революции, которые являются попытками временного «спасения» человечества – не должны ли они, приходя к логическому завершению, стать войной не только против Помазанника Божия, но и против всей Церкви, стремлением освободиться от всех форм священного и даже, в конце концов, от правды и справедливости? И действительно, после революции в России Церковь предстала для многих уже как устаревший институт, осуждённый на исчезновение.
Весь смысл революции 1917 года в этом. Здесь происходит экзамен человеческой цивилизации, и потому все силы зла были напряжены в противостоянии православной монархии. Разве случайно, что именно коммунистическая, марксистско-ленинская идеология, в конечном счёте, со всей ненавистью обрушилась на Помазанника Божия? Это было предельное выражение хилиастического лжеучения с надеждой на земное царство. А второй эшелон его наступает сейчас с отменой всех нравственных препятствий для достижения земного счастья. И долго нам ещё предстоит осознавать, что не только цареубийство, но и детоубийство, начало уничтожения и разорения миллионов христианских семей, означает это событие века.
Говоря о святости Царя Николая Александровича, мы обычно имеем в виду его мученический подвиг, связанный, разумеется, со всей его благочестивой жизнью. Но следовало бы внимательнее всмотреться именно в подвиг его отречения – подвиг исповедничества. Мы не раз говорили о том, что здесь раскрылся его подвиг смиренного принятия воли Божией. Но исключительное значение имеет и то, что это подвиг сохранения в чистоте церковного учения о православной монархии. Чтобы яснее это понять, вспомним, кто добивался отречения Государя. В первую очередь — те, кто добивался поворота русской истории к европейской демократии или, по крайней мере, к конституционной монархии. Социалисты и большевики явились уже следствием и крайним проявлением материалистического понимания истории.
Известно, что многие из тогдашних разрушителей России действовали во имя её созидания. Среди них много было по-своему честных, мудрых людей, которые уже тогда искали, «как обустроить Россию». Но это была, как говорит Писание, «мудрость земная, душевная, бесовская». Камень, который отвергли тогда строители, был Христос и Христово помазание.
Помазание Божие означает, что земная власть Государя имеет источником Божественную. Отречение от православной монархии было отречением от Божественной власти. От власти на земле, которая призвана направлять общее течение жизни к духовным и нравственным целям – к созданию условий, максимально благоприятных для спасения многих, власти, которая «не от мира сего», но служит миру именно в этом, высшем смысле. Разумеется, «любящим Бога все содействует ко благу», и Церковь Христова совершает спасение при любых внешних условиях. Но тоталитарный режим и, в особенности, демократия создают атмосферу, в которой, как мы видим, среднему человеку не выжить.
И предпочтение иного рода власти, обеспечивающей прежде всего земное величие, жизнь по своей, а не Божией воле, по своим похотям (что называется «свободой») не может не привести к восстанию на Богом установленную власть, на Помазанника Божия. Они хотели показать, что вся власть принадлежит им, вне зависимости от какого-то Бога, а благодать и истина Помазанника Божия нужны только для украшения того, что им принадлежит. Это означало бы, что любое беззаконие, которое совершит эта власть, будет совершаться как бы по прямому благословению Божию. Это был сатанинский замысел – осквернить благодать, смешать истину с ложью, сделать бессмысленным, декоративным помазание Христово. Создалась бы та «внешняя видимость», в которой, по слову святителя Феофана Затворника, раскрывается «тайна беззакония». Если Бог становится внешним, то и православная монархия, в конце концов, становится только украшением нового мирового порядка, переходящего в царство антихриста. И пока существует человеческая история, враг никогда не оставит этого замысла.
Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал Божественного первородства за чечевичную похлёбку земного могущества. Смысл отречения Государя – спасение идеи христианской власти, и потому в нём надежда на спасение России, через отделение тех, кто верен данным Богом принципам жизни, от тех, кто неверен, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во «внешней видимости». Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своём полагаются на земную силу: на «коней и на колесницы». Пусть, говорят они, всё будет как самый прекрасный символ: крест, трёхцветное знамя, двуглавый орёл, а мы будем устраивать своё, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь Царя обличает отступников, как тогда, так и теперь.
Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее. Нам известны эти пророчества многих наших святых, которые понимали, что никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, никакая самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа. Подлинно смиренному уму святого Царя Николая было дано увидеть, что это покаяние будет дано дорогой ценой. Все остальные рассуждения в этом свете исчезают как дым.
Все наказания – лекарства, и чем горше болезнь, тем больнее врачевание. Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно. Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия – будь то Батый, Наполеон или Гитлер – ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими всё в народе.
В событии отречения Государя по сути преломляются все главные события священной истории, смыслом которых всегда является одна и та же тайна. Для чего было египетское рабство и вавилонский плен богоизбранного народа, если не для того, чтобы всё упование его было на единого Бога? Что означала римская оккупация Израиля во времена земной жизни Спасителя? То же, что и октябрьская революция 1917 года с её искушением земного благополучия без Бога.
В том-то и дело, что желание сохранить православную монархию любой ценой ничем не отличается от того безбожия, которое обнаружилось в насильственном её уничтожении. Это была бы та же попытка найти твёрдую опору помимо Бога – эта опора всегда, по слову пророка, оказывается «подпорою тростниковою» – «когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им, и когда они оперлись на тебя, ты сломался и изранил все чресла их» (Иез. 29, 7).
Как говорил в 1932 году святитель Николай (Велимирович), «русские в наши дни повторили Косовскую битву. Если бы Царь Николай прилепился к царствию земному, царству эгоистических мотивов и мелочных расчётов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге. Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали, и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово!»
Своим подвигом страстотерпчества Царь посрамил, во-первых, демократию – «великую ложь нашего времени», по выражению К.П. Победоносцева, когда все определяется большинством голосов, и, в конце концов, теми, кто громче кричит: «Не Его хотим, но Варавву» – не Христа, но антихриста. И, во-вторых, в лице ревнителей конституционной монархии он обличил всякий компромисс с ложью – не менее великую опасность нашего времени.
Были у нас выдающиеся Цари: Петр I, Екатерина Великая, Николай I, Александр III, когда Россия достигла расцвета с великими победами и благополучным царствованием. Но Царь-мученик Николай есть свидетель истинной православной государственности, власти, построенной на христианских принципах.
Главный духовный смысл сегодняшних событий – итог минувшего XX века – всё более успешные усилия врага, чтобы «соль потеряла силу», чтобы высшие ценности человечества превратились в пустые, красивые слова. Если возможно покаяние народа (а не разговор о покаянии), то оно возможно только благодаря той верности Христовой благодати и истине, которую явили Царственные мученики и все новые мученики и исповедники Российские.
Тот же свет присутствует в пророческом завещании Царя, переданном его дочерью, о том, что зло, которое сейчас в мире (то есть, революция 1917 года), будет еще сильнее (то, что происходит сегодня), но не зло победит, а любовь, и в крестной молитве родной сестры Царицы за весь русский народ: «Господи, прости им, не знают, что творят». Только благодаря этой верности, этому свету есть среди беспросветности наших дней надежда, которая не постыжает.