Помазанник божий что это значит простыми
Христос: Помазанник
Толковый словарь с Юрием Пущаевым
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Его имя, которое «выше всякого имени» (Флп 2,9), представляет собой синтез двух языков. Имя «Иисус» происходит от древнегреческого ὁ Ἰησοῦς. Это эллинизированная форма еврейского имени «Иешуа», которое на иврите восходит к глаголу «спасать», «приходить на помощь». Поэтому «Иисус» в переводе с еврейского значит «Спаситель».
Имя же ὁ Χριστός (Christos) древнегреческое. Оно происходит от древнегреческого глагола χρίω (chriō), что значит «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания». И дословно «Христос» в переводе с древнегреческого значит «Помазанник», «получивший помазание».
Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. Помазанником также называли Мессию, о котором пророчествовало Писание и которого ждали иудеи. Собственно, «Мессия» по-древнееврейски значит то же самое, что по-древнегречески «Христос» – «Помазанник».
Как говорит Феофилакт Болгарский, «Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником». Таким образом, Христос – Царь Неба и земли, Мессия, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом.
Однако Его Пришествие радикальным образом отличалось от чаяний иудеев, изнывающих под гнетом римского владычества (Иудея была тогда захвачена римскими легионами и являлась римской провинцией). Они надеялись, что к ним в «шуме и ярости» придет великий вождь, который поведет их в бой против римских завоевателей и вернет Израилю былое могущество и славу. Если бы Мессия совершил великие земные деяния – это было бы понятно всем без исключения. Христос же пришел в наш мир как обычный человек, простой плотник.
Его Вочеловечение было первой ступенью самоуничижения Бога, Который соединил Себя с человеческом естеством. Христос родился в яслях рядом с домашними животными, вырос в бедности и трудах, скитался по Земле, не имея даже дома или пристанища, где мог бы преклонить голову. Тот, Кто правит абсолютно всем, добровольно избирает кротость и смирение: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф 12, 20).
На заставке фрагмент: Спас Нерукотворный (Спас на Убрусе); Балканы; XIII в.; местонахождение: Франция. Лаон
Что такое миропомазание?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Сразу после Крещения совершается еще одно величайшее церковное Таинство. Внешне это происходит настолько быстро и незаметно, что люди иногда и не подозревают, что произошло событие, перевернувшее их жизнь.
Миропомазание — это Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни.
Такое определение Таинству Миропомазания дается в богословских учебниках. В Православной Церкви оно всегда совершается вместе с Крещением, вернее, сразу же после него. Их даже можно объединить общим названием — Таинства посвящения, или вхождения в Церковь. Внешне не происходит вроде бы ничего особенного. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещеного особо освящённым ароматическим маслом — миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого». По времени Миропомазание занимает несколько секунд, поэтому, в сравнении с длинным чином Крещения находится как бы в его тени, кажется одним из его многочисленных обрядов. Но в Церкви все самое величайшее и славное совершается просто.
Сначала о внешней символике этого Таинства. Печать и миропомазание — древнейшие символы. Печать — это знак принадлежности кому-либо, свидетельство о владельце. Например, в Евангелии говорится, что Бог положил на Иисусе Свою печать (Ин. 6:27). Помазание миром символизирует власть и достоинство. В Древнем Израиле через миропомазание свою власть принимали цари и священники. Это символизировало, что они не самозванцы, а приняли свое служение от Бога. Вообще, греческое слово «христос» переводится как «помазанник». В этом смысле христами можно назвать всех ветхозаветных царей и священников. Однако с большой буквы это слово применимо только к одной уникальной личности — Богу, Который стал человеком — Иисусу Христу. Именно с Его служением и связано Таинство Миропомазания, ставшее в христианстве Таинством не только для царей и священников, но для всех людей, принимающих крещение и входящих в лоно Церкви Христовой.
Апостолы передавали верующим Дар Духа Святого через возложение своих рук на голову новокрещенного. Но когда счет верующих пошел на тысячи, ученики Христа физически не могли присутствовать на каждом крещении. Поэтому они стали освящать миро, которое передавалось священникам, и уже они, в свою очередь, совершали Таинство через помазание. В Православной Церкви такой порядок совершения Миропомазания существует по сей день. За три дня до Пасхи, в Великий Четверг, глава Автокефальной (Поместной) Церкви совершает чин мироварения и освящает приготовленное миро. Это благовонное масло, состоящее из более чем 64-х веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и т.д.). Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.
На Руси миро освящали в московском кремлевском Успенском соборе. После упразднения Патриаршества при Петре I местом совершения этого чина, помимо Кремля, стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. Сегодня мироварение совершается в Малом соборе Донского монастыря Москвы, где построена специальная печь. А освящается миро в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.
Святой Дух — третье Лицо Пресвятой Троицы. После крещения Иисуса Христа в Иордане Святой Дух сходит на Него в виде голубя. Многие люди недоумевают: если Христос — Бог, зачем Ему надо было креститься и почему на Него сходит Дух? Это тема для отдельного разговора. Здесь же главное, что Священное Писание показывает: Иисус обладал всей полнотою Святого Духа. В Евангелии Спаситель неоднократно говорит о том, что после окончания Его земного служения именно Дух Святой будет сопровождать верующих, учить и вести их к спасению. Дух Святой будет свидетельствовать о Христе не только христианам, но вообще всем людям, независимо от того, как они относятся к личности Христа.
Все эти слова Господа в точности исполнились на пятидесятый день после Его Воскресения. То, что произошло, сразу же стало отмечаться как один из величайших праздников Церкви. Действительно, кто сегодня не слышал о таком христианском празднике как Троица. Но это не просто великий праздник Церкви, это день ее рождения. Именно в этот день исполнилось обещание Господа, и на первых двенадцать учеников Христа сошел Святой Дух.
Церковь существует вот уже 2000 лет. Она прошла через эпоху гонений, эпоху Вселенских Соборов, потрясаемая до самого основания различными ересями. Потом настала эпоха секуляризации и внешней церковности, затем опять гонения. Читая историю Церкви, каждый раз удивляешься тому, как можно пройти через эти испытания и выжить?! Ответ находится в Евангелии: Церковь — это не просто организация людей, объединенных одной верой и управляемая иерархами-чиновниками.
Церковью руководит Святой Дух. Он ведет каждого христианина в отдельности и всю Церковь к спасению. Это точка зрения верующего человека. С ней можно соглашаться или нет, но слова Христа исполнились в точности: Церковь самим фактом своего существования свидетельствует людям о Спасителе мира. Другое дело, что можно верить в Него или отвергать.
Помазание святым Миром не надо путать с помазанием освященным маслом, которое является одним из обрядов Таинства Крещения и совершается еще до погружения человека в купель. Это помазание символизирует примирение человека с Богом, поскольку масличная ветвь, принесенная голубем Ною после потопа, ознаменовала его конец и, соответственно, прекращение гнева Божиего.
Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей — по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Это помазание означает просто благословение и для него используется масло из лампады, которая горит перед иконой праздника. Или с Таинством Елеосвящения (Соборование).
Что это за дары? Об этом знает только Бог и человек. Церковь — это живой организм — Тело Христово. Апостол Павел, развивая эту мысль, писал: «Дары различны, но Дух один и тот же. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. и все мы напоены одним Духом» (1Кор. 12:4-13).
Здесь надо оговориться: Апостол писал это в середине первого века по Р.Х., когда дары исцеления и чудотворения действительно были необходимы Церкви для утверждения веры. Но вместо даров пророчества, исцеления, чудотворения можно поставить почти любую современную профессию — смысл апостольского Послания от этого не изменится: если обычная печать, поставленная на чем-то, призвана свидетельствовать о ее владельце, то «печать дара Духа Святого», полученная христианином, должна свидетельствовать о Боге. Церковь должна преображать и изменять мир, а каждый христианин — член Церкви, Тела Христова — на своем месте преображать мир вокруг себя. Жизнь в Церкви — это постоянное возрастание. Здесь нужно постоянное усилие самого человека. Но это усилие останется бесплодным без помощи Божией, которая и дается в Таинстве Миропомазания.
Это Таинство, как и Крещение, неповторимо. После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.
Что такое помазание на царство?
Помазание при избрании царей в Ветхом Завете послужило прообразом помазания христианских государей при восшествии на престол. Византийских императоров, впоследствии и русских царей, и других европейских христианских монархов помазывали на царство святым Миром. Это не отдельное Таинство, а, скорее, продолжение Таинства Миропомазания, когда человеку подаются особые дары Духа Святого для управления государством. С этим чином связана отдельная сложная история его развития и понимания, до сих пор до конца не исследованная в богословской науке.
На Западе существует другая традиция совершения Таинства Миропомазания. У католиков над младенцем совершается Таинство Крещения, затем священник помазывает его миром, а Миропомазание, которое называется Конфирмацией (подтверждение — лат.), совершается уже в сознательном возрасте, после научения истинам веры. Тогда человек приходит к епископу, тот опять помазывает его миром, после чего человек принимает первое причастие. Парадокс в том, что при подобной практике непонятно, что же такое Таинство Крещения. С одной стороны, Крещение — это Таинство вхождения в Церковь, Таинство духовного рождения. Но с другой, получается, что никакого вхождения в Церковь не происходит, потому что до Конфирмации ребенок остается не причащенным. Более того, непонятно, чем помазывают ребенка после Крещения. Если миром, то значит, Таинство Миропомазания совершилось, а если обычным елеем (маслом), то непонятно, зачем освящать его как миро в Великий Четверг.
Сегодня Католическая Церковь старается разрешить эту проблему. Всеобщее распространение получает практика причащения младенцев сразу после Крещения. Но в этом случае становится совершенно непонятым смысл Конфирмации.
В восточной традиции подчеркивается неотрывность Крещения и Миропомазания и Причащения, ведь все эти три Таинства необходимы для полноценного вхождения человека в Церковь. В западной же традиции акцентируется роль епископа как олицетворения Церкви. Епископ лично принимает каждого крещаемого, чтобы было ясно видно, что Крещение и Миропомазание — это не какая-то частная треба, а дело всей Церкви, соединение со всей Церковью.
Но суть от этого не меняется: Святой Дух незримо присутствует и участвует в жизни любого христианина. Он всегда рядом, даже в самые горькие минуты. Если открыть Евангелие, то это можно понять. Сразу же после Своего крещения в Иордане Иисус Духом был отведен в пустыню, где Его ждал сорокадневный пост и искушения от сатаны. Так и наша жизнь. Крещение и Миропомазание — только начало пути, на котором человека могут ждать минуты страшного отчаяния и искушений. Но мы уже не одиноки. Первым этот путь прошел Христос, одержав победу и подарив ее всем нам.
Помазанник
Смотреть что такое «Помазанник» в других словарях:
Помазанник — Мессия (Христос) Царь как помазанник Божий, см. Помазание на царство Помазанник в терминологии Свидетелей Иеговы принимающий от символов … Википедия
ПОМАЗАННИК — ПОМАЗАННИК, лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. В иудаизме и христианстве помазанники первосвященники, монархи и др., для которых помазание символизирует акт избрания. В Новом Завете помазанником называется Иисус Христос. Смотри в… … Современная энциклопедия
ПОМАЗАННИК — ПОМАЗАННИК, помазанника, муж. (церк. и книжн. ритор. устар.). Лицо, над которым совершен обряд помазания (о монархах). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Помазанник — библейский термин, означающий лицо, которое чрезпомазание елеем, в виде символа сообщения высших даров, возводится навысшее ответственное служение первосвященника, пророка и царя. Первый библейский пример такогопомазания представляет история… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ПОМАЗАННИК — Божий. Книжн. Устар. О царе, императоре. БМС 1998, 461 … Большой словарь русских поговорок
Помазанник — ПОМАЗАННИК, лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. В иудаизме и христианстве помазанники первосвященники, монархи и др., для которых помазание символизирует акт избрания. В Новом Завете помазанником называется Иисус Христос. Смотри в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
помазанник — а; м. 1. Ист. Тот, над которым совершён обряд помазания на царство; монарх. П. Божий (о российском императоре). 2. [с прописной буквы] В христианстве: Спаситель человечества, Мессия; одно из имён Иисуса Христа. П. Божий (=Иисус Христос). ● От… … Энциклопедический словарь
Помазанник — лицо, над которым совершен обряд помазания елеем. «Помазанник» термин библейский, символизирующий высшее ответственное служение Богу. Помазание производилось с первосвященниками, пророками, царями. Помазание на царство вошло в круг традиционного… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
помазанник — а; м. см. тж. помазанница 1) ист. Тот, над которым совершён обряд помазания на царство; монарх. Пома/занник Божий (о российском императоре) 2) Пома/занник В христианстве: Спаситель человечества, Месси/я; одно из имён Иисуса Христа. Пом … Словарь многих выражений
Помазанник — библейский термин, означающий лицо, которое через помазание елеем, в виде символа сообщения высших даров, возводится на высшее ответственное служение первосвященника, пророка и царя. Первый библейский пример такого помазания представляет история… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.
Миропомазание
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Помазанники Божьи
Богословские и политические аспекты учения о Помазанниках в евангельском протестантизме
Сегодня не только практически во всех харизматических церквях, но и в пятидесятнических и даже баптистских можно услышать о греховности любой критики в адрес церковного руководства, особенно, старшего пастора. Отсутствие собственной богословской традиции (одновременно с полным отрицанием всего наследия христианских церквей), замкнутая ориентация на молитве, толкование Библии без надлежащей подготовки (единственным инструментом такой герменевтики является персональное откровение «от Духа Святого») стали ингредиентами для формирования специфического учения о «помазанниках Божьих» – служителях церкви, поставленных лично Богом и наделенных особыми взаимоотношениями со Всевышним. «Помазанники», таким образом, имеют монопольное право на толкование Писания (прихожане превращаются в пассивных потребителей чужих откровений), градацию вещей на греховные/благословенные, регламентацию различных сфер человеческой жизнедеятельности, выходящих за рамки церкви (политика, экономика, история и т.п.)
“…это излишняя трата времени на чтение газет, которые дают частичную правду, когда от Слова Божьего получаешь всю правду”
Корнем этого весьма специфического учения являются недостаточное знание библейской критики, протестантской теологии, и, зачастую, низкий общекультурный уровень основателей пятидесятнического и харизматического движения.
«Вигглсворт был святым, потому что он имел свои приоритеты в надлежащем порядке. Я однажды спросил его, читал ли он когда-нибудь газету. Он ответил: “Если не считать просмотра заголовков, то нет”. Я еще раз спросил его, почему нет. Разве он не верит написанному в газетах? Он ответил, что это не причина, но он просто не имел времени читать их. Кроме того, он сказал, что это излишняя трата времени на чтение газет, которые дают частичную правду, когда от Слова Божьего получаешь всю правду. “Божье Слово предпочтительней человеческих слов в любом случае”, – привык говорить он» [ Хибберт, Альберт. Смит Вигглсворт: секрет его силы ].
Современные вожди пятидесятническо-харизматического движения также не отличаются особой глубиной теологической подготовки. Часто отсутствует даже хорошее светское образование. Епископ южного региона Объединения независимых христианских харизматических церквей Украины (полного Евангелия) Виталий Шалухин неоднократно в своих проповедях подчеркивает презрение к знанию, а «все необходимое получает из Библии и от Духа Святого» (стилистика и пунктуация сохранены):
«Если человек – носитель откровение, он знает, что это ведение значит… Скажем, если есть ведение у пастора для церкви, оно будет очень осторожно. Оно не будет на арене сражения, давлением на церковь: “Запрягайте, люди, коней”. Ведение будет аккуратно, нежно преподноситься, чтобы впереди шел Бог. И слышать его будут те, кто духовно щепетильный. А не те, кто сам в себе сидит, обложился талмудами разной философии, гнилой веры допотопной…» [Информационно-обучающий бюллетень христианской церкви «Великое поручение». – №46 (15-21 ноября). – 2010. – С. 2.].
“Чтобы быть оруженосцем, вы должны твердо уяснить в своем сердце, что любая власть назначается Богом”
Это весьма занятный труд, который раскрывает все аспекты, детали и мелочи «идеального» устройство «Божьей церкви». Особое внимание уделяется послушанию лидеру церкви, роль которого приравнивается к самому Иисусу Христу:
На следующих страницах автор описывает конкретные функции «оруженосца»:
— быстро и мощно поражать врагов своего лидера;
— полностью подчиняться своему лидеру, доверять ему и повиноваться каждой его команде без колебаний;
— успешно выполнять каждый план своего лидера;
— наилучшим образом выполнять поручения своего лидера;
— заботится о том, что принадлежит его лидеру;
— стремиться к тому, чтобы сделать окружение своего лидера более приятным;
— всеми силами укреплять положение своего лидера, не допуская какой-либо личной зависти, ревности или эгоизма;
— всегда уважать и возвышать своего лидера;
— следить за тем, чтобы начальник получил заслуженные награды, которые лидер мог пропустить;
— прилежно и без устали работать на своего лидера, стремясь найти возможность повысить его благосостояние;
— жертвовать своей собственной жизнью и благосостоянием ради своего лидера; все время трудится на благо своего лидера;
— выражать полную нетерпимость к любым высказываниям против своего лидера;
— разделять мечты, цели и видения своего лидера;
— желать видеть своего лидера всегда впереди;
— немедленно прощать своему лидеру любую обиду, не оставляя в своем сердце злости и негодования;
— считать своего лидера более важным, чем себя и др.
[Nance, Terry. God’s armorbearer…, pp. 28-31.]
Беря на вооружение 15-й стих 104-го Псалма, где говорится «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла», отдельные лидеры христианских церквей пытаются заручиться правом на абсолютную правоту в своих суждениях и действиях. «Никогда не обижайтесь на служителей Евангелия, чтобы тем самым не обидеться на свою судьбу. Потому что человек, обиженный на свою судьбу, вряд ли сможет добиться чего-то в жизни. Когда вы обижаетесь, ропщете на помазанника, то, тем, самым вычеркиваете себя из Божьего плана», – пишет в своей книге старший пастор харизматической церкви «Посольство Божье» Сандей Аделаджа [Аделаджа, Сандей. Ты и твой пастор. – К.: Светлая звезда, 2001. – C. 36.].
Наблюдая за поведением и риторикой лидеров некоторых евангельских церквей, может сложиться впечатление, что порожденное незнанием и теологической безграмотностью, учение о «Божьем помазаннике» превращается в сознательное злоупотребление, ибо предлагает значительные возможности в манипулировании и управлении церковной общиной.
«Небо всегда управляло землей, а священство – царями. Это Божий порядок, который Бог восстановит и утвердит в последнее время»
В 2008 году Национальный разведывательный совет ( National Intelligence Council ) – исследовательско-аналитическая структура Национальной разведки США подготовила доклад, в котором прогнозируется значительная степень участия религиозных организаций в оказании влияния на мир:
«…мы вступаем в новый век клерикального доминирования, при котором религиозные лидеры станут главными «серыми кардиналами» в решении международных споров и конфликтов.
Уже теперь богато вознаграждены властью и влиянием те религиозные предприниматели и телепроповедники, чья деятельность охватывает два полушария, Глобальный Юг и Глобальный Север, – эмир Халид у мусульман и Мэтью Ашимолово или Сандей Аделаджа у христиан.
В пределах христианской традиции возникновение новых моделей власти и лидерства на Глобальном Юге ведет к появлению самостоятельно действующих священников и религиозных предпринимателей, деятельность которых приносит высокий статус и большое богатство. До 2025 года некоторые евангелисты и мегацерковные проповедники, вероятно, будут пытаться стать лидерами наций, особенно в странах, материально опустошенных в результате глобального экономического спада» [ Global Trends 2025: A Transformed World, (Washington, DC: US Government Printing Office, 2008), p. 105. ].
Это находит непосредственное подтверждение в словах и манифестах отдельной группы евангельских служителей. В частности, в своей программной книге «Реформация» Сандей Аделаджа призывает к политическому доминированию своих последователей:
«Бог открыл мне глаза на то, что для выполнения Великого Поручения мы должны оказывать влияние не только на людей в церкви, но и на весь народ. Однако, чтобы свершить перемены на уровне всей страны и всей нации, мы должны были предпринять смелые шаги. Мы больше не могли заботиться только о росте нашей церкви. Бог призывал нас выступить с дерзновением и оказать влияние на все сферы жизни общества этой страны. Для этого нам необходимо было использовать самые кардинальные формы, в том числе и открытый протест» [Аделаджа, Сандей. Реформация. – К.: Светлая звезда, 2008. – С. 28.].
Как пишет другой апологет экспансии и вторжения во власть, старший пастор церкви «Новое поколение» Алексей Ледяев, христианское доминирование над нациями и государствами будет осуществляться под чутким руководством «Божьих помазанников»:
«… потому что Божьи пророки и священники – представители небесной власти. Политические вожди – представители земной власти. Небо всегда управляло землей, а священство – царями. Это Божий порядок, который Бог восстановит и утвердит в последнее время».
По причине уникального права на толкование Священного Писания в протестантских церквях утверждается догмат «о примате пастора» (по аналогии с «приматом Папы»)
В итоге, самим протестантам (а именно, евангельскому крылу) необходимо дать ответ на те вызовы, которые таит в себе учение о «Божьих помазанниках».
Во-первых, оно содействует финансовым злоупотреблениям и стремлению избежать ответственности. Финансовые скандалы, отсутствие прозрачности по затратам привели к тому, что в ноябре 2007 года сенатор от штата Айова Чак Грессли инициировал расследование Комитетом по финансам Сената США шести миссий, в том числе служения Кеннета Коупленда, Джойс Майер, Бенни Хинна.
Во-вторых, происходит подмена традиционных целей христианской церкви персональными политическими и бизнес-интересами отдельных церковных лидеров и формируется протестантская версия «цезарепапизма».
В-третьих, по причине уникального права на толкование Священного Писания (которое превращается в аксиому) в протестантских церквях утверждается догмат «о примате пастора» (по аналогии с «приматом Папы»).
В-четвертых, высока опасность появления культа личности отдельных служителей. Например, среди харизматических лидеров участилась практика самопровозглашения себя апостолами (упоминавшиеся Сандей Аделаджа, Алексей Ледяев), пророками (Рик Джойнер, Бенни Хинн и др.).
В-пятых, нарушаются базовые принципы и идеи Реформации. А именно, демократическое устройство церкви – коллегиальность и выборность должностей. В последнее время эти достижения отцов Реформации рассматриваются как сатанинское проникновение в церковь: «В последние дни церкви истинными пасторами не будут наемники, за которых проголосовали, чтобы они стали пасторами, но будут посвященные пасторы, которые желают положить свою жизнь, чтобы защитить людей Бога и сохранить церковь» [Дары Духа Святого. По материалам книги Вэндэла Смита «Подготовка Тимофея», С. 14].
То, против чего так усердно боролись реформаторы церкви, появляется внутри самих протестантских деноминаций, нивелируя, таким образом, значение самой Реформации.