Полупозишн формула 1 что это
Поул-позиция
Поул-позиция (поул-позишн, поул, англ. pole-position ) — наиболее выгодная позиция автомобиля, занимаемая гонщиком по итогам квалификации.
Содержание
Происхождение термина
Термин поул-позиция пришёл в моторные виды спорта из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole ). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решётке.
Формула-1
За свою многолетнюю историю Формула-1 использовала различные квалификационные системы. В период с основания гоночной серии в 1950 году по 1995 год пилоты проезжали две одночасовые сессии (по одной в пятницу и субботу). Поул-позицию занимал пилот, показавший лучшее время в любой из двух сессий.
С 1996 по 2002 годы поул занимал пилот, показавший лучшее время в субботней одночасовой сессии. При этом разрешалось проехать не более 12 кругов, а гонщики, чей результат превышал 107 % от времени победителя квалификации, не допускались к участию в гонке.
В 2003 году был введён новый квалификационный формат. Он состоял из двух отрезков: первый проходил в пятницу и определял позиции пилотов в квалификации; второй заезд проходил в субботу, где пилотам разрешалось по отдельности пройти только один быстрый круг, причём с теми настройками и тем количеством топлива, которые будут использоваться в гонке. [1] В сезоне 2004 года оба квалификационных сегмента были совмещены в один, который проводился в субботу. В начале 2005 года первая сессия была перенесена на субботу, а вторая — на воскресное утро, причём для определения расположения пилотов на стартовой решётке оба квалификационных времени суммировались. Но эта система не прижилась, и было принято решение вернуться к системе 2004 года, но уже только с одним быстрым кругом.
В сезоне 2006 квалификационная система была полностью изменена. Квалификация делилась на три сегмента: в первые 15 минут на трассу допускались все машины. По окончании заездов отсеивались 6 наиболее медленных пилотов, которые распределялись на последние места стартового поля в соответствии с показанным временем. Во второй пятнадцатиминутке все времена, показанные пилотами в первом сегменте, аннулировались, а следующие шесть наиболее медленных машин выбывали и распределялись на 11—16 места стартовой решётки. Финальная третья сессия длилась 20 минут, на которой пилоты уже использовали гоночные настройки (включая количество топлива, рассчитанное до первого пит-стопа). Победитель последнего сегмента и занимал поул. Позднее третья часть квалификации была сокращена до 15 минут, из-за нудной процедуры наматывания пилотами кругов в целях сжигания топлива.
В 2008 году система претерпела небольшие изменения: первый сегмент был увеличен до 20 минут, а третий — сокращён до 10. Начиная с Гран-при Турции, в первой и второй частях стало отсеиваться по 5 машин, из-за сокращения общего числа пилотов до 20.
В 2011-м FIA вернула «правило 107%». Оно касается только первой квалификационной сессии – пилоты, уступившие в ней лидеру сессии более 107%, не смогут участвовать в гонке. Есть исключение, позволяющее стартовать тем, кто неудачно провёл сессию из-за аварии или по другим причинам. Если на свободных заездах гонщик показывал лучшие результаты, то стюарды могут разрешить ему выйти на старт. Если таких гонщиков несколько, их места на стартовом поле будут определены по решению стюардов.
Рекорды Формулы-1 по числу поулов
Гонщик | Сезоны | Гран-при | Поулы | Процент | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Михаэль Шумахер | 1991—2006, 2010—2012 | 292 | 69 | 23.29 % |
2 | Айртон Сенна | 1984—1994 | 161 | 65 | 40.37 % |
3 | Себастьян Феттель | 2007—2012 | 97 | 35 | 36.08 % |
4 | Джим Кларк | 1960—1968 | 72 | 33 | 45.83 % |
Ален Прост | 1980—1991, 1993 | 199 | 33 | 16.58 % | |
6 | Найджел Мэнселл | 1980—1992, 1994—1995 | 187 | 32 | 17.11 % |
7 | Хуан-Мануэль Фанхио | 1950—1951, 1953—1958 | 51 | 29 | 56.86 % |
8 | Мика Хаккинен | 1991—2001 | 161 | 26 | 16.15 % |
9 | Ники Лауда | 1971—1979, 1982—1985 | 171 | 24 | 14.04 % |
Нельсон Пике | 1978—1991 | 204 | 24 | 11.76 % |
MotoGP
В MotoGP с 2006 года квалификационные заезды проходят в субботу и длятся один час. За это время пилотам разрешается проехать неограниченное число кругов.
Что такое поул-позишн и почему я не люблю с него стартовать
Вам, наверное, доводилось объяснять что-то из своих увлечений человеку, который абсолютно в этом не шарит? Тогда вам знаком этот неловкий момент, когда ты очень круто все объяснил, и видишь в глазах собеседника вселенскую пустоту, иногда сопровождающуюся фразой “Да, я примерно понял, продолжай”
Так как я не первый год занимаюсь картингом на любительском уровне, то, представляя себе получасовое объяснение, что такое поул-позишн, я обычно ограничиваюсь фразой: “Э, ну это когда стартуешь с первого места, понимаешь?”. Сегодня пора сорвать покров тайны с этого слова и разложить все по полочкам
Для начала обратимся за определением к Википедии.
Поул-позиция (поул-позишн, поул, англ. pole-position) — наиболее выгодная позиция автомобиля, занимаемая гонщиком по итогам квалификации.
Термин поул-позиция пришёл в моторные виды спорта из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решётке.
А теперь подробнее о том, как поул-позишн определяется в картинге, и почему наиболее выгодной позицией ее можно назвать весьма условно.
Кто стартует с поул-позишн
Но вернемся к любительским гонкам. Одна из проблем состоит в том, что количество желающих зачастую превышает количество доступных машин и гонку приходится разбивать на 2-3-4 заезда (aka финалы A, B, C, D). Например, топ-15 отправляются в финал А, следующие в финал B, и т.д. Да, вроде бы в каждом финале с поул-позиции стартует быстрейший в своем заезде пилот, но стоит ли объяснять, какую невероятную радость ты испытываешь, стартуя с этой самой поул-позиции в финале B, вместо того, чтобы иметь возможность прорваться с последней позиции в финале А.
Еще один интересный формат гонок, который применяется как в любительских, так и профессиональных соревнованиях, это старт с реверсивной решетки. Идея абсолютно противоположная: почему бы не отправить быстрейшего гонщика в самый конец стартового поля и посмотреть сможет ли он оттуда прорваться. Конечно, в этом случае обычно проводится несколько заездов, и заезд с реверсивной решетки не определяет победителя. Но хороший прорыв может обеспечить дополнительные очки в борьбе за победу.
Смена карта со штрафом. Впрочем чаще машины между участниками распределяются все-таки в случайном порядке. И если уж и в предыдущем случае большинство гонщиков предпочитают выбрать скорее машину, чем поул-позишн, то и в этом многие готовы пойти на штраф и стартовать из конца на хорошей машине, чем стартовать с поула.
Итак, мы выяснили, что с поул-позишн может стартовать:
— пилот, показавший худшее время
— какой-то чувак из середины. Признаюсь честно, так я обычно там и оказываюсь
— просто тот, кому повезло вытянуть жребий
Почему это может быть не выгодно
И вот представьте вы стоите на самом острие стартового поля, а за вами целая толпа соперников, которая не против впереди вас оказаться. Тут надо не облажаться. А шансов для этого предостаточно. Реакция на стартовый светофор, неперекрытая атака соперника, ошибка на торможении.
Кроме того, именно позиция у поул-позиции может оказаться не самой выгодной. Продолжая традиции скачек она расположена ближе ко внутреннему радиусу первого поворота. Обычно, это дает гонщику привилегию зайти в него по самой выгодной траектории. Однако, в дождь, на скользкой трассе все как раз наоборот. Уже не говоря о возможности луж на поул-позишн. Откуда я это знаю? Просто все прочувствовано на себе. Нет-нет, это не слезы, просто дождь в глаза попал.
«Это неприемлемо!» Как в мире автоспорта отреагировали на чемпионство Ферстаппена
Макс Ферстаппен перевернул мир «королевских гонок» с ног на голову. Отчаянной и бескомпромиссной борьбой вплоть до фола голландский пилот «Ред Булла» положил конец гегемонии дуэта Льюиса Хэмилтона и «Мерседеса», длившейся с 2014-го. Финальная гонка сезона в Абу-Даби выдалась под стать всему году и завершилась непредсказуемой победой Макса с обгоном на последнем круге.
Уже после финиша соперники из англо-немецкого коллектива подали сразу два протеста с требованием пересмотреть результаты Гран-при, обвинив Ферстаппена в обгоне Хэмилтона в режиме машины безопасности, а дирекцию гонки — в нарушении процедуры рестарта (судейская команда во главе с Майклом Маси разрешила нескольким круговым машинам, находившимся между Хэмилтоном и Ферстаппеном, обогнать лидера гонки, расчистив таким образом дорогу пилоту «Ред Булла». Правила требуют либо разрешать обгон всем круговым, либо оставлять пелотон в прежнем порядке. — «Матч ТВ»).
Некоторые из коллег Макса уже успели высказаться в поддержку действиям «Мерседеса», в то время как другие гонщики искренне радуются новому чемпиону «Формулы-1».
Джордж Расселл уважает Ферстаппена, но победу не признает
Жестче остальных по поводу итогов Гран-при Абу-Даби высказался нефинишировавший пилот «Уильямса» Джордж Расселл, который со следующего года станет напарником Льюиса Хэмилтона в «Мерседесе»:
«Это неприемлемо. Макс — абсолютно фантастический гонщик, который провел невероятный сезон, и я не испытываю ничего кроме огромного уважения к нему, но то, что произошло, совершенно неприемлемо. Не могу поверить в то, что мы только что видели (речь о решении дирекции гонки. — «Матч ТВ»)».
«Много не очень счастливых людей. И много очень счастливых людей. Таков новый принцип, по которому работает этот спорт, когда гоночный директор может принимать столь особенные решения. Думаю, они были немного в стиле «угадайте, что я сделаю теперь», — отправил шпильку в адрес судей чемпион 1996 года Дэймон Хилл.
Другие пилоты «Формулы-1» поздравляют
Остальные гонщики «Формулы-1» высказались в более дружелюбном ключе: действующие больше говорили об итогах собственного сезона, коротко поздравляя Ферстаппена в конце, а завершившие карьеру старались выдержать нейтралитет.
«Совсем не так хотелось закончить этот сезон, потеряв всё после остановки во время первой машины безопасности и не отыгравшись. Поздравления Карлосу (Сайнсу) с потрясающим выступлением сегодня и, конечно, поздравления Максу с его первым титулом!» — прокомментировал гонку Шарль Леклер, из-за несвоевременного пит-стопа финишировавший лишь десятым.
«Эпичная битва! Поздравления обоим — победителю и тому, кто боролся до самого конца», — высказался, не называя имен, Антонио Джовинацци из «Альфа Ромео», который покидает «Формулу-1» в этом году.
«Последняя гонка сезона. Очень доволен нашим выступлением, приятно финишировать высоко! Поздравления Максу Ферстаппену с чемпионством», — написал Мик Шумахер, своей борьбой с Николасом Латифи невольно запустивший цепную реакцию, которая привела к победе пилота «Ред Булла». Рекорд отца Мика пока не побит.
«Вот это шоу! Мне нравятся чемпионы, рекорды и истории, которые заставляют мое сердце стучать с частотой 300 ударов в минуту! Поздравления чемпиону мира Максу Ферстаппену, а также Льюису Хэмилтону за эпичный сезон и историю, которая точно продолжится», — бодро отреагировал легендарный Марио Андретти, чемпион мира 1978-го.
Другой триумфатор «Формулы-1» Нико Росберг, обыгравший в том же Абу-Даби именно Льюиса Хэмилтона, тоже впечатлен развязкой сезона:
«Снимаю шляпу перед Максом, наилучшие поздравления и большой респект! Также классное выступление Льюиса. Это был эпичный сезон «Формулы-1»!»
В видео Нико также отметил, что оба гонщика заслуживали титул, но Макс — больше.
Не поскупился на эпитеты главный балагур формульного Twitter Гидо ван дер Гарде, соотечественник Ферстаппена и бывший пилот аутсайдера «Катерхэм»:
«Легенда! Ты — чемпион «Формулы-1». Очень тобой горжусь».
Так же тепло отреагировал на победу друга экс-пилот «Рено» и запасной «Астон Мартина» Нико Хюлькенберг:
«Вау, что только что произошло? Что за сезон! Поздравления выдающемуся Максу Ферстаппену. Ты точно превзошел границы (возможного) в этом году. Также поздравления Льюису и «Мерседесу» с этой эпичной битвой и шоу!»
За пределами «Формулы-1» ликуют
Чемпион IndyCar и победитель гонки «Инди-500» Симон Пажено нашел связь с успехом Ферстаппена. В команде Макса оказался инженер, с которым француз раньше работал:
«Мой друг и инженер, с которым я был в (команде) SPM в IndyCar, теперь чемпион «Формулы-1»! Поздравляю, Дэвид — ты легенда! Потрясающее выступление Макса Ферстаппена и «Ред Булла» в этом сезоне».
Пятикратный вице-чемпион мира по ралли Тьерри Невилль также поздравляет Ферстаппена с победой и восхищается сезоном:
А выходец из системы «Ред Булла» и двукратный чемпион «Формулы-Е» Жан-Эрик Вернь считает, что подобную развязку сезона не придумал бы и Майкл Бэй:
Шестикратный чемпион мира в MotoGP Марк Маркес, добившийся своих главных успехов на мотоциклах «Хонды», естественно, рад победе Ферстаппена и клиентов японской марки:
«Была сложная гонка, но мы выиграли!» — поддержал командный дух культовый мотогонщик.
Футбол не остался в стороне
К поздравлениям Макса Ферстаппена также присоединился лондонский «Тоттенхэм», у которого в запасниках нашлось фото нового чемпиона с клубной футболкой:
Не прошел мимо и голландский защитник «Ливерпуля» Вирджил ван Дейк:
А Гарри Линекер в бесконечных футбольных твитах нашел место, чтобы обратиться к обоим гонщикам, боровшимся в этом году за титул чемпиона:
«Поздравления Максу Ферстаппену с его первым чемпионским титулом. Судейские решения — не его вина. Он абсолютно великолепный гонщик и подарил нам самый невероятный сезон».
«Великодушная и достойная реакция со стороны Льюиса Хэмилтона. Он по-настоящему особенный на трассе и вне ее. Классно ведет себя до самого конца».
Что такое поул-позиция в Формуле 1
Поул-позиция в Формуле 1 (от англ. pole-position) – это самая выгодная позиция для гоночного болида, которая определяется по итогам квалификации.
Как и многие другие термины, рассматриваемый нами пришел в гонки из скачек. Первоначально на ипподроме дистанцию отмечали столбами (англ. pole), а самая выгодная позиция была у лошади, которая располагалась ближе к столбу. В результате ей нужно было пробежать меньшую дистанцию, потому что она находилась ближе всего к центру овала ипподрома. В Формуле 1 все проще: поул-позиция – это первое место на стартовой прямой. А теперь давайте подробнее посмотрим, что это такое в контексте королевских автогонок.
История поул-позиции в Формуле 1
За время существования Формулы 1 было перепробовано множество вариантов проведения квалификации, и о каждом из них мы сейчас расскажем подробнее:
Лидеры по поул-позициям
Начиная с 2014 года, Международная автомобильная федерация по итогам сезона вручала приз пилоту, который чаще остальных занимал поул-позиции. Вот их имена:
Год | Победитель | Команда | Число поулов |
2014 | Нико Росберг | Mercedes | 11 |
2015 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 11 |
2016 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 12 |
2017 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 11 |
2018 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 11 |
2019 | Шарль Леклер | Ferrari | 7 |
А это список гонщиков, которые завоевали самое большое количество поул-позиций за всю историю гонок Формулы 1:
Что такое квалификация в Формуле 1: интересная статистика поулов
Легендарный пятикратный чемпион Формулы 1 Хуан Мануэль Фанхио стартовал с поул-позиций в 56,86% всех Гран-при, в которых принял участие.
Что такое квалификация Формулы 1?
Что такое поул позиция в Формуле 1?
Первое место на старте гонки Формулы 1 (да и других автогоночных чемпионатов) называется поул-позицией, или просто поулом.
В последние годы принято проводить три квалификационные сессии в течение часа-полутора. В первой сессии отсеивается несколько самых медленных пилотов, которые занимают места на старте с 17 по 22. Во второй сессии определяются обладатели следующих семи мест на старте Гран-при. Оставшиеся десять быстрейших гонщиков сражаются между собой за поул и остальные места в первых рядах стартового поля.
За поул-позицию в Формуле 1 не начисляются очки (как, скажем, в GP2 и многих других чемпионатах). Однако победитель квалификации обладает наибольшими (хотя и далеко не стопроцентными) шансами на победу.
Самое большое количество поулов
Великий Айртон Сенна стартовал с поул-позиций в 65 из 161 Гран-при Формулы 1, в которых он принял участие, а это более 40%. А было ли у кого-либо больше поулов? Или, что менее вероятно, было ли у какого-нибудь гонщика большее соотношение поулов/стартов, чем у Бразильского Волшебника?
Из этой статистики исключены гонщики, которые участвовали лишь в гонках Индианаполис-500. Эти знаменитые американские соревнования входили в календарь чемпионата мира в 50х годах, но редко кто из европейцев принимал в них участие. Получается, что американские пилоты тех времён зачастую даже не подозревали о том, что участвуют ещё и в некоем чемпионате мира Ф1. Если принимать во внимание их достижения, то, вероятно, найдутся такие пилоты, которые стартовали в Индианаполисе с поула, но при этом участвовали лишь в одной-двух гонках из чемпионата мира в классе Формула 1. Стопроцентное достижение здесь выглядит не выдающейся спортивной победой, а лишь курьёзом статистики и истории.
Из выступающих ныне пилотов ярко выделяется Себастьян Феттель. Немец побеждал в квалификациях 45 раз, а всего выходил на старт 120 раз. Таким образом, его процент стартов с поула составляет впечатляющие 37,5% (45/120*100). Посмотрим, впрочем, как изменится это число в конце его карьеры.