Полуношница или полуночница что это
Церковная служба полунощница: вседневная, субботняя и воскресная
В состав утреннего богослужения входят полунощница, утреня и 1-й час.
Полунощницей называется церковная служба, совершаемая в полночь или в любой час ночи до утра. Обычай освящать богослужением полночь и ночное время вообще основывается на примере Господа Иисуса Христа (Мф. 26, 30; Лк. 6, 12), Которому подражали и апостолы (Деян. 16, 25), и их современники-христиане (1 Кор. 14, 26; Кол. 3, 16). Особенно широко он распространился в первые века, во время гонений на христиан, так как ночное время было наименее опасным для совершения богослужений. Кроме того, Святая Церковь всегда считала, что для обращения с молитвой к Богу и для размышлений о грехах и исправлении их ночь наиболее благословенна. Об этом говорится во Втором послании святого Василия Великого к святому Григорию Богослову († 389).
По мнению толкователей богослужения, полунощницу Святая Церковь установила, чтобы напомнить верующим о полунощном молитвенном подвиге Христа Спасителя пред Его крестными страданиями, для напоминания о дне Второго пришествия Сына Божия и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, так как, по верованию Церкви, основанному на евангельской притче о десяти девах, оно совершится в полночь, а также чтобы призвать всех верующих, в подражание ангелам, постоянно, в том числе и в ночные часы, прославлять Господа.
Полунощницы бывают вседневная, субботняя и воскресная. Все они совершаются в согласовании со днем седмицы и указаниями Устава. Полунощница не правится, если совершается всенощное бдение, а также в некоторых других случаях, оговоренных Уставом. В монастырях она иногда совершается келейно.
Устав о полунощницах находится в Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе.
Утреня получила свое наименование от времени совершения. По содержанию она подразделяется на три части, из которых в первой христиане исповедуют свои грехи и испрашивают милости Божией на предстоящий день, во второй – прославляют лиц или события соответственно воспоминаниям церковного дня, а в третьей – славословят Самого Господа Иисуса Христа.
Освящать утро дня соответствующими времени молитвословиями и песнопениями – обычай очень древний. Евсевий, епископ Кесарийский (IV в.), называет издревле установленными и сложенными псалмы и песни, которыми прославляется Божество Иисуса Христа на утреннем богослужении. Святой Василий Великий упоминает о способе стихословия псалмов, отличая их от молитв и покаянного псалма. Основное содержание утреннего богослужения составляли хвалебные псалмы, а поэтому и служба называлась чином хвалений. Указание на употребление на утрене великого славословия находится в Апостольских постановлениях и у святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (298-373). По мере развития христианских песнопений умножился и обогатился и состав утреннего богослужения. Особенно замечательны каноны святого Иоанна Дамаскина (VII-VIII).
Утреня бывает: непраздничная, без полиелея и великого славословия, когда оно читается, а не поется; праздничная утреня с полиелеем и великим славословием, то есть когда оно поется, а не читается, и утреня пасхальная.
На непраздничной утрени после шестопсалмия поется «Бог Господь» или «Аллилуиа». В Уставе часто встречаются указания «егда поется «Бог Господь» и «егда поется «Аллилуиа», а также «Аллилуиа или тропарь»: предписание петь «Аллилуиа» указывает на скорбность и покаянность церковной службы, а предписание петь «Бог Господь» на торжественность и радость.
Устав непраздничной утрени находится в Служебнике, Часослове, Типиконе, а праздничной в некоторых изданиях Служебника, Часослова, Следованной Псалтири, в Октоихе и Типиконе.
По Уставу 1-й час совершается, как правило, в храме, иногда в притворе. В храме 1-й час совершается в седмичные непраздничные дни, в среду и пяток Сырной седмицы и во Святую Четыредесятницу. Исхождение в притвор и в эти дни бывает после 1-го часа.
В притворе 1-й час совершается в дни воскресные, в праздники, когда Устав или прямо назначает совершать бдение, или замечает, что совершается бдение, «аще изволит настоятель», и в великие Господние и Богородичные праздники, в какие бы дни они ни случались.
Полунощница
Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.
Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).
Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.
Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв
На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием» XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.
Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:
В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.
В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).
Порядок полунощницы повседневной
Иерей: «Благословен Бог наш»;
Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;
Иерей: «Боже ущедри ны»;
Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».
Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.
Библиотека Русской веры
Полунощница повседневная →
Полунощница субботняя
Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:
1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;
2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.
Полунощница воскресная
Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;
Иерей: «Милостью и щедротами»;
Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:
Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.
Полуночница. Славянская богиня ночи и бессонницы
Полуночница (или Ночница) — в славянской мифологии ночная злобная Навья, нападающая главным образом на детей (иногда только новорожденных) и лишающая их сна, а также вызывая им болезнь (бессонница и крик).
Наши предки верили в «урочные» и «неурочные» часы суток. Считалось, что переломные моменты дня и ночи: полночь, полдень, рассвет или закат — время, когда активизируются особые злые духи. Одними из таких созданий, опасных для людей, были Полуночницы.
Полуночница. Художник Андрей Клименко
Кто такая Полуночница, как она выглядит?
Верили, что Полуночница приходит через дверь или окно, встает у кроватки и всячески беспокоит ребенка: щиплет, бьет, может даже сосать кровь.
Кое-где говорили, что Полуночницы могут подменять живых детей на нечисть или на неодушевленные предметы, особенно если мать в сердцах прокляла. Ребенок Полуночницы будет плохо расти и развиваться, может даже вовсе не расти (особенно если в колыбель подложена чурка, а матери кажется, что это живой младенец). Настоящее дитя живет в мире духов, невидимом для всех остальных, из которого его можно вызволить. Распространены сюжеты, когда юноша случайно встречается с девушкой-подменышем, принимая за злого духа, влюбляется в нее, берет в жены, тем самым, спасает от власти нечисти. Но перед этим приходится пройти некое испытание.
Много о том быличек рассказывают. Например, такую:
«Раньше молодые мы были, слушали да кудесили. Раз говорят, кто из байны камень вынесет на похвас. Один пошел, сунул руку в каменку, а там его схватило. Говорит ему: «Возьми меня замуж — отпущу, а не возьмешь — спокою не дам». Пришел на другой день в байну, говорит: «Выходи, кто тут есть». А ему: «Сходи к матери, да возьми пояс, да рубаху принеси». Он взял, накинул на нее пояс, така красавица получилась. Свадьбу сыграли, пошли к ейным родителям. Там мати качает ребенка в зыбке. Она пришла: «Здравствуй, мама». Та говорит: «Кака я тебе мама, я двадцать лет качаю». Она родила ее да в байны оставила ребенка, а его обменили. Девушка говорит: «Дай-ка ребеноцка». Сама взяла его да колотнула о стол, а ето голик оказался. Таких детей называют «обменены»».
Полуночница является не только домой, но и на природе. Ее, наряду с Полуденницей, относят к стихийным духам природных пространств. На тех, кто отдыхает ночью в поле или на пастбище летом после работы, Полуночница может напасть, наслать болезнь, летаргический сон. Однако дух справедлив и часто карает тех, кто действительно виноват в каком-то преступлении.
Полуночница. Косплей
Во многих рассказах Полуночница сливается с образом Кикиморы. В северных заговорах у Полуночницы даже есть личное имя:
«Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, имярека не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков».
Другой вариант Полуночницы — «заложный» покойник, упырь, приходящий ночью.
Полагали, что Полуночница ходит не одна, а в компании сестер. Их двенадцать, они вызывают у ребенка беспокойство, плач, крик.
Облик Полуночницы не определен — часто видят неясные тени, женские силуэты в белых одеждах, в облике либо юных девушек, либо уродливых старух. Могли принимать облик сов, летучих мышей, ночных бабочек. Полуночницы — большие плясуньи, могут заставить прохожего пуститься в пляс. Кто сможет за ними поспеть, тот будет щедро награжден. Опасны они только по ночам, с наступлением утренней зари пропадают.
Меры предосторожности от нападения Полуночницы
Полуночницы опасны для тех, кто ложится спать на закате. Такая привычка грозит бессонницей, болезнями. Чтобы Полуночница не зашла домой, закрывали окна и двери, не выносили ребенка из дома после заката. Также нельзя было качать пустую зыбку, оставлять ее открытой. Детей старались никогда не оставлять одних, особенно в таких опасных местах, как баня, поле, лес. Если Полуночница напала на человека в чистом поле, то она может начать задавать вопросы, наводить человека на разговор. Чтобы скоротать время и отвлечь духа, следовало отвечать ему обстоятельно и долго.
От Полуночниц хорошо помогали обереги-куколки, у которых никогда не было лица, также чертополох. При изготовлении особой куклы-талисмана от Полуночниц произносили: «Крикса-варакса, вот те забавка, с нею играй, а младенца не май».
Предполагали, что в момент очередного посещения Полуночница отвлечется на куколку, а живой младенец будет ей не интересен.
Считается, что Полуночница пробиралась в дом через дверь или открытое окно, вставала у изголовья кровати и всячески донимала младенца, не давая ему уснуть, таким образом, ночница высасывала жизненные силы из ребенка. Считается, что по ночам она любит залезать в птичьи гнезда и душить птенцов. Но самую большую опасность представляет она на закате солнца. Поскольку она очень легко привязывается к засыпающему человеку, это время суток испокон веков считается самым опасным для сна.
Также в разного рода архивах есть упоминание о полуночнике В.Даль сообщает, что Полуночник – род домового, который в полночь обходит всю деревню и возится по задворкам [Даль, 1882]. По поверьям Вологодчины, Полуночь сродни Домовому, Глумице: она появляется и беспокоит людей, «глумится» ночью.
Иногда Полуночник ассоциируется с покойником, который «ходит в полночь» (Арх.).
Упоминается в заговорах и сходная с Полуночницей, полуночью «матенка-полуноченка», «Матер ночная и полуночная». «От бессонницы клали в люльку ребенка краюшку хлеба, цветок чертополоха, косточку из головы поросенка, или рыбы, которую в просторечии называют «сон»; эта косточка имеет фигуру старинной серебряной копейки. Клали еще в люльку девочке прясицу, а мальчику лук и стрелу» [Авдеева, 1842].
Охранить от Полуночников и Полуночниц могло, по поверьям, особо осмотрительное поведение, заговоры, молитвы, все это, однако, далеко не всегда уберегало от всепроникающего влияния «порубежных» духов.
Кто такая Полуночница и как защититься от нее? Описание ее сестры, появляющейся в полдень
Наши предки считали, что в разное время суток есть определённые часы, в которые нужно соблюдать особые правила. К такому времени относили полдень, полночь. В давние времена люди верили в магию и духов и полагали, что именно в эти часы они наиболее активны. Одним из таких духов считали Полуночницу.
Что значит Полуночница в славянской мифологии?
В славянской мифологии Полуночницей называли злого ночного духа. Второе её название – Ночница. В некоторых источниках её нарекали Ночной феей полей.
Как выглядит и чем она опасна?
В разных преданиях Полуночнице давали разное описание. Её представляли и как молодую девушку с распущенными волосами, и как старуху, которая при жизни была ведьмой. Общим между ними было то, что ни одна, ни другая, будучи живыми, не познали счастья быть матерью.
По этой причине Ночница чаще приходит к детям, в основном к новорожденным. Она могла войти как через дверь, так и через окно. Вставала в изголовье детской кроватки и беспокоила младенца. Ребёнок плакал, не спал, терял жизненные силы. Иногда Ночница могла даже подменить малыша на неодушевлённый предмет.
Полуночница могла посетить не только новорожденного, но и взрослого. В этом случае человек терял сон, мучился бессонницей. Ночница также была способна нагнать на человека болезни. Наши предки боялись прихода злого духа и опасались выходить после полуночи из дома, плотно закрывали окна и двери.
Однако считалось, что ночную диву можно встретить и на природе, например в чистом поле. Путники старались до наступления ночи оказаться в безопасном месте. Некоторые предания гласят, что Ночница могла заговорить припозднившегося странника или загадывать загадки. В этом случае нужно было поддерживать с ней беседу, говорить рассудительно, с расстановкой, чтобы отвлечь духа.
Как защититься?
Люди верили, что от Полуночницы, как от любого другого духа тьмы можно уберечься.
Нельзя было:
На ночь нужно было плотно закрывать все окна и двери.
Кто такая Полуденница?
Как и Полуночница, Полуденница – это дух славянской мифологии. По приданию считалось, что она приходится сестрой Ночницы и обитает в чистом поле. Появлялась Полуденница только в полдень, отсюда и её название.
В сказаниях эта фея описывается, как молодая белокурая девушка с длинными волосами и бледным лицом. Одета она была в белое платье.
Фея полуденного солнца любила танцевать и могла закружить в танце до смерти. Но если всё же, какой-либо девушке удавалось переплясать Полуденницу – ждала её царская награда. Как и сестра, Полуденница умело заговаривала незадачливого путника, которому довелось оказаться в поле в этот час. В этом случае нужно было тянуть время, ведь фея только в полдень имела власть, а после исчезала.
В славянской мифологии существует большое количество интересных историй, некоторые из которых пугающие. Изучать и познавать сказания наших предков — увлекательное и познавательное занятие.
Полезное видео
Рассказ о Полуночнице в славянской мифологии:
Полуночник :: Общие сведения
Полуночник (полуночь, полуночница) – полуночный дух не вполне определённого облика, как бы «растворённый» в полночном времени. Это дух, который появляется ночью, преимущественно в полночь («А в полночь полуночник ходит»); в некоторых местах полуночниками называли вообще всех тех нечистых духов, у которых время особой активности приходится на полночь.
Судя по некоторым поверьям, полуночник – это одно из названий домового, который «в полночь обходит всю деревню и возится по задворкам», появляется ночью и беспокоит людей, «глумится» в полночь и т.д. Реже полуночник ассоциировался с покойником, который «ходит в полночь», возвращается домой, бродит неприкаянным по земле и т.д. Полуночница в народных поверьях была практически аналогична кикиморе, Маре или ночнице: она – нечистый дух, живущий в пустых домах, в банях и т.п.; появившись в жилом доме, она беспокоит преимущественно детей: не даёт им спать, тормошит их и т.д.
Как ночной дух, беспокоящий детей, полуночница, «полуночная хозяйка», «матенка-полуноченка» («матер ночная и полуночная») упоминается во многих заговорах от детской бессонницы. Так, например, считалось, что если дитя не спит по ночам и плачет, следует взять его на руки, поднять вверх и трижды его ногами коснуться матицы, при этом трижды плюнув и произнесши: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имя) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков. Аминь!»
В некоторых местах полагали, что полуночниц бывает несколько. Так, например, в Архангельской губернии полагали, что полуночницы – это двенадцать сестёр. В некоторых заговорах упоминаются «полуденные и полуночные криксы и плаксы», «бессонье» – вредоносные существа, порождённые полдневным и полуночным временем; забрать, увести от ребёнка этих существ в заговорах просили обычно Зарю (реже – Землю, Воду и пр.): «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Заря-заряница, заря, красная девица, возьми криксы и плаксы, денны и полуденны, нощны и полунощны, часовы и получасовы, минуты и полуминуты от раба Божьего (имя)».
Вообще, заговоры, в которых содержалось обращение к Заре, считались самым действенным средством против полуночников. Заговоры эти звучали примерно так: «Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из избы в избу, из дверей в двери, из ворот в ворота, под восток, под восточну сторону; под восточной стороной ходит матушка утренняя заря Мария, вечерняя заря Маремьяна, мать сыра земля Пелагея и сине море Елена. Я к ним приду поближе, поклонюсь им пониже: «Вояси ты матушка заря утренняя Мария и вечерняя Маремьяна, приди к нему, рабу Божьему, ко младенцу, возьми ты у него полуношника и щекотуна из белого тела, из горячей крови, из ретивого сердца, изо всей плоти. » и т.п.
Кроме заговоров, отогнать полуночников и полуночниц могло, по поверьям, особо осмотрительное поведение, заговоры, молитвы, а также различные обереги. Так, например, от бессонницы детям, которых, по народному убеждению, беспокоит полуночный дух, в люльку клали краюшку хлеба, цветок чертополоха, а также имеющую «фигуру старинной серебряной копейки» косточку из головы поросёнка или рыбы (косточку эту в просторечии называли «сон»); кроме того, девочке в люльку клали пряслицу, а мальчику лук и стрелу.
Полуночник в славянской и русской мифологии
Кто такой полуночник, где он живёт и как выглядит в реальной жизни? Фото полуночника.
Чего бояться, если увидишь батамана? Как наказывает дух полуночник?
Как вызвать и задобрить полуночника? Как с ним общаться?
Как рисовать карандашом полуночника (пошагово)?