Полунощница воскресная что это

Полунощница

Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.

Полунощница воскресная что это

Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.

Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв

На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием» XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.

Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).

Порядок полунощницы повседневной

Иерей: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Иерей: «Боже ущедри ны»;

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.

Библиотека Русской веры
Полунощница повседневная →

Полунощница субботняя

Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:

1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;

2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.

Полунощница воскресная

Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;

Иерей: «Милостью и щедротами»;

Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:

Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Источник

По­лу­нощ­ни­ца воскресная

Пса­лом 50:

П оми­луй мя, Бо­же, по ве­ли­цей ми­ло­сти Тво­ей, и по мно­же­ству щед­рот Тво­их очи­сти без­за­ко­ние мое. Наи­па­че омый мя от без­за­ко­ния мо­е­го, и от гре­ха мо­е­го очи­сти мя; яко без­за­ко­ние мое аз знаю, и грех мой пре­до мною есть вы­ну. Те­бе Еди­но­му со­гре­ших и лу­ка­вое пред То­бою со­тво­рих, яко да оправ­ди­ши­ся во сло­ве­сех Тво­их, и по­бе­ди­ши вне­гда су­ди­ти Ти. Се бо, в без­за­ко­ни­их за­чат есмь, и во гре­сех ро­ди мя ма­ти моя. Се бо, ис­ти­ну воз­лю­бил еси; без­вест­ная и тай­ная пре­муд­ро­сти Тво­ея явил ми еси. Окро­пи­ши мя ис­со­пом, и очи­щу­ся; омы­еши мя, и па­че сне­га убе­лю­ся. Слу­ху мо­е­му да­си ра­дость и ве­се­лие; воз­ра­ду­ют­ся ко­сти сми­рен­ныя. От­вра­ти ли­це Твое от грех мо­их и вся без­за­ко­ния моя очи­сти. Серд­це чи­сто со­зи­жди во мне, Бо­же, и дух прав об­но­ви во утро­бе мо­ей. Не от­вер­жи мене от ли­ца Тво­е­го и Ду­ха Тво­е­го Свя­та­го не оты­ми от мене. Воз­даждь ми ра­дость спа­се­ния Тво­е­го и Ду­хом Вла­дыч­ним утвер­ди мя. На­учу без­за­кон­ныя пу­тем Тво­им, и нече­сти­вии к Те­бе об­ра­тят­ся. Из­ба­ви мя от кро­вей, Бо­же, Бо­же спа­се­ния мо­е­го; воз­ра­ду­ет­ся язык мой прав­де Тво­ей. Гос­по­ди, устне мои от­вер­зе­ши, и уста моя воз­ве­стят хва­лу Твою. Яко аще бы вос­хо­тел еси жерт­вы, дал бых убо: все­со­жже­ния не бла­го­во­ли­ши. Жерт­ва Бо­гу дух со­кру­шен; серд­це со­кру­шен­но и сми­рен­но Бог не уни­чи­жит. Убла­жи, Гос­по­ди, бла­го­во­ле­ни­ем Тво­им Си­о­на, и да со­зи­ждут­ся сте­ны Иеру­са­лим­ския. То­гда бла­го­во­ли­ши жерт­ву прав­ды, воз­но­ше­ние и все­со­же­га­е­мая; то­гда воз­ло­жат на oл­тарь Твой тельцы.

Пса­лом 50

П оми­луй ме­ня, Бо­же, по ве­ли­кой ми­ло­сти Тво­ей и по мно­же­ству щед­рот Тво­их из­гладь без­за­ко­ние моё; со­вер­шен­но омой ме­ня от без­за­ко­ния мо­е­го, и от гре­ха мо­е­го очи­сти ме­ня. Ибо без­за­ко­ние моё я знаю, и грех мой все­гда пре­до мною. Те­бе, Еди­но­му, я со­гре­шил и злое пред То­бою со­тво­рил, – да бу­дешь оправ­дан в сло­вах Тво­их и по­бе­дишь, ес­ли всту­пят с То­бою в суд. Ибо вот, я в без­за­ко­ни­ях за­чат, и во гре­хах ро­ди­ла ме­ня мать моя. Ибо вот, Ты ис­ти­ну воз­лю­бил, со­кры­тое и тай­ное пре­муд­ро­сти Тво­ей мне от­крыл. Ты окро­пишь ме­ня ис­со­пом – и бу­ду очи­щен; омо­ешь ме­ня – и сде­ла­юсь бе­лее сне­га, дашь мне услы­шать ра­дость и ве­се­лие – воз­ра­ду­ют­ся ко­сти уни­жен­ные. От­вра­ти ли­цо Твоё от гре­хов мо­их и все без­за­ко­ния мои из­гладь. Серд­це чи­стое со­тво­ри во мне, Бо­же, и Дух Пра­вый об­но­ви внут­ри ме­ня. Не от­ринь ме­ня от ли­ца Тво­е­го и Ду­ха Тво­е­го Свя­то­го не от­ни­ми от ме­ня. Воз­вра­ти мне ра­дость спа­се­ния Тво­е­го и Ду­хом Вла­ды­че­ствен­ным утвер­ди ме­ня. На­учу без­за­кон­ных пу­тям Тво­им, и нече­сти­вые к Те­бе об­ра­тят­ся. Из­бавь ме­ня от кро­вей, Бо­же, Бо­же спа­се­ния мо­е­го, воз­ра­ду­ет­ся язык мой прав­де Тво­ей. Гос­по­ди, Ты от­кро­ешь уста мои, и уста мои воз­ве­стят хва­лу Твою. Ибо ес­ли бы жерт­вы Ты вос­хо­тел, я дал бы её, – к все­со­жже­ни­ям не бу­дешь бла­го­во­лить. Жерт­ва Бо­гу – дух со­кру­шён­ный, серд­ца со­кру­шён­но­го и сми­рен­но­го Бог не пре­зрит. Обла­го­де­тель­ствуй, Гос­по­ди, во бла­го­во­ле­нии Тво­ём Си­он, и да бу­дут воз­двиг­ну­ты сте­ны Иеру­са­ли­ма, – то­гда при­мешь бла­го­склон­но жерт­ву прав­ды, воз­но­ше­ние и все­со­жже­ния, то­гда воз­ло­жат на ал­тарь Твой тельцов.

Иерей: Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки веков.Свя­щен­ник: Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки веков.
И мы гла­го­лем: Аминь.Чтец: Аминь.
Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.Сла­ва Те­бе, Бо­же наш сла­ва Тебе.
Ца­рю Небес­ный: Три­свя­тое. Пре­свя­тая Тро­и­це: От­че наш: Иерей: Яко Твое есть Цар­ство: Мы же: Аминь.Царь Небес­ный: Три­свя­тое. Сла­ва, и ныне: Пре­свя­тая Тро­и­ца: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Сла­ва, и ныне: От­че наш: Свя­щен­ник: Ибо Твое есть Цар­ство: Чтец: Аминь.
Гос­по­ди, по­ми­луй, 12. Сла­ва, и ныне: При­и­ди­те, по­кло­ним­ся: три­жды.Гос­по­ди, по­ми­луй. (12) Сла­ва, и ныне: При­ди­те, по­кло­ним­ся: (3)
И абие гла­го­лем тро­ич­ный ка­нон на­сто­я­ще­го гла­са, и по нем абие:

При­пе­вы Гри­го­рия Синаита:

Ипа­кои гласа.

Глас 1:

Раз­бой­ни­чо по­ка­я­ние рай окра­де, / плачь же ми­ро­но­сиц ра­дость воз­ве­сти, / яко вос­кресл еси, Хри­сте Бо­же, / по­да­яй мiро­ви ве­лию милость.

Глас 1

По­ка­я­ние раз­бой­ни­ка овла­де­ло ра­ем, / плач же ми­ро­но­сиц ра­дость воз­ве­стил, / что вос­крес Ты, Хри­сте Бо­же, / по­да­ю­щий ми­ру ве­ли­кую милость.

Глас 2:

По стра­сти шед­ша во гроб же­ны, / во еже по­ма­за­ти те­ло Твое, Хри­сте Бо­же, / ви­де­ша Ан­ге­лы во гро­бе, и ужа­со­ша­ся: / глас бо слы­ша­ху от них, яко вос­кре­се Гос­подь, / да­руя мiро­ви ве­лию милость.

Глас 2

По­сле стра­да­ния Тво­е­го / же­ны, при­дя ко гро­бу, / что­бы по­ма­зать ми­ром те­ло Твоё, Хри­сте Бо­же, / Ан­ге­лов уви­де­ли в гроб­ни­це и изу­ми­лись, / ибо весть услы­ша­ли от них, что вос­крес Гос­подь, / да­ру­ю­щий ми­ру ве­ли­кую милость.

Глас 3:

Удив­ляя ви­де­ни­ем, / оро­шая гла­го­ла­нии, / бли­ста­яй­ся Ан­гел ми­ро­но­си­цам гла­го­ла­ше: / что жи­ва­го ище­те во гро­бе; / во­ста ис­то­щи­вый гро­бы. / Тли Пре­ме­ни­те­ля ра­зу­мей­те Непре­мен­на­го. / Рцы­те Бо­го­ви: коль страш­на де­ла Твоя, / яко род спасл еси человеческий.

Глас 3

По­ра­жая об­ли­ком, но оро­шая ре­ча­ми, / воз­гла­шал бли­ста­ю­щий Ан­гел ми­ро­но­си­цам: / “Что Жи­во­го ище­те в гроб­ни­це? / Он вос­стал, опу­сто­шив гроб­ни­цы; / по­знай­те Неиз­мен­но­го, из­ме­нив­ше­го тле­ние. / Ска­жи­те Бо­гу: Как страш­ны де­ла Твои, / ибо спас Ты род человеческий!”

Глас 4:

Яже Тво­е­го пре­слав­на­го во­ста­ния, пред­тек­ша ми­ро­но­си­цы, / апо­сто­лом про­по­ве­да­ху Хри­сте, / яко вос­кресл еси яко Бог, / по­дая мiро­ви ве­лию милость.

Глас 4

Об­сто­я­тель­ства вос­кре­се­ния Тво­е­го див­но­го, / при­бе­жав к Апо­сто­лам, воз­ве­ща­ли ми­ро­но­си­цы, / что Ты вос­крес, Хри­сте, как Бог, / по­да­вая ми­ру ве­ли­кую милость.

Глас 5:

Ан­гель­ским зра­ком ум сму­ща­ю­ща, / и Бо­же­ствен­ным во­ста­ни­ем ду­шею про­све­ща­е­мы, / мv­ро­но­си­цы апо­сто­лом бла­го­вест­во­ва­ху: / воз­ве­сти­те во язы­цех Вос­кре­се­ние, / Гос­по­ду со­дей­ству­ю­щу чу­де­сы, / по­да­ю­ще­му нам ве­лию милость.

Глас 5

По­ра­жа­ясь умом от ан­гель­ско­го яв­ле­ния / и ду­шою про­све­ща­ясь чрез бо­же­ствен­ное вос­кре­се­ние, / ми­ро­но­си­цы апо­сто­лам бла­го­вест­во­ва­ли: / “Воз­ве­сти­те сре­ди на­ро­дов вос­кре­се­ние Гос­по­да, / вам со­дей­ству­ю­ще­го чу­де­са­ми / и по­да­ю­ще­го нам ве­ли­кую милость!”

Глас 6:

Воль­ною и жи­во­тво­ря­щею Тво­ею смер­тию, Хри­сте, / вра­та адо­ва со­кру­шив, яко Бог, / от­верзл еси нам древ­ний рай, и вос­крес из мерт­вых, / из­ба­вил еси от тле­ния жи­вот наш.

Глас 6

Доб­ро­воль­ной и жи­во­тво­ря­щей Сво­ею смер­тию, Хри­сте, / вра­та ада со­кру­шив, как Бог, / Ты от­верз нам древ­ний рай / и, вос­крес­нув из мёрт­вых, / жизнь на­шу от тле­ния избавил.

Глас 7:

Иже наш зрак вос­при­е­мый, / и пре­тер­пе­вый Крест плот­ски, / спа­си мя вос­кре­се­ни­ем Тво­им Хри­сте Бо­же, / яко человеколюбец.

Глас 7

Наш об­раз при­няв­ший / и пло­тию пре­тер­пев­ший Крест! / Спа­си ме­ня вос­кре­се­ни­ем Тво­им, Хри­сте Бо­же, / как Человеколюбец.

Глас 8:

Мv­ро­но­си­цы Жиз­но­дав­ца пред­сто­я­ща гро­бу, / Вла­ды­ку ис­ка­ху в мерт­вых, Без­смерт­на­го, / и ра­дость бла­го­ве­ще­ния от Ан­ге­ла при­ем­ша, апо­сто­лом воз­ве­ща­ху: / яко вос­кре­се Хри­стос Бог, / по­да­яй мiро­ви ве­лию милость.

Глас 8

Ми­ро­но­си­цы, гроб­ни­це жиз­ни По­да­те­ля пред­став, / ис­ка­ли сре­ди мёрт­вых бес­смерт­но­го Вла­ды­ку / и, ра­дость бла­го­ве­стия от Ан­ге­ла при­няв, / апо­сто­лам воз­ве­ща­ли, что вос­крес Гос­подь, / по­да­ю­щий ми­ру ве­ли­кую милость.

И мо­лит­ва Пре­свя­тей Троице,
тво­ре­ние Мар­ка монаха:

Мо­лит­ва Пре­свя­той Троице,
тво­ре­ние Мар­ка монаха

Гос­по­ди по­ми­луй, 40. Сла­ва, и ныне:Гос­по­ди, по­ми­луй. (40) Сла­ва, и ныне:
Чест­ней­шую Хе­ру­вим / и слав­ней­шую без срав­не­ния Се­ра­фим, / без ис­тле­ния Бо­га Сло­ва рожд­шую, / су­щую Бо­го­ро­ди­цу, Тя величаем.Че­стью выс­шую Хе­ру­ви­мов / и несрав­нен­но слав­ней­шую Се­ра­фи­мов, / дев­ствен­но Бо­га-Сло­во ро­див­шую, / ис­тин­ную Бо­го­ро­ди­цу – Те­бя величаем.
Име­нем Гос­под­ним бла­го­сло­ви, отче.Име­нем Гос­под­ним бла­го­сло­ви, отче.
Свя­щен­ник: Бо­же, ущед­ри ны и бла­го­сло­ви ны, про­све­ти ли­це Твое на ны и по­ми­луй ны.Свя­щен­ник: Бо­же, сжаль­ся над на­ми и бла­го­сло­ви нас; яви нам свет ли­ца Тво­е­го и по­ми­луй нас.
И мы: Аминь.Мы же: Аминь.
Все­мо­гу­щая и Жи­во­тво­ря­щая Свя­тая Тро­и­це и све­то­на­чаль­ная, яже мiр­ную вся­кую и пре­мiр­ную тварь, за еди­ну бла­гость от не су­щих при­ве­дый, и про­мыш­ляя и со­дер­жа. Иже по про­чих Тво­их неиз­ре­чен­ных о зем­ном ро­де бла­го­де­я­ни­их, и по­ка­я­ние нам ра­ди плот­ска­го немо­же­ния до смер­ти да­ро­ва­вый: не оста­ви нас ока­ян­ных в лу­ка­вых на­ших де­я­ни­их умре­ти, ни­же зло­на­чаль­ни­ку и за­вист­цу, и гу­би­те­лю по­смеш­ство бы­ти. Зри­ши бо Бла­го­сер­де, елик убо она­го на нас на­вет и враж­да, ели­ко же и на­ше стра­сто­ва­ние, и сла­бость, и небре­же­ние. Но неоскуд­ныя Твоя бла­го­сти со­де­лай на нас, мо­лим на вся­кий день и час про­гне­ва­ю­щии Тя чест­ных и жи­во­твор­ных за­по­ве­дей пре­ступ­ле­ни­ем. И вся убо все­го пре­шед­ша­го жи­во­та на­ше­го, и до ны­неш­ня­го ча­са со­гре­шен­ная на­ми, в де­я­ни­их, или гла­го­ла­ни­их, или в по­мыш­ле­ни­их, оста­ви и про­сти. Спо­до­би же нас, про­чее скон­ча­ти жи­тие в по­ка­я­нии, и уми­ле­нии, и со­блю­де­нии свя­тых Тво­их по­ве­ле­ний. Аще убо сла­до­стию пре­льстив­ше­ся, мно­го­об­разне со­гре­ши­хом, или мерз­ки­ми по­хотьми непо­лез­ны­ми и вред­ны­ми обо­льстив­ше­ся пре­про­во­ди­хом: аще гне­вом и яро­стию по­двиг­ше­ся без­с­ло­вес­ною, ко­го бра­та на­ше­го оскор­би­хом, аще язы­ком неиз­беж­ных и стро­пот­ных и креп­ких се­тей объ­яхом­ся: аще ко­им чувств на­ших, или все­ми, во­лею или нево­лею, ве­ду­ще или не ве­ду­ще, от вос­хи­ще­ния, или по­уче­ния безум­но по­пол­зо­хом­ся: аще же лу­ка­вы­ми по­мыс­лы и су­ет­ны­ми со­весть осквер­ни­хом: аще ли ко­им дру­гим об­ра­зом пре­гре­ши­хом, от пред­при­я­тия и обы­чая то­ми­ми зла­го: про­сти нам, и оста­ви вся Все­щед­ре, Преб­ла­же и Мно­го­мило­сти­ве: и да­руй нам про­чее бод­рость и си­лу, во еже тво­ри­ти во­лю Твою бла­гу, и бла­го­угод­ну и со­вер­шен­ну: да нощ­на­го и мрач­на­го зла, све­то­вид­ным по­ка­я­ни­ем пре­мен­ше­ся, и яко во дни бла­го­об­раз­но хо­дя­ще, и очи­ще­ни объ­явим­ся че­ло­ве­ко­лю­бию Тво­е­му недо­стой­нии, вос­пе­ва­ю­ще Тя и ве­ли­ча­ю­ще во ве­ки, аминь.Все­мо­гу­щая и Жи­во­тво­ря­щая Свя­тая Тро­и­ца и На­ча­ло све­та, всё тво­ре­ние, то, что в ми­ре сем и пре­вы­ше ми­ра, по еди­ной бла­го­сти из­вед­шая из небы­тия и про­мыш­ля­ю­щая о нем, и со­хра­ня­ю­щая, и, кро­ме про­чих Тво­их неиз­ре­чен­ных бла­го­де­я­ний к ро­ду зем­но­му, по­ка­я­ние до смер­ти ра­ди немо­щи пло­ти нам да­ро­вав­шая! Не оставь нас, несчаст­ных, уме­реть в на­ших злых де­лах, и да не бу­дем по­сме­ши­щем на­чаль­ни­ку зла, и за­вист­ни­ку, и гу­би­те­лю; ибо ви­дишь Ты, Ми­ло­серд­ный, и то, как силь­ны коз­ни и враж­да его про­тив нас, и ка­ко­ва на­ша страст­ность, и сла­бость, и небре­же­ние. Но неоску­де­ва­ю­щие Твои бла­го­де­я­ния со­вер­ши над на­ми, мо­лим мы, на вся­кий день и час про­гнев­ля­ю­щие Те­бя на­ру­ше­ни­ем Тво­их свя­щен­ных и жи­во­тво­ря­щих за­по­ве­дей. Итак, все со­гре­ше­ния на­ши, во всей на­шей про­шлой жиз­ни и до ны­неш­не­го ча­са в де­лах, или сло­вах, или по­мыш­ле­ни­ях от­пу­сти и про­сти. Удо­стой же нас остав­шу­ю­ся жизнь окон­чить в по­ка­я­нии, и со­кру­ше­нии, и со­блю­де­нии свя­тых Тво­их по­ве­ле­ний. Ес­ли же мы, пре­льстив­шись на­сла­жде­ни­я­ми, мно­го­об­раз­но со­гре­ши­ли, или про­ве­ли вре­мя, со­блаз­нив­шись мерз­ки­ми по­же­ла­ни­я­ми, бес­по­лез­ны­ми и вред­ны­ми; ес­ли, дви­жи­мые гне­вом и яро­стью нера­зум­ной, ка­ко­го-ли­бо бра­та на­ше­го оскор­би­ли, или из-за язы­ка на­ше­го опу­та­ны бы­ли се­тя­ми неиз­беж­ны­ми, непра­вы­ми и креп­ки­ми; ес­ли ка­ким-ли­бо из чувств на­ших, или все­ми ими, воль­но или неволь­но, в ве­де­нии или в неве­де­нии, в увле­че­нии или пред­на­ме­рен­но пре­ткну­лись безум­но; ес­ли же злы­ми и су­ет­ны­ми по­мыс­ла­ми со­весть осквер­ни­ли; или ес­ли ка­ким-ли­бо дру­гим об­ра­зом со­гре­ши­ли, по­нуж­да­е­мые склон­но­стью и при­выч­кой к злу, про­сти нам и от­пу­сти всё, Все­щед­рый, Пре­бла­гой и Мно­го­мило­сти­вый, и да­руй нам на бу­ду­щее бод­рость и си­лу, что­бы тво­рить во­лю Твою, доб­рую, и бла­го­угод­ную, и со­вер­шен­ную, что­бы от ноч­но­го и мрач­но­го зла из­ме­нив­шись све­то­вид­ным по­ка­я­ни­ем и, как днём по­сту­пая бла­го­об­раз­но, мы, недо­стой­ные, очи­щен­ны­ми яви­лись Тво­е­му че­ло­ве­ко­лю­бию, вос­пе­вая Те­бя и ве­ли­чая во­ве­ки. Аминь.
Иерей: Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, упо­ва­ние на­ше, сла­ва Тебе.Свя­щен­ник: Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, на­деж­да на­ша, сла­ва Тебе.
Мы же: Сла­ва, и ныне: Гос­по­ди по­ми­луй, три­жды. Благослови.Хор: Сла­ва, и ныне: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Благослови.

И бы­ва­ет от­пуст от священника:

Свя­щен­ник го­во­рит от­пуст малый

Вос­кре­сый из мерт­вых, Хри­стос, ис­тин­ный Бог наш, мо­лит­ва­ми Пре­чи­стыя Сво­ея Ма­те­ре, пре­по­доб­ных и бо­го­нос­ных отец на­ших, и всех свя­тых, по­ми­лу­ет и спа­сет нас, яко Благ и Человеколюбец.Вос­крес­ший из мёрт­вых Хри­стос, ис­тин­ный Бог наш, по мо­лит­вам Пре­чи­стой Сво­ей Ма­те­ри, пре­по­доб­ных и бо­го­нос­ных от­цов на­ших и всех свя­тых по­ми­лу­ет и спа­сёт нас, как Бла­гой и Человеколюбец.
И свя­щен­ник тво­рит про­ще­ние.По­сле от­пу­ста свя­щен­ник про­из­но­сит чин про­ще­ния (см. в кон­це по­лу­нощ­ни­цы все­днев­ной).
Та­же По­мо­лим­ся о Ве­ли­ком гос­по­дине, и про­чая.

При­ме­ча­ния

1 Ко­ли­че­ство и по­ря­док этих ве­ли­ча­ний не сов­па­да­ет в раз­ных из­да­ни­ях: в со­вре­мен­ных гре­че­ских кни­гах че­ты­ре ве­ли­ча­ния: 1 [дру­гой ва­ри­ант тек­ста: До­стой­но есть во­ис­ти­ну / вос­пе­вать пре­бо­же­ствен­ную Тро­и­цу: / Без­на­чаль­но­го От­ца и все­го Со­зда­те­ля, / Со­без­на­чаль­но­го Сы­на, преж­де ве­ков от От­ца неиз­мен­но рож­ден­но­го / и Ду­ха Свя­то­го, от От­ца сверхвре­мен­но ис­хо­дя­ще­го.], 2, 3, 8; в со­вре­мен­ных сла­вян­ских 7 ве­ли­ча­ний: 2, 3, 1Б [со слов: Ко­то­ро­го вос­пе­ва­ют все:], 4, 5, 6, 2Б [дру­гой ва­ри­ант тек­ста: Ко­го тре­пе­щут и стра­шат­ся Хе­ру­ви­мы / и сла­во­сло­вят Ан­гель­ские во­ин­ства, / от Де­вы неиз­ре­чен­но во­пло­тив­ше­го­ся / Хри­ста жиз­ни По­да­те­ля со стра­хом про­сла­вим!]; в ста­ро­пе­чат­ных (до­ни­ко­нов­ских) кни­гах 8 ве­ли­ча­ний: 1, 4, 5, 3, 6, 2, 7, 8; кро­ме ука­зан­ных, в тек­сте име­ют­ся и дру­гие мел­кие раз­но­чте­ния. В свя­зи с этим мы при­во­дим свой объ­еди­нен­ный ва­ри­ант текста.

Источник

Разновидности полунощниц и правила проведения воскресной службы

Церковная служба – это объединенные в определенной последовательности молитвы, выдержки из Священного Писания, песнопения и священные действия. Воскресная полунощница – это законченное художественно-религиозное произведение, рассчитанное на умы, настроения молящихся с целью укрепить веру и подготовить к восприятию Божественной благодати.

Понятие полунощницы в православии

Полунощница относится к повседневным богослужениям. В христианской церкви сложилась традиция молитвенного освящения девяти повседневных общественных служб. Истоки освящения именно в таком порядке относятся к ветхозаветному периоду, когда существовало правило трижды в течение дня совершать моления для принесения жертв – утром, днем, вечером.

В начале службы совершались по отдельности друг от друга, но со временем сгруппировались в три срока богослужений по 3 службы:

Но, если установка времени проведения общественных служб сложилась под влиянием ветхозаветной Церкви, то содержание богослужений Православная Церковь определила, исходя из христианских событий, совершившихся в эти часы. На богослужениях читаются и поются такие молитвы и места из Священного Писания, которые прямо или косвенно рассказывают о событии и призывается имя святого.

По этой причине во время ежедневных служб читают и поют как ветхозаветные псалмы, так и новозаветные молитвы и песнопения. Например, в 3-й час (в 9 часов утра) вспоминают о сошествии Святого Духа на апостолов; в 6-й час (в 12 часов дня) – страданиях Христа; в 9-й час (в 15 часов дня) – смерти Иисуса на кресте, в других службах – о воскресении Спасителя, об Успении Божией Матери и так далее.

Полунощница посвящена молитве Иисуса о чаше, Его второму пришествию и Его Страшному суду. Полночная тишина – самое благоприятное время для сосредоточенной молитвы Господу, осмыслению и раскаянию в совершенных грехах, принятии решения об исправлении. В полунощном молении верующие вспоминают о молитве Иисуса Христа Богу в Гефсиманском саду. Перед предстоящими тяжкими испытаниями Иисус молит Господа, если можно, избавить от этой «горькой» чаши, но тут же произносит, что готов «испить» ее до дна, подчиняясь воле Бога Отца.

О втором Пришествии Христа напоминает притча Христа о десяти девах, когда пять из них забыли елей для свеч и не смогли в полночь встретить Жениха. Смысл притчи подразумевает, что надо всегда помнить, что душа (свеча) в любой момент может расстаться с телом (встретить Жениха). Никогда нельзя забывать о добрых делах (елее), чтобы попасть в Царство Небесное, потому как времени для покаяния не будет. В прославлении Господа верующим надо брать пример с ангелов, хор которых не умолкает ни днем, ни ночью.

Полунощница воскресная что это

Разновидности

Каждый день недели – это и день года, поэтому на каждый день приходятся воспоминания часовые, связанные определенным часом дня; седмичные (недельные), соединенные с определенным днем недели; годовые, имеющие связь с определенным числом и месяцем.

Как следствие этого, в православии существует несколько видов полунощниц:

Отличие между одноименными службами заключается в содержании и последовательности молитвословий.

Субботняя и вседневная состоят из 2-х частей, остальные – из одной.

В приходской практике во всех православных храмах читается пасхальная полунощница. Остальные разновидности службы исполняются в монастырях Русской Православной Церкви. Праздничная может заменять положенное по Уставу Всенощное бдение или читаться в некоторые православные праздники.

Полунощница воскресная что это

Правила проведения службы в церкви

Современный чин (порядок следования молитв, песнопений, священнодействий) русской полунощницы сложился к XIV веку. До настоящего времени сохранились правила службы: три канона на воскресной, канон и молитва Троице – на вседневной и субботней.

Вседневная полунощница состоит из 2-х частей.

Священник: «Благословен Бог наш».

Священник: «Боже ущедри ны»;

Полунощница воскресная что это

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Полунощница воскресная что это

Священник: «Милостью и щедротами».

Священник: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице».

Затем отпуст, как и на малой повечернице.

Полунощница воскресная что это

Субботняя полунощница отличается от повседневной содержанием первой части:

Воскресная и пасхальная полунощница начинается, как и повседневная до 50-го псалома, затем следует отпуст, как и на полунощнице вседневной, за исключением заупокойных тропарей.

В тексте праздничной отсутствуют заупокойные тропари. После первого Трисвятого читается тропарь праздника, после второго – кондак.

Согласно Типикону полунощница предшествует утрени, но на практике читается перед Часами.

Полунощница воскресная что это

Значение и выводы

Служба полунощницы напоминает о молитве Иисуса Христа о чаше, о притче Спасителя о десяти девах. 50-й псалом, 17-я кафизма, тропари «Се жених…» – это покаянные молитвословия, отображающие страх и смятение перед Судом Всевышнего. Важная часть любой полунощницы – взаимное прощение: братии у настоятеля, и настоятеля у братии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *