Политическая культура что это такое
ПОЛИТИКА. ТЕОРИЯ. Политическая культура.
Содержание:
Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.
Характерные черты политической культуры:
Функции политической культуры:
Компоненты политической культуры.
Политическое поведение – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности (Подробно читайте ЗДЕСЬ).
Политическое сознание – включает в себя идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологические компоненты (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);
Виды политического сознания:
Элементы политического сознания.
Политическая идеология – система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики. (Подробно читайте ЗДЕСЬ).
Политический опыт – политические традиции, обычаи, политическая память общества
Типы политической культуры.
В зависимости от уровня:
В зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур:
По отношению к власти:
По отношению к прогрессу:
По стилям политического поведения:
По степени ориентации людей на участие в политической жизни.
Патриархальная культура.
Особенности:
Подданическая культура.
Особенности:
Активистская культура (культура участия).
Основные пути формирования политической культуры:
Роль политической символики в формировании политической культуры граждан.
Символика предназначен для воздействия на человека.
Формы политической символики/
Цель подобной символики – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.
Политическая символика воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений. Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Кремль и Красная площадь в России.
Таким образом, политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Термин «политическая культура» впервые введён в научный оборот И. Г. Гердером. Основы теории политическая культура заложены в начале 1960-х годов Г. Алмондом. К началу XXI века в политологии сложились 3 основных направления в изучении политической культуры. Сторонники первого направления отождествляют политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений в мире политики (Алмонд, С. Верба). Приверженцы второго трактуют её как выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (С. Уайт, Дж. Плейно). В рамках третьего подхода под политической культурой понимается система поведенческих ценностей, определяющая нормы и образ политической деятельности человека (И. Шапиро, П. Шаран, У. Розенбаум).
Политическая культура отличается внутренней противоречивостью, которая обусловлена сложным взаимодействием образующих её элементов: познавательных (политическая грамотность, личный опыт), эмоциональных (чувства по отношению к тем, кто обеспечивает функционирование политических институтов и олицетворяет собой власть) и оценочных (суждения, опирающиеся на ценностные критерии). На индивидуальном уровне любой из этих элементов может оказывать решающее влияние на политическое поведение человека, определять его политическую культуру и осознание им своей роли в публично-правовых отношениях.
Передача политической культуры от поколения к поколению осуществляется через закрепление в сознании граждан ориентации на определённые нормы и образцы политического поведения. В передаваемой системе ориентаций имеются устойчивое ядро, обеспечивающее преемственность политическая культура, и менее устойчивые элементы, которые могут трансформироваться под влиянием новых условий. Важным средством консервации ключевых элементов политическая культура служит традиция. Решающей предпосылкой изменения политической культуры являются существенные социально- экономические изменения, воздействие которых на сознание людей способно преодолеть их сопротивление внедрению новых образцов и норм политического поведения.
В основе типологии политическая культура могут лежать различные факторы, в том числе специфика политических систем (авторитарно-патриархальная, тоталитарная политическая культура), своеобразие стран и регионов (англо-американская, континентально-европейская и прочие политические культуры), общий уровень развития общества (традиционная, модернистская и постмодернистская культура) и другие. Широкую известность получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Сопоставив основные компоненты и формы функционирования политических систем Великобритании, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили 3 «чистых» типа политических культур: приходская, или парокиальная (характеризуется отсутствием интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от её функционирования), подданническая (предполагает сильную ориентацию на политические институты при невысоком уровне индивидуальной активности граждан) и партиципаторная, или участническая (подразумевает заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности). Самой оптимальной, с точки зрения Алмонда и Вербы, является синтетическая гражданская культура, сочетающая элементы подданнической и партиципаторной культур. Гражданская культура отражает способность общества к обеспечению общегражданских интересов, выработки форм и механизмов реализации совместных решений.
Политическая культура что это такое
укоренившихся образцов политического поведения, политических представлений, ценностных ориентации; во-вторых, совокупность и характер политических знаний, образцов и норм поведения, ценностей и традиций, норм, определяющих особенности политических институтов и процессов данного общества, его политической системы и, наконец, в третьих, исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, культуру поведения, личностные ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение.
К функциям политической культуры относят :
Носителями (субъектами) политической культуры могут быть как общество в целом, так и нации, классы, социальные слои, конкретные коллективы, отдельная личность. Наряду с характеристикой политической культуры по субъектам-носителям ее можно структурировать по содержанию.
Каждая страна и каждый народ имеют свою собственную специфическую политическую культуру. Это объясняется тем, что политическая культура любой страны включает в себя не все существующие в данный момент политическое сознание и поведение в обществе, а лишь исторически сложившиеся, относительно устойчивые, сделавшиеся привычкой, воплощающие опыт предшествующих поколений людей установки, убеждения, представления, модели поведения, которые собственно и отличают данное общество от других. Так, для большинства западных стран характерны исторически сложившееся формализованное сознание и основанное на нем уважение к праву, закону, договору, высокая степень уважения и самоуважения личности, ее прав и свобод, невмешательство государства в частную жизнь граждан, высокая степень самоограничения индивида, без чего невозможна подлинная демократия и правовое государство.
На формирование и трансформацию политической культуры оказывают влияние ряд факторов: опыт революций и реформ, геополитические условия, религия, менталитет, достигнутый уровень развития науки и техники, образованности и т. д.
Типология политической культуры.
Они выделили три основных типа:
Для провинциалистской политической культуры «частотность ориентаций на специализированные политические объекты» достигает нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.
Подданическая политическая культура характеризуется высокой частотностью ориентаций в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.
В реальной политической практике, как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур: провинциалистско-подданическая культура, подданически-партиципаторная и провинциалистско-партиципаторная.
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать «гражданской культурой«. В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г.Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичности интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.
Марксистская типология политической культуры
Альтернативную концепцию политической культуры развивали марксистские авторы. В выявлении природы политической культуры они акцентировали внимание на экономических и классовых основах политической культуры.
Упрощенная модель классовой политической культуры строилась на возможности поголовного участия населения в политике, взаимозаменяемости политических ролей и функций, которые могут, как предполагалось, выполняться каждым индивидом. И наиболее существенные изъяны концепции состояли в упрощении процесса политической социализации, недоучете сложной взаимосвязи переменных, влияющих на формирование политических ориентаций, включая индивидуальные воззрения и переживания. Политические предпочтения автоматически не вытекают из материальных основ жизни, жестко не детерминируются господствующей идеологией и не «вносятся в сознание» индивида исключительно средствами пропаганды. Наличие этих изъянов в концепции обусловили существенные расхождения ее выводов с мировыми тенденциями политического развития.
Любая политическая система имеет свою политическую культуру.
Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.
Понятие политической культуры имеет отношение прежде всего к личности, поскольку только отдельная личность является подлинным ее носителей.
3. Эмоциональный – эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни и к участию в ней (принятие или неприятие, симпатия или антипатия, энтузиазм или разочарование и др.). Эмоциональное отношение может вырабатываться как к существующим постоянно политическим институтам и государству в целом, так и к политическим событиям, которые со временем утрачивают свою актуальность.
Типы политической культуры
1) Патриархальный тип:
— отношение человека к политике основано на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы;
— человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя);
— этот тип культуры свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.
2) Подданнический тип:
— человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ;
— человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.
3) Активистский тип:
— человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.;
— стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.);
— активно, сознательно участвует в политических процессах общества.
Указанные типы политической культуры в чистом виде практически не проявляются. Смешавшись, они образуют комбинированные модели политической культуры.
Приведенная выше классификация позволяет сопоставлять культуру разных государств. Однако политическая культура в рамках одного государства также не является целостной
В основе данной типологии лежит особенность участия в политической жизни отдельной личности.
Политическая культура существует помимо воли индивида. Рождаясь, человек обнаруживает уже готовую политическую культуру, которую ему приходится усваивать.
Субъекты формирования политической культуры общества: государство; церковь; семья; средства массовой информации; политические партии, общественные организации, неформальные группы; армия;
Политическая культура выполняет важные функции
Особенности политических культур западного и восточного типов
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. В целом ценности и стандарты западной политической культуры формировались по мере и на основе последовательного повышения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Огромное влияние на содержание этих ценностей и стандартов оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего его протестантской и католической ветвей, а также особая роль философии, выступавшей в качестве автономной духовной силы и воплощавшей критическое отношение как к социальной действительности, так и к религиозной картине мира.
Экономическим фундаментом западного образа жизни, в лоне которого формировались основные идеи, институты и отношения политической жизни, стал индустриальный тип производственных отношений, который в сочетании с духовным влиянием католицизма, и особенно протестантизма, утвердил важнейшие принципы социального и политического взаимодействия. Для человека греко-римской цивилизации базовым принципом его отношения к действительности было отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» — вот те этические максимы, которые господствовали в отношениях государства и общества, двигали развитие западной цивилизации, заставляли Запад постоянно совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонному росту благосостояния его населения.
В силу такого типа цивилизационного развития основные ценности и ориентиры политической культуры Запада прежде всего отражали понимание самодостаточности человека для осуществления власти и отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы. При этом не существовало никаких ценностных ограничений, закрывавших для обычного человека возможности исполнения управленческих функций. Статус важнейшего регулятора политической игры утвердился за правом и законом. Ориентация на главенство законов и конституции сформировала преобладание консенсусных технологий властвования, центристский тип государственной политики.
Такая ценностная мотивация политических действий элитарных и неэлитарных слоев обусловила развитие демократической формы организации власти, закрепилась в разделении властей, создании системы сдержек и противовесов, направленных на систематический контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конфликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.
Специфика же восточных норм и традиций политической культуры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Безраздельное господство религиозных идей, воплощавших в себе не только сакральные идеи, но и мораль, право, эстетику, социальные учения, привело к тому, что религиозные доктрины практически поглотили критическую функцию светской философской науки в этих странах.
Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших начальников. Поэтому этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида перед лицом общины и особенно государства. Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц.
Такого рода условия способствовали укоренению в качестве базовой ценности этого типа политической культуры убеждения в необходимости обязательного посредника между рядовым человеком и властью (гуру, учителя, старшего). Человек рассматривал политическую власть как область божественного правления. Состязательность, плюрализм, свобода исключались из атрибутов этой области жизни, а признание главенствующей роли элит дополнялось отсутствием потребности в контроле за ее деятельностью. Основным уделом человека признавались исполнительские функции, поддержание идей справедливости, порядка, гармонии верхов и низов. Не удивительно, что такие нормы постоянно порождали тенденции к изоляции верхов и низов, авторитарные тенденции, упрощение форм организации власти и политических отношений.
Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов имеет крайне устойчивый характер, который не могут поколебать даже серьезные политические реформы. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и т.д., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В свою очередь и в ряде западноевропейских стран даже повышенный интерес к восточным религиям и образу жизни тоже никак не сказывается на параметрах политической культуры, не ведет к изменению ее.
Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации этой страны позволили усилить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока происходит и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), — там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан. И все же качественные особенности названных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.
Политическая культура и ее типы
Всего получено оценок: 311.
Всего получено оценок: 311.
Одним из ключевых в политологии является понятие политической культуры. Оно помогает нам охарактеризовать конкретный социум. О сути и типах политической культуры поговорим в нашей статье.
Суть понятия
Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.
На формирование политической культуры влияют многие факторы:
Две составляющие
По мнению С. Н. Гаврова, рассматривающего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:
Эти составляющие не являются взаимоисключающими. Они сосуществуют, дополняя друг друга. Приведем пример из области языка. Мало кто возражает против введения в русский язык английского слова «футбол».
которые читают вместе с этой
Функции политической культуры
Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?
Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие. Такую функцию можно охарактеризовать, как социализация.
Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Данная функция называется коммуникативная. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.
Типы политической культуры
Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.
Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?
Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:
Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.
Патриархальный тип
Люди относятся с полным равнодушием к государству в целом, не имеют представления о центральной власти и не проявляют к жизни государства никакого интереса. Напротив, общественно-политическая жизнь на местах их интересует и вызывает живой отклик. Гражданин ориентируется не на государственную политику, а на местную политическую элиту или конкретного лидера: барина, шамана, градоправителя (вспомним пословицу: «До Бога высоко, до царя далеко»).
Подданнический тип
Это, по сути, исполнительский тип. Он имеет понятие о централизованной власти, но не воспринимает себя как гражданина, способного влиять на развитие социального государства, и не ощущает потребности в таком влиянии. Это «человек из большинства», наблюдатель, но не активный участник. Человек может негативно относиться к каким-либо решениям власти, но не пытается ничего делать. Этот тип был свойственен многим гражданам СССР.
Активистский тип
Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия
Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.
Фрагментарная и интегративная политическая культура
Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.
Что влияет на тип политической культуры?
На этот счет есть различные мнения. Например, некоторые исследователи считают, что влияет степень доверия между гражданами. Другие усматривают связь с «западной» или «восточной» общей культурой людей, которые входят в социум.
В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.
Что мы узнали?
Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.