Проект что такое календарь
Презентация к уроку
Цель проекта: знакомство с историей возникновения календаря, мерами времени.
№ | Тема занятия |
1 | Постановка цели, определение задач проекта |
2 | Распределение мини-тем проекта между группами детей |
3 | Меры времени. Сутки и год – первые единицы времени |
4 | Как люди в древности определяли продолжительность года |
5 | Первый календарь египтян |
6 | Юлий Цезарь и его календарь |
7 | Григорианский календарь |
8 | Календарь в России |
9 | Недели |
10 | Меры времени (минута – это много или мало?) |
11 | Русские поэты и писатели о временах года |
12 | Подведение итогов |
13 | Подготовка презентации |
14 | Подготовка к защите проекта |
15 | Защита проекта |
1. Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни пользовался календарем. Но мало кто задумывался о том, кто его придумал и каким он был раньше. (слайд 2)
Сейчас мы об этом узнаем.
2. Итак, что же такое календарь?
3. Измерять время людям помогли наблюдения за природой, перемещением Солнца, луны и звезд на небосклоне.
Древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года.
Появились первые единицы измерения времени: сутки, год. (слайд 4)
4. Календарь появился еще в древние времена. Наблюдая за небесными светилами, люди определяли благоприятное время для посевов и сбора урожая. И заметили цикличность этих временных периодов. В древние времена каждый народ имел свои календари. Некоторые из них представлены ниже.(слайд 5)
5. Календарь Майя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. (слайд 6)
Для больших промежутков времени майя использовали так называемый длинный счёт, представляющий собой количество дней, выраженное в смешанной 20-, 18- и 13-ричной системе счисления. Минимальной единицей в Длинном счёте является кин (день).
6. Вавилонский календарь (слайд 7)
Родиной первого лунного календаря считается Вавилон. Появился он примерно в середине третьего тысячелетия до н. э. в Шумере.
Первоначально год состоял из 12 месяцев.
Каждый месяц календаря начинался с новолуния и состоял из 29 или 30 дней.
Сутки делились на 12 равных двойных часов.
Двойные часы разделялись на 30 частей (минут).
7. Древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого.
Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус.(слайд 8)
Позже египтяне изобрели один из самых удачных календарей, являющийся древнейшим солнечным календарем.
Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом.
А позже добавили в календарь еще 5 дней. Итого в году стало 365 дней.
8. Юлианский календарь (слайд 9-10)
Египетский солнечный календарь был настолько удачным, что послужил образцом для других календарей.
В 46 году нашей эры римский император Юлий Цезарь ввел новый календарь в Древнем Риме.
По “Юлианскому календарю” (сейчас говорят “по старому стилю”) год содержит 365 суток, но каждый четвертый год (високосный) содержит 366 суток.
Этот календарь использовался до XVI века. К тому времени ошибка в счете, накапливаясь за каждые 128 лет на 1 сутки, составила уже 10 суток.
9. Григорианский календарь (слайд 11-12)
Следующую реформу календаря в 1582 г. провел Папа Римский (Григорий XIII), в честь которого календарь был назван Григорианским (“новый стиль”)
День после 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября, что бы поправить ошибку в 10 дней.
“Новый стиль” отличается от “старого” тем, что каждые 400 лет имеется на 3 високосных года меньше. Из-за этого разница в 1 сутки накапливается не за 128, а за 3300 лет.
10. Календарь Древней Руси (слайд 13-14) основан на шестнадцатеричной системе счисления. Этим календарем наши предки пользовались до 1700 года, пока Пётр I не заменил его на Юлианский. Новый год перенесли на 1 января, раньше Новое Лето начиналось в день осеннего равноденствия. Исторические события начали считать от Р.Х.,
Лето состоит из трех сезонов (Осень, Зима, Весна) – это одно ЛЕТО (год). Отсюда слова “летопись”, “летоисчисление”, “сколько вам лет?” и т.д.
Одно Лето – это 9 месяцев:
Раньше Месяцы обозначались Рунами (это не буквы, а тайные Образы). Позднее были записаны Буквицей, но тайный смысл остался. В древнерусской письменности у каждой буквицы было своё имя:
Месяцы были длиннее на 10 дней – нечётные месяцы содержали 41 день, чётные 40.
Неделя – 9 дней (понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица, неделя). Такая “неделя” встречается в русских сказках – “. вот осьмица уж прошла и неделя подошла. ”
Переход в России с Юлианского календаря на Григорианский произошёл в 1918.
В неделе у нас сейчас 7 дней. В году 12 месяцев.
11. Один оборот Земли вокруг своей оси – это СУТКИ. (слайд 15)
В настоящее время год равен одному обороту Земли вокруг Солнца. (слайд16)
12. В году 12 месяцев и мы познакомим Вас с тем, как русские поэты описывали времена года в своих стихах. (Дети читают отрывки из стихотворений русских поэтов) (слайд17-35)
Работу над проектом мы еще не закончили. Мы хотим создать свой календарь класса, в который войдут дни рождения одноклассников и основные события в классе.
Проект «Календарь»
Оксана Губанова
Проект «Календарь»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида
Тема проекта:
«Календарь»
воспитатель МАДОУ детского сада № 83
Информационная карта проекта
Проект «Календарь»
Автор проекта: Губанова О. В.
Продолжительность проекта:
— краткосрочный с 14.11.16 по 25.11.16
Тип проекта:
Возраст детей: 4-6 лет.
Проблема,значимая для детей:
Данный проект поможет детям формировать процесс восприятия и отражения времени. Овладение единицами времени и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко.
Цель проекта:
— Дать детям умения ориентирования во времени.
Задачи проекта:
— Выявить проблему и найти способы её решения. (Что такое время? Можно почувствовать время? Можно увидеть время?
— Формировать представления детей об отрезках времени, их цикличностью;
— Учить ориентироваться во времени (прошлое, настоящее, будущее);
— Закрепить знания о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи.
— Знакомить с предметами, помогающими следить за течением времени
— оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения;
— развивать навыки коммуникативного и социального общения;
— вызвать у детей познавательный интерес к восприятию времени;
— развивать познавательную активность дошкольников;
— привлекать родителей к участию в проекте;
— налаживать конструктивное и творческое взаимодействие с семьями воспитанников;
— Помочь детям достичь положительных результатов.
— Участие родителей в подготовке работ на групповую выставку «Такие разные календари»
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
— Групповая выставка «Такие разные календари».
Продукты проекта:
Презентация совместных с родителями работ на выставку «Такие разные календари».
Организация экскурсии по выставке, подготовка экскурсоводов.
Наглядный материал «Отрезки времени»
Сценарий развлечения «Путешествие в страну времени»
Совместная деятельность в подготовке работ «Такие разные календари».
Ожидаемые результаты по проекту:
— Развитие познавательного интереса детей к восприятию времени и установлению причинно – следственных связей.
— Развитие эмоционального отношения.
— Развитие словарного запаса, умения свободного высказывания и правильного построения предложений;
— Развитие творческого воображения, творческого мышления;
— Получить эмоциональный отклик от работы вместе с родителями;
— Сбор информации по данной теме,используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
— оформление проекта;
— подготовка к развлечению
— Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
— Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Краткое содержание проекта
Этапы проекта Действия детей Действия педагогов Действие родителей
(проблема, планирование, прогнозирование результатов.
Я хочу узнать: «Что такое – время?», «Как мы чувствуем время», «Где мы можем увидеть следы времени», «Можно ли время посчитать». Расширить знания детей о времени через исследовательскую деятельность, беседы. Распределение информации по разным направлениями. Организовать сбор информации в виде стенда. Беседы с детьми о времени.
(непосредственная деятельность по проекту)
16.11.16 – 23.11.16 Сбор информации и участие в беседах на темы: «Занятия в разное время суток», «Дни недели», «Как люди узнают время», «Какое время года самое веселое? Почему?», «Что такое время?», «Пространство и время», «Год. Времена года», «Что такое сутки», «Что такое календарь? Для чего нужен календарь?», «Какие бывают часы? Для чего нужны часы?». Самостоятельная художественная деятельность детей «Что я делаю в разное время…», «Мое любимое время года», «Что раньше, что потом». (Рисование, аппликация, ручной труд, конструирование).
Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательной образовательной деятельности соответствующей тематики.
Консультация для родителей «Какие знания о времени должны быть у детей в разных возрастных группах»
Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, родителей, детей. Подборка информации по заданному плану.
Совместная творческая деятельность в семье.
(презентация продуктов проекта и рефлексия)
24.11.16 – 25.11.16 Презентация работ «Календарь».
Участие в развлечении «Путешествие в страну времени». Подготовить детей для проведения экскурсии по выставке «Такие разные календари», беседы по тематике проекта. Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта во время проведения развлечения «Путешествие в страну времени». Помощь в оформлении выставки.
Участие в создании работ.
Системная паутинка по проекту
Социально –коммуникативное развитие:
Знакомить детей с отрезками времени, их цикличностью, последовательностью, с часами и календарем. Вовлекать в сюжетно – ролевые игры
«Мамины заботы», «У Миши на именинах», «Накрываем на стол», «готовим ужин».
Учить договариваться с партнерами по игре, соблюдать правила игры.
Знакомить детей с различными часами и календарями.
НОД «Части суток», «Какие бывают часы», «Неделя», «Дни недели», «Календарь», «Что сначала – что потом»
«Из чего сделано», «Что лишнее?», «Скажи наоборот», «Я начну, а ты продолжи», «Назови соседей», «Я возьму тебя в полет, если…», «Какой, какая, какое», «Скажи похоже», «Кто соседи», «Когда мы это делаем».
Чтение художественной литературы
Сказки В. Даль «Старик – годовик» С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «Время и малыш», «Год», «Как мышка Хитрушка мышат времени учила»
«Посмотри вверх», «Посмотри вниз», «Межпланетный корабль», «О временах года», «Хоровод месяцев», «Неделя», «Что такое сутки?», «Календарь на Новый год», «Часы с боем», «Часы с кукушкой»
Художественно –эстетическое развитие:
Рисование на тему: «Времена года», «Осенний ковер для ежиков», «Волшебный мир ночи», «Наша прогулка», «Звездное небо», «Разные часы»;
Аппликация; «Лоскутное одеяло», «Старик – годовик»
Конструирование (из бумаги) «Гирлянда»;
Т. Мираджи «Колыбельная», русские народные колыбельные, С. Прокофьев «Утро», «Вечер»; А. Вивальди «Времена года»
Презентация детьми своих работ
Выставка календарей «Такие разные календари»
Развлечение с родителями «Путешествие по стране времени»
Ураган смел стрелки и цифры с циферблата – нужно вернуть их на место.
«Собери картинку «Часы»
Календарь-конструктор Хочу представить вам календарь-конструктор. На идею создания его меня натолкнули сувенирные календари. Использую его в работе с детьми старшего.
Календарь наблюдений Календарь наблюдений способствует развитию внимания, наблюдательности. Формирует интерес и любознательность к окружающей среде и изменениям.
Календарь наблюдений Доброго суток всем коллегам!Продолжая работать в детском саду, всё больше и больше хочется дать детям возможность развиваться, быть наблюдательными,.
Календарь НОД в старшей группе В старшей группе моим деткам не всегда легко получалось переключиться на определенный вид деятельности, еще хочется поиграть, а подходит.
Календарь погоды Мы с малышами учимся наблюдать за погодой. Долго выбирали,как оформить календарь погоды,чтобы было интересно,присутствовал элемент игры,дети.
Календарь природы «Лунтик» Календарь природы «Лунтик». Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости сайта, сегодня хочу для представить мой календарь природы «Лунтик».
Наш календарь природы НАШ КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир.
Наш новый календарь природы В подготовительной к школе группе обязательно ведется календарь природы. В этом году решила обновить его. В результате он выглядит вот так.
Проект «Календари: история возникновения, типы и назначения»
Школьная научно-практическая конференция
Секция: «Реферативные и проектные работы в начальной школе»
Автор: Самигулин Артем
Шведова Инна Владимировна,
учитель начальных классов
Введение: актуальность исследования, цель и задачи, обзор литературы,
1. Теоретическая: основные характеристики календарей, их разнообразие, практическое значения календарей в жизни человека, использование его в разных областях деятельности;
2. И сследовательская:
— создание своего календаря.
Почему я выбрал эту тему?
Я с удовольствием смотрю мультфильмы про милого Лунтика, который прилетел на нашу планету с Луны и нашел здесь много друзей. Эти друзья помогают ему освоить новый мир на Земле. Однажды я посмотрел очень интересную серию о том, как рак Чикибряк, друг Лунтика не смог вовремя попасть на представление друзей из-за того,что у него не было календаря. Мне очень захотелось помочь бедному раку и сделать для него какой-нибудь особенный календарь. Я с удовольствием хочу познакомить моих одноклассников с интереснейшим материалом, который мне удалось раздобыть.
— познакомиться в ходе исследовательской работы с основными характеристиками календарей, их разнообразием;
— раскрыть практическое значения календарей в жизни человека, использование его в разных областях деятельности;
— пробудить интерес к созданию своего календаря;
— развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
План исследовательской работы:
1) История создания календаря
2) Основные характеристики, разнообразие календарей (подборка фотоматериалов, обзор литературы).
3) Практическое значения календарей в жизни человека, использование его в разных областях деятельности;
4) Создание своего календаря.
Зачем нужны календари?
Каждый из нас пользуется календарем.
Умение ориентироваться в календаре актуально всегда.
Это организует работу и отдых, напоминает о знаменательных датах и важных делах.
Но, кто его придумал и каким он был раньше?
Что такое календарь?
Ответ на этот вопрос я нашел в словаре Ожегова. А там записано:
1.Способ счисления дней в году.
2.Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями).
3.Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности.
( из словаря С.И.Ожегова )
История создания календаря
Слово «календарь» пришло к нам от древних римлян. Оно произошло от латинских слов «caleo» – провозглашать и «calendarium» – долговая книга.
С 45 года нашей эры римский император Юлий Цезарь ввёл усовершенствованный календарь в Древнем Риме (юлианский календарь).
Реформу календаря провёл в 1582 году Григорий XIII – Папа Римский (григорианский календарь – «новый стиль»)
15 декабря 1699 года Петр 1 издал Указ о реформе календаря в России и ввел в стране новую эру христианского летоисчисления.
14 февраля 1918 года в России был введён григорианский календарь.
Печатные календари в России тоже появились в это время
Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год. Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда. Проблема состоит в том, что мы не знаем историю возникновения календаря.
Календарь появился еще в древние времена. Наблюдая за небесными светилами, люди определяли благоприятное время для посевов и сбора урожая. И заметили цикличность этих временных периодов. В древние времена каждый народ имел свои календари. (Например, сохранился необычный по форме календарь Майя). Древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого и связывали его с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус
Первые единицы времени
Соотношение мер времени: год, сутки, час
В году 365 суток (в високосном – 366 суток)
Високосные годы:…, 2000, 2004, 2008, 2012,…
( в високосный год в феврале – 29 суток)
Почему в году 4 времени года? Что такое високосный год?
Почему год был разделен на 12 месяцев?
Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в тридцать дней. Так возникла единица измерения времени — лунный месяц. До Цезаря в Риме год состоял только из 10 месяцев. Назывался он год Ромула. Первый месяц назывался «мартиус», в честь древнелатинского бога; следующие три — «априлис»— от раскрытия почек у растений, май — от имени богини Майа, июнь—от имени богини Юнон; остальные шесть месяцев назывались по месту, которое они занимали в году: т. е. пятый, шестой и т. д.
Пятница — пятый день недели.
Суббота — шестой день недели. Название заимствовано из древнееврейского языка, в котором оно означает «покой», «отдохновение».
Воскресенье — седьмой день недели. Название его связано с воскресением Иисуса Христа. Поэтому этот день считался праздником.
Загадки, в которых спрятались единицы времени
Без ног и без крыльев оно,
Не догонишь его. (время)
Под новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез. (календарь)
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой. (год)
Этот год живёт всех дольше:
И часов и дней в нём больше.
Все мы ждём его прихода
Ровно раз в четыре года.(високосный год)
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра – наоборот. (день и ночь)
Фразеологизмы о единицах времени
День и ночь – сутки прочь
Год на год не приходится
Обещанного три года ждут
Пословицы и поговорки
Лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят.
Временам года посвящают музыкальные произведения, пишут сказки…
Например, сказка «12 месяцев»
Но не всегда было в году 12 месяцев…
Юлианский и Григорианский календари
По юлианскому календарю (сейчас его называют – календарем «по старому стилю») год содержит 365 суток, а каждый четвёртый год – високосный, содержит 366 суток.
Реформу этого календаря провёл в 1582 году Григорий XIII – Папа Римский ( григорианский календарь – «новый стиль»). В странах Западной Европы принят григорианский календарь (счёт «по новому стилю»)
Чем же отличаются юлианский и григорианский календари?
Разница заключается только в периодичности наступления високосных лет. До 5 (15) октября 1582 года был только один календарь – юлианский.
По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые три года. В этом случае получается, что календарный год длиннее астрономического на 11 минут. Другими словами, через 128 лет появляется лишний день. Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Исключение составляют те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Исходя из этого, лишние сутки появляются лишь через 3200 лет.
В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.
Разница дат юлианского и григорианского календарей:
История Российского календаря
Петр 1 ввел в стране новую эру христианского летоисчисления.
15 декабря 1699 года Петр 1 издал Указ о том, что юлианский календарь в России по-прежнему оставался действующим. Изменилась лишь дата начало года. С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года. Во время правления Петра1 появились первые печатные календари.
Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Был введен Григорианский календарь, он исключал в пределах каждого четырехстолетия три високосных года. Именно его стали придерживаться. Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то после 31 января 1918 г. наступило не 1 февраля, а 14 февраля.
По изображению на календаре можно изучать исторические события разных периодов времени нашей страны. Время и события влияют на изображение календарей.
Так же большой популярностью пользовались календари с фрагментами из известных советских мультфильмов «Ну погоди», «Кот Леопольд», «Домовенок Кузя» и другие.
В 1980-е годы в преддверии Олимпийских игр в Москве стали разрабатываться целые «серии тем», посвященные определенным спортивным событиям в СССР.
В начале 90-х годов печаталось большое количество рекламных календарей. Появились предвыборные календари, рекламирующие политических деятелей, партии и предвыборные блоки.
Виды календарей по содержанию (по тематике)
— профессиональные (учительские, бухгалтерские, медицинские);
— календари народных примет;
— календари знаменательных дат;
и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности…
Самый обычный календарь может нести в себе информацию о том времени, когда он был выпущен. По календарю можно изучать историю.
Какие бывают календари по форме и размеру?
По ходу моей работы обнаружил что, оказывается, существуют огромное множество календарей. Они отличаются дизайном, функциями, назначениями, материалом и т.д.
Основные виды календарей по форме следующие:
Мой проект заинтересовал ребят из моего класса. Вместе мы собрали огромную коллекцию карманных календарей, отражающие исторические события и праздники..
Мы организовали выставку календарей разных по форме и содержанию.
Человек может придумать свои собственные календари, от самых простых до очень сложных, которые были бы удобны только для него.
Последним этапом моей работы стало создание нового, уникального календаря для рака Чикибряка Изучив, все виды календарей я пришел к выводу, что наш подарок Чикибряку должен быть особенным. Он должен обладать следующими характеристиками:
-удобный в применении
Итак, я сделал вот такой календарь. (приложение)
На мой взгляд такой календарь безопасный, удобный для Чикибряка, красивый, яркий и несложный.
Еще мы сделали календари именинников класса и сотрудников школы (последний в дар школе). Они помогают вовремя поздравить своих друзей с днем рождения.
Вместе со своими родителями я создал Календарь, посвященный моей спортивной команде «Колос». На фотографиях члены команды – я и мои одноклассники . Здесь же есть полезная информация о том, как и где можно найти информацию в интернете о спортивной жизни клуба, в котором я занимаюсь.
Календарь «Символы олимпийских игр» планирую создать
Можно сделать следующие выводы:
Первые календари появились очень давно, но определить точную дату появления невозможно.
Знакомый нам григорианский календарь был введен в России 1918 году.
Существуют различные виды календарей, которые отличаются в первую очередь практическим применением.
Какие бы не были календари, их функции и назначения схожи:
-они помогают человеку правильно организовать время;
-планировать дела, встречи, позволяют не забыть дни рождения родных, праздники,примечательные даты.
Работая над проектом:
— я изучил историю календарей,
— рассмотрел разнообразие календарей,
— проанализировал несколько видов календарей, а также классифицировал по форме, направлениям и тематике
— создал свои календари «Календарь ожидания чуда», «Календарь именинников класса» и «Дни рождения сотрудников школы».