Политическая культура что это
Политическая культура
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Содержание
История термина
Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.
Функции политической культуры
В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.
Функции политической культуры:
1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
Согласно С.Н.Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в т.ч. конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания. [2]
Типологии
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».
Сравнительные исследования
Холодные общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.
Теплые общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.
Политическая культура что это
укоренившихся образцов политического поведения, политических представлений, ценностных ориентации; во-вторых, совокупность и характер политических знаний, образцов и норм поведения, ценностей и традиций, норм, определяющих особенности политических институтов и процессов данного общества, его политической системы и, наконец, в третьих, исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, культуру поведения, личностные ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение.
К функциям политической культуры относят :
Носителями (субъектами) политической культуры могут быть как общество в целом, так и нации, классы, социальные слои, конкретные коллективы, отдельная личность. Наряду с характеристикой политической культуры по субъектам-носителям ее можно структурировать по содержанию.
Каждая страна и каждый народ имеют свою собственную специфическую политическую культуру. Это объясняется тем, что политическая культура любой страны включает в себя не все существующие в данный момент политическое сознание и поведение в обществе, а лишь исторически сложившиеся, относительно устойчивые, сделавшиеся привычкой, воплощающие опыт предшествующих поколений людей установки, убеждения, представления, модели поведения, которые собственно и отличают данное общество от других. Так, для большинства западных стран характерны исторически сложившееся формализованное сознание и основанное на нем уважение к праву, закону, договору, высокая степень уважения и самоуважения личности, ее прав и свобод, невмешательство государства в частную жизнь граждан, высокая степень самоограничения индивида, без чего невозможна подлинная демократия и правовое государство.
На формирование и трансформацию политической культуры оказывают влияние ряд факторов: опыт революций и реформ, геополитические условия, религия, менталитет, достигнутый уровень развития науки и техники, образованности и т. д.
Типология политической культуры.
Они выделили три основных типа:
Для провинциалистской политической культуры «частотность ориентаций на специализированные политические объекты» достигает нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.
Подданическая политическая культура характеризуется высокой частотностью ориентаций в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.
В реальной политической практике, как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур: провинциалистско-подданическая культура, подданически-партиципаторная и провинциалистско-партиципаторная.
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать «гражданской культурой«. В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г.Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичности интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.
Марксистская типология политической культуры
Альтернативную концепцию политической культуры развивали марксистские авторы. В выявлении природы политической культуры они акцентировали внимание на экономических и классовых основах политической культуры.
Упрощенная модель классовой политической культуры строилась на возможности поголовного участия населения в политике, взаимозаменяемости политических ролей и функций, которые могут, как предполагалось, выполняться каждым индивидом. И наиболее существенные изъяны концепции состояли в упрощении процесса политической социализации, недоучете сложной взаимосвязи переменных, влияющих на формирование политических ориентаций, включая индивидуальные воззрения и переживания. Политические предпочтения автоматически не вытекают из материальных основ жизни, жестко не детерминируются господствующей идеологией и не «вносятся в сознание» индивида исключительно средствами пропаганды. Наличие этих изъянов в концепции обусловили существенные расхождения ее выводов с мировыми тенденциями политического развития.
Любая политическая система имеет свою политическую культуру.
Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.
Понятие политической культуры имеет отношение прежде всего к личности, поскольку только отдельная личность является подлинным ее носителей.
3. Эмоциональный – эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни и к участию в ней (принятие или неприятие, симпатия или антипатия, энтузиазм или разочарование и др.). Эмоциональное отношение может вырабатываться как к существующим постоянно политическим институтам и государству в целом, так и к политическим событиям, которые со временем утрачивают свою актуальность.
Типы политической культуры
1) Патриархальный тип:
— отношение человека к политике основано на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы;
— человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя);
— этот тип культуры свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.
2) Подданнический тип:
— человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ;
— человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.
3) Активистский тип:
— человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.;
— стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.);
— активно, сознательно участвует в политических процессах общества.
Указанные типы политической культуры в чистом виде практически не проявляются. Смешавшись, они образуют комбинированные модели политической культуры.
Приведенная выше классификация позволяет сопоставлять культуру разных государств. Однако политическая культура в рамках одного государства также не является целостной
В основе данной типологии лежит особенность участия в политической жизни отдельной личности.
Политическая культура существует помимо воли индивида. Рождаясь, человек обнаруживает уже готовую политическую культуру, которую ему приходится усваивать.
Субъекты формирования политической культуры общества: государство; церковь; семья; средства массовой информации; политические партии, общественные организации, неформальные группы; армия;
Политическая культура выполняет важные функции
Особенности политических культур западного и восточного типов
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. В целом ценности и стандарты западной политической культуры формировались по мере и на основе последовательного повышения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Огромное влияние на содержание этих ценностей и стандартов оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего его протестантской и католической ветвей, а также особая роль философии, выступавшей в качестве автономной духовной силы и воплощавшей критическое отношение как к социальной действительности, так и к религиозной картине мира.
Экономическим фундаментом западного образа жизни, в лоне которого формировались основные идеи, институты и отношения политической жизни, стал индустриальный тип производственных отношений, который в сочетании с духовным влиянием католицизма, и особенно протестантизма, утвердил важнейшие принципы социального и политического взаимодействия. Для человека греко-римской цивилизации базовым принципом его отношения к действительности было отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» — вот те этические максимы, которые господствовали в отношениях государства и общества, двигали развитие западной цивилизации, заставляли Запад постоянно совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонному росту благосостояния его населения.
В силу такого типа цивилизационного развития основные ценности и ориентиры политической культуры Запада прежде всего отражали понимание самодостаточности человека для осуществления власти и отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы. При этом не существовало никаких ценностных ограничений, закрывавших для обычного человека возможности исполнения управленческих функций. Статус важнейшего регулятора политической игры утвердился за правом и законом. Ориентация на главенство законов и конституции сформировала преобладание консенсусных технологий властвования, центристский тип государственной политики.
Такая ценностная мотивация политических действий элитарных и неэлитарных слоев обусловила развитие демократической формы организации власти, закрепилась в разделении властей, создании системы сдержек и противовесов, направленных на систематический контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конфликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.
Специфика же восточных норм и традиций политической культуры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Безраздельное господство религиозных идей, воплощавших в себе не только сакральные идеи, но и мораль, право, эстетику, социальные учения, привело к тому, что религиозные доктрины практически поглотили критическую функцию светской философской науки в этих странах.
Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших начальников. Поэтому этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида перед лицом общины и особенно государства. Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц.
Такого рода условия способствовали укоренению в качестве базовой ценности этого типа политической культуры убеждения в необходимости обязательного посредника между рядовым человеком и властью (гуру, учителя, старшего). Человек рассматривал политическую власть как область божественного правления. Состязательность, плюрализм, свобода исключались из атрибутов этой области жизни, а признание главенствующей роли элит дополнялось отсутствием потребности в контроле за ее деятельностью. Основным уделом человека признавались исполнительские функции, поддержание идей справедливости, порядка, гармонии верхов и низов. Не удивительно, что такие нормы постоянно порождали тенденции к изоляции верхов и низов, авторитарные тенденции, упрощение форм организации власти и политических отношений.
Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов имеет крайне устойчивый характер, который не могут поколебать даже серьезные политические реформы. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и т.д., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В свою очередь и в ряде западноевропейских стран даже повышенный интерес к восточным религиям и образу жизни тоже никак не сказывается на параметрах политической культуры, не ведет к изменению ее.
Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации этой страны позволили усилить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока происходит и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), — там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан. И все же качественные особенности названных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Термин «политическая культура» впервые введён в научный оборот И. Г. Гердером. Основы теории политическая культура заложены в начале 1960-х годов Г. Алмондом. К началу XXI века в политологии сложились 3 основных направления в изучении политической культуры. Сторонники первого направления отождествляют политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений в мире политики (Алмонд, С. Верба). Приверженцы второго трактуют её как выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (С. Уайт, Дж. Плейно). В рамках третьего подхода под политической культурой понимается система поведенческих ценностей, определяющая нормы и образ политической деятельности человека (И. Шапиро, П. Шаран, У. Розенбаум).
Политическая культура отличается внутренней противоречивостью, которая обусловлена сложным взаимодействием образующих её элементов: познавательных (политическая грамотность, личный опыт), эмоциональных (чувства по отношению к тем, кто обеспечивает функционирование политических институтов и олицетворяет собой власть) и оценочных (суждения, опирающиеся на ценностные критерии). На индивидуальном уровне любой из этих элементов может оказывать решающее влияние на политическое поведение человека, определять его политическую культуру и осознание им своей роли в публично-правовых отношениях.
Передача политической культуры от поколения к поколению осуществляется через закрепление в сознании граждан ориентации на определённые нормы и образцы политического поведения. В передаваемой системе ориентаций имеются устойчивое ядро, обеспечивающее преемственность политическая культура, и менее устойчивые элементы, которые могут трансформироваться под влиянием новых условий. Важным средством консервации ключевых элементов политическая культура служит традиция. Решающей предпосылкой изменения политической культуры являются существенные социально- экономические изменения, воздействие которых на сознание людей способно преодолеть их сопротивление внедрению новых образцов и норм политического поведения.
В основе типологии политическая культура могут лежать различные факторы, в том числе специфика политических систем (авторитарно-патриархальная, тоталитарная политическая культура), своеобразие стран и регионов (англо-американская, континентально-европейская и прочие политические культуры), общий уровень развития общества (традиционная, модернистская и постмодернистская культура) и другие. Широкую известность получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Сопоставив основные компоненты и формы функционирования политических систем Великобритании, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили 3 «чистых» типа политических культур: приходская, или парокиальная (характеризуется отсутствием интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от её функционирования), подданническая (предполагает сильную ориентацию на политические институты при невысоком уровне индивидуальной активности граждан) и партиципаторная, или участническая (подразумевает заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности). Самой оптимальной, с точки зрения Алмонда и Вербы, является синтетическая гражданская культура, сочетающая элементы подданнической и партиципаторной культур. Гражданская культура отражает способность общества к обеспечению общегражданских интересов, выработки форм и механизмов реализации совместных решений.