Политическая культура что это

Политическая культура

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Содержание

История термина

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

Согласно С.Н.Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в т.ч. конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания. [2]

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

Сравнительные исследования

Холодные общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Источник

Политическая культура что это

Политическая культура что это

укоренившихся образцов политического поведения, политических представлений, ценностных ориентации; во-вторых, совокупность и характер политических знаний, образцов и норм поведения, ценностей и традиций, норм, определяющих особенности политических институтов и процессов данного общества, его политической системы и, наконец, в третьих, исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, культуру поведения, личностные ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение.

К функциям политической культуры относят :

Носителями (субъектами) политической культуры могут быть как общество в целом, так и нации, классы, социальные слои, конкретные коллективы, отдельная личность. Наряду с характеристикой политической культуры по субъектам-носителям ее можно структурировать по содержанию.

Каждая страна и каждый народ имеют свою собственную специфическую политическую культуру. Это объясняется тем, что политическая культура любой страны включает в себя не все существующие в данный момент политическое сознание и поведение в обществе, а лишь исторически сложившиеся, относительно устойчивые, сделавшиеся привычкой, воплощающие опыт предшествующих поколений людей установки, убеждения, представления, модели поведения, которые собственно и отличают данное общество от других. Так, для большинства западных стран характерны исторически сложившееся формализованное сознание и основанное на нем уважение к праву, закону, договору, высокая степень уважения и самоуважения личности, ее прав и свобод, невмешательство государства в частную жизнь граждан, высокая степень самоограничения индивида, без чего невозможна подлинная демократия и правовое государство.
На формирование и трансформацию политической культуры оказывают влияние ряд факторов: опыт революций и реформ, геополитические условия, религия, менталитет, достигнутый уровень развития науки и техники, образованности и т. д.

Типология политической культуры.

Политическая культура что это

Они выделили три основных типа:

Для провинциалистской политической культуры «частотность ориентаций на специализированные политические объекты» достигает нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.

Подданическая политическая культура характеризуется высокой частотностью ориентаций в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.

В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.

В реальной политической практике, как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур: провинциалистско-подданическая культура, подданически-партиципаторная и провинциалистско-партиципаторная.

Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать «гражданской культурой«. В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г.Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичности интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.

Марксистская типология политической культуры

Альтернативную концепцию политической культуры разви­вали марксистские авторы. В выявлении природы политиче­ской культуры они акцентировали внимание на экономических и классовых основах политической культуры.

Политическая культура что это

Упрощенная модель классовой политической культуры строилась на возможности поголовного участия населения в политике, взаимозаменяемости политических ролей и функ­ций, которые могут, как предполагалось, выполняться каждым индивидом. И наиболее существенные изъяны концепции со­стояли в упрощении процесса политической социализации, недоучете сложной взаимосвязи переменных, влияющих на формирование политических ориентаций, включая индивиду­альные воззрения и переживания. Политические предпочте­ния автоматически не вытекают из материальных основ жиз­ни, жестко не детерминируются господствующей идеологией и не «вносятся в сознание» индивида исключительно средствами пропаганды. Наличие этих изъянов в концепции обусловили существенные расхождения ее выводов с мировыми тенден­циями политического развития.

Любая политическая система имеет свою политическую культуру.

Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.

Понятие политической культуры имеет отношение прежде всего к личности, поскольку только отдельная личность является подлинным ее носителей.

Политическая культура что это

3. Эмоциональный – эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни и к участию в ней (принятие или неприятие, симпатия или антипатия, энтузиазм или разочарование и др.). Эмоциональное отношение может вырабатываться как к существующим постоянно политическим институтам и государству в целом, так и к политическим событиям, которые со временем утрачивают свою актуальность.

Типы политической культуры

1) Патриархальный тип:

— отношение человека к политике основано на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы;

— человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя);

— этот тип культуры свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.

2) Подданнический тип:

— человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ;

— человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.

3) Активистский тип:

— человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.;

— стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.);

— активно, сознательно участвует в политических процессах общества.

Указанные типы политической культуры в чистом виде практически не проявляются. Смешавшись, они образуют комбинированные модели политической культуры.

Приведенная выше классификация позволяет сопоставлять культуру разных государств. Однако политическая культура в рамках одного государства также не является целостной

В основе данной типологии лежит особенность участия в политической жизни отдельной личности.

Политическая культура существует помимо воли индивида. Рождаясь, человек обнаруживает уже готовую политическую культуру, которую ему приходится усваивать.

Субъекты формирования политической культуры общества: государство; церковь; семья; средства массовой информации; политические партии, общественные организации, неформальные группы; армия;

Политическая культура что это

Политическая культура выполняет важные функции

Особенности политических культур западного и восточного типов

В содержательном отношении суще­ствуют и более общие критерии типологизации политической культу­ры, заданные, в частности, специ­фикой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фун­даментом практически всех существующих в мире типов политичес­кой культуры.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к поли­сной (городской) организации власти в Древней Греции, предпола­гавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. В целом ценности и стандарты западной политической куль­туры формировались по мере и на основе последовательного повы­шения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Ог­ромное влияние на содержание этих ценностей и стандартов оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего его протестант­ской и католической ветвей, а также особая роль философии, высту­павшей в качестве автономной духовной силы и воплощавшей кри­тическое отношение как к социальной действительности, так и к религиозной картине мира.

Экономическим фундаментом западного образа жизни, в лоне ко­торого формировались основные идеи, институты и отношения поли­тической жизни, стал индустриальный тип производственных отноше­ний, который в сочетании с духовным влиянием католицизма, и осо­бенно протестантизма, утвердил важнейшие принципы социального и политического взаимодействия. Для человека греко-римской цивилиза­ции базовым принципом его отношения к действительности было от­ношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» — вот те этичес­кие максимы, которые господствовали в отношениях государства и об­щества, двигали развитие западной цивилизации, заставляли Запад по­стоянно совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонно­му росту благосостояния его населения.

В силу такого типа цивилизационного развития основные ценно­сти и ориентиры политической культуры Запада прежде всего отра­жали понимание самодостаточности человека для осуществления власти и отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддержива­ющий его социальные инициативы. При этом не существовало ника­ких ценностных ограничений, закрывавших для обычного человека возможности исполнения управленческих функций. Статус важней­шего регулятора политической игры утвердился за правом и законом. Ориентация на главенство законов и конституции сформировала пре­обладание консенсусных технологий властвования, центристский тип государственной политики.

Такая ценностная мотивация политических действий элитарных и неэлитарных слоев обусловила развитие демократической формы организации власти, закрепилась в разделении властей, создании си­стемы сдержек и противовесов, направленных на систематический контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конф­ликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.

Специфика же восточных норм и традиций политической культу­ры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных струк­тур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при по­стоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, по­давлении централизованными структурами условий для индивиду­альной предпринимательской деятельности, возникновения и разви­тия частной собственности. Безраздельное господство религиозных идей, воплощавших в себе не только сакральные идеи, но и мораль, право, эстетику, социальные учения, привело к тому, что религиоз­ные доктрины практически поглотили критическую функцию светс­кой философской науки в этих странах.

Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не по­ощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших начальников. Поэтому этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида перед лицом общины и особенно государства. Статус человека опре­делялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц.

Такого рода условия способствовали укоренению в качестве ба­зовой ценности этого типа политической культуры убеждения в необходимости обязательного посредника между рядовым человеком и властью (гуру, учителя, старшего). Человек рассматривал политичес­кую власть как область божественного правления. Состязательность, плюрализм, свобода исключались из атрибутов этой области жизни, а признание главенствующей роли элит дополнялось отсутствием по­требности в контроле за ее деятельностью. Основным уделом челове­ка признавались исполнительские функции, поддержание идей спра­ведливости, порядка, гармонии верхов и низов. Не удивительно, что такие нормы постоянно порождали тенденции к изоляции верхов и низов, авторитарные тенденции, упрощение форм организации вла­сти и политических отношений.

Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов имеет крайне устойчивый характер, который не могут поколе­бать даже серьезные политические реформы. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и т.д., по-прежнему доминируют архетипы восточного мен­талитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристо­кратических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В свою очередь и в ряде западноевропейских стран даже повышенный инте­рес к восточным религиям и образу жизни тоже никак не сказывает­ся на параметрах политической культуры, не ведет к изменению ее.

Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, тех­нологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных дер­жав, а также политические последствия послевоенной оккупации этой страны позволили усилить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политичес­кого поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока происходит и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), — там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан. И все же качественные осо­бенности названных мировых цивилизаций, как правило, обуслов­ливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.

Источник

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Тер­мин «политическая культура» впер­вые вве­дён в на­учный обо­рот И. Г. Гер­де­ром. Ос­но­вы тео­рии политическая культура за­ло­же­ны в начале 1960-х годов Г. Ал­мон­дом. К началу XXI века в по­ли­то­ло­гии сло­жи­лись 3 основных на­прав­ле­ния в изу­че­нии политической культуры. Сто­рон­ни­ки пер­во­го на­прав­ле­ния ото­жде­ст­в­ля­ют политическую культуру со всей со­во­куп­но­стью ду­хов­ных яв­ле­ний в ми­ре по­ли­ти­ки (Ал­монд, С. Вер­ба). При­вер­жен­цы вто­ро­го трак­ту­ют её как вы­ра­же­ние нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ний или со­во­куп­ность ти­пич­ных об­раз­цов по­ве­де­ния че­ло­ве­ка в по­ли­ти­ке (С. Уайт, Дж. Плей­но). В рам­ках третье­го под­хо­да под политической культурой по­ни­ма­ет­ся сис­те­ма по­ве­денческих цен­но­стей, оп­ре­де­ляю­щая нор­мы и об­раз по­ли­тической дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка (И. Ша­пи­ро, П. Ша­ран, У. Ро­зен­ба­ум).

Политическая культура от­ли­ча­ет­ся внутренней про­ти­во­ре­чи­во­стью, ко­то­рая обу­слов­ле­на слож­ным взаи­мо­дей­ст­ви­ем об­ра­зую­щих её эле­мен­тов: по­зна­ва­тель­ных (по­ли­тическая гра­мот­ность, лич­ный опыт), эмо­цио­наль­ных (чув­ст­ва по от­но­ше­нию к тем, кто обес­пе­чи­ва­ет функ­цио­ни­ро­ва­ние по­ли­тических ин­сти­ту­тов и оли­це­тво­ря­ет со­бой власть) и оце­ноч­ных (су­ж­де­ния, опи­раю­щие­ся на цен­но­ст­ные кри­те­рии). На ин­ди­ви­ду­аль­ном уров­не лю­бой из этих эле­мен­тов мо­жет ока­зы­вать ре­шаю­щее влия­ние на по­ли­тическое по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, оп­ре­де­лять его политическую культуру и осоз­на­ние им сво­ей ро­ли в пуб­лич­но-пра­во­вых от­но­ше­ни­ях.

Пе­ре­да­ча политической культуры от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез за­кре­п­ле­ние в соз­на­нии гра­ж­дан ори­ен­та­ции на оп­ре­де­лён­ные нор­мы и об­раз­цы по­ли­тического по­ве­де­ния. В пе­ре­да­вае­мой сис­те­ме ори­ен­та­ций име­ют­ся ус­той­чи­вое яд­ро, обес­пе­чи­ваю­щее пре­ем­ст­вен­ность политическая культура, и ме­нее ус­той­чи­вые эле­мен­ты, ко­то­рые мо­гут транс­фор­ми­ро­вать­ся под влия­ни­ем но­вых ус­ло­вий. Важ­ным сред­ст­вом кон­сер­ва­ции клю­че­вых эле­мен­тов политическая культура слу­жит тра­ди­ция. Ре­шаю­щей пред­по­сыл­кой из­ме­не­ния политической культуры яв­ля­ют­ся су­ще­ст­вен­ные со­ци­аль­но- эко­но­мические из­ме­не­ния, воз­дей­ст­вие ко­то­рых на соз­на­ние лю­дей спо­соб­но пре­одо­леть их со­про­тив­ле­ние вне­дре­нию но­вых об­раз­цов и норм по­ли­тического по­ве­де­ния.

В ос­но­ве ти­по­ло­гии политическая культура мо­гут ле­жать различные фак­то­ры, в том числе спе­ци­фи­ка по­ли­тических сис­тем (ав­то­ри­тар­но-пат­ри­ар­халь­ная, то­та­ли­тар­ная политическая культура), свое­об­ра­зие стран и ре­гио­нов (анг­ло-аме­ри­кан­ская, кон­ти­нен­таль­но-ев­ро­пей­ская и прочие политические культуры), об­щий уро­вень раз­ви­тия об­ще­ст­ва (тра­ди­ци­он­ная, мо­дер­ни­ст­ская и по­стмо­дер­ни­ст­ская культура) и другие. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ла клас­си­фи­ка­ция политической культуры, пред­ло­жен­ная Г. Ал­мон­дом и С. Вер­бой. Со­пос­та­вив основные ком­по­нен­ты и фор­мы функ­цио­ни­ро­ва­ния по­ли­тических сис­тем Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ита­лии, ФРГ, США и Мек­си­ки, они вы­де­ли­ли 3 «чис­тых» ти­па политических культур: при­ход­ская, или па­ро­ки­аль­ная (ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­сут­ст­ви­ем ин­те­ре­са лю­дей к по­ли­ти­ке, зна­ний о по­ли­тической сис­те­ме и су­ще­ст­вен­ных ожи­да­ний от её функ­цио­ни­ро­ва­ния), под­дан­ни­че­ская (пред­по­ла­га­ет силь­ную ори­ен­та­цию на по­ли­тические ин­сти­ту­ты при не­вы­соком уров­не ин­ди­ви­ду­аль­ной ак­тив­но­сти гра­ж­дан) и пар­ти­ци­па­тор­ная, или уча­ст­ниче­ская (под­ра­зу­ме­ва­ет за­ин­те­ре­со­ван­ность гра­ж­дан в по­ли­тическом уча­стии и про­яв­ле­ние ими со­от­вет­ст­вую­щей ак­тив­но­сти). Са­мой оп­ти­маль­ной, с точ­ки зре­ния Ал­мон­да и Вер­бы, яв­ля­ет­ся син­те­тическая гражданская куль­ту­ра, со­че­таю­щая эле­мен­ты под­дан­ни­че­ской и пар­ти­ци­па­тор­ной куль­тур. Гражданская куль­ту­ра от­ра­жа­ет спо­соб­ность об­ще­ст­ва к обес­пе­че­нию об­ще­гра­ж­дан­ских ин­те­ре­сов, вы­ра­бот­ки форм и ме­ха­низ­мов реа­ли­за­ции со­вме­ст­ных ре­ше­ний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *