Политеизм что это такое
Значение слова «политеизм»
[От греч. πολύ много и θεός — бог]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОЛИТЕИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от греч. poly — много и theos — бог] (науч.). Многобожие; противоп. монотеизм.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
политеи́зм
1. религ. вера во многих богов, создавших мир и управляющих им
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расставляться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «политеизм»
Предложения со словом «политеизм»
Цитаты из русской классики со словом «политеизм»
Каким бывает «политеизм»
Понятия со словом «политеизм»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «политеизм»
В то закатное и переломное время внутри языческого политеизма уже вызревала и ворочалась идея единобожия.
Как стадия развития религии политеизм сложился тогда, когда стало интенсивно развиваться земледелие и скотоводство.
На первый взгляд, индуизм – это то, что мы называем политеизмом.
Синонимы к слову «политеизм»
Каким бывает «политеизм»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Политеизм поклонение или вера в несколько божества, которые обычно собираются в пантеон из боги и богинивместе со своими религии и ритуалы. В большинстве религий, принимающих политеизм, различные боги и богини являются олицетворениями сил природы или наследственные принципы, и могут рассматриваться либо как автономные, либо как аспекты или эманации из божество-создатель или же трансцендентный абсолютный принцип (монистический теологии), что проявляется имманентно в природе (панентеистический и пантеистический богословия). [1]
Политеизм был типичной формой религии в Бронзовый век и Железный век вверх к Осевой возраст и развитие Авраамические религии, последний из которых требует строгого монотеизм. Это хорошо задокументировано в исторических религиях Классическая древность, особенно древнегреческая религия и древнеримская религия, а после упадок греко-римского политеизма в племенных религиях, таких как Германский, Славянский и Балтийское язычество.
Известные политеистические религии, практикуемые сегодня, включают: Даосизм, Шенизм или китайская народная религия, японская Синтоизм, Сантерия, наиболее Традиционные африканские религии [2] и различные неоязычник веры.
индуизм не могут быть исключительно категоризированы как монотеистические или политеистические, поскольку некоторые индусы считают себя монотеистами, а другие считают себя политеистами. Оба они совместимы с индуистскими текстами, и правильный способ практиковать индуизм является предметом постоянных дискуссий, причем многие индуистские школы рассматривают его как генотеистический религия. В Веданта школа индуизма исповедует твердую монотеистическую версию религии, считая, что Брахман является причиной всего, а сама вселенная является проявлением Брахмана.
Содержание
Терминология
Термин происходит от Греческий πολύ поли («многие») и θεός теос («бог») и был впервые изобретен еврейским писателем Филон Александрийский спорить с греками. Когда христианство распространилось по Европе и Средиземноморью, нехристиан просто призвали Язычники (термин, первоначально использовавшийся евреями для обозначения неевреев) или язычников (местных жителей), или явно уничижительным термином идолопоклонники (поклонение «ложным» богам). Современное использование этого термина впервые возродилось во французском языке благодаря Жан Боден в 1580 г., затем Самуэль Покупкиупотребление в английском языке в 1614 году. [3]
Мягкое против жесткого
Это часто противопоставляется «мягкому» политеизму, согласно которому разные боги могут быть аспектами только одного бога, что пантеоны других культур представляют один единственный пантеон, психологический архетипы или олицетворение природных сил. [6] Таким образом, в разных культурах боги могут быть взаимозаменяемыми. [5]
Боги и божественность
Божества политеизма часто изображаются как сложные персонажи большего или меньшего статуса, с индивидуальными навыками, потребностями, желаниями и историей; во многом похожи на людей (антропоморфный) в их личность черты характера, но с дополнительными индивидуальными силами, способностями, знаниями или восприятием. Политеизм не может быть четко отделен от анимист верования преобладали в большинстве народные религии. Боги политеизма во многих случаях относятся к высшей категории из континуума сверхъестественные существа или же духи, который может включать предки, демоны, существа и другие. В некоторых случаях эти духи делятся на небесный или же хтонический классы, и вера в существование всех этих существ не означает, что всем поклоняются.
Типы божеств
Типы божеств, часто встречающиеся в политеизме, могут включать:
Религия и мифология
В классическую эпоху Саллюстий (4 век нашей эры) разделил мифологию на пять типов:
Мифы можно рассматривать физически, когда они отражают действия богов в мире.
Психологический способ состоит в том, чтобы рассматривать (мифы как аллегории) деятельности самой души или мыслительных действий души.
Материал состоит в том, чтобы рассматривать материальные объекты как настоящие боги, например: называть землю Гайей, океан Океаносом или тепло Тифоном.
Древние религии
Некоторые известные исторические политеистические пантеоны включают Шумерский боги и Египтянин богов, и засвидетельствованный классикой пантеон, который включает древнегреческая религия и Римская религия. Постклассические политеистические религии включают Норвежский Эсир и Ванир, Йоруба Ориша, Ацтеков боги и многие другие. Сегодня большинство исторических политеистических религий называют «мифология», [7] хотя истории, которые культуры рассказывают о своих богах, следует отличать от их поклонения или религиозной практики. Например, божествам, изображаемым в мифологии в конфликте, все же иногда поклонялись бок о бок в одном и том же храме, демонстрируя различие в сознании преданных между мифом и реальностью. Ученые, такие как Яан Пухвел, Дж. П. Мэллори, и Дуглас К. Адамс реконструировали аспекты древнего Протоиндоевропейская религия, из которых религии различных Индоевропейские народы вывод, и что эта религия была по существу натуралистической нуменистической религией. Примером религиозного представления из этого общего прошлого является концепция * dyēus, что засвидетельствовано в нескольких различных религиозных системах.
Во многих цивилизациях пантеоны со временем росли. Божества, которым сначала поклонялись как покровители городов или мест, стали собираться вместе, когда империи распространились на большие территории. Завоевания могут привести к подчинению пантеона древней культуры пантеону более новой, как в греческом языке. Титаномахия, а также, возможно, случай Sir и Ванир в Скандинавский миф. Культурный обмен может привести к тому, что «одно и то же» божество будет прославлено в двух местах под разными именами, как это было у греков, этрусков и римлян, а также к культурной передаче элементов чужой религии в местный культ, как в случае поклонения из древнеегипетский божество Осирис, за которым позже последовал древняя Греция.
Большинство древних систем верований считали, что боги влияют на жизнь людей. Однако греческий философ Эпикур считал, что боги были живыми, неподкупными, блаженными существами, которые не беспокоились о делах смертных, но которые могли восприниматься разумом, особенно во время сна. Эпикур считал, что эти боги материальны, подобны людям и что они населяют пустоты между мирами.
Эллинистическая религия все еще может считаться политеистическим, но с сильным монистический компоненты и монотеизм наконец выходит из эллинистических традиций в Поздняя античность в виде неоплатонизм и Христианское богословие.
Древняя Греция
Классическая схема Древней Греции Двенадцать олимпийцев (Каноническая Двенадцать искусств и поэзии) были: [9] [10] Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Арес, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афродита, Гермес, и Гестия. Хотя предполагается, что Гестия ушла в отставку, когда Дионис был приглашен на гора Олимп, это предмет разногласий. Роберт Грейвс Греческие мифы цитирует два источника [11] [12] это явно не означает, что Гестия уступила свое место, хотя он предполагает, что она сделала это. Аид [13] его часто исключали, потому что он жил в преисподней. У всех богов была сила. Однако вопрос о том, кого считали одним из их числа в древности, был весьма непонятен. [14] В разных городах часто поклонялись одним и тем же божествам, иногда с эпитеты это отличало их и уточняло их местный характер.
В Эллинский политеизм простирался за пределы материковой Греции, на острова и побережья Иония в Малая Азия, к Magna Graecia (Сицилия и южная Италия) и рассеянные греческие колонии в Западном Средиземноморье, такие как Massalia (Марсель). Греческая религия закаляется Этрусский культ и вера сформировать большую часть позднего Римская религия.
Народные религии
Наличие полной политеистической религии, дополненной ритуальным культом, проводимым священнической кастой, требует более высокого уровня организации и присутствует не во всех культурах. В Евразии Калаш являются одним из очень немногих примеров сохранившегося политеизма. Кроме того, большое количество политеистических народных традиций относится к современным индуизм, хотя в индуизме доктринально доминирует монистическая или монотеистическая теология (Бхакти, Адвайта). Исторический ведический политеистический ритуализм сохранился как второстепенное направление в индуизме, известное как Шраута. Более распространенным является народный индуизм, с ритуалами, посвященными различным местным или региональным божествам.
Современные религии
буддизм
В буддизм, есть высшие существа, которых обычно называют (или называют) богами, Дэвы; однако буддизм, по своей сути (оригинальный палийский канон), не учит понятию молитвы или поклонения Дэвам или какому-либо богу (богам).
Однако в буддизме главному лидеру «Будде», который проложил путь к просветлению, не поклоняются в медитации, а просто размышляют. Перед статуями или изображениями Будды (Buddharupas) поклоняются, чтобы размышлять и размышлять о качествах, которые представляет конкретное положение этой рупы. В буддизме нет создателя, и Будда отверг идею о том, что может существовать постоянное, личное, фиксированное, всеведущее божество, связавшись с основной концепцией непостоянства (аничча).
Буддизм процветал в разных странах, и в некоторых из этих стран существовали политеистические настроения. народные религии. буддизм синкретизирует легко с другими религиями. Таким образом, буддизм смешался с народными религиями и возник в политеистических вариантах (таких как Ваджраяна), а также нетеистические варианты. Например, в Япония, Буддизм, смешанный с Синтоизм, который поклоняется божествам, называемым ками, создал традицию, которая молится синтоистским божествам как формам будд. Таким образом, элементы поклонения богам могут присутствовать в некоторых формах позднего буддизма.
Концепции Ади-Будда и Дхармакая являются наиболее близкими к монотеизму из всех форм буддизма, все известные мудрецы и бодхисаттвы рассматриваются как его отражения. [ требуется разъяснение ] Говорят, что Ади-Будда не создатель, а создатель всего сущего, будучи божеством в Эманационист смысл.
христианство
Джордан Пейпер, западный ученый и самопровозглашенный политеист, считает политеизм нормальным состоянием человеческой культуры. Он утверждает, что «даже католическая церковь демонстрирует политеистические аспекты« поклонения »святым». С другой стороны, жалуется он, монотеистические миссионеры и ученые стремились увидеть протомонотеизм или, по крайней мере, генотеизм в политеистических религиях, например, когда из китайской пары Небо и Земля берется только одна часть и называется Царь Небес, так как Маттео Риччи сделал. [23]
Мормонизм
индуизм
Индуизм не является монолитной религией: под этим общим термином сгруппировано множество чрезвычайно разнообразных религиозных традиций и практик, и некоторые современные ученые подвергают сомнению законность их искусственного объединения и предлагают говорить об «индуизмах» во множественном числе. [37] Теистический индуизм охватывает как монотеистические, так и политеистические тенденции, а также вариации или смеси обеих структур.
Индусы почитают божеств в форме мурти, или кумир. В Пуджа (поклонение) мурти как способ общения с бесформенным абстрактным божеством (Брахман в индуизме), который создает, поддерживает и растворяет творение. Однако есть секты, которые выступают за то, что нет необходимости придавать форму Богу, и что он вездесущ и выходит за рамки того, что человек может увидеть или ощутить. Специально Арья Самадж основан Свами Даянанда Сарасвати и Брахмо Самадж основатель Рам Мохан Рой (есть и другие) не поклоняются божествам. Арья Самадж выступает за Ведические песнопения и Гавань, в то время как Брахмо Самадж подчеркивает простые молитвы. [ нужна цитата ]
Среди мирян-индуистов некоторые верят в различных божеств, исходящих от Брахмана, в то время как другие практикуют более традиционный политеизм и генотеизм, сосредотачивая свое поклонение на одном или нескольких личных божествах, допуская существование других.
С академической точки зрения, древние ведические писания, на основе которых произошел индуизм, описывают четыре утвержденных ученических направления учения, восходящих к тысячелетиям. (Падма Пурана). Четыре из них утверждают, что Абсолютная Истина полностью лична, как в иудео-христианском богословии. Что Изначальный Изначальный Бог Личен, трансцендентен и имманентен всему творению. Он может быть, и к нему часто обращаются через поклонение Мурти, называемое «Арча-Виграха», которое описывается в Ведах как подобие Его различных динамических, духовных форм. Это вайшнавское богословие.
в Смарта деноминация индуизма, философия Адвайта изложено Шанкара позволяет поклоняться многочисленным божествам [ нужна цитата ] с пониманием того, что все они являются лишь проявлениями одной безличной божественной силы, Брахман. Следовательно, согласно различным школам Веданты, включая Шанкару, которая является наиболее влиятельной и важной индуистской теологической традицией, в индуизме существует большое количество божеств, таких как Вишну, Шива, Ганеша, Хануман, Лакшми, и Кали, но по сути это разные формы одного и того же «Существа». [ нужна цитата ] Однако многие философы-веданты также утверждают, что все люди были объединены одной и той же безличной божественной силой в форме Атман.
Однако многие другие индуисты считают политеизм предпочтительнее монотеизма. Рам Сваруп, например, указывает на Веды как специфически политеистический, [38] и заявляет, что «только некоторая форма политеизма может воздать должное этому разнообразию и богатству». [39] Сита Рам Гоэль, другой индуистский историк 20-го века, писал:
«Мне довелось прочитать машинописный текст книги, которую [Рам Сваруп] закончил писать в 1973 году. Это было глубокое изучение монотеизма, центральной догмы как ислама, так и христианства, а также яркое изложение того, что монотеисты осуждают как индуистский политеизм. Я никогда не читал ничего подобного. Для меня было откровением, что монотеизм был не религиозной концепцией, а империалистической идеей. Я должен признаться, что сам до этого времени был склонен к монотеизму. Я никогда не думал, что множественность Богов была естественным и спонтанным выражением развитого сознания ». [40]
Неоязычество
Неоязычество, также известный как современное язычество и современное язычество, [42] это группа современных религиозные движения находящиеся под влиянием или утверждающие, что произошли от различных исторический язычник верования досовременной Европы. [43] [44] Хотя у них действительно есть общие черты, современные языческие религиозные движения разнообразны и не имеют единого набора верований, обычаев или тексты разделяют все они. [45]
Реконструкционизм
Реконструктивистские политеисты применяют такие научные дисциплины, как история, археология и изучение языка возродить древние традиционные религии, которые были фрагментированы, повреждены или даже уничтожены, например Скандинавское язычество, Греческое язычество, Кельтский политеизм и другие. Реконструкционист пытается возродить и реконструировать подлинную практику, основанную на образе жизни предков, но работающую в современной жизни. Эти политеисты резко отличаются от неоязычников в том, что они считают свою религию не только вдохновленной религиями древности, но часто действительным продолжением или возрождением этих религий. [47] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Викка
Викка дуотеистическая вера, созданная Джеральд Гарднер что допускает политеизм. [48] [49] [50] Виккане особенно поклоняются Владыке и Владычице Островов (их имена связаны с клятвой). [49] [50] [51] [52] Это ортопраксический мистическая религия, которая требует посвящения в священство, чтобы считать себя викканом. [49] [50] [53] Викка подчеркивает двойственность и круговорот природы. [49] [50] [54]
Serer
Использовать как термин оскорбления
Термин «политеист» иногда используется Сунниты Мусульманские экстремистские группы, такие как Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) как унизительный ссылка на Шиит Мусульмане, которых они считают «отклонившимися от монотеистических взглядов ислама из-за почтения, которое они проявляют к историческим личностям, таким как Имам Али». [57]
Значение слова политеизм
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
(поли… + греч. theos – бог) – многобожие, вера во многих богов.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вера во многих богов. Почему бы, собственно, и нет? Трудности начинаются вместе с желанием назвать их поименно и представить в виде списка (должен он быть конечным или бесконечным?), не утратив при этом веры в них. Если Бог один, его уникальность делает его самодостаточным. Но если богов много? Как различать их между собой? Как их распознавать? И зачем в них верить? Чаще всего такие боги являют собой персонализированные естественные силы, страсти или абстрактные понятия, например в рамках анимизма. Есть бог ветра и бог любви, бог войны, бог неба и океана; есть бог вина, плодородия и гнева, не говоря уже о богах ремесленников, национальных или этнических божествах. Почему бы не быть богу земного притяжения? Богу банкиров? Богу 14-го парижского округа?
Сегодня в некоторых кругах считается хорошим тоном видеть в политеизме своего рода школу плюрализма и терпимости. Действительно, древние римляне, например, относились к иноземным богам скорее доброжелательно, делая исключение лишь для одного из них (надо же, как интересно!) и именно того, который выступил с претензией на единственность. Вот его поклонников бросали в клетки ко львам и жгли на кострах. Наше почтение терпимости, терпимой исключительно к себе подобным! Кстати сказать, политеизм нисколько не помешал древним грекам казнить Ифигению и Сократа, мало того, именно он и подтолкнул их к убийству. Религия отнюдь не дожидалась наступления монотеизма, чтобы, как говорил Лукреций, служить поставщицей преступлений.
Мне возразят, что число жертв атеистов никак не меньше, а может быть, и больше. Увы, это правда. Но это справедливо только для тех случаев, когда атеизм сам выступал как религия (истории или государства) или мессианизм (пролетариата). Следовательно, беда не в отсутствии религиозного сознания, а в избытке веры. Костры возжигают самые восторженные ее сторонники. Политеизм, если он подлинный, сам рождает противоядие – невозможно воспринимать чересчур всерьез весь этот многочисленный сонм богов, в которых к тому же слишком много человеческого. Политеизм – разменная монета абсолюта. Выворачивайте-ка, люди добрые, свои карманы.
Политеизм
Содержание
Терминология [ править ]
Термин происходит от греческих πολύ poly («многие») и θεός theos («бог») и впервые был изобретен еврейским писателем Филоном Александрийским, чтобы спорить с греками. Когда христианство распространилось по Европе и Средиземноморью, нехристиан просто называли язычниками (термин, первоначально использовавшийся евреями для обозначения неевреев) или язычниками (местными жителями), или явно уничижительным термином идолопоклонники (поклоняющиеся «ложным» богам). Современное использование этого термина впервые возродилось на французском языке через Жана Бодена в 1580 году, а затем Самуэль Закупс использовал его на английском языке в 1614 году [3].
Мягкое против жесткого [ править ]
Это часто противопоставляется «мягкому» политеизму, согласно которому разные боги могут быть аспектами только одного бога, что пантеоны других культур представляют один пантеон, психологические архетипы или олицетворения природных сил. [6] Таким образом, боги могут быть взаимозаменяемыми в разных культурах. [5]
Боги и божественность [ править ]
Типы божеств [ править ]
Типы божеств, часто встречающиеся в политеизме, могут включать:
Религия и мифология [ править ]
В классическую эпоху Саллюстий (4 век нашей эры) разделил мифологию на пять типов:
Мифы можно рассматривать физически, когда они отражают действия богов в мире.
Психологический способ состоит в том, чтобы рассматривать (мифы как аллегории) деятельности самой души или мыслительных действий души.
Материал состоит в том, чтобы рассматривать материальные объекты как настоящие боги, например: называть землю Гайей, океан Океаносом или тепло Тифоном.
Древние религии [ править ]
Большинство древних систем верований считали, что боги влияют на жизнь людей. Однако греческий философ Эпикур считал, что боги были живыми, нетленными, исполненными блаженства существами, которые не беспокоились о делах смертных, но которые могли восприниматься разумом, особенно во время сна. Эпикур считал, что эти боги материальны, подобны людям и что они населяют пустоты между мирами.
Древняя Греция [ править ]
Народные религии [ править ]
Современные религии [ править ]
Буддизм [ править ]
В буддизме есть высшие существа, обычно называемые (или называемые) богами, Дэвами ; однако буддизм, по своей сути (оригинальный палийский канон), не учит понятию молитвы или поклонения Дэвам или какому-либо богу (богам).
Однако в буддизме главному лидеру «Будде», который проложил путь к просветлению, не поклоняются в медитации, а просто размышляют. Перед статуями или изображениями Будды (Buddharupas) поклоняются, чтобы размышлять и размышлять о качествах, которые представляет конкретное положение этой рупы. В буддизме нет создателя, и Будда отверг идею о том, что может существовать постоянное, личное, фиксированное, всеведущее божество, связавшись с основной концепцией непостоянства (аничча).
Концепции Ади-Будды и Дхармакайи наиболее близки к монотеизму, к которому приходит любая форма буддизма, все известные мудрецы и бодхисаттвы рассматриваются как его отражения. [ требуется уточнение ] Ади-Будда не является создателем, но создателем всего сущего, будучи божеством в эманационистском смысле.
Христианство [ править ]
Мормонизм [ править ]
Индуизм [ править ]
Индуизм не является монолитной религией: под этим общим термином сгруппировано множество чрезвычайно разнообразных религиозных традиций и практик, и некоторые современные ученые подвергают сомнению законность их искусственного объединения и предлагают говорить об «индуизмах» во множественном числе. [37] Теистический индуизм охватывает как монотеистические, так и политеистические тенденции, а также вариации или смеси обеих структур.
Среди мирян-индуистов некоторые верят в различных божеств, исходящих от Брахмана, в то время как другие практикуют более традиционный политеизм и генотеизм, сосредотачивая свое поклонение на одном или нескольких личных божествах, допуская существование других.
С академической точки зрения, древние ведические писания, на основе которых произошел индуизм, описывают четыре утвержденных ученических направления учения, восходящих к тысячелетиям. (Падма Пурана). Четыре из них утверждают, что Абсолютная Истина полностью лична, как в иудео-христианском богословии. Что Изначальный Изначальный Бог Личен, трансцендентен и имманентен всему творению. Он может быть, и к нему часто обращаются через поклонение Мурти, называемое «Арча-Виграха», которое описывается в Ведах как подобие Его различных динамических, духовных форм. Это вайшнавское богословие.
«Мне довелось прочитать машинописный текст книги, которую [Рам Сваруп] закончил писать в 1973 году. Это было глубокое изучение монотеизма, центральной догмы как ислама, так и христианства, а также яркое изложение того, что монотеисты осуждают как индуистский политеизм. Я никогда не читал ничего подобного. Для меня стало откровением, что монотеизм был не религиозной концепцией, а империалистической идеей. Я должен признаться, что сам до этого времени был склонен к монотеизму. Я никогда не думал, что множественность Богов была естественным и спонтанным выражением развитого сознания ». [40]
Неоязычество [ править ]
Реконструкционизм [ править ]
Викка [ править ]
Serer [ править ]
Использовать как оскорбительный термин [ править ]
Полидеизм [ править ]
Критика Дэвида Юма аргумента замысла включает аргумент, что, насколько нам известно, комитет очень могущественных, но не всемогущих божественных существ мог бы сотрудничать в создании мира, но затем оставил его в покое или даже прекратил существование. Это было бы полидеизмом.