Политех или ранхигс что выбрать
Политех или ранхигс что выбрать
Выпускник Александр Кужелев рассказывает о том, что было самым сложным в его поступлении в РАНХиГС, и рассуждает, насколько диплом его университета котируется у работодателей.
Содержание
Главное о РАНХиГС
Университет РАНХиГС — один из крупнейших в Европе университетов социально-экономического и гуманитарного профиля. Он появился в 2010 году, когда Академия народного хозяйства объединилась с Российской академией государственной службы и еще 12 учебными заведениями по всей России. На сегодняшний день академия — это единственное образовательное учреждение в России при Президенте Российской Федерации. РАНХиГС в цифрах ― это:
Поступление в РАНХиГС
У меня сложилась стандартная для абитуриента ситуация: я не знал, ни какую специальность хочу получить, ни в каком городе предпочел бы учиться. Думаю, многие из читающих либо находятся в такой же ситуации сейчас, либо прошли через нее ранее. После долгих раздумий я решил получить степень бакалавра по экономике. Соответственно, выбор университетов оказался невелик — сегодня мало где могут дать качественное фундаментальное образование в этой области. На мой взгляд, к таким вузам относятся ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, СпбГУ и НГУ.
Когда пришли результаты ЕГЭ, стало ясно, что на платной основе я мог поступить в любой из этих университетов, но меня интересовал бюджет. Так что я отправил документы во все вузы и получил приглашение из отделения экономики экономического факультета РАНХиГС. Получается, что выбор был сделан сам собой, но, как потом оказалось, сделан абсолютно не зря.
Стоит отметить, что далее речь пойдет в основном именно об отделении экономики (на факультете есть и другие хорошие отделения, но на них меньше математической подготовки, больше времени для внеучебной деятельности и относительно проще учиться).
В 2013 году мое отделение было мало кому известно, поскольку существовало всего восемь лет (для сравнения, экономическому факультету МГУ в этом году исполнилось 76 лет), поэтому конкурс оказался не таким высоким, что, несомненно, сыграло мне на руку. Само поступление в РАНХиГС прошло очень гладко. Не было никакой бюрократии ни при дистанционном, ни при личном взаимодействии с приемной комиссией. В конце июня я отправил почтой все документы, а в начале августа меня пригласили на бюджетное место. Я прилетел в Москву и привез оригиналы, а через пару дней выложили списки зачисленных, и выяснилось, что до бюджета мне не хватило одного балла (мои результаты по русскому языку, математике и обществознанию в сумме составляли 252 балла). Но я даже не успел расстроиться: мне предложили скидку 80 % на первый курс, после чего пообещали перевести на бюджет, если я смогу окончить первый курс, что и произошло через месяц после успешной сдачи летней сессии. Основной причиной, почему приемная комиссия была так уверена в наличии бюджетных мест после первого курса, следующая: из-за огромного количества математики в программе многие не выдерживают и либо сами забирают документы, либо их потом отчисляют за несданные экзамены. Для справки: 1 сентября на первом курсе нас было 96 человек на потоке, после первой сессии осталось 66, а дипломы получили только 43 человека.
Окажись я опять на месте абитуриента, я бы поехал писать вступительный экзамен в МГУ, а будь я в 11-м классе — чуть более ответственно подошел бы к ЕГЭ и постарался поступить на бюджет в большее число университетов, не поленился бы получить льготу по олимпиадам. В общем, попытался бы расширить список своих возможностей.
Учеба
Когда я поступал, не знал о стереотипах, которые сложились вокруг РАНХиГС. Но после месяца обучения выяснилось, что многие считают, будто у нас постоянно можно встретить министров, губернаторов и других высокопоставленных представителей власти. На удивление, это оказалось правдой — они действительно часто посещают РАНХиГС. Кто-то повышает квалификацию, кто-то приезжает выступить на мероприятии или пообщаться с ректором.
Также оказалось, что академия считается местом, где легко учиться и насыщенная студенческая жизнь. Поэтому иногда студенты других университетов относятся к РАНХиГС предвзято. Но на самом деле не на всех специальностях учиться просто. Например, на экономическом и юридическом факультетах у студентов остается минимум времени на внеучебные дела и максимум на то, чтобы «выжить».
Один из самых больших плюсов моего отделения (прошу не относить сюда весь РАНХиГС) — это преподавательский состав. Например, математические дисциплины у нас по большей части ведут преподаватели мехмата МГУ, макроэкономику — преподаватели эконома МГУ, а микроэкономику — лучшие преподаватели ФЭНа ВШЭ. Важно отметить, что у каждой топовой программы по экономике есть свои особенности. У отделения экономики РАНХиГС это сильная (если не сильнейшая в России) программа по эконометрике (четыре семестра против двух в сравнимых программах) и очень серьезное отношение к научной деятельности. Кстати, значительная часть сегодняшней программы по Big Data выросла из эконометрики, и почти в каждой современной работе по экономике используются инструменты из данного курса, поэтому, думаю, можно не объяснять, в чем важность данной дисциплины.
Как следствие, выпускники не только обладают теоретическими знаниями по изучаемым дисциплинам, но и могут применить их с помощью различных языков программирования, которым также уделяется внимание на отделении. И конечно же, большая роль отводится английскому языку, поскольку вся лучшая учебная литература и научные статьи пишутся на нем. Успешно освоившие английский за первые два года обучения могут выбрать второй иностранный язык.
Благодаря всем описанным особенностям на момент выпуска я обладаю отличной базой, которая закладывает серьезный фундамент для дальнейшего развития.
Из всех дисциплин больше всего мне понравились теория вероятностей, теория игр и макроэкономика. Самый полезный предмет выделить сложно. Каждый формирует твое понимание и умение решать разные задачи. Полезно все, причем иногда в самых неожиданных ситуациях.
Отдельно по поводу моего отделения хочется отметить, что в отличие от той же Вышки или МГУ у нас минимизирована бюрократия: каждый студент может спокойно зайти к декану факультета и предложить внедрить какие-то инициативы как по проведению мероприятий, так и даже по добавлению новых предметов в программу обучения. Это вряд ли где-либо еще можно встретить. То же прозрачное общение распространяется и на сообщество студентов отделения, где неважно, аспирант ты или первокурсник. Мы все регулярно собираемся для общего времяпрепровождения и обмена опытом и идеями. Хотя обычно, по рассказам знакомых из других университетов, на потоках живет и процветает атмосфера, когда каждый сам за себя.
Подводя итоги своего обучения, больше всего я благодарен университету за друзей, возможности для роста, как профессионального, так и личностного, отличных преподавателей и за все, чему меня научили!
Внеучебная жизнь
В академии есть много возможностей, помимо учебы, начиная с участия в таких мероприятиях, как Гайдаровский форум, и заканчивая межвузовскими спортивными соревнованиями. В РАНХиГС очень сильный студенческий совет, который каждую неделю устраивает различные события, приглашает спикеров и организует выезды за пределы кампуса.
Практически на каждом факультете есть возможность поехать по обмену или получить несколько дипломов, а информация о зарубежных стажировках находится в открытом доступе и постоянно обновляется. Лично я, кроме учебы, принимал участие в кейс-чемпионатах, посещал разные выставки и форумы, читал, проходил стажировки, занимался спортом, сам организовывал какие-то мероприятия и проводил выступления. В общем, делал все, что помогало мне развить нужные soft skills и лучше определиться с тем, чем я хочу заниматься после университета.
Трудоустройство
Судя по уровню людей, с которыми я обычно конкурировал при отборе на работу, и моему профессиональному кругу общения, могу сказать, что качество полученного мной образования удовлетворяет всем требованиям как российских, так и международных топовых компаний. Многие из моих однокурсников работали еще во время учебы, но в основном начиная со старших курсов, так как сложно было совмещать качественное образование и работу фултайм. Многие работали и продолжают работать в исследовательских лабораториях (ИЭПП им. Гайдара), банках (ЦБ, Бинбанке), инвестиционных компаниях (АТОН, Сбербанке CIB) и других крупных компаниях (Аэрофлоте, Unilever, PwC). А летом, конечно, все старались попасть на стажировки и провести время с пользой.
Правильно выбранный университет дает огромные возможности, ограниченные только твоими амбициями. На данный момент я поступил во Французскую магистратуру и планирую продолжить обучение и собственное развитие. Трудно сказать, на какую зарплату может рассчитывать среднестатистический студент РАНХиГС, поскольку спрос на разные специальности очень отличается, но выпускники моего отделения, предполагаю, в первый год работы могут легко зарабатывать 50–60 тысяч рублей в месяц. Это реальные цифры от моих старших коллег.
Я сейчас стажируюсь в компании Ward Howell, это очень интересно. Устроиться на работу нетрудно, если на протяжении 3–4-го курса проявлять активность как внутри университета, так и во внешней среде: участвовать в кейс-чемпионатах, посещать выставки, проходить курсы и отборы на стажерские программы. В этом семестре мы активно начали развивать наше Alumni-community, чтобы делать программу еще более конкурентоспособной на сегодняшнем постоянно меняющемся рынке труда.
Несмотря на расхожее мнение о том, что диплом никому не нужен, диплом РАНХиГС действительно дал мне конкурентное преимущество. Например, президент компании, где я сейчас работаю, искал в команду именно выпускника РАНХиГС с сильным экономическим бэкграундом и опытом работы. Кроме того, я слышал от друзей о похожих ситуациях, когда некоторые работодатели предпочитали студентов РАНХиГС кандидатам из других вузов.
В завершение хочется сказать, что сегодня отделение экономики РАНХиГС, по моему мнению, является наилучшим по соотношению «сложность поступления — перспективы» местом для обучения, если ты хочешь получить качественное экономическое образование и попасть в дружный коллектив, где сможешь многому научиться и приобрести близких по духу людей.
Примечание: мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции.
Университеты не смогли вернуть всех
Как сейчас иностранные студенты могут вернуться в Россию
Сейчас в России учатся почти 316 тыс. иностранных студентов, согласно данным Министерства науки и высшего образования. При этом в ближайшие годы количество студентов из-за границы, которые обучаются очно, должно вырасти до 710 тыс., исходя из планов федерального проекта «Экспорт образования», а объем вырученных средств в результате реализации проекта к 2025 году должен составить 373 млрд руб.
До конца лета этого года в Россию могли попасть иностранные студенты только из тех стран, с которыми было открыто регулярное авиасообщение; учащиеся из стран, которые не были включены в соответствующий перечень, вернуться не могли. Кроме проблем со въездом студенты жаловались на высокую стоимость прямых рейсов, а также на сложности с оформлением документов.
Ближе к началу учебного года оперативный штаб по борьбе с коронавирусом утвердил алгоритм въезда иностранных студентов. Благодаря новым правилам получили возможность попасть в Россию учащиеся-иностранцы из всех стран вне зависимости от возобновления с ними сообщения, а министр науки и высшего образования Валерий Фальков анонсировал в сентябре «активный заезд» учащихся. Тем не менее к концу первого учебного месяца этого года Минобрнауки констатировало, что примерно половина студентов, свыше 145 тыс. человек, по-прежнему находятся за рубежом, таким студентам было предложено возобновить учебу дистанционно.
РБК опросил представителей крупнейших российских вузов из топ-30 ежегодного рейтинга RAEX, чтобы выяснить, удалось ли иностранным студентам вернуться к концу первого учебного полугодия, как вузы помогают им и как организована вакцинация учащихся из-за границы.
В каких вузах к очному обучению вернулось больше всего иностранцев
Ни в одном из опрошенных вузов нет 100% вернувшихся в Россию иностранных студентов, в некоторых учебных заведениях это объясняли тем, что часть иностранцев учатся заочно, или же тем, что вуз находится на дистанционном обучении.
В ВШЭ сейчас суммарно во всех кампусах обучаются примерно 5600 иностранцев, сообщил РБК проректор вуза Иван Простаков, из них вернулись и продолжили очное обучение около 3808 человек (68%). Большинство иностранцев смогли вернуться и в МГТУ им. Баумана: из 1419 студентов 1047 человек учатся очно. В университете рассказали, что не всем студентам из стран, с которыми Россия не возобновила авиасообщение, удалось вернуться: они возвращаются транзитными рейсами, нагрузка на эти рейсы высока, так же как и стоимость перелета. Поэтому студенты тратят много времени на поиск оптимальных по цене вариантов, добавили там.
В МФТИ обучаются 1506 иностранцев, большинство из которых (1201 человек) вернулись в Россию и продолжили обучение в едином для всех смешанном формате, рассказали РБК в университете. С августа по начало декабря в Россию вернулись 400 иностранных учащихся РЭУ им. Плеханова, сообщили РБК в вузе, при этом из 1569 иностранцев 998 человек учатся очно. Больше половины иностранцев, 1575 человек из 2609, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета, сейчас находятся в России и учатся в гибридном формате в Томском политехническом университете, заявил РБК проректор вуза Михаил Соловьев: поточные лекции проходят онлайн, практические и лабораторные работы — в корпусах университета.
В СПбГУ сейчас учатся 5038 иностранцев, к началу декабря почти 3 тыс. (2869) вернулись в Россию. В одном из лидеров по количеству учащихся иностранцев в России — в Казанском федеральном университете — из 7450 студентов очной формы в стране находится 4041 учащийся, при этом за пять месяцев существования алгоритма въезда в Россию въехали чуть больше 1 тыс. человек, рассказали в пресс-службе вуза.
Ректор РУДН (вуза, который входит в топ-3 самых популярных у иностранцев) Олег Ястребов рассказал РБК, что из 11 тыс. учащихся только чуть более 4 тыс. находятся в России, остальные обучаются дистанционно. В РАНХиГС сказали РБК, что во всех кампусах суммарно учатся около 2400 иностранных граждан, вернуться в Россию смогли 600 человек. В вузе объясняют, что некоторые студенты решили не приезжать из-за эпидемиологической обстановки, некоторые — не уезжали, в таком случае студенты переводятся на дистанционку. В Сеченовском университете РБК сообщили, что в вузе сейчас учатся 4000 иностранцев, после разрешения оперштаба въезжать в Россию из «закрытых стран» студенты выразили активное желание вернуться и учиться очно, особенно обучающиеся по специальности «здравоохранение», которая предполагает много практики. «На начало декабря студенты продолжают активно въезжать, приехали свыше 1/3 студентов, находившихся за рубежом (то есть чуть более 1,3 тыс. — РБК). Безусловно, определенные задержки связаны со сроками подготовки виз и приглашений. Для основной массы студентов планируется въезд в январе 2022 года», — ответили в университете. В МГЛУ из 441 студента-иностранца к декабрю смогли вернуться в Россию 200 человек.
На территории России в этом году оставались 1,5 тыс. учащихся Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, сообщили РБК в учебном заведении, еще 1 тыс. человек смогли вернуться, всего же в УрФУ учатся 4600 человек из-за границы. В Томском государственном университете учатся 3,5 тыс. иностранных студентов, в их числе 943 человека из стран дальнего зарубежья. При этом, по словам представителей вуза, сейчас в кампусе в России 401 такой студент. В университете РБК не смогли уточнить, сколько всего иностранцев сейчас имеют доступ к очным занятиям.
Какие требования предъявляются к иностранным студентам
Могут ли иностранные студенты вакцинироваться российской вакциной
Все опрошенные РБК вузы помогают иностранным студентам получить российскую вакцину от коронавируса, для этого студентам нужно иметь полис ОМС или СНИЛС, некоторые вузы вакцинируют учащихся за свой счет, если у иностранных студентов нет полиса. Также в большинстве вузов отсутствие прививки не служит препятствием для возобновления учебы в очной форме — для продолжения обучения иностранцам нужно сдать два отрицательных ПЦР-теста.
Вузы, где студентов вакцинируют «Спутником V» или «Спутником Лайт»:
В Сеченовском университете РБК рассказали, что как для российских, так и для иностранных студентов доступна вакцина «КовиВак» Центра им. М.П. Чумакова. В РАНХиГС сказали РБК, что рекомендуют студентам из-за границы вакцинироваться от коронавируса еще до прибытия в Россию.
В ТГУ также добавили, что в кампусе вуза и на всей территории Томской области принимаются сертификаты о вакцинации иностранными препаратами — подразделение вуза переводит сертификаты и помогает студентам получить нотариально заверенный перевод.
РБК направил запрос в пресс-службу Минобрнауки.
Политех или ранхигс что выбрать
В Санкт-Петербурге
октябрь, 27, 2021 год
7 °C
В какой вуз идти учиться, чтобы получать много денег
24/11/2016
Эффективность вузов правильно оценивать по тому, куда идут работать их выпускники. И какую зарплату им там готовы предложить. Если выпускники по специальности не востребованы, то идти учиться в такой вуз, конечно, можно. Но не ради дальнейших карьерных перспектив, а по каким-то другим, не столь прагматичным причинам.
С помощью ведущих рекрутинговых агентств – Superjob, HeadHunter, «1000 кадров», Kelly Service – мы попытались понять, что происходит с выпускниками. Ранжируя вузы, рекрутинговые агентства используют разные методики. К примеру, Career.ru анализирует анкеты и резюме выпускников и выясняет: кого приглашают на собеседование в первую очередь, какую зарплату требуют соискатели и сколько выпускников готовы работать не по специальности (вузу это добавляет отрицательных очков).
Superjob идет по другому пути: анализирует зарплаты выпускников и проводит опросы: сколько процентов выпускников планируют искать работу в том же городе, где они учились. Результаты исследования от Superjob в целом совпадают с аналитикой прочих агентств. Вот некоторые данные из общероссийских рейтингов. В рейтинге зарплат выпускников по специальности IT на первом месте Московский физико-технический институт с зарплатой 130 тысяч. А петербургские вузы представлены так.
IT. Зарплаты выпускников
(в скобках – средний ЕГЭ в баллах)
1. СПб национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) – 87 000 рублей (ЕГЭ – 82,7)
2. СПб государственный университет аэрокосмического приборостроения – 83 000 (74)
3. Балтийский государственный технический университет «Военмех» – 79 000 (73,7)
4. СПб государственный университет – 77 000 (88,1)
5. СПб политехнический университет Петра Великого – 72 000 (82)
Всего в Петербурге в минимум 12 вузах готовят специалистов по информационным технологиям. Кроме топ-пятерки другие рекрутинговые агентства в позитивном ключе упоминают СПб государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича и СПб государственный электротехнический университет (ЛЭТИ).
Экономика и финансы
На первых местах по зарплатам выпускников в федеральном списке Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (в Петербурге есть ее филиал) и НИУ Высшая школа экономики (работает и кампус в Петербурге) – с зарплатой 90 тысяч рублей. В топ зарплат попали три чисто петербургских вуза:
1. СПб государственный университет – 76 000 (88,4)
2. СПб государственный экономический университет – 69 000 (83,8)
3. Российский государственный педагогический университет им. Герцена – 55 000 (н.д.)
Кроме того, петербургские эксперты упоминали Торгово-экономический университет. А всего в городе 14 учебных заведений, дающих высшее экономическое образование.
Юриспруденция
На первом месте в федеральном списке МГУ – с зарплатой для выпускника 91 000 рублей. СПбГУ ненамного от него отстает – зарплата выпускника 90 000 рублей (ЕГЭ – 95,4)
Эксперты, впрочем, хорошо отзываются о юридическом факультете НИУ ВШЭ-Петербург, Северо-Западного института управления РАНХиГС и филиале Российского университета правосудия. Если оценивать вузы по средним баллам ЕГЭ, нужным для поступления, то в рейтинг попадают также Академия генеральной прокуратуры, Университет морского и речного флота имени Макарова, РГПУ имени Герцена и СПб экономический университет. Всего в Петербурге 28 вузов, обучающих будущих юристов.
Денис Кузин, HR-менеджер:
– Отмечу две тенденции. Первая: работодатели перестали интересоваться, платным ли было образование. Они понимают, что целеустремленный молодой человек, выбравший определенную, а не абы какую специальность, имеет два пути. Или натаскивать себя на сдачу ЕГЭ, или заработать на учебу самостоятельно. Кто сказал, что второй вариант хуже?
Вторая: теперь часто запрашивают не только диплом, но и вкладыш к нему. Видимо, хронические троечники надоели, и их хотят отсеять заранее.
Высшее образование все еще в почете. Недавно искал одному заказчику специалиста по электрике. В принципе, эту вакансию вполне можно было закрыть человеку без высшего образования. Нашел одного выпускника техникума, второго – выпускника вуза. Первый был готов работать за меньшие деньги. Но когда показал работодателю варианты, тот сказал: «Лучше мы 10–15 тысяч переплатим, но получим человека, который явно способен на что-то большее, чем простой электрик. У высшего образования как минимум одно преимущество: студент вращался в среде будущих специалистов, и даже если он спал на лекциях, завязки остались. Соответственно, такой работник знает, к кому он может обратиться за помощью».
Анализируя рейтинги вузов, я бы отметил несколько свежих трендов. Во-первых, из рейтингов (а равно из антирейтингов) исчез Университет профсоюзов. Он выпускает много специалистов, и раньше его упоминали часто. И со знаком минус: «Откуда угодно, только не из ГУПа». И со знаком плюс: «Возьму человека без запросов, из университета профсоюзов». А теперь про него словно позабыли. Еще заметно, что из графы «юриспруденция» пропали Университет МВД и ЛГУ имени Пушкина. Удивительно, что не так высоко, как раньше, стал котироваться Военмех. Впрочем, айтишники живут в своем мире и обычно сами находят себе сотрудников, а не пользуются услугами рекрутеров.
Составлять антирейтинги – дело неблагодарное. Мы знаем по себе, что хорошее запоминается хуже, чем плохое. Пройдут через нас 10 отличных кандидатов с дипломами Политеха – их не запомнят, придет один раздолбай с дипломом ЛЭТИ – и он останется в памяти. Память вообще вещь причудливая. Мне вспоминается рассказ одного менеджера из автосалона, который говорил, что женщина никогда не выберет авто той же марки, как у новой жены ее бывшего мужа. Даже если машина идеально подходит. Работодатели, в том числе мужчины, подчас ведут себя так же. Помню, как один гендиректор просил найти инженера откуда угодно, только не из Военмеха. А я очень уважаю этот вуз, поэтому не выдержал и спросил: почему? Оказалось, они недавно взяли его выпускника на работу: он, может быть, был хорошим специалистом, но человеком оказался плохим – как-то не так себя повел. Переубедить заказчика так и не удалось.
Мария Маргулис, генеральный директор агентства «1000 кадров»:
– Работодатель всегда, а в кризис особенно, будет интересоваться не корочкой, а навыками и знаниями нового сотрудника. Очень многие на своем опыте поняли, что молодого специалиста нужно будет доучивать за свой счет, если этот специалист еще готов учиться. В последнее время молодые специалисты нас не радуют, и нам хочется составлять не рейтинги, а антирейтинги. Ухудшение качества подготовки в вузах имеет много причин. Реформа Минобразования привела к вымыванию преподавательского состава и хороших программ, уронила престиж профессии преподавателя и оплату труда. Теперь вся система работает только на процесс и отчетность. Если бы конкурс на поступление прямо коррелировал с количеством устроившихся по специальности выпускников, думаю, ситуация была бы иная. Тогда сами вузы были бы заинтересованы в том, чтобы сохранять и улучшать преподавательский состав, развивать и расширять учебные программы, включать дополнительные курсы, связанные со специальностью и поиском работы.
Еще один важный фактор – отсутствие у выпускников –по сути, уже взрослых людей – представления, чем они хотят профессионально заниматься. Системы профориентации в школах нет. Родители часто детей и не спрашивают толком об их пристрастиях. Поэтому на выходе мы имеем толпу молодых людей с дипломом, ничего не умеющих, и, самое главное, ничего не хотящих. Самый распространенный ответ среди выпускников на вопрос об их ожиданиях по профессиональным задачам и обязанностям – тягомотное: «Я не знаю». Предложение прийти в офис в субботу, чтобы поучиться, они воспринимают с большим раздражением: считают, что учиться надо только в рабочее время, хотя это вклад в их базу навыков и знаний, которой у них нет!
Многие из родителей желанием «дать лучшее своим детям» купируют их волю, желание и способность выбирать свой путь, преодолевать трудности, учиться и принимать решения. В общем, ситуация плачевная.
Сейчас родители всеми силами запихивают детей в вузы, которые, в свою очередь, отрабатывают Минобровские инструкции и показатели. Так что ситуация будет только ухудшаться.
По данным опроса от HeadHunter, выпускникам для начала успешной карьеры необходима в первую очередь практика: об этом говорят 62% молодых специалистов и 32% работодателей. Помимо опыта, работодатели хотели бы видеть в выпускниках более обширные теоретические знания (9%), субординацию (8%), желание работать (7%) и ответственность (6%).
Субъективное родительское мнение
Свои неофициальные рейтинги вузов составляют и родители будущих студентов. Так, на форуме Littleone определился перечень «приличных юридических вузов»: кроме СПбГУ туда вошли СПбГЭУ, РГУП (университет правосудия), РАНХиГС, Университет Министерства юстиции, Таможенная академия. Про НИУ ВШЭ восторженных отзывов не так много: родители считают, что он чересчур распиарен. Есть, правда, к Высшей школе экономики и претензии совсем другого рода: высокие требования, тяжело учиться, сессии 4 раза в год. Кроме того, Высшей школе экономики ставят в вину отсутствие собственных общежитий (или мест в них): в итоге вуз арендует койко-места в студгородке, а там некомфортно и дорого.
В рейтинге подготовки специалистов по IT у родителей лидируют ИТМО, Политех и Университет кино и телевидения. В ИТМО, по мнению родителей, основная проблема – это окна между занятиями, которые иногда растягиваются на 3–4 часа. Как следует из высказываний на форумах, расписание в вузе составлено не очень удачно и оно не корректируется, если преподаватель болеет или уезжает в командировку. В итоге студент болтается полдня где попало. Что родителям сильно не нравится. Вторая претензия: в вузе много молодых преподавателей: это, безусловно, плюс, «фишка, которой гордится ректор», но увы – лекторского опыта у них нет. А он, оказывается, тоже важен. В итоге дети сначала радовались общению с молодыми преподавателями, а теперь предпочитают семинары, которые ведут старые зубры.
Многие родители обеспокоены поиском вуза, который даст их ребенку «гуманитарную специальность». Это означает, что у абитуриента нет тяги к точным и естественным наукам, но книжки он читает, то есть явный гуманитарий. СПбГУ обычно такие родители не рассматривают: слишком большой конкурс, РГПУ имени Герцена им тоже не нравится: «Не в учителя же идти». В итоге чаще всего упоминаются различные факультеты в Университете кино и телевидения, НИУ ВШЭ и Экономическом университете .
20 лучших вузов для быстрого карьерного старта
В этом году в рамках рейтинга лучших вузов Forbes и сервис «Авито Работа» провели отдельное исследование, направив запросы в 127 крупнейших компаний. Этим компаниям было задано три вопроса: «Выпускников каких вузов вы наняли в 2019–2020 годах?», «Недавние (до 5 лет) выпускники каких вузов получили повышение зарплаты и/или должности в 2019–2020 годах?», «Выпускников каких вузов вы хотели бы нанимать в приоритетном порядке, кто из них, на ваш взгляд, наиболее подготовлен?».
Заполнить анкеты согласились 59 компаний, совокупная численность их сотрудников составляет 4 млн человек. Чем крупнее компания, тем больший вес присваивался ее голосу. Голос компании распределялся между всеми вузами, которые были отмечены в ее анкете: чем меньше вузов, тем выше оценка, относящаяся к тому или иному вузу. Все оценки по каждому вузу суммировались и переводились в балльную систему — вуз мог получить максимум 10 баллов за каждый из трех вопросов.
В итоге лидером в опросе компаний оказался МГУ с 23,05 балла из 30 возможных, а в общем рейтинге лучших вузов университет занял 2-е место. При этом МГУ заработал 10 из 10 возможных баллов на желании работодателей нанять выпускников вуза в приоритетном порядке и оценке их подготовки. Вслед за МГУ в предпочтениях работодателей расположилась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ с 22,82 балла — в общем рейтинге вуз оказался лишь 9-м. У этого вуза максимально возможный балл в том, что касается повышения зарплаты и карьерного роста у его выпускников за последний год. На третьем месте — лидер совокупного рейтинга, Высшая школа экономики с 20,06 балла.
О том, как распределились остальные места — в таблице. Целиком рейтинг 100 лучших вузов по версии Forbes — здесь.
От университета Ельцина до альма-матер Путина: 20 лучших российских вузов по версии Forbes
От университета Ельцина до альма-матер Путина: 20 лучших российских вузов по версии Forbes
Отзывы о РАНХиГС
Любой человек может прислать «слив» об этом вузе. Мы публикуем отзывы на сайте только после модерации и публичного обсуждения в нашей группе Вконтакте. |
Прислать слив о вузе
|