Полиморфное нарушение звукопроизношения что это
Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция
Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:
Симптомы дислалии у детей
Дефекты звукопроизношения – это полное выпадение звуков, их искажение или замена одних другими. При этом лексическая сторона речи формируется по возрасту с употреблением падежей, в единственном и множественном числе, склонением по родам.
До 5 лет дислалия может быть и физиологической, обусловленной ранним детским возрастом.
Диагностика дислалии
Диагностика дислалии логопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.
В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).
Лечение и коррекция дислалии у детей в логопедическом центре в Москве
Логопедическая коррекция дислалии включает 3 этапа:
Подготовительный. Во время него устанавливается контакт с ребенком. Он привыкает к обстановке и специалисту, происходит работа над развитием внимания, памяти и фонематического восприятия.
Формирование первичных произносительных навыков. Постановка отдельного звука, произношение его в слогах и словах, доведение до автоматизации.
Закрепление навыков общения. Употребление звуков в разных ситуациях, возникающих при общении. Контроль за речью.
Коррекционная работа при дислалии проводится на регулярной основе 3-4 раза в неделю. Устранение дислалии при простой форме займет от 1 до 3 месяцев; при сложной понадобится больше времени – от 3 до 6 месяцев. Один из важных факторов успешного лечения – это выполнение рекомендаций родителями. Без полного взаимодействия родителей ребенка и логопеда сложно говорить об успехах.
Полиморфное нарушение звукопроизношения что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дислалия у детей проявляется в виде отсутствия, замены, искажения звуков.
Статья:
Дислалия – дефекты произношения звуков у детей, которые не имеют проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляции. Дислалия у детей проявляется в виде отсутствия, замены, искажения звуков. Слово дислалия происходит из греческого языка, dys – нарушение, lalia – речь. При данном заболевании проводится логопедическое исследование, в ходе которого обследуется подвижность, строение речевого аппарата, фонетический слух. Может потребоваться консультации невролога, стоматолога, отоларинголога.
Общие сведения о дислалии
Они препятствуют овладению речью и являются причинами для дисграфии, дислексии. Это речевое нарушение обладает избирательностью, то есть ребенок может хорошо выговаривать до 90% слов и звуков, но иметь проблемы с оставшимся 10%. Своевременная коррекция в состоянии полностью избавить ребенка от нарушений при произношении.
Симптомы дислалии
Увидеть и распознать симптоматику дислалии не сложно, это можно сделать обращая внимание на речь своего ребенка. Характерными симптомами являются искажения, замена звуков или букв на другие. Малыш может вовсе пропускать некоторые буквы в своей речи. Если имеет место замещение, симптомом является изменение слышимого звука на другой, который проговаривается ребенком. Например, ребенок слышит слово «кошка», но проговаривает «гошка». Такое явления происходит по причине того, что он не может дифференцировать звук по артикуляции и акустики.
Пациент может заменять фонемы на произвольные, в хаотическом порядке, независимо от структуры слова. Нет разделения на шипящие, твердые, мягкие и другие виды. Иногда ребенок может произносить одно и то же слово различным образом, в том числе и правильно. Это свидетельствует о незавершенном усвоении фонем. Ребенка, страдающего таким нарушением, можно определить по его речи и произношению. Он используют звуки, буквы, которых в слове нет. Такое характерно обычно для механического типа.
Если у ребенка есть функциональная дислалия, в его речи заменяются один или несколько звуков. Механическая дислалия характеризуется проблемами с произношением похожих фонем. Если есть патологии в развитии нижней челюсти, они будут проговариваться переднеязычной артикуляцией. Это происходит из-за невозможности задерживать язык на передних зубах. Это речевое нарушение может быть восстановлено по мере взросления.
Если родители заметят такое нарушение и обратятся за помощью к логопедам, есть высокий шанс на полное избавление от этого нарушения. Если он не получает должной коррекции, он также имеет вероятность на избавление от дислалии с возрастом. Такие дети имеют богатый словарный запас, может разбивать слова по слогам и со временем выработается правильная речь. Логопедами выделяется физиологическая дислалия, она проходит к пяти годам.
Нарушение звуковосприятия
Полноценная речь необходима для успешной учебы в школе. Именно по этой причине, речи нужно уделять особое внимание. На процесс формирования речевого аппарата влияет несколько факторов, в том числе слух. Любая слуховая патология отрицательно влияет на произношение. Ребенок неправильно слышит слово, звук, букву, а соответственно неправильно его произносит. Фонетическим или звуковосприятием называется способность правильно слышать и различать звуки «П-Б», «С-Ш», «Л-Р».
Часто, дети с нарушенным звуковосприятием коверкают даже фонемы, которые по отдельности могут произносить правильно. Они плохо могут производить анализ своей речи, могут допускать ошибки при написании, испытывать затруднении при чтении вслух. Подобные нарушения требуют работы и коррекции логопедами, педагогами. Многие из таких нарушений могут быть устранены в дошкольном возрасте, не дав перейти в стойкую форму, исправить которую будет затруднительно.
Классификация
Существуют разные виды дислалии, которые классифицируются по причинам появления, степени тяжести, видов звуков, с которыми ребенок имеет трудности. Учитывая причины нарушения произношения, выделяются механическую или органическую, функциональную разновидность. Логопедами разработана следующая классификация дислалии.
Механическая
Механическая дислалия обусловлена анатомическим строением артикуляционного аппарата. Причинами являются:
Некоторые из этих причин легкоустранимы. На правильность написания, словарный запас данный вид не влияет.
Функциональный
Функциональная дислалия обуславливается социальными факторами или корректируемыми нейродинамическими патологиями в головном мозге (коре ГМ). Есть несколько разновидностей – моторная и сенсорная.
Моторный тип
Продиктован нейродинамическими изменениями в отделах мозга, ответственных за речевые анализаторы. Моторная дислалия характеризуется нарушенными движениями языка, губ, вследствие чего и происходит неправильное произношение. Подобное явление называется фонетическим дефектом.
Сенсорный тип
Образуется из-за изменений в речеслуховых отделах и влияет на слух. Пациентом не может быть произведена дифференциация звуков, имеющие похожий фонем (твердые-мягкие, звонкие-глухие, шипящие –свистящие). В речи это приводит к смешиванию, замене, пропуску таких букв, а в дальнейшем эти буквы могут пропускаться и при написании.
Одновременное наличие обоих типов называется сенсомоторным типом. От несформированности тех или иных звуков, можно выделить три вида дислалии:
Акустико-фонематическая
К этой группе относятся нарушения речи из-за избирательной несформированности анализа фонем по их акустическим параметрам. Главным нарушением в этом случае является недостаточное звуковосприятие, который предназначен для распознавания и дифференциации по видам. Звук, которые ребенок слышит, распознается им неверно, а следовательно, проговаривается им также неправильно.
Артикуляторно-фонематическая
К этой группе относят дефекты, связанные с несформированностью операций для отбора фонем по их артикуляторным характеристикам. Существуют два варианта нарушений. В первом случае артикуляторная база сформирована не полностью. Вместо нужно в данном случае звука, ребенок выбирает звук близкий к нему по своим артикуляционным признакам.
Второй вариант характеризуется полной сформированностью артикуляторной базы. Ребенок знает все фонемы, которые требуются для правильного произношения, но при проговаривании слов, некоторые буквы заменяются на другие по принципу замены. Эти замещения происходят по принципу артикуляционной близости фонем – «крыса» — «крыша».
Артикуляторно-фонематическая
Характеризуется дефектами звукового оформления речи из-за неправильным образом сложившимися артикуляторными позициями. Звуки могут произноситься в искаженной форме, но происходит это в непривычных вариантах. Такую речь легко понять.
Тяжесть
От количества звуков, которые произносятся неправильно, дислалия может быть простой и сложной. При простой нарушено 1-4, при сложном типе нарушено более четырех звуков.
Мономорфный тип
Затруднено произношение одной из групп, например только звонкие или только шипящие.
Полиморфная
Звуки, с которыми есть трудности относятся к разным группам. Фонетические дефекты обозначают терминами, которые образуются от греческого алфавита:
Могут быть сложные формы, носящие комбинированный характер – сложение нескольких дефектов друг с другом. Если имеется фонематический дефект, то есть замена звука, к названию дефекта прибавляется приставка «пара». Таким образом образуются, параламбдацизм, парасигматизм и другие.
Формы дислалии
Существует две формы дислалии – функциональная и органическая или механическая. Если у ребенка отсутствуют нарушения органического характера, обусловлены периферической или центральной нервной системой, можно говорить о функциональной дислалии.
К функциональной дислалии относятся дефекты произношения звуков – фонем, без механических нарушений артикуляции. Ее причинами являются:физическая слабость из-за соматических заболеваний;
Все эти причины не являются критичными и могут быть устранены работой квалифицированных психологов, логопедов и другими специалистами по развитию детей.
Патогенез дислалии
Причины у разных типов различные. Соответственно, коррекция необходима разная.
Физиологические предпосылки механической дислалии
Механический тип вызывается физиологическими и анатомическими дефектами. Они не дают возможность произносить звуки правильно звук, который были ими услышаны. Обычно это возникает вследствие стоматологических дефектов – прикус, неправильная форма и расположение резцов, недоразвитость челюстей. Медики считают основными причинами:
Предпосылки функциональной дислалии
Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.
Биологические предпосылки
К этой группе факторов относят:
Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.
Социальные предпосылки
В эту группу факторов входят:
В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.
Патогенез
Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.
Социальные предпосылки функциональной дислалии
Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:
Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.
Особенности течения сложной дислалии
Чем сложнее комбинация нарушений, тем сложнее с ней справляться. Соответственно это влияет на общий фон протекания заболевания. При сложных формах могут наблюдаться задержки психического и общего развития. Необходимо заниматься углубленным исследованием ребенка в аспекте его психики, интеллектуального развития, слуха, зрения. Сложная дислалия может быть сигналом что есть проблемы с ними. Слабослышащие часто искажают или меняют звук «Т».
Ребенок, имеющий вторую или третью степень тугоухости не имеет в своем голосе металлический тон. Голос имеет мягкость или другими словами вязкость. Дети с проблемами со зрением могут иметь дефекты дислалии, соответствующие ее сложными типам. Это вызвано низким зрительным контролем. У таких пациентов сигматизм наблюдается в 4 раза чаще, чем у здоровых детей.
Диагностика дислалии по характеру нарушения речи
Диагностика дислалии начинается с выяснения всех особенностей течения беременности, родов, заболеваний матери, которые она перенесла в этот период. Имеют значение болезни ребенка, которые он перенес в раннем возрасте, его психомоторное развитие. Влияют на постановку диагноза и другие факторы:
Чтобы специалист имел полное представление об этом, рекомендуется показать всю имеющуюся медицинскую документацию. После выяснения этих факторов, логопед переходит к обследованию своего пациента. Он осматривает артикуляционный аппарат, определяет их подвижность. Это происходит при помощи особых упражнений и задач, которые ребенок должен выполнить.
В диагностику дислалии входит анализ звукопроизношения, определение речевых дефектов, их характер, глубина, степень сложности. Особое внимание уделяется фонетическому слуху – способности дифференцировать звуки на группы. В заключении логопеда указывается форма дислалии, вид (артикуляторно-фонематический, акустико-фонематический, артикуляторно-фонетический), разновидность звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).
При наличии механической дислалии требуется консультация стоматолога и ортодонта. Для функциональной – невролог и анализ с его стороны. Потребуется также диагностика со стороны отолоринголага, на предмет обследования слухового аппарата. Главной целью является точное определение состояния ребенка и уровня развития его речевого аппарата. Правильная диагностика необходима для точной и правильно подобранной коррекции.
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии
Существует общая симптоматика двух нарушений речи, которая может ввести в заблуждение специалиста при постановке диагноза. В таблице ниже представлены основные характерные черты, которые помогут дифференцировать стертую дизартрию и дислалию.
Распространенность проблемы
Дислалия является частой проблемой. На этот счет существуют разные оценки, в среднем, количество детей, страдающих от этого речевого нарушения составляет около 25-30% в дошкольном возрасте. По мере взросления это количество сокращается. В младшем школьном возрасте этот процент снижается до 17-20%. В старшем возрасте таких детей всего 1-2%.
Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%.
Чаще в практике логопедов встречаются комбинированные нарушения артикуляции, которые создают барьер для развития письмом. Дети, при этом имеют обширный словарный запас, структура построения речи не нарушена. Соблюдаются все грамматические законы – падежи, склонения, окончания.
Связь дислалии с дислексией и дисграфией
Дисграфией и дислексией называют неспособность ребенка овладения навыками чтения и письма, при сохранении у них интеллектуальных возможностей. Часто эти диагнозы могут наблюдаться одновременно. Есть алексия – полная неспособность чтения, аграфия – письма. На практике, дети, страдающие дислалией, чаще имеют и эти нарушения. Устранения и коррекционная работа с дислалией приводит к улучшению дисграфией, дислексией.
Методы коррекции дислалии
Логопедическая коррекция, в зависимости от тяжести дислалии, состоит из нескольких этапов. Длительность может занять он одного до шести месяцев. Этапы коррекции:
Все методы направлены на установление звуков, умение их отличать, улучшать память, развить навыки коммуникации.
Подготовительный этап
Ребенок должен включиться в логопедический процесс. Логопед устанавливает с ребенком контакт и доверительные отношения, дать время адаптироваться ребенку в новых для него условиях. Также на этом этапе проходят:
Постановка
Проводится постановка правильных звуков, формирование у ребенка артикуляции на специальных материалах, упражнениях. На этом этапе отрабатывается навыки дифференцирования звуков. Для этого используются три способа:
Каждый из этих этапов имеет различную степень сложности и выбирается логопедом.
Упражнения для устранения механической дислалии
При этом типе дислалии речь ребенка проходит сквозь зубы. Он не может двигать нижней челюстью, в частности широко открыть свой рот. Проблема заключается в неправильной форсированности артикуляционного аппарата – лицевых мышц, прикуса и других. Развить их можно специальными упражнениями. Их нужно делать вместе со взрослыми, сидя перед зеркалом и наблюдая за его действиями (ребенка), контролируя и корректируя его.
Следует начинать с открывания и закрывания рта, постепенно увеличивая зазор между челюстями. Набор упражнений подбирается непосредственно логопедом для конкретного случая. Есть базовые упражнения, которые используются в большинстве случаев:
Новые технологии в коррекции дислалии
Связь между логопедией и ортодонтологией установлена давно, особенно актуально это для механической дислалии. В этой сфере есть современные решения проблем, которые приводят к подобным речевым нарушениям. Таким примером являются миофункциональные контейнеры, вестибулярные пластинки. Контейнеры появились не так давно, а о влиянии их на речь стало известно совсем недавно – около четырех лет назад. Механическая дислалия обусловлена неправильным прикусом, аномалиями с зубочелюстным аппаратом, логопед не может влиять и тем более устранить данную проблему.
В 2008 году были проведены исследования с использованием средств миофункциональной коррекции. Это трейнеры, изготовленные из силикона. Результаты показали что у 100% детей восстановилось дыхание через нос, а 99% нормализовали речевые нарушения. На основе этой работы были сформулированы вывод, что преортодонтический трейнер доказал на практике свою клиническую эффективность и может быть использован для коррекции дыхания и прикуса у ребенка.
Прогноз на выздоровление
Если речевые нарушения не обусловлены поражениями коры головного мозга, есть прогноз на полное выздоровление. В некоторых случаях, нарушения могут быть скомпенсированы в более позднем возрасте. Для достижения благоприятных результатов, взрослые должны сами соблюдать правильность речи, не использовать уменьшительно-ласкательные формы слов.
Меры профилактики дислалии
Главными профилактическими мерами являются:
Внимание к речевым проблемам ребенка, адекватная коррекция позволят избежать негативные последствия и вовремя устранить все проблемы.
Полиморфное нарушение звукопроизношения что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера.
Статья:
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением, и, в связи с этим, представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, они возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но, в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественное новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30 % (по некоторым данным – 52,5 %) дошкольников (5-6 лет), 17-20 % младших школьников (1-2 класс) и у 1 % детей более старшего возраста.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. Шультесс все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». Исследованием проблемы дислалии в разное время занимались: Кусмауль, Е.С. Боришпольский, Е.Ф. Рау, Гутцман, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Р.Е. Левина, Гриншпуна Б.М. и др [2].
В последние годы, в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, когда нарушается произношение звуков из разных артикуляционных групп. Недостатки произношения звуков [р] и [р’], выражающиеся в их искажении, называются ротацизмом, а выражающиеся в их заменах – параротацизмом. Аналогично, недостатки произношения звуков [л] и [л’], выражающиеся в их искажении, называется ламбдацизмом, а выражающиеся в их заменах – параламбдацизмом.
Звуки [р], [р’] и [л], [л’] схожи по уровню шума (сонорные), по наличию голоса (звонкие), и по месту образования, поэтому данные группы звуков часто оказываются одновременно искажены и смешены между собой.
Выделяют две основные формы дислалии, в зависимости от локализации нарушения, и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую), которые, в свою очередь, имеют свои подвиды. Говоря о проявлении сложного вида замены одной группы звуков на другую, мы выделяем артикуляторно – фонетическую функциональную полиморфную дислалию.
Психолого-педагогическое изучение процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера детей с полиморфной дислалией, показало наличие ряда специфических и отличительных особенностей. У таких детей отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в потливости конечностей и красном дермографизме. Наблюдается нерезко выраженное снижение памяти, что влияет на усвоение прорабатываемого материала. Слабость процесса запоминания слов у детей с функциональной дислалией связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.
Актуальность исследования состоит в том, что при всём многообразии существующих средств, методов и программ предупреждения и коррекции речевых нарушений, для каждого ребенка необходимо модифицировать и адаптировать систему логопедической работы, подбирая и разрабатывая индивидуальную программу коррекции речи, учитывая индивидуальные особенности развития личности.
Целью нашего исследования является создание программы логопедической работы, необходимой для эффективного устранения полиморфной дислалии (ламбдацизма и ротацизма).
В исследовании приняли участие два ребенка: испытуемый №1 и испытуемый №2.
На констатирующем этапе эксперимента, было проведено логопедическое обследование ребенка, результаты которого нашли свое отражение в речевой карте.
Нами были получены следующие данные: испытуемый №1 рождён от первой беременности, которая протекала с токсикозом в первой половине, но без осложнений. Роды проходили быстро с механической и химической стимуляцией. Ребёнок закричал сразу, без асфиксии. Раннее речевое развитие в норме. Испытуемый №2 рожден от второй беременности (кесарево сечение). Грудь взял сразу, сосал молоко хорошо и часто (до 2 лет). Болел инфекционными заболеваниями (ОРВ), без осложнений. Раннее речевое развитие в норме. Это позволило сделать вывод о том, что органических поражений не выявлено.
Далее был проведён детальный осмотр речевого периферического аппарата, который показал, что патологий строения не имеет.
При изучении состояния артикуляторной моторики у испытуемого №2 были выявлены такие нарушения: вялость кончика языка и неумение удерживать язык за верхними резцами.
Состояние фонематическоко слуха, восприятия, фонематического анализа и синтеза хорошее. Звуко-слоговая структура слова, состояние словаря, состояние связной речи не нарушены.
Исследование лексико-грамматического строя экспрессивной речи показало умение испытуемых пользоваться конкретными существительными, глаголами и прилагательными.
При обследовании состояния звукопроизношения были выявлены нарушения: замена звуков [р], [р’] на [л],( неправильного произношения ) в начале и середине слова, в конце слова звук пропущен; замена звука [л] на [л’] в середине и конце слова, в начале произноситься [л] (неправильного произношения).
Таким образом, по результатам проведенного обследования были сделаны следующие логопедические заключения – полиморфная дислалия, проявляющаяся в ламбдацизме и параротацизме.
Согласно логопедической литературе, посвященной данной тематике, логопедическую коррекционную работу по преодолению полиморфной дислалии необходимо строить с учётом формирования звукопроизношения в онтогенезе, начиная работу со звука [л], а после его автоматизации, переходить к звукам [р] и [р’]. Эта работа должна включать в себя несколько определенных этапов.
Подготовительный этап – первый. На нем идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Его цель: наладить контакт с ребёнком; подготовить его артикуляционный аппарат к постановке звука; формирование умений и навыков правильного воспроизведения звука, умений удерживать кончик языка за верхними зубами.
Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.
На третьем этапе проводится работа по автоматизации вновь воспитанного звука.
Его цель: автоматизировать поставленный звук изолированно, в прямых и обратных слогах, в простых и сложных словах, во фразе, в предложениях, чистоговорках, стихах, прямой речи.
Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.
Таким образом, коррекционная работа проводится до полного устранения речевого дефекта.
В соответствии с изложенными теоретическими положениями, нами был составлен план коррекционной работы по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм). Данный план включает в себя:
– поэтапную постановку и автоматизацию звуков [л], [р] и [р’], проводимую на речевом материале для данных звуков;
– развитие мелкой моторики;
– развитие фонематического слуха;
– дифференциацию звуков [л], [р].
Одним из главных условий осуществления логопедической работы на всех представленных этапах является – применение всех упражнений в виде игры, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.
В качестве примера приведем описание поэтапной постановки и автоматизации звука [л].
Коррекционная работа по укреплению мышц кончика языка включает следующие цели:
– выработать умение расслаблять мышцы языка;
– удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
– удерживать кончик языка за верхними зубами.
В соответствии с данными целями были применены следующие упражнения: «Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Пощелкать кончиком языка», «Барабанщики», «Гармошка», «Почистим зубы» и др.
Коррекционная работа по выработке направленной, длительной, плавной воздушной струи включает следующие цели:
– выработать длительную направленную воздушную струю;
– выработать плавную непрерывную струю;
– развить сильный плавный вдох;
– активизировать мышцы губ.
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Загнать мяч в ворота», «Паровозик свистит», «Надуй шарик», «Чья фигурка дальше улетит» и др.
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук включает следующие цели:
– развить точность и координацию движений руки и глаза;
– развить гибкость, ритмичность рук;
– развить контроль за собственными движениями;
– развить психические процессы (произвольное мышление, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь).
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Сундучок с сокровищами», «Сильные ладошки», «Мои пальчики» и др.
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха включает следующие цели:
– развить слуховое восприятие;
– развить умения различать высоту, силу, тембр голоса;
– различать слова, близкие по звуковому составу.
В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Угадай, на чем играю», «Кто так умеет», «Подставь нужное слово» и др.
Далее необходимо добиться правильного звучания изолированного звука [л], что можно сделать разными способами.
Звук [л] можно вызвать по подражанию: логопед вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [л] (широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но, этот способ постановки, большинство детей освоить не в состоянии.
Можно применить следующий способ: для начала, рассказать ребёнку сказку. Например: «Как маленький пароходик научился гудеть» (автор сказки: Е. Г. Карельская).
«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».
Также предлагается ребенку, язык в форме чашечки, поднять вверх к верхним резцам (за резцы, к альвеолам) и включить голос.
Выполняется упражнение «болтушка» (или «индюк»): перемещая язык около верхней губы, а затем около верхних зубов. При этом, звук акустически напоминает цепочку звуков.
Автоматизация звука [л] осуществляется в следующей последовательности: в обратных слогах; в прямых слогах; в простых словах; в сложных словах; во фразе, стихах, чистоговорках, прямой речи.
Применение указанных игровых приёмов работы позволило испытуемым быстрее включиться в работу, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Всё это положительно повлияло на процесс преодоления недостатков звукопроизношения.
Коррекционная работа по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм) с испытуемыми проводилась в течение шести месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Также осуществлялась домашняя работа совместно с родителями.
Во время проведения занятий, испытуемые были заинтересованы в исправлении своего дефекта. На контакт шли хорошо, чувствовался эмоционально-позитивный настрой. Испытуемый №1 по сравнению с испытуемым №2 более внимательно слушал указания к упражнениям, охотно их выполнял, делился своими впечатлениями с логопедом и членами семьи. Оба испытуемых были рады своим результатом.
На завершающем этапе экспериментальной работы по коррекции полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм), была проведена повторная проверка состояния звукопроизношения у испытуемых: изолированно; в словах и во фразах. Результат повторного обследования звуковой стороны речи показал, что нарушений звукопроизношения не выявлено.
Подводя итог, можно отметить следующее: анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволил выявить эффективность предложенной программы логопедической работы по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм).