Полиморфное нарушение речи что это
Дислалия (нарушение звукопроизношения)
Классификация, диагностика и методы коррекции дислалии
В логопедии к дефектам звукопроизношения принято относить: дизартрию, ринолалию, дислалию. О последнем диагнозе, часто встречающемся на практике, и пойдёт речь в данной статье.
Дислалия (косноязычие) – это нарушение нормального звукопроизношения, не являющееся следствием повреждений или заболеваний органов физического слуха и центральной нервной системы (ЦНС).
Диагноз может лежать в основе общего недоразвития речи.
При дислалии ребёнок может пропускать звуки, заменять, искажать либо смешивать их.
Имеется общепризнанная терминология при неверном произношении звуков:
— сигматизм – при свистящих С, З и шипящих Ж, Ш, Щ, Ч;
— ламбдацизм – присонорной Л;
— ротацизм (картавость) – присонорной Р;
— гаммацизм, каппацизм, хитизм – призаднеязычных Г, К, Х;
— йотацизм – при Й.
При этом лексика, грамматика, уровень связной речи, словарь активных слов соответствуют возрастной норме.
Классификация дислалии
В зависимости от причин нарушения произношения звуков, дислалия подразделяется на две формы: органическую (механическую) и функциональную.
Об органической формеговорят, если в строении органов артикуляционного аппарата имеется патология.
Функциональная форма связана с временным нарушением в коре головного мозга или негативными социальными причинами, при отсутствии аномалий артикуляционного аппарата.
В органической форме, в свою очередь, выделяют следующие виды:
— сенсорная, связанная с трудностями слухового различения звуков, похожих по акустике (звонкие-глухие, твёрдые-мягкие);
— моторная, обусловленная искажениями в артикуляции звуков.
Если сенсорный и моторный вид присутствуют одновременно, то диагноз звучит как сенсомоторная дислалия.
Функциональная форма имеет три вида:
— акустико-фонематическая (когда недоразвит речевой слух);
— артикуляторно-фонетическая (когда неправильно усвоены артикуляционные позиции);
— артикуляторно-фонематическая (в случае произношения звуков с неверным положением языка, ставшем привычкой).
По характерной степени нарушения известна ещё одна классификация дислалии:
— простая (мономорфная), когда имеются проблемы с произношением одной группы звуков (например, свистящие или шипящие);
— сложная (полиморфная), в случае неправильного произношения звуков из двух и более групп.
Существует физиологическая (возрастная) дислалия из-за недоразвитости органов артикуляции, не связанная с их патологиями. Она проходит самостоятельно к 5 годам.
Причины дислалии
Причиной органической формы дислалии являются дефекты строения таких органов артикуляции, как язык, губы, челюсти, зубы.
Они бывают наследственного, врождённого или приобретённого (травмы, болезни зубочелюстной системы) происхождения.
Например, неправильный прикус, короткая уздечка языка, малоподвижные губы, аномальные особенности строения зубов, нёба, размера языка.
Причины функциональной формы:
К ним относятся: ослабленность организма как следствие частых или хронических заболеваний, нарушения в коре головного мозга или ЦНС (минимальная мозговая дисфункция), недоразвитость фонематического слуха.
Сюда входят: двуязычие в семье, подражание дефектной речи взрослых, дефицит общения, не исправление родителями речевых ошибок детей.
Диагностика
При подозрении на дислалию проводится тщательное логопедическое обследование с привлечением для консультации врачей: невролога, лор-врача, стоматолога (хирурга, ортодонта).
Проводится опрос родителей обо всех этапах жизни ребёнка, начиная с внутриутробного этапа. Выясняется, какие заболевания он перенёс, какая симптоматика сопровождала его с логопедической точки зрения.
Всё это помогает понять причину нарушения.
Затем логопедом выполняется визуальный осмотр ребёнка на наличие дефектов строения речевого аппарата, состояние артикуляционных мышц.
Далее идёт тестирование. Необходимо исключить дизартрию стёртой формы.
Ребёнку предлагается выполнить специальные задания для выяснения формы и вида дислалии, которые будут указаны в заключении. Это нужно для назначения соответствующих методов коррекции.
Методы коррекции
Коррекция дислалии делится на 3 этапа:
2. формирование первичных навыков произношения;
3. развитие навыков коммуникации
1 этап предполагает устранение нарушений в строении органов речи (подрезание уздечки языка, лечение у ортодонта, пластика верхней губы) – при органической дислалии.
При функциональной дислалии (моторной) проводятся занятия по артикуляционной гимнастике, логопедическому массажу, при сенсорном виде – развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания.
Все формы дислалии нуждаются в развитии мелкой моторики.
2 этап включает в себя постановку звуков, автоматизацию их в речи, а в случае смешения звуков – работу по их разделению (различению).
3 этап направлен на выработкунавыков применения отработанных звуков при свободном общении, самоконтроля речи.
По продолжительности коррекционный период занимает до полугода, в зависимости от тяжести нарушения.
Большое внимание уделяется работе дома с родителями. Логопед даёт задания по закреплению материала занятий, показывает артикуляционные упражнения.
Несмотря на то, что дислалия поддаётся коррекции, лучше своевременно обращать внимание на речевые проблемы малыша.
Профилактика дислалии
Она заключается в раннем выявлении дефектов строения органов речи.
Взрослые должны показывать пример правильной речи с чёткой дикцией, постоянно контролировать физическое и умственное развитие ребёнка, посвящать ему много времени, проводя его с пользой.
Подборка частых вопросов. Перейти
Нарушение звукопроизношения у взрослых и детей
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.
Причины
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).
В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда и родителей будет зависеть успешное обучение ребенка в школе.
Симптомы
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:
Лечение
Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления и восприятия фонем и развитие речи. Осуществляется учителями-логопедами и воспитателями речевых групп детских дошкольных образовательных учреждений.
Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР
Мария Гаврикова
Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР
Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР
Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
2. Системное недоразвитие речи средней степени
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
3. Системное недоразвитие речи легкой степени
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.
Нарушения речи у детей с ЗПР
Нарушения речи при ЗПР обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности, носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой системы.
Недоразвитие речи системного характера (НРСХ) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Выделяют 3 уровня речевого развития:
Недоразвитие речи системного характера, I уровень речевого развития:
полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие (может быть нарушено до 20 звуков). Отмечаются все типы нарушений: искажение, отсутствие, замены, смешение звуков;
грубое недоразвитие фонематического восприятия. Доступно различение только неречевых звуков. Не сформирован звуковой анализ и синтез;
ограниченный словарный запас (до 50 слов). Дети способны воспроизвести одно-, двухсложные слова. Отмечаются элизии;
не сформировано словообразование. В речи используют облегченные слова, звукоподражания, пользуются вербальными средствами общения. На верхней границе появляется фраза. В речи отсутствуют предлоги;
отсутствие связной речи;
грубое нарушение понимания речи.
Недоразвитие речи системного характера, II уровень речевого развития:
полиморфное или мономорфное нарушение произношения (нарушено от 2 до 15 звуков);
недоразвитие фонематического восприятия, различают звуки далекие по акустико-артикуляторным характеристикам, не сформирован звуковой анализ и синтез;
ограничен словарный запас, встречаются все типы нарушения слоговой структуры слова в трехсложных словах, элизии в четырехсложных словах;
в речи используют все части речи, сокращается количество диффузных слов и звукоподражания. Используют в речи полные и аморфные слова. При построении фразы пропускают главные и второстепенные члены предложения;
словообразования заменяется словоизменением;
недостаточно сформирована связной речи.
Недоразвитие речи системного характера, III уровень речевого развития:
полиморфное или мономорфное нарушение произношения;
недоразвития фонематического восприятие, способны выделить звук из состава слова, имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков в словах;
словарный запас ограничен;
в спонтанной речи отмечаются аграмматизмы, выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;
в пересказах отмечаются пропуски смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения.
ТНР при УО и ЗПР
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи.
К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная, тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при органическом поражении ГМ (моторная, сенсорная).
Ринолалия – гнусавость (расщелина неба).
Афазия – распад речи частичный или тотальный при поражении ЦНС.
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018-2019.
Методическая разработка «Речевые нарушения у детей» Методическая разработка «Речевые нарушения у детей» В наше время по данным исследований 60% детей имеют нарушения речи. И с каждым годом.
Особенности воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интелекте. У детей с нарушением.
Полезные речевые шаблоны для детей ПОЛЕЗНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ШАБЛОНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ «Спасибо, не хочу» Если вместо того, чтобы кричать: «Уберите эту гадость!», ребенок вспомнит про этот.
Презентация «Речевые нарушения и организация коррекционной работы» «Речевые нарушения и организация коррекционной работы» Познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное.
Речевые игры для детей 5–7 лет 1. «Один-много» Стол-столы ухо- пень- деревья- улица- палец- кольцо- дом- ручей- книга- снег- крот- море- город- мост- 2. «Скажи ласково».
Речевые игры для детей 5–7 лет Лети, бабочка! Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики.
Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения» В последние годы, когда возросло количество детей с речевыми нарушениями, я в своей практике начала искать и активно применять различные.
Полиморфное нарушение речи что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Статья:
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках.
Выделяют две основные формы Д: функциональную и механическую (органическую).
Функциональная Дислалия – нарушение звукопроизношения, когда не наблюдается органических нарушений, периферически или центрально обусловленных.
Механическая Дислалия – при отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба).
ФД возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а МД – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При ФД может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при МД обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ
При ФД несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков. В этих случаях оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается неполной, т.к не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков – акустические или артикуляционные – оказались несформированными, звуковые замены могут быть различными.
В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).
Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.
Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита:
Ротацизм – дефект произношения Р Рь
Ламбдацизм – Л Ль
Сигматизм – С Сь З Зь Ц Ш Щ Ж Ч
Йотацизм – Й
Каппацизм – К Кь
Гаммацизм – Г Гь
Хитизм – Х Хь.
В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта добавляют приставку пара-: параротацизм, параламбдацизм и др.
УРОВНИ НАРУШЕННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
В ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а в самостоятельной речи не употребляют. Дело в том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.
О.В.Правдина выделяет 3 уровня нарушенного произношения:
неумение правильно произносить звук или группу звуков;
неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;
смешение двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.
Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ
нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи. Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубочелюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) неправильным положением верхних или нижних резцов или соотношением между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод).
В таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков, губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже Р и Рь. Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.
Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.
При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность речи.
Значительно реже встречаются нарушения произношения, обусловленные губными аномалиями, т.к. врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте.
При этом в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (О, У).
Однако не всегда аномалии органов артикуляции приводят к дефектам произношения. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях человека: один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.
Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.
Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ДИСЛАЛИИ
ВОЗРАСТНАЯ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ) ДИСЛАЛИЯ
В 3 года должны быть правильными губно-губные (П, Пь, М, Мь, Б, Бь), губно-зубные (В, Вь, Ф, Фь), заднеязычные (К, Кь, Г, Гь, Х, Хь), переднеязычные (Т, Ть, Д, Дь, Н, Нь) и, разумеется, гласные.
К 4 годам появляются свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц)
К 5 годам – шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч)
К 6 годам – соноры (Р, Рь, Л, Ль, Й)
До этого времени отсутствие звуков считается физиологическим состоянием и называется «возрастная дислалия», что означает, что ребенок развивается правильно, и эти недостатки должны пройти самостоятельно. Но это относится только к отсутствию звуков или к замене сложных звуков более простыми. В случае искажения звуков (горловое, боковое, межзубное, любое другое) в любом возрасте необходима помощь логопеда.
1. Дислалия – это то, что раньше (до середины 20-го века) называли «косноязычием». В повседневной жизни до сих пор говорят: ребенок картавит, шепелявит. Т.е. дислалия – это когда ребенок неправильно произносит звуки и только звуки. Ничего больше. Напомню – неправильно звукопроизношение это и пропуск звуков (согласных), их замена на другие звуки (С на Т, на Ш, на Сь…), и неправильное произношение имеющегося звука (С произносится межзубно, с верхним подъемом языка, одной половиной языка…).
2. До недавнего времени Дислалия – считалась одним из самых часто встречающихся речевых нарушений. Причин тому две. Во-первых, ее не всегда отличали от легких форм дизартрии (этот вопрос обсуждался еще в 70-х). Во-вторых, тяжелых речевых нарушений раньше было меньше, и соответственно дислалия в процентном соотношении встречалась чаще.
Да, нарушение звукопроизношения сопровождает почти все остальные речевые нарушения, т.е. входит симптомом в другие речевые патологии, но не всегда является ведущим симптомом. Поэтому правильнее говорить о дислалии как о симптоме, а не о самом часто встречающемся самостоятельном речевом нарушении. Чаще (в 80% случаев) бывает так: при первоначальном взгляде все выглядит как дислалия, но копнешь чуть глубже и выясняется, что это либо стертая форма дизартрии, либо ФФН, поэтому всегда на обследовании следует проводить функциональные пробы и проверять фонематический слух для установления дифференциального диагноза.
Также важно:
Как отличить Дислалию от иных нарушений.
При дислалии нарушаются только звуки (в любом виде – ребенок не произносит какие-либо звуки, заменяет их более простыми, неправильно их произносит). У ребенка нет пропуска и замены слогов, он правильно использует окончания существительных, прилагательных и т.д. в соответствии с возрастом. Если же есть перечисленные симптомы, то мы имеем дело с ОНР. При Дислалии ребенок на слух различает все звуки речи, и даже если он неправильно произносит звук, он сознает, что нужно сказать по-другому: «Колова» — говорит ребенок, а взрослый передразнивает: «Колова», ребенок возмущается: «Не колова, а колова». Если же ребенок уверен, что слово звучит так, как он его произносит (неправильно) – это ФФН. Для отграничения Дислалии от очень похожей на нее стертой Дизартрии необходимо провести функциональные пробы (при Дизартрии язык ребенка не в состоянии выполнять тонко дифференцированные движения, при напряжении, например, при высовывании языка вперед, он отклоняется в сторону, раздваивается на конце, дрожит, синеет или багровеет, при выполнении упражнения «Индюк» язык движется не вперед-назад, а слева-направо.
3. Несмотря на то, что дислалия самое простое нарушение, самостоятельно оно не проходит и для его исправления может понадобиться помощь логопеда.
4. Для профилактики дислалии следует соблюдать некоторые правила:
· Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок слышал вокруг себя правильную речь. Если в окружении есть кто-то с дефектами звукопроизношения, аккуратно объясните ребенку, что лучше учиться говорить как «другой человек», тот у кого звуки правильные.
· Старайтесь не «облегчать» ребенку жизнь, кормя его мягкой пищей. Не нужно чистить огурчик, перетирать в пюре яблочко – человек должен жевать, чтобы тренировались и мышцы артикуляторного аппарата в том числе. Если ребенок не жует пищу в детстве – он будет «жевать» слова позже.
· Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, т.е. не пользуйтесь смягченными вариантами звуков, детским произношением – мячик, а не «мясик», коза, а не «козя». Ребенок во всем подражает взрослым, и в речи тоже.
· Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Учите ребенка завязывать узелки, шнуровать ботинки, застегивать мелкие пуговицы. Воспитатели детских садов, которые просят родителей покупать обувь на липучках, оказывают детям «медвежью услугу». Дело в том, что в коре головного мозга моторные центры речи и пальцев правой руки расположены рядом, и при развитии центра, управляющего пальцами руки, происходит усиление кровоснабжения и соответственно центра речи. Кстати, завязывать шнурки ребенок должен уметь уже в 4 года.
· Посмотрите на сроки появления звуков у ребенка в норме. Обратите внимание, что не положено ребенку в обязательном порядке с трех лет произносить Р. Трехлетнего малыша с дислалией логопед с чистой совестью может отправить «подождать годик». И желательно не слишком сильно давить на маленького ребенка «скажи РРРРР», его органы артикуляции физиологически не готовы к произношению столь сложного звука, он ради вас может перестараться и тогда получится горловой (велярный) Р, как более доступный, а исправить это сможет уже только логопед.
5. Причины, наследуемость. Механическая или органическая дислалия имеет своей причиной врожденную или приобретенную особенность строения артикуляционного аппарата. Если же органы артикуляции в порядке и у ребенка функциональная дислалия, причиной может быть простая необученность ребенка или подражание другим людям. Родители часто спрашивают «А это не наследственное, а то у нас двоюродный дедушка тоже картавил?» Нет, звукопроизношение не наследуется, оно приобретается ребенком в процессе обучения. Иначе мы не могли бы говорить на иностранных языках. Иногда даже дефект произношения родителя, выполняющего домашние задания с ребенком по заданию логопеда, не мешает успешной логопедической работе – главное ее правильно организовать.
6. Иногда ребенок неправильно произносит звуки в силу недостаточности внимания (слухового, двигательного, зрительного), повышенной подвижности и неусидчивости. Иногда ребенок не считает нужным обращать внимание на то, правильно ли он говорит – т.е. не имеет мотивации. Или наоборот осознанно стремится разговаривать как маленький. В таких случаях для повышения эффективности логопедической работы может понадобиться консультация у психолога, который поможет создать мотивацию ребенка, выяснить причину нежелания ребенка говорить правильно.