Празднословие в православии что это

Грех празднословия

Если сегодня подойти к любому прохожему на улице и спросить, что такое празднословие, то далеко не каждый даст верный ответ. Еще меньше людей с уверенностью скажут, что это, на самом деле, грех. Так подробно стоит поговорить о самом понятии «празднословие», узнать его сущность, понять, как от него избавиться и не поддаться.

Что такое «празднословие»

Празднословие — это та речь, которая пуста. Это слова, которые не несут верной информации. Чтобы лучше понять смысл слова достаточно просто разобрать его или разбить на две части. «Праздно» и «словие», то есть несение народу праздных слов или ненужных речей. Этот грех появился тогда, когда человек научился говорить.

По мнению схиигумена Саввы: «Это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего незначащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так… говорим, лишь бы что-нибудь сказать»

Что значит празднословие в православии

В православии этот термин имеет похожее значение. Это слова, которые не благочестивы. Они не способствуют исполнению воли Всевышнего. Если слова эти неверные и пустые, если приносят вред другим людям, духовный или физический, то это грех.

Лучше понять суть этого понятия в православии поможет история о блаженной Феодоре.

Блаженная Феодора — жена византийского императора-иконоборца, мать-регент императора Михаила. Она почитается в христианской, а именно православной церкви, за защиту иконопочитания. Кроме того, женщину восхваляли и за непосредственное восстановление истинной религии. Именно она вернула иконы в Византию в обход убеждений мужа.

Важно! В православной церкви днем почитания блаженной Феодоры является 24 февраля по новому стилю.

Женщина умерла, как и все она отправилась по дороге через мытарства к Богу. Перед тем как попасть в Рай, душа проходит через бесов, которые говорят о грехах человека, совершенных за его жизнь. Всего их 20, а первым является как раз празднословие. Феодора приблизилась к бесам. Там она слышала ужасный шум, гул и смех. Наконец, и сама блаженная предстала перед бесом. Он взял лист и стал громко читать грех празднословия женщины. Бес читал о частушках, беседах, пениях, глупом смехе.

Так можно легко понять, что же такое празднословие. Вообще одним из самых ценных качеств в истинном христианине считается именно умение молчать. Есть люди, которые имеют такую черту характера по своей природе. Есть же и те, кто специально молчат, чтобы не брать греха на душу. Здесь могут быть разные мотивы и разные цели, не стоит их путать.

Что же можно отнести к празднословию?

Все это религиозные специалисты называют пустословием. Также священнослужители относят к этому греху разного рода телевизионные программы. Те, в которых обсуждается то, что не существенно и не важно. Так, сюда можно отнести и программы, обличающие или открывающие личную жизнь человека. Священнослужители относят к этому греху и радиопередачи, слова комментатора во время спортивных игр или соревнований.

Важно! Грех празднословие присутствует в каждом православном человеке. Он же и вокруг нас.

Причины появления

Святые отцы говорят, что источник этого греха таится в самом человеке. А именно в его гордыне, тщеславии, бесстрашии перед Господом, в злой привычке. Наше желание соответствовать нынешнему обществу переступает границы дозволенного. Так, человек ради успеха в той или иной компании может наговорить на другого.

Простое дело — ради поддержания беседы, согласиться с неверными слухами, передать их дальше. А ведь никто и не задумывался, что так можно сломать кому-то жизнь. Человеческая гордыня, неспособность хранить молчание, все это приводит к греху празднословия.

К чему приводит празднословие?

Каждый может заметить, что все грехи цепляются друг за друга. Они связаны и неразрывны. Это можно легко доказать на примере празднословия и лжи. Одно вытекает из другого. Сегодня человек в невинной беседе передал слух, что слышал от знакомого. Он не знает, верна ли эта информация, но все же передает ее. Завтра же, этот человек создаст свой слух. Это уже станет настоящей ложью. А ведь вранье уже является смертным грехом. Оно противно Господу.

Празднословие имеет и другие последствия. Этот грех отравляет человеческую речь, а значит и культуру. То, что говорит человек — это то, о чем он думает. Именно речь отражает внутреннее состояние души, даже когда кажется, что это обман. Бесполезные разговоры уничтожают разум. Если встретятся два мыслителя, то их беседа будет полезной для ума и человечества, а значит и всеобщей культуры. Если же встретятся два глупца, то они только потеряют остатки разума.

Стоит сказать, что празднословие — это грех, который пронизывает все наше общество, все человечество. Порой люди даже не замечают того, что говорят. В беседе друг может легко обидеть друга словами, которые не имеют ничего общего с реальностью. В придачу к этому еще и покрыть ложью, нелепыми слухами другого, а через несколько секунд просто забыть.

С каждым днем, годом, десятилетием все ниже падает цена слова. Разве же это правильно? Всего несколько столетий назад, когда человек произносил фразу: «Я даю тебе честное слово», никто не сомневался в его чести и верности обещанию. Даже самым честным людям никто сейчас не верит. «Что мне твои клятвы и твои слова?» — с каждым днем все чаще звучит именно эта фраза. Вот к чему приводит празднословие — к разложению общества, в котором и без того, не так много верности и чести.

Важно! Священнослужители говорят, что слово было дано человеку не для того, чтобы он нес глупость народу, а чтобы нес волю Божию.

Как избавиться от греха

Если человек признает свой грех, то это уже пройдена половина пути к избавлению. Встает логичный вопрос. Как же избавиться от празднословия, ведь его порождает наш разговор? Приведем ниже несколько советов:

Святые отцы о празднословии

О грехе празднословия говорили священники во все времена и во всех народах. Именно этому греху посвящен отдельный псалом из Псалтыря.

Это интересно! Псалтырь — книга из Ветхого Завета. Она состоит из 150 псалмов или песен. Каждая из них несет в себе обращение к богу в разных формах. Есть жалобные, хвалебные, предсказывающие и другие. Псалтырь был переведен с еврейского языка. Самым известным писателем псалмов считается царь Иерусалима Давид.

Приведем несколько известных изречений известных людей о грехе празднословия:

Грех есть в каждом человеке. Не бывает безгрешных, об этом нам говорил еще сам Иисус. Святым же долгом человека является следование Божьим законам и заповедям. Людям нужно стремиться к избавлению от греха, а в первую очередь именно от празднословия. Не зря именно оно стоит первым в числе всех мытарств. Именно празднословие порождает другие, более тяжкие, а затем и смертные грехи.

Источник

Многоглаголание, пустословие и любопытство

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

Празднословие в православии что это
Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

Празднословие в православии что это
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

Источник

Православная Жизнь

Как обуздать свой язык? Какие альтернативы есть у человека, желающего искоренить грех празднословия? Всегда ли молчание — это хорошо? Размышляет протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

Священное Писание выделяет страсть празднословия из многих других. В Евангелии от Матфея сказано, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36), так что наш разговор — это не просто риторическая беседа о тех, кто любит поговорить, или о том, каких слов желательно избегать. Всё очень серьёзно.

В Священном Писании говорится: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Произнося какое-то слово или давая совет, мы, к сожалению, не думаем, что может с ними произойти. У святых угодников встречал интересное объяснение, что изшедшее из уст слово к нам не возвращается, но продолжает свой путь — в умах, устах других людей. Оно может прожить годы, десятилетия, даже века.

«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), — сказал Господь. Зигмунд Фрейд, например, в XIX веке раскрепостил человеческое естество, в итоге разврат и порочность оправдывают тем, что это естественно. При этом ссылаются на то, что это сказал известнейший учёный, отец психоанализа. Так что слова наши имеют порой такое разрушительное действие, что, если вникнуть в суть, иногда думаешь: не лучше ли родиться немым? В этой связи вспоминается ещё одно изречение: «Мне часто приходилось раскаиваться в своих словах, но ни разу я не пожалел о том, что промолчал» (эти слова приписывают как римскому поэту I в. до н.э. Публилию Сиру, так и прп. Арсению Великому. — прим. ред.)

Что может помочь избавиться от греха празднословия? В первую очередь — чтение Священнго Писания, которое объясняет, как нам быть. Апостол Иаков учит: «Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова» (Иак. 1:19). Если бы мы помнили об этом правиле при каждой встрече с людьми, не перебивали бы, старались выслушать, говорить по сути — как было бы замечательно! Общаясь так, помнили бы, что за каждое слово будем давать ответ.

Слово — это дар Божий. Оно даровано нам, чтобы мы могли общаться с Творцом своим. В Писании сказано: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:6). К сожалению, пользуемся мы словом совсем противоположным образом. Апостол Иаков говорит, что «язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:8-9).

Внешне всё это выглядит безобидно, но если вникнуть в суть, то празднословие не так просто, как кажется. Святые утверждают, что оно рождается от многих грехов. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы».

Святые отцы о празднословии:

«Неумеренная говорливость предаёт во власть демонам печали и гнева» (прп. Нил Синайский).

«Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас» (прп. Марк Подвижник).

«Плохой отзыв о другом — праздное слово» (прп. Ефрем Сирин).

«От языка — половина человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло — гнев, который отнимает у человека ум, или, затаив коварный умысел, льет кроткие речи из льстивых уст» (свт. Григорий Богослов).

«Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души» (прп. Пимен Великий).

«Слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых» (прп. Макарий Великий).

Происходит празднословие от невоздержания, ослабления духовных и телесных сил. Связано оно с тщеславием: если мы говорим, значит, считаем, что имеем на это право, что нас должны слушать, а это уже серьёзно. Также есть связь у этого греха с чревоугодием. Действительно: где мы с наибольшим удовольствием говорим? — за столом, а если ещё и рюмочку выпьем, вообще язык развязывается. Поскольку корень празднословия в невоздержанности, то страдающему им человеку свойственна невоздержанность и в других сферах. Часто болтлив тот, кто не умеет себя останавливать и ограничивать. В борьбе же со страстями есть такой принцип: там, где царят они, насаждать добродетели. В православии это называется трезвение, или аскетика. Человек внимательно наблюдает за собой: что он говорит, что делает, как живёт, — и старается контролировать всё это.

У Никколо Макиавелли есть книга «Государь». Она далека от православия, но в ней есть интересный момент, касающийся темы нашего разговора. Там говорится о том, как государю подбирать советника. Хороший советник — тот, кто отвечает на вопрос, который ему задают. Если он этого не делает, это плохой советник, его надо менять. Если земному царю не нужны болтуны, которые говорят, когда их не спрашивают, то человеку, желающему попасть в Царствие Небесное, надо задуматься: зачем болтуны там?

В Писании сказано, что злоречивые Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9). Злоречие очень часто сопутствует празднословию, потому что, общаясь, люди нередко осуждают. Можно пойти глубже: если мы говорим праздные слова, то они уже злые — потому что мы не говорим доброго, хорошего, не обращаемся к молитве, не пытаемся говорить о людях хорошо.

Можете представить ситуацию: собрались люди и говорят: давайте поговорим о таком-то человеке — и начинают говорить о нём только хорошее? Почему мы всё время осуждаем, ведь в каждом человеке есть что-то хорошее, его достаточно много? Как хорошо было бы: только пошло осуждение — стоп, а давайте-ка мы вектор поменяем — и начинают вспоминать, что человек сделал полезного и доброго. Я помню, в школе на уроках языка нам давали задания, когда нужно было написать хорошие слова о своей маме — кто больше определений напишет. Сейчас на свадьбах есть традиция говорить как можно больше самых лучших слов о своей второй половине. Может быть, нам стоит поупражняться в этом?

Почему мы в принципе начинаем осуждать? Ведь не всё в мире плохо. Почему мы не замечаем этого? Неужели страдаем духовным дальтонизмом и видим всё в сером цвете? Разучились радоваться? Если мы начнём радоваться, то увидим Творца, так как именно Он — источник радости. По этой причине я бы посоветовал людям говорить побольше хороших слов.

Когда я бываю в школе, у нас есть такое задание: мы пишем как можно больше «волшебных слов». Спрашиваю как-то у одного мальчика: «Ты желал сегодня маме доброго утра»? Он смотрит с удивлением: «А зачем?» Продолжаю беседовать: «Ты же видишь, какая у тебя чистая рубашечка, выглаженная, говорил маме спасибо?» — «Нет».

Самое грустное было в том, что, когда я разговаривал с родителями детей из упомянутой школы, оказалось, что они тоже не говорят им хороших слов. Никаких «доброе утро, сынок», «я тебя люблю», «ты — наша радость и надежда». Понимаете? Мы говорим очень много плохого, критикуем. Это и в супружеских отношениях процветает. Спрашиваю у мужчин: «Ты говоришь жене, что её любишь?» — Отвечают: «Она и так это знает». Мало ли, что она знает! Это нужно даже не столько тому человеку, которому мы говорим, сколько нам. Если я говорю доброе слово, то сам лучше становлюсь. Нужно сеять хорошие, добрые слова как семена повсюду вокруг себя. Говорить их своим супругам, детям, родителям, если они ещё живы. Благодарить, как призывает Священное Писание. Таким образом искореняется празднословие.

Святые отцы о борьбе с празднословием:

«Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний» (свт. Василий Великий).

«Вместо слов, произнесённых безрассудно, будем произносить молитвы» (свт. Иоанн Златоуст).

«Храни слух — и не согрешишь языком» (прп. авва Исаия).

«…нужно избегать общения с людьми празднословными искать общества немногих мудрых, которые отверзают уста свои, чтобы сказать что-либо полезное» (свт. Лука Крымский).

Некоторые люди боятся бороться с празднословием, поскольку считают, что альтернатива ему — молчание. На самом деле у нас есть другая альтернатива: не говорить праздно, но говорить хорошо. Не злословить, но благодарить. Нас никто не призывает молчать. Мы живём в обществе и не брали обет молчания. Господь говорит: «От своих слов оправдаешься», — а не от немоты своей. Мы должны благодарить, возносить молитву благодарения: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»

С миссионерской точки зрения мы тоже призваны говорить: когда идёшь с проповедью к другим, то не можешь прийти и молчать. Надо сеять в душах людей то, что приведёт их к Творцу. Может, в обществе отшельников молчание и будет уместно — среди тех, кто стоит на другой духовной ступени и ведёт более аскетический образ жизни. Но мы знаем из жизни преподобного Серафима Саровского, что, проведя три года в молчании, он был направлен на служение к людям, отверз уста свои и говорил об этом. Для нас, мирян, главное — научиться говорить хорошие слова, буквально заставлять себя делать это.

Конечно, иногда полезно и помолчать, побыть наедине с собой, но апостол советует нам не молчать, а быть медленными на слова. В этой фразе кроется тот царский путь, которым хотелось бы пройти. Часто мне отвечают: а вот мне не говорят хорошего — почему я должен? Да пусть не говорят! Вы своё делайте. Как Пушкин писал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Если получится — это будет настоящей победой над празднословием.

Источник

Православная Жизнь

В причинах и последствиях празднословия разбирался Сергей Комаров.

Празднословие в православии что это

Почему мы говорим, говорим, говорим?

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), – сказал Спаситель. А пробовал ли кто из нас посчитать, сколько вообще слов мы говорим, например, за час или за день? Вы не пытались? Я, признаться, тоже. Как-то неохота тратить время на такие пустяки, правда? А вот святые люди, оказывается, занимались этим. Такую священную арифметику я нашел в записках известного старца, духовника Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы (Остапенко).

«Попробуем произвести небольшой математический подсчет, — предлагает старец. — Для того, чтобы трижды прочитать молитву «Отче наш», причем не спеша, требуется всего-навсего одна минута, то есть за одну минуту мы произносим полторы сотни слов. Значит, за один час мы произносим девять тысяч слов. Но кто из нас такой подвижник, разговор которого за двадцать четыре часа в сутки исчислялся бы одним часом?

…Если мы в сутки разговариваем в общей сложности по десять часов, то значит, что за день мы произносим девяносто тысяч слов; за неделю — шестьсот тридцать тысяч; за месяц — два миллиона семьсот тысяч, а за год — тридцать два миллиона с лишним. Если каждое слово сравним с песчинкой, то за один год нашей жизни на чашу весов будет положено более тридцати миллионов песчинок. Представляешь себе? Это целый мешок! И, конечно, чаша весов сразу опустит нас на дно ада за один только грех празднословия».1)

«А поговорить. », или О «благом» празднословии

В том-то и дело, что чрезмерная говорливость у нас и грехом не считается. Мы ее просто не замечаем. Тут сказал, там сказал, здесь на шутку ответил, с тем разговор поддержал. Вот и выходит — празднословие. Кстати, что это такое? Схиигумен Савва отвечает: «это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего не значащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так. говорим, лишь бы что-нибудь сказать».2)

Интересно, что праздные слова могут произноситься под самым благим видом. Например, как вы считаете, осведомиться о здоровье – это грех, или нет? Постойте, не спешите отвечать. Давайте снова послушаем отца Савву.

«Вот возьми и даже тот случай, когда мы друг друга спрашиваем: «Как здоровье?» — ну, как по-твоему: хорошо это или плохо? На пользу души такой вопрос или во вред? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо знать намерение вопрошающего. Если человек спрашивает с намерением помочь болящему: принести лекарство, купить необходимые продукты и вещи, сделать уборку в помещении и т. д., то это хорошо; а если спрашивают только с тем намерением, чтобы показать свою любовь и заботу о ближнем, но кроме ахов, охов и покачивания головой ничем не помогает болящему, то это очень плохо. Такое лицемерие противно и Богу, и людям. Сам грешит празднословием и других наводит на грех. А самое главное то, что он, как разбойник, обкрадывает болящего, похищает ту награду, которую Господь приготовил болящему за его терпение. Пороптал на свою болезнь — лишился награды. А кто навел на это горе, тот и в ус не дует. Он весел, радуется: «Вот какой я внимательный!».3)

Празднословие: причины и следствия

Удивительны рассуждения святых людей, не правда ли? Отец Савва заметил такое, о чем мы просто и не задумываемся. Брякнем что-то — и дальше побежим, а через час уже не помним, что сказали. И в такой атмосфере у нас проходит вся жизнь.

«Попробуй… обычный разговор свой проанализировать, как говорится, разобрать по косточкам, и ты убедишься, что чуть ли не каждое слово — грех: то жалоба, то упрек, то ропот, то спор, а то и вовсе брань или осуждение и клевета»4), — советует схиигумен Савва. Спросим себя, друзья. Мы, мотающиеся по монастырям, бегающие за старцами, собирающие дома всякие святыньки; мы, рассуждающие об Афоне и Валааме, – делаем когда-либо такую простую вещь, как этот анализ? А ведь празднословие — это, прямо скажем, грех явный, лежащий на поверхности. Да, не самый страшный. Но — в ад привести может. Как и любой другой грех.

Ах, какое сравнение! Действительно, «в нашей душе не держится ничего». Причем, в отличии от людей древности, сегодняшний день ставит перед нами важную задачу переработки огромного количества информации: что нужно бы обдумать, что пересказать другому, в чем нас наверняка обманывают. Но мы большей частью беззащитны перед таким вызовом времени. Даже выкладывать спичечные пирамидки, как Штирлиц, вместе с соответствующей мысленной работой (помните рассуждающий голос за кадром?) мы не сможем, ибо воспитаны совсем другой культурой. Это культура фаст-фуда: съел информацию, толком не пережевав и не дав организму ни грамма витаминов, извергнул (простите). Такие извергнутые из ума, непереваренные мысли облекаются в соответствующий словесный мусор и заполняют эфир нашего общения.

Неуемная болтливость и культура речи

Наша неуемная говорливость есть прежде всего диагноз состояния ума. Поврежденная мыслительная деятельность выдает ущербный результат. Мы просто-напросто отвыкли думать и не очищаем свой ум, поэтому и не пользуемся даром слова, как должно. Вот что пишет о предназначении и о реальном состоянии нашего ума свт. Феофан Затворник: «…обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою мыслительной силе. …она всегда должна быть занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей. Между тем, что видим в нашей мысленной области? Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка. …не рассуждение, а блуждание и рассеяние мыслей… праздномыслие и пустомыслие. Пристало ли так действовать разумной твари?»6)

Сказанное относится и к культуре речи: как мы говорим, сколько и о чем. Какие мы мыслители, такие и собеседники. Одно бездумное существо встречается с другим, начинается производство словесного навоза, и – нет такого Геракла, какой бы очистил эти Авгиевы конюшни. Миллионы, биллионы предложений, сказанных впустую, постоянно пополняют безразмерные кладбища мертворожденных слов. Уста продолжают молоть, не останавливаясь, высыпая наружу бесчисленные смысловые плевелы.

Дар слова: зачем дан

А ведь священный дар слова не для того дан. Счастливая возможность облекать мысль в слова подарена нам для общения с Богом и с другим человеком, а также для самопознания: заговорив, человек может услышать и понять самого себя. Для чего человек словесен? Для молитвы и поэзии, для богословия и пения. Для того, чтобы постигнуть все в мире и, назвав, владеть им. Для того, чтобы сказать Богу: «Ты Отец мой»; а человеку: «Ты брат мой». Для того, чтобы уподобиться самому Богу, произносящему слово…

Слово – небесный дар, который нужно беречь, понимая его предназначение. Золотым «паркером», подаренным королем или президентом, никто не будет рисовать рожицы на газете. Так же преступно и подарок Божий использовать как футбольный мяч, гоняемый мальчишками по полю. Понять цену нашей словесности и использовать по назначению – вот мысль, открывающая пространство для огромного труда, без которого невозможна православная аскеза. Священного труда, необходимого всякому человеку, называющему себя христианином.
Быть внимательным к каждому слову. Не сказать, пока не обдумал. Подумать, после того как сказал. Словам тесно, а мыслям просторно – этот писательский принцип хорошо помнить всякий раз, когда мы открываем уста, чтобы произнести слово. Слово, которое должно быть приправлено солью (см. Кол. 4,6) и не вызовет гнева Божьего в день Страшного суда.

Литература:
1. Схиигумен Савва (Остапенко). Опыт построения истинного миросозерцания. Празднословие.
2. Там же
3. Схиигумен Савва (Остапенко). Опыт построения истинного миросозерцания. Анализ разговора.
4. Там же
5. Свт.Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Евреям. Беседа 21
6. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. Письмо 6

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *