Покой есть момент всякого движения верным является суждение что
Философия. Тест для самопроверки. Тема 13-15
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Сведение высших форм движения к низшим ведет к …
нигилизму
абстракционизму
солипсизму
механицизму
Верным является суждение, что…
«покой есть момент всякого движения»
«покой есть отсутствие движения»
«покой существует только в природе и отсутствует в обществе»
«покой характерен только для неживых объектов»
Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой…
существование
круговорот
движение
прогресс
Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания…
XIV — XVI вв.
XIX — XX вв.
XVII — XVIII вв.
X — XIV вв.
Согласно учению Канта, время — это
априорная форма чувственности
ожидающе-удерживающая актуализация
атрибут материи
растяжение души
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется…
реалистическим
прагматическим
метафизическим
диалектическим
Согласно диалектике, источником развития выступает…
любое изменение объекта
внешнее воздействие на объект
разрешение внутренних противоречий
стремление к установлению равновесия
Единство качества и количества есть…
граница
норма
время существования
мера
Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть…
внешние признаки предмета
система необходимых свойств предмета
то, что никогда не изменяется в предмете
то, что можно измерить
Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил
Платон
Аристотель
Гераклит
Сократ
Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с
экспериментом
сознанием
восприятием
интуицией
Представители вульгарного материализма считают, что сознание…
является сверхъестественным даром
имеет вещественную природу
существует независимо от материального мира
идеально
Автором книги «Происхождение человека и половой подбор» является…
Т. Гексли
Ф. Энгельс
Ж.Б. Ламарк
Ч. Дарвин
Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из
Эроса и Танатоса
Сверх-Я, Я, Оно
либидо, сублимации
Я и Не-Я
Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой
М. Хайдеггера
Ж.-П. Сартра
З. Фрейда
Э. Гуссерля
Покой и движение всеобщие формы бытия материи
ПОКОЙ И ДВИЖЕНИЕ – ВСЕОБЩИЕ ФОРМЫ БЫТИЯ МАТЕРИИ
Однако это важное знание только один момент истины, полученный методом мышления формальной логики. Мы же придерживаемся метода современного научного мышления – диалектической логики. Абстрактное (простое) движение действительно не имеет границ. Означает ли это, что покоя нет совсем? – вовсе нет. Вернее, и да, и нет. Абстрактное абсолютное движение, отвлекаясь (отталкиваясь) от всего, отрицает и себя самоё в конкретных формах движения, превращаясь в свою противоположность – в покой. Так же в диалектике не бывает никогда, чтобы был один момент (движение) и не было момента другого, противоположного ему (покоя).
Движение, разумеется, отвлекается от покоя, которого не может быть никогда, но перед этим стремиться к покою, чтобы оттолкнуться от него, и с неизбежностью вступает с ним в необходимую, хотя и отрицательную, связь. Отрицание покоя утверждает покой. Всякое движение сопровождается движением к покою и возникновением покоя (отсутствия движения). Таким образом, покой, которого нет, порождается движением и становится формой движения бытия. Если мы, люди, не подготовлены к этому знанию и не замечаем покой, то данное обстоятельство вовсе не означает, что покоя нет.
Точно так же, как случайность является формой необходимости, так и покой является формой движения. С точки зрения диалектики мы обнаруживаем два действительно существующих момента бытия: движение и покой. Сейчас можно с полной уверенностью утверждать: покой есть. Здесь мы видим другую правду (антитезис), противоположную первой. Нельзя забывать то, что это знание как и всякое человеческое знание относительно. Оно относительно бытия и сущности. Истина (синтез) состоит в том, что покой есть, и его нет. Всё находится в движении и покое одновременно.
Движение к покою или отсутствие движения, с точки зрения диалектики, обнаруживают одну и ту же сущность – покой. Вечное движение бесконечно стремиться к покою и порождает вечный покой. Два момента взаимодействуют, переходят один в другой, утрачивая различие и сохраняя, при этом, непримиримость противоположных тенденций. Движение и покой сохраняются снятием во всех формах развивающейся материи. Они содержатся в движениях изменения и развития, во всех сложных формах движения материи.
Невозможно понять и объяснить причину движения изменения и движения развития в отсутствие внутреннего противоречия (противоречия моментов: движения и покоя), содержащегося внутри этих абстрактных движений. Во всяком изменяющемся «нечто» есть момент, который не изменяется в изменениях. Без этого момента не может быть изменения и развития. Без него было бы невозможно ни одно определение какого-либо научного понятия. Г. Гегель даёт такое определение определения: «Определение – это качество, которое в-себе в простом «нечто», и находится в единстве с другим моментом этого «нечто» с в-нём-бытием». «В-себе-бытие» в единстве с «в-нём-бытием» и есть необходимый покой. Определение отражает состояние покоя.
Все известные формы движения материи находятся в движении изменения и развития. Сущность бытия материи сохраняется во всех формах материи и определяется как материя в движении. Эта сущность не зависит от изменения и развития материи. Она всегда остаётся прежней. Вот он – необходимый покой (отсутствие движения), который является в бытие содержанием понятия и отражением всеобщих законов материальной сущности. Не случайно же определение закона: «Закон – это спокойное в явлении», то есть то, что устойчиво в изменениях. Всякое определение закона в конкретной науке закрепляет состояние покоя в процессе научного познания.
Каждый переход от одного качества развивающейся материи к другому её качеству происходит скачкообразно и фиксирует состояние покоя как результат развития. Понятно теперь, что покой есть форма и момент движения материи. Наверное, ни у кого не осталось сомнения в необходимости понятия «покой». Можно выразить сожаление в связи с отсутствием категории «покой» в очень хорошем философском словаре и недоумение по поводу отношения составителей словаря к этому важному научному понятию.
Покой в физической форме движения материи проявляется устойчивостью атомного ядра, прочностью кристаллической решётки твёрдого материального объекта, законами магнетизма и взаимного притяжения различных масс. Покой в химической форме движения материи выражается устойчивостью химических связей и закономерностями химических реакций. Покой в биологической форме движения материи обеспечивается жизнеспособностью отдельных форм жизни. Покой в социальной форме движения материи определяется жизнью со знанием и смыслом, соответствием производственных отношений и производительных сил.
Великий российский учёный-нейрофизиолог И.П. Павлов теоретически обосновал и успешно реализовал в своей жизни принцип долголетия, основанный на активном отдыхе. Самый эффективный отдых, то есть покой, он видел в смене рода деятельности. Это означает, что для полноценного отдыха нужен такой покой, который является наиболее удачной формой движения, в том числе и двигательной активности. Никогда не устаёт тот человек, который благодаря правильно организованной деятельности постоянно отдыхает в процессе своего труда. В современном обществе повсеместно наблюдается дисгармония между физическим и умственным трудом. Физической активности для людей умственного труда катастрофически недостаточно.
Усталость современного человека, чаще всего, нервно-психическая. Это истощение энергетического потенциала нервной ткани головного мозга. Нужно экономно расходовать психо-эмоциональную энергию мозга и быстрее восстанавливать её, используя физическую активность. Необходимо вырабатывать способность к активной защите от стрессов, к разрешению внутриличностных конфликтов, к избавлению от когнитивного диссонанса. В этом и состоит движение к покою, то есть, собственно сам покой.
Для того и существует правильное мышление, дисциплинирующее сознание, которое обеспечивается развитой способностью к чётким оценкам и суждениям. Правильные мысли – это тоже движение, снимающее нервно-психическое напряжение. Правильные мысли (движение) порождают и аккумулируют положительные эмоции, сохраняют душевный покой и психо-эмоциональное равновесие. Таким образом, мы знаем, что в социальном бытии душевный покой возможен, он есть, но является результатом и формой движения хорошо организованной психики.
Революция как процесс развития общества содержит в себе движение изменения. Движение изменения – движение, имеющее два направления: прогрессивное, которое способствует развитию, и регрессивное, которое противоположно развитию. Так было, есть, и будет всегда. Всякое революционное движение всегда сопровождается контрреволюционной реакцией. Однако из этого знания вовсе не вытекает фатальная безысходность непреодолимой дисгармонии и трагичности общественной жизни. Социальная материя – это живая материя со знанием и смыслом. Знание и смысл дают значительное преимущество социальному бытию в условиях, продиктованных естественным отбором – всеобщим законом биологической материи.
Преимущество выражается диалектическим компромиссом: революция, отрицая контрреволюцию, сохраняет себя как движение совершенствования, созидания и развития. Отрицание контрреволюции всегда сопровождается разумными обоснованными репрессиями. В.И. Ленин писал о том, что только та революция чего-нибудь стоит, которая способна себя защитить. Только в этом случае возможен относительный социальный покой. Контрреволюция тоже может сопровождаться относительной социальной стабильностью, но такая «стабильность» закрепляет более низкий уровень развития общества. Определённому уровню развития материи соответствует определённое состояние покоя.
Движение и покой в диалектической психологии – отражённые моменты социального бытия. Каждый разумный человек стремится к познанию окружающего мира, его устойчивых связей и всеобщих законов, чтобы иметь возможность просчитать варианты движения своей жизни, которые позволяют сделать свободный выбор со знанием дела. Такое сознательное поведение обеспечивает правильный свободный выбор и веру в свои силы – уверенность в себе. Знание порождает душевный покой – психо-эмоциональное равновесие.
Всем известно, что эмоция – это элементарная оценочная реакция, которая сопровождает не только ориентировочный рефлекс, но и всякий другой психический процесс, в первую очередь, мышление. Правильное мышление порождает правильные эмоции, снимает избыточное, энергетически затратное, психо-эмоциональное напряжение. Вот так и формируется психическая устойчивость (психический хребет) – душевный покой. Культура нравственных чувств, культура эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Убеждения человека, которые составляют индивидуальную мировоззренческую концепцию личности, будучи её устойчивым моментом (покоем) проявляются в индивидуальном бытии твёрдым характером.
В современных учебниках по философии и философских словарях пишут о том, что движение абсолютно, а покой относителен или его («если присмотреться») нет вовсе. Пожалуй, это не так. Всё абсолютное (не имеющее границ) переходит в свою противоположность. То же утверждение верно для абсолютного покоя. Всё безграничное в своей бесконечности неизменно. Есть только одна бесконечность, она едина, хотя и переходит во множество. Бесконечность едина и неизменна. Абсолютное движение – абстрактная категория, изолированная (отвлечённая) от всего, в том числе, от движения как себя самого.
Оно жёстко ограничено смыслом абстрактного понятия «абсолютное движение» и не может выйти за его пределы, и неспособно к движению за его пределами, поскольку является определением, фиксирующим то, что не изменяется в изменениях. Не изменяется в изменениях только покой. Закон – это то, что устойчиво (спокойно) в явлении (в определении). Абсолютное движение есть определение (понятие), оно является законом для себя самого и, следовательно, покоем. Абсолютное движение – это абсолютный покой. С другой стороны, абсолютный покой не может быть абсолютным покоем, поскольку не может отвлечься (оттолкнуться) даже от себя самого,ведь всё абсолютное содержит в себе движение к предполагаемой границе безграничного. Покой есть то, что не изменяется, а всё неизменное обнаруживается только на контрасте с движением. Абсолютный покой – это абсолютное движение.
Таким образом, если мы говорим об абсолютном движении, то вынуждены признать и абсолютный покой (и наоборот). В таком случае оба понятия становятся относительными, более того, являются моментами, которые соотносятся друг с другом как форма и содержание. При этом безразлично, что из них форма, а что содержание. Покой есть форма движения, а движение – форма покоя. Движение – атрибут материи, её неотъемлемое свойство, что является законом, содержащим в себе покой. Материя в движении вечна во времени и бесконечна в пространстве, и это тоже закон (покой). Материя в движении всегда находится в покое, поскольку, развиваясь, всегда остаётся материей в движении, то есть материя, изменяясь в развитии, никогда не изменяется (находится в покое).
С введением философской категории «материя» обнаруживается тождество различия между движением материи и материей в движении. За движением материи закрепляется понятие «форма», или «форма движения материи», а за материей в движении – понятие «содержание», которое подразумевает материю в развитии. Движение и покой, таким образом, становятся моментами содержания, являющимися в бытие сущностью материального мира. Оба понятия одновременно абсолютны и относительны. По этой причине всё движущееся не движется, всё изменяющееся не изменяется, всё развивающееся не развивается.
В бытие люди часто не замечают покой (неизменное), обращая своё внимание исключительно на движение изменения. Если мы видим только движение и не замечаем покоя, то это не значит, что покоя нет вовсе. Каждый человек, к сожалению, чаще всего видит только то, что он может и желает увидеть. Так происходит потому, что человек существует в ограниченном бытии, где в глаза бросается движение и развитие. Для того, что вечно, бесконечно и не имеет границ, не имеет значения ни пространство, ни время, ни движение, ни развитие. Это означает, что материя, которая в движении, находится в вечном покое. Однако же, мы, не обнаруживая развитие в бесконечной материи, не должны думать, что движения и нет вовсе.
Всякое конечное движение есть момент движения бесконечного, в котором, поэтому, есть движение, изменение, развитие и, в то же время, нет. Дело в том, что два противоположных движения – возникновение и прехождение – движения равноправные, что исключает изменение и развитие. Однако в процессе развития конечного бытия равноправие равноправных тенденций всё время нарушается. В диалектической логике всякое тождество (равенство и равноправие) существует как тождество различия.
На каком-то отрезке движения бытия может преобладать движение возникновения, которое обеспечивает преимущество для бытия. Это преимущество, к сожалению, так же конечно, как и само конкретное бытие. Но, в общем и целом, в бесконечном мире, равноправие двух противоположных тенденций сохраняется. Всё в этом мире преходяще: исчезает и разрушается. Всё в нём с беспредельным упорством возникает вновь и вновь.
Покой есть момент всякого движения верным является суждение что
в) картиной мира
г) аналитической философии
3. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по Ленину, называется.
б) материей
в) Ф.Ницше
в) Соловьёв В.С.
6. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI в. – это.
а) угроза пандемии СПИДа
б) предотвращение мировой термоядерной воины
в) международный терроризм
г) освоение космоса
а) «философия включает в себя мировоззрение»
б) «философия и мировоззрение существуют независимо друг от друга»
8. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался.
а) Дао
9. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть.
а) чувственно-аффективный уровень сознания
б) ценностно-волевой уровень сознания
в) абстрактное мышление
10. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы. т.е. принципа.
в) коэволюции
11. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека.
г) утилитаризм
а) создается с помощью коммуникативных технологий
б) воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих
в) предполагает обязательный личный контакт индивидов
г) характеризуется личной идентификацией с позицией лидера
13. В искусстве, в отличие от философии опыт транслируется в.
б) образах
14. Общественный прогресс по К. Марксу есть.
а) последовательная смена века героев, богов, людей
б) возникновение и исчезновение этносов
в) череда культур но-исторических типов
г) последовательная смена общественно-экономических формаций
15. К производственным отношениям относятся.
а) межличностные отношения
б) отношения между поколениями
в) отношения распределения продуктов производства
г) межнациональные отношения
16. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение, философ встает на позиции.
а) субъективного идеализма
б) материализма
в) объективного идеализма
17. Верным суждением в философии является следующее суждение:
а) «покои характерен только для неживых объектов»
б) «покоя нет, есть только движение»
в) «покой есть момент всякого движения»
г) «покой есть отсутствие движения»
а) Лиотар Ж. и Деррида Ж.
б) Кун Т. и Лакатос И.
в) Гадамер г. и Хайдеггер М.
г) К. Ясперс и А. Тойнби
19. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, опенки и познания есть.
а) субъект познания
20. Индивиды, не интегрированные полностью ни в одну культурную систему, представляют ___________________ культуру
в) маргинальную
21. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал- материального и духовного, называется.
б) дуализмом
б) Гегелем
б) научно-технической
24. Миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем выполняет ____________ функция философии.
а) мировоззренческая
г) Франции
26. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается.
ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ДВИЖЕНИЕ
Первым среди естествоиспытателей научно обосновал идею о пространстве и времени как неразрывных неотъемлемых свойствах материальных процессов…
Представление о времени и пространстве как абсолютных универсальных однородных формах бытия было высказано
Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов является
Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с позиции…
Относительно связи движения и развития верным является суждение что
Одним из основных отличий развития от движения заключается в …….
Верным является суждении, что ………………….
· покой есть момент всякого движения
Общим для пространства и времени является свойство …………….
Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется …………..
Идея развития утверждается в философии
Детерминизм, индетерминизм
Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа ……………
КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ
Установите соответствие между концепциями истины и их основными положениями
Соотнесите имена философов и их высказывания по проблеме истины
· Бэкон- Для овладения истиной вещей следует прибегать к правильному методу работы с опытом
Ф.Бэкон считал, что обладание истиной ведет к
· Росту практического могущества человека
Гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания в философии Р.Декарта выступает
Гегель полагал, что раскрытие истины осуществляется в
В неопозитивизме истина понимается как
Прагматизм считает истиной
Соотнесите имена философов и выделяемые ими критерии истинности знания
Практика становится одним из критериев истинности знания
Установите соответствие между именами философов и разделяемыми ими концепциями истины
Соотнесите философов и их высказывания
Соотнесите имена и критерии истинности
· Д.Юм – совокупность ощущений субъекта
· Р. Декарт – ясность и самоочевидность идей
· К Маркс, Ф. Энгельс – историческая практика
Согласно классической позиции истина есть
· Соответствие знания объективной реальности
ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ
Правильными утверждениями о соотношении сознания и психики являются
· Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека
· Сознание это часть психики
Трактовка сознания, при которой мысль рассматривается как физико-химический продукт деятельности мозга, характерна для…
Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в таком философском направлении как
По мнению _______ сознание новорожденного есть чистая доска, которая постепенно покрывается письменами разума
Характерными чертами самосознания является
Основными характестиками сознания являются
Структура сознания согласно З.Фрейду, состоит из
В структуру сознания включаются
Теория бессознательного разрабатывалась
Источником содержания сознания для материалистов выступает …………….
Представители вульгарного материализма считают, что сознание
· Имеет вещественную природу
Вера как особое состояние сознания …………
· связано с ценностным отношением к предмету веры.
Бессознательное по Фрейду функционирует на основе ……………….
· Первичных влечений с целью получения удовольствия
Процесс перенаправления сексуальной энергии в социальноприемлемую форму активности в психоанализе называется ……..
ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, СЕНСУАЛИЗМ
Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление
· Не может выходить за пределы опыта
Сторонниками рационализма являются
Представителями рационализма в философии 17 века были
· Декарт, Спиноза, Лейбниц
РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Формы рационального познания
Формы чувственного познания
Формы теоретического уровня научного познания
Чувственной формой познания является
Единица мысли фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется ………………………..
Отображении отдельного свойства материального объекта непосредственно взаимодействующего с органами чувств называется ………………………
Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ в научном познании стал широко использоваться метод
Элементом научной теории является (ются)
Логические методы познания
Мысленное объединение частей в целое есть
К эмпирическому уровню познания относится
Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть……………………….
НАУЧНОЕ И НЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией и уфологией, относится к так называемому_______ знанию
Зависимость знания от условий, места и времени, выражается в понятии
Знание соединенное с верой в него есть
· Проблема – объективно возникающий в процессе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес
· Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
· Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину
Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает
· переход о одной парадигмы к другой.
Общие устойчивые, повторяющиеся необходимые связи между явлениями и процессами, обозначаются понятием ……………………..
Псевдонаучным – называется в философии