Показатель roa в акциях что это
Показатель roa в акциях что это
В связи с тем, что не понятно, как находится ROA банков, воспользовался статьей finzz.ru/top-15-pokazatelej-bankov.html
Автор применяет формулу E/A.
Поскольку, согласно определению на смарт лаб EBIT в знаменателе и тогда непонятно, как банки выживают с ROA Тимофей Мартынов 10 августа 2020, 15:12
Как считается квартальная рентабельность активов банка (ROA)?
Задумался тут: а как банки считают свою ROA?
Делят квартальную прибыль на размер активов а потом умножают на 4?
Или суммарную прибыль последних четырех кварталов делят на активы?
А то в отчете ВТБ не смог найти ROA, надо бы самому посчитать, а не знаю как:))
Авто-репост. Читать в блоге >>>
В этой статье предлагаю чуть подробнее поговорить о таком мультипликаторе, как рентабельность активов или ROA (return on assets).
ROA (return on assets) – это отношение чистой прибыли к активам компании. Показывает способность компании эффективно использовать имеющиеся у нее активы для создания прибыли. Также данный показатель отражает среднюю доходность, получаемую на все источники капитала — собственного и заемного. Активы предприятия – совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, собственность, имеющая денежную оценку).
Другими словами, ROA это финансовый параметр компании, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Он показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его общего капитала, т.е. показывает качество управления активами в компании. В отличие от показателя ROE (рентабельность собственного капитала), данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства, поэтому он используется реже и менее интересен для инвесторов.
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
В этой статье предлагаю чуть подробнее поговорить о таком мультипликаторе, как рентабельность активов или ROA (return on assets).
ROA (return on assets) – это отношение чистой прибыли к активам компании. Показывает способность компании эффективно использовать имеющиеся у нее активы для создания прибыли. Также данный показатель отражает среднюю доходность, получаемую на все источники капитала — собственного и заемного. Активы предприятия – совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, собственность, имеющая денежную оценку).
Другими словами, ROA это финансовый параметр компании, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Он показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его общего капитала, т.е. показывает качество управления активами в компании. В отличие от показателя ROE (рентабельность собственного капитала), данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства, поэтому он используется реже и менее интересен для инвесторов.
По сути показатель ROA показывает способность ТОП менеджеров эффективно использовать активы компании. Также он показывает среднюю доходность, полученную на все источники денежных средств.
Прибыль любой коммерческой организации зарабатывается с помощью использования её активов. И чем более грамотно, в данном случае используются активы, тем большую прибыль в итоге получает организация.
Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше
На примере Apple рассчитаем ROA. Делим чистую прибыль компании 53 318 млрд. руб. на активы равные 367 502 млрд. руб. и умножаем на 100%. Получается коэффициент равный 14,5%. Это значит рентабельность использования активов компании составляет 14,5%.
Другими словами, если активы компании равны 10 млн. руб., а чистая прибыль 2 млн. руб., то ROA = 2000/10 000 = 0,2 или 20%, то есть каждый рубль, который компания инвестирует в активы, приносит 20 копеек прибыли за год.
Для инвестора, сравнивая компании друг с другом, более интересна та, у которой ROA выше. Это значит, что она зарабатывает больше при меньших инвестициях. Падение ROA в течение нескольких периодов — это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что активы с каждым годом используются менее эффективно.
Отличие ROA от ROE:
ROA учитывает долг компании, а ROE — нет. Чем больше компания берёт долгов, тем выше будет рентабельность собственного капитала.
Как пользоваться коэффициентом ROA :
Рентабельность активов полезно применять в следующих случаях:
Сравнение компаний по показателю рентабельности активов может быть корректно осуществлено только в рамках одной отрасли. Например, в отраслях с высокой оборачиваемостью активов как розничная торговля, это показатель будет существенно выше, чем в отраслях, где оборачиваемость активов традиционно низкая, как в машиностроении.
Заключение:
Расчёт рентабельности активов может быть полезен при сравнении прибыльности компании за несколько кварталов и лет, а также при сравнении с аналогичными компаниями одинакового размера и отрасли.
ROA измеряет, насколько эффективно компания может управлять своими активами для получения прибыли в течение периода.
Поскольку единственной целью активов компании является получение прибыли, этот коэффициент помогает как руководству, так и инвесторам увидеть, насколько хорошо компания может конвертировать свои инвестиции в активы в прибыль.
Для инвестора важно, чтобы ROA компании, в которую он хочет инвестировать деньги, был выше среднего по отрасли и показывал рост последние годы.
Показатель roa в акциях что это
Рентабельность активов (Return On Assets, ROA) – показывает эффективность использования активов компанией. Другими словами, ROA показывает сколько чистой прибыли приносит компания за счёт собственных активов.
В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только акционерный капитал, но и заемные средства компании. Таким образом, чем больше компания имеет заемных средств, тем больше разница между ROE и ROA, то есть, показатель рентабельности активов уменьшается, если сумма заемных средств растет.
При анализе, очень полезно, отслеживать исторические данные о рентабельности активов и динамику их изменений. Если значение ROA снижается, то есть повод детально разобрать компанию и выявить причины отрицательной динамики показателя. Чаще всего это зависит от падения чистой прибыли или роста обязательств компании.
Если говорить о норме рентабельности активов, то она, как и другие показатели эффективности зависит от отрасли. Так, например, для капиталоёмких отраслей (электроэнергетика) показатель будет ниже. Для компаний не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства (компании сферы услуг) рентабельность будет выше.
Нам, как инвесторам, важно, чтобы ROA компании, акции которой мы хотим приобрести, был выше среднего по отрасли и показывал положительную динамику последние несколько лет. Как правило, инвесторы сравнивают коэффициенты рентабельности компаний друг с другом в скринере акций.
Как рассчитать рентабельность активов?
ROA — это отношение чистой прибыли к активам компании и умноженное на 100%:
ROA = Чистая прибыль (Net Income) / Активы (Total Assets) x 100%
Чистая прибыль – прибыль, полученная за вычетом всех статей расходов и налогов.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Активы – принадлежащие компании материальные ценности, денежные средства и долговые обязательства.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Плюсы и минусы коэффициента ROA
● ROA показывает эффективность компании;
● Позволяет сделать первичной фильтр по эффективности компании, при сравнении и отсечь лишние;
● П рост в расчётах и понимании;
● В расчете ROА используется не только собственный капитал компании, но и учитываются обязательства компании, что позволяет показателю отражать все источники для генерации прибыли.
● При сравнении ROA двух компаний стоит обращать внимание структуру активов, иначе можно сделать ложный вывод о компании;
● Чистая прибыль часто подвержена бухгалтерским манипуляциям, соответственно показатель чистой рентабельности может быть не достоверный;
● Правило «чем выше показатель рентабельности активов, тем лучше» работает не всегда из-за небольшого размера или отрицательного капитала.
Полезная информация и никакого спама
Хотите быть впереди рынка? Начните прямо сейчас!
Хотите быть в курсе всех событий? Начните прямо сейчас!
Applied Materials отчитался о росте финансовых пускателей за IV кв. 2021 г., но показатели оказались ниже прогнозов аналитиков. На фоне этого, акции Applied Materials снижаются.
Palo Alto Networks опубликовала финансовые результаты за I кв. 2022 финансового года. Компания демонстрирует сильный рост выручки, но продолжает генерировать убытки.
Подписывайтесь на наши
социальные сети
ROA и ROE. Бессмысленность использования.
Здравствуйте, в этой статье хочу рассмотреть мультипликаторы ROA и ROE,
объяснить на примере, почему считаю бессмысленными данные мультипликаторы,
и почему не стоит сравнивать компании по рентабельности.
Итак, ROA — рентабельность активов предприятия, ЧП/Всего активов*100%
ROE — рентабельность чистых активов, ЧП/Капитал(Чистые активы)*100%
Оба мультипликатора связаны так или иначе с активами компании, давайте разберём,
что же не так с этими самыми активами компании.На эти рассуждения меня натолкнула отчётность
компании «Центральный телеграф», её и разберём. Компания в 2018 и 2019 году продала Основные средства
и выплатила огромные дивиденды. Давайте взглянем на эти сделки в отчётности по мсфо:
В особенности интересна сделка 2019 года, запомните пожалуйста эту цифру 2,7 млрд. Руб.
Взглянем на баланс компании:
Вы видите разницу в 2,7 млрд? Даже и не видно основных средств на 2,7 млрд., не то чтобы разницы.
На что, вы, конечно можете меня упрекнуть, дескать, братиш, ну ты чего,
Основные средства давно самортизированы, а учёт ведётся по исторической стоимости, а не по рыночной.
К этому я вас и подводил, к учёту по исторической стоимости, к её проблеме в мультипликаторах ROA и ROE.
Ведь при таком учёте получается активы занижены, и капитал занижен, а рентабельность в разы завышена,
и никоим образом, не отображает реальную способность менеджмента эффективно вести бизнес.
В примере выше Основные средства это здания, но в другом примере эти заниженные данные могут быть станками,
машинами, комплексами производств, и т.д. и т.п. И при сравнение двух предприятий по рентабельности получаются
совсем не реальные данные, т.к. вы не знаете в какой период эти Ос куплены, по какой стоимости,
и насколько они самортизированы, и по какому методу считают амортизацию. А сравнивая показатели рентабельности
отдаёте ли вы себе отчёт что компании могут вести разную учётную политику, могут учитывать ос по исторической стоимости,
а могут по рыночной, а могут и с помощью дисконтирования будущей экономической выгоды.
Дополнительно приведу пример из жизни, я работаю на заводе тяжёлого машиностроения,
Группа компаний в которой я работаю выпускает отчётность по мсфо.
Сроки амортизации в отчётности представлены следующим образом:
И вот тут, как у работника, у меня возникает диссонанс, дело в том что я работаю инструментом
который мне выдали 9 лет назад, и я далеко не уверен что он был новый, когда я его брал.
Мы меняли немецкий трансформатор 1938 года выпуска который проработал 74 года,
самортизировался 2,5 раза аж бедный(его продали братьям из ближнего зарубежья,
чувствую его ещё по амортизационному кругу пустят). Также постоянно занимаюсь ремонтом силовых выключателей,
произведённых в 60, 70, 80 годах, которые по сути должны быть ликвидированы, судя по финансовой отчётности.
К чему я все это вёл, а к тому что когда вы считаете и сравниваете компании по рентабельности,
вы получаете крайне неточную информацию, как в части активов, так и в части чистой прибыли
(если вы не читали мою статью о не фундаментальности чистой прибыли — ссылка,
рекомендую ознакомится для более ясной картины).
Просто на мой взгляд получается такая картина, Руководство компании с помощью шаманского ритуала,
являет в этот свет готовую продукцию. Передаёт электрическую и тепловую энергию на расстояния только
им известным чудодейственным способом, а рабочие в несуществующих цехах, на несуществующих станках,
работают несуществующими инструментами.