Похороны знатного руса что художник изобразил на ней
Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»
Генрих Семирадский – знаменитый художник-академист, мастер камерной идиллии, пейзажа и портрета. Прославился он благодаря монументальным античным полотнам и историческим картинам. Одной из ярких работ с глубоким сюжетом и сложной композицией стали «Похороны знатного руса», написанная художником в период его творческой зрелости.
Основную часть полотна занимает огромная деревянная ладья с вырезанной фигурой на носу. Это – судно, которое унесет душу умершего в загробный мир. Сам покойник сидит в ладье на богато украшенном троне, одетый в дорогие парчовые одежды. Вместе с ним в мир иной отправлялось все его оружие: колчаны со стрелами, щит и меч, доспехи. Рядом лежат заколотые жертвы: кони, бык, собака. Необходимой считалась кухонная утварь, ковры, музыкальные инструменты, сосуды с вином и прочие атрибуты роскоши. Кроме этого, в Царстве мертвых знатного руса будет сопровождать рабыня. Девушку нарядили в лучшие платья, украсили золотом и цветами, опоили пьянящими зельями. За ее спиной уже стоит старуха с занесенным кинжалом, чтобы одним точным ударом отправить служанку вслед за хозяином.
На заднем плане возвышается фигура деревянного идола, которому поклонялись русы. У него рогатый шлем, страшная размалеванная голова, а за спиной висит большой топор.
В нижней части картины изображено целое столпотворение: люди собрались, чтобы проводить господина в последний путь и поглядеть на процедуру сожжения. Внизу уже разведен костер, рядом стоит мужчина, готовый зажечь факел и начать кремацию.
Большинство персонажей картины находятся в состоянии религиозного экстаза, опоенные вином или дурманящими зельями.
Все полотно, написанное с невероятной реалистичностью, наполнено экспрессией и напряжением. Картина настолько детализирована, что зритель чувствует себя невольных свидетелем событий многовековой давности.
Как хоронить руса
Подробная инструкция, собранная из записок средневекового арабского путешественника Ибн Фадлана (18+)
Подготовила Елизавета Гусалова
Кто такой Ибн Фадлан и как он познакомился с русами
Ибн Фадлан отправился в путешествие в качестве секретаря посольства аббасидского халифа аль-Муктадира. Странствования оказались долгими, но большинство целей, поставленных перед посольской делегацией, так и не были достигнуты. Тюркские племена, через земли которых они проходили, ислам так и не приняли, а правитель булгар, не получив от халифа денег на желаемые постройки, предпочел не продолжать с ним сотрудничество. Тем не менее результатом этого путешествия стал подробнейший отчет о встречах Ибн Фадлана с огузами, башкирами, булгарами, хазарами и загадочными русами.
Кем именно были эти русы, сейчас сказать сложно. Путешественник мог называть так любую из народностей тех земель, это могли быть и скандинавы, которых также можно было встретить в тех краях. Вообще, судя по описаниям Ибн Фадлана его встреч с русами, он находился под большим впечатлением, уместнее даже сказать, в состоянии шока от этого дикого, не знакомого ему народа. Первой упомянутой особенностью, которую замечает в русах путешественник, была их удивительная телесная развитость:
«Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов».
Но после многообещающего начала уже через пару строк автор в ужасе добавляет:
«Они грязнейшие из твари Аллаха, — не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы».
Далее следует довольно подробное описание и впрямь омерзительных привычек русов, после которого с трудом можно поверить, что еще несколько строк назад их сравнивали с румяными и прекрасными пальмами.
Ибн Фадлан детально описывает абсолютно отвратительный, с его точки зрения, ритуал ежедневного омовения лица у русов. Каждое утро девушка, прислуживающая в доме, появлялась с большой лоханью с водой и подносила ее своему господину, тот мыл в ней свое лицо, в ту же воду вычесывал гребнем волосы и, перед тем как передать лохань следующему по очереди, сморкался и плевал в нее:
«И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней».
Не меньше смущали просвещенного и верующего Ибн Фадлана свободные нравы русов, он с ужасом описывал их способность сношаться везде, где им вздумается, никак не скрываясь от взглядов:
«И вот один из них сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого‑либо из них девушку, и таким образом застает его сочетающимся с ней, и рус не оставляет ее, или же удовлетворит отчасти свою потребность».
Но, конечно, наибольший интерес для исследователей представлял его рассказ о традиционном обряде погребения русов в ладье.
Фрагмент рукописи Ибн Фадлана © Wikimedia Commons
Как хоронить руса. Инструкция
1. Сразу после смерти труп покойного должен быть погребен в землю, где он может находиться несколько дней, пока идут основные приготовления к церемонии его проводов в иной мир. В назначенный день тело следует откопать и перенести на корабль для последующего сожжения.
2. Следующим шагом после смерти правителя будет спросить его близких и девушек, окружавших его при жизни, кто из них собирается уйти в мир иной вместе с ним. При получении от одного из них положительного ответа ни за что не допускать изменения решения и довести начатое до конца.
«И если он сказал это, то это уже обязательно, так что ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. И большинство из тех, кто поступает так, это девушки».
3. Если девушка дала согласие на уход из жизни вслед за господином, заботу о ее благополучии следует поручить двум другим женщинам, которые отныне должны следить за тем, чтоб она не передумала, оберегать ее, мыть ей ноги и каждый день заботиться только о том, чтоб она пила и радовалась. Девушке соответственно полагается веселиться и радоваться будущей смерти.
«…И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что ведьма большая (и толстая), мрачная (суровая)».
5. Следует вынуть покойника из могилы, одеть и принести в шатер, сооруженный на корабле.
«…И извлекли его в изаре, в котором он умер, и вот я увидел, что он уже почернел от холода этой страны».
6. Бросить перед ним хлеб, мясо и лук.
7. Принести собаку, разрезать на две части, бросить на корабль.
9. Гонять двух лошадей, пока сильно не вспотеют, затем разрезать их мечом и бросить на корабль. Привести двух коров, петуха и курицу. Разрезать, также бросить на корабль.
«Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле)».
10. Подготовить девушку к поднятию на корабль. Перед тем как подняться на корабль, девушке необходимо провести обряд приветствия с миром мертвых. Она должна встать на ладони мужчинам, чтобы те подняли ее в воздух. Для проведения ритуала ей необходимо произнести три фразы, а мужчины должны трижды ее поднять и трижды опустить.
«Она сказала в первый раз, когда ее подняли, — вот я вижу моего отца и мою мать, — и сказала во второй, — вот все мои умершие родственники сидящие, — и сказала в третий, — вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему».
11. Девушке необходимо подняться на корабль и петь в окружении мужей, взошедших на судно вслед за нею. Также ее следует обильно поить.
«Потом ее подняли на корабль, но еще не ввели ее в палатку, и пришли мужи, неся с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку, в которой находится ее господин».
12. Девушку ввести в палатку (при необходимости — принудительно), шести мужчинам пройти вслед за девушкой и совокупиться с ней. Чтобы заглушить возможные крики, бить по щитам.
«И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой».
13. Девушку нужно положить на бок рядом с мертвым господином, душить и бить кинжалом.
«Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».
14. Ближайшему родственнику покойного следует раздеться догола, а затем пятиться задом, приложив руку к заднему проходу, после поджечь корабль. Затем подойти остальным и каждому бросить по куску зажженного дерева в костер.
«Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, будучи голым, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем».
История народа на картине Семирадского «Похороны знатного руса»
Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса» начинать нужно с истории ее появления. Она была написана по заказу Исторического музея. При создании нового культурно-просветительного заведения известным художникам был заказан целый цикл настенных картин, которые бы правдиво осветили разные стороны жизни русского народа, начиная с древних времен и до современности.
Два полотна относились к событиям 10 века. «Похороны знатного руса» Г. И. Семирадского или «Похороны руса в Булгаре» были написаны в рамках этого заказа в 1883 г. Картина и сейчас украшает один из залов музея, у своего зрителя вызывает восторги и ужас. Важно, что никого не оставляет равнодушным.
Что изображено на картине
На знаменитом полотне отображен процесс похорон зажиточного руса. Семирадский ответственно подошел к заказу, постарался максимально правдиво передать все тонкости ритуала, практически дословно повторил на холсте все то, что было описано арабским послом в 921-922 годах при его путешествии на Волгу к царю Булгара.
Для художника историческая тема была не новой. Как один из самых поздних представителей европейского академизма, он постоянно обращался к библейским сюжетам, максимально точно с вниманием к каждой детали прорисовывал миллиметры своих полотен.
Картина «Похороны знатного руса» полностью соответствует своему названию, здесь изображен обряд погребения. Причем его торжественная завершающая часть. Из реки достают корабль. На нем сооружают роскошный шалаш, приносят матрасы и подушки, покрывают коврами. Умерший уже был похоронен, но для торжественной церемонии он достается из могилы и облачается в праздничные одежды.
Похороны знатного руса
Всякий, кто хоть раз бывал в Историческом музее, хорошо помнит монументальную картину Генриха Семирадского «Похороны знатного руса». Одних она приводит в восторг, других — в ужас, но никто точно не остаётся равнодушным. А как у картины с исторической достоверностью и соответствием источникам? Получилось ли у художника точно передать материальную культуру X века, или же это скорее стилизация как в «Призвании варягов» Васнецова, о котором мы рассказывали неделю назад?
Старший научный сотрудник Отдела археологии Государственного Исторического музея Сергей Юрьевич Каинов рассказывает о картине Семирадского в нашей рубрике «Художественное занудство».
Картина польского подданного Российской Империи Генриха Семирадского «Похороны знатного руса», написанная в 1883 году специально для экспозиции Исторического музея, создана на основании сведений, содержащихся в «Книге» Ахмада ибн Фадлана, участника посольства 921-922 гг., отправленного аббасидским халифом ал-Муктадиром на Волгу к царю Булгара (1).
В «Книге» подробно описан обряд погребения знатного руса, очевидцем которого был непосредственно Ибн Фадлан, что, несомненно, делает это описание очень важным источником информации об обычаях и материальной культуре русов первой половины Х века.
Оценивать «историчность» картины можно как с точки зрения её соответствия описанию Ибн Фадлана, так и с точки зрения корректности воссоздания материального мира прошлого.
Надо отметить, что визуализация описанного погребального обряда Г. Семирадскому удалась. Читая главу в «Книге», повествующую о погребении руса, легко можно найти соответствия объектам и персонажам, изображённым на картине:
Ладья – «Я удивился, увидев, что он (корабль) был вытащен на берег и установлен на четырёх досках из берёзы и других видов древесины. Вокруг всего этого были возведены деревянные конструкции наподобие мостков. Затем корабль протащили по этим доскам и поместили на вершине деревянных конструкций» (2).
Ложе – «Затем они устроили ложе и поместили его внутрь корабля, и принесли стеганые покрывала и подушки из румийской шёлковой парчи».
Одежда покойного – «Они надели на покойника нижние штаны, верхние штаны, сапоги, куртку, шёлковый кафтан с золотыми пуговицами, на голову надели шёлковую высокую шапку с собольей опушкой».
Трое девушек в ногах умершего – «Когда умер тот человек, … спросили его рабынь: Кто умрёт вместе с ним?». Одна из них сказала «Я». Они назначили двух рабынь, поручили им заботиться о ней, сопровождать ее везде, куда бы она ни пошла, и даже обмывать своими руками ее ноги.
Воины со щитами и оружием – «Мужчины начали стучать по щитам так громко, что не были слышны её крики, которые могли бы испугать других невольниц, которые потом не захотели бы искать смерти со своими господами».
Пожилая женщина с ножом и двое мужчин – «Старуха, называемая «Ангел смерти», наложила ей на шею верёвку таким образом, что её концы пересеклись, и передала их двум оставшимся мужчинам, которые начали тянуть их в разные стороны. Вооружённая широким кинжалом, она начала колоть её между ребер здесь и там, пока двое мужчин душили её верёвкой, и она умерла».
Мужчина с факелом – «Затем подошёл ближайший родственник покойного, держа деревянное полено, и поджёг его. Он шёл задом наперед, затылком к кораблю и лицом к толпе, с зажжённым поленом в руке, а другой рукой прикрывая свой задний проход. Он был полностью обнажён».
А вот правильно воссоздать на картине «мир вещей» Х века художнику не удалось. Несоответствий и домыслов много, и не имеет смысла останавливаться на каждом. Отметим лишь некоторые:
— Доспехи и оружие – Привязку к Х веку можно обосновать только для кольчуг, кольчужных бармиц и топора-чекана, гордо воздетого вверх одним из воинов. Прообраз чекана был найден П.С. Савельевым в 1853 году в кургане у дер. Городище, Владимирской губернии, сейчас он хранится в ГИМ-е. Всё остальное вооружение – шлемы, щиты, топоры, мечи, кинжал, колчаны – изображают более поздние образцы (железные щиты, шестопёр, широколезвийный топор), являются плодом фантазии, вольного переосмысления реальных образцов или же изображены обобщённо (сферо-конические шлемы).
— Височное кольцо у девушки – жертвы «Ангела смерти». Изображено так называемое семилопастное кольцо, характерное для племенного союза вятичей. Морфология кольца позволяет относить его к XII-XIII вв.
— Лапоть – никаких археологических свидетельств использования лаптей в Х веке нет. При ссылке на упоминание лаптей в Повести временных лет («Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ»), надо иметь в виду, что ПВЛ создана в XII веке.
— По всей видимости, полностью фэнтезийным является музыкальный инструмент.
Но, тем не менее, это всё не более чем придирки дотошных специалистов по материальной культуре прошлого! Не надо забывать, что Семирадский писал картину в 1882-1883 гг. Представления о материальной культуре Х века только начинали складываться, как и, собственно, только начинали формироваться фонды Исторического музея, который впоследствии стал одним из крупнейших хранилищ предметов, относящихся к эпохе сложения Древнерусского государства. Картина полна динамики, драматизма, способна погрузить в мир прошлого и её надо воспринимать как художественное произведение, а не как энциклопедию материальной культуры первой половины Х века.
Похороны знатного руса
Занудствует Сергей Каинов
Всякий, кто хоть раз бывал в Историческом музее, хорошо помнит монументальную картину Генриха Семирадского «Похороны знатного руса». Одних она приводит в восторг, других — в ужас, но никто точно не остаётся равнодушным. А как у картины с исторической достоверностью и соответствием источникам? Получилось ли у художника точно передать материальную культуру X века, или же это скорее стилизация как в «Призвании варягов» Васнецова, о котором мы рассказывали неделю назад?
Старший научный сотрудник Отдела археологии Государственного Исторического музея Сергей Юрьевич Каинов рассказывает о картине Семирадского в нашей рубрике «Художественное занудство».
Картина польского подданного Российской Империи Генриха Семирадского «Похороны знатного руса», написанная в 1883 году специально для экспозиции Исторического музея, создана на основании сведений, содержащихся в «Книге» Ахмада ибн Фадлана, участника посольства 921-922 гг., отправленного аббасидским халифом ал-Муктадиром на Волгу к царю Булгара (1).
В «Книге» подробно описан обряд погребения знатного руса, очевидцем которого был непосредственно Ибн Фадлан, что, несомненно, делает это описание очень важным источником информации об обычаях и материальной культуре русов первой половины Х века.
Оценивать «историчность» картины можно как с точки зрения её соответствия описанию Ибн Фадлана, так и с точки зрения корректности воссоздания материального мира прошлого.
Надо отметить, что визуализация описанного погребального обряда Г. Семирадскому удалась. Читая главу в «Книге», повествующую о погребении руса, легко можно найти соответствия объектам и персонажам, изображённым на картине:
Ладья – «Я удивился, увидев, что он (корабль) был вытащен на берег и установлен на четырёх досках из берёзы и других видов древесины. Вокруг всего этого были возведены деревянные конструкции наподобие мостков. Затем корабль протащили по этим доскам и поместили на вершине деревянных конструкций» (2).
Ложе – «Затем они устроили ложе и поместили его внутрь корабля, и принесли стеганые покрывала и подушки из румийской шёлковой парчи».
Одежда покойного – «Они надели на покойника нижние штаны, верхние штаны, сапоги, куртку, шёлковый кафтан с золотыми пуговицами, на голову надели шёлковую высокую шапку с собольей опушкой».
Трое девушек в ногах умершего – «Когда умер тот человек, … спросили его рабынь: Кто умрёт вместе с ним?». Одна из них сказала «Я». Они назначили двух рабынь, поручили им заботиться о ней, сопровождать ее везде, куда бы она ни пошла, и даже обмывать своими руками ее ноги.
Воины со щитами и оружием – «Мужчины начали стучать по щитам так громко, что не были слышны её крики, которые могли бы испугать других невольниц, которые потом не захотели бы искать смерти со своими господами».
Пожилая женщина с ножом и двое мужчин – «Старуха, называемая «Ангел смерти», наложила ей на шею верёвку таким образом, что её концы пересеклись, и передала их двум оставшимся мужчинам, которые начали тянуть их в разные стороны. Вооружённая широким кинжалом, она начала колоть её между ребер здесь и там, пока двое мужчин душили её верёвкой, и она умерла».
Мужчина с факелом – «Затем подошёл ближайший родственник покойного, держа деревянное полено, и поджёг его. Он шёл задом наперед, затылком к кораблю и лицом к толпе, с зажжённым поленом в руке, а другой рукой прикрывая свой задний проход. Он был полностью обнажён».
А вот правильно воссоздать на картине «мир вещей» Х века художнику не удалось. Несоответствий и домыслов много, и не имеет смысла останавливаться на каждом. Отметим лишь некоторые:
— Доспехи и оружие – Привязку к Х веку можно обосновать только для кольчуг, кольчужных бармиц и топора-чекана, гордо воздетого вверх одним из воинов. Прообраз чекана был найден П.С. Савельевым в 1853 году в кургане у дер. Городище, Владимирской губернии, сейчас он хранится в ГИМ-е. Всё остальное вооружение – шлемы, щиты, топоры, мечи, кинжал, колчаны – изображают более поздние образцы (железные щиты, шестопёр, широколезвийный топор), являются плодом фантазии, вольного переосмысления реальных образцов или же изображены обобщённо (сферо-конические шлемы).
— Височное кольцо у девушки – жертвы «Ангела смерти». Изображено так называемое семилопастное кольцо, характерное для племенного союза вятичей. Морфология кольца позволяет относить его к XII-XIII вв.
— Лапоть – никаких археологических свидетельств использования лаптей в Х веке нет. При ссылке на упоминание лаптей в Повести временных лет («Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ»), надо иметь в виду, что ПВЛ создана в XII веке.
— По всей видимости, полностью фэнтезийным является музыкальный инструмент.
Но, тем не менее, это всё не более чем придирки дотошных специалистов по материальной культуре прошлого! Не надо забывать, что Семирадский писал картину в 1882-1883 гг. Представления о материальной культуре Х века только начинали складываться, как и, собственно, только начинали формироваться фонды Исторического музея, который впоследствии стал одним из крупнейших хранилищ предметов, относящихся к эпохе сложения Древнерусского государства. Картина полна динамики, драматизма, способна погрузить в мир прошлого и её надо воспринимать как художественное произведение, а не как энциклопедию материальной культуры первой половины Х века.