Похороны знатного руса рассмотри картину что художник изобразил на ней
Генрих Семирадский. Похороны знатного руса
Генрих Семирадский. Похороны знатного руса.1883г. Исторический музей.
Если вы побываете в историческом музее,то обязательно увидите там картину»Похороны знатного руса».Одних она приводит в восторг, других — в ужас, но никто точно не остаётся равнодушным. Старший научный сотрудник Отдела археологии Государственного Исторического музея Сергей Юрьевич Каинов рассказывает о картине.
Картина написана Семирадским в 1883 году специально для экспозиции Исторического музея, создана на основании сведений, содержащихся в «Книге» Ахмада ибн Фадлана, участника посольства 921-922 гг.,арабского путешественника и писателя, отправленного аббасидским халифом ал-Муктадиром на Волгу к царю Булгара.Для халифа дружба с булгарами сулила торговые привилегии. Также она способствовала упрочению влияния ислама в странах Восточной Европы.
12 мая 922 года (12 мухаррама 310 года по хиджре) посольство халифа прибыло в ставку правителя булгар.
Результатом этого путешествия стал подробнейший отчет о встречах Ибн Фадлана с огузами, башкирами, булгарами, хазарами и загадочными русами.
Кем именно были эти русы, сейчас сказать сложно. Путешественник мог называть так любую из народностей тех земель, это могли быть и скандинавы, которых также можно было встретить в тех краях. Вообще, судя по описаниям Ибн Фадлана его встреч с русами, он находился под большим впечатлением, уместнее даже сказать, в состоянии шока от этого дикого, не знакомого ему народа.
Первоначальный текст книги утерян. Фрагменты дошли в «Географическом словаре» арабского энциклопедиста XIII века Йакута ар-Руми. В данном виде произведение впервые было опубликовано в 1823 году российским академиком Френом на немецком языке. Единственный известный список «Записок» был обнаружен востоковедом Ахмет-Заки Валидовым в 1923 году в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран)
Первой упомянутой особенностью, которую замечает в русах путешественник, была их удивительная телесная развитость:
«Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов».
Но после многообещающего начала уже через пару строк автор в ужасе добавляет:
«Они грязнейшие из твари Аллаха, — не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы».
ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ ЗНАТНОГО РУСА.
В «Книге» подробно описан обряд погребения знатного руса, очевидцем которого был непосредственно Ибн Фадлан, что, несомненно, делает это описание очень важным источником информации об обычаях и материальной культуре русов первой половины Х века.
Он писал, что процедура захоронения длилась 10 дней. Покойного укладывали в холодное место (часто, если была такая возможность, обкладывали льдом). Само место сожжения готовилось примерно таким образом: готовилось кострище размером 3Х4 м или 4Х6 м в виде кольца диаметром 7 м.
Очерчивался очень точный круг, по которому рыли неглубокий ров, и устраивали ограду из плетня и прутьев. На картине этого не видно. Это помешает рассмотреть действующих лиц. Семирадский («Похороны знатного руса») сознательно исключил этот элемент из картины. Но в повседневности ограда присутствовала. Покойник вместе с жертвами сгорали внутри ограды. На картине видны только березовые бревна, которые быстро разгорятся, и покойный уйдет наверх, в высший мир духов.
Перед тем как подняться на корабль, девушке необходимо провести обряд приветствия с миром мертвых. Она должна встать на ладони мужчинам, чтобы те подняли ее в воздух. Для проведения ритуала ей необходимо произнести три фразы, а мужчины должны трижды ее поднять и трижды опустить.
«Она сказала в первый раз, когда ее подняли, — вот я вижу моего отца и мою мать, — и сказала во второй, — вот все мои умершие родственники сидящие, — и сказала в третий, — вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему».
Девушка поднималась на корабль и пела в окружении мужей.
«И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой».
«Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».
«Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, будучи голым, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем»(https://arzamas.academy/materials/706)
На картине изображен самый последний момент перед началом захоронения. Уже разрублены жертвы: два коня, бык и собака. Вокруг руса стоят колчаны со стрелами, меч, шлем, щит, сосуды для вина и другая золотая посуда.
Внизу сидит человек с топором, чтобы самому успеть ритуально уничтожить девушку-жертву. Ноги на всякий случай ей придерживает служанка. Сама же рабыня протягивает руку, чтобы ей налили еще вина.
Справа в толпе простого люда стоит идол, которому они поклоняются. Уже зажжен огонь, и совсем готов строгий муж средних лет поднести горящий факел к бревнам, на которых стоит ладья, и начать кремацию.
Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»
Генрих Семирадский – знаменитый художник-академист, мастер камерной идиллии, пейзажа и портрета. Прославился он благодаря монументальным античным полотнам и историческим картинам. Одной из ярких работ с глубоким сюжетом и сложной композицией стали «Похороны знатного руса», написанная художником в период его творческой зрелости.
Основную часть полотна занимает огромная деревянная ладья с вырезанной фигурой на носу. Это – судно, которое унесет душу умершего в загробный мир. Сам покойник сидит в ладье на богато украшенном троне, одетый в дорогие парчовые одежды. Вместе с ним в мир иной отправлялось все его оружие: колчаны со стрелами, щит и меч, доспехи. Рядом лежат заколотые жертвы: кони, бык, собака. Необходимой считалась кухонная утварь, ковры, музыкальные инструменты, сосуды с вином и прочие атрибуты роскоши. Кроме этого, в Царстве мертвых знатного руса будет сопровождать рабыня. Девушку нарядили в лучшие платья, украсили золотом и цветами, опоили пьянящими зельями. За ее спиной уже стоит старуха с занесенным кинжалом, чтобы одним точным ударом отправить служанку вслед за хозяином.
На заднем плане возвышается фигура деревянного идола, которому поклонялись русы. У него рогатый шлем, страшная размалеванная голова, а за спиной висит большой топор.
В нижней части картины изображено целое столпотворение: люди собрались, чтобы проводить господина в последний путь и поглядеть на процедуру сожжения. Внизу уже разведен костер, рядом стоит мужчина, готовый зажечь факел и начать кремацию.
Большинство персонажей картины находятся в состоянии религиозного экстаза, опоенные вином или дурманящими зельями.
Все полотно, написанное с невероятной реалистичностью, наполнено экспрессией и напряжением. Картина настолько детализирована, что зритель чувствует себя невольных свидетелем событий многовековой давности.
Описание картины Семирадского «Похороны знатного руса», что написать?
Сочинение по картине Похороны знатного руса Семирадского.
Генрих Семирадский. Похороны знатного руса. Описание картины. Сочинение по картине.
Похороны богатого руса.
На этой картине Генриха Семирадского запечатлён кульминационный момент обряда погребения богатого мужчины.
Вместе с покойником будет сожжена и одна из девушек, которая назначена его женой в загробном мире. Её мы видим рядом.
Сюжет заимствован из рассказа арабского посла.
В картине присутствует много деталей. Экспрессивные мазки и яркие краски создают почти полное ощущение реальности изображаемого события, а персонажи объёмны и осязаемы. Чувствуется, какое внимание уделил художник каждой детали, изображённой на полотне.
Генрих Семирадский «Похороны знатного руса» описание картины:
Довольно сложная картина, полная горя и отчаяния. На переднем плане художник изобразил людей, простых, разных. Все они стенают от горя. Здесь и воины с колчанами стрел, в доспехах и с топорами. Здесь и шаман, бьющий в бубон какой-то невообразимый ритм. И седой старец, с музыкальным инструментом. Возможно он уже слагает балладу о правителе.
На переднем плане справа видна группа полуобнаженных женщин, они также причитают от горя.
Ладья стоит на постаменте из бревен. Слева горит костер. От него скоро зажгут факелы, чтобы пламя поглотило и знатного руса, и принесенную в жертву девушку и скот. Возле ладьи истекают кровью черная корова или бык, а также белый конь хозяина в сбруе.
В картине много ярких акцентов: красный дракон на ладье, кровь животных, яркое пламя. Неестественные позы животных и отчаяние людей бросаются в глаза первыми. Самого покойника замечаешь только потом. Ему до этого всего уже нет дела.
Думаю, этой информации достаточно для сочинения по картине «Похороны знатного руса». А вот и само полотно.
На картине художника В.Маторина «Дмитрий Донской», в центре изображена важная историческая фигура, на фоне красивого русского города.
Картина создаем спокойное настроение. Красивой город, с мужественной фигурой князя, показывает образ сильного русского народа, который умеет отстаивать свою независимость.
Эта картина учит нас любить свою отчизну и ее историю.
Эта картина Исаака Ильича Левитана написана в 1892 году и принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Размер картины 79 х 123 сантиметра.
Картину отличает выразительное смысловое наполнение и поэтическая грусть. Объектом этого полотна является дорога, по которой до 1890 года отправляли каторжан на каторгу.
Отображенный на картине мрачный пейзаж, представляет конец лета, почти голую степь и ведущую вдаль дорогу. Лес впереди расступается, сумрачное, низко нависшее небо, бегущие обрывки облаков, вызывают чувство тоски. Бесконечная дорога убегает за горизонт.
«Владимирка» Левитана привлекает богатым историческим содержимым и поэтичной трагичностью пейзажа. Картина очень интересна и в живописном плане. Гармоничное сочетание красочных оттенков с изысканностью рисунка: от бледно-сероватых оттенков неба до зеленовато-землистых оттенков степи.
Мастерски передано тревожное настроение пасмурного неба, угрожающе нависшее над степной дорогой. Несколько оживляет унылый пейзаж светлое пятно церкви и тёмная фигура женщины, стоящая в немом ожидании у придорожного куста.
Весь холст пропитан искренним состраданием к чужому горю, к каторжанам, их близким, которые молча ожидают возле дороги.
1) История написания картины «Сирень в корзине».
3) Описание корзины.
3) Какие цвета использованы на картине.
3) Какие чувства вызывает картина.
4) Заключение ( понравилась ли картина и почему).
Картина Репина написана в 1876 году. На картине новгородский купец Садко, изображена сцена из былины о Садко, когда он попал в гости к морскому царю и так талантливо сыграл на гуслях, что царь не захотел его отпускать. И вот мы видим этот момент: чтобы удержать музыканта царь предлагает ему в жены одну из царевен. Художник показывает нам много красавиц, но купец выберет по былине простую девушку Чернавку, стоящую на заднем плане. Все царевны в красивых и богатых нарядах. Они одеты в национальную одежду. Их так много, что мы видим только их часть, а фигуры остальных теряются в толще воды. Картина написана в тёмных тонах. Только часть девушек как бы освещена лучами солнца, пробивающимися сквозь воду. Сказочным выглядит окружение Садко: тёмные водоросли, золотая рыбка, ещё несколько рыб на заднем плане, звезды, ракушки. Купец в длинной шубе, шапке внимательно смотрит на девушек, тщательно выбирая себе жену. Лицо его трудно рассмотреть, виден только профиль, небольшая борода на лице. Картина оставляет ощущение чего-то необычного, сказочного. Она заставляет ещё и ещё раз пробежаться взглядом по ней, выискивая все новые детали. Картина очень понравилась своей необычностью, оригинальностью, фантастичностью.
Похороны знатного руса
Всякий, кто хоть раз бывал в Историческом музее, хорошо помнит монументальную картину Генриха Семирадского «Похороны знатного руса». Одних она приводит в восторг, других — в ужас, но никто точно не остаётся равнодушным. А как у картины с исторической достоверностью и соответствием источникам? Получилось ли у художника точно передать материальную культуру X века, или же это скорее стилизация как в «Призвании варягов» Васнецова, о котором мы рассказывали неделю назад?
Старший научный сотрудник Отдела археологии Государственного Исторического музея Сергей Юрьевич Каинов рассказывает о картине Семирадского в нашей рубрике «Художественное занудство».
Картина польского подданного Российской Империи Генриха Семирадского «Похороны знатного руса», написанная в 1883 году специально для экспозиции Исторического музея, создана на основании сведений, содержащихся в «Книге» Ахмада ибн Фадлана, участника посольства 921-922 гг., отправленного аббасидским халифом ал-Муктадиром на Волгу к царю Булгара (1).
В «Книге» подробно описан обряд погребения знатного руса, очевидцем которого был непосредственно Ибн Фадлан, что, несомненно, делает это описание очень важным источником информации об обычаях и материальной культуре русов первой половины Х века.
Оценивать «историчность» картины можно как с точки зрения её соответствия описанию Ибн Фадлана, так и с точки зрения корректности воссоздания материального мира прошлого.
Надо отметить, что визуализация описанного погребального обряда Г. Семирадскому удалась. Читая главу в «Книге», повествующую о погребении руса, легко можно найти соответствия объектам и персонажам, изображённым на картине:
Ладья – «Я удивился, увидев, что он (корабль) был вытащен на берег и установлен на четырёх досках из берёзы и других видов древесины. Вокруг всего этого были возведены деревянные конструкции наподобие мостков. Затем корабль протащили по этим доскам и поместили на вершине деревянных конструкций» (2).
Ложе – «Затем они устроили ложе и поместили его внутрь корабля, и принесли стеганые покрывала и подушки из румийской шёлковой парчи».
Одежда покойного – «Они надели на покойника нижние штаны, верхние штаны, сапоги, куртку, шёлковый кафтан с золотыми пуговицами, на голову надели шёлковую высокую шапку с собольей опушкой».
Трое девушек в ногах умершего – «Когда умер тот человек, … спросили его рабынь: Кто умрёт вместе с ним?». Одна из них сказала «Я». Они назначили двух рабынь, поручили им заботиться о ней, сопровождать ее везде, куда бы она ни пошла, и даже обмывать своими руками ее ноги.
Воины со щитами и оружием – «Мужчины начали стучать по щитам так громко, что не были слышны её крики, которые могли бы испугать других невольниц, которые потом не захотели бы искать смерти со своими господами».
Пожилая женщина с ножом и двое мужчин – «Старуха, называемая «Ангел смерти», наложила ей на шею верёвку таким образом, что её концы пересеклись, и передала их двум оставшимся мужчинам, которые начали тянуть их в разные стороны. Вооружённая широким кинжалом, она начала колоть её между ребер здесь и там, пока двое мужчин душили её верёвкой, и она умерла».
Мужчина с факелом – «Затем подошёл ближайший родственник покойного, держа деревянное полено, и поджёг его. Он шёл задом наперед, затылком к кораблю и лицом к толпе, с зажжённым поленом в руке, а другой рукой прикрывая свой задний проход. Он был полностью обнажён».
А вот правильно воссоздать на картине «мир вещей» Х века художнику не удалось. Несоответствий и домыслов много, и не имеет смысла останавливаться на каждом. Отметим лишь некоторые:
— Доспехи и оружие – Привязку к Х веку можно обосновать только для кольчуг, кольчужных бармиц и топора-чекана, гордо воздетого вверх одним из воинов. Прообраз чекана был найден П.С. Савельевым в 1853 году в кургане у дер. Городище, Владимирской губернии, сейчас он хранится в ГИМ-е. Всё остальное вооружение – шлемы, щиты, топоры, мечи, кинжал, колчаны – изображают более поздние образцы (железные щиты, шестопёр, широколезвийный топор), являются плодом фантазии, вольного переосмысления реальных образцов или же изображены обобщённо (сферо-конические шлемы).
— Височное кольцо у девушки – жертвы «Ангела смерти». Изображено так называемое семилопастное кольцо, характерное для племенного союза вятичей. Морфология кольца позволяет относить его к XII-XIII вв.
— Лапоть – никаких археологических свидетельств использования лаптей в Х веке нет. При ссылке на упоминание лаптей в Повести временных лет («Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ»), надо иметь в виду, что ПВЛ создана в XII веке.
— По всей видимости, полностью фэнтезийным является музыкальный инструмент.
Но, тем не менее, это всё не более чем придирки дотошных специалистов по материальной культуре прошлого! Не надо забывать, что Семирадский писал картину в 1882-1883 гг. Представления о материальной культуре Х века только начинали складываться, как и, собственно, только начинали формироваться фонды Исторического музея, который впоследствии стал одним из крупнейших хранилищ предметов, относящихся к эпохе сложения Древнерусского государства. Картина полна динамики, драматизма, способна погрузить в мир прошлого и её надо воспринимать как художественное произведение, а не как энциклопедию материальной культуры первой половины Х века.
Похороны знатного руса
Всякий, кто хоть раз бывал в Историческом музее, хорошо помнит монументальную картину Генриха Семирадского «Похороны знатного руса». Одних она приводит в восторг, других — в ужас, но никто точно не остаётся равнодушным. А как у картины с исторической достоверностью и соответствием источникам? Получилось ли у художника точно передать материальную культуру X века, или же это скорее стилизация как в «Призвании варягов» Васнецова, о котором мы рассказывали неделю назад?
Старший научный сотрудник Отдела археологии Государственного Исторического музея Сергей Юрьевич Каинов рассказывает о картине Семирадского в нашей рубрике «Художественное занудство».
Картина польского подданного Российской Империи Генриха Семирадского «Похороны знатного руса», написанная в 1883 году специально для экспозиции Исторического музея, создана на основании сведений, содержащихся в «Книге» Ахмада ибн Фадлана, участника посольства 921-922 гг., отправленного аббасидским халифом ал-Муктадиром на Волгу к царю Булгара (1).
В «Книге» подробно описан обряд погребения знатного руса, очевидцем которого был непосредственно Ибн Фадлан, что, несомненно, делает это описание очень важным источником информации об обычаях и материальной культуре русов первой половины Х века.
Оценивать «историчность» картины можно как с точки зрения её соответствия описанию Ибн Фадлана, так и с точки зрения корректности воссоздания материального мира прошлого.
Надо отметить, что визуализация описанного погребального обряда Г. Семирадскому удалась. Читая главу в «Книге», повествующую о погребении руса, легко можно найти соответствия объектам и персонажам, изображённым на картине:
Ладья – «Я удивился, увидев, что он (корабль) был вытащен на берег и установлен на четырёх досках из берёзы и других видов древесины. Вокруг всего этого были возведены деревянные конструкции наподобие мостков. Затем корабль протащили по этим доскам и поместили на вершине деревянных конструкций» (2).
Ложе – «Затем они устроили ложе и поместили его внутрь корабля, и принесли стеганые покрывала и подушки из румийской шёлковой парчи».
Одежда покойного – «Они надели на покойника нижние штаны, верхние штаны, сапоги, куртку, шёлковый кафтан с золотыми пуговицами, на голову надели шёлковую высокую шапку с собольей опушкой».
Трое девушек в ногах умершего – «Когда умер тот человек, … спросили его рабынь: Кто умрёт вместе с ним?». Одна из них сказала «Я». Они назначили двух рабынь, поручили им заботиться о ней, сопровождать ее везде, куда бы она ни пошла, и даже обмывать своими руками ее ноги.
Воины со щитами и оружием – «Мужчины начали стучать по щитам так громко, что не были слышны её крики, которые могли бы испугать других невольниц, которые потом не захотели бы искать смерти со своими господами».
Пожилая женщина с ножом и двое мужчин – «Старуха, называемая «Ангел смерти», наложила ей на шею верёвку таким образом, что её концы пересеклись, и передала их двум оставшимся мужчинам, которые начали тянуть их в разные стороны. Вооружённая широким кинжалом, она начала колоть её между ребер здесь и там, пока двое мужчин душили её верёвкой, и она умерла».
Мужчина с факелом – «Затем подошёл ближайший родственник покойного, держа деревянное полено, и поджёг его. Он шёл задом наперед, затылком к кораблю и лицом к толпе, с зажжённым поленом в руке, а другой рукой прикрывая свой задний проход. Он был полностью обнажён».
А вот правильно воссоздать на картине «мир вещей» Х века художнику не удалось. Несоответствий и домыслов много, и не имеет смысла останавливаться на каждом. Отметим лишь некоторые:
— Доспехи и оружие – Привязку к Х веку можно обосновать только для кольчуг, кольчужных бармиц и топора-чекана, гордо воздетого вверх одним из воинов. Прообраз чекана был найден П.С. Савельевым в 1853 году в кургане у дер. Городище, Владимирской губернии, сейчас он хранится в ГИМ-е. Всё остальное вооружение – шлемы, щиты, топоры, мечи, кинжал, колчаны – изображают более поздние образцы (железные щиты, шестопёр, широколезвийный топор), являются плодом фантазии, вольного переосмысления реальных образцов или же изображены обобщённо (сферо-конические шлемы).
— Височное кольцо у девушки – жертвы «Ангела смерти». Изображено так называемое семилопастное кольцо, характерное для племенного союза вятичей. Морфология кольца позволяет относить его к XII-XIII вв.
— Лапоть – никаких археологических свидетельств использования лаптей в Х веке нет. При ссылке на упоминание лаптей в Повести временных лет («Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ»), надо иметь в виду, что ПВЛ создана в XII веке.
— По всей видимости, полностью фэнтезийным является музыкальный инструмент.
Но, тем не менее, это всё не более чем придирки дотошных специалистов по материальной культуре прошлого! Не надо забывать, что Семирадский писал картину в 1882-1883 гг. Представления о материальной культуре Х века только начинали складываться, как и, собственно, только начинали формироваться фонды Исторического музея, который впоследствии стал одним из крупнейших хранилищ предметов, относящихся к эпохе сложения Древнерусского государства. Картина полна динамики, драматизма, способна погрузить в мир прошлого и её надо воспринимать как художественное произведение, а не как энциклопедию материальной культуры первой половины Х века.