Приходя в музей, посетители сталкиваются с разными предметами. Некоторые из них сотрудники музея называют оригиналами или подлинниками, про другие говорят – копии, еще есть репродукции, бывают макеты или модели, могут встретиться подделки.
Подлинное художественное произведение автора (художника, скульптора и т.д.) называют оригиналом (лат. originals – первоначальный) или подлинником. Также этот термин используется для обозначения художественного произведения, служащего образцом для копии.
Копия (лат. copia – множество) – художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью воспроизвести его как можно точнее. Копия может исполняться самим автором оригинала, например, несколько раз повторенная А.К.Саврасовым картина «Грачи прилетели». Такой повтор может быть абсолютно тождественным и называться дублетом (франц. doublet – двойной). Иногда автор может повторить свое творение с некоторым изменением размеров и второстепенных деталей. Такая копия будет называться репликой или повтором.
Копии создаются и другими художниками с целью имитации или замены для экспонирования в другом музее, на выставке, в коллекции, для изучения особенностей оригинала в учебных целях, как подсобный материал для последующих репродукций и т.д.
Копия может стать почти полным двойником оригинала, повторять его размеры, материалы, технические способы и приемы исполнения, даже имитировать повреждения (например, копия В.О.Кирикова с «Троицы» Андрея Рублева). Но известны копии с переменой материала (в античности римские мраморные копии греческой скульптуры), приемов и техники (копия, выполненная Тицианом с портрета работы Рафаэля), размеров (копии А.Иванова с картин Тинторетто, Тициана и др.).
Есть и вольные копии, которые художник делает с любимых произведений, переосмысливая их особенности (например, П.Пикассо так переосмысливал «Менины» Веласкеса). Иногда такая вольная копия выглядит пародией (как «Джоконда с усами» М.Дюшана).
В музеях для создания экспозиции используются также копии в виде слепков, моделей и макетов. Модели и макеты являются важной частью экспозиций музеев исторического профиля, научно-технических музеев.
Издавна копия была способом распространения шедевров, признанных публикой. Сегодня известно более 60 старых копий с «Джоконды» и более 40 — «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи.
С XVIII в. в России копирование было органичной частью деятельности портретистов, независимо от их профессионального уровня. Написание почти каждого портрета сопровождалось созданием одной или нескольких копий. Портреты членов царской семьи, государственных и военных деятелей, представителей аристократических фамилий воспроизводились также в гравюрах, пастелях, миниатюрах, рисунках. Благодаря гравюрам в России стали известны многие шедевры европейского искусства.
В 1830-е гг. в связи с развитием художественного образования был разработан проект Эстетического музея (опубликован за подписью З.А. Волконской). Он задумывался как собрание гипсовых слепков или мраморных копий с лучших образцов скульптуры от древнего Египта до современности, копий с наиболее известных картин художников различных школ, макетов выдающихся памятников архитектуры античности и эпохи Возрождения. Эта идея, выдвинутая в 1830-х гг. профессорами Московского университета С.Т. Шевырёвым и Н.П. Погодиным, отчасти была воплощена в жизнь только в 1912 И.В. Цветаевым в Музее изящных искусств в Москве.
Еще один термин, связанный с представлением произведений искусства – репродукция (лат. reproductio – воспроизведение), т.е. его воспроизведение средствами полиграфии или фотографии.
Потребность в репродуцировании живописи и рисунка возникла уже в XVI в. с появлением шедевров мастеров Возрождения. Сначала для этого использовали печатание с доски – репродукционную гравюру, в том числе цветную – кьяроскуро. Затем появилась гравюра на металле и более сложные техники цветной гравюры.
В XIX в. техникой массовой репродукционной печати становится литография (плоская печать оттиском под давлением с плоской поверхности камня или металлической пластинки).
Со II половины XIX в. утверждаются фотомеханические репродукционные процессы в полиграфии, вытесняющие ручные способы. Получили распространение как тоновые одноцветные, так и многокрасочные репродукции, в т.ч. очень точно воспроизводящие оригинал факсимильные репродукции. Появление фотомеханической репродукции способствовало выпуску многочисленных (выходящих сериями и отдельно) изданий по искусству, в том числе альбомов, посвященных творчеству отдельного художника, «историй живописи», «картинных галерей» и пр.
Особо высокое качество репродуцирования сложных оригиналов достигалось в технике гелиогравюры, фототипии, а в ХХ в. – в технике шелкографии и электронного гравирования на печатных формах.
Подлинник или репродукция: что означают эти слова, примеры
Что значат слова подлинник и репродукция
Слова «подлинник» и «репродукция» означают противоположным образом связанные между собой понятия. Если рассматривать обобщенно, то подлинник — это оригинал вещи, произведения или документа, а репродукция — это его копия, выполненная определенным образом в соответствии с существующими правилами.
Что значат слова дословно можно посмотреть в словаре Ожегова, Ефремова или Большой советской энциклопедии.
Что такое подлинник?
Подлинником чаще всего называют продукт творческой деятельности человека, какое-то произведение его труда, существующее в единственном экземпляре. Точный смысл этого слова имеет несколько трактовок:
Что такое репродукция?
Слово «репродукция» имеет латинские корни. Оно образовано из двух частей:
то есть в целом — произвожу повторно.
В медицине и биологии слово репродукция означает процесс воспроизводства вида, проще говоря — получение потомства. Понятие включает как животный мир, так и биологию человека.
В искусстве и истории данное понятие имеет чисто технический характер, характеризуя процесс досконального воспроизведения исторических и художественных ценностей, произведений с целью их сохранения и популяризации.
Репродукции часто используют музеи для демонстрации на экспозиции или временной выставке предметов искусства, в том случае, если сохранность оригинала можно обеспечить только при соблюдении сложных климатических условий. При этом важно максимально точно передать все нюансы оригинала.
Создание ‹репродукций› помогает сохранить подлинность великих произведений. Такая ‹репродукция› называется факсимильной и передает все особенности оригинала. Например, это могут быть мелкие повреждения, сколы или трещины, образовавшиеся за время хранения предмета.
Как их делают?
Можно создать путем копирования, фотографии, в отношении картин или скульптур — при помощи копирования вручную. В последнем варианте часто копия практически не уступает в исторической ценности оригиналу.
Это особенно актуально для художественных произведений, которые были скопированы при жизни автора им самим или людьми из ближайшего окружения. Современные технологии позволяют копировать скульптуры путем 3D-печати или заливки искусственного мрамора в формы, изготовленные с оригиналов. Так были выполнены дубликаты статуй для Летнего сада в Санкт-Петербурге.
При репродукции картин для их последующего распространения и продажи чаще всего используется фотокопия. При этом процессе особенно важно правильно установить освещение, чтобы случайные тени не искажали истинный вид картины или рисунка. Особенно важна цветопередача, сохранение оригинальной палитры и насыщенности красок.
Взаимодействие понятий
Понятие репродукция не существовало бы, не будь в мире подлинников — тех, оригиналов, с которых выполняется воспроизведение. Можно отметить, что подлинников в мире гораздо меньше, чем репродукций. Копирование вещей и явлений способствует их распространению, но при этом не умаляет значение оригинала.
В этом заключается различие между репродукцией и подделкой. Иногда после исследования выясняется, что некоторые художественные произведения в музее являются копиями — это снижает их стоимость в несколько раз.
Подделка, как художественных произведений, так и документов, незаконна. Она преследует цели сокрытия и замены оригинала для извлечения некой выгоды. Подделка может достаточно точно воспроизводить оригинал, но это не повышает ее ценность.
Создание репродукций выполняется открыто, в согласии с законом и при необходимости официально регистрируется. Если копии картин из музея отправляют на временную выставку в иное место, то в сопроводительных документах указывается, что это копия. Имеется информация о том, когда и как она создана.
О главных принципах, по которым определяют подлинность произведения русского авангарда, рассказывает коллекционер Валерий Дудаков
1. Провенанс
Поскольку изготовление произведений авангардного искусства не представляет такой сложности, как подделка произведений, скажем, классицизма или романтизма, первый принцип определения подлинности картины — это изучение провенанса, ее происхождения. История владения в идеале должна быть отслежена от момента создания до современного ее бытования: все движение через владельцев, коллекционеров или музеи, включая все выставки, публикации, пересылки и прочие перипетии. Есть ли упоминание картины у автора, зарисовки в дневниках, как, например, у многих художников, связанных с «Бубновым валетом», с кругом аналитического искусства или с филоновской школой.
Конечно, бывают случаи сочинительства провенансов. Именно поэтому коллекционеры или исследователи и разыскивают информацию о произведении среди друзей или знакомых родственников художника, у которых могла находиться работа, читают мемуары, работают в архивах.
Бывали случаи, когда путем таких бесконечных розысков и расспросов удавалось, например, установить, что вещь, которую предлагают купить, находится вовсе не у продавца, а в музейном запаснике. В конце 80-х — начале 90-х годов эта исследовательская часть была особенно детективной и даже опасной.
Розыски могут длиться годами. В моей собственной практике была такая история: у известного коллекционера Анатолия Смолянникова я приобрел прекрасную работу, которая была обозначена как работа Бориса Григорьева, хотя подпись как таковая у нее отсутствовала. (У нас, коллекционеров, есть шутливое выражение: «Несмотря на подпись, вещь настоящая».) На картине изображена парочка на скамейке в довольно пикантной ситуации, впрочем одетая — на дамочке красный шейный платок, типа пионерского.
Прошло несколько лет, у меня появились другие работы Григорьева, я лучше его понял, и этот галстук все не давал мне покоя: я сообразил, что не мог Григорьев написать такой платок, в его стилистике этого не существует. И только через семь лет мне удалось разыскать рисунок другого художника, который к этой вещи подходил, — ярчайшего художника Сигизмунда Видберга. Они очень близки по технике: та же брутальность, играющая мрачноватая темнота с яркими вспыхивающими красками. А все из-за одного лишь галстука, который мне показался странным для Бориса Григорьева, не имевшего никакого отношения к советской эстетике.
Именно эти люди, долго аналитически исследуя какую-либо тему, чувствуют форму мысли того или иного художника. Потому что написать работу Поповой, или Удальцовой, или какого-нибудь супрематиста-ученика витебской школы легко, а вот понять их способ мышления — нет.
Знаточество часто было свойственно и собирателям, поскольку, во-первых, они часто сами являлись художниками (как Илья Семенович Остроухов, Игорь Эммануилович Грабарь, Виктор Никитич Лазарев). Кроме того, знатоки-коллекционеры отвечали своими деньгами за то, что собирали, и поэтому право на ошибку имели минимальное. Они, как правило, и обладали таким «абсолютным глазом».
3. Сравнительный анализ
Примерно с 1918 по 1923 год левые художники имели подавляющую власть и могли не только «терроризировать» художников классической школы вроде Коровина или братьев Маковских, но и в большом количестве покупать в музейный фонд собственные работы. Поэтому обычно через месяц-полтора после написания картина поступала в музейное собрание с инвентарным номером, авторским указанием происхождения. И теперь малоизвестные произведения можно сравнивать с этими эталонами, находящимися в музеях (скажем, картины, поступившие в Институт художественной культуры или Санкт-Петербургскую академию художеств). Это особенно подходит для таких художников, как Владимир Татлин или Любовь Попова, поскольку момент между созданием вещи и передачей ее на инвентаризацию в музей был совершенно краткий, от нескольких недель до месяца. Более того, такие работы обязательно имеют описания — при каких обстоятельствах были созданы и переданы или проданы в музей.
4. Химико-технологический анализ
Возможность такого анализа связана с тем, что материалы — краски и холсты, которые использовали художники начала XX века (сложнее с бумагой, акварелью, темперой и гуашью), — появлялись и использовались в строго определенный период времени. Особенно масляная краска: определенная умбра, киноварь, зеленая краска, белила появлялись не раньше конкретного периода. Знания о материалах позволяют определять время написания картины. Однако поскольку практически любое произведение старше 70–80 лет раньше или позже подвергалось реставрации, при анализе вероятна ошибка. Поэтому соскобы делаются в разных местах полотна, и в целом химико-технологический анализ может дать объективный результат.
Но все технические способы не дают абсолютного знания. Как, например, сравнительно новый радиоуглеродный анализ, смысл которого заключался в том, что после атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года соответственно. определенным образом поменялся состав всех элементов на земле и что теперь можно точно определить дату производства чего бы то ни было — до 45-го года или после. Однако дальнейшие исследования показали, что этот метод может работать, только если проба находится в каком-то идеальном состоянии, не соприкасаясь с внешней средой.
Чем отличается копия картины маслом от репродукции?
В этой статье предлагаю разобраться с терминами — что есть репродукция, а что копия картины маслом. Начнём с того, что украшать свой дом — желание, присущее человечеству на протяжении всей его истории, начиная с наскальной живописи. Картины в доме всегда были признаком хорошего вкуса, интеллигентности, духовности и причастности хозяев к миру искусства.
Нас восхищают и привлекают внимание множество шедевров живописи, но любоваться ими ежедневно у нас нет возможности: произведения искусства либо представлены в галереях и музеях и не продаются ни за какие деньги, либо находятся в частных коллекциях.
Однако выход есть, и не один!
Современный мир движется вперед и технологии проникли во все сферы жизни не обошли они и высокое искусство. Самый быстрый способ получить шедевр это заказать его репродукцию.
Рассмотрим плюсы и минусы. Методом репродукции живописи принято называть способ печатного воспроизведение картины. Для печати существует большое разнообразие материалов: бумага синтетическая имитация холста, натуральной хлопковой или льняной холст. Кроме того этот способ очень быстрый и воспроизводит картину со стопроцентной точностью деталей.
Примеры нанесения пигмента при печати.
К тому же этот вариант довольно бюджетный.
Из этого следует мысль — почему же до сих пор существуют профессиональные художники копиисты. Почему до сих пор на их ремесло существует спрос?
Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим второй способ заполучить шедевр — это ручная работа мастера: написание живописи с нуля маслом. Основное преимущество перед печатью — живой мазок краски, ведь чтобы добиться той глубины светотени, добиться объёма, который создал автор шедевра, необходимо нанести десятки слоев полупрозрачной масляной краски, просушивая каждый предыдущий. При печати же машина прокатывает один слой пигментов и как бы точно не была воспроизведена картина она будет плоская и не живая, свет не будет играть на ней. Она не несёт энергии рук мастера. Ведь живопись от слова живой, значит подлинный, настоящий.
Кроме того диапазон картин, которые можно напечатать лимитирован. Так как годных для печати файлов фотографий картин ограниченное количеств. А качественные музейные файлы не так просто раздобыть и, как правило, они также довольно дорого стоят.
При этом профессиональный живописец способен воспроизвести любую картину.
Мастер владеет техникой и, кроме того, проводит дополнительную работу, изучая другие произведения автора и его приемы. Безусловно, заказывая картину у художника-копииста, следует приготовиться ждать, так как это кропотливый труд, требующий времени не только на саму работу, но и на весь технологический процесс. Как правило написание картины на заказ занимает от трёх недель до полутора месяцев. Ну и такая ручная работа стоит дороже быстрой работы станка по печати репродукций.
подлинник — оригинал, манускрипт, документ, руководство, рукопись, сборник. Ant. копия, фальшивка Словарь русских синонимов. подлинник оригинал Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
подлинник — ПОДЛИННИК, оригинал ПОДЛИННЫЙ, оригинальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ПОДЛИННИК — ПОДЛИННИК, подлинника, муж. 1. Подлинная вещь, оригинал, не копия и не воспроизведение, не подделка. Представить документы в подлинниках, а не в копиях. 2. Произведение в цельном виде, не в отрывке, не в извлечениях, не в изложении (неол.).… … Толковый словарь Ушакова
ПОДЛИННИК — ПОДЛИННИК, а, муж. Подлинная вещь, не копия, оригинал. Принять подделку за п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Подлинник — оригинал произведения в противовес копии, подделке, переводу, переработке … Издательский словарь-справочник
подлинник — 3.2.25. подлинник : Экземпляр ДЭ или ДТЭ, аутентичный оригиналу как в содержательной, так и в реквизитной части (за исключением порядкового номера), позволяющий получать с него копии и подлежащий изменению в установленном порядке после изменения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
подлинник — а, м. 1) Подлинная вещь, оригинал, не копия, не воспроизведение. Музейные подлинники. На выставке представлены только подлинники. Подлинники Шагала. Тот, кто видел статую, пишет мне вот что: Фотография не передает впечатления оригинала, а потому… … Популярный словарь русского языка
Подлинник — оригинал. Слово включено в толкователь в связи с тем, что очень часто путают подлинник с первым экземпляром, а подлость с оригинальностью, называя подлеца всего лишь большим оригиналом … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
подлинник — • оригинал, подлинник Стр. 0718 Стр. 0719 Стр. 0720 Стр. 0721 Стр. 0722 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка