Поэзия с чего начать знакомство

С чего стоит начать читать и изучать русскую и зарубежную поэзию? С каких авторов и книг о поэзии?

Оффтоп буквально на минуточку. Представьте, что вы никогда не видели красивого CGI, и вы просите вам что-нибудь порекомендовать. И тут все такие — “Зачем тебе сразу «Матрица»? Начни с чего попроще! Посмотри «Гостью из будущего» или «Электроника»!”

Я не знаю, зачем читать что-то попроще. Поэзия это единственная дисциплина, целенаправленно доводящая язык до пределов его возможностей, и мне как новому читателю было бы в первую очередь интересно видеть самый высокий пик, и самую глубокую впадину, и может быть жизнь после смерти, а за хлебушком я и без чужих советов знаю, куда сходить.

Так что, эм, да, начинать нужно с Целана, Элиота, Эшбери, Драгомощенко, Мандельштама, Транстремера, Плат, Принна, Джей Райт, Введенского и Айги.

Ну или с другого конца — с эпоса о Гильгамеше, гимна Атону, отдельных кусков Гомера и Гесиода, с анонимной англосаксонской лирики и т.д. Так или иначе, нужно сначала очертить границы мира, просто чтобы получить хотя бы самое поверхностное представление о том, насколько далеко он вообще заходит.

К тому же что вы можете таким образом сразу и навсегда привиться от текстов для ресторанного попурри, которые до сих пор являются единственной формой письма, доступной нейросети рядовых российских читателей. Читать хорошие вещи так же важно как не читать плохих.

Благо в примерах выше хорошего достаточно в малой форме, не Ирод же я какой все-таки.

Источник

Как начать разбираться в поэзии? С чего начать?

Если вас интересует не современная поэзия и не поэзия какой-то одной страны, а поэзия вообще, стоит почитать о том, как она устроена, и почитать выдающихся поэтов разных стран. В конце года должен выйти новый и во многом новаторский учебник «Поэзия» (myhseolymp.ru), в котором основные понятия, связанные с поэзией, объяснены доступно и с привлечением множества примеров. Читать поэзию я бы советовал для начала на своем языке; если это русский язык, думаю, у вас не возникнет проблем с русским поэтическим каноном. Читая, не думайте о том, что перед вами «классика», которую нужно просто принимать как некий мертвый груз. Задавайте себе вопросы: как это устроено? какие звуки в стихотворении работают? почему тут стоит такое-то слово, хотя можно было сказать гораздо проще? что означает это слово? что это стихотворение напоминает среди других известных мне стихотворений? рождает ли оно во мне отклик, выражает ли какие-то мои чувства — или, наоборот, говорит о чем-то, чего я не знаю и не понимаю? а может быть, это стихотворение не сообщает мне ничего нового и попросту банально?

Хорошее упражнение — сопоставление оригиналов стихотворений на других знакомых вам языках с их переводами. В какой-то момент начинаешь чувствовать, удачен ли перевод, что в нем упущено (а переводов без потерь не бывает) и насколько критично это упущение. Ну и, конечно, собственный опыт стихописания в сочетании с умением критиковать самого себя помогает разобраться в поэзии «изнутри», понять и то, насколько это захватывающее дело, и то, легкое оно или трудное.

Источник

Почему стоит читать поэзию

Поэзия с чего начать знакомство

Поэзия. Даже слово какое-то слишком изысканное, чтобы казаться мужским. Когда кто-то упоминает стихи, воображение сразу рисует томные первокурсники с прыщами на лбу, отчаянно слагающие очередной шедевр. Или духовно богатые девы с томиками Мандельштама, которые любят пить свой дурацкий латте и рассуждать о «высоком» — причем обычно в таких примитивных категориях, что аж выворачивает и в голову приходит мысль, что уж лучше бы на кухне борщ варила. Поэзия для подростков, юнцов и женщин — этакая антитеза мужественности.

В прошлом поэзия принадлежала к числу обязательных составляющих образования любого мужчина. Сегодня мы учим стихи только в школах, потому что… да кто знает почему. Мы привыкли к мысли, что поэзия — это не для мужиков, потому что она лирична, эмоциональна, а мальчиков с младых ногтей учат контролировать эмоции. Поэтому поэзия тяжело находит себе путь в мужскую библиотеку. Кроме того, у нас есть и другие, более приемлемые способы выразить эмоции.

Наше общество изменилось, наверное, в прошлом веке, и телевидение как будто заняло место, которое прежде принадлежало поэзии. Нашему обществу больше не нужны поэты, чтобы наполнять жизнь лирикой и развлекать нас. У нас есть телевидение и кино, и когда мы хотим почитать, к нашим услугам романы, рассказы, журналы, газеты и развлекательные сайты. Поэзии больше нет места в нашем мире, и потому мы забываем о ней. Может, люди прошлого знали что-то, чего мы не знаем? Может, они читали поэзию не только потому, что у них не было телевизора? Может, поэзия — это не только ахи, вздохи, цветочки и радуги? Есть стихи о войне, о дружбе, о природе, философская лирика — всё это гораздо богаче привычных представлений о стихах.

Зачем я должен это читать?

Так сложилось, что настоящее строится на основе прошлого. Традиции нашей повседневной жизни ведутся из прошлого, даже если мы этого не осознаем. Чтение поэзии, особенно старинной поэзии, может дать нам ключ к более верному пониманию мира. Современная культура не даром названа постмодернистской, одна из ее характерных черт — повсеместная цитатность, вездесущие ссылки на прошлые факты культуры, понять которые мы просто не сможем, если не будем обладать определенным культурным багажом. Готов поспорить, что ты не отсек много разных отсылок даже в популярных фильмах, потому что читал недостаточно стихов.

Чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым и знакомиться с традициями, которые были у наших предков. Например, чтение Пушкина может многое рассказать о дворянском быте XIX века.

Поэзия — это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет.

Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк.

Но чтение поэзии необходимо не только для развлечения или понимания аллюзий. Иосиф Бродский говорил, что поэзия — это высшая форма речи, и, читая поэтов, человек начинает лучше понимать язык. Он даже ставил вопрос о массовом издании поэтов в один ряд с вопросом о всеобщей медицинской помощи.

Читать поэзию тяжело и утомительно. Язык и структура отличаются от привычной нам речи, сложно воспринимать ритм и рифму. Если стихотворение длинное, иногда тяжело его понимать, тяжело трактовать образы и постоянно тревожит, правильно ли ты понял авторскую мысль. Но если ты не будешь торопиться и дашь себе время поразмыслить над прочитанным стихотворением, ты начнешь быстро и заметно расти. Чтение стихов требует накачанного мозга.

С чего начать

Ни в коем случае не стоит превращать чтение поэзии в скучную обязанность и рутину. Можешь прочитывать по одному стихотворению в день или в неделю. Сделай чтение стихов небольшим ритуалом. Например, это можно делать в воскресное утро: читай стихотворение за своей первой чашкой кофе, прежде чем начинать делать другие дела. Читай, чтобы развлечься или просто чтобы доказать себе, что можешь. Если тебе понравился процесс, то и хорошо, а если нет, не страшно: попробуй почитать другого автора. Даже если это стихотворение все называют одним из лучших, а оно тебе не нравится, просто двигайся дальше. Не надо себя мучить и внушать в себе, что «ты ничего не понимаешь в поэзии, потому что это стихотворение тебе не по душе, хотя его считают объективно хорошим». Поэзия — это искусство. О ней можно судить субъективно, однако всё же оперировать более вменяемыми аргументами, чем «скучно».

Поэты, которых стоит прочесть

Для начала, обратимся к классике, хотя читать ее в самом начале я бы не советовал. Почему? Когда я перечислю имена, ты поймешь. Эпос о Гильгамеше, «Одиссея», «Илиада», «Энеида», «Потерянный рай» — это стыдно не читать. Но начинать с таких сложных произведений не имеет смысла: ты не втянешься, ты не поймешь и бросишь. Начни с чего попроще, а потом вернись сюда.

Обязательны к прочтению: Гомер, Шекспир, По, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Бродский, Аполлинер, Бодлер, Рембо.

А теперь факультативный вариант: Киплинг, Блейк, Поуп, Фрост, Оден, Кавафис, Коган, Симонов, Пригов, Губерман, Теннисон.

Есть рекомендации? Милости просим в комменты.

Источник

Пособие для начинающего поэта

Поэзия с чего начать знакомство

«Январь, лютуя, стужу стелет,
Февраль метелью запуржит,
Март резво зазвенит капелью,
Апрель ручьями побежит.»

«Небогат полярный берег теплом,
И лицом он – не на пляжный плакат,
Но махнет июль бессонным крылом –
И над Мурманском цветут облака.»

Есть образ? Есть! Каждое слово в десятку. Вас удивило, почему июль машет «бессонным крылом»? Полярный день, знаете ли. Солнце не заходит за горизонт. Я буду вам, начинающий поэт, иногда подбрасывать и плохие, и хорошие стихи. Плохие, чтобы вы избегали их повторять, а хорошие потому, что нельзя научить хорошему на плохих примерах.
Марина Крутова, совсем молодая поэтесса, четыре строчки из стихотворения «Глаза дождя» из книги «Совершенновесенняя»:

«Вновь небо затянуто тучами серого цвета,
Асфальт отражает прохожих, шагающих в спешке –
Лишь брызги летят! Это лужи скривились в усмешке:
На конкурсе битых зеркал им досталась победа.»

«А я иду – шагаю по Парижу
И Нотр-Дам перед собою вижу,
Очерченный в небесной синеве…
Святые изумрудные на крыше
По шпилю к облакам стремятся выше,
А я иду…, и мыслю о Москве.»

Владимир Набоков из стихотворения «Расстрел»:

«Бывают ночи: только лягу,
В Россию поплывет кровать;
И вот ведут меня к оврагу,
Ведут к оврагу убивать…
… Но сердце, как бы ты хотело,
Чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
И весь в черемухе овраг.»

«Ах, хоть бы в гости пригласили,
Хотя б на миг, случайно пусть
В чудесный дом, где кот Василий
Стихи читает наизусть.
Читает Бальмонта и Фета,
Читает, рифмами звеня,
Любого доброго поэта,
Любого, только не меня!»

Любому понятно, даже ребенку, что коты стихи читать не могут! Зачем тогда Николай Рубцов ввел в действие нереального кота? Если мне не изменяет память, то единственного и последнего говорящего кота мы встречает у А.С. Пушкина в Лукоморье. Зачем Николай Рубцов создал сказочный образ? А только за тем, чтобы мы сразу поняли, что это за дом такой, куда героя даже в гости не приглашают. Если кот Василий (не Васька, как мы все привыкли называть котов, и даже не Вася) читает наизусть стихи, то каковы же хозяева этого уважаемого кота! Мы легко зрительно можем себе представить и этот дом, и его обитателей. Но мы так же легко можем себе представить отношение этих людей к герою: кот Василий читает стихи только добрых поэтов, к которым, по мнению обитателей дома, Николай Рубцов не относится! Все! Все точки расставлены. Сильно и точно. Интересно? Очень. Может быть, из таких крупиц и находок и состоит поэзия?
А теперь я снова хочу вам дать несколько полезных советов. Я думаю, что вы обратили внимание на то, что образ неразрывно следует за ассоциацией. Снова обратимся к словарю С.И. Ожегова:
«Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое». Отсюда получается, что образ без ассоциации в принципе невозможен. Если условно представить образ, как материю, то ассоциация становится духом, способным эту материю воссоздать. Поэт создает образ с помощью ассоциации, а читатель, видя образ, получает эту самую изначальную ассоциацию. Не каждый читатель способен духом своим воспарить над самим собой, но, получив ассоциацию от образа, запечатленного поэтом, читатель уже становится способным подняться над собой… до уровня поэта. Значит, чем выше духовный уровень поэта, тем выше он способен поднимать человеческие души. Не отсюда ли божественное происхождение поэзии? Ведь дух в идеале по своей чистоте и высоте должен стремиться к Святому Духу?!

Кстати. Совсем забыл вас спросить: а как вы пишите? Ну, в смысле, как к вам приходят стихи?
Надеюсь, вы не задумываете вначале тему? А напишу-ка я на тему любви! Нет? Не так?
Когда-то Николай Рубцов написал:
«О чем писать, на то не наша воля!
Тобой одним не будет мир воспет!
Ты тему моря взял и тему поля,
А тему гор возьмет другой поэт!»

Но сам-то поэт прекрасно понимал, что на самом деле никакой темы нет и быть не может. Тема – это только фон, на котором свершаются или ломаются человеческие судьбы, строятся человеческие отношения. На этом фоне люди страдают или радуются, строят или ломают, расходятся или соединяются. На этом фоне поэт говорит о своем личном отношении к окружающему миру: и к людям, и к природе. Тема – это фон. И Николай Рубцов, понимая это, продолжает свое стихотворение:
«Но если нет ни радости, ни горя,
Тогда не мни, что звонко запоешь,
Любая тема – поля или моря,
И тема гор – все это будет ложь!»

Мне, вправду, интересно, что все-таки побудило вас начать писать стихи? Первая любовь? Да, обычно именно любовь к противоположному полу дает сильнейший толчок к написанию стихов. А потом уже не можешь остановиться. Впрочем, наверное, это не важно, как вы начали писать, главное, что начали. Тогда скажите мне, как к вам приходит вдохновение? Что дает толчок к написанию новых строк? Прочитанная книга? Услышанная музыка? Какой-то случай, происшедший с вами или с кем-то, вам хорошо знакомым? Желание порадовать своих возлюбленных или близких? Открыть правду? Показать всем «кузькину мать»? Найти истину?
Допустим, что все перечисленное выше в разной степени заставляет вас испытывать радость творчества. И это хорошо. Тогда еще один совет. Если вас не вдохновляет тема природы-погоды, пишите о том, как вы писали стихи или о том, откуда берутся стихи, иак сказать, стихи о стихах.
Нинель Бархатова из книги «Встречи в поэтической гостиной»:

«Стихи растут, как розы. Чуть дыша,
Проклюнутся вдруг слабые ростки,
Замрет от предвкушения душа,
Вся трепеща от счастья и тоски.»

Вот, оказывается, откуда берутся счастье и тоска – от стихов, которые «растут, как розы». В таком случае, Нинель Бархатова очень счастливый, но очень тоскливый человек.
Вы можете возразить: «А что здесь такого?! Ведь и классики писали о том же! Взять к примеру Марину Цветаеву:

«Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота, ненужная в семье.»

Вы правы, и классики писали. Но как писали! «Как красота, ненужная в семье.» Образно писали. И тогда вопрос: что нового внесла Нинель Бархатова? И не является ли это плагиатом?

Любовь Майорова, из той же книги:

«Осенние дни и холодные ночи,
И в сердце застывшем кружится тоска,
И строчка перу больше верить не хочет,
И мысль не летит далеко в облака.»

А для сравнения добавим еще классиков. Анна Ахматова:

«Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.»

«В душе поэт – предпочитаю прозу,
Стихи пишу в дневник, не для газет.
И лишь тогда, когда они занозой
Пронзают сердце и спасенья нет…
… И наплывают радость, боль и слезы,
От строк рифмованных нигде спасенья нет,
В душе поэт – предпочитаю прозу,
Стихи пишу друзьям, не для газет».

Читаю и тоже заражаюсь, ну, просто «тоска», «боль и слезы» «и мысль не летит далеко в облака».
И снова хочется хороших положительных примеров. Неужели эти примеры можно найти только у классиков? Отнюдь.
Иван Ярославов (Ярослав Шимон), из книги «Такая любовь»:

«И увидел я свет, и услышал я глас,
И тогда я начал писать под диктовку
Облаков и дождей, накрывающих нас,
Старый день натянул на себя, как спецовку.»

Это не те же облака, которые встречались ранее, куда мысль не летит? Те же. Но только взгляд на эти облака совершенно другой: облака и дожди диктуют, они главные в написании стихов. Ассоциация облаков и дождей связывает нас с небом. Образно. Весьма образно. А метафора «Старый день натянул на себя, как спецовку.» завершает данный образ: облака и дожди диктуют, а мое дело трудиться, записывать. Именно так, как и требует поэзия. Давайте закруглим эти примеры, сделав некое обобщение, опять же опираясь на классиков.

Владимир Маяковский, «Разговор с фининспектором»:

«Поэзия –
Та же добыча радия.
В грамм добыча,
В год труды.
Изводишь
Единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.»

Вообще, трудно найти поэта, который бы в той или иной степени не задавал себе вопрос: «А что есть поэзия и откуда берутся стихи?» Трудно найти поэта, который бы в своих стихах не попытался бы дать ответ на этот в сущности простой вопрос. Все дело в том, что и отвечая на данный вопрос, поэт должен оставаться поэтом, то есть искать и находить новое, мыслить образно, а не жонглировать штампованными фразами, используя рифмованную прозу. По Маяковскому выходит, что поэзия – это высочайший труд, кропотливейшая работа, и давайте с ним согласимся.

Я очень надеюсь, что вы меня правильно поняли. Пока вы начинающий поэт, пока вам все дозволено и все прощается, пишите стихи для себя и своих близких людей. Но при этом вы не должны публиковать свои труды. Как только вы начнете накладывать на себя все те ограничения, которые накладывают на себя маститые поэты, публикуйтесь! И то, перед тем, как опубликоваться, получите хотя бы две положительные рецензии от маститых поэтов, которым доверяете, как было в старые, добрые времена. И теперь перед вами открывается новая глава в творчестве. Вы – поэт. Вы – пророк. И может быть, именно вы сможете предсказать будущее нашей страны, как когда-то предсказал М.Ю. Лермонтов:

«Короны царские падут…»

И ведь, вправду, пали…
Или хотя бы свое будущее, как предсказал А.С. Пушкин:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.»

Не зарастает и не зарастет во все времена.
Или предскажете время своей смерти, как Н.Рубцов:

«Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы.»

Откуда он знал, что умрет именно в крещенские морозы?
Или предскажете, как именно вы умрете, как предсказал замечательный поэт Владимир Смирнов:

«По тропе я шагаю, низом ли,
Только вдруг на одной из троп,
Упаду я, стужей пронизанный,
Головой зарывшись в сугроб.»

«Не страны, не погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.»

Увы, не пришел. Умер в далекой Америке, выбрав эту страну. Ошибся в пророчестве? Нет, не ошибся. Просто он никогда и не был пророком. И уместно встает вопрос: а был ли поэтом?

Я всем желаю удачи в творчестве. И всех неблагополучий в личной жизни, так как практика подтвердила: благополучных поэтов не бывает!

Член Союза Писателей России,
поэт Игорь Козлов.

Источник

В помощь начинающему поэту!

(Статья опубликована в 7 номере печатного издания журнала Цветные Строчки, Автор: Майя Азарова)

Приведу несколько конкретных словосочетаний являющихся литературными (в том числе и поэтическими) штампами:
мороз крепчал, руки как крылья, в воздухе пахло весной, ветер дул, солнце садилось, небо плакало, слезинки дождя, первый снег, синее море, алая кровь, не вспыхнет уже никогда (сердце, звезда), отлюбившее сердце поэта, погасшая в небе звезда, ладонь в ладонь, быть крылатым.

НО! Давайте разберемся, означает ли все вышесказанное мною, что словосочетания, обороты, именуемые так называемыми «штампами» следует полностью забыть и вычеркнуть из собственного словаря? Я бы сказала, здесь существуют некоторые поправки и исключения… Конечно то, что мы называем штампами следует использовать как можно реже чтобы все стихотворение не превращалось в набор штампов… Но с другой стороны ещё важнее – место, уместность, упаковка! Если те же «пламенные души» использовать в сатирическом стихотворении, или ещё в каком – то непривычном контексте их употребления, они будут смотреться совершенно свежо! То есть, дело действительно в способности почувствовать, где фраза будет смотреться как затасканный образ, а где это будет выглядеть интересно и по новому, или же это будет необходимо, просто как устойчивое выражение, привычное клише, которое сразу же вызовет в голове читателя нужную картинку. Везде мудрить и изгаляться тоже не лучший выход, читатель заметит вашу неискренность и некую искусственность. Если надо сказать «солнце село», то смело пишите! Если суть вашего произведения в другом, то некоторые устойчивые выражения могут просто являться антуражем, излишняя перегруженность которого нежелательна, и лишь запутает или вызовет отторжение читателя. В общем, на то ты и поэт, чтобы учиться грамотно владеть языком! Ведь язык один и похожих выражений полностью не избежать! И это нормально, как и в музыке, в которой всего 7 основных нот! Определенная последовательность нот повторяется часто, только вот откуда столько уникальных и узнаваемых мелодий? То есть, важно не «что», а скорее «как», а также «когда» и «где». Штампы можно обыграть и оживлять, а иногда не грех заглядывать в словарь синонимов и эпитетов.

Кстати, вот мнение одного автора со стихи.ру, жесткое, но отрезвляюще:

Банальность и штамп, это конечно, близкие понятия, но есть некоторые различия, на мой взгляд. Здесь я больше имею в виду банальность как бытовое и слишком разговорное для поэзии использование слов. Я не буду расписывать во всех красках о том, как не стоит писать. Один яркий пример бытового и банального набора слов, который сложно именовать «стихотворением», (хотя автором он задумывался именно так) будет более наглядным пособием:

«Я любила и люблю тебя.
Но жаль, ты не доверяешь мне…
И прошу, не гони ты меня…
Просто постарайся забыть…
Не создавай ошибку навсегда!
Не будешь, счастлив ты без меня…
Я не вижу себя без тебя…
В глазах не слезы мертвая вода…
Свежесть тускло ушедшего дня…
И люблю, ведь я только тебя…
Ты сердце в моей груди!
Хочу прирасти я к тебе навсегда….

Знаю, не покинешь ты меня…
Будешь рядом ты всегда!»

3)Словесный мусор, порядок слов, лишние слова прочие «мелочи»

Сразу перейдем к конкретике.

1.Использование слов-костылей:
словесный мусор может появляться в стихотворении как при подстановке ради соблюдения ритма и рифмы (все те же «уж», «-то» «ведь», ничего не соединяющие соединительные союзы, либо целые необязательные значимые слова, не относящиеся к раскрываемой теме), так и при стремлении «укомплектовать» стихотворение нужным числом строк (то есть, мусор суется целыми строками).

2 Порядок слов и корявость. Иногда предложение звучит настолько коряво, что невольно задаешься вопросом: «А чего этот автор говорит, как иностранец? Что за порядок слов? Почему ошибки в управлении?» Или, может быть, это попытка сделать пародию? Пример выше: «Не создавай ошибку навсегда!»
3. Навязчивое использование слов, относящихся к обслуживанию, а не к передаче смысла:
Что, который, и, как и т.д. Чем меньше «чтокания», тем больше концентрация смысла. Это касается как поэзии, так и прозы.
4 Частое использование фраз из канцелярского языка «достиг успеха», «как следствие», «период времени».

Существует такое понятие, как «авторская глухота». Давайте поближе рассмотрим этот термин с примерами…

«Авторская глухота — условный термин, предложенный Максимом Горьким: явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Причины этих ошибок объясняются по-разному: в одних случаях авторская глухота является результатом небрежности или неряшливости писателя, в других случаях — возникает непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали. Причем подобные явления свойственны не только рядовым писателям, но и большим мастерам. Подобные ошибки у классиков русский критик и пародист начала 20 века А. А. Измайлов назвал «пятнами на солнце». Вот несколько примеров таких ошибок:

А. Пушкин:
«Вот испанка молодая
Оперлася на балкон»

(вместо «на перила балкона»);

М. Лермонтов:
«И Терек, прыгая, как львица,
С косматой гривой на хребте. »

(грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);

А. Плещеев:
«Дам тебе [ласточке] я зерен,
А ты песню спой.»

(ласточка питается насекомыми, а не зернами);

А. Фет:
«О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.»

(из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш, который появляется уже в разгар весны)

В. Маяковский, в прологе к поэме «Во весь голос»:
«Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.»

Немного о Рифме… Для меня тема рифмы это не самый главный вопрос в поэзии, несмотря на то, что мнение большинства поэтов, как профессионалов так и непрофессионалов, обычно противоположное. Порой рифме отводят вообще первостепенное значение: мол, это же стихи. Но стихотворение – это не просто зарифмованные строчки… иногда «любителей рифмовать» мы часто с иронией называем «рифмоплетами», транслируя тем самым свою несерьезность в отношении автора, как истинного поэта. Безусловно, рифма это часть поэтического искусства, звукописи поэтического произведения. Однако, в стихотворении, если говорить о форме, на мой взгляд, важнее общий стиль, ритмика, своя особая структура и гармония, и меня не часто раздражают те самые «запрещенные» глагольные рифмы… Но действительно, в довольно банальных стихах их бывает слишком много. А если глагольная рифма интересно «упакована», то есть, использована в нестандартном ритме, размере, то она вполне хорошо смотрится и слышится. Иногда кажется, что рифмы нет вообще или она какая-то «неправильная», однако, она может быть просто неточной, очень вольной, почти случайной (в хорошем смысле, не от неряшливости, а по замыслу) ускользающей, тонкой…
Но конечно, если вернуться к вопросу о так называемых тривиальных и заезженных рифмах, не стоит злоупотреблять рифмами типа (особенно в классическом слоге):

Да уж! Статья получилась немаленькая, но надеюсь, что она оказалась полезной. Я хотела собрать максимально полный набор замечаний, рекомендаций, примеров для начинающего поэта, и очень хотелось бы верить, что подобным анализом, разбором, я никого не обидела, не задела и сильно не расстроила. Если чувствуешь в себе поэтический талант, способность к работе с языком – дерзай, и все получится! А если понимаешь, что «не тянешь», то может, стоит попробовать себя в чем-то другом? У каждого из нас есть какой-то особый талант, даже если нам кажется, что его нет. Да, бывает, что ищешь его всю свою жизнь, но это стоит того! Поиск таланта почти тождествен поиску себя. А мы все, так или иначе, постоянно ищем, разыскиваем себя… Обретаем, а потом снова теряем… И опять обретаем! Ищите себя, обретайте себя! И ты, Поэт, пиши, совершенствуйся, ищи и находи себя разного, нового… Спасибо тебе за беседу! Мы ещё встретимся… Надеюсь, много, много раз…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *