Поэзия и стих в чем отличие
Наш разговор сегодня о Поэзии и Стихах. Какая между ними разница, и есть ли она? Многие считают что это одно и то же. Да и словари толкуют эти понятия приблизительно так же, хотя чёткого определения нет. Однако, давайте глянем всё же в словарь:
Как вам ТАКАЯ наука? Определение поэзии в энциклопедическом словаре, мягко говоря, напоминает взрослый лепет. Поэзия по Ефремовой и по Ожегову всего лишь попытка хоть ЧТО-ТО сказать. Есть, чему удивляться!
Вот так небушко магнитит! Конечно, болезнь высокая и неизлечимая. Советую познакомиться с удивительной книгой, я о ней довольно часто упоминаю:http://www.stihi.ru/diary/omxyma/2012-04-25
Добавлю, что многие стихотворцы рассудочны, у них всё разложено по полочками, они похожи на ходячую энциклопедию.
Поэты, настроенные на свою волну, как правило, далеки от действительности. Помните, выражение «не от мира сего»?
Это о поэтах. И ещё одна загадочная фраза о поэтах: «Кто сказал, что поэты люди?»
Кстати, древние рассуждали о поэзии куда более точно, чем сегодняшние умы. Лично мне по душе мысли Платона, который считал, что поэзия, как и всякое творчество, есть переход от несуществующего к существующему, от небытия к организованному и строго определённому бытию.
Подлинным творцом и поэтом является у Платона только Бог. А подлинная поэзия возникает только в виде творчества мифов, но никак не в виде рассудочного творчества. По его мнению к вратам поэзии можно подойти тому, в ком имеется божественное вдохновение и наитие Муз. Поэтому Платон нисколько не затрудняется объявлять поэтов отцами и вождями мудрости.
Любопытно и то, что всякое стремление к чему-нибудь, всякое достижение чего бы то ни было, всякую эффективную работу, всякое творчество и созидание Платон называет «поэзией», «поэтическим искусством», «поэтическим родом», а всех мастеров в любых областях – «поэтами», так что и боги, и сапожники, и политики, и воспитатели одинаково получают у него названия «поэтов».
Металась в крошечной прихожей,
Роняя в пустоту слова.
Во всём была права. И всё же
Ни в чём я не была права.
Ушла, того ещё не зная,
Что оставалась, всё круша.
Вернулась не подозревая,
Что окончательно ушла.
Шар Земной огромен,
Но ты первый, кто
В этом божьем доме
Снял с меня пальто.
Чай налил горячий,
Хладные согрел
Руки. О, мой Зрячий!
Мой земной удел,
От какого пыла
Мне не ведо. Ве!
Ведомо! Заныло
Сердце по траве,
пО морю, по суше,
По людской среде…
О земном, о муже,
О земной беде
Господин мой, меня послушай:
Грабь беглянку! Рискни за грань!
Даже Моцарт не стал мне мужем.
В этом доме, в глухую рань
Разница между стихом и стихотворением
Поэзия – особый мир, в котором даже тихое слово звучит с такой силой, что способно всколыхнуть глубины человеческой души, потрясти, заставить сопереживать лирическому герою. Поэт – творец в высшем смысле этого слова, и стихи, которые рождаются благодаря его таланту, – вершина мастерства, равного божественному началу. Стихотворение – это не просто рифмованные строчки, а процесс создания гармонии звука, поэтического образа и душевных вибраций.
Но в филологии отношение к поэтическому слову лишено эмоциональной окраски. Стихосложение – раздел литературоведения, изучающий теорию стиха и жанровые особенности стихотворных текстов. В этом плане стих и стихотворение – понятия разные, хотя и имеющие общую языковую природу.
Определение
Стих в терминологическом значении – ритмически упорядоченный фрагмент поэтической речи, составляющий одну строку стихотворного текста с регулярно чередующимися ударными и безударными слогами, от количества которых зависит стихотворный размер.
Стихотворение – небольшое поэтическое произведение, написанное стихами, структурно объединяющее ритмически организованные строфы с фиксированным на определенных слогах ударением.
Сравнение
В строгом научном определении этих понятий отсутствует поэтическая многомерность и неоднозначность. Стих, с точки зрения литературоведов, – строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу. Чередование ударных и безударных слогов обуславливает членение стихотворной строки на стопы. Количество слогов в стопе и фиксация ударения на одном из них определяют размер стиха. Например, к двусложным размерам относятся хорей и ямб, к трехсложным – дактиль, амфибрахий и анапест.
Стихотворение состоит их строф, каждая из которых может включать от двух до четырнадцати строк, или стихов. В некоторых случаях деления на строфы может не быть.
Стихотворением принято называть любое лирическое произведение малых поэтических жанров: элегию, сонет, канцону, хокку.
Однако в общеупотребительной речи отличия в значениях стих и стихотворение практически отсутствуют. Эти слова используются как близкие синонимы, не имеющие выраженных смысловых и стилистических ограничений в речевом использовании. Равноправными считаются формулировки: сборник стихов и сборник стихотворений; стихи Мандельштама и стихотворения Мандельштама; выучить стих и выучить стихотворение. Разумеется, что в таких вариантах словоупотребления значение слова стих как стихотворная строка вытесняется значением стихотворное произведение.
В более узком значении принято употреблять слово стих для обозначения способа стихосложения: белый стих, античный стих, пушкинский стих.
О разнице стихосложения и поэзии
Что наиболее важно в поэзии? Вопрос банальный и не имеющий четкого ответа. Рифмоплет ответит, что рифма, в лучшем случае – рифма и строфа. Дурак, – который не способен найти ответа и пытается придумать отговорку – что всё должно быть замечательно, а идеалист, что главное внутреннее содержание. Что же касается поэта, то я убежден, что для него такого вопроса не стоит в принципе. Форма, конечно, должна быть максимально хорошей, но она появляется сама, без особых усилий со стороны человека. Что бы добиться четкости рифм и везде попадать в строфу надо просто набить руку. Это не требует таланта, это вопрос больше трудолюбия, но это не поэзия. Хочу сразу отметить, что определений поэзии существует масса и они зачастую обозначают совершенно разные вещи, а потому отталкиваться от различных словарей ит.д. не целесообразно. В крайнем случае, все их знают и могут в любой момент посмотреть. Дело в другом. Сама по себе зарифмовка строчек это даже не творчество, это процесс больше «механический» и он не требует от человека от человека создания чего-то принципиально нового. Он требует только одного: установить рамки, некие правила и писать, отталкиваясь от них. Нет, я не говорю, что такого рода зарифмовки всегда плохие и эстетически или идейно убогие. Они могут быть очень удачными, но это не творчество, не искусство, а, следовательно, и не поэзия.
Момент творчества это, как известно, момент свободы. Любые рамки свободу ограничивают и, хотя какие-то границы все равно останутся, рамок этих должно быть наименьшее количество. А рифма и строфа… Они сами появляются. По крайней мере должны появляться сами. По ходу непосредственно написания стихотворения, крайне редко возникают проблемы с формой. Конечно, от природы мало кто может не испытывать никаких технических трудностей, надо, повторюсь, просто «набить руку», и тогда человек становится свободен от механической работы и может выразить в стихотворной форме любую свою мысль, любой образ.
Я согласен, что если оставлять рифму как есть, как она пришла, то она может быть не самой удачной. Но вот в чем парадокс: за века существования поэзии оригинальных рифм почти не осталось, а если они есть, то они не совсем благозвучные. Если читателю кажется, что рифма и благозвучна, и оригинальна, то, скорее всего, он просто не очень хорошо знает представителей русской поэзии и их творения. И тут уже, на мой взгляд, проблема не в том как написано, а в том как воспринято.
Моя глубокая убежденность состоит в том, что поэзию надо чувствовать. Стихотворными формами можно передать те идеи и настроения, которые невозможно передать словами или сформулировать в четкую мысль. Наиболее поэтичные произведения все (ну или почти все) понимают, а спросишь о чем оно ответ, конечно, будет, но будет он не четким и не сможет вобрать в себя всю глубину произведения.
Неудачный выбор слов в поэзии
Эта статья написана в продолжение статей сборника Ликбеза «Все о лексике» как размышление об особенностях лексики лирических произведений.
Все конкурсы Ликбеза и, в частности, последние тематические конкурсы с отбором «Про погоду», «Пейзаж» и «70 лет после Победы» предполагали рассмотрение ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, написанных в тех или иных поэтических жанрах.
Нет, не значит. Лексика стихотворения зависит от жанра, в котором написано произведение. Рассмотрим пример:
Все сомнительные с точки зрения литературного языка обороты речи: «Все оно и тож, как ни крути», «проси, что хошь», «Нужен прынц», «мне не в лом» и т.п. здесь ПРИНАДЛЕЖАТ НЕ АВТОРУ, А ЕГО ПЕРСОНАЖУ, хотя и не стоят в знаках прямой речи. Они создают образ персонажа ИРОНИЧЕСКОГО стихотворения, поэтому и уместны. Никому и в голову не придёт, что автор стихов малограмотен.
Совсем другие требования к языку стихов, написанных от авторского лица, для лексики произведений, поданных НА ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС ПОЭЗИИ.
В этой статье я хочу собрать типичные и наиболее часто встречающиеся ошибки употребления слов (или их записи), которые убивают поэзию и не дают права конкурсному произведению на номинацию. Перечислю слова, которые портят вид наших стихов чаще всего и больше всего. Список их не полон, но я надеюсь с вашей помощью дополнить его новыми примерами.
1. СТИХ (в значении «стихотворение»)
Дай мне, Боже, силу чувств святых,
чтоб маме вновь принёс я чистый СТИХ.
Всё на месте, всё, как надо:
Солнце, тень, в тени прохлада –
Неземная благодать.
Улыбнёшься тихо лету…
Жаль, меня с тобою НЕТУ,
Настоящему под стать.
……………………
3. НАВЕРНО (вместо «наверное»)
Слово «наверно», как вводное слово, абсолютно допустимо в русском языке, но если у автора есть время и желание поработать над своими стихами, поверьте: вариант «наверное» будет звучать в них гораздо лучше!
И сколько радости таит
Мешок на старческой фигурке.
Ещё не скоро предстоит
Работать грузчиком снегурке,
Когда и деда, и мешок,
Взвалив на плечи как обычно,
Чтоб не вводить детишек в шок,
Домой в АВТО доставит лично.
………………..
Так метет, – следов своих не видно.
Что поделать, зимняя погода.
Опустив окно в АВТО, я выдал:
«С новым годом, люди, с новым годом!»
…………………
Город снегом схвачен и окован.
Леденеют ставенки на окнах.
Вся Европа встала от такого,
А мы ПРЕМ НА ТАЧКАХ, как на лодках
5. ФОТО или ФОТКА (вместо «фотокарточка»)
В манто на ФОТО – датская принцесса.
Свежо сейчас в Мадриде королю.
В Париже льет. Но он не стоит мессы.
………………..
6. МЕЖДОМЕТИЯ УХ, ЭХ, АЖ, УЖ, ВОТ, АХ, НУ…
Задумчиво открыто окно на небосвод.
Сегодня что-то мне совсем не спится.
Чуток фантазии к пейзажу я добавлю. НУ И ВОТ,
Вновь купол небосвода закружится.
Хвостом качая и цепляя горизонт,
Плывёт по морю звёзд Медведица Большая.
И вспышки сполохов бегут на север. ВОТ
Такая ВОТ игра у звёзд. А я решаю…
………
Берёзы словно в забытьи – оторопели…
Так и не сброшена листва, НУ не успели!
………………
Беспечные и стойкие деревья
Пытаются подняться от земли.
И кажется: достанут УЖ до неба.
Иначе ведь зачем стремиться ввысь?
………………..
Совсем не рады здесь ему,
Ложится неуклюже.
НУ, как признаться самому,
Что он УЖЕ не нужен?
Весна УЖЕ несёт тепло,
Снег превратится в лужи
…………………..
Любовь-вновь-кровь
Розы-слезы-морозы-грозы
Печаль-вуаль
Вечность-бесконечность
Чудеса-небеса
И т.д.
Не употребляйте или употребляйте крайне редко и очень продуманно, ибо в современных лирических стихах всегда выглядят дешевой заплаткой ритма, следующие слова:
7. ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА вместо русских
Как вещают нам с экрана
умные мужи,
в ШОПАХ вся еда – отрава,
сокращает жизнь.
……
Картошку бросим очень осторожно,
Чтоб не забрызгать ФЭЙС свой кипятком,
Что булькает? Лавровый листик можно,
Штук пять горошин перца, а потом,
……
Ещё б немного хрена и томата,
Но грошей не хватило, СЕЛЯВИ!
.
Смирившись с ролью пилигрима,
Тебя ищу я наяву,
А сон неясно и незримо
Готовит к ТОЧКЕ РАНДЕВУ
………………..
Вот если б вы объединились,
И в новом качестве явились.
Ну, кто такую гадость съест?
Глядишь, и выжили б! THE BEST!
8. РАЗГОВОРНЫЙ СЛЕНГ
У вечного огня горячий спор-
До ссоры доведёт. ЭМОЦИЙ КУЧА!
Среди ребят не праздный разговор,
О том, чей прадед БЫЛ на фронте КРУЧЕ.
…………………..
И пока опять решают, чей ты,
зло с добром, МУХЛЮЯ на весах,
на деревьях новые ячейки
открывает матрица-весна.
………………
Чтоб поэзия взлетела,
До божественных высот,
И СТРАНА ВСЯ ОБАЛДЕЛА,
ШИРОКО РАЗИНУВ РОТ.
То был Божий промысел, Божьи Пути,
Чтоб Веру Великую в сердце найти
Мог каждый. И к этому нужно придти!
И будет она за собою вести.
И в схватке неистовой люди сошлись.
Не насмерть сошлись, а за Веру, за Жизнь!
В той схватке неистовой, в час роковой,
Над Волгой явился лик женский, Святой!
…………………………….
Дороже было всяческих наград,
С достоинством нести Святое Знамя,
Родной Страны, не посрамил солдат,
Почтим же память, дань мы отдавая!
Его минутою молчанья.
Если вспомню еще примеры, превращающие хорошо задуманную поэзию в недоработанные или «домашние» стихи, непременно добавлю ниже.
Надеюсь, что мои советы вам пригодятся.
С уважением, Алкора.
В брошюре излагаются основные принципы иктовой организации современного русского стиха. Большое внимание уделяется классической ритмике, поскольку именно она является организующим началом стихотворной речи. Даны рекомендации по написанию технически высококачественных стихотворений. Материал представлен читателю в форме живой лекции.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИКТОВОЙ ТЕОРИИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Отличие стихотворения от поэзии
Отличие стихотворения от прозаического произведения
В чем же заключается отличие прозы от стихов в письменном (печатном) варианте? Именно от стихов. Не от поэзии. А всё очень просто. Письменная стихотворная речь отличается от письменной прозаической речи только двумя моментами (признаками):
1. Стихотворения пишутся короткими строками, которые располагаются относительно друг друга столбиком (с равнением на левый край)
2. Внутренняя структура стихотворения ритмически упорядочена
Поговорим немного о первом качестве, то есть о графике стихотворения.
Пример хорея (4-стопного):
«…Здесь раздолье, господа,
Пиво, банька и еда. ».
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».
Пример синкопированного варианта ямба:
«Вышел я утром на прогулку,
Снега кругом, одни снега».
«Почтенные старцы, поющие песни
В глубокой печали о прошлых годах».
«…Славный король закричал о победе,
Жёны спросили: где наши мужья?».
Анакруза (начало) и клаузула (окончание) стиха
Виды клаузулы
Клаузула может быть:
— мужской;
— женской;
— дактилической;
— гипердактилической.
1. Мужская клаузула не имеет безударных слогов после последнего ударного слога (нулевое окончание):
«…Там некогда гулял и я,
Но вреден север для меня».
«В феврале закружат снеги,
Чуя зов апрельской неги».
«Утро морозное, тихое, нежное,
Спит на ветвях и полях, безмятежное».
«…Раскаты грома поражающего,
Весь мир в кромешный страх ввергающего».
Внутренние рифмы
Да, так называемые внутренние рифмы, которые возникают (случайно или намеренно) внутри строки, не редки. Ими можно пользоваться без ограничения, не боясь подмочить собственную репутацию в поэтическом мире.
Общие рекомендации
Как нужно подбирать рифмы? В строфе главное значение имеет не начало, а конец. Поэтому мы сначала пишем конец строфы, а потом уже придумываем рифму и ставим строчку в начало строфы.
Всегда нужно подбирать рифмы, соответствующие теме стиха или текста песни, и никогда нельзя вставлять рифму какую попало. Именно в конце строфы должны стоять главные тематические слова, а не в начале. Знаменитая фраза Александра Пушкина «…Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…» не должна нас смущать. Как говорится, что позволено великим мира сего, того не позволено нам.
Далее. Составлять рифму нужно из разных частей речи. Нельзя сочинять стихотворение преимущественно глагольными рифмами, в наше время это просто смешно. Глагольные рифмы допустимы, но их должно быть не более 10 процентов в стихотворении.
«…В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе».
Быть может, кто-то из нас является любителем недосказанных фраз. Ну, тогда, что ж, женские, дактилические и гипердактилические рифмы придут нам на помощь. Варианты таких сочетаний: аБаБ, ааББ, АббА и т.д. и т.п., что называется. Можно еще в конце поставить многоточие для пущей важности…
Моноримы
Кто-то когда-то энное количество лет назад придумал писать стихотворения на одну рифму. Подобные вещи называются, как мы сказали выше, моноримами: аааа аааа аааа… При таком подходе можно, в принципе, и не разделять произведение на четверостишия. Если мы юмористы или, что еще хуже, комики, то можно попробовать и такое. Эффект комичности происходящего только усилится.
Квадратная рифмовка
Существует способ рифмовки соседних четверостиший, который схематически выглядит абвг абвг. Используя при таком подходе еще и разное чередование рифм, можно получить различные и порой неожиданные стихотворные оттенки. Этот вариант называется квадратной рифмовкой.
О нестрофичных стихотворениях
Имеют право на существование стихотворения и нестрофичные, то есть не разделенные на строфы. Для коротких произведений это простительно. Но страшно себе представить нестрофичное стихотворение длиной хотя бы в сто строчек.
Изучая разные произведения, можно заметить, что многие поэты очень часто обращаются к нестрофичным стихам, тем самым в значительной степени «уродуя» поэзию.
Сегодня мы говорим о том, что любое произведение в стихотворной форме должно быть поделено на строфы. Отныне не будем больше искажать поэзию, а то может случиться «страшное».
Классификация строфических стихотворений
Мы можем различать:
— одинаковострофические (тождественно-строфические) стихотворения;
— разнострофические (нетождественно-строфические) стихотворения.
Но строфы отличаются между собой двумя главными признаками:
— величиной (которая зависит от количества строк в строфе);
— способом рифмовки.
Поэтому мы выделяем:
— стихотворения, состоящие из строф с одинаковым количеством строф;
— стихотворения, состоящие из строф с одинаковым способом рифмовки.
— стихотворения, состоящие из строф с разным количеством строк;
— стихотворения, состоящие из строф с разным способом рифмовки.
Разнострофические стихотворения делятся, естественно, на:
— урегулированные стихотворения с разным количеством строк в строфах;
— урегулированные стихотворения с разным способом рифмовки.
— неурегулированные стихотворения с разным количеством строк в строфах;
— неурегулированные стихотворения с разным способом рифмовки.
О признаке урегулированности или неурегулированности мы уже сказали предостаточно, и на этом можно закончить нашу классификацию.
Итоговые рекомендации. Правила высококачественного стихосложения
1. Стихотворение должно быть поделено на строфы. Это первый закон качественной техники. Если мы не смогли или не захотели осуществить строфную дифференциацию нашего произведения, то мы рискуем проиграть в плане механической читабельности. Другими словами, сплошной текст читать достаточно трудно, глаза могут неоднократно пропускать строки или возвращаться назад, что создает ощущение общей хаотичности повествования.
2. Все строфы должны содержать одинаковое количество строчек. Очень важно следовать этому правилу неотступно. Разнострофные произведения существенно проигрывают на фоне одинаковострофных. И в этом случае большую роль играет опять-таки визуальный фактор. Отсутствие симметрии в искусственных конструкциях, коими являются и стихи (хотим мы этого или нет), вносит в наше сознание некую дисгармонию, путаницу и в целом производит отталкивающее впечатление. Необходимо обладать умением однообразно дифференцировать свои произведения.
9. Необходимо избегать слов-паразитов (ненужных слов). Каждое слово в произведении должно играть определенную смысловую (семантическую), выразительную роль. Нельзя затыкать ритмические дыры «вредными» словами. Очень часто незрелые поэты пользуются, например, междометиями (и не только), чтобы избавить себя от «мук» творчества. Нам необходимо честно избегать таких хитрых маневров и не лгать самим себе, создавая самоощущение, что всё в порядке.
10. Стихотворение должно быть семантически насыщено. Что это значит. То, что словарный запас произведения должен быть по смыслу (и даже по звучанию) максимально приближен к теме. Например, мы выбрали тему Африки для своего стиха. Естественно, что в таком произведении нужно использовать как можно больше слов, которые бы рисовали в сознании читателя или слушателя яркую картину этого замечательного континента. В таком случае мы используем слова или словосочетания, например, «жираф», «саванна», «носорог», «копьё», «вождь», «тропики», «зонтиковидные акации», «Зимбабве» и другие ассоциативные элементы.