Поезда в россии на чем ездят
Как работает поезд
Поезда стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже не задумываемся о том, как они работают. Ушли в прошлое паровозы. Сейчас увидеть, как кочегар кидает в паровозную топку уголь, можно только в старых фильмах. На смену энергии парового котла пришла энергия дизельных и электродвигателей. Количество вагонов в составе стало намного больше. Длина грузовых поездов достигает полутора километров. Поезда могут перевозить грузы на огромные расстояния. почему поезд не сходит с рельсов, читайте здесь https://rasp.msk.ru/sovety/poezd/pochemu-poezd-ne-skhodit-s-relsov.
Как устроены современные локомотивы
Чтобы привести вагоны в движение нужен локомотив. Локомотив работает, используя электроэнергию, которую получает через токоприёмники от протянутых сверху проводов, или от мотора на дизельном топливе. Эта энергия вращает колёса локомотива, приводя его в движение. Он едет сам и тянет за собой десятки вагонов.
Дизельное топливо используется для вырабатывания электроэнергии генератором. Эта электроэнергия приводит в движение мотор, вращающий колёса. По способу получения энергии они называются:
Электровоз отличается большой мощностью. Может работать в любых климатических зонах, особенно это важно для регионов с холодным климатом.
Тепловоз полностью автономный. Даже в случае поломки, он может переключиться на запасную секцию и доехать до станции. В подобной ситуации на помощь электровозу вызывают тепловоз.
На чем ездят поезда дальнего следования?
Ответы
Ну вопрос не очень корректный. Как я понял автор хотел узнать какой тип топлива используется в поездах дальнего следования. Ну в России поезда дальнего следования ездят на электричестве, по крайней мере по моему опыту. Поездоав на угля я лично не видел.
По этому вопросу очень сатирично выступал Анатолий Гришковец. У него, как и у меня когда-то рухнула мечта о работе машинистом поезда дальнего следования. Потому что состав передается по участкам на которых есть свои электровозы и тепловозы.
У нас в пермском крае поезда дальнего следования ездят на угле. Может где то есть и современные поезда которые ездят на электричестве, у нас пока так)))
Поезда водят машинисты, обслуживающие строго определенные участки дороги. Они не могут водить на незнакомых участках — нет права управления. Участки бывают электрифицированные и не электрифицированные. На первых поезда водят электровозы на электричестве, на вторых — тепловозы на дизельном топливе. Электрифицированные участки еще бывают постоянного тока и переменного тока — каждому свои электровозы, универсальных очень мало.
Для дальнего следования используются так называемые электропоезда, которые ездят на электроэнергии.
«Электропоезда» — это то, что в обиходе называют «электричка». Они не бывают дальнего следования, максимум, что я видел — состав утром уходит, вечером возвращается (Львов-Ужгород через Мукачево, и то там было два состава, ходили через день, для обслуживания).
Вообще видов поездов наберётся, наверно, более десятка. Только по назначению, как пассажирские, грузовые, восстановительные, пожарные, воинские, агитационные и пр… Большая часть из них дальнего следования. И все ездят на рельсах!
На каком топливе ездят поезда?
Поскольку речь в заголовке идёт о топливе для поездов, а под этот термин, согласно толкового словаря Владимира Даля изначально попали и повозки, запряжённые лошадьми, и следовавшие друг за другом, в частности при свадебной церемонии, представляя собой единый «свадебный поезд». Значение последнего слова происходит от русского слова поездка. В этом случае, топливом для лошадей служил овёс.
Когда гужевой транспорт утратил своё значение, как транспорта междугороднего сообщения и остался только в качестве транспортной единицы в городской черте, то значение слова «поездной состав» люди стали применять уже только к железной дороге.
В дальнейшем значение слова многократно изменялось и дополнялось новыми техническими терминами, включая в определение наличие опознавательных и световых сигналов, перечисляя технические средства, оговаривая условия, которые могли попадать под данное значение.
В последующем времени появились исключения, которые не могли считаться и называться «поездом», начиная с автомобильного транспорта.
Наступление паровозной эры к нам пришло в девятнадцатом столетии и безраздельно «царствовали» на железных дорогах мира до середины двадцатого века, пока не появились в массовом масштабе первые тепловозные локомотивы, а затем и электровозы.
Исходя из названия первых машин паровозов на железной дороге, то работу их двигателя обеспечивал пар, а для его производства было необходимо топливо, и это был знаменитый уголь. Несколько позже, в районах, где шла добыча нефти, использовали для паровозных локомотивов тяжёлое мазутное топливо. Но всё же в масштабе нашей России, на территории Европейских стран и на Американском континенте изначально топливом для паровоза служил только уголь. В лихую годину р6еволюционных дней, а также в период Гражданской войны, в паровозных топках сжигали древесину или торф, иногда в качестве уже совсем экзотического топлива использовалась сушёная рыба. На паровозном локомотиве в качестве хранения угольного топлива служил тендер. В таком вагоне хранились и запасы воды. На локомотивах, у которых отсутствовал подобный тендер, всё своё угольное топливо и воду хранилось на самом паровозе. По этой причине, такая модификация локомотива получила название «паровозного танка».
Твёрдое топливо сгорало в котловой топке. Для обеспечения его сгорания использовалась колосниковая решётка. Отходы в качестве шлака и золы собирались, в так называемом, зольнике, предварительно проходя через сито специальной решётки.
С помощью большого количества жаровых и дымогарных труб происходил теплообмен и осуществлялся нагрев воды в котле, образуя тот самым пар, который направлялся непосредственно в паровую машину, что обеспечить движение локомотива, активизируя кривошипно-шатунный механизм, что в итоге трансформировалось во вращательное движение паровозных колёс.
Следует отметить что инженеры-создатели паровозного чуда шли весьма сложным путём, изобретая свою машину. Изначально, они больше полагались на свою интуицию, чем на конкретные расчёты.
Техника, которая совершенствовалась, могла долго служить людям. В этом случае, инженеры находились на правильном пути, будучи в постоянном творческом и техническом поиске, в том числе и новых видов топлива. Для этих целей, энтузиасты предлагали научится правильно сжигать угольную пыль, что в значительной степени могло увеличить коэффициент полезного топлива используемого древесного угля. При этом топочные объёмы могли не увеличиваться. Но все эти предложения, были лишь теоретическими выкладками, не имея под собой твёрдой практической почвы. В итоге, угольная пыль не стала служить в качестве топлива, поскольку изобретатели так и не добились эксплуатационной надёжности пылеугольных единиц паровозных локомотивов. Обуздать процесс сгорания угольной массы, в том числе и угольной пыли, именно, при высоких температурах в полной мере не удалось. Поэтому от этой разновидности топлива отказались.
После этого началась эра поиска и создания дополнительного оборудования для повышения эффективности используемого угольного топлива. Так появились первые стокеры «Дуплексы», которые обеспечили двухстороннюю подачу твёрдого топлива в топочное жерло. В ССР аналогичное было установлено на паровозных модификациях «ИС» и «ФД».
Американские изобретатели предложили паровозникам, так называемые, механические устройства: «пушеры», которые успешно производили разрыхление смёрзшегося угля непосредственно в тендере. В итоге, уже разрыхлённое топливо посредством транспортёра, подавалось непосредственно на стокер.
В двадцатом веке появились транспортные единицы в виде тепловозов, на которых применялось уже дизельное топливо для силовых установок. Это мог быть непосредственно дизельный двигатель или устанавливалась газовая турбина. Правда, поездной состав вагонов продолжал ещё долгое время отапливаться угольком.
Затем появились первые электровозы, который изначально потребляли в качестве топлива
Электрическую энергию постоянного тока. В последующем, постепенно стали переходить на использование уже переменного тока. Данная разновидность транспортных единиц зарекомендовала себя, как экологически чистый транспорт. Выброс вредных веществ значительно сократился.
Электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы — трудяги пригородного сообщения
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 03.11.2021
Все, когда-нибудь, особенно в больших городах, ездили и поныне ежедневно ездят на электропоездах, по народному названию – электричках. Эти электрички, вывозят огромные массы людей на работу и с работы, на дачи и по многим другим делам, всего и не перечислишь! Просто гигантская работа! На не электрифицированных дорогах эту очень нужную работу выполняют дизельные поезда, попроще – дизель-поезда.
Дизель-поезд
Немного истории
С ранних времен существования железных дорог пассажирские перевозки разделялись на два вида – это перевозки дальнего следования и пригородные перевозки. Перевозки на дальнее расстояние, понятно, осуществляются поездами с локомотивной тягой, в состав поездов входят комфортабельные вагоны – СВ, купейные, плацкартные и межобластные, так называемые – общие, на небольшое расстояние. В вагонах разных категорий созданы хорошие условия для длительного путешествия, в одних получше, в других похуже, все зависит от кошелька. А вот пригородные поезда курсируют на небольшие расстояния, порядка 150 – 200 км, поэтому и называются – пригородные.
Вагон электропоезда
Вагоны в пригородных поездах не требуют условий для длительного путешествия, поэтому, как, правило, сидячие места и все, ехать – то недалеко. Раньше, да и сейчас на многих дорогах, пригородные перевозки выполнялись и выполняются локомотивной тягой. Это локомотив, электровоз или тепловоз и немного, как правило, межобластных вагонов с проводниками.
И если коснуться вопросов эффективности тяги, экономики и рентабельности, то картина с пригородными поездами на локомотивной тяге весьма удручающая. Ну не выгодно, по всем параметрам! Хотя очень и очень нужно, для всех людей, проживающих в отдаленных уголках нашей России! Режим ведения пригородного поезда тяжел, это бесконечные разгоны и торможения на площадках, для посадки – высадки пассажиров, для локомотива, скажу прямо, этот режим очень нелегкий, ну а об экономии дизельного топлива или электроэнергии можно слегка позабыть. Знаю об этом не понаслышке, сам водил пригородные поезда на электровозах и тепловозах. И в вагонах приходится держать штат проводников, а все это, большие расходы и конечно огромные убытки, поэтому пригородные перевозки всегда субсидировались областными и федеральным бюджетами, но это необходимо.
Вот в послевоенные годы, умные экономические и инженерные головы, предвидев быстрое развитие инфраструктуры городов и регионов, большой приток населения в города, призадумались, нет пора-ли, сменить наши трудяги локомотивы на пригородной поездной работе и вместо них выполнять эти перевозки на быстрых на разгон и торможение, экономных и с большой пассажировместимостью, электропоездах и дизель-поездах?
Электропоезд СРЗ
А идея и впрямь, блестящая! Сказано – сделано! В 1953 году из ворот Рижского вагоностроительного завода (РВР) вышел первый трехвагонный, именуемый, секциями, электропоезд СР3. И началась эра электропоездов! Электропоезда совершенствовались, шли в ногу с научно-техническим прогрессом. Увеличивалась скорость движения, пассажировместимость, комфортабельность, вот результаты всех этих эволюций мы и видим сейчас на всех вокзалах страны.
Электропоезд РВР
Тоже происходило и с дизель-поездами. Практически, выпуск всех электропоездов и дизель поездов в СССР лег на плечи вышеуказанного Рижского вагоностроительного завода.
С локомотивами понятно, ну а электричка — это практически тоже самое, только едет посредством моторных вагонов, под полами и на крышах которых и расположено все необходимое тяговое оборудование: тележки с колесно-моторными блоками (КМБ-тяговые электродвигатели, соединенные редукторами с ведущими колесными парами), мотор-компрессоры, аппараты управления, аппараты регулирования напряжения (скорость, сила тяги) а на электропоездах, работающих на переменном токе, вдобавок, тяговые трансформаторы, выпрямительные установки, сглаживающие реакторы, фазорасщепители, некоторые помещены на крышу. На крыше установлены токоприемники и часть аппаратов, необходимых для работы электропоезда. Все как на электровозе, только разбросано по составу.
Тоже самое и на дизель-поезде, под полами моторвагонного установлены дизели с механической или гидравлической передачей на тяговые редукторы ведущих колесных пар, как тепловоз, только не пробовали, да и не нужно, устанавливать на них электрическую передачу.
Моторные вагоны располагаются, как правило, через один по схеме: прицепной – моторный – прицепной – моторный и так далее, в зависимости от длинны поезда, а длинна может быть разной, от двух, четырех, восьми, десяти и даже большее число вагонов. Все зависит от величины пассажиропотока на данном направлении.
Управляются электропоезда и дизель-поезда практически также, как электровозы и тепловозы, тормозная система такая же, с некоторыми конструктивными изменениями, необходимыми для пригородной работы, вот и все. Управляет этими поездами, также, локомотивная бригада, машинист и помощник машиниста. Управление осуществляется из одной из кабин, расположенных в концевых вагонах поезда. Никаких проводников не требуется. Двери всех вагонов автоматические, работают от пневмоприводов, широкие в обоих тамбурах, управляются и контролируются с пульта машиниста. Вагоны практически не отличаются от обычных, только пассажировместимость у них огромная, что говорить, все знают… можно влезть и в тамбур, там и ехать на одной ноге до дома, но все-таки ехать, да еще и с приличной скоростью!
Вагоны электро-и-дизель-поездов оборудованы отоплением и системами кондиционирования воздуха. Сделано все, чтобы пассажиры чувствовали себя более-менее комфортно, установлен там и знаменитый наш стоп-кран, для сознательных граждан, мало-ли что. Вагоны оборудованы прямой связью с машинистом поезда, тоже, мало-ли что, например, для вызова наряда полиции, уже для несознательных граждан.
Скоростной электропоезд ЭР200
Ну и существует у нас особый класс электропоездов – скоростные экспрессы! Это наша гордость! Эксплуатируются они в основном на направлении Москва – Санкт-Петербург, но также задействованы и на других направлениях, Москва – Нижний Новгород, например. К слову сказать, еще во времена Советского Союза на Рижском вагоностроительном заводе был спроектирован и впоследствии выпущенный там-же, небольшой партией знаменитый скоростной ЭР-200. Он достигал скорости 200 км/час, с которой и вез счастливых пассажиров из Москвы в Ленинград и обратно.
Скоростной электропоезд Сапсан
Сейчас это почетное место занял электропоезд «Сапсан», он на отдельных участках этого знаменитого направления развивает скорость 250 км/час! Данный электропоезд – совместная разработка отечественных конструкторов и конструкторов немецкой формы «Сименс». Выпускается он на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ).
Электропоезд Ласточка
Есть еще один представитель этой славной команды, всем известный комфортабельный электропоезд, отечественной разработки и постройки – конечно, «Ласточка»! Он курсирует между большими городами, ну а в нашей столице «Ласточка» работает на Московском центральном кольце.
Если все электропоезда строились практически на одном заводе – Рижском вагоностроительном, то с дизель-поездами, был у нас еще один, очень серьезный помощник – завод «Ганц-Моваг» в Венгерской народной республике.
Также часть дизель-поездов выпускал и Калининский ( ныне Тверской) вагоностроительный завод. Существовали и до сих пор эксплуатируются, так называемые, контактно-аккумуляторные электропоезда. Пока следуем по электрифицируемому участку на токоприемниках в обычном режиме, аккумуляторы заряжаются в полной мере. Ну а дальше нужно продолжить движение на небольшом участке без электрификации. Чтобы не держать там дизель-поезда, вот мы опускаем токоприемники и следуем дальше на аккумуляторах, только, недалеко и сразу назад, аккумуляторы есть аккумуляторы.
В последние годы на всей сети железных дорог работают электропоезда и дизель-поезда такой конструкции — расцепляется двухсекционный электровоз или тепловоз и обе секции ставятся с концов обычных прицепных вагонов электро-или-дизель-поезда. Все, тяга есть – секции обычного локомотива, моторных вагонов не требуется, управление дверями точно такое-же, с пульта управления, все системы микроклимата и отопления вагонов штатные. Едем вперед, секция электровоза или тепловоза в голове поезда тянет вперед, задняя, естественно отреверсирована назад, вот и тяга приличная. Эти поезда создавались еще и с целью экономии, времена были нелегкие, они эксплуатируются и сейчас, но таких блестящих тягово-экономических показателей, увы, не развивают.
Дизель-поезд РВР
Как я уже писал, во времена СССР основным разработчиком и производителем электропоездов и дизель-поездов являлся Рижский вагоностроительный завод, все электропоезда имели обозначение – ЭР – электропоезд, Рига, дизель-поезда имели обозначение – Д, то в нынешнее время, все понятно, мы этот завод по известным причинам потеряли. Сейчас разработка и производство электропоездов организовано на Демиховском машиностроительном заводе, с дизель-поездами посложнее. На метрополитене устройство и управление электропоездов практически такое-же, немного со своими премудростями, необходимыми для подземных магистралей. Выпускал, выпускает и конструирует электропоезда для метрополитенов Мытищинский машиностроительный завод «Метровагонмаш».
Дизель-поезда, марки D, для железной дороги Сахалина с шириной колеи 1067 мм, выпускает Япония. Ну и еще немного, это автомотрисы.
Дизельная автомотриса
Автомотриса – это также небольшой пригородный поезд, состоящий из одного или двух вагонов.
Рельсовый автобус РА-1
Еще на отдельных участках работают, так называемые, рельсовые автобусы РА-1 и РА-2. Эта разработка и производство Мытищинского завода «Метровагонмаш». Что сказать о его конструкции и применении, та-же автомотриса и не больше и не меньше. Утомил?
На что вы имеете право в поезде: 18 рекомендаций путешественницы
Подробная инструкция с ценами и ссылками на правила РЖД
Я люблю путешествовать и часто езжу на поездах.
За несколько лет я успела побывать в Финляндии, Латвии и во многих российских городах. Несмотря на мою любовь к путешествиям, поезда меня часто расстраивали: в них вечно не хватало розеток, шумели пьяные соседи, а в туалет была очередь с километр.
Вот на что вы имеете право в поездке.
Как путешествовать во время пандемии
Выбрать комфортабельный поезд
Поезда и вагоны не одинаковы по уровню обслуживания: одни могут быть с кондиционерами и биотуалетами, другие — с деревянными окнами и единственной на весь вагон розеткой. Чтобы не оказаться в таком, правильно выбирайте поезд: у каждого маршрута есть номер, который можно увидеть во время покупки билета.
Номера 151—298 и 451—598 — это сезонные или дополнительные поезда, которые пускают в праздники и летом — на маршруты южного направления. Их комплектуют по остаточному принципу — из тех вагонов, что есть. В них нет кондиционеров, биотуалетов и розеток.
Не прогадать с вагоном и местом
В одном поезде могут быть как старые вагоны, так и новые — с кондиционером и биотуалетом. Можно попросить проводника пересадить вас в новый, если там будут свободные места. Правда, за это придется доплатить.
Попросить проводника помочь с вещами и бельем
Проводник обязан застилать полки: верхние места в СВ, купе и мягких вагонах. Он помогает приготовить постель инвалидам, пожилым людям и беременным в вагонах всех категорий: это входит в его должностные инструкции.
Убирать постельное белье за всеми пассажирами — обязанность проводника. По рабочей инструкции, он должен делать это после высадки людей. По просьбе пассажира и при наличии возможности проводник может помочь загрузить вещи в тамбур вагона. Я всегда беру с собой в поездки большой чемодан на колесиках, и мне ни разу не отказали в помощи при погрузке.
Ж/д компании часто предлагают включить белье в цену билета, но от него можно отказаться и спать хоть в спальном мешке. Правда, в этом случае проводник не даст матрас, одеяло и подушку, чтобы не нарушать санитарные нормы. Если же вы решили не брать белье, но потом передумали, то сможете купить его у проводника.
Я иногда не брала белье, например когда понимала, что хорошо отдохнула перед поездкой и точно не буду спать в поезде. Я читала или слушала музыку, завернувшись в собственный плед, — проводники были не против.
Поесть за адекватные деньги
Не обязательно готовить и брать с собой кучу еды: поесть по приемлемым ценам можно и в поезде. Вот какие варианты есть у пассажира.
Еще микроволновки часто есть в купе проводника — можно попросить его разогреть вашу еду. Об этом сказано в пункте 8.1. стандарта ОАО «РЖД» о нестандартных просьбах пассажира. Проводник может попросить за это доплатить, но цены неизвестны.
Стоимость дополнительного питания в вагонах разного класса
Люкс | СВ | Купейный | Плацкартный | Сидячий | |
---|---|---|---|---|---|
Завтрак | 438 Р | 402 Р | 272 Р | 217 Р | 205 Р |
Обед | 621 Р | 534 Р | 394 Р | 306 Р | 294 Р |
Ужин | 509 Р | 463 Р | 333 Р | 270 Р | 264 Р |
Заказать еду в вагоне-ресторане. Если вы едете в купе, можно попросить проводника вызвать из вагона-ресторана официанта, чтобы тот принял ваш заказ. Но можно сходить и самому: там бывают удобные кресла, свободные розетки и вайфай.
Хотя в скоростных поездах, например в «Ласточке» и «Сапсане», проводники продают чай за 100 Р и больше, по стандартам ОАО «РЖД» пассажирам должны бесплатно предлагать воду. Она есть во всех поездах: в старых вагонах — в титане, в новых — в кулере. За температурой в титане должен следить проводник.
Я часто слышала, что пассажирам бесплатно полагаются стакан и ложка. Но во внутренних правилах РЖД об этом ничего не написано, поэтому решение принимает проводник. Если вам удастся взять стакан, можно сэкономить, самостоятельно заварив чай из пакетика. Проводники не раз бесплатно давали мне и чашку, и ложку.
Выпить что-то алкогольное в поезде тоже можно, но только в вагоне-ресторане: там продают напитки крепостью до 16,5%. То есть пиво, вино или вермут заказать получится, а вот коньяк или виски — нет.
штраф за распитие алкоголя в поезде
Не терпеть противных соседей
Если ваши соседи по вагону пьяны, находятся под воздействием запрещенных веществ или нарушают ваш покой, можно попросить проводника вмешаться. Если он не сможет их успокоить, то вызовет транспортную полицию, которая снимет нетрезвых пассажиров с поезда. Это закреплено в правилах перевозок Минтранса России. Начальник поезда делает на билете такого гражданина отметку «Поездка прекращена на основании подпункта „а“ пункта 27 правил оказания услуг».
При этом наказание вполне реальное: моего знакомого однажды сняли с поезда. Он был пьян, шумел и мешал другим пассажирам. В какой-то момент проводник устал терпеть его выходки и вызвал дежурный наряд полиции на одной из станций. Те забрали провинившегося в отделение и продержали там 15 суток.
Зарядить гаджеты
В поезде есть розетки, которыми можно заряжать гаджеты, их количество зависит от его новизны:
Вот где еще могут быть розетки в вагоне:
Если розетки есть, но они не работают, иногда их можно включить по просьбе проводника.
Попросить проводника дать аптечку или оказать первую помощь
В купе у проводника всегда есть аптечка первой помощи. В ней есть бинты, марля, пластырь, перчатки, йод и стерильные салфетки. Их должны выдавать бесплатно. Но лекарств там нет, поэтому лучше захватить их с собой.
Если в дороге пассажиру стало плохо, проводник обязан сообщить об этом начальнику состава и оказать доврачебную помощь. Также он привлечет пассажиров-медиков, если они есть в поезде, обратившись к ним через поездное радио. Параллельно с этим начальник поезда через машиниста вызовет к составу скорую или медработников вокзала на ближайшей станции.
Бесплатно сыграть в шахматы
У проводника можно попросить бесплатные настольные игры — шашки, шахматы или домино. Бывает, что шахматная доска нарисована прямо на общих столиках. Еще можно бесплатно попросить иголки с нитками, ножницы, щетку для одежды и обуви.
Принять душ
примерно за столько можно принять душ в поезде
Сходить в туалет в соседнем вагоне или бесплатно на вокзале
В туалете поезда должны быть бумажные полотенца, мыло и бумага. Если их нет, скажите об этом проводнику: он обязан их принести.
Если в туалет в вашем вагоне огромная очередь, можно сходить в соседний — даже если это купе, вам никто ничего не скажет. Кроме того, из абзаца 4 ст. 80 устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что вы можете за час до поездки и через час после прибытия бесплатно сходить в туалет на вокзале — достаточно показать билет кассиру уборной. Я не раз так делала — обычно пропускают без лишних вопросов.
Попросить разбудить себя
Проводник должен сообщать всем пассажирам, что поезд прибывает на очередную станцию. Обычно он делает это за 5—10 минут до остановки. Но можно и просто попросить проводника разбудить вас в нужное время — не только перед выходом.
Но я бы не рекомендовала надеяться на проводника: он может забыть о вашей просьбе. Обычно я ставлю несколько будильников на телефоне, если знаю, что приезжаю ночью и могу проспать свою остановку.
Сделать паузу в поездке, а потом продолжить путешествие
Путешественник имеет право сойти с поезда на любой станции на срок до 10 дней, например чтобы изучить один из городов по ходу следования. Допустим, по дороге из Москвы в Пермь можно выйти на пару дней в Нижнем Новгороде, а потом продолжить путь.
Перевезти животное
В поездах разрешено провозить животных, причем без справки от ветеринара. Правила перевозки отличаются в зависимости от типа вагона:
Мелких зверей и птиц, например кошку, хомячка или чихуахуа, позволяют перевозить в клетке или контейнере на месте для ручной клади. Сумма длины, ширины и высоты контейнера не должна превышать 180 см. Обычно каждому пассажиру разрешено взять с собой только один такой контейнер. Например, мои друзья регулярно ездят из Санкт-Петербурга в Москву и обратно с йоркширским терьером. Сначала собака нервничала, но потом привыкла к переноске и теперь спокойно относится к поездкам.
Если животное не помещается в переноску размером 180 см, то относится к крупному. Тогда для него надо выкупать все места в отдельном купе и перевозить его там — с поводком и в наморднике, под наблюдением хозяина. Оформить билет на поездку с животным можно на сайте РЖД или в кассе.
Условия перевозки животных в скоростных поездах отличаются:
примерная стоимость перевозки животного на расстояние 600—1500 км
Животное должно быть в клетке или контейнере размером до 180 см по сумме трех измерений. Туда надо положить кормушку и корм, поилку, опционально — игрушку. Вес контейнера вместе с животным — до 75 кг. Обязательно нужно указать данные о человеке, который будет встречать питомца.
Нельзя перевозить животных и птиц, чье поведение может угрожать жизни и здоровью пассажиров или работников: больных, неприрученных или неадекватно себя ведущих питомцев. Чтобы перевезти животное, изучите правила перевозки.
Перевезти велосипед и другую ручную кладь
В поездах дальнего следования можно провозить велосипед как багаж — в разобранном и упакованном виде. Велосипед примут в поезд со снятыми колесами, педалями, багажником, крыльями и рулем, в чехле или пленке. На сайте РЖД есть инструкция по его транспортировке.
Удобнее всего путешествовать с велосипедом в плацкарте: там он легко помещается на третьей полке и не мешает пассажирам. Бесплатно можно перевезти байк весом до 36 кг, для вагонов СВ — до 50 кг. Размер велосипеда в сумме трех измерений не должен превышать 180 см.
Если велосипед более габаритный, его можно перевезти в багажном купе. Для этого надо приехать на вокзал заранее и оформить перевозку в кассе.
Кроме велосипеда, в поезде можно провезти любую ручную кладь весом до 36 кг и размером до 180 см по сумме трех измерений, например лыжи, удочки и другие вещи. Еще в ручной клади можно перевозить байдарки и детские коляски — в разобранном и упакованном виде.
Я ни разу не перевозила в поезде велосипед. Зато как-то мы с друзьями ездили в Карелию, где планировали сплав на байдарках. Для этого нам нужно было сначала добраться из Москвы в Петрозаводск и провезти с собой 4 байдарки. Мы спокойно сдали их в багаж, доплатив за перевозку.
Перевезти авто или мотоцикл
В некоторых составах есть места для перевозки авто. Их бронируют за 3—90 дней до поездки. Оплатить билет нужно не позже суток до отправления. Перевозить автомобиль сложно, но, если вы готовы на это, вот что нужно сделать.
Уточните, есть ли в поезде вагон для перевозки транспорта. В Москве и Санкт-Петербурге позвоните в центр организации перевозок транспортных средств, в других городах обратитесь в единый информационный центр РЖД.
Оформите документы и оплатите перевозку. После подтверждения заявки нужно оформить документы с помощью бесплатной курьерской службы или в спецкассах.
Для оформления перевозки предоставьте в кассе или курьеру:
После проверки документов распишитесь и оплатите перевозку. После этого вам выдадут:
Сдайте авто на погрузку, предоставив в терминале распечатанный купон электронной багажной квитанции с реквизитами перевозки.
Авто должно быть исправным, на время поездки нужно отключить сигнализацию и оставить в баке не больше 10 литров бензина — он понадобится при загрузке и выгрузке машины.
В салон авто можно сложить багаж весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг. Его оформляют как грузоперевозку и оплачивают по отдельной багажной квитанции.
Один вагон для авто вмещает 4 машины. Их закрепляют специальными упорами. Проводник контролирует перевозку: он загружает и выгружает машину, оформляет опись. Если поезд идет за рубеж, он вместе с владельцем авто присутствует при прохождении таможни.
Если вывозите авто за границу, убедитесь, что у вас нет налоговой, банковской или еще какой-либо задолженности или ограничения на выезд. В ином случае вас могут снять с поезда вместе с авто, что означает задержку состава и крупный штраф.
Вернуть забытые вещи
Оставить заявку на розыск вещи, которую вы забыли на вокзале или в пригородном комплексе, можно по телефону 8 800 775-00-00 или по адресу info@rzd.ru. Еще можно обратиться к начальнику вокзала — для этого нужно уточнить в справочной, где находится его кабинет. Сообщите ему номер поезда, вагона и места, на котором вы ехали, а также приметы потерянных вещей. После этого начальник вокзала свяжется с поездом и уточнит, есть ли там ваши вещи. Если их сняли с поезда, скорее всего, они будут храниться в бюро находок 30 дней — после этого срока никто за них не отвечает. За хранение вещей придется заплатить — эта услуга стоит 150 Р в день.
Еще один вариант вернуть вещи — заполнить электронную заявку на сайте РЖД, но эта услуга доступна только для поездов дальнего следования.
Занять детей игрой или чтением
В некоторых поездах есть бесплатная детская комната, например в составах «Аллегро» по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки. Там дети играют и читают книги. В самом поезде оборудовано место для провоза детских колясок, а для ухода за грудными детьми в туалетной комнате предусмотрен столик для пеленания.
В некоторых поездах для детей 5—14 лет есть бесплатная услуга «Библиотека юного путешественника». Там выставлены книги на русском и иностранном языках. Например, есть произведения Барто, Бианки, Маршака, Толстого, Заходера, Волкова, Булычева, Успенского, братьев Гримм, О. Генри, Роулинг, Нурдквиста и других авторов.
Библиотеки есть в 20 поездах, например в двухэтажном составе № 104 Москва — Адлер, № 31/32 «Лев Толстой» Москва — Хельсинки, № 133/134 Томск — Анапа, Санкт-Петербург — Адлер, Москва — Казань.
Пожаловаться
Если вы хотите пожаловаться на обслуживание в поезде, можно сделать это в книге жалоб и предложений — она находится у начальника пассажирского состава.