Поэтика что это такое
Значение слова «поэтика»
1. Раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему их эстетических средств. В новейших работах А. Н. Веселовского предпринято построение исторической поэтики. Пыпин, История русской литературы. Писатель должен быть осведомлен о том, что не в поэтиках и учебниках нужно искать средства выражения своих чувств и мыслей, а в примерах народного языкового творчества. Асеев, Жизнь слова.
2. Система художественных принципов и особенностей какого-л. поэта, писателя или литературной школы. Поэтика Пушкина. Поэтика Байрона. Поэтика романтизма.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОЭ’ТИКА, и, ж. [греч. poiētikē — искусство поэзии] (лит.). 1. Наука о формах и принципах словесного художественного творчества. Историческая п. Теоретическая п. 2. Система поэтических форм и принципов какого-н. поэта или литературной школы. П. романтизма. П. Пушкина. П. Блока.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поэ́тика
1. теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение, — и шире, законы литературы вообще
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гедонистический (прилагательное):
Поэтика
Полезное
Смотреть что такое «Поэтика» в других словарях:
Поэтика — раздел теории литературы (см.), трактующий на основе определенных научно методологических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства. Термин «П.»… … Литературная энциклопедия
ПОЭТИКА — (от греч. poietike поэтическое искусство) раздел теории литературы (см. Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств звуковых (см. Стиховедение),… … Большой Энциклопедический словарь
ПОЭТИКА — (греч., этим. см. поэзия). Наука о поэтическом творчестве, теория поэзии как часть эстетики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЭТИКА [гр. poietike] филол. раздел теории литературы, в котором… … Словарь иностранных слов русского языка
Поэтика — ПОЭТИКА теория поэзии, наука о поэтическом творчестве, ставящая себе целью выяснить его происхождение, законы, формы и значение. Отсюда следует, что она описательна, а вовсе не нормативна, т. е. не собирается ничего ему предписывать и… … Словарь литературных терминов
ПОЭТИКА — ПОЭТИКА, поэтики, жен. (греч. poietike искусство поэзии) (лит.). 1. Гаука о формах и принципах словесного художественного творчества. Историческая поэтика. Теоретическая поэтика. 2. Система поэтических форм и принципов какого нибудь поэта или… … Толковый словарь Ушакова
ПОЭТИКА — (от греческого poietike поэтическое искусство), раздел теории литературы (смотри Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературном произведении. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств звуковых (смотри… … Современная энциклопедия
Поэтика — (от греческого poietike поэтическое искусство), раздел теории литературы (смотри Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературном произведении. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств звуковых (смотри… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
“ПОЭТИКА” — “ПОЭТИКА”, “О поэтическом искусстве” (Περιποιητικής) не полностью сохранившийся трактат Аристотеля (в Александрийском каталоге сочинений Аристотеля под № 83 значатся “две книги”, сохранилась одна). Первоначальный текст (впоследствии… … Философская энциклопедия
поэтика — и, ж. poétique f. 1. Система художественных принципов и особенностей какого л. поэта, писателя или литературной школы. МАС 2. Я сидел у камина, перевертывая листы в Мармонтелевой Поэтике, которая лежала на экране. Карамзин ПРП 222. Эта сказочка… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
поэтика — пиитика, дхвани Словарь русских синонимов. поэтика сущ., кол во синонимов: 6 • дхвани (1) • … Словарь синонимов
Поэтика — (греч. poietike – поэтическое искусство) – раздел теории литературы, изучающий структуру литературного произведения и систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого… … Энциклопедия культурологии
ПОЭТИКА
ПОЭ́ТИКА (греч. poiētikē téchnē творческое искусство), наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном с одной из областей теоретической П. (см. ниже). Как область теории литературы, П. изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. В зависимости от того, какой аспект (и объем понятия) выдвигается в центр исследования, говорят, например, о П. романтизма, П. романа, П. творчества какого-либо писателя в целом или одного произведения. Поскольку все средства выражения в литературе в конечном счете сводятся к языку, П. может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка (см. Язык художественной литературы). Словесный (т. е. языковой) текст произведения является единственной материальной формой существования его содержания; по нему сознание читателей и исследователей реконструирует содержание произведения, стремясь или воссоздать его авторский замысел («чем был Гамлет для Шекспира?»), или вписать его в культуру меняющихся эпох («что значит Гамлет для нас?»); но и тот и другой подходы опираются в конечном счете на словесный текст, исследуемый поэтикой. Отсюда важность П. в системе отраслей литературоведения. Целью П. является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения (см. Структура литературного произведения). В конечном счете, в этом участвуют все элементы художественной речи, но в различной степени: например, в лирических стихотворениях малую роль играют элементы сюжета и большую ритмика и фоника (ср. также Интонация поэтическая, Пунктуация поэтическая), а в повествовательной прозе наоборот. Всякая культура имеет свой набор средств, выделяющих литературные произведения на фоне нелитературных: ограничения накладываются на ритмику (стих), лексику и синтаксис («поэтический язык»), тематику (излюбленные типы героев и событий). На фоне этой системы средств не менее сильным эстетическим возбудителем являются и ее нарушения: «прозаизмы» в поэзии, введение новых, нетрадиционных тем в прозе и пр. (см. Минус-прием). Исследователь, принадлежащий к той же культуре, что и исследуемое произведение, лучше ощущает эти поэтические перебои, а фон их воспринимает как нечто само собой разумеющееся; исследователь чужой культуры, наоборот, прежде всего ощущает общую систему приемов (преимущественно в ее отличиях от привычной ему) и меньше систему ее нарушений. Исследование поэтической системы «изнутри» данной культуры приводит к построению нормативной П. (более осознанной, как в эпоху классицизма, или менее осознанной, как в европейской литературе XIX в.), исследование «извне» к построению описательной П. До XIX в., пока региональные литературы были замкнуты и традиционалистичны, господствовал нормативный тип П.; становление всемирной литературы (начиная с эпохи романтизма) выдвигает на первый план задачу создания описательной П.
Общая П. делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строение текста; цель общей П. составить полный систематизированный репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области. В звуковом строе произведения изучается фоника и ритмика, а применительно к стиху также метрика и строфика. Так как преимущественно материал для изучения здесь дают стихотворные тексты, то эта область часто называется (слишком узко) стиховедением. В словесном строе изучаются особенности лексики, морфологии и синтаксиса произведения; соответствующая область называется стилистикой (насколько совпадают между собой стилистика как литературоведческая и как лингвистическая дисциплина, единого мнения нет). Особенности лексики («отбор слов») и синтаксиса («соединение слов») издавна изучались поэтикой и риторикой, где они учитывались как стилистические фигуры и тропы; особенности морфологии («поэзия грамматики») стали в П. предметом рассмотрения лишь в самое последнее время. В образном строе произведения изучаются образы (персонажи и предметы), мотивы (действия и поступки), сюжеты (связные совокупности действий); эта область называется «топикой» (традиционное название), «тематикой» (Б. Томашевский) или «поэтикой» в узком смысле слова (Б. Ярхо). Если стиховедение и стилистика разрабатывались в П. с древнейших времен, то топика, наоборот, разрабатывалась мало, т. к. казалось, что художественный мир произведения ничем не отличается от действительного мира; поэтому здесь еще не выработана даже общепринятая классификация материала.
Частная П. занимается описанием литературного произведения во всех перечисленных выше аспектах, что позволяет создать «модель» индивидуальную систему эстетических действенных свойств произведения. Главная проблема частной П. композиция, т. е. взаимная соотнесенность всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно-сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимности с художественным целым.
Здесь существенна разница между малой и большой литературной формой: в малой (напр., в пословице) число связей между элементами хоть и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и, значительная часть внутренних связей остается неучтенной как эстетически неощутимая (напр., связи между фоникой и сюжетом и т. п.). При этом следует помнить, что одни связи актуальны при первочтении текста (когда ожидания читателя еще не ориентированы) и отбрасываются при перечтении, другие наоборот.
Конечными понятиями, к которым могут быть возведены при анализе все средства выражения, являются «образ мира» (с его основными характеристиками, художественным временем и художественным пространством) и «образ автора», взаимодействие которых дает «точку зрения», определяющую все главное в структуре произведения. Эти три понятия выдвинулись в П. на опыте изучения литературы XIXXX вв.; до этого европейская П. довольствовалась упрощенным различением трех литературных родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей образ автора) и промежуточного между ними эпоса (так у Аристотеля). Основой частной П. («микропоэтики») являются описания отдельного произведения, но возможны и более обобщенные описания групп произведений (одного цикла, одного автора, жанра, литературного направления, исторической эпохи). Такие описания могут быть формализованы до перечня исходных элементов модели и списка правил их соединения; в результате последовательного применения этих правил как бы имитируется процесс постепенного создания произведения от тематического и идейного замысла до окончательного словесного оформления (т. н. генеративная поэтика).
Историческая П. изучает эволюцию отдельных поэтических приемов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения, выявляя общие черты поэтических систем различных культур и сводя их или (генетически) к общему источнику, или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания. Корни литературной словесности уходят в устную словесность, которая и представляет собой основной материал исторической П., позволяющий иногда реконструировать ход развития отдельных образов, стилистических фигур и стихотворных размеров до глубокой (напр., общеиндоевропейской) древности. Главная проблема исторической П. жанр (см. Жанр) в самом широком смысле слова, от художественной словесности в целом до таких ее разновидностей, как «европейская любовная элегия», «классицистическая трагедия», «светская повесть», «психологический роман» и пр., т. е. исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования. И границы, отделяющие литературу от нелитературы, и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относительной устойчивости этих поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества; эти изменения и изучаются исторической поэтикой. Здесь существенна разница между близкими и исторически (или географически) далекими поэтическими системами: последние обычно представляются более каноничными и безличными, а первые более разнообразными и своеобразными, но обычно это иллюзия. В традиционной нормативной П. жанры рассматривались общей поэтикой как общезначимая, от природы установленная система.
Европейская поэтика. По мере накопления опыта почти каждая национальная литература (фольклор) в эпоху древности и средневековья создавала свою «поэтику» свод традиционного для нее «правил» стихотворства, «каталог» излюбленных образов, метафор, жанров, поэтических форм, способов развертывания темы и т. д. Такие «поэтики» (своеобразная «память» национальной литературы, закрепляющая художественный опыт, наставление потомкам) ориентировали читателя на следование устойчивым поэтическим нормам, освященным многовековой традицией, поэтическим канонам. Начало теоретического осмысления поэзии в Европе относится к VIV вв. до н. э. в учениях софистов, эстетике Платона и Аристотеля, впервые обосновавших деление на литературные роды: эпос, лирику, драму; в связную систему античная П. была приведена «грамматиками» александрийского времени (IIII вв. до н. э.). П. как искусство «подражания» действительности («мимесис»; см. Подражания теория) четко отделялась от риторики как искусства убеждения. Различение «чему подражать» и «как подражать» привело к различению понятий содержания и формы.
Содержание определялось как «подражание событиям истинным или вымышленным»; в соответствии с этим различались «история» (рассказ о действительных событиях, как в исторической поэме), «миф» (материал традиционных сказаний, как в эпосе и трагедии) и «вымысел» (оригинальные сюжеты, разрабатываемые в комедии). К «чисто-подражательным» родам и жанрам относили трагедию и комедию; к «смешанным» эпос и лирику (элегия, ямб и песня; иногда упоминались и позднейшие жанры, сатира и буколика); «чисто-повествовательным» считался разве что дидактический эпос. Поэтика отдельных родов и жанров описывалась мало; классический образец такого описания дал Аристотель для трагедии («Об искусстве поэзии», IV в. до н. э.), выделив в ней «характеры» и «сказание» (т. е. мифологический сюжет), а в последнем завязку, развязку и между ними «перелом» («перипетию»), частным случаем которого является «узнавание».
Форма определялась как «речь, заключенная в размер». Изучение «речи» обычно отходило в ведение риторики; здесь выделялись «отбор слов», «сочетание слов» и «украшения слов» (тропы и фигуры с детальной классификацией), а различные сочетания этих приемов сводились сперва в систему стилей (высокий, средний и низкий, или «сильный», «цветистый» и «простой»), а потом в систему качеств («величавость», «суровость», «блистательность», «живость», «сладость» и т. д.). Изучение «размеров» (строение слога, стопы, сочетания стоп, стиха, строфы) составляло особую отрасль П., метрику, колебавшуюся между чисто-языковыми и музыкальными критериями анализа. Конечная цель поэзии определялась как «услаждать» (эпикурейцы), «поучать» (стоики), «услаждать и поучать» (школьная эклектика); соответственно в поэзии и поэте ценились «фантазия» и «знание» действительности.
В целом античная П., в отличие от риторики, не была нормативной и учила не столько предуказанно создавать, сколько описывать (хотя бы на школьном уровне) произведение поэзии. Положение изменилось в средние века, когда сочинение латинских стихов само стало достоянием школы.
Здесь П. приобретает форму правил и включает отдельные пункты из риторики, например, о выборе материала, о распространении и сокращении, об описаниях и речах (Матвей Вандомский, Иоанн Гарландский и др.). В таком виде она дошла до эпохи Возрождения и здесь была обогащена изучением сохранившихся памятников античной П.:
(а) риторики (Цицерон, Квинтилиан),
(б) «Науки поэзии» Горация,
(в) «Поэтики» Аристотеля и других сочинений Аристотеля и Платона. Обсуждению подвергались те же проблемы, что и в античности, целью был свод и унификация разрозненных элементов традиции; ближе всего к этой цели подошел Ю. Ц. Скалигер в своей большой «Поэтике» (1561).
Окончательно П. оформилась в иерархическую систему правил и предписаний в эпоху классицизма; программное произведение классицизма, «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674), не случайно написано в форме поэмы, имитирующей «Науку поэзии» Горация, самую нормативную из античных поэтик (ср. также Барокко, Маньеризм).
Еще существеннее было проникновение в П. исторических идей, связанное на Западе с именами Дж. Вико и И. Г. Гердера, утвердивших представление о взаимосвязи законов развития языка, фольклора и литературы и об их исторической изменчивости в ходе развития человеческого общества, эволюции его материальной и духовной культуры. Гердер, И. В. Гёте, а затем романтики включили в область П. изучение фольклора и прозаических жанров (см. Романтизм), положив начало широкому пониманию П. как философского учения о всеобщих формах развития и эволюции поэзии (литературы), которое на основе идеалистической диалектики было систематизировано Г. Гегелем в 3‑м т. его «Лекций по эстетике» (1838).
Старейший сохранившийся трактат по П., известный в Древней Руси, статья византийского писателя Георгия Хировоска «об образех» в рукописном Изборнике Святослава 1073. В конце XVII начале XVIII вв. в России и на Украине возникает ряд школьных «пиитик» для обучения поэзии и красноречию (напр., «De arte poetica» Ф. Прокоповича, 1705, опубликована в 1786 на латинском языке). Значительную роль в развитии научной П. в России сыграли М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, а в началеXIX в. А. Х. Востоков. Большую ценность для П. представляют суждения о литературе А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков, теоретические идеи Н. И. Надеждина, В. Г. Белинского («Разделение поэзии на роды и виды», 1841), Н. А. Добролюбова. Они подготовили почву для возникновения во 2‑й половине XIX в. в России П. как особой научной дисциплины, представленной трудами А. А. Потебни и родоначальника исторической поэтики Александра Н. Веселовского.
М. Л. Гаспаров, Г. М. Фридлендер.
Веселовский, выдвинувший исторический подход и саму программу исторической П., противопоставил умозрительности и априоризму классической эстетики «индуктивную» П., основанную исключительно на фактах исторического движения литературных форм, которое он ставил в зависимость от общественных, культурно-исторических и других внеэстетических факторов (см. Культурно-историческая школа). Вместе с тем Веселовский обосновывает очень важное для П. положение об относительной автономии поэтического стиля от содержания, о собственных законах развития литературных форм, не менее устойчивых, чем формулы обыденного языка. Движение литературных форм рассматривается им как развитие объективных, внеположных конкретному сознанию данностей.
В противоположность этому подходу психологическая школа рассматривала искусство как процесс, протекающий в сознании творящего и воспринимающего субъекта. В основу теории основателя психологической школы в России А. А. Потебни была положена идея В. Гумбольдта о языке как деятельности. Слово (и художественное произведение) не просто закрепляет мысль, не «оформляет» уже известную идею, но строит и формирует ее. Заслугой Потебни явилось противопоставление прозы и поэзии как принципиально различных способов выражения, оказавшее (через модификацию этой идеи в формальной школе) большое влияние на современную теорию П.
В центре лингвистической поэтики Потебни стоит понятие внутренней формы слова, являющейся источником образности поэтического языка и литературного произведения в целом, структура которого аналогична строению отдельного слова. Цель научного изучения художественного текста, по Потебне, не разъяснение содержания (это дело литературной критики), но анализ образа, единственной устойчивой данности произведения, при всей бесконечной изменчивости того содержания, которое он вызывает. Апеллируя к сознанию, Потебня, однако, стремился к изучению структурных элементов самого текста. Последователи ученого (А. Г. Горнфельд, В. И. Харциев и др.) не пошли в этом направлении, они обращались прежде всего к «личному душевному складу» поэта, «психологическому диагнозу» (Д. Н. Овсянико-Куликовский), расширив потебнианскую теорию возникновения и восприятия слова до зыбких пределов «психологии творчества».
Антипсихологический (и шире антифилософский) и спецификаторский пафос П. XX в. связан с течениями в европейском искусствознании (начиная с 80‑х гг. XIX в.), рассматривавшими искусство как самостоятельную обособленную сферу человеческой деятельности, изучением которой должна заниматься специальная дисциплина, отграниченная от эстетики с ее психологическими, этическими и т. п. категориями (Х. фон Маре). «Искусство может быть познано лишь на его собственных путях» (К. Фидлер). Одной из важнейших категорий провозглашается ви́дение, различное в каждую эпоху, чем объясняются различия в искусстве этих эпох.
Г. Вёльфлин в книге «Основные понятия истории искусства» (1 изд. 1915) сформулировал основные принципы типологического анализа художественных стилей, предложив простую схему бинарных оппозиций (противопоставление стилей Ренессанса и барокко как явлений художественно равноправных). Типологические противопоставления Вёльфлина (а также Г. Зиммеля) переносил на литературу О. Вальцель, рассматривавший историю литературных форм внеличностно, предлагая «ради творения забыть о самом творце» (ср. формулу Вёльфлина «история искусства без имен»). Напротив, теории, связанные с именами К. Фосслера (испытавшего влияние Б. Кроче), Л. Шпитцера, в историческом движении литературы и самого языка решающую роль отводили индивидуальному почину поэта-законодателя, затем лишь закрепляемому в художественном и языковом узусе эпохи.
Наиболее активно требование рассмотрения художественного произведения как такового, в его собственных специфических закономерностях (отделенных от всех факторов внелитературных) выдвинула русская формальная школа (первое выступление книга В. Б. Шкловского «Воскрешение слова», 1914; далее школа под названием ОПОЯЗ).
Уже в первых выступлениях (отчасти под влиянием Потебни и эстетики футуризма) было провозглашено противопоставление практического и поэтического языка, в котором коммуникативная функция сведена к минимуму и «в светлом поле сознания» оказывается слово с установкой на выражение, «самоценное», слово, где актуализируются языковые явления, в обычной речи нейтральные (фонетические элементы, ритмомелодика и проч.). Отсюда ориентация школы не на философию и эстетику, но на лингвистику. Позже в сферу исследований были вовлечены и проблемы семантики стиховой речи (Ю. Н. Тынянов, «Проблема стихотворного языка», 1924); тыняновская идея глубокого воздействия словесной конструкции на значение оказала влияние на последующие исследования в П.
Центральная категория «формального метода» выведение явления из автоматизма обыденного восприятия, остранение (Шкловский). С ним связаны не только феномены поэтического языка; это общее для всего искусства положение проявляется и на уровне сюжета. Так была высказана идея изоморфизма уровней художественной системы.
В соответствии с теорией автоматизации деавтоматизации строилась концепция развития литературы. В понимании формалистов оно не традиционная преемственность, а прежде всего борьба, движущая сила которой внутренне присущее искусству требование постоянной новизны.
На первом этапе литературной эволюции на смену стертому, старому принципу приходит новый, потом он распространяется, затем автоматизируется, и движение повторяется на новом витке (Тынянов). Эволюция протекает не в виде «планомерного» развития, а движется взрывами, скачками или путем выдвижения «младшей линии», или путем закрепления случайно возникших отклонений от современной художественной нормы (концепция возникла не без влияния биологии с ее методом проб и ошибок и закреплений случайных мутаций). Позднее Тынянов («О литературной эволюции») осложнил эту концепцию идеей системности : любая новация, «выпадение» происходит только в контексте системы всей литературы, т. е. прежде всего системы литературных жанров.
Претендуя на универсальность, теория формальной школы, основанная на материале литературы новейшего времени, однако, неприложима к фольклору и средневековому искусству, аналогично тому как некоторые общие построения Веселовского, базирующиеся, напротив, на «безличном» материале архаических периодов искусства, не оправдываются в новейшей литературе.
Формальная школа существовала в обстановке непрерывной полемики; активно спорили с нею и занимавшие в то же время близкие по ряду вопросов позиции В. В. Виноградов, Б. В. Томашевский и В. М. Жирмунский главным образом по вопросам литературной эволюции. С критикой школы с философских и обще-эстетических позиций выступал М. М. Бахтин.
В центре собственной концепции Бахтина, его «эстетики словесного творчества» лежит идея диалога, понимаемого в очень широком, философски универсальном смысле (см. Полифония; в соответствии с общим оценочным характером монологического и диалогического типов миропостижения которые в сознании Бахтина иерархичны последний признается им высшим). С ней связаны все прочие темы его научного творчества: теория романа, слово в разных литературных и речевых жанрах, теория хронотопа, карнавализации. Особую позицию занимали Г. А. Гуковский и А. П. Скафтымов, еще в 20‑х гг. ставивший вопрос о раздельности генетического (исторического) и синхронно-целостного подхода. Концепцию, оказавшую большое влияние на современную фольклористику, создал В. Я. Пропп (подход к фольклорному тексту как к набору определённых и исчислимых функций сказочного героя).
Свое направление в П., названное им впоследствии наукой о языке художественной литературы, создал Виноградов. Ориентируясь на отечественную и европейскую лингвистику (не только на Ф. де Соссюра, но и на Фосслера, Шпитцера), он, однако, с самого начала подчеркивал различие задач и категорий лингвистики и П. (см. Теория литературы).
При четком различении синхронического и диахронического подходов (см. Синхрония / диахрония) для него характерна их взаимокорректировка и взаимопродолженность. Требование историзма (главная линия критики Виноградовым формальной школы), а также возможно более полного учета поэтических явлений (в т. ч. критических и литературных откликов современников) становится основным в теории и собственной исследовательской практике Виноградова. По Виноградову, «язык литературных произведений» шире понятия «поэтическая речь» и включает ее в себя. Центральной категорией, в которой скрещиваются семантические, эмоциональные и культурно-идеологической интенции художественного текста, Виноградов считал образ автора.
С трудами советских ученых 20‑х гг. связано создание в П. теории сказа и наррации вообще, поставленные в работах Б. М. Эйхенбаума, Виноградова, Бахтина. Для развития П. последних лет большое значение имеют работы Д. С. Лихачева, посвященные поэтике древнерусской литературы, и Ю. М. Лотмана, использующего структурно-семиотические методы анализа (см. Структурная поэтика, Семиотика). О многочисленных направлениях и тенденциях в зарубежной литературе конца XIXXX вв., оказавших влияние на развитие отдельных сторон преимущественно частной П., в ст. Литературоведение.
Литература:
Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957;
Гораций, Послание к Пизонам, Полн. собр. соч., М.-Л., 1936;
Буало Н., Поэтич. искусство, М., 1957;
Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971, гл. 3;
Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М.-Л., 1954;
Веселовский А. Н., Историч. поэтика, Л., 1940;
Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905;
его же, Эстетика и поэтика, М., 1976;
Скафтымов А. П., К вопросу о соотношении теоретич. и историч. рассмотрения в истории литературы, «Уч. зап. Сарат. университета», 1923, т. 1, в. 3;
Жирмунский В. М., Вопросы теории литературы, Л., 1928;
его же, Теория литературы. Поэтика. Стилистика, Л., 1977;
Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М.-Л., 1931;
Тынянов Ю. Н., Поэтика. История литературы. Кино, М., 1977;
Шкловский В. Б., Художественная проза. Размышления и разборы, М., 1961;
Храпченко М. Б., О разработке проблем поэтики и стилистики, «Изв. АН СССР, ОЛЯ», 1961, т. 20, в. 5;
Теория литературы, [т. 13], М., 1962 1965;
Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, М., 1963 (4 изд., М., 1979);
его же, Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;
Виноградов В. В., Стилистика. Теория поэтич. речи. Поэтика, М., 1963;
Лотман Ю. М., Структура худож. текста, М., 1970;
Фридлендер Г. М., Поэтика рус. реализма, Л., 1971;
Исследования по поэтике и стилистике, Л., 1972;
Фрейденберг О. М., Миф и литература древности, М., 1978;
Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 3 изд., М., 1979;
Вост. поэтика. Специфика худож. образа, М., 1983;
Верли М., Общее литературоведение, [пер. с нем.], М., 1957;
Scherer W., Poetik, В., 1888;
Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern Münch., 1967;
Staiger E., Grundbegriffe der Poetik, 8 Aufl., Z., 1968;
Wellek R., Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963 (рус. пер., М., 1978);
Poetics, Poetika, Поэтика, Warsz. P. The Hague, 1961;
Jakobson R., Questions de poetique, P., 1973;
Markwardt В., Geschichte der deutschen Poetik, Bd 15, В. Lpz., 1937 1967;
«Poetica», Münch., 1967;
«Poetics», The Hague P., 1971;
«La poétique», P., 1970.
также лит. при ст. Теория литературы, Стиль, Стиховедение, «Формальный метод».
С глубокой древности в литературах дальневосточного региона главенствующее место в постепенно складывающейся структуре видов и жанров занимала поэзия (преимущественно лирическая), ценимая не только за художественные качества, но и за важную роль в духовном совершенствовании людей. В средневековой китайской поэзии основными жанрами были ши и цы. Жанру ши придавалось особое значение, поскольку у его истоков, согласно традиции, стоял Конфуций и жанр был призван прежде всего отображать высокие помыслы и добродетельные черты идеального человека конфуцианского благородного мужа цзюньцзы. В стихах ши до V в. главное внимание уделялось рифме и размеру, который зависел от количества иероглифов в строке. Строки, как правило, были равной длины, наиболее распространенными размерами стали пяти- и семисложный. Стихи жанра цы, утвердившегося в Китае в XXI вв., в большей мере воплощали интимные, любовные чувства; они создавались на музыкальные мелодии, впоследствии утерянные.
Форма китайских четверостиший и восьмистиший эпохи Тан (VIIIX вв.) использовалась во Вьетнамской поэзии на ханване и во многом определила поэтику стихотворных жанров на национальном языке. Для Вьетнамской литературы характерно преобладание с XVII в. поэм чуен (повествовательного, философско-лирического и историко-эпического характера), с XVIII в. лирических поэм нгэм, связанных с музыкой.
Эстетические законы японской поэзии оказали воздействие на характер всей духовной культуры страны. Тщательно разработанная система поэтических приемов и средств способствовала искусному выявлению эмоционального начала, сложных ассоциативных связей, созданию емких образов. Силлабическому по своей природе японскому стиху свойственно отсутствие рифмы и возведение в ритмообразующий закон принципа чередования пяти- и семисложных стихов. Первоначально преобладающей строфической формой было пятистишие танка. (На его основе сложился и своеобразный жанр японской поэзии рэнга). С XVIXVIII вв. наряду с танка широкую популярность получает трехстишие хокку. В танках и хокку в художественно совершенной форме проявляется свойственная японскому искусству вообще эстетизация окружающего предметного мира.
В Корее в течение нескольких веков использовались китайские поэтические формы, а на рубеже XIVXV вв. сложился новый жанр сиджо трехстрочное стихотворение на корейском языке, ритмический строй которого определялся типом мелодии. Из стихов сиджо нередко создавались циклы. В середине XV в. возник жанр поэм каса.
В Японии с конца XIX в., в Китае с движения 4 мая 1919 г. наблюдаются поиски путей обновления поэзии, что выразилось в обращении к верлибру, в широком использовании разговорного языка, в творческом заимствовании западноевропейских стихотворных форм.
В П. древних и средневековой литератур региона, в отличие от западноевропейских эстетических представлений, придавалось большое значение народной песне. Утверждалось, что по ней можно судить о нравах в стране и искусстве правителя (Китай), ей приписывалось магическое воздействие (Корея), в ней видели выражение самобытного национального духа (Япония). Во Вьетнаме ценились и собирались лирические народные песни казао. До сих пор бытующий вьетнамский стихотворный размер люкбат, основанный на чередовании шести- и восьмисложных строк с внешней и внутренней рифмами, имеет фольклорные и