Подумайте чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей
Урок «Потребительские блага» 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
Тема: Потребительские блага
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: Формирование представления о потребностях, умения различать потребительские блага и формы их проявления.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Формирование представления о потребностях благах; формирование умения различать потребительские блага и формы их проявления ( материальных и нематериальных блага), формирование умения различать и понимать что такое благо и антиблаго.
Проявление познавательных интересов о потребительских благах ; формирование потребности трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
Аргументированно защищать в устной форме результаты своей деятельности; согласовывать и координировать совместную познавательную деятельность с другими участниками, выявлять допущенные ошибки; формирование умения осуществлять мыслительную операцию анализа на материале урока.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование : учебник, информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное оборудование
-Я рада видеть вас. Начинаем нашу совместную работу
Посмотрите на слайд. И скажите, каким одним словом можно объединить все изображения? Что это?
Потребности – это нужды человека в чем-либо
Потребности заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого.
Как называется одним словом всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд
(то, что человек использует для удовлетворения своих желаний ).
Попробуйте отгадать ребус
Отвечают на вопросы
— Это то, что человеку необходимо для жизни
-Это то, в чём человек нуждается
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
актуализации и пробного учебного действия.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему урока.
Соедините два понятия, о которых мы говорили, чтобы получилось словосочетание.
Тема урока: Потребительские блага
Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?
Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей»
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая (пища, вода, жилье, одежда).
На втором месте потребность в безопасности (защита от болезней, врагов, преступности).
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности (общение, дружба, любовь).
На четвёртом потребность в уважении (самоуважении, уважении другими и других)
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование).
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для удовлетворения своих потребностей.
Блага могут быть доступны человеку в ограниченном и в неограниченном количестве
Приведите примеры благ, получаемых в неограниченном количестве
Примером благ, получаемых человеком в неограниченном количестве (свободных) является солнечный свет, воздух, вода на берегу моря.
Приведите примеры благ, получаемых в ограниченном количестве
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
-узнать что такое потребительские блага и какие бывают виды
-научиться определять виды потребительских благ
Усваивают новое понятие
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3.Э тап выявления места и причины затруднения.
Эти явления называются антиблагами
Не всё, что человеку необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или попробовать на вкус.
Поэтому, по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные
Подумайте, что можно отнести к материальным, а что к нематериальным благам?
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Логические – формулирование проблемы.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Объясните, что и почему вы отнесли к материальным благам
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Усваивают новое понятие
Предметные: Формирование представления о техносфере;
Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
5.Этап реализации построенного проекта.
Что называется потребительскими благами?
Какие антиблага вы знаете?
Перечислите формы проявления потребительских благ.
Чем характеризуются нематериальные блага?
Перечислите, какие нематериальные блага вы получаете?
Подумайте, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности?
Отвечают на вопросы.
формирование представлений о профессии, связанной с техносферной безопасностью.
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Предлагает участникам пары дать ответ на вопрос после совместного обсуждения ( один участник читает вопрос, другой отвечает на вопрос после совместного обсуждения)
Слушают и отвечают на вопросы
Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы
Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организует работу в парах
Организует обсуждение правильных ответов самопроверку учащимися своих решений по эталону;
создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления
(решение тестового задания)
Работая в парах, соотносят объекты техносферы и природные объекты Ответы сверяют с эталоном на слайде.
Выполнять самопроверку по эталону
Выявить причины ошибок и их исправление
Тест по теме: «Потребительские блага»
Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы
Регулятивные контроль, оценка
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
8.Этап включения в систему знаний и повторения;
Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ
— Подумайте и предложите варианты ответов на вопрос: Что влияет на рост потребностей?
Пример ответа ( По мере того как развивается сам человек, возрастают его потребности. Младенец имеет намного меньше потребностей, нежели взрослый человек. Появляются более качественные и экологически чистые продукты, новая и удобная одежда и т. д. В связи с этим, потребности возрастают и совершенствуются.)
Предлагаю вам (работа в парах) прочитать текст.
Авторы характеризуют блага. Опираясь на текст, приведите характеристики каждого из видов благ, проиллюстрируйте каждый вид благ одним конкретным примером. Приведите два довода из текста, которые подтверждают, «все, что удовлетворяет наши потребности – это блага».
Человеку необходимо гораздо больше благ, чем дает природа, поэтому люди научились добывать или создавать необходимые для них блага. Те блага, которые человек специально делает, чтобы удовлетворить свои потребности, называют потребительскими. По форме проявления они бывают материальными и нематериальными.
Потребности человека. Какие они бывают и как их удовлетворить?
Существует несколько классификаций потребностей.
К потребностям Я относятся:
Индикаторами этих потребностей являются сигналы вашего организма, к которым вы можете себя приучить прислушиваться.
2. Потребность в саморазвитии= путь к себе максимально настоящему. Индикатор: скука/любопытство.
3. Духовные потребности=поиск смысла жизни. Индикатор: экзистенциальная тоска/вера.
Распознавание и удовлетворение этих потребностей лежит полностью на вашей ответственности.
Потребности в отношениях:
1. быть нужным и любимым.
2. чувствовать себя защищенным, иметь безопасные и доверительные отношения (где вас не будут подвергать психологическому, физическому, экономическому, сексуальному насилию)
3. потребность во внимании, времени, совместном времяпрепровождении, интересном общении
4. потребность в физическом контакте, нежности, ласках.
5. потребность в эмпатии, чтобы понимали ваши эмоции
6. потребность в уважении и принятии
7. потребность в похвале (восхищении и благодарности)
8. потребность в заботе, подарках, знаках внимания.
Индикаторами этих потребностей (что они у вас есть и они не удовлетворены) являются негативные эмоции: ОБИДА, ревность, грусть, злость.
Как удовлетворять эти потребности?
Знать их список и выявлять свою неудовлетворенную потребность. Отслеживать свои эмоции. Формулировать свою потребность. Просить партнера о том, чтобы он её удовлетворил.
Создание среды, где ваши потребности будут удовлетворяться, также полностью лежит на вашей ответственности.
Психология | Psychology
8.1K постов 43.9K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Когда прочитал 2 пункт – появились подозрения. На 3 пункте всё стало ясно.
1. Потребность в пиве
3. При появлении любопытства снова см. пункт 1
Знать их список и выявлять свою неудовлетворенную потребность. Отслеживать свои эмоции. Формулировать свою потребность. Просить партнера о том, чтобы он её удовлетворил.
Не может удовлетворить?
Создание среды, где ваши потребности будут удовлетворяться.
Это же курпатов,гоните его обратно в сбербанк
Как мы становимся теми, кем мы есть
В этой серии постов буду рассказывать о том, как воспитание (и не только) влияет на то, какими мы в итоге становимся и, каким в итоге будет качество на нашей жизни. Начать хочу с наиболее полной на мой взгляд теории, которая объясняет почему некоторые люди становятся враждебными к другим, безинициативными или же постоянно сомневающимися в своих действиях.
Эпигенетическая теория Эрика Эриксона
Соответсвенно «эпигенетической» теория названа, потому что Эриксон рассматривает развитие личности человека, как восхождение вверх, где каждая ступенька имеет свои особенности и план (по-простому, Эриксон выделяет восемь этапов развития).
Переход с одного этапа на другой называется кризисом.
В процессе решения конфликтов на каждом этапе формируются (или не формируются) определенные качества. Если же на одном этапе качество не сформировалось, то последующие этапы также не будут пройдены полноценно.
В этот период сферой социальных связей становится мама (или же человек, который ее заменяет).
В этом возрасте возникает конфликт доверия или недоверия к миру: когда ребенок плачет, он нуждается в том, чтобы удовлетворили его базовые потребности, если же мама приходит всегда и показывает, что она рядом, то развитие происходит нормально; если же мама не приходит на плач и/или не удовлетворяет потребности ребенка, то он понимает, что мир враждебен и доверять никому нельзя. В последствии, ребенок при нужде может переставать плакать, потому что формируется убеждение, что на плач никто не прийдет.
В будущем люди, которые не прошли этот этап как нужно, будут недоверчивы к другим; они будут заранее враждебно настроены на других людей; будут постоянно ждать угрозы со стороны окружающих.
При этом, люди, которых слишком сильно опекали в этот период и все разрешали, будут наивными и очень доверчивыми; про таких людей говорят «смотрят на мир через розовые очки».
Родителям стоит быть достаточно внимательными и удовлетворять базовые потребности детей, но при этом не забывать и о воспитательных моментах.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как надежда.
В этот период сферой социальных связей становятся родители.
В этом возрасте возникает конфликт между автономией или стыдом, сомнениями. В этот период у ребенка развивается самостоятельность. Он хочет исследовать окружающий мир, учится лазить, открывать, толкать, держать, отпускать. Дети все хотят делать сами (открывать бутылочки, разворачивать конфеты и тд). И очень важно давать ребенку эту самостоятельность.
Дети, которым давали возможность делать что-то самим, вырастут самостоятельными и автономными.
Дети, которым всегда говорили: «Дай, сама открою, ты тут полчаса возиться с этой бутылкой будешь», вырастают стыдливыми людьми, которые постоянно сомневаются, насчет своих действий.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как воля.
В этот период сферой социальных связей являются родители, братья, сестры.
Конфликт между инициативностью и виной/пассивностью. На этом этапе дети начинают задавать очень много вопросов, а также они начинают придумывать сами себе занятия (их времяпрепровождение теперь не просто ответ на действия родителей, а отдельное, придуманное занятие).
Тут важно дать понять ребенку, что его вопросы значимы, и дать ему возможность играть без вашего участия (если он этого не просит).
Если же родители давали ребенку ощущение этой значимости, то в будущем он будет инициативным и не будет бояться проявлять себя.
Если родители постоянно хотели быть с ребенком и не давали ему возможно поиграть или сделать что-то самому // либо же они не отвечали на его вопросы и говорили, что вопросы глупые, то ребенок в будущем будет чувствовать вину даже за то, что его не касается и будет безинициативным.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как цель.
В этот период сферой социальных связей является школа, соседи.
Если родители его хвалят, поощряют, то у ребенка вырабатывается умение и желание к техническому творчеству. При адекватном воспитании формируется компетентность и уверенность.
И наоборот, если же родители не одобряют деятельность, то они способствуют формированию неполноценности ребенка. Такие люди, в будущем будут начинать много дел, не доводить их до конца.
При этом очень важным есть выбор учителя, так как значимость с родителей сдвигается на него. Даже если родители дома поощряют ребенка и хвалят, но при этом в школе учитель не относится к ребенку так, возможно даже принижает его значимость, то даже отношение родителей тут не поможет.
Очень важно, чтобы ребенок чем-то занимался помимо школы. Это может повысить его значимость среди ровесников.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как уверенность.
В этот период сферой социальных связей становятся ровесники.
Конфликт между идентификацией личности и непризнанием. В этом возрасте подросток начинает идентифицировать себя, его задача собрать представления о себе, как о школьнике, сыне, друге и тд. И все эти роли ему нужно осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее.
Если он успешно справился с этой задачей, то он начинает понимать, кто он есть, где находится и куда идет.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как верность.
В этот период сферой социальных связей становятся друзья или любимые люди.
Конфликт между близостью и одиночеством. Под близостью Эриксон подразумевает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом, делиться с ним без страха своими тайнами и сокровенными вещами. Здесь успешность зависит от прохождения предыдущих стадий.
При успешном прохождении кризиса формируется умение любить.
Сфера социальных интересов: профессия, родной дом, семья.
Конфликт между продуктивностью и застоем. Происходит первый анализ своей жизни, чего вы достигли (или не достигли) в разных сферах.
Также появляется интерес к жизни других людей, желание позаботиться о следующих поколениях (проявляется независимо от того, есть ли у вас свои дети).
Если же человек причастности к другим людям не проявляет и живет только удовлетворяя свои собственные потребности, то у него происходит период застоя.
При успешном прохождении кризиса формируется забота.
Сфера социальных интересов: человечество, близкие люди.
Конфликт между целостостью и безнадежностью.
Ощущение целостности возникает у людей, которые оглядываясь на жизнь чувствуют удовлетворенность.
Люди же, которые не могут такого сказать о своей жизни чувствуют безнадежность, так изменить уже ничего не могут.
При успешном прохождении кризиса формируется мудрость.
Потребности человека как стимул к постоянному действию. Понятие блага – как средства удовлетворения потребностей
1.2 Потребности человека как стимул к постоянному действию. Понятие блага – как средства удовлетворения потребностей
Человек – живое физиологическое существо, условием жизни которого является удовлетворение им своих материальных, духовных, социальных и других потребностей. Совокупность потребностей человека – это совокупность условий его существования. Поэтому человек, чтобы жить, должен удовлетворять свои потребности – таково его желание, стремление. Именно потребности побуждают его к постоянному действию, приложению усилий.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет предпринимать определенные действия, то есть осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей разнообразна. Часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные потребности связаны, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Такое деление потребностей сугубо индивидуально для каждого человека.
Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.
Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Классификация благ тоже отличается большим разнообразием.
Выделяют блага потребительские и производственные. Потребительские предназначены для непосредственного удовлетворения потребностей человека. Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы.
Также выделяют частные и общественные блага.
С точки зрения ограниченности выделяют экономические и неэкономические блага.
Экономические блага производятся человеком, следовательно, они всегда существуют, наличествуют в ограниченном количестве. Преодолевать (но не преодолеть окончательно) нехватку благ (ресурсов) помогает общественное производство.
Итак, что же представляет собой производство в общем виде независимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?
Глава 2. Производство как основа жизни человека и как исходный пункт экономической системы
2.1 Что представляет собой производство
Производство – это не биологический процесс; он отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы, а, во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности.
Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.
2.2 Факторы производства и проблема ограниченности ресурсов
В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах. В этом и заключается вся проблема, ибо эти потребности надо удовлетворять, что с объективной неизбежностью и неотвратимостью наталкивается на ограниченность ресурсов.
Поэтому вся экономическая деятельность человека всегда и везде была направлена на преодоление ограниченности ресурсов. Некоторые из них нам даны природой и уже поэтому ограничены: земля, полезные ископаемые, вода и т.п. Другие ресурсы ограничены в силу ограниченности нашего собственного развития: труд, знание, умение, квалификация, вид используемой энергии и т.д.
Ресурсы – это то, чем общество может реально оперировать в процессе производства. В грубом обобщении их можно свести к факторам производства: земле, капиталу, труду, предпринимательскому дару, информации.
Земля – это, прежде всего, пространственно-географический фактор. Кроме того, земля является производственным фактором, или ресурсом. На ней выращивают урожай, где больший, где меньший. Земля ограничена, следовательно, еще и по качеству. Земля – это леса, воды, природные полезные ископаемые. Но и они ограничены по своей природе. Произвести или накопить землю невозможно. Она – естественный фактор.
Исходным моментом всякого материального производства является труд. Процесс труда невозможен без трех своих элементов: самого труда, средств труда и предмета труда. Сам труд есть, с одной стороны, деятельность человека, направленная на преобразование природы, приспособление ее для удовлетворения человеческих потребностей. С другой стороны, он есть расходование человеческой рабочей силы. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и духовных способностей человека, которыми он потенциально располагает и которые пускаются в ход при производстве материальных и духовных благ. Иначе говоря, труд есть расходование физической, нервной, и умственной энергии человека с производственной целью. Следовательно, первым и главным фактором любого производства является труд.
Средства труда представляют собой комплекс вещей или предметов, при помощи которых человек трудится, производит материальные блага. Предметом же труда является то, на что направлен человеческий труд, то есть из чего производятся материальные блага и что конкретно производится. Средства труда вместе с предметами труда – это средства производства
Человек – главная производительная сила общества. С этим тезисом марксизма согласны абсолютно все экономисты. Именно человек оживляет вещественные факторы производства: капитал и землю. Человек создает целые системы передовой технологии производства, он же производит все необходимое для самого себя и общества. Однако экономическая теория обратила внимание на самого человека сравнительно недавно – лет 40-50 назад. Ранее объектом исследования экономической теории была заработная плата доходы человека, а не он сам.
Со временем, с усилением социологизации науки в целом и экономической теории, в частности, с возникновением и определением понятий общечеловеческих ценностей и объявление человеческой жизни главным достоянием общества, взгляд на человека претерпел такую сильную трансформацию, то объективно необходимо возникает понятие человеческого капитала. Пожалуй, ни один другой термин так полно и емко е отразил бы всего богатства и палитру человеческого участия в производстве, в экономическом прогрессе вообще. Человек стоит в начале производства, он есть центр и сосредоточие производства, и он же стоит в конце его, как цель любого производства. Таким образом, человеческий капитал можно рассматривать наряду с другими видами капитала как объект экономической системы.
Предпринимательский дар – это специфические, особые способности человека творчески мыслить в процессе производства, проявлять инициативу, рисковать, интуитивно чувствовать ситуацию в настоящем и будущем, мыслить системно, проявлять новаторство…
Информационные ресурсы – вся совокупность накопленных знаний и их доступность населению страны: сведения, технологии, различные ноу-хау и т.д.
Для наиболее полного удовлетворения потребностей людей, выпуска продукции достаточно высокого качества необходимы соответствующие вещественный и человеческий факторы. Таким образом, в современной экономике возникают определенные технико-экономические уклады. Технологический уклад (ТУ) – группы сопряженных производств, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями. В рамках каждого ТУ осуществляется замкнутый производственный цикл, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск конечных продуктов.
Каждый новый ТУ в своем развитии вначале использует старую транспортную инфраструктуру и энергоносители, что стимулирует их дальнейшее насыщение. По мере развития ТУ создается новый вид инфраструктуры, преодолевающий ограничения старого уклада, а также осуществляется переход на новые виды энергоносителей, которые закладывают основу для распространения следующего ТУ. Новые виды инфраструктуры, энергоносителей, конструкционных материалов также создаются в ходе предыдущего этапа на основе развития техники и технологии.
Когда со временем насыщаются потребности страны в традиционных товарах и услугах и достигаются пределы в повышении эффективности производства, новые факторы, возникшие в недрах существующего ТУ, набирают силы, ускоряется их развитие, и экономическая система страны переходит в следующий более прогрессивный ТУ.
В мировой экономике в течение последних трех столетий произошла смена пяти ТУ.
Поскольку на удовлетворение всех потребностей никогда ресурсов не хватает, человек неизбежно ставится перед выбором о наилучшем использовании ограниченных ресурсов:
— производитель – что произвести, чтобы получить максимум дохода;
— предприятие – какую технологию применить, чтобы использовать минимум ресурсов;
— потребитель – как потратить свой доход, извлекая их него максимум удовлетворения своих потребностей;
— государство – в какой социально-экономической структуре потратить бюджет с той же целью, что и в предыдущем случае.
Следовательно, экономический выбор – это поиск лучшего, наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов.
Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Что производить – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества и в каком количестве должны быть произведены. Как производить – это принятие решений о том, с помощью каких технологий будут произведены блага. Для кого производить – это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.
Итак, как уже известно, внутренними мотивами, побуждающими людей к активной трудовой деятельности, является их стремление к удовлетворению своих потребностей. Однако эти потребности в истории человеческого общества удовлетворяются разными способами и при помощи различных средств, чему соответствуют определенные типы хозяйства.