Подумайте чем руководствуются люди при выборе материального блага 5 класс
Потребительские блага,технология 5 класс,
Содержимое разработки
технология 5 класс
по учебнику Казакевич В.М.,
Просвещение 2019 г.
Разработчик: учитель технологии
Куренкова Марина Николаевна
приобретаемые человеком для своих потребностей
к какому благу можно отнести?
1.Что называется потребительскими благами?
2.Какие антиблага вы знаете?
3.Чем характеризуются нематериальные блага?
Презентация по технологии «Потребительские блага» ( 5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое потребительские блага
Подумайте, что необходимо человеку для жизни. Все ли это материально и можно потрогать руками или попробовать на вкус?
Блага также можно разделить на Свободные (доступные, бесплатные) Экономические ( можно получить за деньги или в обмен на другие блага)
Некоторые блага ошибочно кажутся бесплатными, например уличное освещение. На самом деле горожане за него платят.
Часть своей заработной платы каждый работник отдает государству в виде налогов. Из этих средств и оплачивается городское освещение.
В жизни людей иногда встречается то, что они не хотят видеть. Такие объекты называются антиблагами или злом – ураган, обвал дома, бешеные собаки, испорченные продукты, обувь, которая жмет и т.д.
Антиблагами могут быть некоторые желаемые человеком объекты. Например, это слишком жирная, сладкая или острая пища, а также табак и алкоголь. Употребление табачных изделий и алкогольных напитков приводит к разрушению организма!
По форме проявления Потребительские блага Материальные Нематериальные
Нематериальными благами называют услуги, которые людям оказывают. Такими услугами являются стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, лечение, обучение и т.д. ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно осознать или ощутить лишь ее результат.
К нематериальным благам относятся также обязательства, заключенные между людьми, например, обязательство хорошо учиться, данное вами родителям.
Подумайте, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1202360
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок для 5 класса по предмету «Технология» на тему «Техносфера. Что такое потребительские блага»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок № 5-6. Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера). Что такое потребительские блага. Практическая работа №3. Составление списка производств нематериальных услуг.
Тип урока: « Урок открытия нового знания»
Цель урока : организовать деятельность обучающихся.
Дидактические средства обучения: учебник технологии; ПК; проектор; материалы ЭОР.
— Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.
формирование знаний о своей этнической принадлежности, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России.
— Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности-,
— развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией-,
— практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций’.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
5. Включение в систему знаний и повторение.
6. Рефлексия учебной деятельности
Дополнительный материал из учебника:
Подумайте, что окружает людей на улице и дома. Какие объекты созданы природой, а какие — человеком?
Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, создано природой и человеком. Люди преобразуют окружающий мир, создают искусственные объекты своими руками. Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготавливаемые и используемые человеком, называется техносферой.
К техносфере относятся здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты (рис. 1.2). Частью техносферы являются также выведенные и выращенные людьми объекты живой природы: домашние животные, культурные растения (рис. 1.3).
Техносфера — это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Подумайте, что необходимо человеку для жизни. Всё ли это материально и можно потрогать руками или попробовать на вкус?
У каждого человека имеются желания и потребности. Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Блага могут быть доступными в ограниченном и в неограниченном количестве. В ограниченном количестве доступны товары, услуги и некоторые природные ресурсы. Примером благ, доступных в неограниченном количестве, являются воздух и солнечный свет.
Блага также можно разделить на свободные (доступные, бесплатные) и экономические, которые можно получить за деньги или в обмен на другие блага.
Некоторые блага ошибочно кажутся бесплатными, например уличное освещение. На самом деле горожане за него платят. Часть своей заработной платы каждый работник отдаёт государству в виде налогов. Из этих средств и оплачивается городское освещение.
В жизни людей иногда встречается то, что они не хотят видеть. Такие объекты называются антиблагами или злом, например ураган, обвал дома, бешеные собаки, ядовитые змеи, испорченные продукты, обувь, которая жмёт, и т. п.
Антиблагами могут быть некоторые желаемые человеком объекты. Например, это слишком жирная, сладкая или острая пища, а также табак и алкоголь. Употребление табачных изделий и алкогольных напитков приводит к разрушению организма!
По форме проявления потребительские блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага — это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и многие другие необходимые и желаемые человеком предметы и вещи.
Материальные блага можно потрогать руками. По разнообразию и количеству такие блага являются наиболее значимыми потребностями людей.
Нематериальными благами называют услуги, которые людям оказывают. Такими услугами являются стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультации специалистов, лечение, обучение и др. (рис. 1.5). Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно осознать или ощутить лишь её результат.
К нематериальным благам относятся также обязательства, заключённые между людьми, например обязательство хорошо учиться, данное вами родителям.
Словарь: потребительские блага; материальные блага; нематериальные блага.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: 1. Что называется потребительскими благами? 2. Какие антиблага вы знаете? 3. Чем характеризуются нематериальные блага? Перечислите, какие конкретные нематериальные блага вы получали и получаете.
* ПОДУМАЙТЕ, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности.
Материальные и нематериальные блага
Материальное благо: определение, примеры.
Материальные и нематериальные блага
Человеческая история насчитывает тысячелетия, но во все времена человеку были и остаются необходимы воздух, вода, одежда, жилье. Все, в чем нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности, называется благами.
Благами могут быть как вещи, так и действия, в которых нуждается человек. Для того чтобы разумно организовать свою жизнедеятельность, человеку необходимо разбираться в этих благах. В настоящее время различают блага:
· данные природой и производственные;
· потребительские и инвестиционные;
· частные и общественные;
· воспроизводимые и невоспроизводимые;
· свободные и ограниченные.
Стремясь удовлетворить свои потребности, каждый человек реализует личные способности. При этом есть качества, в той или иной мере присущие всем членам общества.
Мы получаем свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического интереса. Пекарь хочет заработать. Мы хотим хлеба. Мы вступаем во взаимодействие друг с другом по поводу хлеба. Не ради другого, не в порыве заботы о преуспевании другого, а из своих эгоистических побуждений, исходя из своих экономических интересов. Наши собственные интересы побуждают нас находить нужды, потребности других членов общества, так как, удовлетворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.
Такое человеческое качество, как стремление к росту благосостояния, с одной стороны, проявляется во все большем росте потребностей индивидуума, с другой, заставляет его искать неудовлетворенные потребности в обществе и осуществлять то, что нужно другим. Руководствуясь своей потребностью, стремясь увеличить свое благосостояние, человек делает то, в чем нуждается общество в целом.
Особенным человеческим качеством, лежащим в основе устройства экономической жизни общества, является стремление к совершенству. Все, что бы ни делал человек, он все время совершенствует.
Поэтому растет предложение все более совершенных материальных благ, появляются потребности в них, растет общая совокупность потребностей общества.
Дух соперничества, присущий человеку, проявляется на рынке в форме конкуренции. Все производители стремятся удовлетворить платежеспособный спрос на материальные блага продуктами своего производства и получить от этого выгоду. Поэтому они стремятся сделать качество производимых продуктов выше, чем другие производители, продавать их по ценам, обеспечивающим выгоду, но ниже, чем цены других производителей. Каждый из производителей материальных благ на рынке выбирает для своей деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, он происходит свободно, то чаще всего складывается ситуация, когда несколько производителей занимаются изготовлением аналогичных продуктов. При этом взаимоотношения между производителями принимают настолько резкие формы, за что они получили название «конкурентная борьба».
Склонность к копированию, подражательность делает возможным для отдельных производителей быстро перенимать удачный опыт на рынке, что дает возможность обществу быстрее развиваться, создает условия для технического прогресса.
Все это не мешает участникам рыночных отношений обладать качеством, которое называется «жажда справедливости». Осуществляя обмен произведенных продуктов, каждый стремится добиться эквивалентности, то есть справедливости в его пропорциях. Каждый из участников стремиться защитить свою собственность.
Одним из удивительнейших человеческих качеств является природный гуманизм. Настолько сложна природа человека, что наряду с погоней за собственной выгодой, людям не безразлично положение других членов общества, их судьба. Многие оказывают помощь пострадавшим после природных катаклизмов, помогают слабым и больным. По мере насыщения рынка различного рода материальными благами покупатели начинают интересоваться не только самими продуктами, которые они покупают для удовлетворения своих потребностей, но и производителями, их гражданской позицией в обществе.
Все эти качества в совокупности формируют экономическую жизнь общества, принципы взаимодействия отдельных его членов. Их знание позволяет грамотно анализировать происходящие в хозяйственной жизни процессы и правильно организовывать поведение своей фирмы на рынке.
1. Понятие производства. Материальное и нематериальное производство. Продукт труда, его виды
2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов
и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.
Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей
необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы – это сово-
купность всех необходимых условий, используемых при создании
благ; это возможности, которыми обладает и которые применя-
ет общество в конечном счете для удовлетворения своих потреб-
воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выде-
ляют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограничен-
Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и
ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностя-
ми в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производ-
ства – средства и предметы труда) (схема 2.4).
му факторов производства. Существует такие факторы произ-
и информация (схема 2.5).
Процесс труда – сознательная целесообразная деятельность
человека, направленная на преобразование вещества природы ради
удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связа-
но с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая
сила – это способность человека к труду, совокупность физических
и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудо-
вой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три
понятия характеризуют труд как фактор производства.
Капитал как фактор производства – это средства производ-
меты и средства труда. Средства труда – это вещь или комплекс
вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Сред-
ственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование,
инструменты). Второй элемент средств труда – материальные усло-
вия труда (здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости
(цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и го-
Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, или
то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя
предметы труда, данные природой (земля и полезные ископаемые),
и сырье (предметы, подвергшиеся обработке человеком и предна-
значенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь,
делится на готовую продукцию (годную к конечному потреблению
и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрика-
ты (предметы труда, для конечного потребления обязательно тре-
бующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны,
пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.
Предпринимательская способность – это способность челове-
ка заниматься предпринимательской деятельностью. Предприни-
мательская способность включает в себя такие характерные черты:
идти на риск собственным капиталом; способность соединить во-
едино факторы производства; принимать решения и нести за них
ответственность; всегда быть в творческом поиске.
Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.
Огра ниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все
субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди,
и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относитель-
ный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество
ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была ве-
личина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все
неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности
ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав
один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться
от других, альтернативных вариантов его использования. Альтер-
нативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант
использования ограниченного ресурса, от которого пришлось от-
Проблема выбора находит свое выражение в кривой производ-
ственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производствен-
ных возможностей – это геометрическое место точек (E, L, M,
F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов
максимального производства двух товаров при полном использо-
вании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увели-
чения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо
уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый
вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем
увеличении производства одного товара надо отказываться все от
большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.
Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый
при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С
характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда су-
ществует хроническая недогрузка производственных мощностей, без-
Со временем, когда количество применяемых ресурсов изме-
нится, кривая производственных возможностей может сместиться
влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличива-
ется (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи
полезных ископаемых), кривая производственных возможно стей
сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.
В случае сокращения численности применяемых ресурсов в резуль-
тате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей
полезных ископаемых кривая производственных возможностей
сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов про-
Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удов-
летворять свои потребности, для чего необходимы определенные
ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлет-
ворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всег-
да стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов пос-
вящена данная тема.
Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности
следует отличать от желаний. Существуют классификации потребно-
стей по различным признакам. По степени первоочередности удов-
летворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах
питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, ме-
дицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме по требности
разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные
(книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По призна-
ку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые
(в продуктах питания, предметах потребления длительного пользо-
вания) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точ-
ки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (от-
дельного человека), коллективные (группы людей, предприятия)
и общественные (потребности общества в целом в общественных
товарах – музеях, парках, маяках). По направленности потреб-
ности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах
по требления) и производственные (потребности предприятий в
сред ствах производства), Предметы потребления – это блага, ко-
торые используются физическими лицами для удовлетворения их
личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, пред-
меты по требления длительного пользования). Средства произ-
водства – это совокупность средств труда (машин, оборудования,
с помощью которых происходит производство благ) и предметов
труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средс-
тва производства потребляют предприятия (фирмы) в процес-
се производства благ. По положению в иерар хической системе
потребности подразделяют на абсолютные, действительные, по-
тенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности
(высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний
побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в
одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяже-
нии всей истории существования человечества. Действительные
потребности (второй уровень) имеют относительный характер
и от ображают объективную, то есть сознательно осмысленную,
потребность человека в конкретных потребительских благах
(предметах потребления и услугах), необходимых для расширен-
ного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития
личности. Они характе ризуют общие потенциальные возмож-
ности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут
быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися воз-
можностями производства и социальными условиями. Платеже-
ности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлет-
ворены определенными объемами предложения товаров и услуг,
и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактичес-
кие потребности (самый низкий, пятый уровень) определяют-
ся объемом средств существования, который практически может
обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).
Наиболее распространенной в экономической литературе явля-
ется классификация потребностей по А. Маслоу (схема 2.2). Са-
мые низшие потребности – физиологические. Это базовые потреб-
ности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти
два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности
в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они
присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является
Величина потребностей регулируется всеобщим экономичес-
ким законом возвышения потребностей (схема 2.3). В соответ-
ствии с этим законом величина и структура потребностей опреде-
ляется уровнем развития производительных сил.
Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит
от уровня развития человека (его образования, квалификации, куль-
туры) и средств производства.
Величина потребностей также зависит от образования людей,
уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п.
Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.
НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БЛАГ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИХ ВИДЫ (ГРУППЫ).
Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).
Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).
Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).
Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.
Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).
В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.
Можно выделить следующие критерии классификации:
По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);
По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);
По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);
По возможности реализации (реальные, идеальные);
По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);
По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).
Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные отрасли знания, каждая из которых может быть полным хозяином в ограниченной сфере, в точно отмежеванных ей пределах исследования.
Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.
Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение разного рода их потребностей.
Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека.
Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода «редкости»). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия на добывание и приспособление их к потребностям. Эти блага называются хозяйственными. Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста- теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, пожертвований. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.
Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.
Всякое производство характеризуется взаимодействием трех простых элементов: труда, предметов труда и средств труда.
Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологии и организации производства. Технология отражает техническую сторону производства и представляет собой способ воздействия человека на предметы труда, основанный на использовании механических, физических, химических свойств средств производства. Организация производства обеспечивает единство, взаимодействие всех работников, участвующих в производстве, связанных между собой разделением труда, а также организацию использования рабочей силы и средств производства. Через такие формы, как специализация, комбинирование, кооперация, концентрация производства и т. д. развивается взаимосвязь производства по отраслевому и территориальному направлениям. Совершенствование сложной и гибкой системы организационных связей является важным условием экономического роста.
Общественный характер производства, что дает основание для существования понятия «общественное производство», объясняется тем, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе в системе общественного разделения труда и специализации.
Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что означает специализацию в производстве тех или иных благ.
Именно в силу организации, кооперирования и разделения труда производство носит общественный характер. Поскольку производство всегда носит общественный характер, люди независимо от их воли и сознания вступают в нем в определенные отношения друг с другом и не только по системной организации факторов производства, но и по общественной форме участия в нем и характеру присвоения его результатов.
Сегодня серьезно возрастает значение энергии и информации. До недавнего времени основной двигательной силой и главным источником энергии, применяемой в производстве, были механические и особенно электрические двигатели. В 1924 г. в Лондоне на Международной энергетической конференции немецкий физик О. Винер подсчитал, что механические двигатели всего мира в то время, когда на земле проживало не более 2 млрд, человек, заменяли труд приблизительно 12 млрд, человек. C тех пор мощность механических двигателей на земном шаре значительно возросла, стали использоваться более мощные источники энергии, такие как атомная, внутриядерная, лазерная, энергия химических процессов и др. Подсчитано, что к концу XXI в.
атомные электростанции будут давать до 45% всей электроэнергии мира. Огромное значение сегодня играет информация, которая выступает условием работы современной системы машин, включающей в свой состав управляющее устройство, и условиям повышения качества, квалификации рабочей силы, а также необходимой предпосылкой успешной организации самого процесса производства.
Соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности человека выражается в следующем.
Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, а оказывают активное обратное воздействие на производство. В самом общем виде, согласно принятым методам учета, структура общественного производства может быть представлена следующим образом (рис. 2.1.3).
От сферы материального производства следует отличать непроизводственную сферу, или сферу нематериального производства. К ней относятся: здравоохранение, просвещение, наука (дискуссионно), культура, искусство, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию, спорт и т. д.
Труд, затрачиваемый в сфере материального производства и создающий материальные блага, выступает как труд производительный.
Производительный и непроизводительный труд является общественно полезным трудом, необходимым для развития общества, воздействующим на повышение эффективности совокупного общественного продукта труда.
Общественно полезными могут быть не только вещи, материальные блага, но и услуги материального (ремонт, транспорт, хранение) и нематериального характера (услуги образования, здравоохранения, культуры, быта). Производственные потребности удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами. Совокупность всех услуг образует сферу услуг.
HTP обусловила быстрое развитие сферы обслуживания, которая не создает самостоятельного материального продукта, но выполняет важные общественные функции. К этой сфере относятся производственная и социальная инфраструктуры.
Все вышеизложенные процессы осуществляются при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.
Учение о среде человеческого хозяйства различает естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во-первых, природой; во-вторых, общественной организацией.
Весьма существенную роль при достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кон- дии существовал закон, по которому отбирались молодые люди обоего пола, отличавшиеся красотой и силой. Их принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить «породу» людей. Наука сегодня, безусловно, признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психические качества, не только здоровье, но и болезни (диабет, артрит, рак, склероз, эпилепсия, истерия и др.). Бедность, сопряженная с плохим питанием, дурные гигиенические условия отражаются не только на росте смертности и заболеваний настоящего, но и будущего поколения. Очень важно помнить, что все реформы по улучшению положения населения оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.
В XXI в. человечество своей жизнедеятельностью становится единым целым, ибо сегодня нет ни одного уголка Земли, где бы человек не мог бы жить и работать, возросла связь, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ, информации и т. д. Все это благодаря технике, созданной умом человека. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами являются глобальные общечеловеческие.
Важность и значение естественней среды хозяйственной деятельности безусловны, но не следует преувеличивать их влияние, ибо человек так хитро создан, что его организм приспосабливается к тем или иным условиям, развиваются знания людей о свойствах материалов, умение ими пользоваться на основе развития науки и техники, роста уровня социальной культуры, которые могут облегчать или затруднять их борьбу с природой.
Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основным из которых являются отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое отражение на результативности хозяйствования. Адам Смит писал, что «человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, как есть побольше и работать поменьше». Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования «посткоммунистических» стран, где до недавнего времени преобладала «ничейная» общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.
Существенное влияние на условия хозяйственной деятельности оказывают различного рода государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие улучшения условий труда. Замена абсолютно бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы «очищает» социальную атмосферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чувства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициативу, деловой размах, а у наемных рабочих поднимает чувство собственного достоинства, приучает к последовательному и настойчивому, хотя и более спокойному и корректному, отстаиванию своих интересов.
Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: «Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих». У евреев кроме дня субботнего был еще и субботний год (каждый седьмой и юбилейный 50-летний). В это время повелевалось прощать долги под страхом великих наказаний.
В период появления капитализма рабочий день составлял 15, 16, 17 и более часов в сутки. Сегодня наши фермеры трудятся столько же.
Стремление к «неразумному» увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня. Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только известное, определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов, отдыхать 8 часов. Если эти границы превышаются, то человек сокращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти. Чрезмерное физическое напряжение вызывает расширение легочной ткани, большие вены придавливаются, к сердцу поступает меньше крови, увеличивается кровяное давление, сильные сердцебиения, расстройство печени, селезенки. Продолжительное сидячее положение с наклоном туловища вперед ведет к расстройству кровообращения в груди, брюшной полости, вызывает затруднение дыхания, неправильность пищеварения, геморрой, судороги, боли в желудке и т. д., не менее вредно и постоянное стояние во время работы.
Таким образом, поведение «экономического человека» определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов в том, что первые проявляются через деятельность людей, которые определяются сознанием, проявляются обычно в среднем как тенденции и носят (большинство из них) исторически переходящий характер.
Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И БЛАГА
У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.
На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, — это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости. Совокупность всех продуктов, произведенных для удовлетворения материальных благ, называется продукцией.
В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности ло конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Для людей служит благо. — это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране. Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА
С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах.
Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.
Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги.
Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми.
И все же основной круг удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:
недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;
приходится тем или иным способом распределять.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ БЛАГА
С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).
МАТЕРИАЛЬНЫЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА
С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.
Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.
Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.
Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.
Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:
Коммуникационные — услуги транспорта, связи.
Распределительные — торговля, сбыт, складское хозяйство.
Деловые — финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.
Социальные — образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.
Общественные — услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.
ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.
Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.
Неделимы и принадлежат обществу.
Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ БЛАГА
Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.
Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).
Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).
При всем этом экономические блага делятся на нормальные и низшие.
К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.
Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).