Подплав что это у подводников

11 фактов, которые мало кто знает о жизни на подводных лодках

Подплав что это у подводников

Книги и фильмы нередко романтизируют жизнь на подводных лодках. Служба на подлодке демонстрируется как увлекательное путешествие или как захватывающие дух спецоперации прямо под носом у врагов. Но большинство людей понятия не имеют, с чем сталкиваются подводники, и, думаем, будет интересно узнать факты о жизни на подводных лодках.

1. Служба на подводной лодке — одна из самых сложных работ в мире

Если ты думаешь, что твой офис с опенспейсами — настоящий ад, то это даже близко не соответствует истине. Будучи на подлодке, тебе приходится неделями, а иногда и месяцами сидеть в закрытом пространстве в небольших помещениях, как правило, не более двух квадратных метров, без возможности выйти на поверхность. Прибавь сюда знание, что тебя со всех сторон окружает вода, и что над тобой десятки, а то и сотни метров не особо дружелюбного океана, и поймёшь, что это ничем не лучше добычи угля в шахте.

2. Освещение моделирует цикл дня и ночи

Так как подводники, по сути, находятся в огромной стальной бочке без окон, и неделями не видят белого света, у них, в замкнутых пространствах, начинается депрессия. Чтобы предотвратить это, на лодках монтируют цикличное освещение, которое моделирует смену дня и ночи. Причём для улучшения психического состояния моряков, применяют разноцветное освещение.

3. В подводной лодке очень шумно

В большинстве фильмов подводники буквально крадутся по отсекам, не издавая ни звука. Это действительно так, но только в случае учений или реальных боевых столкновений, когда любой шум может засечь эхолот противолодочных кораблей. В обычном режиме на лодке царит шум, который усиливается узкими вытянутыми помещениями. Да и можно понять подводников, не особо соблюдающих тишину, ведь в постоянном молчании они начали бы сходить с ума уже в первые недели дежурства.

4. Единственной обоснованной причиной выхода экипажа на поверхность является опасность для жизни одного из подводников

Если думал, что жизнь подводников — это регулярное всплытие для пополнения провизии или для того, чтобы моряки могли развеяться, то ты ошибался. Единственная веская причина для всплытия на атомной подводной лодке — угроза жизни одному из членов экипажа. И угроза эта должна быть действительно серьёзной, так как на борту есть корабельный врач, который может справиться со многими проблемами, в том числе провести небольшую операцию.

Более того, на подводных лодках есть холодильные камеры, в которые, если произойдёт несчастный случай во время дежурства, отправят тело погибшего подводника до прибытия в порт.

5. Большая часть подводников не знает, где они, и не могут ни с кем связаться

Перед началом дежурства весь экипаж проходит инструктаж, где им описывается, по крайней мере, примерный маршрут. После отплытия из порта большинство рядовых подводников не в курсе, где они плывут, даже в какой части света они находятся. На борту нет ни телефонов, ни интернета, ни каких-либо других средств связи с землёй, так что, по сути, моряки пропадают с радаров на недели или даже месяцы.

6. Между членами экипажа постоянно случаются конфликты

Представь, что ты заперт в небольшом пространстве с десятками мужиков, которым некуда сублимировать свою энергию. Даже с учётом регулярных занятий, случаются конфликты, которые происходят из-за усталости, депрессии и давления, вызванного важностью выполняемой миссии. Просто вспомни, каким испытанием для многих людей стал карантин из-за коронавируса, когда выходить из дома можно было только за продуктами, и поймёшь, насколько сложно приходится подводникам.

7. Есть ограничения в потреблении воды

Какие ограничения, ведь подлодка плавает, как ни странно, под водой, и проблем с обеспечением этой жидкостью не должно быть? Не забывай, что подлодка бороздит солёные водоёмы, и морская вода не подходит для употребления внутрь. Поэтому у моряков есть ограничения в потреблении жидкости, как правило, не более суточной нормы для человека. Во время боевых дежурств это количество может сокращаться до 1 литра в день. Что касается бытовых нужд, то на них идёт забортная вода, проходящая определённую очистку. Она менее солёная, чем за бортом, но всё же не пресная.

8. Рацион однообразный и состоит из долго хранящихся продуктов

Раньше с этим у подводников было ещё хуже, но, с появлением холодильников и атомных реакторов, питающих эти прожорливые устройства электричеством, стало чуть лучше. На борт даже загружают фрукты и овощи, но большую часть рациона составляют консервированные продукты. Так как в режиме дежурства подъём на поверхность запрещён, судовому повару приходится готовить ограниченное количество блюд, которые не отличаются разнообразием.

9. В подводных лодках есть места для развлечения

Не думай, что подлодка — это огромная казарма, где с пробуждения и до сна моряки постоянно заняты работой. Нет, у них есть развлечения, причём разнообразные. Так, например, на некоторых лодках оборудуются даже спортивные залы, где можно выпустить пар, побив грушу или покачав железо. Также у них есть кают-компании, где моряки играют в настольные игры и просто общаются.

10. На подлодках дают вино

Выше мы сказали, что рацион подводников однообразен, но он всё равно лучше, чем у моряков на кораблях. Кроме того, каждый день вместе с едой моряки получают небольшое количество красного сухого вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.

11. Морякам приходится жить бок о бок с ядерным оружием

Источник

Постсоветский подплав: всплыть после падения

Подплав что это у подводников

Восстановление боевых возможностей подводного флота – один из приоритетов военно-технической политики России. При этом требования, предъявляемые к структуре российского подплава, во многом отличаются от тех, что предъявляются к подводному флоту ВМС США, и обусловливаются геополитическим положением России. Ключевым отличием российского подводного флота является принципиальная ставка на сохранение в его составе сильного противокорабельного компонента – соединения крупных надводных кораблей «вероятного противника» по-прежнему рассматриваются в качестве наиболее вероятной цели для российских субмарин. Кроме того, неизменным остается требование сохранения потенциала морской части стратегических ядерных сил.

Подплав как средство противодействия

Подводный флот исторически занимает особое место в составе военно-морских сил нашей страны. После окончания Второй мировой войны и начала «холодной войны» именно соединения подплава позволили Советскому Союзу бросить вызов морскому могуществу западной цивилизации во главе с США, которые унаследовали от Британской империи бремя владычицы морей. Причина подобной ставки на подплав была проста: создание сбалансированного надводного флота, способного завоевать господство на море в прямом противоборстве с ВМС США и их союзников, заняло бы десятилетия и грозило оказаться непосильным бременем для разоренной войной страны. В то же время строительство мощного подводного флота позволяло создать реальную угрозу глобальной морской торговле и военно-морским силам Запада достаточно быстро и с приемлемым уровнем затрат. Это было подтверждено, в частности, опытом двух мировых войн.

Подплав что это у подводников

В дальнейшем, несмотря на укрепление экономики СССР и рост его промышленного потенциала, приоритеты в создании флота не претерпели серьезных изменений. Надводный флот, превзошедший к концу 1970-х годов ВМС США по общей численности, по-прежнему был ориентирован, главным образом, на выполнение задач в морях, примыкающих к границам СССР, с относительно небольшим компонентом океанской зоны. Основу ударной мощи ВМФ СССР составлял многочисленный подводный флот, значение которого особенно возросло после появления атомных подводных лодок (АПЛ) и особенно ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) с баллистическими ракетами на борту.

На конец 1980-х годов в составе ВМФ СССР насчитывалось более 300 подводных лодок [1], в том числе 64 атомных и 15 дизельных ракетоносцев с баллистическими ракетами различной дальности, 79 носителей крылатых ракет (в том числе 63 атомных), около 80 атомных и примерно такое же количество дизельных торпедных субмарин.

Действующая Государственная программа вооружения на период 2011–2020 гг. предусматривает серьезные затраты на флот (свыше 4 трлн руб.), из которых немалая часть уйдет на подплав. Крупные расходы на ВМФ запланированы и на период после 2025 г.
Анализируя структуру советского подводного флота, следует отметить значительную долю специализированных носителей крылатых ракет (до четверти состава), в подавляющем большинстве ориентированных на выполнение противокорабельных задач. Такой состав естественным образом определялся характером задач ВМФ, среди которых главными были две: обеспечить в случае соответствующего приказа нанесение ядерного удара по территории противника и, пока война не превратилась в «ядерный Армагеддон», максимально осложнить операции его надводного флота и морские грузоперевозки.

Распад СССР – распад флота

Распад СССР повлек за собой стремительное сокращение ВМФ, в том числе и подплава: уже к середине 1990-х годов его списочная численность уменьшилась примерно вдвое. В настоящее время в составе флота находится около 60 лодок (без учета подводных аппаратов спецназначения и их носителей), т.е. примерно в пять раз меньше, чем в конце 1980-х годов. Понизилась и доля боеготовых субмарин: по некоторым непубличным оценкам, выполнять боевые задачи могут не более 25–30 лодок, т.е. около половины от общего числа. Коэффициент оперативного напряжения ввиду деградации береговой инфраструктуры по-прежнему невысок, даже несмотря на уменьшение общего числа лодок. Таким образом, одновременно в море могут находиться не более 6–8 субмарин российского флота. В 2000-х годах Россия не всегда могла поддерживать постоянную боевую службу ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, которые были вынуждены, главным образом, нести дежурство «от пирса».

Подплав что это у подводников

Действующая Государственная программа вооружения на период 2011–2020 гг. предусматривает серьезные затраты на флот (свыше 4 трлн руб.), из которых немалая часть уйдет на подплав. Крупные расходы на ВМФ запланированы и на период после 2025 г. В 2010–2020-х годах флот должен получить в общей сложности до 35–36 атомных субмарин и до 20 неатомных подлодок (ПЛ). Суммарные затраты на подплав в текущих ценах могут составить не менее 1,7 трлн руб. без учета модернизации субмарин советской постройки. При этом в ожидании поступления новых лодок флот намерен модернизировать старые, остающиеся в строю. В целом количественные параметры обновления сравнимы с соответствующими параметрами ВМС США. К 2030 г. американцы планируют построить до 30 атомных многоцелевых подлодок типа «Virginia» и начать строительство атомных подводных ракетоносцев нового поколения. В связи с этим интерес представляют различия в структуре российского и американского подплава, обусловленные разными боевыми задачами.

Формат подводных сил ВМФ России в том виде, в каком он был изначально определен госпрограммой вооружения на 2011–2020 гг., предполагающей строительство 8 РПКСН (проект 955 «Борей»), 7–8 многоцелевых ракетоносцев (проект 885 «Ясень») и 10–12 неатомных подлодок, нельзя было назвать сбалансированным. При адекватных темпах замены РПКСН и неатомных ПЛ эта программа в исходном виде грозила серьезным сокращением численности атомных многоцелевых лодок. Сегодня в составе ВМФ России насчитывается 27 многоцелевых субмарин проектов 949А, 971, 671РТМК и 945/945А, значительная часть которых будет списана в силу физического устаревания в течение ближайших 10–12 лет.

Замена выводимых лодок всего 7–8 «Ясенями» вряд ли возможна – при всех внушающих уважение характеристиках этого проекта «Ясени», как и любая другая субмарина, не способны оказаться одновременно в нескольких местах, чтобы заполнить «дыры», образовавшиеся в результате резкого сокращения флота. При этом увеличить объемы строительства «Ясеня» хотя бы до 15 единиц до 2025 г. также малореально в силу большой стоимости (превышающей 100 млрд руб. за единицу) [2] и сложности лодок этого типа.

В данной ситуации напрашивается следующий вывод: необходима разработка нового, менее амбициозного и более дешевого проекта, который мог бы заменить выводимые из состава флота многоцелевые лодки в пропорции один к одному.

Подплав что это у подводников

В итоге такое решение было принято. В начале июля 2013 г. некоторые СМИ со ссылкой на компетентные источники в Объединенной судостроительной корпорации сообщили, что для ВМФ России разрабатывается новая атомная подводная лодка, которая призвана заменить субмарины советских проектов 671, 971 и 945. Главными задачами новой лодки будут защита своих РПКСН от атак многоцелевых подлодок противника и охота за вражескими ракетоносцами в их районах патрулирования.

Подобная специализация позволяет говорить о новой лодке как о «подводном истребителе», заточенном, прежде всего, под бои с себе подобными. Вместе с тем развитие современного ракетного вооружения позволит сохранить на этих лодках определенный ударный потенциал, хотя и более скромный, чем на «Ясенях», несущих до 32 крылатых ракет различных типов в 8 универсальных пусковых установках.

Характеристики перспективного проекта пока не оглашались, но, по неофициальным данным, перспективный подводный истребитель будет иметь подводное водоизмещение в пределах 6–7 тыс. т (против 13–14 тыс. т у «Ясеня»), скорость в пределах 30 узлов и вооружение из 4–6 торпедных аппаратов и 8–12 крылатых ракет в универсальных пусковых установках. Стоимость подобной субмарины должна укладываться в рамки 50–60 млрд руб. в нынешних ценах.

Менее мощная энергетическая установка и упрощенный состав вооружения должны позволить строить эти субмарины более быстрыми темпами. Предполагается, что сооружение головного корпуса нового проекта может начаться уже в ближайшие 2–3 года. При нормальном финансировании его можно будет ввести в строй к 2020–2021 гг. Серийное строительство, развернутое на нескольких заводах (помимо Севмаша, технически это возможно сделать на Адмиралтейских верфях, Амурском судостроительном заводе и, возможно, на заводе «Красное Сормово»), позволит ввести в строй к 2030 г. до 20 «истребителей» нового проекта. Однако даже 10–12 новых лодок в сочетании с «Ясенями» и модернизацией наиболее «свежих» субмарин советских проектов послужат весьма серьезным пополнением флота.

Американский подход: сходство и различия

Проблему, которую сегодня решает ВМФ России, несколько раньше уже решали ВМС США, которые после окончания «холодной войны» также столкнулись с резким сокращением ассигнований и ростом стоимости субмарин новых проектов.

В 1990-х годах американский флот отказался от серийного строительства субмарин типа «Seawolf» – крупных, тяжеловооруженных и скоростных подводных крейсеров. Выбор был сделан в пользу менее амбициозного проекта – проекта лодок типа «Virginia». Построенные в 1990-х годах три «морских волка» вместо 30 запланированных (последний – «Джимми Картер» – в варианте лодки спецназначения) так и не получили продолжения. В то же время лодки «Virginia» (строительство первой было начато в 1999 г.) размножены уже в 10 экземплярах. Как уже упоминалось, ВМС США рассчитывают получить не менее 30 лодок этого типа для замены устаревающих субмарин типа «Los Angeles».

Подплав что это у подводников

В дальнейшем модернизированные «Ohio» планируется заменить носителями крылатых ракет, построенными на основе лодок типа «Virginia». При этом в отличие от российских/советских ПЛАРК, ориентированных на борьбу с флотом противника, американские предназначены, прежде всего, для атак береговых целей.

Противокорабельный потенциал как sine qua non

В ходе дискуссий о путях развития отечественного подплава неоднократно высказывались соображения о необходимости точного следования «американскому пути» и ограничения серии лодок типа «Ясень» количеством в 2–4 единицы, с последующим переходом к строительству лодок более дешевого проекта.

В настоящее время это решение неприемлемо по политическим причинам. В ВМФ России многоцелевые лодки проекта 885 «Ясень» должны занять место атомных подводных крейсеров проекта 949А, главным назначением которых является борьба с соединениями надводных кораблей противника, прежде всего с авианосцами. Эта задача остается актуальной в связи со сложным форматом российско-американских отношений и текущей обстановкой на Дальнем Востоке. Основные игроки в этом регионе – Япония и Китай – наращивают потенциал надводных флотов, причем возможность конфликта с Японией из всех гипотетических вариантов столкновений с другими развитыми государствами для России сегодня наиболее высока.

Прямое следование американскому пути для России было бы возможно лишь при встраивании в американскую геополитическую орбиту и военном союзе с Соединенными Штатами, что практически нереально в обозримом будущем.
В ВМС США «Seawolf» при всех его возможностях оставался, прежде всего, «подводным истребителем» – задача борьбы с надводным флотом противника в США возлагается, главным образом, на палубную авиацию. Таким образом, прямое следование американскому пути для России было бы возможно лишь при встраивании в американскую геополитическую орбиту и военном союзе с Соединенными Штатами, что практически нереально в обозримом будущем.

Исходя из текущей геополитической обстановки, подводный флот России должен сохранить свое «противокорабельное» крыло, и эта задача автоматически диктует необходимость наличия в составе флота как минимум 8–10 многоцелевых подлодок с мощным ракетным вооружением. На период до 2030 г. она может быть решена за счет строительства 7–8 субмарин типа «Ясень» и сохранения в составе флота 3–4 модернизированных крейсеров проекта 949А.

Неатомное будущее

Подплав что это у подводников

Еще одним отличием России от США является необходимость содержать внушительный флот неатомных субмарин [3] – в силу наличия соответствующих морских театров типа Балтики, Черного, Средиземного, Японского морей и отсутствия союзников, способных взять на себя эту ношу.

Для США такими союзниками являются, например, Германия, Нидерланды, Норвегия, Япония и ряд других стран. Имеющийся объем задач диктует необходимость содержать в составе флота как минимум 20 подобных субмарин, способных самостоятельно решать задачи на замкнутых морских театрах без привлечения сил атомного подплава.

На сегодня в составе флота насчитывается лишь 18 дизельных подлодок проекта 877 «Палтус» постройки 1980–1990-х годов, более известных как «Варшавянка», значительная часть которых небоеспособна. Восстановление потенциала неатомного подплава идет двумя путями: ремонт «Варшавянок» и строительство новых боевых единиц. С ремонтом все более-менее ясно, тогда как в ходе реализации нового проекта 677 «Лада» возникли затруднения.

В 2000-х годах для ВМФ России были заложены три «Лады», однако их строительство затянулось в силу недоведенности энергетической установки, нового гидроакустического комплекса и другого оборудования. В итоге на сегодня в состав флота принята всего одна субмарина нового проекта, до сих пор не показавшая «контрактных» возможностей.

На доработку «Лады» и ее силовой установки были брошены лучшие силы подводных и энергетических конструкторских бюро. При этом процесс затянулся, в частности, из-за отвлечения инженерно-конструкторских кадров из энергетической отрасли на восстановление пострадавшей в аварии Саяно-Шушенской ГЭС.

В итоге в качестве временной меры было принято решение о строительстве лодок отработанного проекта 636 (усовершенствованная экспортная версия проекта 877) с опозданием почти на 10 лет, поскольку проект 636 предлагался для ВМФ России еще в начале 2000-х годов. Если бы это решение было принято вовремя, сегодня флот мог бы иметь как минимум 6–8 дизельных субмарин новой постройки. Тем не менее 6 лодок этого проекта заказаны для восстановления подводных сил Черноморского флота, и 3 из них уже строятся: головная субмарина проекта 636.3. «Новороссийск» должна быть спущена на воду в этом году.

Необходимый минимум

Сегодня в составе флота насчитывается, как уже отмечалось, не менее 60 лодок (без учета различных аппаратов специального назначения и подлодок-носителей таких аппаратов). Вместе с тем выполнять боевые задачи могут, по разным оценкам, не более 4–5 подводных ракетоносцев, 12–15 многоцелевых атомных субмарин и 8–10 неатомных лодок, т.е. менее половины наличных сил. Этого явно недостаточно даже для простого поддержания присутствия в критически важных районах, не говоря уже о наращивании сил в случае необходимости.

При условии ремонта и модернизации до 2025–2030 гг. могут дожить максимум 2–3 «стратега», 8–10 многоцелевых атомных и 6–8 дизельных лодок.

Таким образом, восстановление потенциала подплава требует строительства 8–10 РПКСН, 18–22 многоцелевых атомных лодок и 12–15 неатомных субмарин. Из этого числа в настоящее время построены (либо строятся) 4 РПКСН, 2 многоцелевые атомные лодки и 3 неатомные, причем до конца 2013 г. ожидается закладка еще одного РПКСН, одной многоцелевой атомной лодки и двух неатомных. Такая «очередь строительства» пока находится в русле обозначенных приоритетов – восстановление потенциала морских стратегических ядерных сил и сохранение противокорабельного потенциала. Вместе с тем подобный перекос чреват сокращением возможностей по борьбе с подводными силами вероятного противника и защите собственных ракетоносцев от возможных подводных атак.

С учетом вышеизложенного актуальным представляется пересмотр приоритетов строительства подводного флота с переносом сроков реализации некоторых программ. На наш взгляд, вполне допустим перенос на пять лет программы строительства ракетоносцев проекта 955, в соответствии с которой предполагается строительство 8 РПКСН до 2020 г. Такой перенос позволит высвободить средства на ускоренное строительство многоцелевых лодок и может быть компенсирован продлением сроков службы РПКСН проекта 667БДРМ, составляющих основу морских стратегических ядерных сил России.

1. Павлов А.С. Советский ВМФ. 1990–1991 г.: Справочник. Якутск, 1991.
2. Впоследствии было объявлено о том, что военное ведомство и промышленность «сошлись» на цене серийных «Ясеней» в пределах 50 млрд руб. Однако многие специалисты уже сейчас называют подобное занижение цены неоправданным и политически мотивированным. Более реалистичным представляется прогноз цены порядка 75–80 млрд руб.

3. Термин «неатомные субмарины» стал использоваться вместо традиционного «дизельные субмарины» после появления различных воздухонезависимых энергетических установок, в том числе и без традиционных дизельных двигателей.

Источник

Краткий сленговый словарь современного подводника Словарь не претендует на объективность и полноту

Краткий сленговый словарь современного подводника

Словарь не претендует на объективность и полноту

…зайдешь в баталерку, курделем щелкнешь, увидишь в углу под пуанкалувром абгалдырь стоит, за ним вымбовки валяются, там и гардаман найдешь.

Флотский разговорный фольклор

Верхний — вооруженный верхний вахтенный для охраны корабля. Вооруженных нижних вахтенных на флоте не предусмотрено

Ветразель — грубо говоря, труба для вентиляции. Другое объяснение подобрать трудно

ВИМ — вахтенный инженер-механик (один из трех комдивов)

Внешний объект — изумительное военное изобретение для времяпровождения. То есть место или участок местности, предназначенный для ежедневной приборки экипажем. Особенно занимательна круглосуточная приборка снега во время снегопада

ВСУ — всплывающее спасательное устройство (упокой Господи душу спасающегося)

Выделения — личный состав, выделенный куда-нибудь (приборка внешнего объекта, камбуз, вахта, патруль.)

Вымбовка — металлический стержень для закручивания клапанов

Гады — кирзовые флотские ботинки типа «Цебо» на резиночках

Гальюн — благородное военно-морское название туалета, уборной, отхожего места и т. д. и т. п.

Гардаман — морской наперсток. Ничего общего с сухопутным не имеет

Гарсунка — помещение, откуда в кают-компанию подают пищу. Обычно в гарсунке много мусора, тараканов и грязных матросов

Говно вопрос! — фраза, означающая пустяковую проблему, решаемую ловко и быстро

Группа «К» — круг лиц, включающий в себя командира, замполита, обоих старпомов, помощника командира, СПСа и почему-то интенданта. Вероятнее всего, из-за неразрывной связи желудка командира и содержимого провизионок

ДЖ — третий дивизион, дивизион живучести, «короли дерьма и пара»

Доклад — дневное трехразовое собрание всех командиров и начальников экипажа для обсуждения текучки (см. текучка). Чисто военно-морское мероприятие. В сухопутных войсках не применяется.

Е… у тебя море! — фраза с очень широким диапазоном толкования. От восторга и удивления до испуга и ужаса.

Живчик — дежурный по живучести, на мой взгляд, термин двойственный. От самого слова «живучесть» и от характера деятельности: очень живая. Почему-то именно ночью крайне необходимо обойти и проверить все корабли своей дивизии на всех пирсах. А пирсов 17, и стоят они совсем не впритык. Большая и несознательная часть дежурных не мудрствуя лукаво идут на ближайший корабль, оттуда обзванивают все остальные. В обмен на типовые замечания, даваемые дежурным по ПЛ, обещают не приходить и не тревожить. В итоге все довольны. Живчик спит, дежурный по ПЛ пишет в вахтенном журнале лабуду о его приходе и замечания типа «…налет ржавчины и плесени на крышке реактора ЛБ…». Все равно никто не читает.

Завестись и вывестись — два слова, вмещающие в себя тысячи книг, написанных с момента открытия цепной реакции деления. Попросту ввод и вывод из действия главной энергетической установки корабля — ядерного реактора. Лично я проделывал это не менее трех-четырех десятков раз. Хочу сказать, что это довольно веселая процедура, но об этом дальше. Особенно хорош вывод ГЭУ из действия!

Заправить шконки по-белому! — ненормальная заправка койки, когда простыни зачем-то наверху. Вероятно, чтоб показать, что они все-таки есть. Только для смотров

Каменный крейсер — береговая казарма экипажа ПЛ.

Караси — самые обыкновенные носки. Аналогия с рыбой мне и самому непонятна. Но название нравится. Как-то живо.

Квадратное яйцо — гордость флотских кулинаров. Яйцо (круглое) как символ заботы страны вручается каждому военнослужащему на завтрак. Но вдруг яйца кончились или по нынешним временам их просто не дали? И вот тогда волшебники-коки из воды и яичного порошка творят нечто студенисто-рыхлое. Все это называют омлетом, или квадратным яйцом. Такая вот кухня. А квадратное, потому что на квадратики режется.

Киповня — место, где спят киповцы. Официально «выгородка КИП» (контрольно-измерительных приборов). Тесная и узкая, но спать удобно. Конечно, если крысы не мешают Киповцы — высокоинтеллектуальные механики, по большей части спящие в киповской(см. киповня)

Кисляк — что-то мерзкое, неприятное моряку

Кница — металлический уголок

Кокпит — отверстие в палубе

Комбинат питания — большая береговая флотская столовая. Битком набита крысами, кладовщиками-азербайджанцами и прочей несъедобной гадостью. Внушает легкий ужас личному составу перспективой принимать в ней пищу

Компердив — командир первого дивизиона (КДД). Дивизиона движения. По сути, полкорабля в его заведовании, начиная с реакторов, заканчивая тремя десятками матросов-удальцов, не считая офицеров и мичманов. Должность, требующая глобальных знаний и стальной нервной системы

Кунгам — кувшин для подмывания (искаженное тюркское «кумган»). Пойти на кунгам — сходить на взбучку к начальству Курдель — пакетник для включения и выключения света

Лаперузы — ласковое прозвище флотских начальников

Лопата — глупый, недалекий человек

Люверс — дырка в парусе, анахронизм, обозначающий простую дыру

Люкс — любой не механик, будь то минер, штурман или ракетчик. Один нач-хим из всей этой своры люксом себя не считает, а гордо причисляет к механикам, что, в общем-то, справедливо

Метать птюху — есть, принимать пищу (см. птюха)

Мех — командир БЧ-5, самый главный из механической стаи. Как правило, человек занятный и неординарный. Даже своими не лучшими качествами

Минуту ждать! — ждать, но не минуту, а сколько потребуется

Мица (грибан) — фуражка. Термин «мица» самому мне абсолютно непонятен, а вот грибан от формы грибной шляпки, помятой, но обаятельной. Мицы делятся на три разновидности: уставная; «аэродром» — сшитая

на заказ, красивая и удобная; грибан, сотворенный из уставной путем удаления всех ватных внутренностей и подкладки. Но это касается лишь белых фуражек. Черные шьют практически все. Уставные носить невозможно

МКУМ — минимально контролируемый уровень мощности реактора

Море на замок — конец рабочего дня

Нагель — говоря грубым сухопутным языком это скоба

Нули — салаты, по аналогии с первым, вторым

Обморок — никчемный, бесполезный военнослужащий

Оповещение — мероприятие по сбору офицеров и мичманов на корабль. Бывает простое и скрытное. Особо тягостно скрытное для обладателей телефонов, которым приходится оббегать всех живущих рядом членов экипажа и в любое время дня и ночи уговаривать их пойти на корабль

Особняк — он же чекист. Последователь Феликса Эдмундовича в глубинах океана. Ранее назывался «уполномоченный особого отдела», причем бирка на его каюте как-то невзначай наводила мысль о гальюне — «ОО». Сейчас называется более романтично — представитель федеральной службы контрразведки, что, собственно, не меняет сути. Один из самых глобальных бездельников в плавании. Живет в одноместной каюте. Вызывает у всех внутреннюю неприязнь, хотя попадаются и приличные мужики

Паук на погоне — контр-адмирал и выше. Получить паука на погон — получить звание адмирала

цу и готов к немедленному применению

Полгет — дырка для вымбовки (см. вымбовка)

Провизионка — провизионная камера для хранения продуктов. На корабле их шесть или семь. Предмет вожделения практически всех членов экипажа

Продуть гальюн — в буквальном переводе на сухопутный язык это помыть, убрать, почистить туалет, уборную, очко и т. д. и т. п. Технически и морально опасная операция, как для пользователя, так и для обслуживающего персонала. Технически неграмотные действия могут привести к тому, что фекалии придется в буквальном смысле выковыривать из ушей. Что нередко и происходит

Птюха — пища, еда. Чисто матросский термин

Пуанкалувр — грибок на вентиляции, регулирующий поступление воздуха

Пульт — пульт ГЭУ. На РПК СН пультов, как грязи. Но при упоминании пульта все сразу понимают, что речь идет именно о пульте ГЭУ

Развод — безумно колоритное мероприятие. Кто хоть немного знаком с военной службой, знает, что такое развод на службу, занятия или вахту. Так вот, на флоте этот выстраданный годами ритуал особенно забавен. А все из-за того, что Строевой устав на флоте не знает никто. От главкома до матроса. Вследствие чего каждый маленький Наполеон трактует его по-своему, что особенно весело и непредсказуемо. Чего стоит одна команда «Кругом!» при ходьбе на месте. Если хотите проверить — попробуйте воспроизвести. Обхохочетесь! Все, включая гражданских лиц, вплоть до домохозяек Раскрепиться — приготовиться, закрепиться, а проще — спрятаться и спать, или спать и не прятаться

РПК СН — ракетный подводный крейсер стратегического назначения

Рубать — есть, употреблять пищу (см. птюха)

Сарай — пространство между прочным и легким корпусом подводной лодки. Очень удобное место для тайных перекуров, запрятывания спертых на погрузке продуктов питания и вообще для самых разных тайных дел

Скотовоз — грузовой автомобиль марки «КамАЗ» предназначенный для перевозки офицерского и мичманского состава в любое время года по заполярным дорогам. Разновидности: кунг (крытый), бортовой (брезентовое покрытие)

Сопливчик — нашейный галстук матроса. Вечная проблема, теряется ежедневно и навсегда. Впрочем, как и все предметы вещевого аттестата

Тамбур-шлюз — помещение, предназначенное для мытья моряков исключительно после грязных, радиационно опасных работ. На РПК СН их три. Два в турбинных отсеках (8, 9), один в шестом отсеке, для выхода из седьмого — реакторного. Об авариях никто серьезно не думает, точнее, не мечтает, и умелые руки подводников превращают их в мини-парные и душевые. Без ущерба истинным задачам тамбуров. Это вызывает неописуемую ярость командиров и начальников всех немеханических сил. Но где наша не пропадала! Мылись, моемся и будем мыться! Точнее, будут мыться!

Тащ — сокращенное обращение матроса к офицеру. В полном варианте звучит как «Товарищ». Например: «Тащ каптран» — дословный перевод «Товарищ капитан 3 ранга»

Текучка — обыденные, повседневные занятия

Топтать фазу — выключить свет

Тремпель — плечики, вешалка для костюма, брюк и всего остального. Происхождение термина теряется в глубинах истории

Турбинер — он же турбинист. Один из турбинной банды, которой командует всего один, глубоко несчастный офицер КТГ (командир турбинной группы). Заслуживает огромного сочувствия из-за необходимости командовать самой большой по количеству группой матросов на корабле

Тырса — каменная пыль, в нашем случае вещество, олицетворяющее флотскую старость

Управленец — дословно: тот, кто управляет. В данном случае не производством, не министерством, а ядерным реактором. На РПК их шесть: три инженера, командир реакторного отсека и два основных КГДУ-1 и КГДУ-2.

Лично я был КГДУ-2 (командир группы дистанционного управления левого борта)

Хромачи — хромовые флотские ботинки

ЦП — центральный пост подводной лодки, место, где вахту несет группа «К» и великое множество других: штурманы, ВИМы, вахтенные офицеры, боцманы и т. д. и т. п. Если ГЭУ — ноги и сердце ПЛ, то ЦП — наверное, голова

Шапка с ручкой — каракулевая шапка капитана 1 ранга с козырьком. Изобретена на закате советской власти

Шило — спирт-ректификат, основная валюта на флоте. Также употребляется внутрь, в разных видах (см. бензольное кольцо)

Шкентель — на парусном флоте короткий конец троса с очком на конце. Ныне употребляется в несколько ином значении, как конец, окончание. «Плестись на шкентеле» — отставать, идти в конце строя

Шконка — корабельная койка («упасть на шконку» — лечь спать)

Шланг — хитрый, ленивый военнослужащий

Шпигат — отверстие для стока воды. Бывалые подводники называют шпигатом даже сток в ванне, вызывая недоумение жены. Как и все на флоте имеет множество толкований. «Просочился в шпигат» — тихо, незаметно исчез Штерт — короткий кусок троса, служащий для завязки чего-либо (см. штертануться)

Штертануться — действия военнослужащего ВМФ после постигшего его неприятного известия, горя (повеситься, застрелиться, утопиться и т. д. и т. п.)

ЭТД — второй дивизион, электротехнический дивизион

Читайте также

Краткий словарь военно-морских терминов, встречающихся в книге

Краткий словарь военно-морских терминов, встречающихся в книге Абордаж — рукопашный бой при сближении противоборствующих кораблей вплотную.Аврал — работа на корабле, выполняемая всей командой.Адмиралтейств-коллегия — высший коллегиальный руководящий орган

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СТАРЫХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В КНИГЕ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СТАРЫХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В КНИГЕ Абордаж — рукопашный бой при сближении противоборствующих кораблей вплотную.Аврал — работа на корабле, выполняемая всей командой.Адмиралтейств-коллегия — высший коллегиальный руководящий орган

Словарь морских терминов

Словарь морских терминов Бакштаг – трос для закрепления судовых мачт.Бегин-рей – нижний рей бизань-мачты. На нем нет своего паруса. К нему притягиваются шкотами нижние углы паруса второго яруса.Бейфут – снасть, придерживающая рей к мачте или стеньге.Бимс – поперечная

СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ Бакугеки-киБомбардировщик. Термин Императорского ВМФ, применявшийся специально для обозначения самолета с возможностями пикирующего бомбардировщика.Гекитсуи-охДословно — «король сбивания». Японский термин, примерно соответствовавший асу в авиации западных

Краткий словарь военно-морских терминов, встречающихся в книге

Краткий словарь военно-морских терминов, встречающихся в книге абордаж – рукопашный бой при сближении противоборствующих кораблей вплотнуюаврал – работа на корабле, выполняемая всей командойадмиралтейств-коллегия – высший коллегиальный руководящий орган

Словарь старых морских терминов

Словарь старых морских терминов абордаж – рукопашный бой при сближении противоборствующих кораблей вплотнуюаврал – работа на корабле, выполняемая всей командойадмиралтейств-коллегия – высший коллегиальный руководящий орган российского флота (совет флагманов) в XVIII

Краткий терминологический словарь

Краткий терминологический словарь ААбордаж – способ ведения боя на море в эпоху гребного и парусного флота, состоявший в том, что суда вплотную сближались друг с другом и исход боя решался рукопашной схваткой.Абордажная партия – часть команды корабля, выделявшаяся по

Терминологический словарь

Терминологический словарь ага – начальник, старшина, хозяин, почетный титул, составная часть многих должностей и званий, преимущественно воинских;акче (аспра) – турецкая серебряная монета, основная денежная единица в Османской империи;ахун – мусульманский ученый –

Словарь основных терминов

Словарь основных терминов В данном исследовании под «интернированными» понимается уникальная категория лиц, нигде, кроме Польши в рассматриваемый период, не встречающаяся. Особенность ее заключается в том, что основной контингент интернированных включал в себя

Словарь терминов

Словарь терминов

Словарь терминов Абсолютно черное тело (АЧТ) – физическая абстракция, введенная Густавом Кирхгофом в 1862 г. и широко применяемая в термодинамике как идеализированное тело, поглощающее все падающее на него электромагнитное излучение во всех диапазонах и ничего не

Краткий словарь фортификационных терминов

Краткий словарь фортификационных терминов Амбразура (фр. embrasure — бойница, оконное отверстие в стене, расширяющееся внутрь комнаты) — горизонтальный вырез в бруствере или стене укрепления таких размеров и такой формы, чтобы дуло орудия или другого огневого средства

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ВОЕННЫХ ТЕРМИНОВ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ВОЕННЫХ ТЕРМИНОВ Андреевский флаг — кормовой флаг кораблей Военно-морского флота Российской империи с 1712 по 1918 г. Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *