Поднять волосы кисэн что это значит
Кисэн: кто это такие и чем они занимались?
Многие люди, изучающие Восток, а именно Японию, когда-нибудь да заинтересуются такими женщинами, которые именуются как “гейши”. К слову, японские гейши наиболее известные персоны, чем корейские или китайские. Поэтому сегодня я бы хотел поговорить о “гейшах” в стране Утренней Свежести.
Я не зря поставил слово гейша в кавычки, поскольку многие интересующиеся Востоком не знают их корейского названия. К слову, ваш покорный слуга тоже и не догадывался о названии до те пор, пока не столкнулся с текстом “Верная Чхунхян”. Если честно, у меня текст был буквально на 2 страницы учебника, но это, как вы понимаете, укороченная версия. Но давайте перейдем к самой сути.
Кто это?
Их зовут кисэн (기생). Если вбивать это слово в словарь, скажем, Naver, то вы увидите определение “Korean Geisha”, и такое определение верно лишь частично.
Кисэн — это в первую очередь профессиональные развлекательницы, и только потом уже можно давать характеристику куртизанки.
Не лишним будет также добавить, что данная культура была завезена в Корею из Китая, что меня почему-то не удивляет.
Род деятельности
Поскольку в их обязанности входит развлекать клиента, то и их умения должны быть соответствующими. Разумеется, это пение, танцы и умение играть на музыкальных инструментах. Также помимо этого они разбирались в искусстве и были неглупыми девушками, поэтому выражение “мозг, размер которого сопоставимый с арахисовый орешек” к ним не подходит.
Если обратиться в один известный для меня корейский источник, то там всплывет следующая характеристика, которая, оказывается, имела вес в то время:
“Смекалка и умение вести беседу важнее, чем красивая внешность”.
Очень интересная характеристика и, прочитав все вышеизложенное, у вас должен был возникнуть следующий вопрос:
Как становились кисэн?
Если кисэн родила дочку, то впоследствии этот ребенок пойдет по стопам матери. Хочет она того или нет. Да, участь незавидная, да и свободы выбора у нее нет. Если же рождался мальчик, то он становился слугой. Но есть один нюанс, что мальчик будет наследовать свой статус в зависимости от биологического отца.
Такие школы существовали и их называли 교방 (кёбан). Корейский интернет уверял, что сомнений в их существовании нет, и можно заглянуть в древние источники времен Корё, чтобы в этом убедиться. В таких школах обучали каллиграфии, живописи, пению, танцам, литературе и даже слагать стихи. Девушка, учившаяся в таком образовательном учреждении, будет находиться при дворе, и развлекать как короля, так и высокопоставленных чиновников.
Но если честно, у меня по этому пункту есть несколько вопросов, над которыми я сам и попытаюсь поразмыслить.
Если рассуждать логически, то знатный и именитый род не отдаст своего ребенка учиться этой профессии. Значит должна быть семья низкого сословия. Хотя наверняка были и богатые семьи, которые намеренно отдавали свою дочь в такую “школу”.
В возрасте 50 лет они могут оставить свою службу, а пик их активной деятельности, если мне не изменяет память, от 16 до 22 лет, то значит, что с 7 или 8 лет они начинали свое образование.
Перестать быть кисэн и выбраться из низкого статуса можно только в том случае, если ее брал в жены представитель знати, но интуиция мне подсказывает, что такие случаи бывали редко.
Классификация
Среди трехступенчатой системы, представители этого класс были, так скажем, элитой. Они гордились своим образованием и участвовали в больших государственных мероприятиях или же были во дворце. Они отлично пели, танцевали, разбирались в искусстве, а также владели классическим китайским, что очень важно. Об интимной связи с ними не было и речи, поскольку они держали свое главное правило «Развлекать развлекай, но тело не продавай!».
По своей сути они чем-то похожи на 1 класс, но они немного хуже разбираются в науке и искусстве. Разумеется, это не главное их отличие от вышесказанной группы кисэн. Самое главное отличие заключается в том, что они могут втайне вступать в интимную близость с клиентом.
Правда мне интересно, а что будет если они забеременеют? Куда они пойдут по лестнице?
А это самый низший класс в иерархической лестнице кисэн. Часто их даже называли 더벅머리 Если переводить буквально через словарь, то это лохматая голова. В моем же понимании, это просто непричесанная девушка). В основном их функция была в распевании народных песен и уединении с клиентом. К слову, в корейской статье так и писалось, что данные девушки и являлись проститутками.
Когда я увидел определение, то у меня сразу всплыла такой кадр из фильма “бриллиантовая рука”
Заповеди для мужчин
Не поверите, но я нашел 4 правила, которые должен соблюдать корейский мужчина при встрече с кисэн.
У них в обязанность входит улыбаться и угождать всем мужчина, поэтому она может врать.
Другое название кисэн – 解語花 (해어화). То есть кисэн — это цветок, который может говорить. И когда ты приходишь к ним со свежими цветами, это значит, что ты обманываешь ее.
Помни, что в большинстве своем, кисэн не может жить как обычный человек. И когда ты хвастаешься своей женой, это выглядит как сильное издевательство над кисэн.
Помни, что кисэн оттачивали свои знания в искусстве, литературе, умении поддержать беседу и многих других областях. Они образованы не хуже человека знатного происхождения, и если ты ошибешься при написании чего-либо, высока вероятность, что ты опозоришься.
На самом деле есть еще 5е правило, но я затрудняюсь его перевести, и как только его переведу – сразу же загружу сюда. Прощу прощения и заранее благодарю за понимание.
Вывод и послесловие
Как вы понимаете, кисэн делились на определенные классы, а также кисэн были необычайно образованы. Однако парадокс состоит в том, что они были и из низкого сословия, их не чурались, не боялись и не презирали. Кисэн имели дело с элитой корейского общества, а те, кто был беден, не имели средств даже чтобы просто пообщаться с ними.
Я заранее прошу у вас прощения, поскольку данная статья написана и отредактирована не полностью, поскольку мне нужно готовиться к отлету в Китай на свадьбу. Обещаю, что по возвращению в Корею, я ее полностью доведу до “читабельного” вида. Моя цель на нынешний момент заключается в том, чтобы хотя бы немного просветить вас в этой теме.
Упоминания о знаменитых корейских куртизанках «кисэн» часто встречаются на страницах корейских классических романов, написанных столетия назад.
Кто такие кисэн? Это корейский вариант того явления, которое было широко распространено по всему Дальнему Востоку. В Китае, где собственно и возникла традиция, о которой мы ведем речь, этих женщин называли «цзи» (на русский язык традиционно и, на мой взгляд, неудачно это слово переводится как «певичка»). Японским вариантом была гейша и куда менее известная за пределами Японии ойран. В Корее же с незапамятных времен появились кисэн.
Кисэн представляли из себя профессиональных развлекательниц и, одновременно, куртизанок. Именно куртизанок, а не проституток в западном понимании этого слова. Хотя кисэн и могла провести ночь с приглянувшимся ей или же с готовым хорошо заплатить за это гостем, основой ее работы являлась отнюдь не «продажа весны» (так поэтически именуют на Дальнем Востоке проституцию).
В этом, кстати, заключается и отличие, которое существовало между гейшей и кисэн. Для корейской кисэн ночь с клиентом, который согласился за это заплатить, была вполне допустима, а вот японская гейша вообще не могла подрабатывать проституцией.
В соответствии с вековыми традициями женщины в дворянских семьях в Корее вели затворническую жизнь. Они редко могли выходить из дома, и им было строго запрещено встречаться с приходящими гостями, если те только не являлись ближайшими родственниками. Женская половина дворянского дома была закрыта для посторонних. Поэтому все встречи и беседы в корейских домах проходили в исключительно мужской компании.
Однако чисто мужская компания имеет не только свои преимущества, но и свои недостатки. Богатым и знатным корейцам хотелось порою проводить время не в спорах по вопросам конфуцианской философии или налоговой политики, а в более расслабленной и легкомысленной атмосфере. Женское присутствие было необходимо, но не могло быть и речи о том, чтобы позволить женщинам из приличных семей появляться открыто в кругу посторонних мужчин.
В отличие от подавляющего большинства остальных корейских женщин, они были хорошо образованы, владели не только родным корейским, но и классическим китайским (язык всей корейской науки и культуры вплоть до конца прошлого века), писали стихи, играли на музыкальных инструментах. В то же самое время юридически кисэн были совершенно бесправны.
Мечтой многих кисэн было вырваться из позолоченной клетки, если не ради себя, то хотя бы ради своих детей. Единственной надеждой на освобождение было то, что их согласится взять в жены или в наложницы какой-нибудь дворянин или богатый купец. Это было не так-то просто, ведь большинство кисэн формально считалось государственными или, много реже, частными рабынями, так что тот, кто желал взять кисэн себе в наложницы, должен был заплатить за свою избранницу немалый выкуп казне или частному владельцу.
Кисэн имели дело с элитой корейского общества, остальным даже самое невинное общение с ними было бы просто не по карману, ими восхищались самые образованные и блестящие люди старой Кореи, но, в то же самое время, кисэн все равно оставались бесправными и, отчасти, презираемыми. Таков парадокс.
Семь интересных фактов о Кисэн:
1. Конфуцианские богословы пытались избавиться от класса Кисэн. Однако это не удалось, поскольку согласно одной из теорий, правительственные чиновники опасались, что мужчины начнут воровать их жен.
2. Ён Сан Гун, 10-й король династии Чосон, печально известен тем, что захватил 1000 женщин со всей страны и привез их во дворец в качестве кисэн. Холл для обучения университета Сонгюнгван (Seonggyungwan) он обратил в кабинет для личного удовольствия. В конечном счете Ён Сан Гун был свергнут и сослан. Скончался он в том же году. Его молодые сыновья были обезглавлены.
3. Самое известное учебное заведение для кисэн когда-то располагалось в Пхеньяне (на сегодняшний день Пхеньян — столица Северной Кореи). В Северной Корее эти женщины вызывали крайнее неодобрение.
4. Кисэн охранялись кибу («муж кисэн», gibu), которые также оказывали им помощь с финансами. Некоторые из них так ревновали кисэн к посетителям, что создавались очень напряженные отношения. Прямо как в корейской дораме!
5. Некоторые состоятельные посетители разорялись, тратя слишком много денег на развлечения с кисэн, некоторые даже теряли свой статус и становились кибу.
6. Иногда у кисэн появлялись дети. И если биологический отец был из королевской семьи, то сын должен был унаследовать статус от отца, а дочь от матери.
7. Некоторые из кисэн учились медицинскому делу, и те, кто хорошо учился и сдавал экзамены, щедро вознаграждались.
Классификация кисэн
Среди трехступенчатой системы, представители этого класса были, так скажем, элитой. Они гордились своим образованием и участвовали в больших государственных мероприятиях или же были во дворце. Они отлично пели, танцевали, разбирались в искусстве, а также владели классическим китайским, что очень важно. Об интимной связи с ними не было и речи, поскольку они соблюдали свое главное правило «Развлекать – развлекай, но тело не продавай!».
По своей сути они чем-то похожи на 1 класс, но они немного хуже разбираются в науке и искусстве. Разумеется, это не главное их отличие от вышесказанной группы кисэн. Самое главное отличие заключается в том, что они могут втайне вступать в интимную близость с клиентом.
А это самый низший класс в иерархической лестнице кисэн. Часто их даже называли 더벅머리 Если переводить буквально через словарь, то это лохматая голова или просто непричесанная девушка. В основном их функция была в распевании народных песен и уединении с клиентом.
Заповеди для мужчин
4 правила, которые должен соблюдать корейский мужчина при встрече с кисэн.
У них в обязанность входит улыбаться и угождать всем мужчина, поэтому она может врать.
Другое название кисэн – 解語花 (해어화). То есть кисэн — это цветок, который может говорить. И когда ты приходишь к ним со свежими цветами, это значит, что ты обманываешь ее.
Помни, что в большинстве своем кисэн не может жить как обычный человек. И когда ты хвастаешься своей женой, это выглядит как сильное издевательство над кисэн.
Помни, что кисэн оттачивали свои знания в искусстве, литературе, умении поддержать беседу и многих других областях. Они образованы не хуже человека знатного происхождения, и если ты ошибешься при написании чего-либо, высока вероятность, что ты опозоришься.
Семь интересных фактов о Кисэн («корейские гейши»)
Кисэн — куртизанки, развлекавшие мужчин из высших слоев. Они имели хорошее образования, прекрасно были обучены музыке, танцам, поэзии и поддержанию разговора.
Так что же это за факты?
1. Конфуцианские богословы пытались избавиться от класса Кисэн. Однако это не удалось, поскольку согласно одной из теорий правительственные чиновники опасались, что мужчины начнут воровать их жен.
2. Ён Сан Гун, 10-й король династии Чосон, печально известен тем, что захватил 1000 женщин со всей страны, и привез их во дворец в качестве кисэн. Холл для обучения университета Сонгюнгван (Seonggyungwan) он обратил в кабинет для личного удовольствия. В конечном счете Ён Сан Гун был свергнут и сослан. Скончался он в том же году. Его молодые сыновья были обезглавлены.
3. Самое известное учебное заведение для кисэн когда-то располагалось в Пхеньяне (на сегодняшний день Пхеньян — столица Северной Кореи). В Северной Корее эти женщины вызывали крайнее неодобрение.
4. Кисэн охранялись кибу («муж кисэн», gibu), которые также оказывали им помощь с финансами. Некоторые из них так ревновали кисэн к посетителям, что создавались очень напряженные отношения. Прямо как в корейской дораме!
5. Некоторые состоятельные посетители разорялись, тратя слишком много денег на развлечения с кисэн, некоторые даже теряли свой статус и становились кибу.
6. Иногда у кисэн появлялись дети. И если биологический отец был из королевской семьи, то сын должен был унаследовать статус от отца, а дочь от матери.
7. Некоторые из кисэн учились медицинскому делу, и те, кто хорошо учился и сдавал экзамены щедро вознаграждались.
Что значит поднять волосы кисэн в корее
Главной героиней множества гравюр старой Японии выступала загадочная гейша, опьяняющая своей красотой и едва уловимой улыбкой. Красавицы веселых кварталов и чайных домов ни раз становились музой и для писателей, и для музыкантов того времени. Не исключением была и старая Корея (Чосон), где сотни мужчин теряли голову от великолепных кисэн.
Многие полагают, что образы японской гейши и корейской кисен равнозначны, однако так ли это на самом деле и каково было истинное предназначение этих женщин?
Истоки
Основной задачей экзотических артисток Чосона были вовсе не развлекательные программы для посетителей, как принято думать. Первые кисэн в Корее полностью отдавали себя лекарским умениям, профессиональной игре на музыкальных инструментах. Помимо этого они были негласными законодательницами моды, так как сами придумывали и шили наряды.
Это уже потом, с течением времени, в амплуа кисэн стали добавляться развлечения и беседы со своими гостями.
Место в обществе
Известно, что гейши всегда высоко ценились в обществе. К ним стремились попасть, их добивались и ими восхищались.
Наблюдая за бытом уже взрослых гейш, девочка не только понимала как ей следует обходиться с гостями, но и чем можно вызывать к себе интерес. Гейши были хорошо бучены манерам, этикету, могли играть на множестве музыкальных инструментов, исполнять танцы и песни, а также поддержать любую беседу.
Кисэн были практически на самом дне социума и были равнозначны рабам. Более того, их социальное положение было неизменным на протяжении всей жизни и переходило из поколение в поколение.
Распутница или артистка?
Это, опять же, в корне отличается от того, что делали киcэн. Эти девушки могли оказывать интимные услуги, если их гость предложит им за ночь щедрую сумму или дорогой подарок.
Наши дни
Привычный образ киcэн и уклад их жизни рухнул к закату 19 века. Во время оккупации Кореи японской армией, многие из действующих артисток опустилась на самое дно и стали просто зарабатывать на жизнь своим телом.
В современной Южной Корее по сей день сохранились так называемые специальные дома для таких артисток, но они, как правило, очень далеки от того первостепенного образа и спектра оказываемых услуг.
Что же касается гейш, то хоть их популярность и массовость с стечением времени и отошла на второй, эти девушки по-прежнему существуют уж среди современных городских пейзажей и представляют собой настоящую экзотику даже для местных жителей.
Понравилась статья?
Не стесняйся, ставь лайк и подписывайся на мой канал)
Многие люди, изучающие Восток, а именно Японию, когда-нибудь да заинтересуются такими женщинами, которые именуются как “гейши”. К слову, японские гейши наиболее известные персоны, чем корейские или китайские. Поэтому сегодня я бы хотел поговорить о “гейшах” в стране Утренней Свежести.
Я не зря поставил слово гейша в кавычки, поскольку многие интересующиеся Востоком не знают их корейского названия. К слову, ваш покорный слуга тоже и не догадывался о названии до те пор, пока не столкнулся с текстом “Верная Чхунхян”. Если честно, у меня текст был буквально на 2 страницы учебника, но это, как вы понимаете, укороченная версия. Но давайте перейдем к самой сути.
Их зовут кисэн (기생). Если вбивать это слово в словарь, скажем, Naver, то вы увидите определение “Korean Geisha”, и такое определение верно лишь частично.
Кисэн — это в первую очередь профессиональные развлекательницы, и только потом уже можно давать характеристику куртизанки.
Не лишним будет также добавить, что данная культура была завезена в Корею из Китая, что меня почему-то не удивляет.
Поскольку в их обязанности входит развлекать клиента, то и их умения должны быть соответствующими. Разумеется, это пение, танцы и умение играть на музыкальных инструментах. Также помимо этого они разбирались в искусстве и были неглупыми девушками, поэтому выражение “мозг, размер которого сопоставимый с арахисовый орешек” к ним не подходит.
Если обратиться в один известный для меня корейский источник, то там всплывет следующая характеристика, которая, оказывается, имела вес в то время:
“Смекалка и умение вести беседу важнее, чем красивая внешность”.
Очень интересная характеристика и, прочитав все вышеизложенное, у вас должен был возникнуть следующий вопрос:
Как становились кисэн?
Если кисэн родила дочку, то впоследствии этот ребенок пойдет по стопам матери. Хочет она того или нет. Да, участь незавидная, да и свободы выбора у нее нет. Если же рождался мальчик, то он становился слугой. Но есть один нюанс, что мальчик будет наследовать свой статус в зависимости от биологического отца.
Такие школы существовали и их называли 교방 (кёбан). Корейский интернет уверял, что сомнений в их существовании нет, и можно заглянуть в древние источники времен Корё, чтобы в этом убедиться. В таких школах обучали каллиграфии, живописи, пению, танцам, литературе и даже слагать стихи. Девушка, учившаяся в таком образовательном учреждении, будет находиться при дворе, и развлекать как короля, так и высокопоставленных чиновников.
Но если честно, у меня по этому пункту есть несколько вопросов, над которыми я сам и попытаюсь поразмыслить.
Если рассуждать логически, то знатный и именитый род не отдаст своего ребенка учиться этой профессии. Значит должна быть семья низкого сословия. Хотя наверняка были и богатые семьи, которые намеренно отдавали свою дочь в такую “школу”.
В возрасте 50 лет они могут оставить свою службу, а пик их активной деятельности, если мне не изменяет память, от 16 до 22 лет, то значит, что с 7 или 8 лет они начинали свое образование.
Перестать быть кисэн и выбраться из низкого статуса можно только в том случае, если ее брал в жены представитель знати, но интуиция мне подсказывает, что такие случаи бывали редко.
Среди трехступенчатой системы, представители этого класс были, так скажем, элитой. Они гордились своим образованием и участвовали в больших государственных мероприятиях или же были во дворце. Они отлично пели, танцевали, разбирались в искусстве, а также владели классическим китайским, что очень важно. Об интимной связи с ними не было и речи, поскольку они держали свое главное правило «Развлекать развлекай, но тело не продавай!».
По своей сути они чем-то похожи на 1 класс, но они немного хуже разбираются в науке и искусстве. Разумеется, это не главное их отличие от вышесказанной группы кисэн. Самое главное отличие заключается в том, что они могут втайне вступать в интимную близость с клиентом.
Правда мне интересно, а что будет если они забеременеют? Куда они пойдут по лестнице?
А это самый низший класс в иерархической лестнице кисэн. Часто их даже называли 더벅머리 Если переводить буквально через словарь, то это лохматая голова. В моем же понимании, это просто непричесанная девушка). В основном их функция была в распевании народных песен и уединении с клиентом. К слову, в корейской статье так и писалось, что данные девушки и являлись проститутками.
Когда я увидел определение, то у меня сразу всплыла такой кадр из фильма “бриллиантовая рука”
Заповеди для мужчин
Не поверите, но я нашел 4 правила, которые должен соблюдать корейский мужчина при встрече с кисэн.
У них в обязанность входит улыбаться и угождать всем мужчина, поэтому она может врать.
Другое название кисэн – 解語花 (해어화). То есть кисэн — это цветок, который может говорить. И когда ты приходишь к ним со свежими цветами, это значит, что ты обманываешь ее.
Помни, что в большинстве своем, кисэн не может жить как обычный человек. И когда ты хвастаешься своей женой, это выглядит как сильное издевательство над кисэн.
Помни, что кисэн оттачивали свои знания в искусстве, литературе, умении поддержать беседу и многих других областях. Они образованы не хуже человека знатного происхождения, и если ты ошибешься при написании чего-либо, высока вероятность, что ты опозоришься.
На самом деле есть еще 5е правило, но я затрудняюсь его перевести, и как только его переведу – сразу же загружу сюда. Прощу прощения и заранее благодарю за понимание.
Вывод и послесловие
Как вы понимаете, кисэн делились на определенные классы, а также кисэн были необычайно образованы. Однако парадокс состоит в том, что они были и из низкого сословия, их не чурались, не боялись и не презирали. Кисэн имели дело с элитой корейского общества, а те, кто был беден, не имели средств даже чтобы просто пообщаться с ними.
Я заранее прошу у вас прощения, поскольку данная статья написана и отредактирована не полностью, поскольку мне нужно готовиться к отлету в Китай на свадьбу. Обещаю, что по возвращению в Корею, я ее полностью доведу до “читабельного” вида. Моя цель на нынешний момент заключается в том, чтобы хотя бы немного просветить вас в этой теме.
Кисэн представляли из себя профессиональных развлекательниц и, одновременно, куртизанок. Именно куртизанок, а не проституток в западном понимании этого слова. Хотя кисэн и могла провести ночь с приглянувшимся ей или же с готовым хорошо заплатить за это гостем, основой ее работы являлась отнюдь не «продажа весны» (так поэтически именуют на Дальнем Востоке проституцию).
В этом, кстати, заключается и отличие, которое существовало между гейшей и кисэн. Для корейской кисэн ночь с клиентом, который согласился за это заплатить, была вполне допустима, а вот японская гейша вообще не могла подрабатывать проституцией.
В соответствии с вековыми традициями женщины в дворянских семьях в Корее вели затворническую жизнь. Они редко могли выходить из дома, и им было строго запрещено встречаться с приходящими гостями, если те только не являлись ближайшими родственниками. Женская половина дворянского дома была закрыта для посторонних. Поэтому все встречи и беседы в корейских домах проходили в исключительно мужской компании.
Однако чисто мужская компания имеет не только свои преимущества, но и свои недостатки. Богатым и знатным корейцам хотелось порою проводить время не в спорах по вопросам конфуцианской философии или налоговой политики, а в более расслабленной и легкомысленной атмосфере. Женское присутствие было необходимо, но не могло быть и речи о том, чтобы позволить женщинам из приличных семей появляться открыто в кругу посторонних мужчин.
В отличие от подавляющего большинства остальных корейских женщин, они были хорошо образованы, владели не только родным корейским, но и классическим китайским (язык всей корейской науки и культуры вплоть до конца прошлого века), писали стихи, играли на музыкальных инструментах. В то же самое время юридически кисэн были совершенно бесправны.
Кисэн имели дело с элитой корейского общества, остальным даже самое невинное общение с ними было бы просто не по карману, ими восхищались самые образованные и блестящие люди старой Кореи, но, в то же самое время, кисэн все равно оставались бесправными и, отчасти, презираемыми. Таков парадокс.
2. Ён Сан Гун, 10-й король династии Чосон, печально известен тем, что захватил 1000 женщин со всей страны, и привез их во дворец в качестве кисэн. Холл для обучения университета Сонгюнгван (Seonggyungwan) он обратил в кабинет для личного удовольствия. В конечном счете Ён Сан Гун был свергнут и сослан. Скончался он в том же году. Его молодые сыновья были обезглавлены.
3. Самое известное учебное заведение для кисэн когда-то располагалось в Пхеньяне (на сегодняшний день Пхеньян — столица Северной Кореи). В Северной Корее эти женщины вызывали крайнее неодобрение.
4. Кисэн охранялись кибу («муж кисэн», gibu), которые также оказывали им помощь с финансами. Некоторые из них так ревновали кисэн к посетителям, что создавались очень напряженные отношения. Прямо как в корейской дораме!
5. Некоторые состоятельные посетители разорялись, тратя слишком много денег на развлечения с кисэн, некоторые даже теряли свой статус и становились кибу.
6. Иногда у кисэн появлялись дети. И если биологический отец был из королевской семьи, то сын должен был унаследовать статус от отца, а дочь от матери.
7. Некоторые из кисэн учились медицинскому делу, и те, кто хорошо учился и сдавал экзамены щедро вознаграждались.
Кисэн – так назывались корейские куртизанки. Попробуем заглянуть в их полную контрастов жизнь и выяснить, чем они стали так знамениты.
Рабыня по наследству
Презираемый класс, рабыня – такое незавидное положение в обществе занимали даже самые знаменитые корейские куртизанки. Считается, что первые кисэн появились в Корее в десятом веке во времена государства Корё (935 – 1392 гг.) по аналогии с культурой куртизанок Китая. Низкое положение кисэн компенсировало лишь то, что их искусство играло важную роль в корейском обществе, а корейская аристократия восхищалась образованностью куртизанок и отдавала должное их талантам.
Профессия кисэн была наследственной, и дочь куртизанки в Корее неизбежно становилась рабыней. Вырваться из этого круга кисэн могла только одним способом – выйдя замуж за дворянина или став его наложницей, однако, это было не так просто и удавалось единицам.
Ради справедливости стоит отметить, что в Корее были и немногочисленные женщины, выбиравшиеся для украшения королевских приемов из аристократии, но кисэн, наиболее многочисленная группа развлекательниц, оставалась низшим классом. Оказание сексуальных услуг — то, что было немыслимо для аристократок, входило в обязанности кисэн помимо их настоящего призвания — развлекать короля и элиту корейского общества на официальных приемах.
И только в 1895 году реформа Кабо отменила рабство в Корее и все кисэн стали свободными, однако большинство из них не знали, чем еще могут заработать на жизнь, и поэтому были вынуждены становиться обычными проститутками. Некоторые из этих девушек в поисках лучшей жизни уехали в тот период в Японию.
Ясная луна
С середины правления династии Чосон (1392 — 1897) кисэн начали играть довольно важную роль в литературе Кореи. Одним из знаменитых произведений, главной героиней которого была куртизанка, стал шедевр средневековой корейской поэзии «Сказание о Чхунхян», повествующий о любви дочери кисэн и юноши из аристократической семьи. История влюбленных из разных сословий, мужественно преодолевающих тяжелые препятствия на пути их любви, стала в Корее не менее популярной, чем история Ромео и Джульетты в Европе, и оказала значительное влияние на все дальнейшее развитие корейской культуры.
Сохранилось немало произведений, авторами которых были и сами кисэн. Наиболее знаменитой поэтессой Кореи стала легендарная куртизанка Хван Чжин И (1520 – 1560 гг.) времен династии Чосон, известная также под именем Мёнволь (что означало «ясная луна»). Она отличалась не только исключительной красотой и музыкальными талантами, но и интеллектом, поражавшим даже самых мудрых мужей Кореи. Хван была дочерью аристократа, но так как ее мать была кисэн, по закону девушка считалась рабыней. Ее поэзия стала классикой корейской литературы и позволила нашим современникам узнать о любовных трагедиях этой знаменитой куртизанки.
Культурное примирение
В конце двадцатого столетия история Хван Чжин И стала привлекать к себе внимание по обе стороны разделенной Кореи. Жизнь этой куртизанки начала освещаться в средствах массовой информации. В 2002 году вышел роман о жизни Хван Чжин И северокорейского писателя Хон Сокчуна. Это было первое произведение из Северной Кореи, получившее награду в Южной Корее, и позволившее примирить обе стороны хотя бы на литературном поприще.
Другой роман южнокорейского писателя Чон Гённина о жизни Хван в 2004 году стал бестселлером. Два года спустя на корейские экраны вышел сначала сериал, а впоследствии и полнометражный фильм «Хван Чжин И». Сериал начал бить в Корее все рекорды по популярности, а вскоре был показан в Китае и Японии и приобрел международную известность.
Ха Чживон, исполнившая главную роль в сериале, была признана в Корее лучшей актрисой 2006 года, став с тех пор знаменитой во всей Азии. «Я уважаю кисэн, которые в принадлежащем мужчинам обществе, будучи низшим и отчасти презираемым классом, смогли быть не только объектом красоты, но и образцом женской силы, могли проявлять свои таланты и выражать себя, — призналась Ха Чживон. — Я исполняла эту роль с гордо поднятой головой».
Конфуцианство, которое было главным философским учением Кореи, признавало женщин существами второго сорта. У них не было образования и профессии, главными обязанностями были ведение хозяйства и воспитание детей. На их фоне выгодно выделялись кисэн — девушки, которые развлекали мужчин беседами, пением, танцами и оказывали интимные услуги. Они получали хорошее образование, но при этом были совершенно бесправны.
Возникновение профессии
Развлекательницы изначально появились в Китае — там их называли ицзи, «певички». Когда в Корее начала работать первая кисэн, точно сказать нельзя, но, вероятнее всего, потребность в них возникла с приходом конфуцианства. Это можно объяснить тем, что женщинам в обществе отводилось крайне незначительное место. Когда в доме собирались гости-мужчины, женщины не имели права выходить к ним. Они собирались в другой, изолированной половине дома и не принимали участия в развлечениях.
Однако ученым мужам не хотелось все время вести высокие беседы: им хотелось веселиться. При этом девушки из знатных домов не появлялись на таких собраниях — это было бы верхом неприличия. Выходом из ситуации стали кисэн.
Они были хороши собой, начитаны, умели поддержать большинство тем. Кисэн развлекали мужчин танцами, пением, игрой на музыкальных инструментах, чтением и сочинением стихотворений. При этом главным их отличием от знаменитых гейш было разрешение на занятия проституцией.
Если в Японии гейши не имели права по закону превращать интимные услуги в способ заработка, то в Корее кисэн такое разрешалось. Однако большинство девушек все же воспринимали проституцию как дополнительное, а не основное занятие. Прежде всего они были людьми искусства.
Как жили кисэн
Девушки, которые должны были познать тайны профессии, воспитывались с детства в специальных школах. Самая большая и престижная из них до середины ХХ века находилась в Пхеньяне. При этом в приюты попадали девочки с улиц, сиротских домов, или же родители отдавали их туда, будучи не в состоянии прокормить.
Кисэн были государственными и намного реже — частными рабынями, у которых не было совершенно никаких прав. Если у кисэн рождалась дочь, она наследовала род деятельности от матери, мальчиков отправляли в другие приюты. Карьера развлекательниц была короткой: расцвет приходился на 16-17 лет, а после 22-х кисэн уже неофициально отправляли «на пенсию». По закону же они считались работающими до 50-ти лет.
В зависимости от внешности, таланта и везения кисэн распределяли на три класса. Девушки более высокого ранга могли перебраться в столицу, заручиться полезными связями, получить незначительное влияние в богатых домах и даже при дворе. Тем, кому повезло меньше, приходилось жить в провинциях, заниматься проституцией, работать в питейных заведениях и на постоялых дворах.
Единственным способом вырваться из рабской жизни было замужество или получение статуса официальной наложницы.
Сопутствующие обязанности
Несмотря на низкий социальный статус, кисэн постоянно находились в высшем обществе и оказывали на него влияние. Особенно это ценилось во время войн, когда девушки превращались в шпионок и наемных убийц. Так, во времена японского господства кисэн обслуживали вражеских офицеров, выведывая тайны, а иногда и совершая диверсии.
Они могли повлиять на политический баланс сил в стране, изменить мнение чиновника, применив женское очарование, заступиться за чью-нибудь жизнь. При этом они находились в опасности из-за соперничества с женщинами высшего сословия.
Когда действия кисэн становились неосторожными, а влияние — слишком большим, от нее избавлялись без раздумий.
В военное время кисэн жили рядом с лагерями, и роль развлекательниц отходила на второй план. Они были медсестрами, поварами, уборщицами и проститутками — в таких услугах солдаты и офицеру нуждались больше, чем в танцах и пении.
Закат эпохи кисэн
Первые попытки искоренить профессию начались в 10-х годах ХХ века, с приходом к власти японских оккупантов. Они понимали, что кисэн могут быть слишком влиятельными и даже опасными. Кроме того, они олицетворяли корейскую культуру, которую нужно было максимально растворить в японской.
При этом кисэн официально просуществовали до середины ХХ века, а знаменитая школа в Пхеньяне закрылась только в 1947 году по приказу Ким Ир Сена, который видел в профессии развращающее феодальное влияние. В Северной Корее культ кисэн исчез и как факт замалчивается до сих пор.
Однако и в южной части страны ситуация не лучше. О профессии не упоминают в исторических документах: в самых крупных летописях нет ни одной строчки о таких девушках. Воспоминания сохранились только в фольклоре и классической литературе, на старинных корейских гравюрах и фотографиях.