театр на сретенке актеры
Театр
Идея театра
Театр «Школа драматического искусства» открылся 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева. Этот спектакль для целого поколения стал своеобразным творческим манифестом, откровением нового театра, — живого, наполненного импровизацией, — который впоследствии будет назван игровым, в отличие от традиционного, психологического. Основатель «Школы драматического искусства» предложил своим актёрам, публике, всему театральному сообществу уникальную художественную модель «Лаборатория-школа-театр»
Лаборатория. Школа. Театр
Концепция Театра-Лаборатории, в отличие от репертуарного театра – это сосредоточение на поисках и исследованиях, с возможностью постоянного эксперимента. Единство практики и исследования природы драматического искусства реализуется как в лабораторных спектаклях, так и в крупномасштабных постановках.
Концепция Театра-Школы осуществляет значение театра как высшей школы актёрского мастерства. Из ежедневного ученичества (Школы) рождаются новые театральные технологии, новый художественный стиль; когда стиль входит в актера, становится его природой, можно говорить о новом художественном направлении, собственно, о происхождении театра, его поэтике.
Сегодня «Школа драматического искусства» представляет собой не имеющий аналогов творческий организм, обладающий уникальным практическим и теоретическим опытом, развивающий лучшие традиции русской сцены, идущие от Станиславского, и открывающий новые пути развития театра.
Игорь Попов, соратник.
Художник Игорь Попов — человек огромного таланта, который всю свою профессиональную жизнь был связан совместной работой с Анатолием Васильевым.
Такое постоянство Игоря Попова поразительно. Он, как и многие другие сценографы, мог бы работать с самыми разными режиссерами в самых разных театрах. Но он оставался верным Васильеву. Возможно, столь длительный союз был не таким простым, как могло бы показаться со стороны. Но то, что этот союз был очень плодотворен, в этом нет сомнений.
Игорь Попов по профессии архитектор. Окончил архитектурный факультет строительного института в Новосибирске. Свое сотрудничество с Анатолием Васильевым начал еще в ефремовском МХАТе.
Долгие годы Игорь Попов вплоть до своей смерти в 2014 году был главным художником «Школы драматического искусства». Все спектакли этого театра оформлены им, не говоря уже о тех, которые Васильев с 90-х годов выпускал за рубежом.
Сценография И. Попова в Школе драматического искусства: «Плач Иеремии», «А.С.Пушкин. Дон Жуан или Каменный гость и другие стихи», «Моцарт и Сальери», «Каменный ангел», «Человеческий голос», «Каин», «Как важно быть серьёзным».
Сценографическая идея Попова с самого начала их с Васильевым совместной деятельности заключалась в принципах архитектурного объема.
На Сретенке режиссер и художник на основе все тех же архитектурных объемов стали разрабатывать мистериальное пространство.
«Школа драматического искусства»
Театр Анатолия Васильева «Школа драматического искусства» на Сретенке был основан зимой 1987 года. Его первая постановка под названием «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе итальянского драматурга Луиджи Пиранделло стала настоящей революцией в театральном сообществе, которая для того поколения артистов была открытием нового вида искусства — импровизации. Традиционная психологическая репертуарная игра актеров уступила место современной — живой модели. Новый игровой театр под руководством своего бессменного основателя создал и внедрил в жизнь свою собственную модель художественного искусства, которая была названа — «Лаборатория — школа — театр».
Три кита, на которых основана концепция Анатолия Васильева, дают уникальную возможность актерам театра постоянно развиваться. Концепция «лаборатории» позволяет артистам познавать что-то новое, проводить поиски и исследования себя и экспериментировать, постоянно при этом практикуя освоенные знания и умения как на базе местных постановок, так и при участии в крупномасштабных мероприятиях и фестивалях. Концепция «школы» говорит о том, что театр является не только местом показа представлений, но и высшим учебным заведением, позволяющим освоить все азы актерского искусства. Ежедневно обучаясь, артисты театра примеряют к себе различные стили художественного и театрального искусства, создавая свой собственный, новый и неповторимый стиль, который затем становится самой сущностью актера.
В настоящее время «Школа драматического искусства» является уникальным театральным объединением, которому нет аналогов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. База театра за время своего существования накопила богатый опыт как в теории театрального искусства, так и в его практике, развивая это направление путем создания новых возможностей для продвижения театра.
Афиша «Школы драматического искусства»
Театр «Школа драматического искусства» считается одной из самых творческих и креативных театральных студий Москвы. Необычные эксперименты местных талантливых режиссеров и актеров привлекают внимание многих жителей города и их гостей. Спектакли театра в своей основе часто основываются на импровизации артистов, музыкальных работников, постановщиков и других работников сцены.
Афиша театра «Школа драматического искусства» размещается на его официальном сайте на текущий месяц и несколько месяцев вперед. Спектакли в театре проходят практически ежедневно, как в будние дни, так и в выходные. Начинается показ постановок обычно в вечернее время — в 19, 20 или 21 час.
В репертуар театра в настоящее время входит более 65 спектаклей, поставленных как его основателем — Анатолием Васильевым — так и его помощниками и друзьями: лабораторией Александра Огарева, лабораторией Игоря Яцко и Дмитрием Крымовым. А также здесь можно увидеть разнообразные музыкальные спектакли и творческие проекты различных режиссеров. Самые популярные среди зрителей театра спектакли — это «Опасные связи», «Женитьба», «Бесприданница» (в афише театра имеющая название «Безприданница»), «Безымянная звезда», «Декамерон», «Евгений Онегин» и многие другие.
Билеты в театр «Школа драматического искусства» можно купить в кассе театра, которая открыта с понедельника по воскресенье с 12:00 до 20:00, перерыв с 15:00 до 16:00. Также можно забронировать билеты на представления по телефону кассы: +7 (495) 6329344, либо приобрести их у партнеров или на официальном сайте театра. Стоимость входного билета составляет от 600 до 5000 рублей в зависимости от спектакля.
Залы «Школы драматического искусства»
Спектакли театра «Школа драматического искусства» проходят на нескольких театральных сценах на Сретенке, каждая из которых имеет свою собственную неповторимую атмосферу. Уникальное здание театра было построено и открыто в 2001 году, после 14 лет строительства, под руководством Анатолия Васильева с помощниками и при финансовой помощи мэра Москвы Юрия Лужкова.
Четыре неповторимых зрительных зала города-театра могут трансформироваться под нужды режиссера и актеров. Они соединены между собой особым пространством, которое здесь называют «Атриум» из-за его высокой и светлой прозрачной сводчатой крыши, создающей впечатление крытой улицы. Дневной свет проникает здесь и во все комнаты здания, наполняя собой залы для тренировок и сценические площадки.
Зал «Манеж»
В данном зале зрительские места не имеют своего постоянного расположения и могут перемещаться в зависимости от нужд каждой определенной театральной постановки — начиная от так называемой «итальянской коробки», являющейся традиционным пространственным решением, заканчивая «японской сценой», в которой артисты театра и его зрители ничем не разделены. В зале «Манеж» есть также галереи, ложи и балконы, находящиеся на 2 и 3 этажах помещения. Они могут использоваться как дополнительные места для зрителей, так и для игры артистов.
Зал «Глобус»
Восьмиугольная форма зала «Глобус», построенная по образу «Глобуса» Шекспира, накрыта прозрачной шатровой крышей из стекла. Зал имеет 5 ярусов сцены и 3 яруса зрительного зала. Планшет этого пространства оборудован так, что может полностью опуститься под сцену.
«Тау-зал»
Небольшой камерный зал, названный так благодаря тому, что его форма похожа на букву греческого алфавита — «тау». В данном зале зрительские места также не зафиксированы и могут перемещаться вокруг сценического пространства. Здесь ежедневно зрители могут посетить разнообразные спектакли всех лабораторий театра — как драмы, так и музыкальные и танцевальные постановки.
«Грот-зал»
Еще одно небольшое театральное камерное пространство, на сцене которого проходят экспериментальные и лабораторные спектакли, названо в честь знаменитого театрального режиссера Ежи Гротовского.
Актеры
В список работников театра входят сами артисты, их руководство, музыкальные работники и другие театральные службы. В настоящее время в театре «Школа драматического искусства» служит более 40 актеров, несколько из которых являются заслуженными артистами Российской Федерации.
Музыкальная часть представляет собой хор театра, состоящий из 18 человек во главе с главным хормейстером и несколько вокалистов и инструменталистов, среди которых есть пианисты, виолончелисты, скрипачи и джазовые музыканты.
Как добраться
Театра «Школа драматического искусства» расположен в Центральном административном округе Москвы на улице Сретенка, 19.
Ближайшая к театру станция метро Калужско-Рижской линии называется «Сухаревская», она расположена в непосредственной близости от Большой Сухаревской площади. От станции необходимо будет пройти вниз по улице несколько минут пешком.
Рядом с театром есть также остановка наземного транспорта «Сретенка», где проходят автобусные маршруты м2, м9 и н9 (ночной). Остановка расположена практически около входа в театр.
Недалеко от театра «Школа драматического искусства» есть несколько парковочных мест для автомобилей в близлежащих переулках. Также можно доехать до него на такси, заказав машину с помощью популярных приложений: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, либо воспользовавшись услугами местных перевозчиков: такси Дешево, Недорогое такси, Москва-24, Старое Такси, Бонус, Ситимобил, Ритм, Мегаполис, Ё-такси, ЛогиТакси, такси 956 и других.
Театр «Школа драматического искусства» на google-панорамах
Видео про театр «Школа драматического искусства»
Школа драматического искусства
Школа драматического искусства | |
---|---|
Место нахождения | Москва, ул. Сретенка, дом 19/27 |
Основан | 1987 |
Директор | Ольга Соколова |
Художественный руководитель | Игорь Яцко |
Главный режиссёр | Игорь Яцко |
Сайт | Официальный сайт http://www.sdart.ru |
«Школа драматического искусства» — драматический театр, расположенный в Москве. В его состав входят несколько «лабораторий», разрабатывающих новые постановки репертуара (см. Лаборатории театра).
Адреса сцен — Москва, ул. Сретенка, дом 19/27; ул. Поварская, 20. Открылся 24 февраля 1987 года.
Художественный руководитель — режиссёр Игорь Яцко.
Содержание
История театра
Основатель театра — Анатолий Васильев.
Театр «Школа драматического искусства» открылся 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева.
Создание театра основано на концепции «Лаборатория — Школа — Театр». В отличие от репертуарного театра, эта концепция сосредоточена на поисках и исследованиях, возможности постоянно экспериментировать.
Здание театра на Сретенке
Здание театра на Сретенке построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова, Бориса Тхора, Сергея Гусарева. Строительство осуществлено на средства Правительства Москвы и под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова.
Здание театра состоит из двух зрительных залов и двух сцен: Манеж и Глобус, а также основных функциональных блоков, связанных друг с другом Атриумом, зрительским фойе под прозрачным сводом.
В архитектуре здания отразились оригинальность творческой и организационной структуры, своеобразие эстетических принципов театра «Школа драматического искусства». Взаимопроникновению лабораторной и репертуарной деятельности театра соответствует «сквозная» система двух сцен, репетиционных залов и зала для тренингов, танцевального и музыкальных классов. Естественное, проникающее через окна, освещение наполняет светом и воздухом ежедневную практику актеров, атмосферу лабораторных и постановочных спектаклей. На обеих сценических площадках нетеатральное, естественное освещение сменяется лучами прожекторов, создавая живую игру света.
Работа над проектом нового здания на Сретенке началась в год создания театра «Школа драматического искусства» и продолжалась, хотя и с перерывами, до завершения строительства почти 14 лет. В архитектуре здания воплотились эстетические принципы, выдвинутые Анатолием Васильевым и разработанные Игорем Поповым.
Лаборатории Театра
Лаборатория Петра Айду
Само помещение театра является акустической основой для музыкальных исследований. Оно обладает уникальной, тщательно выверенной акустикой, дающей возможности для тонкой и разнообразной работы с живым звуком.
Помимо постоянной исследовательской деятельности, в задачи Музыкальной Лаборатории входит организация концертов, проведение лекций и мастер-классов. Результаты работы Лаборатории используются как для создания специальных проектов, так и для музыкального и звукового оформления постановок театра.
Основные проекты Лаборатории (2008-2012):
Лаборатория Дмитрия Крымова
Дмитрий Крымов о своей Лаборатории:
Первый спектакль, назывался он «Недосказки», был поставлен со студентами моего, тогда еще первого курса художественного факультета РАТИ. Основой спектакля стали русские народные сказки под редакцией Афанасьева, то есть, самые, что ни на есть «реальные» русские сказки. Этот спектакль был без слов. Артистами выступали те же студенты-художники, создававшие на глазах зрителей серию зрительных образов, объединенных одним сюжетом и идеей. Посмотрев наш спектакль, Анатолий Васильев, один из крупнейших режиссёров нашего времени, руководитель московского театра «Школа драматического искусства» — Театр Европы», предложил включить его в репертуар своего театра и создать лабораторию из художников-артистов под моим руководством. С этих пор мы … существуем в недрах этого необычного и уникального театра как своего рода художественное подразделение. По отзывам некоторых уважаемых нами людей, мы создали (или на грани создания) свой необычный театр художников, со своей собственной, нигде, или очень редко встречающейся эстетикой. Мы преисполнены гордостью, азартом и амбициями, и полны желания продолжать начатое дело.
Лаборатория Бориса Юхананова
Лаборатория Игоря Лысова
Игорь Лысов о своей лаборатории:
Основной стратегией лаборатории является исследование современных принципов драматической игры. Метод, который разработан лабораторией, позволяет готовить актеров по несколько иной системе и идеологии, нежели традиционное обучение.
Основополагающим метода лаборатории является изучение самых источников драматической игры – импульсов, которые побуждают говорить на сцене, двигаться, чувствовать, действовать.
Лаборатория изучает такие импульсы как:
— человек-реплика,
— человек-жест,
— человек-пейзаж.
Лаборатория «До танца»
«До танца» — это формула, выражающая метод и дух работы группы. В основу положена идея о танцоре-солисте, который ищет исток танца в памяти своего тела, хранящей опыт предков.
Ответственность, которая требуется для исполнения соло — гораздо больше, чем та, которую может нести один человек. Но это и не может быть нагрузкой, здесь рождается красивое и насыщенное время, когда танцор искренне перед публикой будет обнаруживать себя самого, такого, каким он сейчас существует.
Танец не обязательно понимать. В нем нет никакой ценности. Есть же люди, которые смотрят на облако и радуются. Но серьезного значения облако для них не представляет.
Мин Танака
«Школа драматического искусства»
Анатолий Васильев и актеры театра «Школа драматического искусства». 1988 год © ТАСС
«Школу драматического искусства» придумал режиссер Анатолий Васильев, один из главных революционеров российской сцены. С конца Васильев выстраивал новый тип актерской игры, выходящий за пределы психологического метода, разработанного еще Станиславским.
Свои эксперименты Васильев, отучившийся в ГИТИСе у Марии Кнебель и Андрея Попова, начал еще в Драматическом театре им. Станиславского и в Театре на Таганке, а затем в 1987 году получил собственное помещение на Поварской. Там, в подвале и нескольких квартирах, превращенных в зрительные залы, он в полузакрытом режиме занимался выращиванием новой театральной системы.
Строительство нового здания на Сретенке. 2001 год © ТАСС
Новую сцену «Школы драматического искусства» на Сретенке начали строить почти сразу после открытия театра на Поварской, процесс был непростым и занял почти 15 лет. Здание было спроектировано самим Васильевым и художником театра Игорем Поповым. Сегодня это уникальное пространство с винтовой лестницей, похожей на Пизанскую башню, с действующим камином в фойе, с итальянской системой арок и портиков, с прекрасной акустикой. Здесь четыре зрительных зала с особой системой освещения: «Глобус» (шекспировский театр в миниатюре), «Тау-зал» (название отсылает к восточным практикам), «Грот-зал» (камерный зал, названный в честь знаменитого польского режиссера Ежи Гротовского) и «Манеж» (зал, подстраивающийся под количество зрителей и нужды режиссера). Все отсеки здания связаны друг с другом атриумом. Еще на крыше «Школы драматического искусства» сооружен действующий православный храм, что тоже соответствует изначально заложенной Васильевым идее театра, в котором служат духу и красоте. Само пространство ШДИ требует специальной актерской игры — не преувеличенно театральной, но и не документальной. Открылось новое здание театра в 2001 году спектаклем по Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора».
Сцена из спектакля «Как вам это понравится» в постановке Дмитрия Крымова в театре «Школа драматического искусства» © Александра Краснова / ТАСС
Сейчас «Школа драматического искусства» работает как репертуарный театр, но вот увидеть здесь спектакли самого Анатолия Васильева нельзя. Дело в том, что уже через несколько лет после открытия здания на Сретенке вокруг театра разразился скандал. Московское правительство упрекнуло «Школу драматического искусства» (на тот момент ставшую одним из немногочисленных российских участников престижного Союза театров Европы) и его руководителя в «неэффективности использования площадки». Несмотря на все протесты культурной общественности, в ШДИ поменяли руководителя, помещение на Поварской отобрали, и Анатолий Васильев уехал из России. С этого момента театр на Сретенке становился домом для лабораторий самых разных мастеров — от Дмитрия Крымова, который привел сюда своих студентов-художников и сделал с ними запоминающиеся спектакли «Недосказки», «Opus № 7» и «Демон. Вид сверху», до Константина Мишина, занимающегося телесными практиками и работавшего ассистентом Васильева на спектакле «Каменный гость, или Дон Жуан мертв»; сейчас здесь работает ученик Васильева, актер и режиссер Игорь Яцко. Но человек, который все это придумал, здесь не ставит.
Театр «Школа драматического искусства»
г. Москва, ул. Сретенка, д. 19.
Сегодня «Школа драматического искусства» представляет собой не имеющий аналогов творческий организм, обладающий уникальным практическим и теоретическим опытом, развивающий лучшие традиции русской сцены, идущие от Станиславского, и открывающий новые пути развития театра.
Многофункциональное здание театра можно сравнить с городом или городом-театром. Четыре зрительных зала «Манеж», «Глобус», «Тау-зал», «Грот-зал», а также все основные функциональные блоки связаны друг с другом Атриумом (зрительским фойе под прозрачным сводом) будто «внутренней улицей». Новое здание театра на Сретенке построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова (Школа драматического искусства), Бориса Тхора, Сергея Гусарева (Моспроект-2, Мастерская № 6). Строительство осуществлено на средства Правительства Москвы и под личным патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова.
В архитектуре здания отразились оригинальность творческой и организационной структуры, своеобразие эстетических принципов театра «Школа драматического искусства». Взаимопроникновению лабораторной и репертуарной деятельности театра соответствует «сквозная» система двух сцен, репетиционных залов и зала для тренингов, танцевального и музыкальных классов. Естественное, проникающее через окна освещение наполняет светом и воздухом ежедневную практику актеров, атмосферу лабораторных и постановочных спектаклей. На обеих площадках нетеатральное, естественное освещение сменяется лучами прожекторов, создавая живую игру света.
ЗАЛЫ ТЕАТРА
Манеж
В зале «Манеж» территория зрительских мест по отношению к игровому пространству не фиксирована и трансформируется в зависимости от концепции драматического текста или замысла режиссера. Базилика «Манежа» открывает широкий спектр пространственных решений: от «японской сцены», не разделяющей зрителей и актеров, до классической «итальянской коробки». Расположенные на втором и третьем уровнях галереи балконы и ложи предназначены для зрителей, но могут быть использованы и в качестве игровых пространств.
Грот-зал
Камерный зал, название которого связано с именем выдающегося польского театрального режиссера Ежи Гротовского. Экспериментальные спектакли, открытые показы, лабораторные проекты постоянно демонстрируются на сцене Грот-зала.