Почуяв что тема вошел
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку с ответами
Тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание №6. Отработка лексических норм языка.
Автор: Русланова Т.И.
Тренировочные упражнения ЕГЭ №6
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
4. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
5. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
6. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
7. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
8. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
9. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
10. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
11. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.
Задание 6 по русскому языку. Практика
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
2. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
3. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
4. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.
II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
6. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
7. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
8. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
9. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
10. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
11. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
1. Загладить вину
2. Ранней юности
3. Цель достигнута
4. Притворной яростью
5. Произошло событие
6. Необычных
7. Внезапной
8. Неизвестного
9. Краткое
10. Руками
11. Человек или рабочих.
Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите отдельно или выделите подобранное слово.
1.Рассказы о подвигах многоопытных разведчиков были главной темой долгих ночных разговоров, они будоражили воображение новичков, пытали в них горделивое чувство исключительности их ремесла.
2.На восьми прочитанных мною листах в общем всё благополучно и никаких страшных опечаток не было — так, кое-какие неприятные мелочи: в одном листе «?» вместо «!», в другом форзац явно не там, где следует.
3.Татьяна Зиновьевна окончила Казанскую государственную обсерваторию по специальности «музыковедение», принимала активное участие в организации и проведении Шаляпинского фестиваля, многих премьер.
4.Когда Марина принималась сканировать стихи Маяковского, я мысленно воображал её то работницей в кумачовой косынке, то дипкурьершей на пароходе «Теодор Нетте».
5.По тропе, совершенно бесшумно и не глядя по сторонам, какой-то странной печальной чередой шли семь необычно одетых людей — не людей, а семь теней в зелёных балдахинах, с серьёзными бледными лицами.
6.Китай продаёт и покупает миллиарды товаров в год; это страна, имеющая огромную роль в мировом обороте товаров.
7.Почуяв, что Тёма вошёл во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
8.Валерка сидел в своей комнате, слушал музыку и уже в третий раз перечитывал один и тот же форзац, силясь вникнуть в смысл.
9.Молого-Шекснинская пойма находилась рядом с Рыбинском, и тогдашнее купечество охотно покупало по дешёвой цене у мужиков продукты земледелия и животноводства, дары лесов и водоёмов.
1. Рассказы о подвигах многоопытных разведчиков были главной темой долгих ночных разговоров, они будоражили воображение новичков, /заставляли испытывать/ или /вселяли/ в них /гордое/ чувство исключительности их ремесла.
2. На восьми прочитанных мною листах в общем всё благополучно и никаких /существенных/ опечаток не было — так, кое-какие неприятные мелочи: в одном листе «?» вместо «!», в другом /абзац/ явно не там, где следует.
3. Татьяна Зиновьевна окончила Казанскую государственную /консерваторию/ по специальности «музыковедение», принимала активное участие в организации и проведении Шаляпинского фестиваля, многих премьер.
4. Когда Марина принималась /декламировать/ стихи Маяковского, я мысленно воображал её то работницей в кумачовой косынке, то дипкурьершей на пароходе «Теодор Нетте».
5. По тропе, совершенно бесшумно и не глядя по сторонам, какой-то странной печальной чередой шли семь необычно одетых людей — не людей, а семь теней в зелёных /балахонах/, с серьёзными бледными лицами.
6. Китай продаёт и покупает миллиарды товаров в год; это страна, /играющая/ огромную роль в мировом обороте товаров.
7. Почуяв, что Тёма вошёл во двор, собака с /притворной/ яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
8. Валерка сидел в своей комнате, слушал музыку и уже в третий раз перечитывал один и тот же /абзац/, силясь вникнуть в смысл.
9. Молого-Шекснинская пойма находилась рядом с Рыбинском, и тогдашнее купечество охотно покупало по /низкой/ цене у мужиков продукты земледелия и животноводства, дары лесов и водоёмов.
Мини-сборник. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Выполнение задания №6.
Мини-сборник для подготовки выполнения задания ЕГЭ №6
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
• неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: играть роль и иметь значение ⇒ играть значение, иметь роль ;
• употребление слова в несвойственном ему значении: В концерте принял участие известный оперный магнат;
• смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски: В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.
Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;
Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качеств е художественного приема
Словарик плеоназмов и тавтологий
Лишнее слово в словарике осталось невыделенным
В
взаимоотношения между супругами
взаимный диалог
водная акватория
возобновиться вновь
ведущий лидер
вернуться назад
взлетать вверх
видел своими глазами
визуальное изображение
всенародный референдум
возвращаться обратно
воспоминания о былом
в конечном итоге
внутренний интерьер
впервые дебютировал
впервые знакомиться
впереди лидирует
временная отсрочка
все и каждый
Г
героический подвиг
гигантский/огромный исполин
главная суть
главный лейтмотив
главный приоритет
голубая синева
госпитализация в больницу
Д
депиляция волос
демобилизоваться из армии
действия и поступки (одно слово лишнее)
движущий лейтмотив
долгий и продолжительный (одно лишнее)
дополнительный бонус
дополнительный овертайм
другая альтернатива
З
заданные данные
заведомая клевета
заезжий гастарбайтер
занудный и скучный (одно слово лишнее)
захватывающий триллер
И
избитая банальность
изобиловал большим количеством
имеет место быть
импортировать из-за рубежа
интервал перерыва
информационное сообщение
исключительно эксклюзивный
К
карательная репрессия
коллега по работе/по профессии
короткое мгновение
коррективы и поправки (одно слово лишнее)
крайне экстремистский
краткое резюме
круглосуточный нон-стоп
М
маршрут движения
международный интернационализм
мемориальный памятник
меню блюд
местный абориген
мёртвый труп
молодая девушка
молодой юноша
монументальный памятник
моргнул глазами
молчаливая пауза
моя автобиография
мизерные мелочи
минус три градуса мороза ниже нуля
минута времени
мимика лица
мужественный и смелый (одно слово лишнее)
Н
наглядно демонстрировать
наиболее оптимальный
на сегодняшний день = на сегодня
наследие прошлого
народный фольклор
на удивление странно
начальные азы
негодовать от возмущения
незаконные бандформирования
необоснованные выдумки
необычный феномен
немного приоткрыть
неподтверждённые слухи
нервный тик
неустойчивый дисбаланс
ностальгия по родине
О
объединённый союз
объединиться воедино
огромная махина
опытно–экспериментальный (одно лишнее)
опытный эксперт
основной лейтмотив
отара овец
ответная контратака
ответная реакция
отступать назад
очень крохотный
П
памятный сувенир
патриот родины
первая премьера
пережиток прошлого
период времени
пернатые птицы
перманентное постоянство
перспектива на будущее
повторить снова
подводный дайвинг
подняться вверх по…
повседневная обыденность
пожилой старик
полный карт-бланш
планы на будущее
помог и поспособствовал (одно слово лишнее)
по моему личному мнению
популярный шлягер
посетить/побывать с визитом
поступательное движение вперед
предварительное планирование
предварительная предоплата
предварительный анонс
предчувствовать заранее
предупредить заранее
прейскурант цен, тарифов
приснилось во сне
простаивать без дела
проливной ливень
промышленная индустрия
прошлый опыт
полный аншлаг
полное фиаско
популярный шлягер
потрясающий шок
пять рублей (любой другой вариант) денег
Р
равная половина
рассказчик рассказывал (другой глагол)
реальная действительность
революционный переворот
регистрационный учет
рыбная уха
С
самовольный прогул
самое ближайшее время
самое выгоднейшее
саммит на высшем уровне
самый лучший
сатирическая карикатура
свободная вакансия
сжатый кулак
скоростной экспресс
скриншот с экрана монитора
смешивать вместе
совместная встреча
совместное соглашение
совместное сотрудничество
соединить воедино
спуститься вниз по …
странный парадокс
суеверная вера
Т
так, например (одно слово лишнее)
тайный аноним
тем не менее, однако (одно слово лишнее)
тестовые испытания
тёмный мрак
толпа людей
только лишь (одно из слов лишнее)
топтать ногами
травматическое повреждение
тридцать человек строителей (и другие варианты)
трудоустройство на работу
торжественная церемония инаугурации
У
увидеть своими глазами
увидеть собственными глазами
уже имеющийся
уже существовал
услышать своими ушами
упал вниз
установленный факт
устойчивая стабилизация
утренний рассвет
Ф
финальный конец
форсирует ускоренными темпами
Ц
целиком и полностью (одно лишнее)
ценные сокровища
цейтнот времени
Ч
человеческое общество
честолюбивые амбиции
чрезвычайно громадный
В роли плеоназма может выступать местоимение свой
Перед своей смертью он написал завещание.
В своей повести писатель…
Просторечные выражения зазря и напополам следует произносить ЗРЯ и ПОПОЛАМ.
I . Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
II . Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
Итоговая тестовая работа по русскому языку. 10 класс
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 10 КЛАСС
Спецификация заданий промежуточной аттестации по русскому языку.
Задание 1. Орфоэпические нормы.
Задание 2. Лексические нормы (употребление паронимов).
Задание 3. Морфологические нормы.
Задание 4. Правописание корней.
Задание 5. Правописание приставок.
Задание 6. Правописание суффиксов различных частей речи.
Задание 7. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Задание 8. Правописание НЕ и НИ.
Задание 9. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Задание 10. Правописание Н и НН в различных частях речи.
Задание 11. Лексические нормы.
Задание 12. Анализ текста.
1.Укажите слово с ошибкой в постановке ударения
1) цЕпочка 2) нефтепровОд 3) дозвонИмся 4) кУхонный 5) сирОты
2. Исправьте лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент. 2) Маститые ученые предлагали массу вполне логичных объяснений результатов опытов. 3) На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит осенний дождь. 4) Звезда, как СПАСИТЕЛЬНЫЙ маяк, сверкала на темном небе. 5) Всю ночь в наших лесах поют ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.
3. Укажите ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) две пары ДЖИНСОВ 2) САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ 3) обуть ТУФЛЮ 4) ПРОМОКНУЛ под дождем 5) ТРЕМЯСТАМИ абитуриентами
4. Определите слово с пропущенной безударной проверяемой гласной в корне слова.
1) в..негрет 2) хв..стливый 3) расст..лающий 4) предл..гать 5) б..рюзовый
5. Определите ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) и..сякший, во..дать 2) п..пробовать, н..рекание 3) пр..бой, пр..глашение 4) ра..писание, бе..домный 5) п..слание, з..певала
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1) стро..вой 2) добр..нький 3) преодол..вать 4) удачл..вый 5) эмал..вый
7. Выпишите слово, в котором вместо пропуска пишется буква И.
1) обид..шься2) преодол..вать 3) движ..шься 4) дремл..шь 5) неприемл..мый
8. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) (Не)явившийся на экзамен ученик был болен. 2) Актер говорил (не)громко, но выразительно. 3) Забор на нашей даче до сих пор (не)крашен. 4) Ученик рассказывал текст наизусть, (не)смотря в книгу. 5) До каникул осталось (не)больше недели.
9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно, выпишите эти два слова.
1) (С)ЛЕВА от изгороди стоял КАКОЙ(ТО) шалаш. 2) Река замерзла только (С)ВЕРХУ, а рыба ушла (В)ГЛУБЬ. 3) (В)ТЕЧЕНИЕ веков люди думали, БУД(ТО) воздух – это ничто. 4) По краям дороги (КОЕ)ГДЕ торчали кусты, (ИЗ)ДАЛИ похожие на побеги салата. 5) Организация перевела деньги (НА)СЧЕТ фирмы и договорилась (НА)СЧЕТ договора.
10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ране..ый солдат 2) рифмова..ые строки 3) овся..ое печенье 4) они помолвле..ы
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Помочь успешно подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения учащимся поможет система специальных тренингов.
12. Прочитайте текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему.
1) Даже большое путешествие, как известно, начинается с первого шага за околицу. 2) За околицей лужа, но она такая же глубокая, как море. 3) За околицей лопухи и крапива, но они такие же зеленые и непроходимые, как джунгли.
4) Чтобы переплыть океан на плоту, в первую очередь, как это ни странно, нужен совсем не плот. 5) В первую очередь нужно желание. 6) Будет желание – найдутся и плот, и океан. 7) Не будет желания – не помогут ни дюжина плотов, ни полдюжины океанов. 8) Первый шаг – самое важное.
1.Укажите слово с ошибкой в постановке ударения
1) насОрит 2) стройнА 3) бАнты 4) сОгнутый 5) добелА
2. Исправьте лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) ЖИВИТЕЛЬНЫЙ горный воздух возвратил ей цвет лица. 2) Мемориал включает музей, монумент, ПАМЯТНЫЙ сквер. 3) Там начинался ВЕКОВОЙ платановый лес. 4) Долг историка выяснить, наиболее ли УДАЧЛИВЫЙ путь к цели был избран. 5) Он отлично вписался в ЭКЗОТИЧЕСКУЮ атмосферу города на берегу моря.
3. Укажите ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) десять АМПЕР 2) нырнуть ГЛУБЖЕ 3) по ОБОИМ сторонам 4) более ДВУХСОТ лет 5) ПОЛОЖИ на стол
4. Определите слово с пропущенной безударной проверяемой гласной в корне слова.
1) к..снуться 2) возг..рание 3) зак..зать 4) оз..боченность
5. Определите ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) пр..езд, пр..родина 2) о..тенок, по..тяжки 3) суб..ект,об..езд 4) с..грать, супер..гра 5) не..дешний. делать
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1) продл..вая 2) ненавид..л 3) затм..вать 4) услужл..вый 5) магни..вый
7. Выпишите слово, в котором вместо пропуска пишется буква Я.
1) бор..щийся 2) стел..щийся 3) кол..щий 4) закле..нный 5) раста..вший
8. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) Вопрос о заключении договора (НЕ)РЕШЕН. 2) Решение задачи оказалось для мня отнюдь (НЕ)ЛЕГКИМ делом. 3) Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины. 4) (НЕ)ГРОМКИЙ стук заставил его оглянуться. 5) Человек прошел через двор и, никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.
9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно, выпишите эти два слова.
10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) плете..ая дедом корзина 2) копч..ая колбаса 3) подверже..ы простуде 4) вкусное мороже..ое
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
12. Прочитайте текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему.
Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенском и вышел в Онежское озеро.
2) Белая ночь простиралась вокруг.
3) Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. 4) Загадочным? 5) Или магическим?
6) Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. 7) Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. 8) Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго. (К.Паустовский)
1.Укажите слово с ошибкой в постановке ударения
1) знАчимость 2) донЕльзя 3) бОроду 4) врУчит 5) звонИт
2. Исправьте лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) Весной наш ЯБЛОНЕВЫЙ сад был охвачен цветением. 2) Чага – это ДРЕВЕСНЫЙ гриб, который растет на стволе березы. 3) КРАСОЧНЫЙ цвет этих утесов определяет освещение. 4) Вечером в воздухе разнеслась ЖИВАЯ свежесть. 5) Его дед был настоящий ГРЕЧЕСКИЙ пират.
3. Укажите ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) золотых СЕРЕГ 2) ремонт КРОВЕЛЬ 3) более ТРЕХСТА 4) быстро выздоровеет 5) КЛАСТЬ кирпичи
4. Определите слово с пропущенной безударной непроверяемой гласной в корне слова.
1) ун..жается 2) сопост..влять 3) предв..рительный 4) пер..одический 5) х..отический
5. Определите ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) нед..едание, пр..родители 2) пр..града, пр..возмочь 3) ра..двоение, ни..падать 4) на..кусить, о..грести 5) ра..щедриться, и..держки
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
1) усидч..вый 2) переговар..ваться 3) заботл..вый 4) подмарг..вать 5) недоум..вать
7. Выпишите слово, в котором вместо пропуска пишется буква Е.
1) невид..мый 2)стро..вший 3) увлека..мый 4) высуш..м 5) встрет..мся
8. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) Мы (НЕ)ВСЕГДА получаем то, что желаем. 2) Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ. 3) Большая часть травы на лугу еще (НЕ)СКОШЕНА. 4) Новая книга оказалась весьма (НЕ)УДАЧНОЙ. 5) Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.
9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно, выпишите эти два слова.
1) ЕДВА(ЛИ) он сможет решить эту задачу, (ПО)ТОМУ и не стал тратить время. 2) (ПО)ТОМУ пути долго никто не ездил, ТАК(КАК) колеи не было видно. 3) Комната оказалась большой и в (ТО)ЖЕ время светлой, но (В)ПОСЛЕДСТВИИ я недолго ее снимал. 4) (И)ТАК, скоро каникулы, (В)ТЕЧЕНИЕ которых я буду работать. 5) Тишина стояла (ВО)КРУГ, (ИЗ)РЕДКА с ветвей падали холодные капли.
10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ути..ые истории 2) чище..ая морская рыба 3) проштампова..ое письмо 4) дорога разруше..а
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор»
12. Прочитайте текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему.
1) Кто-то сказал, что новорожденный похож на чистый лист бумаги. 2) Он никакой. 3) Не плохой, не хороший, просто никакой. 4) Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? 5) Человек сам делает себя, вот в чем дело. 6) Человек сам формирует свою личность, потому что он – человек. 7) Не думайте, что все самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми. 8) Напротив, сила есть и у злобы, и у подлости. 9) Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного. 10) Все дело в том, какой силы в человеке больше. (По А.Лихачеву
к промежуточной аттестации по русскому языку