Починить челнок дырявый что значит челнок
Ремонт швейных машин своими руками
Сложный ремонт швейных машин, связанный с регулировкой узлов и механизмов может выполнить только опытный мастер. Но такой ремонт производится редко, только когда у швейной машинки происходит поломка детали и требуется ее замена с последующей регулировкой.
Чаще всего швейная машинка начинает «капризничать» при нарушении правил ее эксплуатации, указанных в инструкции или не соблюдении простых настроек и регулировок.
В этой статье даны основные рекомендации, как настроить и выполнить несложный ремонт швейной машинки своими руками.
Теперь давайте посмотрим, как такая игла будет образовывать стежок.
Нитка, проходящая в ушке иглы, будет цепляться за изогнутое острие, и «притормаживать», образуя излишек верхней нитки в стежке. Вот вам первая причина, по которой появляются петли в строчке. Мало того, изогнутое острие будет причиной периодического обрыва нитки, особенно на сложных для пошива участках, когда верхняя нитка предельно натягивается.
Получается, что иногда весь ремонт швейной машинки заключается только в замене иглы.
Относитесь к игле с большим вниманием. Даже если она внешне не имеет дефектов лезвия и не погнута, старайтесь все равно их чаще менять.
Использованные иглы выкидывать не нужно, поскольку бывают ситуации, когда иглы ломаются одна за другой, например при пошиве сумки из кожи. Вот тогда и вспомните про баночку со старыми иглами.
Еще одна причина наладки швейной машинки, особенно старых ручных машин типа Зингер или Подольск, это неправильная установка иглы в игловодитель. Лезвие иглы (рис Б) должно находиться со стороны носика челнока. Снимите игольную пластину и посмотрите так ли это, если машинка вдруг стала петлять и рвать нитку.
Часто бывает и так, что швея устанавливает в бытовую швейную машинку иглу от промышленной швейной машинки. Перепутать бытовую иглу с промышленной иглой невозможно. У бытовой иглы имеется специальный спил на колбе (рис. В). Но, тем не менее, устанавливают именно промышленные типы игл. Это категорически делать не следует. Во-первых, вы нарушаете зазор между носиком челнока и лезвием иглы, отсюда и пропуски в стежках, а во-вторых рискуете повредить челнок швейной машинки. Некоторые промышленные иглы заметно длиннее бытовых и могут касаться поверхности челнока, поцарапать ее и даже повредить челнок.
На рисунке ( А) нарисована схема, как проверить кривизну иглы. Внешне иглу невозможно определить, кривая она или нет, а если положить на стекло (2) то легко можно проверить зазор (1). Учтите, что неровная, изогнутая игла будет причиной появления пропусков в строчке и рано или поздно сломается.
Чтобы швейная машинка «уверенней» работала со сложными для пошива тканями, такими как трикотаж, стрейч, тонкая натуральная и искусственная кожа, джинсовая ткань выпускаются иглы, предназначенные для пошива именно таких тканей и материалов. Они имеют особую форму острия и облегчают прохождение нитки в ткани, почти, исключая пропуски в стежке и петляние верхней нитки.
См. Иглы для бытовых швейных машин.
Ремонт шейных машин (зигзаг) типа Чайка
Петляние нитки в строчке, а также характерный стук во время их работы, пожалуй, главное отличие швейных машин с зигзагом, типа Чайка, Подольская 142 всех моделей. Если коротко, то петляние в строчке происходит из-за неравномерного натяжения нитки по пути ее следования: сломанная компенсационная пружина, ржавая подошва лапки, неправильно установлен челночный ход и т.п. Однако установить самостоятельно многие параметры, невозможно, не имея опыта. Поэтому если у вас некачественный стежок, обратите внимание, прежде всего, на состояние иглы, на натяжение нижней нитки в шпульном колпачке и правильно ли работает натяжитель верхней нитки. Очень часто дети любят его разобрать и собрать, и после такого ремонта, машинка перестает работать.
Ремонтировать швейную машинку Чайка приходится иногда довольно часто, и связано это не с поломкой деталей, детали то у нее как раз очень крепкие, а с разрегулировкой взаимодействия некоторых узлов швейной машинки, в основном челночного хода.
Практически все эти советы для ремонта швейной машинки Чайка можно использовать и для других моделей бытовых машин.
Прежде всего, проверьте носик челнока с помощью лупы, он не должен иметь зазубрин, ржавых пятен. Если есть зазубрины, их необходимо удалить мелким надфилем и отполировать до блеска, иначе нитка будет постоянно задерживаться за следы напильника, и будут появляться петли снизу. Только делать это нужно аккуратно, чтобы не затупить острие носика челнока.
Иногда шпулька (на нее наматывается нижняя нитка) может быть причиной ремонта швейной машины. Да именно ремонта, поскольку неопытный «мастер» часто разбирает и собирает все узлы, когда достаточно просто заменить старую металлическую шпульку на новую пластиковую. Если края металлической шпульки в зазубринах, а сам шпульный колпачок забит очесами от нитки, нижняя нитка будет выходить рывками, и верхняя нитка в строчке будет периодически петлять снизу.
Нередко причиной обращения к мастеру по ремонту швейных машин становится то, что верхняя нитка плохо регулируется. Вы ее затягиваете почти полностью, а натяжение все равно слишком слабое. Посмотрите, возможно, между пластинами натяжителя накопились очесы от нитки, которые препятствую полному сжиманию шайб. Возможно ослабло крепление натяжителя (Чайка).
Но все же чаще всего у швейных машин типа Чайка происходит сбой параметров работы челнока и иглы. Это сложный вид ремонта швейной машины, точнее настройки, но для общего ознакомления желательно знать главную причину, из-за которой происходят все «беды» швейных машин.
Крепление игловодителя и натяжителя
Чаще всего причиной появления сбоя работы швейной машинки становится верхняя нитка. Обрыв нитки, петляние ее в стежке, неравномерная строчка, пропуски и т.д. Все это часто зависит от натяжителя верхней нитки.
Именно крепление регулятора натяжения (Чайка) чаще всего становится причиной его плохой работы. Пластмассовый корпус продавливается под давлением винта и со временем натяжитель начинает шататься, а то и вовсе «вываливается» из корпуса.
На этом фото стрелочками указаны крепления игловодителя и натяжителя. При пошиве грубых тканей, пересекающихся швов кожаных изделий, а в особенности при подшивании подгибки джинсов, игловодитель может сместиться вверх вместе с иглой.
Слегка ослабьте винт и отрегулируйте его положение, следите, чтобы лезвие и канавка иглы имело правильное положение по отношению к челноку (не повернулось влево или вправо).
Подробно о том, как разобрать и собрать натяжитель швейной машинки смотрите в статье «Устройство натяжителя швейной машинки Чайка».
Настройка взаимодействия носика челнока и иглы
На этом фото стрелочкой указано крепление вала челночного хода. Ослабьте винт ключом с головкой на 10, и, удерживая маховое колесо рукой, можно поворачивать вал (вместе с челночным ходом), регулируя положение носика челнока по отношению к игле.
Однако это еще не все параметры регулировки взаимодействия носика челнок и иглы. Есть такой параметр как своевременность подхода носика челнока к игле, а именно в момент начала поднятия иглы вверх. Игла опускается в самую нижнюю точку, а при подъеме на 1,8-2,0 мм должна встречается с носиком челнока, челнок снимает петлю с иглы и обвивает вокруг себя.
Но и это еще не все. Для швейных машин выполняющих строчку зигзаг есть такое понятие как правый и левый укол иглы. При левом и правом уколе иглы носик челнока должен «уверенно» снимать петлю, образованную выше ушка иглы. Он должен проходить чуть выше ушка иглы, но меньше чем на расстояние самого ушка иглы, примерно 1 мм.
Однако такие регулировки выполнять чаще всего не требуется, достаточно просто проверить с помощью лупы как взаимодействует челнок с иглой и убедиться, что ремонт, настройка швейной машинки не нужна, и поискать другую причину. Например, заменить нитки, правильно их заправить, сменить иглу, почистить челночное устройство от пыли и очесов и т.д.
Чтобы вам легче было выполнят ремонт швейной машинки, разберите челночный ход изучите его устройство. Понаблюдайте, как происходит образование стежка при снятой игольной пластине. Заодно и проверите все параметры настройки челночного хода, описанные выше. См. также Как устроен швейный челнок.
Приведенные выше параметры настройки можно использовать как ориентир, если вы решили самостоятельно сделать ремонт швейной машинки. Как правило, с такими зазорами машина будет нормально работать, но если требуется пошив трикотажных тканей, слишком тонких (шелк) или наоборот утолщенных тканей, требуется более точная регулировка этих параметров, выставить которые может только мастер.
Уход и смазка швейной машинки
Во многих случаях, ремонт швейных машин не понадобится, если содержать швейную машинку в чистоте и периодически смазывать. Если швея ухаживает за своей машинкой, то, стало быть, и будет беречь ее от перегрузки во время работы, не давать в «чужие» руки, а значит, швейная машина будет реже ломаться.
После продолжительной работы следует очистить отсек челночного устройства, и другие доступные места от пыли, очесов, масляных пятен. Периодически следует чистить и сам челнок, челночный механизм, жесткой волосяной кисточкой. Смазывать машинку желательно не реже одного раза в полгода, и после смазки немного на ней поработать «вхолостую», особенно если машина не используется длительное время. Масло при работе слегка нагревается и лучше проникает в узлы и места трения.
Масло машинное лучше набрать в медицинский шприц и небольшими каплями закапывать в доступные места, где есть трение металлических деталей.
Большим врагом всех механизмов являются грязь и ржавчина, старайтесь держать машину в сухом, прохладном месте. Если машину долгое время не будут использовать, уберегите ее от попадания пыли, иначе масло от пыли затвердевает, и машинка будет туго проворачиваться, или вовсе заклинит. Этот случай рассматривается в статье Ручная швейная машина Подольск.
Другие статьи:
Шьем трикотаж без пропусков и петляния
Многие, кто пытался шить трикотаж на обычной швейной машинке, замечали, что часто машинка отказывается делать красивую и ровную строчку. В трикотажной строчке образуются пропуски, нижняя нитка петляет, а иногда и обрывается. Почему так происходит и как можно это исправить?
Какую купить швейную машинку
Для тех, кто редко шьет несложные изделия или выполняет изредка мелких ремонт одежды, можно купить недорогую швейную машинку эконом-класса. Она выполняет практически все операции, проста в управлении, а главное для такой машинки дешевле будет строить ремонт, если вдруг он потребуется.
Советы по настройке оверлока
Оверлок устроен намного сложнее швейных машин. Выполнить ремонт оверлока без специальных знаний и навыков, практически невозможно. Однако, не всегда требуется ремонт или регулировка, порой достаточно просто настроить натяжение ниток и он снова будет качественно обметывать ткань.
Пошив платья своими руками
Как сшить платье своими руками. Технология и последовательность пошива платья для начинающих.
Как сделать выкройку и другие советы начинающим
Как сделать выкройку, какие нужны для этого инструменты. Эти и многие другие советы начинающим.
Починить челнок дырявый что значит челнок
ШВЕЙНАЯ МАШИНА BERNINA B330.
УСТРОЙСТВО ЧЕЛНОКА
Швейная машина — Bernina B330 — стоит в самом начале линейки легендарных машин Bernina.
Сейчас производители под разными предлогами отказываются от качающегося челнока в пользу горизонтального, в следствии экономии при производстве последнего.
Классический челнок Bernina имеет отличительные особенности конструкции, что позволяет добиваться наилучшего качества строчки. Если сравнить качающийся челнок Bernina и качающийся челнок на недорогой машине — отличия будут заметны невооруженным глазом.
благодаря конструкции челнока в начале шитья, нитку можно даже не вытаскивать наверх.
Нитка не заблокирует челнок, как это происходит в большинстве швейных машин.
тщательно отполирована область прохождения нитки.
закрытая сзади система.
Сломанные иглы не попадут в область приводного механизма челнока в задней части.
челнок всегда легко вынимается из челночного устройства.
нет соприкосновения челнока с иглой.
Из примеров видно, что даже обычный качающийся челнок, Bernina смогла создать заново,
усовершенствовав уже известные функции.
Именно это качество у Bernina и позволяет мастерам и любителям добиваться наивысшего качества в шитье.
Швейные машины с качающимся челноком: http://www.ozon.ru/catalog/1196605/?shuttletype=48759..
С уважением и пожеланием успеха Ирина Ворошилова.
ВЫБОР МАШИНЫ по ТИПУ ЧЕЛНОКА.
Разновидность и устройство челноков.
Какие бывают челноки, на каких машинах установлены и в чём их функциональные различия.
Петля, захваченная носиком швейного челнока с иглы, расширяется его стенками, сходит в определенный момент и снова втягивается в строчку.
Любая зазубрина или пятно ржавчины могут повлиять на скольжение нитки, и в итоге, образуется «петляние» нитки в строчке и даже возможен обрыв верхней нитки.
Швейные машины отличаются друг от друга не только наличием тех или иных операций и функций,
но еще и типом швейного челнока.
Челночный ход может быть качающегося типа (1), горизонтального (2) и вращающегося типа (3).
И прежде чем купить швейную машинку, обязательно решите, какой вариант швейного челнока
вам подойдет.
Поскольку корпус челнока изготовлен из пластмассы, рекомендуется использовать тонкие и эластичные нитки, легко скользящие по его поверхности.
Нередки случаи, когда швеи используют грубые и толстые нитки, особенно старые советские х/б нитки № 40 и даже № 30, что приводит к значительному износу поверхности челнока, вплоть до появления пропиленных канавок, нарезанных сходящей с его поверхности ниткой.
Не используйте такие нитки вообще, в магазинах полно отличных, крепких и эластичных ниток.
Зачем рисковать швейной машинкой, цена которой 15-20 тысяч, экономя при этом 20 рублей.
И еще, советуем на всякий случай, если есть возможность, купить запасной челнок к вашей модели швейной машины.
Всякое бывает, а спустя 10 лет, их уже будет проблематично найти.
И придётся обзванивать все сервисные центры и магазины швейных принадлежностей, вплоть до Москвы, в поисках необходимой модификации челнока.
Во всяком случае, именно так нынче зачастую и происходит.
Вертикальный «качающийся» швейный челнок, можно сказать классический тип челнока, совершающий при работе колебательные движения. Такой тип челнока используется, например, в швейной машине «Чайка», Подольск и большинстве старых выпусков швейных машинок.
Само слово швейный челнок произошло от первого типа этого устройства. Еще можно увидеть такие машинки у некоторых хозяек. У таких машинок нитку с иглы снимает самый настоящий челнок, «длинная пуля», в которую вставлена такая же длинная шпулька. Вот его то и заменил в дальнейшем качающийся челнок и используется до сих пор.
Такой экскурс в историю поможет вам решить, какую купить швейную машину и с каким типом челнока.
Качающийся швейный челнок не рассчитан на высокую скорость работы и, как правило, его применяют в бытовых швейных машинах недорогих моделей эконом-класса.
Преимущество его состоит в том, что многие детали взаимозаменяемые, универсальные.
Например, легко можно подобрать шпульный колпачок, и даже сам челнок от разных машин.
Но правда, необходимость в этом появляется крайне редко и если не тянуть ткань при шитье, когда игла бьет по носику челнока и шпульному колпачку, то служить он будет очень долго.
Зачастую неправильно используют термины, называя шпульный колпачок (с хвостиком) челноком.
Челночное устройство.
Невозможно устранять неисправности в машине, не имея достаточных знаний о ее узлах.
Весь механизм швейной машины (прямострочной) разделен на 12 условных узлов. Детали же объединены в группу того или иного узла. Дело в том, что в устранении неисправностей определенных видов участвуют одни и те же детали. Так и образовалась определенная группа деталей каждого узла.
ЧЕЛНОЧНОЕ УСТРОЙСТВО.
Сюда относятся корпус хода челнока в сборе, челнок, шпульный колпачок, толкатель челнока с валом, кривошип с ползуном.
Неисправности, причины и методы устранения этих неисправностей
1. Расстояние между челноком и иглой, когда она находится в крайнем нижнем положении, более 2—3 мм. Челнок, не успевая сбросить нитку, возвращается обратно. При этом верхняя нитка петляет снизу и может оборваться. Вал челнока соединен с кривошипом на правом конце не под тем углом. Это распространенный дефект многих прямострочных швейных машин (2М кл. ПМЗ, «Паннония», «Орша» 2М кл. и др.). Дело в том, что все машины, сошедшие с одного конвейера, имеют разные параметры, отклонения и допуски. Поэтому для каждой машины требуется регулировка зазоров и расстояний сопряженных деталей
Неподвижное штифтовое соединение вала с кривошипом заменить на регулируемое с двумя винтами. Для этого снять машину с петель, снять ручной привод. В соединении вала толкателя челнока с кривошипом ослабить установочный винт и выбить штифт (рис. 18) при поднятой вверх игле. Для удобства машину положить себе на колени. Снять корпус хода челнока, выбить вал толкателя и забить штифт в отверстие на валу. Выступающий конец штифта срезать, затем опилить (аподлицо с валом так, чтобы кривошип можно было напрессовать на вал легкопрессовой посадкой. На кривошипе в том отверстии, которое расположено около установочного винта, нарезать резьбу М4. Поставить винт без головки длиной 4 мм. Проверить пластинчатую пружину на толкателе. Ее концы должны плотно прилегать к толкателю! Поставить вал и кривошип на место, запрессовать вал в кривошип. Здесь нужна особая осторожность, чтобы не сломать детали. Поставить корпус хода челнока на место, поставить челнок. Придерживая маховик, повернуть вал толкателя так, чтобы челнок находился за иглой, когда она в крайнем нижнем положении, на расстоянии не более 2 мм. Завернуть оба винта на кривошипе (см. гл. 3 «Швейная машина 2М кл. ПМЗ»)
Это действие нужно производить для каждой машины индивидуально. Называется это «установка хода челнока». Если положение кривошипа относительно вала нужно изменить незначительно, то можно сделать следующее:
1. Стянуть кривошип с вала;
2. Просверлить в нем чуть большее отверстие;
3. Согнуть в средней части штифт;
4. Забить на место штифт, чтобы он сместил кривошип в нужном направлении.
Метод, описанный автором выше предпочтительней, только второе отверстие лучше сделать с заходом на тело вала.
2. Челнок находится за иглой, когда она в крайнем нижнем положении, на расстоянии менее 2 мм. Игла не успевает образовать петлю-напуск, и челнок не захватывает нитку, образуется пропуск стежков в строчке
Рис. 18. Узел кривошипа вала челнока (машина 2М кл. ПМЗ):
1— вал челнока; 2— прилив корпуса платформы; 3— конической штифт (со стороны выпрессовки); 4— кривошип; 5— рожки кулисы малого вала; 6 — ползун кривошипа в кулисе; 7— малый вал с кулисой
3. Игла проходит от плоскости вращения челнока на расстоянии более чем 0,1 мм (иногда это расстояние равно 2 мм). При этом происходит пропуск стежков в строчке. Возможно, завышена толщина стенок корпуса хода челнока. Могут быть и другие причины, например, при посадке рукава на платформу нарушена центровка — увод иглы на 1—2 мм (будут пропуски стежков в строчке, особенно на толстых тканях и при прохождении швов, а также на нейлоне и тонком трикотаже)
Приблизить челнок к игле. Под корпус хода челнока на обе опоры в нижних точках подложить фольгу в 2—5 слоев, толщина фольги 0,2 мм. Носик челнока, проходя мимо иглы, должен находиться от нее на расстоянии от 0,1 до 0,05 мм в зависимости от зазора между челноком и запорным кольцом. Челнок ограничен слева кольцом, справа иглой (машина 2М кл. ПМЗ). Чем больше указанный зазор, тем больше должен быть зазор между иглой и челноком, иначе челнок будет ударяться об иглу. Подкладки из фольги позволяют так наклонить корпус хода челнока и сам челнок к игле, чтобы во время работы челнок не касался иглы
Зазор выставляется только после регулировки игловодителя относительно отверстия в игольной пластине (игла №100). Затем устанавливается игла № 80 и производится регулировка челночного устройства, относительно иглы, зазор должен быть 0,05 мм.
4. Игла проходит слишком близко от плоскости вращения челнока (расстояние менее 0,1 мм, иногда минус 0,5 мм). Создается аварийная ситуация и может произойти: пропуск стежков в строчке, затупление кончика челнока, стук в машине, поломка иглы, стопорение вала. Причина—толщина стенок корпуса хода челнока занижен по сравнению с расчетной. Есть и другие причины технологического порядка
Заменить иглу. Применение кривых игл недопустимо. В процессе работы иглу проверять на кривизну и затупление (см. гл. 2 «Механизм иглы»)
Применять только новую, хорошую иглу и того типа, на который отрегулирована машина.
6. Ржавая игла. При этом возможны втягивание ткани в отверстие игольной пластины, пропуск стежков в строчке, стук в машине, неравномерная строчка
Заменить иглу. Применение ржавых игл недопустимо
7. Тупая игла. В результате — стук в машине, стягивание материала справа налево и слева направо, попадание иглы в нитку ткани и вытягивание ее в виде петли вниз, пропуск стежков в строчке. Затупилась игла из-за легкого удара по игольной пластине, челноку, лапке, пуговице и т. п. Причина одна—нарушение правил обращения с машиной. Нельзя тянуть ткань при шитье, вынимать ее из под лапки на себя или на левую сторону (см. гл. 4 «Работа на швейной машине и ее техническое обслуживание»). Тупую иглу можно определить по ударному звуку при вхождении ее в ткань. Тупые иглы кроме всего прочего способствуют износу всех узлов швейной машины, так как в несколько раз увеличивают динамическую нагрузку на все подвижные соединения машины
Иглу заменить или заточить
Иглу можно затачивать, но лучше заменить на новую. Если в данный момент нет новой иглы, то заточку производить так: взять мелкозернистую наждачную бумагу (нулевку) и, прокручивая иглу, тянуть ее на себя. Также можно воспользоваться алмазной пилочкой для ногтей.
8. Игла поставлена не того типа, на который отрегулирована машина. Возможны пропуск стежков в строчке, поломка иглы, стук в машине. Например, машина отрегулирована на иглу отечественного производства. Зазор между челноком и иглой установлен 0,1 мм. После поломки иглы поставили индийскую иглу, у которой колба тоньше — больше срезана лыска. Зазор между иглой и челноком становится меньше 0,1 мм. В результате — стук в машине, поломка иглы, порча носика челнока. Или, наоборот, машину отрегулировали на индийскую иглу, установили зазор между челноком и иглой, равный 0,1 мм. После ее поломки поставили иглу отечественного производства, у которой колба толще. В результате — пропуски стежков в строчке
Иглу ставить такого типа, на который отрегулирована машина. Можно применить другой тип иглы, если толщина ее колбы равна толщине колбы той иглы,! на которую отрегулирована машина. Толщину колбы можно измерить микрометром МКО — 25 мм
Об этом мы уже говорили, но повторим. Игла отечественная диаметр колбы равен 1,75 мм, а фирменная – 1,7 мм.
Иглу всегда во всех машинах ставить до упора. Если винт упора или шпилька потеряны, подобрать им замену
Игла всегда и на всех машинах ставится до упора вверх, длинной проточкой со стороны входа нитки.
10. Игла поставлена выше необходимого (упор отсутствует). Возможны пропуск стежков в строчке, отсутствие строчки
Чтобы избежать пропуска стежков в строчке, необходимо обязательно установить упор (шпильку или винт)
Потребителю. Если в игловодителе отсутствует упор, работать на такой машине нельзя.
11. Игла поставлена длинным желобком в обратную сторону. Будет интенсивный обрыв верхней нитки. В желобок входит нитка, когда игла проходит через ткань. Если со стороны заправки нитки не будет желобка, она оборвется от сильного трения
Поставить иглу согласно инструкции завода-изготовителя. В машинах разных марок игла длинным желобком ставится в разные стороны
12. Поставлена бракованная игла (ушко под углом к лыске и т. д.). Возможны пропуск стежков в строчке, обрыв верхней нитки. Игла поставлена без предварительной проверки. Челнок тогда хорошо захватывает петлю-напуск, когда плоскость петли находится под углом 90° к плоскости движения челнока. У некоторых машин этот угол целесообразнее уменьшить до 80° навстречу движению челнока, чтобы избежать пропуска стежков в строчке. У бракованной иглы ушко скошено в ту или другую сторону. При любом скосе ушка петля-напуск уходит от челнока, уменьшая возможность ее захвата, но зато увеличивается возможность столкновения нитки с челноком, отчего и могут быть пропуски в строчке и обрывы верхней нитки
Все иглы, в том числе и новые, прежде чем поставить в игловодитель, проверить. Ушко иглы должно быть перпендикулярно плоскости лыски (см. гл. 2 «Механизм иглы»)
13. Челнок покрылся ржавчиной (см. п. 6). Возможны обрывы верхней нитки
Если ржавчина свежая и неглубокая, смыть ее растворителем № 647, затем протереть два раза индустриальным маслом И8А. Если челнок покрыт давнишней ржавчиной и на нем образовались раковины, заменить его новым
После смыва ржавчины, обязательно отполировать на войлочном кругу, смазанным пастой Гоя.
14. Отломан кончик носика челнока длиной примерно 1 мм. Это произошло от удара толстой иглы или из-за неправильно надетого запорного кольца, когда челнок ударяется о выступы направляющего паза корпуса хода
Челнок заменить новым. Носик челнока — неприкасаемая часть!
15. Край площадки челнока не позволяет игле приблизиться к носику челнока меньше чем на 0,1 мм (рис. 19). Зазор в вертикальной плоскости недопустимо велик — широкая полка шире нужного на 1 —1,5 мм
Край площадки спилить на величину, позволяющую приблизить носик челнока к игле на расстояние не менее 0,1 мм. Спиливать можно трехгранным напильником или алмазным надфилем четырехгранного сечения
Край площадки должен быть строго в одной плоскости с рабочей кромкой челнока.
Рис. 19. Положение иглы в челноке машины «Лада» Т-238 кл.:
а — неправильное; б — правильное положение (после ремонта);
1 — носик челнока; 2 — широкая полка; 3 — игла
16. Челнок имеет слишком острую наклонную кромку, которая обеспечивает постоянный контакт с нижней ниткой (см. рис. 13 ). Острая кромка будет прорезать нижнюю нитку. Эта кромка снимает нитку со шпульки — при изготовлении челнока, кромку не притупили.
Притупить острую кромку наждачным камнем или алмазным надфилем
17. Хвостовая часть челнока заканчивается острыми углами. При изготовлении челнока не притупили острые углы
Острые углы скруглить алмазным надфилем, иначе будет обрыв верхней или нижней нитки
Сделать фаски и отполировать на войлочном кругу, смазанным пастой Гоя.
18. От длительной работы челнока на его носике образовались острые кромки. Наружная сторона носика есть продолжение рабочего пояска челнока. При работе она прилегает к пазу корпуса хода, и от трения ребро затачивается, кромка заостряется до остроты бритвы
Острые кромки носика челнока притупить плоским алмазным надфилем, затем шлифовальной бумагой
Отполировать до зеркального блеска.
19. На носике челнока образовалась зазубрина от удара иглой. Причина в том, что поставлена игла не того типа, на которую отрегулирована машина, или игла погнута. В результате зазор между иглой и челноком стал отрицательным
Зазубрину сгладить сработанным алмазным надфилем и прошлифовать шлифовальной наждачной бумагой или, что еще лучше, на шлифовальном круге
Отполировать до зеркального блеска. Следить за иглой, не тянуть материал рукой в направлении шитья.
20. Нитенаправительная пластина на корпусе хода челнока установлена далеко от иглы (на расстоянии до 3 мм) — серьезная неисправность. Оба отверстия крепления этой пластины должны быть продолговатыми
Снять корпус хода челнока и нитенаправительную пластину. Отжечь зону отверстий пластины на огне, время отжига 2 мин. Рабочую зону не отжигать! Круглым надфилем удлинить отверстия на 2 мм в сторону тупого нерабочего конца. Правую сторону зева корпуса хода челнока спилить на 2 мм, т. е. на величину смещения пластины. Поставить нитенаправительную пластину и подвинуть ее к игле так, чтобы расстояние между ними было равно 0,8—1 мм (см. рис. 9 )
Удлинить отверстия на 2 мм в сторону тупого нерабочего конца можно без отжига, применив бормашинку с алмазными бурами.
21. Пластмассовое запорное кольцо не обеспечивает без-люфтовый ход челнока в вертикальной плоскости. При этом возможны пропуски стежков в строчке, стук в машине, поломка иглы. Такое может происходить при стальном запорном кольце, если машина много проработала. Естественный износ будет давать большой люфт. Направляющий паз для челнока глубоко выбран против расчетного или произошла естественная выработка от длительной работы. Возможен и такой вариант: пластмассовое кольцо или стальное полукольцо надели на один штифт
Сменить пластмассовое кольцо, если машина работала мало. Если большая выработка, главным образом в корпусе хода челнока, снять его, вынуть оба штифта, снять нитенаправительную пластину и прошабрить острым шабером или куском ножовочного полотна ту рабочую поверхность, на которую ложится запорное кольцо. Можно обработать пластину на ровном наждачном камне из мелкого зерна. Корпус хода челнока сделан из чугуна, и такую обработку надо вести осторожно, дабы не переусердствовать. Время на обработку 3—5 мин. Шабрение — снятие металла — выполнять равномерно по всему кольцевому пазу. Все собрать в обратном порядке
Запорное кольцо обрабатывается следующим образом: на стекло положить наждачную бумагу, далее положить кольцо и круговыми движениями сделать поверхность ровной.
Для обработки корпуса челночного устройства нужно сделать приспособление, состоящее из шайбы диаметром 51 мм и толщиной 4 мм. Во внутреннем отверстии нарезать резьбу диаметром 6 мм. Сделать шпильку диаметром 7 мм, длиной 70 мм на одном из концов нарезать резьбу М 6, длиной 15 мм. Шпильку вкручиваем в шайбу, с обратной стороны шайбы одеваем наждачную бумагу средней зернистости и зажимает шайбой с гайкой. Это приспособление вставляем в дрель и обрабатываем корпус челночного устройства. Обработку производить аккуратно, чтобы не переточить. Должно быть выполнено следующее условие: челнок должен легко скользить в гнезде и не иметь люфта.
22. Шпульный колпачок покрылся ржавчиной или окислился — потемнел (см. п. 6)
Если это произошло недавно, шпульный колпачок промыть растворителем № 647 с последующим протиранием и смазыванием индустриальным маслом И8А. Если же ржавчина застаревшая с образованием раковин, шпульный колпачок заменить новым. Неглубокую ржавчину можно отшлифовать шлифовальной бумагой, затем на войлочном круге, пропитанном пастой ГОЯ
Если ржавчина сильная, то только замена шпульного колпачка.
23. Широк фиксаторный палец шпульного колпачка. Верхняя нитка с трудом и щелканьем проскакивает через него. При этом в разной степени будет петляние верхней нитки снизу. Причины могут быть разные: завышен размер при изготовлении или поставили шпульный колпачок от машины другой марки (аналогичного устройства)
Вынуть шпульный колпачок.и алмазным надфилем спилить слой металла конца фиксаторного пальца с обеих сторон на 0,2 мм. Затем шпульный колпачок тщательно прошлифовать наждачной бумагой, а лучше на шлифовальном круге
24. Из защелки шпульного колпачка выходит стопорный винт, примерно на 0,3 мм отодвигая ее ручку. Возможны обрыв верхней нитки, наматывание верхней нитки на шпульный колпачок
Устранить дефект просто — вынуть шпульный колпачок, поднять ручку защелки и простым плоским надфилем спилить лишнюю часть стопорного винта
Желательно установить родной винт.
25. Ручка защелки шпульного колпачка имеет угловатую конфигурацию. При этом возможны обрыв верхней нитки, петляние верхней нитки в строчке, неравномерная строчка. Нижняя сторона ручки защелки должна быть скругленной, плавной, чтобы нитка при обводе вокруг шпульного колпачка не зацеплялась
Вынуть шпульный колпачок, отвернуть изнутри остановочный винт защелки и вынуть ее. Нижнюю сторону конца ручки скруглить напильником и отшлифовать. Собрать узел в обратном порядке (см. рис. 3 )
Выполнить вышеуказанное и отполировать на станке с войлочным кругом, с пастой Гоя.
26. Пружина шпульного колпачка, прижимающая нитку, привинчена так, что ее хвостовик не заправлен в отверстие колпачка. Будет обрыв верхней нитки
Отвинтить винт, заправить конец пружины в прорезь и зажать винтом. Отрегулировать натяжение нижней нитки. При регулировке иметь в виду, что винт нельзя отвинчивать более чем на пол-оборота. Дальше ослабление вести методом подгиба конца (усиков) пружины внутрь, а не наружу!
27. Защелка шпульного колпачка без остановочного винта. Выскакивает защелка и цилиндрическая пружина
Поставить остановочный винт защелки внутри шпульного колпачка или заменить защелку
28. Защелка шпульного колпачка выскакивает, как только ее ручка отводится в сторону. Остановочный винт имеет тонкую головку, которая при отводе ручки защелки не упирается в колпачок
После выскакивания защелки цилиндрическая маленькая пружина выталкивается так стремительно, что порой ее трудно найти. Без пружины шпульный колпачок работать не может, но ее легко сделать самому из тонкой балалаечной струны диаметром 0,2 мм (см. п. 31). Обязательно поставить годный остановочный винт в защелку (изнутри)
29. Зубец защелки выдвинут так далеко из прорези шпульного колпачка, что за него зацепляется верхняя нитка и обрывается. Это явный брак защелки (см. рис. 3)
Если зубец выдвинут весь, его необходимо срезать кусачками, предварительно сняв защелку. Если же зубец выдвинут немного, сняв защелку, его чуть-чуть подогнуть или подпилить сверху со стороны захода верхней нитки. После подгибания обязательно подпилить зубец изнутри алмазным надфилем плоского сечения. Если и то и другое невозможно, заменить защелку
Если у Вас не получилось восстановить защелку, то лучше поменять шпульный колпачок.
30. Шпульный колпачок поставлен в челнок. Ручка защелки болтается. Возможны обрыв верхней нитки, наматывание верхней нитки на шпульный колпачок, выскакивание шпульного колпачка из челнока, проворачивание шпульного колпачка. Здесь явный брак или защелки, или ее ручки
Замена шпульного колпачка, при условии, что челнок годный.
31. Цилиндрическая пружина шпульного колпачка ослабла настолько, что ручка защелки плотно к нему не прижимается. Возможны обрывы верхней нитки, проворачивание шпульного колпачка. Старение, окисление пружины со временем разрушают ее.
32. Нитка выскакивает из-под пружины шпульного колпачка. Поломан один или оба усика пружины шпульного колпачка
Заменить пластинчатую пружину
33. Поломался фиксаторный палец шпульного колпачка. Шпульный колпачок поставлен в челнок не до конца — провернулся и заклинил. Создались условия поломки
Лучше приварить пруток из нержавеющей стали. Он хорошо обрабатывается и подгоняется по месту
Работа трудоемкая, в домашних условиях лучше заменить шпульный колпачок.
34. Поломалась ручка защелки шпульного колпачка, не прилагайте больших усилий в обращении с машиной
Вынуть шпульный колпачок при отжатой вправо (острым предметом) защелке. Вывернуть остановочный винт защелки и вынуть ее. Тонкой иглой вытолкнуть ось защелки и поставить новую ручку.
35. Сорвана резьба на регулировочном винте шпульного колпачка. Этот винт следует подкручивать лишь в крайнем случае.
Винт заменить новым, если это невозможно, заменить шпульный колпачок.
36. Винт крепления пластинчатой пружины шпульного колпачка выступает над его поверхностью. Верхняя нитка при обводе шпульного колпачка цепляется за винт и обрывается. Причина в том, что винт завернут с перекосом или вообще не подходит
Завернуть винт без перекоса или заменить годным. Если это невозможно, спилить выступающую часть заподлицо с пружиной
Как правило, винт крепления является дефицитной вещью. Поверхность его закалена до твердости стекла, поэтому либо родной винт, либо замена шпульного колпачка.
37. Выступает винт крепления пластинчатой пружины толкателя челнока
Конфигурация отверстий в пластине сделана таким образом, что головка винта прячется в нем. Все задиры необходимо устранить.
38. Сломался винт крепления пластинчатой пружины толкателя челнока — была приложена слишком большая сила при завинчивании винта
Снять вал с толкателем челнока. Выбить сломанный винт, поправить резьбу метчиком и завернуть новый винт
39. Отломан конец толкателя челнока. Причиной может быть неоднократный подгиб конца в противоположную сторону
Отломанный конец приварить, газосваркой. Обработать шов на наждачном точиле. А лучше приварить полоску нержавеющей стали сечением 2X4 мм; она хорошо приваривается, обрабатывается и подгоняется (подгибом) по месту. При подгонке выдержать параметры: зазор между челноком и толкателем на входе нитки 0,3 мм, на выходе 1 мм (см. рис 4 )
40. Толкатель челнока входным концом прижат к внутренней поверхности носика челнока. Дело в том, что при подгибе выходного конца толкателя он сместился в сторону носика челнока. В результате нитка не может свободно проскочить через зазор на широкую площадку челнока и обрывается
Отжать отверткой входной конец толкателя так, чтобы он занял среднее положение на вертикальной площадке челнока (см. рис 4, а)
41. Толкатель челнока входным концом прижат к вертикальной площадке челнока (отсутствие зазора), когда игла находится в крайнем нижнем положении или в начале подъема
Необходимо отжать входной конец толкателя от челнока на расстояние 0,3 мм
42. Толкатель входным концом прижат к широкой полке челнока (см. п. 40 и рис. 4). Возможен обрыв верхней нитки
Отжать толкатель и сделать зазор, равный 1 —1,5 мм. Конец толкателя расположить посередине вертикальной площадки челнока
43. Между челноком и толкателем слишком большой зазор (до 3 мм). От длительной работы концы толкателя расходятся, увеличивая зазор. Это естественный процесс. Возможны пропуски стежков в строчке, стук в машине
Установить зазор на входе нитки, равный 0,3 мм, на выходе 1 мм путем подгибания толкателя и его концов
Такое может произойти при работе машины на большой скорости и при шитье грубого материала.
44. Выходной конец толкателя и челнока вращаются в разных плоскостях, разность уровней до 3 мм. Это следствие небрежного регулирования зазоров путем подгибания концов толкателя. Возможен обрыв нижней нитки
Вынуть челнок и поднять отверткой выходной конец толкателя на один уровень с челноком. Сделать зазор на входе нитки, равный 0,3 мм, на выходе 1 мм
Явление недопустимое для швейной машины.
45. Выходной конец толкателя трется о корпус хода челнока. Это следствие небрежного и не доведенного до конца регулирования зазоров между челноком и толкателем, подкладывания фольги (в 4—5 слоев) под нижнюю часть корпуса хода челнока
Отверткой отжать выходной конец так, чтобы не было трения как при малой, так и при большой частоте вращения
46. Движение, челнока в пазу затруднено. Челночный паз в корпусе имеет глубину, равную высоте пояска челнока. При прижиме запорного кольца челнок прижимается и заедает— частый случай у машин «Чайка»
Очистить паз. Если причина другая, снять запирающее устройство челнока, вынуть челнок и концом отломанного ножовочного полотна снять лишний слой металла с той плоскости, к которой челнок прижимается запорным кольцом. На такую работу уходит 1 мин
Челночный паз смазать пастой для притирки клапанов легковой машины или пастой Гоя, растворимой в керосине, собрать челночное устройство, дать поработать швейной машине на высоких оборотах. После притирки пасту удалить и промыть керосином корпус челночного устройства и сам челнок.
47. Толкатель челнока неплотно запрессован на валу. В штифтовом соединении ощущается люфт
Снять вал с толкателем челнока. Выбить старый штифт и поставить новый с большим диаметром. Можно в отверстие вложить две ленточки шириной 2 мм из фольги толщиной 0,2 мм и забить старый штифт
Соединение толкателя с валом сделать посредством более толстого штифта.
48. Запорное кольцо не надевается на штифты корпуса хода челнока несоответствие межцентрового расстояния штифтов с отверстиями
Штифты подпилить так, чтобы кольцо свободно надевалось и снималось. Допускается подогнуть штифты
49. Поломана пластинчатая пружина толкателя челнока из-за усталости металла и ржавчины или небрежного обращения с машиной и т. д.
Подпилить выступающую часть винта заподлицо с выпуклой частью пластины. Любой отломанный конец спилить заподлицо с толкателем и плотно прижать к нему. Поставить новую пружину, которую можно сделать и самому
50. Когда снято запорное кольцо, заедание при вращении челнока в пазу корпуса. Причина — поясок челнока не вписывается в окружность паза корпуса хода
Алмазным плоским надфилем опилить поверхность челнока со стороны пояска на обоих концах. Работать осторожно, часто примеряя челнок