Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

«Крутость» не причем. Злодеи из кино нравятся нам по особой причине

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Окружающих людей удобно делить на приятных и. не очень. С первыми хочется чаще видеться, обмениваться последними новостями о коронавирусе и «горячими» шутками из социальных сетей, обсуждать политику и долго беседовать на философские темы. Дело в общих ценностях и схожих положительных качествах. Людям нравится видеть в других то хорошее, что есть в них самих.

Ситуация с теми, кого мы недолюбливаем, прямо противоположная. Психолог Карл Юнг однажды заметил интересную закономерность, которая позднее подтвердилась множеством других исследований. Наткнувшись на подозрительно знакомых «тараканов» в чьей-то голове, люди стараются минимизировать общение с обладателем головных «насекомых». Встреча с персоной, которую в обществе порицают за ту же плохую черту характера, что есть в человеке, раздражает его. Почему так происходит?

Люди считают себя хорошими. Даже Гитлер, сжигая в печах миллионы невинных детей, женщин, мужчин и стариков, верил в «святость» своей цели. Потому, когда человек видит в ком-то прямое доказательство собственной отрицательности, то всеми силами отталкивает такого индивида. Означает ли это, что полюбившиеся публике киношные злодеи имеют плохие черты характера, отличающиеся от тех, что есть в зрителях?

Исследование Ребекки Краузе и Дерека Ракера из Северо-западного университета, опубликованное в журнале Psychological Science, отвечает на этот вопрос. В своем эксперименте ученые предложили добровольцам прочесть сценарий к телешоу о неком Сэме. Участникам не сообщили, что Сэм в разных сценариях может быть положительным героем и злодеем. После прочтения приглашенных людей ждала небольшая анкета из двух вопросов: «Хотели бы вы смотреть шоу?» и «Насколько вы похожи на Сэма?»

Источник

12 причин, почему мы любим злодеев

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Построение любого сюжета требует наличия козла отпущения, морального урода и вообще «того кто неправ». И геймерам тоже нужно, чтобы было, на кого сто часов прохождения гнать телегу. Разработчики не жалеют сил и времени для продумывания действительно интересных плохишей. Чтоб те западали в душу, запоминались. И иногда злодеи получаются даже ярче героев. Почему так происходит?

На это есть целых двенадцать причин, и любой из ваших любимых антагонистов подойдёт хотя бы под парочку из них.

Осторожно, вторые и третьи абзацы содержат спойлеры, злобные и коварные

Он имеет причины

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

И причины очень весомые. Вы можете и не узнать о них до самого конца, ведь злодей скрытен и не склонен направо и налево трубить о своих личных драмах и счётах с кем-то. Мотивация злодея, особенно, когда она крепкая и убедительная, заставляет нас примерить на себя его шкуру, понять и, может быть, даже простить, несмотря на всякие лишения и неприятности, которые он чинил вам на протяжении игры.

И несмотря на то, что проблему Бальдра из последней God of War примерить на себя довольно сложно, узнав его историю целиком, хоть чуть-чуть да проникаешься трагизмом ситуации. Этот психопат довольно сильно досаждал нам во время путешествия с Атреем, и вызвал немало баттхёрта своей неубиваемостью. Однако, быть обречённым на вечную жизнь, ничего не чувствовать и считать, что тебя предала собственная мать — незавидная ноша. Тут есть чему посочувствовать и чем понравиться игрокам.

Он был прав

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Единственное отличие плохого от хорошего парня в этом случае — способы достижения цели. В конце концов, всегда можно сесть и поговорить, объяснить свою позицию непонятливому главному герою и, может быть, заручиться его поддержкой. Ну, или вызвать этим панику, разруху и своими руками уничтожить последние шансы на удачный исход событий.

Перед таким выбором и встал один из моих любимых злодеев этой категории, король Логан из Fable 3. Он — узурпатор и тиран, держит своё королевство в ежовых рукавицах, задирает налоги, высмеивает альтруистические порывы главного героя, который по совместительству является его младшим братом или сестрой, и вообще ведёт себя не очень хорошо. Его поведение бессильно злит и расстраивает протагониста, ведь он ещё помнит времена, когда братец Логан был пусть и своеобразен, но добр и справедлив.

И герой разворачивает настоящую кампанию по свержению короля. Набрав союзников и явившись за короной обратно в замок, он узнает от Логана, что причина его жесткой политики в том, чтобы подготовить Аврору к нападению тёмных сил. Герой с ними уже встречался, встреча ему не понравилась. В общем-то, брат преследовал достойную цель, но желающие революции уже вышибают двери. Тут кто-то и садится в лужу, ведь злодей оказался прав.

Он сам — жертва

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Не он такой, а жизнь такая

Сочувствие к слабым и к тем, над кем вдоволь поиздевалась судьба — это сочувствие уничижительное. Мы смотрим на таких персонажей немного свысока, но всё же подключаемся к ним, ведь они такие бедняжки, сами бы никогда такого не сделали, если бы их не заставили злодеи или обстоятельства. Жизнь действительно ломает некоторых персонажей, и далеко не все из них становятся злодеями, а тех, что становятся, мы готовы понять — ведь судьба бывает жестока.

Сарен Артериус из первой части Mass Effect, конечно, и сам по себе довольно неприятный тип. Он ксенофоб, который всегда любил переступить через закон, превысить полномочия и поднасрать ближнему своему. Но при этом был верен Совету Цитадели, выполнял опаснейшие задания на позиции Спектра, а нелюбовь к людям у него вызвала Война Первого Контакта, на которой убили его брата.

Сарен не был воплощённым злом, хоть и имел парочку нюансов, а в лигу настоящих плохишей его возвели Жнецы. Турианский Спектр был одурманен, стал марионеткой «Властелина» и предводителем армии гетов. Это всё было помимо его воли, но в последние секунды его жизни, кажется, всё-таки проглядывается настоящий Сарен.

Он пытается исправить ошибку

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Что посеешь, то и пожнёшь, как говорится. Некоторых злодеев всё же не устраивает урожай, и они решают исправить свою ошибку. Дело это, вообще-то, хорошее, и даже благородное, но не все оценивают такие порывы. А некоторым героям эти «работы над ошибками» и вовсе встают поперёк горла. Это вариант пункта «он был прав», но всё же более острый и печальный. Герои и злодеи меняются местами, мешаются и становятся врагами даже тогда, когда антагонист на самом деле действует во благо герою.

Так вышло с Кесслером из первой части inFamous. Он — на самом деле протагонист из будущего, который вернулся, чтобы предотвратить совершённую им ошибку. Его бездействие и желание защитить свою семью привели к чудовищным разрушениям и множеству смертей. Он пытался сбежать от открывшего на него охоту Зверя, вместо того, чтобы дать ему бой. И Кесслер не мог себе этого простить. Теперь он вернулся, чтобы не допустить подобного в будущем, и заодно поднатаскать себя из прошлого, а этот упрямец только и делает, что сопротивляется.

Он не сравнивает себя с другими

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Или неизбежно побеждает в этом сравнении

Когда мы смотрим на других людей, мы неизбежно сравниваем себя с ними. И в этом сравнении образ «я» частенько проигрывает прекрасному и талантливому образу «он». Злодеи же, циники и хамы — те, кто преодолевает этот барьер, те, кто сами возвели себя в норму. И это нас восхищает в них. Подобного могут достигнуть только великие злодеи, вожди и святые. Иногда всё это — один человек.

У Альберта Вескера из Resident Evil никогда не было особенных причин сомневаться в своей крутости и уникальности. Он был циничен, себялюбив и жесток. Узнав всю правду о своём прошлом, он так и вовсе утонул в иллюзиях о своей божественности. А теория Дарвина удобно стала подтверждать ему тезис о том, что выживут только сильнейшие. Естественно, он сам считал себя как раз таким сильнейшим. Однако два выстрела из РПГ в голову его ещё в этом переубедят.

Он чарует безумием

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Однако, кроме невероятной воли и повышенной самооценки, чтобы отделиться от мнения большинства, многие злодеи обзаводятся различными психическими отклонениями. Психопатия, садизм, шизофрения, расстройство личности и прочие не очень романтично звучащие диагнозы однако же привлекают наше внимание. Почему? Тут всё просто. Эти ребята — интересные, непредсказуемые, и зрелищные, за ними любопытно наблюдать и пытаться угадать, чего же ещё такого они натворят.

Красавчик Джек из серии Borderlands как раз один из лучших образцов злодея-психа. Узурпатор Пандоры, настабильный гений, человек, у которого есть роботы-двойники и который носит на своём лице маску своего лица. И даже когда Искатели положили конец его злодействам, убив Красавчика Джека, тот всё равно не угомонился. Профессор Накаяма перевоплотил Джека в ИИ, и тот, теперь не имея возможности влиять на окружение, пристал к протагонисту по имени Риз. Красавчик Джек был бы не Кравчиком Джеком, если бы не попытался воплотить давнюю мечту об армии робо-Джеков, и в конце концов Риз всё-таки уничтожил Красавчика. До конца ли на этот раз — хороший вопрос.

Он идёт против системы

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Имеет на это достаточно сил и зачастую становится антагонистом именно из-за этого. Его протест немного сильнее, чем не сказать «будь здоров» после чиха. Он нарушает приказ, по его вине гибнет кто-то, на ком держится система, или он просто возомнил, что может быть по-другому, и он в состоянии это организовать. Причина нашей любви всё так же — сила. А ещё в плюс почти все злодеи этой категории очень неоднозначны.

Мнение игровых персонажей и самих игроков по поводу Логейна разделилось, и вопросе, является он злодеем, или нет, будут отчасти правы обе стороны. Чего у тейрна Логейна не отнять, так это решительности, убеждённости в своих идеалах и рвения служить своей родине.

Он непредсказуемый

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Чтобы узнать доброго персонажа, достаточно лишь узнать о нём то, что он добрый. Добрый персонаж будет таскать вязанки с пирожками по всему миру, спасёт тонущего котёнка и отдаст последние деньги на прокорм каким-то проходимцам. Чаще всего он однобок и предсказуем, в то время как предсказать, что же в этот раз выкинет злодей, нереально. Портрет злодея, как мы убедились на пунктах, что были выше, чаще всего имеет положительные черты, и это окончательно запутывает и героев, и игроков. А разработчикам только этого и надо.

Организация «Цербер» и её лидер Призрак из второй и третьей игр серии Mass Effect являются именно такими — непредсказуемыми злодеями. «Цербер» — прочеловеческая террористическая организация, которая выступает за то, что человечество должно выступать на первых ролях в Млечном пути. Они занимаются экспериментами над людьми, негуманными исследованиями одурманивания, саботажем и вырезанием половины Цитадели. Ребята занятые, в общем. Но, кроме этого откровенного злодейства, они ещё и соскребли коммандера Шепард с поверхности планеты после крушения Нормандии SR-1. Соскребли, начинили имплантами и обратно собрали в человека, не вставив в его голову даже какого-нибудь чипа самоуничтожения.

Конечно, это был не акт доброй воли, а холодный расчёт, ведь Призрак считал, что со Жнецами может справиться только Шепард. Но террористическая организация, которая ещё успеет наделать злодейств, подарила коммандеру новую Нормандию, команду блестящих специалистов и новую жизнь. А взамен — лишь попросила помочь со Жнецами. То есть сделать то, чем Шепард и так занимался. Неоднозначная и непредсказуемая ситуация.

Он и сам был добрым

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Конечно, не много чести делает герою то, что он в какой-то момент переметнулся от добра ко злу. Однако, как это ни противоречиво, злодею же такая ситуация добавляет зрительских симпатий. А если этот парень ещё и был управляемым персонажем или находился в его близком окружении, его история при этом хорошо и логично простроена, и у него есть все основания выбрать сторону зла, то такой персонаж вообще становится суперзвездой. Поспособствовали этому обстоятельства, предательство близких или чрезмерная увлечённость собственной идеей, неважно. Этот злодей точно будет особенным и останется в сердцах и умах игроков надолго.

Он причиняет страдания стильно

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Пэйган Мин знает толк в стиле

Зло частенько привлекает тем, что оно экстравагантно, элегантно, что оно следит за впечатлением, которое оставляет о себе. И это я говорю не только о манерах и выглаженном костюме-тройке, но и о более прикладной стороне вопроса. Замечали ли вы когда-нибудь, что ваш персонаж сражается какой-то палкой-копалкой, стреляет чуть ли не из рогатки и ездит на снятом с производства корыте в то время, как злодей летает тут и там на своём крутом вертолёте, стреляет из навороченной пушки с самонаведением и вообще обладает самыми современными технологиями?

Но вряд ли это всё досталось злодею благодаря упорному труду самым законным из законных способом. Конечно, он убивал ради этих преимуществ, грабил и узурпировал ни в чём не повинных людей. Но даже несмотря на это, внешний лоск, что уж тут спорить, притягателен. Он лишний раз подтверждает силу злодея и то, что ему, похоже, нечем заняться, кроме как делать по утрам укладку и чистить туфли.

Мы ничего о нём не знаем

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

А ещё зло притягательно окружающей его загадкой. Есть антагонисты, о которых мы не знаем практически ничего. Имя, пара фраз, особенно выразительное движение или взгляд, и всё, остальное — только догадки и бесконечные теории. Недосказанность будоражит умы игроков, заставляет возвращаться к неразгаданной загадке снова и снова в надежде найти хоть малюсенькую подсказку от разработчиков и наконец утолить своё любопытство.

Именно такой — загадочный, да в придачу ещё и жуткий Гюнтер О’Дим из дополнения к The Witcher 3 «Каменные сердца». Обаятельный, умный, расчётливый и ни капли не агрессивный, способный сладкими речами и скрытой в них угрозой добиться своего. Гюнтер представляется торговцем зеркалами, который на досуге заключает разные интересные сделки и выполняет чужие желания. Плата за это — душа. Ничего себе такая сделка.

Никого подобного Гюнтеру в мире The Witcher не встречалось, и даже самый маститый охотник на чудовищ не знает, кто он такой. Вопрос об этом, а так же о том, откуда он пришёл и куда его низверг ведьмак в одном из вариантов концовки, остаётся открытым. И пусть таким и останется. Ведь добрая половина обаяния О’Дима — его загадочность.

Он не существует

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

И это потрясающе. Великолепно! Это по истине самое лучшее в злодее из видеоигры — ведь даже совесть не будет мучить, если он понравится или — не дай боже — начнёшь ему сопереживать. Зло притягательно, элегантно, загадочно и красиво только внутри художественных произведений, заключённое там, где оно до нас не достанет.

Согласитесь, неприятно бы вышло, существуй все эти ублюдки выше на самом деле. Сколько времени бы у них ушло на то, чтобы оставить от нашей планеты груду камней в бескрайнем космосе?

Обаяние зла имеет множество причин, и это даже не все из них. Иногда злодей прекрасен из-за актёра озвучки, иногда — из-за модели и анимации, а иногда вы разделяете с ним определённые взгляды на жизнь. Вдохновляйтесь ими, возвращайтесь к любимым плохишам, но не забывайте, что они скорее всего были созданы такими, чтобы понравиться вам в той или иной степени.

Источник

Исследование: почему нам нравятся выдуманные злодеи

Потому что они похожи на нас, и в этом себе не стыдно признаться

Однажды вечером мы с детьми смотрели «Возвращение джедая», и я поймала себя на мысли, что мне очень нравится Дарт Вейдер. Он дисциплинирован, решителен, добросовестен и бескомпромиссен — и при этом (почти) абсолютно злой…

Не секрет, что мы иногда считаем вымышленных злодеев очаровательными. Говорят, это потому, что мы эволюционно стремимся понять плохих парней, а также, конечно, чтобы убедиться, что хорошие ребята восторжествуют. Но новое исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, говорит, что дело не только в этом.

В реальной жизни мы симпатизируем людям, которые похожи на нас с позитивной стороны — так же добросовестны, например, или столь же милы. Но исследования показали, что нас отталкивают люди, которые похожи на нас в позитивном ключе, но также обладают асоциальными чертами — они умные, но склонны к манипуляциям, например. Причина, вероятно, в том, что нам некомфортно видеть какие-либо сходства между собой и «плохими» людьми.

Ребекка Краузе и Дерек Ракер из Северо-Западного университета задались вопросом, срабатывает ли эта тенденция, когда речь заходит о вымышленных персонажах, которые не представляют такой же потенциальной угрозы нашей самооценке.

Чтобы исследовать этот вопрос, авторы сначала проанализировали данные от компании CharacTour — развлекательного веб-сайта, где на момент исследования было зарегистрировано более 230 тысяч пользователей. Сотрудники CharacterTour определили тысячи персонажей как злодеев (таких как Малефисента и Джокер), героев (таких как Шерлок Холмс и Йода) и второстепенных персонажей. Они также оценили персонажей по различным признакам — от болтливого до скрытного и, например, от высокоинтеллектуального до глупого. Пользователи могли оценить себя по этим же признакам, используя ту же шкалу, и стать «поклонниками» персонажей, которые их больше всего привлекают.

Краузе и Ракер обнаружили, что у персонажей с высокими показателями по любой из характеристик был больший процент поклонников с этой же чертой. Поразительно, но эффект подобия был даже сильнее для злодеев, чем для не злодеев. Антипатия, которую мы в реальной жизни испытываем к похожим, но плохим людям, исчезла.

Исследователи также обнаружили, что злодеи и их поклонники похожи не только положительными чертами. В поклонники к злодеям, по сравнению с не-злодеями, пришло больше людей, которые оценили себя как нечестных, грубых, манипулирующих и эгоистичных. Таким образом, вымысел дал людям свободу проявить влечение к темным сторонам персонажей. (Этот вывод заставил меня задуматься, какие темные черты объединяют меня с лордом Вейдером…)

Затем авторы попыталась подтвердить свои выводы и найти возможные объяснения, используя серию онлайн-исследований.

Первый эксперимент, в котором приняли участие 100 студентов, подтвердил, что сравнивать себя с реальным злодеем гораздо менее приятно, чем с вымышленным. Следующая работа подтвердила идею о том, что вымысел обычно освобождает нас от угрозы негативных социальных сравнений, но не во всех контекстах. Когда группе участников сказали, что они похожи на «супер-жуткого» вымышленного злодея из нового фильма, они заявили, что были бы рады посмотреть фильм в одиночестве. А вот для первого свидания это явно был неудачный вариант. Первые свидания, конечно, связаны с потенциально важными социальными суждениями. Участникам явно не хотелось, чтобы их сравнивали с «супер-жутким» злодеем, это представляло угрозу для их имиджа.

Но первое свидание — это особый случай. «Наше исследование показывает, что вымышленные истории и миры дают «безопасное пространство», где можно сравнить себя со злодейским персонажем, который похож на нас», — комментирует Краузе. Это дает нам возможность узнать больше о своих темных сторонах, которые мы обычно не исследуем, считают авторы.

Истории могут быть не единственным способом смягчить угрозу, добавляют они. Надежная фигура привязанности — кто-то, кто, как мы знаем, нас любит, — может также защитить нас от дискомфорта, вызванного ощущением хотя бы частичного сходства с морально нежелательным человеком. «Хотя мы использовали выдуманные истории, наши результаты говорят о необходимости провести более общее исследование других факторов, которые могут смягчить угрозу и таким образом заинтересовать людей в сравнении себя с похожими, но негативными людьми», — пишут исследователи.

Но, как они предупреждают в статье, есть тут и опасная сторона. Если, например, человек будет считать, скажем, звезду реалити-шоу «выдуманным персонажем» и привлекательным злодеем, «это может оказать потенциально пагубное влияние на выбор людьми образцов для подражания».

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Источник

Зло и добро: почему антигерои нравятся людям больше?

Почему люди все больше любят фильмы с антигероями, в которых нет однозначного добра.

Почему злодеи людям нравятся больше чем хорошие

Все большему количеству людей нравятся сериалы и фильмы с неоднозначными персонажами и главными героями: Уолтер Уайт идет против системы, варит наркотики и убивает людей, но большинство зрителей в восторге от него, а в сериале «Барри» профессиональный киллер подкупает всех своим обаянием и стремлением стать лучше.

Рассказываем о том, почему антигерои становятся все более популярными в современной культуре.

Кто такие антигерои и герои

В литературе и фильмах есть широкая классификация персонажей: антигерои, протагонисты, антагонисты, второстепенные герои., каждый из которых играет свою роль.

Протагонисты — это главные герои, которым в противопоставление идут антагонисты — главные злодеи. Герои, у которых нет явного стремления спасать мир или у которых есть явно отрицательные черты — антигерои. При этом, несмотря на все недостатки, их любят и ими восхищаются.

В поп-культуре любимые образы героев менялись. Если в начале двадцатого века мало кто подумал бы восхищаться злым персонажем, то в последние несколько десятилетий интерес к антигероям растет. Автор может вызвать эмпатию к антигерою, либо показать, что его мотивы не менее ценные, чем мотивы главного героя и таким образом раскрыть персонажа с разных сторон.

Нельзя сказать, что антигерои полностью вытеснили героев со сцены — они все так же популярны и любимы аудиторией.

Теория аффективной диспозиции

В последнее время популярность набрала теория аффективной диспозиции. Ее последователи считают, что зрители оценивают поступки персонажей с моральной точки зрения, и это влияет на то, понравится ли им произведение или нет.

Если поначалу эта теория была применима только к положительным героям, то сейчас исследователи начинают дополнять теорию о том, как вырабатывается механизм симпатии к отрицательным персонажам.

По результатам исследований, к концу просмотра фильма с харизматичными героями и антигероями зритель одинаково положительно настроен по отношению к ним.

Недавние работы предполагают, что зрители со временем привыкли воспринимать схему сюжета, которая позволяет получать удовольствие от поступков антигероя, несмотря на аморальность персонажей.

Характеристика антигероев

По мнению некоторых исследователей, растущая популярность образов с такими чертами связана с тем, что они открывают окно в темную сторону человеческой натуры и позволяют узнать чуть больше о человеке.

В психологии есть темная триада личностных характеристик, которая включает в себя нарциссизм, макиавеллизм и психопатию — сценаристы и писатели часто их используют при создании отрицательных персонажей.

При этом антигероям не обязательно быть злыми: это могут быть привычные нам герои боевиков или приключенческих фильмов, которые сражаются со злом.

Например, Джеймс Бонд, персонажи Marvel приносят разрушения в город, могут действовать не по закону и убивать тех, кто по их мнению не прав.

Более того, людям нравится отождествлять себя с антигероями, которые идут против системы и не боятся проявлять себя. Например, Робин Гуд, Джокер, Бонни и Клайд, герои Тарантино — очень популярные антигерои и неоднозначные персонажи, которых не назовешь положительными.

Существует большой пласт злодеев с различными мотивациями, которые нравятся разным людям.

Также существует мнение о том, что людям нравятся антигерои и они готовы не обращать внимание на средства достижения цели, если цель им кажется достойной и оправданной.

Архетипы и создание персонажей

Рассматривая эту тему, нельзя не обратиться к архетипам Юнга: они описывают бессознательные знаки и образы, которые есть в обществе. Несмотря на то что теория Юнга об архетипах не знакома широкой аудитории, многие режиссеры и критики используют ее, чтобы сделать героя более узнаваемым: в обратном случае зрителю тяжело считать образ и понять, о чем идет речь в произведении и кто есть кто.

Например, архетип героя хочет сделать мир лучше, готов бороться за свои ценности и действовать для достижения своих целей, преодолевать свои страхи.

В противоположность герою выступает архетип тени — она скрывает то, что находится в бессознательном: все, что человек подавляет в себе, все, что порицается обществом находит отражение в архетипе тени. Злодеи в фильмах и книгах — представители этого архетипа.

Механизм симпатии к разным героям все еще до конца не выяснен, однако существующие теории позволяют предполагать, что и дальше люди будут с удовольствием смотреть на харизматичных антигероев, которые идут против системы и стремятся добиться своих целей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *