Почему учителя говорят что звонок для них
Для кого звенит звонок
Как рассказал «РГ» старший помощник прокурора Новосибирской области Дмитрий Лямкин, нарушения были выявлены при плановой ежегодной проверке образовательных организаций. Сразу в девяти школах локальные акты оговаривали: «Звонок об окончании урока дается для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс». В то же время федеральные санитарные правила четко прописывают: урок не может длиться дольше 45 минут, а для первоклашек установлен предел 40 минут. Специалисты подтверждают: эти временные промежутки в мировой образовательной практике приняты не зря.
Более того, по словам психолога, звонок приводит в действие своего рода приобретенный инстинкт любого школьника. С первого класса детей приучают, что этот сигнал означает смену деятельности, оставлять детей в классе после него нет смысла, ученики все равно уже отвлеклись, мысленно они уже на перемене. Так что закон лишь подтверждает давно наработанную практику.
Примечательно, что распоряжения про «звонок для учителя» оказались не единственным нарушением, обнаруженным в маслянинских школах. В двух случаях нормативы оговаривали ужесточение наказания при «рецидиве» проступка ученика.
Как поясняет представитель прокуратуры, любое серьезное нарушение дисциплины со стороны школьника может повлечь наказание, предусмотрен определенный порядок. Сначала должно следовать замечание, затем выговор, а только потом возможно отчисление. Придуманный в районных школах «рецидив» подразумевал, что стадию выговора администрация школы могла бы обойти. То есть после замечания сразу следовало бы отчисление. Это нарушение, как и пресловутый «звонок для учителя», также было исключено из правил школ по требованию прокуратуры.
Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС:
«Звонок для учителя» и ещё 5 знаменитых фраз, которые не говорит современный учитель
Все мы помним эти любимые учительские фразочки и теперь, повзрослев, даже смеемся над ними. Слышат ли наши дети те же знаменитые слова, или современная школа изменилась настолько, что оставила позади эти бородатые стереотипы? Ответ от нашего блогера, молодого учителя русского языка. Согласитесь? Мы бы со многим поспорили.
1. «Звонок для учителя»
Раздаётся звонок с урока. Радостные, предвкушающие обед в столовой ученики срываются с мест, сгребают тетради и ручки с парт в портфели. Они готовы в ту же секунду выбежать из класса, но слышат суровый голос педагога: «Звонок для учителя! Сядьте, мы еще не закончили». Знакомо?
Когда я сама училась в школе, эти слова от учителя мы слышали часто. Садились обратно за парты и продолжали, пока учитель не закончит урок. Это было нормально. Наши родители тоже с этим знакомы. Беспрекословно слушались, хотя мысли каждого в этот момент были уже давно за пределами кабинета. Никому в голову бы не пришло ответить: «Вы не имеете права!»
В современной школе задержать учеников после урока недопустимо. По нормам ФГОС учитель должен успеть дать материал за положенные 45 минут. У каждого типа урока есть определенный тайминг. В конце педагог должен провести рефлексию и успеть объяснить домашку. Если задерживаешь учеников после звонка, значит неправильно составил план урока, и впредь этого нужно избежать. Иначе полетят помидоры от недовольных родителей. Ученик может ответить: «Вы не имеете права». И он будет прав. Такова современная реальность.
2. «Выйди и войди нормально», «Вон из класса!»
08:05, в класс не спеша, вразвалочку заходит Петя. Он всегда опаздывает. И каждый раз, когда Петя опаздывает на первый урок алгебры, МарьИванна ему говорит: «Выйди и войди нормально! Заваливаешься как к себе домой. Посмотрите-ка на него».
Петя разворачивается и нехотя повинуется учителю. Стучит, открывает дверь и спрашивает: «Здравствуйте, можно войти в класс?». МарьИванна недовольно отвечает: «Заходи, куда тебя девать-то». И начинает опрос по домашнему заданию.
«Звонок будет, тогда выйдешь»: почему школам не нужно выбирать между дисциплиной и свободой
В каждом классе раньше был такой Петя. Сейчас эти «Пети» тоже есть, но вот подход к их поведению изменился. По нормам ученик не может во время урока находиться вне кабинета. Если раньше, когда учащийся начинал спорить с учителем, его могли выставить из класса, то сейчас педагог за это может получить выговор от администрации.
3. «Родителей завтра в школу!»
Учитель советской и постсоветской школы вызывал родителей через дневник его нашкодившего обладателя. Современный учитель вызывает родителей, позвонив им по телефону после уроков или написав в вотсап или вайбер.
Никаких криков на уроке: «Родителей завтра в школу!» или «Отца в школу». В этом плане реакция родителей на происходящее ускорилась, а ещё пропала возможность просто вырвать страницу из дневника и понадеяться, что МарьИванна остынет и не вызовет маму в школу.
4. «Дневник на стол»
То же самое и со знаменитым учительским: «Дневник на стол!» Многие современные школы вовсе отказываются от бумажного варианта ученического дневника. А там, где эта практика еще действительна, ученик в записывает в дневник только домашние задания, а по итогу четверти видит в нём только четвертные оценки.
Вся оперативная информация передается либо через электронный журнал, либо напрямую родителю, поэтому современные учителя не произносят и эту, ставшую крылатой, фразу.
5. «А голову ты дома не забыл?»
— Сидоров, почему ты не сдал тетрадь на проверку?
— МарьИванна, я её дома забыл.
— А голову ты дома не забыл?
Диалог «сквозь века», рождённый ещё во времена Аристотеля. 🙂 В современной школе от учителя можно услышать эту коронную фразу, наверное, лишь в ироническом ключе. Учитель идёт в ногу со временем, и теперь говорят что-то вроде: «А вот айфон дома не забыл» или «Лучше бы наушники дома забыл, а не тетрадь».
6. «Вы самый худший класс»
И, наконец, венчает эту подборку фраза, которую раньше каждый класс слышал, наверняка, хотя бы единожды за 9-11 лет: «Вы самый худший класс за мои 10/20/30 лет работы».
Обычно эта фраза была в контексте какого-то ужасающего поведения или скверно написанной всем классом контрольной. Очень хочется надеяться, что эти слова, которые говорились лишь сгоряча, канули в Лету. Современный учитель не кидается в своих учеников градом обидных слов. Новые образовательные стандарты диктуют необходимость искать причину плохой успеваемости и дисциплины в первую очередь в методике преподавания, а не в учениках, хотя они тоже иногда бывают не сахар.
«Ученики должны оставаться живыми. Мёртвая тишина стоит только в кабинете у мёртвого учителя»
Что же говорит современный учитель, когда видит не тот результат работы, который ожидал? «Кто вас учит вообще? Какой кошмар!»
На такие слова дети, конечно, радостно отвечают: «Вы». Тогда мы начинаем разбирать ошибки и возвращаемся к теме, которая осталась непонятой. Самоирония и здоровое чувство юмора ослабляют напряжение и помогают понять, что всё, что происходит на уроке — это коллаборация учеников и учителя, а значит и ответственность за результат обоюдная.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Звонок для учителя или для учеников — что говорит закон
Каждый хоть раз в жизни слышал знаменитое учительское «Куда! Звонок для учителя!». Эта фраза уже давно вошла в золотой фонд цитат наших педагогов (а также «А голову ты дома не забыл?» и «А оценку вам одну на двоих ставить?»).
Однажды ко мне обратился молодой человек школьного возраста с активной жизненной позицией. Он посетовал, что один из учителей в школе имеет нехорошую привычку регулярно задерживать учеников после урока. Её урок как раз последний, поэтому учитель «продлевает» его иногда на 5 минут, а иногда и на 10-15. Дети негодуют, но учитель настаивает на своей правоте.
Меня попросили пояснить, кто же прав в этой ситуации и на какие законы можно сослаться.
А для кого звонок?
Такое правило в школе было и у нас. Но сейчас я могу точно сказать, что оно незаконно. Два года назад разбирательствами со школьными звонками занялись даже органы прокуратуры.
В 2019 году сразу несколько школ Новосибирска решили закрепить правило «звонок для учителя» в школьном уставе и в Правилах поведения учащихся, тем самым придав ему больший вес. Однако недовольные родители обратились в прокуратуру.
«Звонок об окончании урока даётся для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс» Цитата из спорного распоряжения директоров
Прокуроры указали, что такие положения на самом деле не только не соответствуют законодательству России об образовании, но и нарушают права детей.
По действовавшему тогда СанПиНу (2.4.2.2821-10) продолжительность занятий не могла составлять более 45 минут для большинства школьников, кроме первого класса. Для первоклассников уроки должны быть не более 35 минут с сентября по декабрь и не более 40 минут с января по май. Длительность перемен должна быть не менее 10 минут.
В новой версии санитарных правил, которые действуют с 2020 года, эти положения не изменились (п. 3.4.16 СП 2.4. 3648-20).
Если длительность урока вдруг была увеличена по требованию учителя («Куда собрались! Звонок для учителя!») — это нарушение прав детей на отдых.
После вмешательства прокуратуры правила в школах были отменены.
Что я сам об этом думаю
Во-первых, это хорошо, что прокуратура создала прецедент отмены школьных актов и прояснила правовой статус таких ситуаций — незаконно задерживать детей после звонка.
Но я вообще не сторонник категоричного подхода в любой ситуации. Бывает и такое, когда объективно необходимо немножко задержаться: не может же педагог прерваться на полуслове (естественно, учитель должен заранее рассчитывать материал, чтобы уложиться в урок). А иногда и некоторые из учеников пытаются «сорвать урок». В итоге время урока уходит на то, чтобы всех успокоить.
Я считаю, что между учениками и педагогами должно быть взаимопонимание и уважение. Если учителю надо доформулировать материал, то можно и задержаться на минутку-другую, но педагог должен понимать, что перемена — законное время детей на отдых.
Подпишитесь на мой блог, чтобы не пропускать свежие публикации!
Правда ли, что «звонок для учителя»? Почему так говорят?
Опытный педагог избегает в своем лексиконе подобных фраз, потому что ее подтекст больше угрожающий, а не останавливающий хаотичное движение учеников.
Конечно же нет. Звонок предназначен для удобства работы и перерывы между ними.
Если же звонок «для учителя», то и на урок звонок должен быть «для учителя». Почему это действует только в одном направлении? Звонок предназначен для всех находящихся в школе, не зависимо ученик ты или сотрудник школы.
Звонок-это сигнал и для учителей,и для учеников.
Если звенит звонок на урок-то и педагоги и ученики должны приступить к уроку-согласно школьному расписанию уроков и школьной программе.
Если звенит звонок на перемену-значит учитель должен закончить данный урок.И если учитель начальной школы-значит должен он приготовиться за перемену к последующему уроку.А если это учитель старших классов-то он должен приготовиться к последующему уроку с данным классом,либо отпустить данный класс и на перемене приготовиться к уроку с другим классом,согласно расписанию и школьной программе.А для учеников начальной школы-перемена нужна для того чтоб приготовиться в своей классной комнате к другому уроку.Для учеников старших классов-перемена нужна для того чтоб успеть либо приготовиться к последующему уроку в этой же классной комнате,либо успеть перейти на последующий урок в другой классный кабинет.
Как правило-и звонок на перемену означает как сигнал о времени приёма пищи в школьной столовой,для чего в расписании и предусматривают длинную перемену между уроками.
Нет, неправда. По Закону учитель не имеет права задерживать детей после звонка. В современное время на учителя могут пожаловаться и выиграют. Если прозвенел звонок, то для учителя лучше остановиться и сказать, что «продолжим в следующий раз». Если ученики вскакивают со звонком, то это говорит об их невоспитанности. Поэтому, старайтесь следить за временем, чтобы не создавать критические ситуации
Должен ли учитель ответить на звонок на уроке и почему даме можно звонить дольше? Правила телефонного этикета
Может показаться, что правила телефонного этикета элементарны, но так ли это?
Смартфон уже является своеобразным продолжением руки. Почти каждый день мы набираем чей-то номер или принимаем вызов. Может показаться, что правила телефонного этикета элементарны, но так ли это? О том, как правильно вести диалог и какие ошибки мы чаще всего совершаем, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала член Национальной ассоциации специалистов по протоколу и этикету Елена Григорьева.
— Тема этикета телефонных звонков на первый взгляд кажется простой и понятной, но на практике оказывается не так. Почему же мало внимания уделяется этому вопросу?
— Действительно, мы уже не мыслим своей жизни без телефона. Половина деловых, да и личных бесед проходит по нему. Звонок часто становится началом деловых отношений. Или не становится? А как много случаев страха перед звонками! Страха перед тем, что не выслушают, не поймут, не согласятся и т. д. Поэтому лучше знать некоторые правила и приемы, которые значительно облегчают телефонное общение.
На самом деле об этих нормах говорят достаточно много: в рамках делового, светского и цифрового этикета. Раздел о телефонных разговорах есть во многих книгах по этикету. Некоторые специалисты, которые ведут блоги в соцсетях, пишут посты на эту тему, но в них сложно передать все нюансы и рекомендации. Поэтому правильному и корректному общению по телефону стоило бы обучать в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, на семинарах и тренингах для сотрудников компаний.
— Какие же ошибки чаще всего совершают люди при разговоре. На что стоит обратить внимание?
— Наверное, каждый сталкивался с ошибочными звонками, когда первое, что вы слышите: «А кто это?» или «Куда я попал?» Тому, кто позвонил, лучше поинтересоваться: «Это такой-то номер?», «Могу я услышать того-то?» и т. д.
Неприятно, когда тот, кому позвонили, сворачивает диалог первым, не давая высказаться до конца. Если вы ограничены во времени, об этом лучше сказать в начале и договориться на другое время. Есть еще понятие «повисшие звонки», когда вы пообещали, но не перезвонили. Старайтесь их не допускать. Если не получилось, напишите и объясните причины.
— Что нельзя делать во время разговора, особенно с незнакомыми людьми?
— В этикете нет жестких правил, зато есть много разных ситуаций. Поэтому в первую очередь нужно руководствоваться уважением к собеседнику. Старайтесь по возможности не разговаривать на ходу и на улице, где много шума. Лучше выбрать тихое спокойное место, где вас хорошо слышно. Не ешьте, не пейте во время беседы. Это будет неуважительно даже по отношению к близким.
Не включайте громкую связь, не уведомив и не спросив разрешения вашего собеседника. Это же касается и видеосвязи. Не стоит разговаривать параллельно еще и с другими людьми. А если есть такая необходимость, то извинитесь и попросите немного подождать. Но не заставляйте ждать долго. Цените время собеседника.
— Правда ли, что нужно отвечать только после 2–3 гудков?
— Отвечать можно и после первого, но желательно не позже четвертого. Конечно, сложно использовать счет, если у вас установлена мелодия. Просто имейте в виду, что надо ответить достаточно быстро, потому что есть зеркальное правило для звонящего — ожидать ответа не более 5–6 гудков. Считается, что даме на сотовый телефон можно звонить и дольше. Случается, что телефон еще нужно отыскать в сумочке среди множества других весьма важных вещей.
— Какие есть правила принятия или, наоборот, отклонения вызовов в общественных местах, на работе, во время учебы?
— Если номер вам известен, то перезвоните в ближайшее время, а лучше сразу отправьте сообщение о том, что вы не можете сейчас разговаривать, и предложите написать вам, если это срочно. На работе, учебе, в театре, кино, на выставке, мероприятиях, встречах звук должен быть выключен. Даже вибросигнал может быть лишним. А в кинотеатре и театре еще и яркость экрана нужно приглушить.
На работе не стоит злоупотреблять личными разговорами. Звук надо выключать. Если коллега вышел, а звонит его мобильный, не отвечайте вместо него даже из лучших побуждений. Есть еще одно негласное правило: преимущество имеет тот, кто находится перед вами.
На занятиях есть преподаватель и ученики. Это время принадлежит им. Телефонные беседы могут подождать до перерыва. Если что-то срочное — напишите сообщение. Звук, в том числе вибросигнал, на занятиях должен быть выключен, чтобы никому не мешать. Вы можете себе представить артиста, отвечающего на звонок во время выступления? Нет. Почему же учителя, лекторы и те, кто лично работает со слушателями, могут? Такую же аналогию можно провести между учениками, студентами и зрителями в зале.
— В Интернете есть много разных правил общения с клиентами и друзьями: четко указать причину звонка, следить за речью, не прерывать собеседника. Может, есть еще какие-то неочевидные на первый взгляд, но важные вещи в разговоре?
— Если говорить о деловых звонках, то нужно помнить аксиому: то, как говорит по телефону сотрудник компании, создает впечатление обо всей организации. Но именно по телефону чаще всего позволяют себе грубость, бестактность, раздражительность, недовольство. Это продиктовано ощущением безнаказанности: вы меня не видите и ничего не сделаете.
Для делового и личного телефонного разговора есть ряд несложных правил, которые помогут расположить собеседника к себе:
— лучше договориться о звонке и его времени заранее;
— тот, кто звонит, приветствует и представляется первым. Затем сообщает о цели и потом спрашивает, удобно ли это обсудить сейчас;
— деловой звонок длится 3–5 минут. Если нужно больше времени, то договоритесь, когда вам двоим будет удобно;
— принято сначала излагать суть вопроса, потом уже переходить к деталям. Важно — запоминаются начало и конец, поэтому основную мысль повторите в конце диалога;
— подводит итог тот, кто позвонил. Завершает руководитель. В светской ситуации может завершить дама или человек почтенного возраста;
— если связь прервалась, перезванивает тот, кто был инициатором диалога;
— не заканчивайте фразу за собеседника;
— будьте вежливы и тактичны. Не делайте резких суждений;
— Интересно то, что молодым людям поколения Z, в отличие от представителей старших поколений, не нужно объяснять, что перед звонком лучше сначала написать и договориться о нем. Нынешней молодежи вообще сложнее позвонить. Это такая поколенческая особенность. Есть мнение, что мы в последнее время лишаемся человеческого общения, прикрываясь этикетом и личными границами. Поэтому я рекомендую сохранять баланс. Сообщения в мессенджерах не могут заменить живое человеческое общение. Не бойтесь разговаривать по телефону. Просто будьте корректны и уважительны по отношению к своему собеседнику.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!