Почему учителей женщин больше чем мужчин
Один в школе воин
Картина была трогательная и печальная одновременно. Она наглядно демонстрировала, что при всех заслугах учителей-женщин, конечно, школе нужны мужчины.
Почему так сложилось? Кто эти отважные, что все-таки идут учить детей? Что ими движет? Об этом мы решили узнать у самих мужчин-педагогов.
Урок в кинотеатре
При этом он убежден в том, что без мужчин полноценной школа быть не может.
При этом Август Белкин рассказал, как сам наводил порядок в школе.
— Целый класс однажды на урок не пришел. Я недолго думал, где они. В кинотеатре тогда шел фильм «Банда бритоголовых». Позвонил директору, прихожу в кинотеатр и представьте картину: сеанс прерывается, и на сцену выходит директор школы. Вот у них был шок!
Пример мужчины
— В такой ситуации, если о чем-то нужно посоветоваться, рассказать о чем-то откровенно, парень, конечно, подойдет скорее к мужчине-учителю, а не к женщине. При том, что я очень уважительно отношусь к женщинам, и работаю с замечательными коллегами, но это объективный факт: мужчина школе нужен. Школа без мужчины как неполная семья.
Мне было это проще сделать, в свое время меня самого выгнали из школы, куда я по иронии судьбы пришел работать директором, спустя годы. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь.
«Фанатею от этой работы»
Тест на «кнопку»
Семен Казанцев, учитель обществознания:
— Мне стало бы страшно интересно, кто это использует такой дедовский метод? Обязательно бы вычислил его и подложил потом кнопку ему самому. А вообще, подростки сегодня так не шутят. Это же совсем другое поколение. Умные, свободные…Они могут так тонко и иронично подкалывать в разговоре, что только держись, если не хочешь потерять авторитет. Так что приходится постоянно быть в тонусе. И уметь разговаривать с ними на одном языке.
Евгений Демьянов, учитель истории и обществознания:
— Да я в последнее время раздобрел немного, думаю, даже не заметил бы, если бы на стул что-то подложили. Если бы заметил, может, и подыграл бы им, сделал вид, что мне очень больно. Но в любом случае никаких разборок устраивать бы точно не стал.
Даниил Ляховец, учитель математики:
Не всем мужчинам под силу
Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования администрации Екатеринбурга:
XXI век требует
Алихан Динаев, «Учитель года России-2018»
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Учителя — почему женщин больше в данной профессии, чем мужчин?
Учитель – одна из главенствующих профессий в жизни общества, которая возникла как желательность обучения и воспитания последующих поколений, для того чтобы они быстрее и успешнее вошли в жизнь общества. Учителя и учительство общеизвестны с древних времен, но самой популярной профессией стали не так давно. Один век назад большая часть населения развитых стран была вынуждена решать проблемы обучения и воспитания при помощи, так сказать, семейной педагогики, которая несла в себе и положительные и отрицательные моменты.
Некоторые представители данной профессии нанимались на работу, осуществляли присмотр, обучение, воспитание, только обеспеченными людьми. Такая работа осуществлялась или по мере необходимости или в определенных целях. Раньше, в те времена и во многих странах, то, что касалось воспитания, и обучения детей возлагалось на разных людей.
Учитель женщина
Привычная картина, знакомая с раннего возраста: первое сентября, первоклассницы и первоклассники идут в школу, цветы, бантики, первый школьный звонок и первая учительница. У каждого в детстве была первая учительница, с которой прошли рядышком школьные годы. А вот интересно, как бы изменилась школьная линейка и школьная жизнь, если бы первым учителем был мужчина. Сегодня в странах постсоветского пространства о том, что учительница и воспитатель дошкольного учреждения – это женская профессия, рассказывать никому не нужно. Можно было бы подумать, что так будет всегда.
Возьмем, к примеру, данные по России за 2008 год. Учителя женщины почти восемьдесят пять процентов от всего педагогического состава, это только по средним классам, а в городских школах процент еще больше. Если говорить про учителей младших классов, то там количество женщин вообще зашкаливает. Существует самая интересная и популярная гипотеза о том, почему так случилось, что женщин в профессии больше, истина скрыта в разделении обязанностей. Все связано: и воспитание и образование и работа по дому – с матерью, с женщиной.
Если в те времена еще можно было увидеть мужчину учителя или физиком, или трудовиком, или физруком, то сейчас это практически невозможно. Тому существует пара причин: очень маленький уровень заработной платы, и такой же уровень признания профессии в обществе. На сегодня только в некоторых учебных заведениях можно встретить мужчин в качестве преподавателей, это ВУЗы, где ими выполняется преподавательская и научно-исследовательская функции.
Учителя в других странах
Направленность «учитель-женщина» знакома не только жителям России, но и большому количеству людей в других странах. Например, за последние пятьдесят лет в Северной Америке и Европе неудержимо растёт численность женщин, принимающих участие как в системе дошкольного, так и среднего образования. В школах Америки от 65% и примерно до 85% преподавательского состава составляют представительницы слабого пола. Что касается Германии, то там из десяти учителей начального образования только один учитель мужского пола, среднего – каждый четвертый. И в высших учебных заведениях наблюдается примерно такая же ситуация, за двадцать лет количество мужчин на таких специальностях уменьшилось в два раза.
А как же мужчины учителя?
В определенный момент жизни мы все сталкиваемся с такой наукой, как педагогика, и если это так, то тогда этот вопрос касается всех. Представим себе простую ситуацию, где молодой человек, закончив ВУЗ, получив образование, идет работать в школу. А там он сталкивается с тем, что его не принимают как учителя, при этом мотивация – это женская профессия. Но те, кто посещал занятия в университете и прослушал курс по истории образования, понимает, что профессия с давних времен, начиная с Греции и заканчивая Россией в годы революции, истинно мужская.
Если проанализировать историю педагогики именно с практической точки зрения, станет понятно, что именно в СССР педагогика стала женской. Тогда и лозунги у большевиков звучали призывом о всеобщей грамотности, а как они пришли к власти: переворот, гражданская война, унесшая миллионы жизней, жизней мужчин. Именно тогда страна ощутила нехватку мужчин, а ведь армии тоже требовались мужчины. Вот тогда и были сформированы педагогические курсы для девушек. С тех пор мужчины в образовании редкость и понятие это стало очень быстро пропадать.
Учителя и воспитание
Коснемся раннего периода воспитания. Что есть семья, супруги, мама, папа, дети. Появившись на свет, ребенок видит и маму и папу. Когда родители еще сами были детьми и их чувство только зарождалось, они тогда уже знали, как отличаются друг от друга. Многими чертами и качествами отличаются они, в этом и заключается их стремление построить семью, где они и будут дополнять друг друга, образуя гармонию. И уже их ребенок начинает варьировать между папой и мамой их характерами, так ему и прививаются человеческие качества и понятия.
Папа – глава семьи он строгий, а мама – добрая и нежная. Это было идеально. А теперь представим, что ребенок попадает в школу с женским коллективом, он полностью попадает под женское влияние и получает все, исходя только из женского поведения. А ему на данном этапе развития просто необходимо общение и с мужчиной, и с женщиной. Вот так в обществе и появились слабые мужчины, и никакая армия этого не исправит. Само государство вырастило для себя не сильных полноценных юношей и девушек, а сильных женщин и слабых мужчин.
Ведь как было раньше, в девятнадцатом веке, в гимназии или школе именно учителя мужчины встречали ребенка, а женское воспитание было дома. Мальчиков зачастую воспитывал старик, далее они переходили в старший дом, где из них воспитывали настоящих мужчин, а девочек воспитывали женщины, помогая им стать полноценными женами, хозяйками, обучая не только стряпать и шить, но и общаться, и понимать мужчин. Вот тогда, в те времена, с тем воспитанием, в жизни и семье была гармония. Позже это все разрушилось и в образовании в том числе.
Учитель, какого рода профессия?
Учителя присутствовали во все времена, преподавали истину молодым. Учитель всегда был, самое главное, воспитателем, проводил в действительность, развивал личность, готовил к жизни. Ведь не зря рассуждают, что самым важным в школе, одним из интереснейших предметов и живым примером есть сам учитель. Из истории следует, что самыми лучшими, успешными учителями были мужчины. Ведь он везде лучший: повар, музыкант, художник, это невозможно отрицать.
Например, в послевоенные годы учителями работали только мужчины, это было потому, что многие, участвуя в войне, получили увечья, ранения и не могли полностью физически работать, и хотя знаний педагогических не было, они все равно многому могли научить и учили. В те годы быть учителем было уважительно, отучись четыре года и на работу, где тебя любят и ценят. У тебя значимая профессия – проводник, о чем ты им расскажешь, дашь, сыграет немаловажную роль для них, в судьбе, поможет определить профессию. Такое положение не могло не радовать, преподаватели хорошо зарабатывали, им давали жилье, не сразу, но давали. Ты был значим для общества. А сегодня ситуация кардинально изменилась, мужчин в школах нет.
Сегодня мужчине, главе семейства, очень не просто на мизерную зарплату прокормить семью. Сейчас очень много других профессий, кто пойдет работать учителем, если можно заниматься бизнесом? От очень многих сегодня можно услышать много похвалы в адрес мужчин учителей тех времен, которые научили, сумели наставить, дать почву, определиться в жизни. Многих уже нет в живых, а о них до сих пор помнят и любят.
Любая работа, связанная с людьми считается тяжелой, а работа с детьми и подавно. Но быть учителем это призвание, призвание от Бога, именно он формирует стержень поколений. Точно нельзя определить, кто на нас оказал большее влияние родители, учителя, сверстники – мы сами для себя учителя. Одна из приоритетных задач учителя – завлечь своим предметом, касаемо этого говорят, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить.
Современная школа
Так складывается, что в современной школе преобладает и женский персонал и женское воспитание, и взгляды, для самовыражения мальчиков ничего не остается, а ведь они не такие как девочки, не идут на разговоры с учителем, им бы проверить собственные силы – побороться с другими ребятами, выстоять в противостоянии как это требуется. Полное отсутствие авторитета является следствием отсутствия учителей мужчин, теряется мужская роль в жизни. Да и ежегодные изменения в школьных программах приводят к уменьшению часов по дисциплинам, которые действительно были бы интересны мальчикам. Сейчас наступил момент, когда некоторым людям стоит задуматься о школьных программах и о том, как они могут изменить чью-то маленькую жизнь.
Из всего мною написанного можно сказать только одно: я уверяю мужчина учитель – это не только нормально, но это просто необходимо, это жизненно важная составляющая современного образовательного процесса. Потому как только мужчина может объяснить многое, то, что не расскажет женщина, многие составляющие жизни, только мужчина сможет привить определенные качества, это относится как к мальчикам, так и девочкам.
Вывод один: и мужчины и учителя мужчины очень нужны образованию, но в той ситуации, которая сложилась, уже мало что можно исправить, да никто и не пытается, ведь в нашем государстве права у всех одинаковы и у мужчин, и у женщин, если будешь поддерживать одного, соответственно ущемишь права другого. Такова жизнь.
Почему 99% преподавателей — женщины?
Ни для кого не секрет, что в современном мире преподаватели-мужчины встречаются намного реже, чем преподаватели-женщины. Хоть и невозможно дать единый однозначный ответ на вопрос: «Почему так?», мы все же попробуем немного разобраться и привести несколько наиболее вероятных причин этого явления.
Традиции и гендерный уклон
Хотя в 19 веке преподавание считалось преимущественно мужской профессией, в 20-е годы все изменилось. Преподаванием преимущественно стали заниматься представительницы прекрасного пола. Большая часть изменений произошла во время мировых войн, когда большое количество учителей-мужчин вступило в вооруженные силы, и многие из них не вернулись к преподаванию после окончания войн.
В наше время предвзятость распространена даже чересчур. Просто существует тот факт, что для многих молодых людей существует определенный ряд работ, которые считаются мужскими (автомеханики, инженеры, шахтеры, военные, строители, электрики, т.д.) и, которые считаются именно женскими (учителя, медсестры, секретари, швеи, продавцы, т.д.). Да, увы, гендерный уклон весьма распространен и в наше, казалось бы, непредвзятое время.
Преподавание и материнство
Многим женщинам, имеющим детей (или тем, кто в скором будущем собирается ими обзавестись) нравится тот факт, что у них во время декрета всегда будет возможность заниматься преподаванием из дома. Онлайн-обучение чрезвычайно распространено в наше время — нам ли это не знать! 😉 К тому же, работая прямо из дома, у них также будет гораздо больше времени для занятий другими не менее важными домашними делами. И, несмотря на множество перемен, мы по-прежнему считаем мужчину в семье «главным кормильцем». В особенности это касается стран постсоветского пространства.
“Плоская” иерархия в обучении
Что касается школ и высших учебных заведений, стоит отметить, что иерархия в обучении является достаточно плоской: классные учителя, несколько ведущих учителей и заведующих кафедрами и совсем мало администраторов. Таким образом, отсутствия на работе по причине ухода за ребенком практически никак не влияет на ваш карьерный путь, как бы влияло в других более иерархических профессиях.
Проблемы с социализацией
Так как преподавателей-женщин в наше время как никак больше, но мужчины-преподаватели все-таки встречаются, у них часто могут возникать проблемы с социализацией. Да, может, кому-то и нравится работать в коллективе, состоящем полностью из представительниц женского пола, многих мужчин это пугает. И мы прекрасно можем понять, почему! 🙂
“Не мужская” и не престижная профессия
Мы это уже затронули еще в самом первом пункте, но явно стоит повториться. Вы часто слышите, чтобы мальчик, особенно учащийся младших классов грезил о том, чтобы стать преподавателем, когда вырастет? Вряд ли. Чаще всего мальчики с самых ранних лет хотят стать космонавтами, известными футболистами и директорами крупных компаний. Наверное, этот пункт можно назвать самым спорным и субъективным (спорить не будем), но он явно имеет место быть в наше время. К тому же, сказывается роль, которую играет преподавание в наших странах. Если в Европе или США — это является престижной и даже высокооплачиваемой профессией, то у нас, увы, это совершенно не так.
Но нельзя не согласиться, что в наше время мы прикладываем множество усилий, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Развитие новых технологий, возможность преподавать онлайн, используя множество интересных ресурсов, расти и развиваться в профессиональном плане потиху меняют ситуацию к лучшему. Учителей-мужчин становится все больше, и вскоре мы перестанем считать, что учителями могут быть лишь одни женщины! 😉
Почему учитель-женщина лучше учителя-мужчины
Почему учитель-женщина лучше учителя-мужчины
И есть ли этому доказательства.
И выявился интересный факт: те ученики, учителями которых были женщины, показывали лучшие результаты на выпускных экзаменах.
Результат был обескураживающим для исследователей, поскольку принято считать, что качество преподавания ну никак не должно зависеть от пола преподавателя. Однако факт оставался фактом, разница была значительной.
Но самую главную причину такой разницы в качестве учителей нашли, когда сравнили оценки студентов женского и мужского пола в педагогической семинарии: средний балл студенток был намного выше среднего балла их однокурсников мужского пола.
Теперь можно подвести итог: учителя-женщины в Дании учат лучше, потому что они более образованы, лучше готовятся к урокам и думают в первую очередь об учениках.
Из своего опыта работы здесь в Дании, я могу сказать, что я согласна с некоторыми выводами: мои коллеги- мужчины действительно часто ставят себя самих в центре учебного процесса, то есть у доски. Рассказывают они прекрасно, но при этом не слишком заботятся о том, что ученики все же поняли тему. Они считают, что ученик должен слушать учителя, делать домашнее задание, и что успеваемость ученика вне зоны ответственности учителя.
Мои коллеги- женщины на уроке проявляют больше внимания каждому ученику, заботятся, чтобы ученики участвовали в учебном процессе, делают замечания, если кто-то отвлекается. К сожалению, такая излишняя опека приводит к лишним стрессам и конфликтам для самого учителя, но к лучшим результатам учеников.
Я не знаю, можно ли данные наблюдения перенести на Россию. В российской школе не такой большой процент учителей-мужчин, и те, которые все же там работают, скорее всего выбрали этом путь из любви к профессии.
Ставьте лайк, если вас интересует эта тема, и я напишу еще!
Преподаватели мужчины против женщин
Существует не мало споров о том, кто же на самом деле лучше – преподаватель мужчина или женщина? У многих срабатывает архаическая память и сознание преподносит образы женщины – хранительницы очага, мужчины-завоевателя, женщины-служанки, мужчины-барина. Из истории нам известно о разделении труда, социальных ролях и вечном споре полов. Мы очень разные, и, соответственно, обладает разными профессиональными качествами, даже выбирая одну и ту же профессию.
Мужчины против Женщин
Наверное, и стиль преподавания каждого зависит от социально обусловленных различий между мужчинами и женщинами. До недавнего времени эти различия не учитывались в педагогической практике. Но в последнее время все больше прогрессивных школ с помощью социальных опросов и анализов, делают свой выбор в пользу преподавателей мужчин или женщин. Но правы ли они?
Женщина и мужчина педагог в истории
Всем известен образ учителя наставника из классической русской литературы. Этот образ умного, спокойного и образованного учителя встречается ни на одной страничке великих русских писателей. А когда же женщина вошла в историю как грамотный и квалифицированный преподаватель? История свидетельствует о том, что до Революции женщины не имели права обучения в университетах. И лишь в начале ХХ века для женщин, которые желают обучаться, открывались различные курсы. От сюда следует, что все, что было позволено женщине – это преподавать в начальной школе. А квалифицированными преподавателями, которым было позволено работать в университетах, были мужчины.
С тех пор многое изменилось, а, точнее, перевернулось до наоборот. Трудно представить себе школу, где большинство преподавателей мужчины. Почему-то на первый план вышли психологические и эмоциональные качества женщин, которые они умело комбинируют со своими профессиональными навыками.
Что говорят исследования?
Если попросить описать свои профессиональные качества мужчин и женщин, то первые расскажут про себя, что они спокойны, независимы, прямолинейны, понимающие, заботливы и сильны. Женщины же – правдивы, жизнерадостны, тактичны, заботливы, совестливы. И эти отличия обусловлены природой. Многочисленные анализы и исследования говорят о том, что преподаватели-женщины довольно часто выражают завышенные требования к ученикам, поскольку от природы имеют пристрастие к контролю и не могут быстро адаптироваться к изменениям. Женщины-учителя часто винят других, например, учеников, в своих неудачах. Так типичным оправданием неуспеваемости класса может стать то, что ученики стали хуже себя вести.
Мужчины же в свою очередь менее толерантны и терпимы в преподавании. Исходя из своих природных качеств они на подсознательном уровне стремятся управлять учениками. И если в ряде дисциплин это допустимо, то на некоторых уроках такое поведение учителя просто неприемлемо, особенно если перед ним разнополый класс учеников.
Проблемы педагогики мужчин и женщин
Но не стоит отчаиваться, если ваш репетитор по скайпу – мужчина. Дискриминация по половому признаку – удел ветхой истории. Сегодня ведущую роль в характеристиках преподавателя является его квалификация, но никак не половая принадлежность. Однако не стоит лукавить, что и женщины и мужчины имеют некоторые проблемы в сфере педагогики.
Личностно-смысловые проблемы настигают мужчин чаще, чем женщин. А все потому что редк когда мужчины связывают свои долгосрочные жизненные планы с преподаванием в школе. Женщины же, напротив, могут мечтать об этом с детства и посвятить любимому делу всю жизнь. В отличии от мужчин, женщины никогда не рассматривают успех учеников как свой собственный, поэтому неудачи учеников объясняются их ленью и глупостью. А неудовлетворение от профессии чаще всего подстерегает с материальный стороны педагогики.
Социально-культурные проблемы у мужчин-учителей выражаются в затрудненных межкультурных отношениях, поскольку они, как правило, более консервативны, менее толерантны в личностном отношении, нежели женщины. Те, в свою очередь, имеют широкий круг социально-культурных интересов, но, порой знания носят бессистемный и поверхностный характер. Кроме того, женщинам свойственно скрывать свой интерес к типично мужским профессиям, когда мужчины могут преуспеть практически во всех отраслях сферы образования без стыда и лишних беспокойств об общественном мнении.
Проблемы профессионально-исследовательской деятельности настигают мужчин в моменте определения целей и задач. Мужчины часто сконцентрированы на глобальном результате, и выразить промежуточные цели им бывает очень сложно. Кроме того, им сложнее налаживать отношения в коллективе, поскольку чаще преподавательской коллектив состоит в своем большинстве из женщин, а женскую психологию мужчины знать не хотят. А вот женщины в этом плане обошли мужчин, им более важны отношения в коллективе, нежели содержание их деятельности. И вопреки мужчинам чаще предпочитают теоретическую деятельность вместо практической.
Проблемы в информационной сфере есть как у тех, так и у других. Женские трудности часто связаны с преобладанием вербального интеллекта над зрительно-пространственным, что существенно осложняет овладение современными технологиями. Именно этим обусловлена статистика в сфере онлайн преподавания. Еще до недавнего времени большинство онлайн учителей были мужчинами. И только в последние годы пропорциональное соотношение приблизительно сравнялось.
Сегодня огромное внимание уделяется профессионализму человека. Тем более, что онлайн обучение отбросило многие социальные, межличностные проблемы отношений в коллективе или с аудиторией, определив на первый план только квалификацию и педагогические навыки. Поэтому любая уникальная методика обучения может быть эффективна как в исполнении преподавателя женщины, так и мужчины. Что же касается учебных заведений оффлайн, то все вышеупомянутые проблемы, к сожалению, все еще актуальны. И что не менее прискорбно, роль ученика в этой системе пассивна. А выбрать подходящего именно ему учителя можно лишь обучаясь на частных индивидуальных договоренностях.